В редакцию журнала «Фома» пришел вопрос от читательницы:
У меня такая проблема: периодически одолевает чувство раздражения и нервозности. Настроение очень резко меняется, его может испортить буквально одно слово, потом раскаиваюсь, но могу в этот момент сделать неприятно любимому человеку (грубо ответить), понимая, что он не виноват. Никак не могу понять, почему это происходит и откуда? Не хочу злости внутри, хочу чистоты и любви.
Олеся
Содержание
Отвечает семейный психолог Екатерина Бурмистрова, автор книги «Раздражительность. Методика преодоления»:
Фото ekaterina-burmistrova.com
Нельзя просто подавить раздражительность, надо разобраться, какие ситуации выводят вас из себя и что надо делать, чтобы эта раздражительность не была разрушительной для вас и вашей семьи.
Разберемся с первым: выделим пять причин, почему люди чаще всего раздражаются:
1. Если обобщить: раздражение — это реакция на неудачу. Вы представляли себе ситуацию одним образом, а получилось по-другому — ваши ожидания не оправдались. Вы планировали провести чудесное утро в парке, гуляя с семьей, но ребенок закапризничал, не захотел одеваться. Это же касается и и конфликтов между родителями и детьми: родители создали в голове образ идеального ребенка, расписали его жизнь по пунктам, а их сын или дочь выбрали другой путь.
2. От вас что-то хотят, требуют, нарушают ваши личные границы. Ваше терпение на исходе, вы начинаете говорить на повышенных тонах. Раздражительность здесь — это защита: так вы показываете свое недовольство. Однако раздражение может перейти в другую стадию — гнев, а если ситуация затянется — даже в ненависть.
3. Ситуация системной перегрузки: вам не хватает отдыха, вы работаете в некомфортном темпе, параллельно выполняя сразу несколько дел.
4. У вас сидячая работа, нет возможности выйти на воздух, вы не выспались, не поели вовремя. Все это вызывает раздражение — незрелую, первичную реакцию на нарушение баланса основных ресурсов организма.
5. Разочарование или обида, надлом, кризис в одной области жизни, перетекающий в другую, — это характеристика смещенного гнева. Например, у человека стрессовая ситуация на работе, там он сдерживается, а дома выливает все накопившееся раздражение на жену и детей. Или жена, поссорившись с мужем, вымещает свой гнев на первом встречном.
Раздражительность может быть вызвана одной причиной или сразу несколькими, выражаться по-разному.
Эта реакция неприятия чаще всего направлена на ближних. Мы срываемся на тех, кто нам дорог. Самые спонтанные, искренние и неконтролируемые чувства мы изливаем семье или друзьям. Это связано с амбивалентностью — двойной природой близких отношений, где чувства могут колебаться между двух полюсов — от сильной любви до такой же сильной ненависти.
Что же делать? Если вы раздражаетесь на ближнего, но не рады тому, что испытываете подобные чувства, — прервите контакт, выйдите в соседнюю комнату, прекратите на время общение. Такое чувство не связано с вашим базовым отношением к человеку — вы его любите, но в данный момент злитесь на него. Если ребенок завис над домашним заданием, муж не слышит ваши просьбы починить полку, не срывайтесь — остановите эмоцию и переждите момент.
Постарайтесь понять, почему сейчас вы раздражаетесь чаще, чем обычно, и что может за этим стоять? Иногда повышенная раздражительность связана с серьезными проблемами со здоровьем. Есть заболевания, при которых раздражительность — это побочный эффект, например, гипертония или диабет. Беременная женщина с серьезным токсикозом тоже страшно раздражительна, и для нее это нормальное состояние в данный момент.
Но если вы чувствуете, что раздражительность становится системой, не исключением, а правилом, повышенный тон разговора входит в привычку — это сигнал, что надо серьезно подойти к решению проблемы и восстановить гармонию вашего внутреннего мира, иначе это пойдет вам во вред. Например, мама знает, что нельзя повышать голос на ребенка или что раздражение — грех, но не может сдержаться. Это приносит ей страдание, потому что она не такая, какой хочет быть.
Когда мы решаем поститься и пытаемся меньше раздражаться, происходит то же самое. Мы, как будто нарочно, раздражаемся больше обычного. Это связано с физиологией: кому-то очень тяжело обойтись без скоромной пищи, а на кого-то подспудно влияет сама идея ограничения, с которой они не согласны. Сильно давит и то, что у нас не получается соответствовать собственным ожиданиям, и это дает нам лишь новый повод для раздражения.
