Помолиться перед образом Матери «Умягчение злых сердец» можно будет в керченских храмах и соборах 7 и 8 августа.
Чудотворная икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» – особо чтимая православная святыня. Ее ли мироточит и кровоточит на протяжении более 20 лет. Священнослужители говорят, что от иконы исходит благодать, которая совершает чудеса и исцеления. Молитва перед этой иконой приносит мир в семьи, у бездетных пар рождаются дети. Посещение чудотворный иконы приносит свет и радость. Люди чувствуют, что их душевные и телесные страдания облегчаются, что сердца их умягчаются.
Это чудотворный список иконы «Умягчение злых сердец» произведен полиграфическим способом на предприятии Русской Православной Церкви «Софрино», был приобретен в обычной церковной лавке в 1990 г.
3 мая 1998 года ее владелица заметила, что по поверхности иконы стекает миро. История мироточения и кровоточения просто потрясает.
12 августа 2000 года, в день гибели подводной лодки «Курск», на Иконе Богоматери появились крохотные кровоточащие ранки. С тех пор образ мироточит и кровоточит постоянно. Сейчас известная на весь мир икона практически без перерывов находится в паломничествах по всему миру от США до Австралии, от Афона до Дальнего Востока.
Всех желающих помолится перед образом Божьей Матери «Умягчение злых сердец» приглашают:
7 августа
с 11.00 до 13.30 в собор св. Иоанна Предтечи,
с 14.00 до 16.00 в храм св. Александра Невского,
8 августа
с 8.00 до 10.00 в храм Успения Богородицы,
с 11.00 до 13.00 в храм Апостола Андрея Первозванного.
Чудотворная икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» находится в церкви Иоанно-Богословской-Семистрельной, на погосте, неподалеку от города Вологды. На иконе изображена Пресвятая Богородица, пронзенная семью стрелами (от чего икона получила и другое название свое — Семистрельная).
Икона отображает евангельское повествование о том, как в сороковой день по Рождестве Христовом праведный Иосиф и Пресвятая Дева Мария принесли Богомладенца в храм для совершения над ним обрядов по закону Моисееву. Их встретил в храме святой старец Симеон, который возвестил присутствовавшим, что сей Младенец есть обетованный Мессия. Обращаясь к Божией Матери, праведный Симеон сказал: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу».
© Sputnik / Наталья Айриян В Цхинвал привезли православную икону Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец»
Символически скорбь Богоматери изображена на иконе семью пронзающими ее сердце стрелами. Долгое время святой образ находился на повороте лестницы колокольни храма святого апостола Иоанна Богослова, близ Вологды. Обращенную ликом вниз икону принимали за обыкновенную доску, по которой обыкновенно ходили звонари этой церкви.
Однажды некий крестьянин города Кадникова тяжело заболел и, не получив исцеления от врачебной помощи, обратился с молитвой к Царице Небесной. Ночью ему было видение, в котором неизвестный голос повелел отыскать на колокольне образ Божией Матери и молиться пред ним. Икона была найдена, вычищена и перенесена в храм. Пред обретенным образом отслужили молебен, после чего больной совершенно выздоровел.
© Sputnik / Игорь Онучин Храм в честь иконы Божией Матери «Семистрельная» в Троице-Георгиевском женском монастыре.
Особенно прославилась икона в 1830 году во время свирепствовавшей в Вологде холеры. Это бедствие навело страх на жителей и побудило их искать помощи у Пресвятой Богородицы. Чудотворная икона «Умягчение злых сердец» была обнесена вокруг города с крестным ходом, после чего заболевания стали заметно утихать, и вскоре эпидемия совершенно прекратилась.
Молитва пред иконою Божией Матери «Умягчение злых сердец»
О многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Иного бо прибежища и теплаго предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущая ко Иже из Тебе рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице единому Богу ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
По закону Моисееву все еврейские родители должны были приносить своих детей на сороковой день после рождения в храм для посвящения Богу. Во исполнение этого закона Матерь Божия со святым праведным Иосифом Обручником принесли Младенца Иисуса в Иерусалимский Храм.
