Икона Божие Матери «Сладкое лобзание». Монастырь Филофей. Афон
Сладкое Лобзание (Сладкое Целование) или Гликофилусса (греч. Γλυκοφιλούσα — Сладколюбящая) , икона Божией Матери
Празднование в понедельник Светлой Седмицы , в Неделю Антипасхи , 27 марта (ПЦА )
Принадлежит, по преданию, к числу семидесяти икон, писанных святым апостолом и евангелистом Лукой.
Икона Божие Матери «Сладкое лобзание».
Икона прославилась во времена иконоборчества. Она принадлежала благочестивой женщине Виктории, жене некоего Симеона Патрикия. Виктория, с опасностью для жизни, чтила и хранила её у себя в комнате. Муж потребовал, чтобы она сожгла икону, но Виктория предпочла лучше пустить её в море. После этого икона явилась на берегу пред Афонским Филофеевским монастырём. Игумен и братия внесли её в соборный храм.
С тех пор и доныне в понедельник Светлой Седмицы совершается из монастыря крестный ход на место явления иконы.
Списки
С 5 апреля 2017 года в Преображенском храме с. Заброды Калачеевского района Воронежской области находится список иконы из Афонского монастыря Филофей:
Когда икона, писавшаяся по просьбе благотворителей, восстанавливающих Преображенский храм с. Заброды Калачеевского благочиния, уже была готова к отправлению, доска треснула. Тогда игумен Филофеевского монастыря благословил передать прихожанам Калачеевского Преображенского храма тот образ, который имеет благословение, намолен, сказав, что Богородица хочет пойти к тем, кто Её ждёт, именно этим образом
Молитвословия
Тропарь, глас 7
Одержа́щей е́реси,/ о честне́й ико́не Твое́й, Де́во,/ я́ве промышля́еши:/ мореше́ствием Твое́й оби́тели/ я́ко дар досто́ин приноша́еши./ Сию́ же мы Сладколю́бящую пра́ве нарица́юще,// Тя ублажа́ем.
Кондак, глас 8
И́же в хра́ме и оби́тели Твое́й приходя́щия Ти/ и богоуго́дно спаси́тельная гоня́щия/ и почита́ющия Твой святы́й о́браз,/ сим да́руй, Де́во, Твоя́ ми́лости,/ от вся́ких изба́вльши сих скорбе́й, Тебе́ вопию́щия:// ра́дуйся, Еди́на Богоневе́стная
Использованные материалы
Минея. Апрель, ч. 2, изд. Московской Патриархии, с. 327, .
Минея. Апрель, ч. 2, изд. Московской Патриархии, с. 317, .
«Icon of the Mother of God of Mt. Athos, «Sweet Kissing”», официальный сайт Православной Церкви в Америке, .
24 марта в Свято-Ильинский собор г. Россоши из Святоафонского монастыря Филофей прибыл чудотворный образ Божией Матери «Сладкое Лобзание» // Сайт Россошанской епархии —
Редкая композиция и выразительный живописный стиль иконы позволяют связывать ее создание с мастерской знаменитого критского мастера Ангелоса Акотантоса второй половины XV века. Ангелос определил пути развития иконографии критских икон и создал тот особый прославивший их стиль, где константинопольская образность и условный характер иконописи органично сочетались с изобразительными мотивами и художественными приемами готического искусства. Художник эмигрировал на Крит из Константинополя в первой половине XV в. Судьба мастера была типичной: в XV в. представители константинопольской творческой элиты, спасаясь от нависшей над Империей опасности, активно переселялись на остров, и после завоевания византийской столицы турками в 1453 г. образовали здесь целую колонию. Столица Крита Кандия (современный Ираклион) с XV и до XVII веков была главным центром традиционного иконописания.
Критское происхождение иконы неоспоримо: только на Крите, в подражание итальянским мастерам, нимбы орнаментировались резьбой по золоченому левкасу. С критской культурой XV в. связано и украшение ворота платья Богоматери небольшой круглой брошью – черта, заимствованная из готического искусства. Иконографический тип Богоматери Гликофилусы (греч. «сладко любящая, ласкающая») был распространен в позднем византийском искусстве, выражая не только нежную любовь Марии и Младенца Иисуса, но и мысль о Его будущих страданиях и жертве. Она передана через изображение обнаженной, повернутой на зрителя ступни Младенца. В позднем искусстве Византии, с его разработанной системой символов, обнаженная ступня в изображении Младенца Иисуса обозначает смертность, уязвимость его плоти, знак Его смирения перед искупительной жертвой. Вариант иконографии Гликофилусы, представленный на иконе, чрезвычайно редок для критской иконописи.