Итак, разобравшись с возможными причинами раздражительности, обратимся ко второму вопросу: как все же управлять своей реакцией и не раздражаться? Прилагаю инструкцию, как справиться с раздражением, правда, упрощенную схему, так как эта тема требует долгих часов беседы с психологом или самостоятельной работы над собой.
Как справиться с собой?
1. Изучите свои триггеры — те ситуации, которые вызывают у вас раздражение. Составьте список: 5-10 основных источников раздражения. На самом деле их больше, если расписать подробнее по разным сферам жизни. Например, в транспорте меня раздражает одно, на работе другое, в отношениях с мужем — третье. Далее, проследите историю каждого триггера: почему вас это раздражает. Это очень действенный способ. Допустим, вас раздражают крошки на полу. Почему это вызывает у вас такое чувство? Потому что вы не хотите разнести их по дому? Потому что у вас ощущение, что вы плохая хозяйка? Или крошки на полу раздражали вашу маму?
2. Узнайте больше про механизм раздражения, прочитайте об этом. Знание о том, как устроены наши эмоции, очень помогает — мы начинаем понимать их биологические и психологические мотивы.
3. Придумайте метафору-образ для того состояния, в которое вы приходите, когда раздражаетесь. Это может быть чайник, вулкан, дракон, бетономешалка — тот, в кого вы превращаетесь, когда это раздражение вас захватывает. Вы же не хотите им быть?
4. Старайтесь уловить момент, когда раздражение только начинает зарождаться в вас, — тогда будет проще прервать контакт с объектом, переадресовать эмоцию или применить другую тактику — например, глубоко дышать.
5. Избегайте ситуаций, где срабатывают ваши триггеры. Я понимаю, что легко сказать и трудно сделать. Но попробуйте составить маршрут в объезд пробок или просто поменяйте подход к тому, что вызывает раздражение.
В борьбе с раздражительностью легко наделать ошибок. Поэтому предостерегаю вас: подавлять эмоции бесполезно — их накопление приведет к срыву, истерике или бессоннице. Если вы сначала раздражались на человека и гневались, а потом скрутили себя в бараний рог и решили терпеть — ваши отношения с ним не станут лучше. Наоборот, раздражение пойдет дальше, в самую глубь, и разрушит, разнесет вашу семью или дружбу.
Чтобы эмоции не накапливались, не держите боль и обиды в себе: спокойно, без крика поделитесь тем, что переживаете, объясните, постарайтесь разобраться с чувствами вместе. Если эмоции остаются, не направляйте их на человека, а найдите форму, в которой вы можете их выразить. Например, с раздражением и стрессом помогают занятия спортом — все силы уходят на активные физические действия, а не на ссоры.
Помните, что раздражительность — это не то, что нужно задушить в себе, а то, с чем нужно работать.
Подготовила Анастасия Бавинова
Пожалуй, не существует пап и мам, которых время от времени не раздражало бы
поведение их детей. Обычно раздражение возникает и накапливается в тех ситуациях, когда маме или папе не удается совладать с какой-то бытовой ситуацией. И такие случаи в условиях современной жизни — не редкость. Проблема родительского гнева и его проявления поистине огромна. Настолько огромна, что заслуживает отдельной книги, которую и написала Екатерина Бурмистрова — замечательный психолог, уже более пятнадцати лет занимающаяся проблемами семейных отношений.
Книга призвана помочь разобраться с проблемой раздражительности в семье и содержит практические советы.
Раздражительность… Это такое состояние человека, при котором его психологические реакции (поведение) неадекватно раздражителю, а именно намного выраженнее, чем того «требует ситуация». В бытовом понимании — это когда человек «срывается» на пустяках.