В это время жил в Иерусалиме старец по имени Симеон. Много лет назад, будучи ученейшим человеком своего времени, он переводил священные книги с еврейского языка на греческий. Переводя книгу пророка Исайи, он остановился на фразе: «Се Дева во чреве зачнет». Подумав, что допущена ошибка, Симеон уже хотел написать «жена», но Ангел Господень удержал его руку, запретив исправлять пророчество, и предсказал ему, что не умрет он до тех пор, пока не увидит исполнения пророчества. Необычайно долго жил после этого праведный Симеон (по преданию, 270 лет). И вот наконец долгожданное время настало. Старец Симеон по внушению Святого Духа пришел в Храм в то время, когда Пресвятая Дева с праведным Иосифом принесли туда Младенца Иисуса. Праведный старец встретил Младенца, взял Его на руки и, славя Бога, сказал: «Ныне отпукаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром. Ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовил пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2, 29—32).
Матерь Божия и святой праведный Иосиф дивились словам старца Симеона. Святой старец благословил их и, обратившись к Пресвятой Деве Марии, предсказал Ей о Младенце: «Вот, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк 2, 34—35).
Проречение святого праведного Симеона: «… и Тебе Самой оружие пройдет душу» указывает на грядущие страдания, которые претерпела Пресвятая Дева во время Своей земной жизни. Число семь в Священном Писании вообще означает полноту чего-либо, а в данном случае полноту того горя, печали и болезни сердечной, которые выпали на долю Пресвятой Богородицы. Божия Матерь с твердым упование на Бога безропотно понесла такие страдания, которые не под силу ни одному земнородному. Весь акафист иконе Богородицы «Семистрельная» посвящен воспоминаниям перенесенных Ею страданий и прославлению терпения и смирения Пречистой. Будучи искушенной и претерпевшей до конца, Пресятая Дева может и нам помочь в наших земных скорбях: Радуйся, многоскорбная Мати Божия, печаль нашу в радость претворяющая.
Известно первое описание иконы «Семистрельная».
Долгое время этот святой образ находился на повороте лестницы колокольни храма святого апостола Иоанна Богослова, близ Вологды (на берегу реки Тошни). Обращенную ликом вниз икону принимали за обыкновенную доску и ходили по ней.
Эта икона была написана на холсте, наклеенном на доску, и свое наименование получила от самого изображения. Богоматерь на ней изображена без Предвечного Младенца, Одна, пронзенная семью стрелами или мечами — четыре с левой стороны и три с правой. Живопись этой иконы носит на себе явные следы давнего происхождения, и знатоки утверждают, что она написана около 500 лет тому назад. Несмотря на такую давность, живопись прекрасно сохранилась.
Прославилась она после чудесного исцеления одного крестьянина Кадниковского уезда, много лет страдавшего общим расслаблением и хромотою. Во время сна ему было сказано, что если он посетит Иоанно-Богословский храм и найдет на колокольне икону Божией Матери, то, помолившись пред нею, получит исцеление. Два раза он приходил и, передавая свой сон, просил впустить его на колокольню; но ему не верили и отказывались исполнить его просьбу. Наконец на третий раз впустили его на колокольню. Здесь он тотчас нашел святую икону, виденную им во сне: она заменяла место доски, по которой проходили на повороте лестницы. Найденную им икону обмыли от сора и птичьего помета, покрывавших ее. Больной крестьянин просил отслужить пред нею молебен и получил исцеление.
Позже икона прославилась в 1830 году, когда в Вологде свирепствовала холера. Жители в страхе прибегли к помощи Царицы Небесной и, подняв святые Ее иконы, «Семистрельную» и «Семиградскую», обнесли их вокруг города в торжественном крестном ходе. Скоро холера совершенно прекратилась. С того времени от иконы многие получали исцеление от болезней.
После революции чудотворная икона исчезла.
Икона «Умягчение злых сердец» отличается от иконы «Семистрельная» расположением мечей: они расположены по три справа и слева, а один (седьмой) снизу. Здесь мечи означают семь главных греховных страстей человеческого падшего естества. За неизреченные скорби, перенесенные Пресвятой Богородицей во время Ее земной жизни, которые справедливо названы пронзающим душу оружием, Пречистой Деве была дарована особая благодать зреть помышления сердец человеческих. Исполнилось пророчество праведного Симеона: «…и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец». С тех пор Богородице открыто устроение каждого человека. Грехи людские как мечи уязвляют любящее сердце Пречистой Девы, но, когда человек в раскаянии прибегает к Ее помощи, неизреченное милосердие Божией Матери смягчает и врачует злое сердце его.