Само определение раздражительности уже говорит о подсознательной значимости этого понятия. Раздражитель — реакция, стимул — ответ, условный рефлекс. Основной процесс при этом — процесс раздражения. Такой же биологический, как и в известном опыте, когда одноклеточную амёбу колют иголочкой, а она в ответ сокращается…
Если Вас что-то или кто-то раздражает — это значит, что Вы реагируете, а точнее допускаете реакцию со стороны своего подсознания, «потворствуете» ей. Раздражение всегда имеет эмоциональный оттенок. Иногда раздражение переходит в агрессию, злобность, ненависть, когда внутри всё закипает и требует выхода — в виде крика или резкого движения…
Раздражение — это несовпадение, несоответствие желаемого и реального. Есть разные оттенки и степени раздражения. Например, человек хочет-желает одно, а его окружает совсем другое — совсем не то, что ему требуется. Вместо «Ламборджини Дьябло» — старенький «жигуль», вместо банковского счёта в Швейцарии — сберкнижка, вместо бассейна с домом на Карибах — лужа перед подъездом… Хочет одного, а имеет другое. Это неприятно, это вызывает раздражение, но с этим можно жить, с этим можно смириться и даже научиться не обращать на это внимание, а со временем и вообще перестать думать об этом — и раздражение пройдёт… Но раздражение не пройдёт, в случае когда соседи сверху устроили вечеринку на всю ночь, сосед по купе в скором поезде начал сильно храпеть, а телефонный хулиган позвонил в пятнадцатый раз… Наверное, каждый человек имеет свой предел терпения, тот рубеж, преступив который Вы вызовете реакцию в виде раздражения. Итак, раздражение — это эмоциональная реакция на несоответствие окружающей действительности внутренним требованиям человека.
Несоответствие внутренним требованием — это та же разность потенциалов, которая толкает человека на выполнение определённых действий. Если эти действия по каким-либо причинам не могут быть совершены — появляется раздражение, и оно усиливается прямо пропорционально неспособности человека повлиять на ситуацию… В итоге человек становится перед выбором: либо принять обстоятельства (ситуацию), либо далее продолжать попытки привести окружающее в соответствие своим внутренним требованиям. Рецепт американского счастья: «Если ты не можешь изменить обстоятельства — смирись с ними!» Главное — не нервничай, ведь невроз развивается именно тогда, когда человек не в силах что-либо изменить, тем не менее не принимает это что-либо. Оно его не устраивает. Раздражение вырастает до громадных размеров. Человека начинает не устраивать абсолютно всё — не устраивает работа, дом, жена/муж, весь мир… Именно тогда появляется раздражительность — малейший пустяк и «человек выходит из себя», устраивает истерику, кричит, стучит — вообщем, не контролирует свои действия…
Как же преодолеть раздражительность, как научиться не раздражаться?
Разум человека так устроен, что он постоянно генерирует внутренние требования — создаёт разность потенциалов… Если Вы начали чувствовать раздражение, постарайтесь определить какие именно внутренние требования Вы не можете реализовать. Именно Ваши внутренние требования, так как осознанный выбор и интерес никогда не вызовут раздражения. Требования, долженствования, обязанность, ответственность, дискомфорт под маской желаний, потребности — всё, что изначально вызывает напряжение будет вызывать раздражение, особенно если напряжение невозможно снять быстро.
Природа жестока — борьба за существование и естественный отбор лежат в основе эволюции. Человеческое сознание появилось в результате биологического, животного напряжения-раздражения… Как природе объяснить бессловесной твари, в чём суть жизни — зачем это всё происходит, что требуется от неё? Никак, только с помощью напряжения-раздражения. И в отношении человека также продолжает действовать политика кнута и пряника. Раздражение — это кнут. Стимул-реакция. И реакция уже заранее запрограммирована.
Возможно ли, чтобы раздражение было осознанным выбором человека? Вам интересно испытывать раздражение? Нет, не интересно… Раздражение — это то, что происходит с человеком. Раздражение может захватить чувства и ум, совершить действия, о которых человек ещё долго потом будет жалеть. Если Вы испытываете раздражение — Вы уже не правы. «На меня что-то нашло», «это был не я», «бес попутал» — действительно, в момент раздражения Вы не осознанны, Вас фактически нет — есть биологическая реакция… Поэтому выход в том, чтобы научиться отслеживать и различать раздражение и своё собственное существование — не путать эти понятия. Качество Вашей жизни — это качество тех эмоций и чувств, которые Вы испытываете. Заблуждение думать, что это качество зависит от внешних обстоятельств — только от Вас, от Вашего интереса к Жизни, от Вашего творчества, от Вашего сотрудничества — это и есть пряник эволюции…
Не знаете как его скушать? 🙂 С удовольствием Вам помогу >>.
Кто из нас не жаловался на раздражение и раздражительность? Раздражаются все и всегда. Независимо от склада характера, образованности, воспитания, пола в различные минуты своей жизни мы вдруг чувствуем нарастающее раздражение: к близкому человеку, к друзьям, обстановке, незнакомым людям, окружающему миру в целом.
Мало кто понимает, откуда берется раздражение. Оно представляется некоей психологической данностью, просыпающейся время от времени и мешающей жить. И мы начинаем с ним бороться: глотать капли и успокоительные таблетки, считать до ста в обратном порядке и т.д. Есть множество полезных способов, чтобы справиться с раздражением. Но оно приходит снова и снова. Ситуации могут быть любые, но раздражительность всегда выскакивает, как черт из табакерки, и справиться с ней достаточно сложно. Если ее не контролировать и не бороться, то совершенно неизвестно, во что все это выльется. Можно на кого-нибудь накричать, что-нибудь разбить, стукнуть кулаком по столу в кабинете начальника и даже ударить в некоторых случаях.
В идеале хочется, чтобы раздражительности не было вовсе, тогда и сдерживать ничего не нужно, да и оптимизма побольше и хорошего настроения. А так, даже если справляемся, сдерживаем и прячем — на душе осадок, в кармане фига, и настроение удрученное.
Давайте попробуем понять, что происходит. Раздражение всегда связано с препятствиями, возникающими на пути к определенной цели. Это реакция на преграду, помеху. Если вы намерены сделать нечто, или получить нечто, или ожидаете определенную ситуацию, которая не произошла «по вине» каких-либо обстоятельств, где помехами выступают или люди, или события — появляется раздражение. Люди, вещи или обстоятельства выступают как вредоносные для данной ситуации раздражители. Сами по себе они таковыми не являются, но стоит лишь создаться специфической ситуации, как появляется раздражение.
Почему оно так неочевидно и почему с ним так трудно справиться? Раздражение — это реакция на ситуацию, связанную с препятствием, на которую объективно невозможно отреагировать агрессивно, или же возможно, но на эту реакцию наложен внутренний запрет. И вот раздражение разрастается все больше и больше, не сфокусированное ни на чем конкретном и распыляемое во все стороны, как аэрозоль. Кстати, часто бывает так, что на роль жертвы попадают те люди, которые элементарно на нее годятся. На начальника невозможно наорать, на коллег — уже легче, а на жену — совсем просто. Поэтому от раздражительности страдают люди, никак не виноватые в появившихся проблемах.
Итак, раздражение — это «свернутая» агрессия, которая никак себя не проявляет. Агрессия, как вы понимаете, — это не то, что кто-то кого-то обязательно будет бить. Агрессия часто может выступать в вербальной форме, где Иван Иванович просто говорит начальнику, что он «не согласен с таким-то решением и требует его пересмотреть». Агрессия может быть даже очень пассивной, где со стороны вам и в голову не придет, что это хоть капельку напоминает конфликт. Кстати, любопытная такая вещь: если есть агрессия, то вы не найдете в ней ни грамма раздражительности. Есть только агрессия в самой непосредственной ее форме.
У раздражительности есть одно подлое свойство, которое самым непосредственным образом связано с невозможностью адекватно отреагировать на возникшее препятствие. Свойство это — проявляется не сразу, а через некоторое время после события, в котором ваши интересы были ущемлены. Это может произойти через десять минут, через час или даже через день. Таким образом, «под горячую руку» вам попадут совершенно другие люди, ситуации, обстановка. Это не всегда так, но очень часто. Хотя бы в силу того, что реальная помеха на вашем пути не может испытать на себе силу вашего противодействия. И поэтому раздражительность всегда воспринимается как нечто инородное, возникающее в нас без предупреждения и видимой причины: досадная неприятность, нехорошее качество личности, мешающее чувство, от которого хочется избавиться раз и навсегда. Но, кажется, вы уже поняли, что это невозможно. С одной стороны, мы не можем с кувалдой бросаться на любые препятствия, которые возникают на нашем пути. С другой, не можем быть равнодушны, когда нашим интересам препятствуют, мешают.
Что делать?