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» известна с давних времен, но сведений о ее происхождении, к сожалению, нет никаких.
Пред иконами Пресвятой Богородицы «Семистрельная» и «Умягчение злых сердец» молятся об исцелении от холеры, хромоты и расслабления, об умиротворении враждующих и об умягчении злых сердец, при вражде или гонениях.
Икона находится в храме Спаса-на-городу г. Ярославля. В клеймах иконы, написанной в 2007 г., расположены изображения многочисленных святых с частицами мощей этих святых угодников Божиих:
Свт. Исайи, еп.Ростовского;
Свт. Димитрия, митр.Ростовского;
Мч. Иоанна-воина;
Равноап. Марии Магдалины;
Блж. Матроны Московской;
Блгв.кнн. Василия и Константина, Ярославских чудотворцев;
Свт. Агафангела, митр.Ярославского и Ростовского;
Блгв.кнн. Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев;
Блгв.кн. Февронии;
Прп. Авраамия, архимандрита Ростовского;
Блгв.кн. Романа Угличского;
Свт. Феодора, еп. Суздальского.
Празднование 13 / 26 августа
Богословие употребило священные поэтические изображения для описания умных сил, не имеющих образа, имея в виду наш разум, заботясь о свойственной ему и ему сродной способности возвышаться от дольнего к горнему и приспособляя к его понятиям свои таинственные священные изображения.
Святой Дионисий Ареопагит.
«О небесной иерархии»
«Умягчение злых сердец»… Сколько в одном названии этой иконы надежды — надежды на то, что будет когда-нибудь торжествовать правда на земле, что люди станут добры и милосердны, станут любить друг друга. И как трудно это в нашем ожесточенном мире, и подчас только вид чужого страдания способен смягчить наше собственное злое сердце…
Эту икону называют еще «Симеоново проречение». Как повествует евангелист Лука, праведному старцу Симеону Богоприимцу было предсказано Духом Святым, что не умрет он, пока не увидит Мессию. И вот когда родители на сороковой день после рождения Младенца принесли Его в Иерусалимский Храм, пришел туда «по вдохновению» и Симеон, взял Младенца на руки (откуда и прозвание Богоприимец) и произнес знаменитые слова, которыми с тех пор завершается каждая служба вечерни и известные как Молитва святого Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…» После же он благословил святого Иосифа и Пречистую Матерь Спасителя и обратился к Марии с тем самым Симеоновым проречением: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, —да откроются помышления многих сердец». Подобно тому как Христа пронзят гвоздями и копием, так и душу Пречистой поразит некое «оружие» печали и сердечной боли, когда узрит Она страдания Сына; после же откроются скрытые доселе помышления (о Мессии) людей, которым предстоит сделать выбор: с Христом они или против Него. Такое толкование Симеонова пророчества и стало предметом нескольких «символических» икон Богородицы. Все прибегающие к ним с молитвою чувствуют, что при умягчении сердца облегчаются страдания душевные и телесные, и сознают: когда молятся пред этими образами за врагов своих, тогда смягчаются их враждебные чувства, уступая место милосердию, утихают междоусобная брань и вражда.
Образ «Умягчение злых сердец» происходит, по всей видимости, из Юго-Западной Руси, однако исторических сведений о нем, к сожалению, не было никогда и никаких; неизвестно даже, где и когда икона явилась. Пречистая «Умягчение злых сердец» пишется с вонзенными в Ее сердце мечами – по три справа и слева, один снизу. Число «семь» в Священном Писании обычно означает полноту, избыточность чего-либо, а в данном случае – полноту и бескрайность того горя, печали и «болезни сердечной», которые испытала Богородица во время Ее земной жизни. Иногда на коленях Пречистой Девы пишется еще и Предвечный Младенец.
Празднование этому образу совершается в Неделю Всех святых (в первое воскресенье после Троицы).
Очень близок к «Умягчению злых сердец» и другой чудотворный образ — икона Божией Матери «Семистрельная». Разница между ними лишь в том, что на «Семистрельной» мечи пишутся иначе — три с правой стороны Пречистой и четыре с левой, а празднование ей совершается 13 августа по старому стилю.