Самое главное, нужно усвоить, — раздражать может все! Без правил и без исключений. Как это ни парадоксально, но самое близкое и дорогое может раздражать нас в первую очередь — элементарно в силу того, что на открытое противоборство у нас стоит запрет. В некотором роде реакция раздражительности может выступать критерием ценностного отношения: раз человек раздражается, значит, у него нет возможности в явной форме противостоять вам. Таким образом, он или чувствует свою слабость, или слишком хорошо к вам относится, чтобы выразить свои чувства в более посудобойном виде. Раздражать может любимый человек, или самые верные и преданные друзья, и даже дети. Кто-то может патетично всплеснуть руками: ах, как можно? Это же дети! Но разве я сказал что-то плохое? Разве я посоветовал что-то вредное? Я лишь говорю о том, что раздражение — это естественная психологическая реакция, которая не делит мир на своих и чужих. И если вас укусит ваш ребенок всеми своими зубками, то больно будет точно так же, как если бы это сделал совершенно незнакомый человек, а может, и еще больнее, потому как к боли примешаются досада и обида.
Второе: раздражение подкрадывается незаметно, с подвохом. Представьте на секунду, что вам что-то причиняет боль, но вы не можете найти источник этой боли. Вся окружающая обстановка мгновенно превратится в потенциально опасную, где любой из ее элементов причиняет боль и, следовательно, опасен. В случае с раздражением все примерно так же: не найдя преграды, которая вдруг образовалась на пути, либо зная о ней, но подавляя все возможные ответные реакции (и, таким образом, не зная об этом — так называемое вытеснение, говоря языком психоанализа), мы постепенно обнаруживаем, что все окружающее стало враждебным, недобрым, злым.
Очень важно понять истинную причину вашего раздражения. Как только появляются первые признаки раздражения, спросите себя: что на самом деле мне мешает? Оглянитесь вокруг и найдите препятствие, которое появилось у вас на пути, но прошло мимо вашего сознания. Найти истинный источник раздражения — это то же самое, что найти источник боли: ситуация мгновенно разряжается. Вся окружающая атмосфера становится безопасна, обычна, невраждебна. Кроме, разумеется, первопричины. На ее счет вы можете подумать и принять какое-то мудрое решение.
Спрашивайте у себя всегда, обращайтесь напрямую к своему подсознанию. Не бойтесь узнать о препятствиях, которые вы вычеркиваете из ума, как возможные. Если вы очень хотели сходить в клуб, а ребенок заболел, то это может вызвать раздражение. Вы будете стыдиться и винить себя за это, хотя на самом деле здесь нет никакой вашей вины. Просто поймите, что ребенок в этом случае стал преградой на пути к вашим собственным интересам. Стыдиться здесь нечего. Вы — человек, со своими интересами, потребностями, желаниями, нуждами. И любая неожиданная преграда — это преграда. Обнаружив источник напряжения, вы успокоитесь и сможете принять ситуацию спокойно.
Третье: как правило, раздражение вызывают ситуации, которые мы не контролируем, или такие, которые возникли слишком неожиданно. В таких случаях, кстати, решение принимаете даже не вы, как вы привыкли себя понимать, а некоторая часть вашей личности, которая отрицает любые возможности противодействия в таких ситуациях, или видит их бесперспективными. Действие осуществляется машинально, спонтанно.
Важный совет: в любых подобных ситуациях старайтесь определить свое отношение к происходящему как можно быстрее. Спрашивайте себя: как я к этому отношусь? Что я буду делать, раз все так получилось? Как я запланирую свои дальнейшие действия, раз ситуация изменилась? Вы получите ценнейшую информацию, которая поможет достойно выйти из создавшегося положения. Перестанете чувствовать себя жертвой обстоятельств и глупых начальников, и сможете найти новые решения для изменившихся условий.
Четвертое: попробуйте составить список распространенных ситуаций, на которые вы не в состоянии повлиять: не можете отказать другу; не находите возможным повысить тон голоса даже тогда, когда это необходимо; не умеете постоять за себя и не рискнете бороться с начальником за свой кусок хлеба. Найдите все ваши запреты, табу, ограничения. Они могут быть причиной кажущейся немотивированной раздражительности. Раздражение всегда имеет раздражитель. И если вы сегодня по-новому взглянете на свои наиболее типичные раздражалки и злючки, то, вполне возможно, откроете для себя нечто новое и интересное. Например, то, что люди, на которых вы срываете свою злость и досаду, совершенно в этом не виноваты. Или вы видите причину в одном, когда, как может оказаться, все дело лежит совершенно в другой плоскости.