«Семистрельная» — северорусского происхождения: она пребывала в Иоанно-Богословской церкви на берегу реки Тошни, что неподалеку от Вологды впадает в одноименную реку. Крестьянин Кадниковского уезда много лет страдал от хромоты, и никто не мог ему помочь. Но вот однажды в тонком сне некий голос повелел ему найти на колокольне Богословской церкви, где хранились ветхие иконы, образ Пречистой и помолиться перед ним об исцелении. Крестьянин несколько раз просил пустить его на колокольню, но его словам не верили. Лишь на третий раз позволили ему подняться на колокольню. Оказалось, что икона, покрытая сором и грязью, служила ступенькой лестницы, и звонари ходили по ней, словно по простой доске. Ужаснувшись невольному кощунству, церковнослужители отмыли икону и отслужили перед ней молебен, после которого крестьянин обрел исцеление. Прошло еще немало лет, сменились поколения, об этом чуде стали уже забывать, но вот в 1830 году Вологодскую губернию, как и большую часть Европейской России, постигла страшная эпидемия холеры. Во время нее святыни из Тошни были перенесены в Вологду и поставлены в «холодной» (летней) церкви Дмитрия Прилуцкого на Наволоке — в вологодском Заречье, справа от главного городского моста. Обратились тогда христолюбивые жители Вологды к «Семистрельной» и вместе с иными святынями обнесли ее торжественным крестным ходом вокруг города. Холера отступила также внезапно, как и пришла. Согласно преданию, этому образу было более пятисот лет, однако особенности живописи и то, что он написан на наклеенном на доску холсте, свидетельствуют о его гораздо более позднем происхождении — видимо, этот список был сделан в XVIII столетии с не дошедшего до нас изначального образа. В память же о чудесном избавлении Вологды от холеры горожане заказали и поставили в Дмитриевской церкви список с «Семистрельной», от которого со временем также стали происходить чудеса. Богослужение здесь прекратилось в 1930 году, возобновилось 13 июля 2001 года, однако святыни в храме не осталось.
Во время Великой Отечественной войны на юге Воронежской области, в местности, известной как Белогорье (от меловых скал на правом берегу Дона близ города Павловска), стояли воевавшие на стороне нацистов итальянские горнострелковые части. Во второй половине декабря 1942 года солдаты из взвода лейтенанта Джузеппе Перего нашли в разрушенном от бомбежек доме икону «Умягчение злых сердец», которую они передали своему военному священнику — капеллану отцу Поликарпо из Вальданьи. По словам местных жителей, эта икона происходила из пещерного Воскресенского Белогорского мужского монастыря близ Павловска. Итальянцы называли ее «Madonna del Don» («Донская Мадонна»; не следует путать этот образ с Донской Богоматерью). После Острогожско-Россошанского наступления советских войск в январе 1943 года остатки разбитого итальянского корпуса покинули пределы нашей страны. Капеллан Поликарпо взял «Донскую Мадонну» с собой в Италию, где в Местре (материковая часть Венеции) специально для нее была выстроена часовня, до сих пор остающаяся местом массового паломничества родных и близких итальянских солдат, погибших в России.
Наконец, еще одна чудотворная икона подобного же типа пребывала в соборе города Жиздра на юго-западе Калужской губернии, близ брянских земель, и была известна как «Страстная» или «И Тебе самой душу пройдет оружие», как значилось в соборной описи. Праздование ей совершалось также 13 августа – в один день с «Семистрельной» и с гораздо более распространенной «Страстной» иконой совсем иного вида (подлинный чудотворный образ находился в московском Страстном монастыре; на нем возле лика «Одигитрии» были изображены два Ангела с орудиями страстей Господних — крестом, губкою и копием). В отличие от таких страстных, на жиздринской иконе Пречистая написана в молитвенном положении; одной рукою Она поддерживает лежащего у Ее ног Младенца, другою же прикрывает Свою грудь от семи направленных в нее мечей.
Тропарь, глас 4
Умягчи наша злая сердца, Богородице, и напасти ненавидящих нас угаси, и всякую тесноту души нашея разреши, на Твой бо святый образ взирающее, Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся и раны Твоя лобызаем, стрел же наших, Ты терзающих, ужасаемся. Не даждь нам, Мати Благосердая, в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути, Ты бо еси воистину злых сердец Умягчение.
Молитва
О многостральная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Инаго бо прибежища и теплого предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущи ко Иже из Тебе Рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице Единому Богу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.