И пятое: совет для тех, кто живет рядом с раздражалкиными. Вспомните о том, что это — не какое-то свойство их личности, не черта характера и не стервозность. Это преграды, с которыми близкий вам человек сталкивается регулярно и не может их преодолеть. Поговорите с ним, попробуйте вместе найти эти настоящие преграды, которые для него болезненны и непереносимы. Предложите новые решения для ситуаций, которые он вполне может не осознавать. Поверьте, всегда много легче принять такую ситуацию, которую человек выбрал добровольно, чем такую, с которой он смирился или вынужден принять.
Гневливость – черта характера, обуславливающая склонность к чрезмерному проявлению агрессии, которая зачастую находит выражение в вербальной форме. Гнев иногда путают с яростью и злостью, однако эти явления отличны, единственным общим аспектом является то, что каждый из них отражает высшую точку своего вектора. Гнев отвечает за уретральное направление, злость – за кожное, ярость – мышечное. Это означает, что только человек с уретральным вектором может действительно гневаться. Как правило, такого человека достаточно сложно вывести из себя. «Слабыми местами» являются явные или возможные действия, направленные на изменение его положения лидера. В гневе такой человек действительно не контролирует себя, склонен к физической атаке. По силе гнева он значительно превосходит обычного вспыльчивого человека. Специалисты связывают гневливость взрослых людей с их резко отрицательным отношением к окружающим людям, а также неумением (или нежеланием) искать компромиссные решения в спорных ситуациях. Принимая во внимание тот факт, что гневливость является в определенной степени расстройством, которое может наносить вред окружающим, необходимо принимать комплекс превентивных мер. Близким людям рекомендуется не отвечать агрессией на агрессию, а учиться объяснять мотивы поведения посредством системного мышления. Это позволит не только легче переносить гневливость другого человека, но и объяснить ему, что в его поведении является отклоняющимся от нормы, и вместе скорректировать сложившуюся ситуацию.
Уклоняться от злословящих
Все мы с вами понимаем, что такое заразная болезнь. И стараемся не ходить туда, где видим распространение какой-то инфекции. Благоразумие подсказывает: ты заразишься. Однако, поступая благоразумно в области телесной, очень часто мы действуем безрассудно в области духовной.
Человек со злыми помыслами является источником духовной заразы. Он болен неким духовным гриппом и может перезаразить многих. Когда мы общаемся с теми, кто осуждает и злословит кого-то, то очень часто сидим и поддакиваем. В крайнем случае молчим. Но не заграждаем уста другому человеку. Собеседование с людьми, которые в помыслах своих лукавы и злы, неизбежно заканчивается духовным заражением.
Нам надо помнить святоотеческое учение о том, что благодать Божия удаляется от человека, носящего в себе злые мысли и осуждение. Из одного источника не течет горькая и сладкая вода (см. Иак. 3, 11). Мы с вами помним, что худые сообщества развращают нравы, что с преподобным преподобным будеши, со строптивым развратишися (Пс. 17, 26).
Поэтому мы должны сторониться людей, которые имеют ропотные, развращенные, лукавые мысли. Как это сделать? В практическом плане это достаточно несложно.
Первая степень — не участвовать в осуждении и ропоте. Вам невозможно уйти? Перед вами близкий родственник или начальник? Обстоятельства требуют вашего присутствия? Пускай так, но не участвовать в злой беседе вы можете всегда.
Вторая степень — попытаться аккуратно пресечь эту тему: «Давай не будем говорить с тобой на эту тему», «Давай воздержимся от злословия ближнего».
Третья степень, — когда вы чувствуете, что не в состоянии понести то злое, что говорят окружающие, можно незаметно удалиться. Под каким-то предлогом уйти в другую комнату, прервать беседу, сославшись на какие-то дела.
Если вы знаете за человеком, что он постоянно осуждает других, сердится, сплетничает, — сторонитесь его. Потому что как невозможно среди сплошной смолы не испачкаться, так невозможно не перепачкаться духовно среди людей, которые порицают и злословят ближних.
Но как нам исцелиться, если мы уже заразились гневными помыслами? Как учат Святые Отцы, лечением раздражительной части души является любовь. Мы можем все то зло, которое услышали о человеке и приняли в свое сердце, преобразовать в любовь к нему. Спохватившись, мы можем проявить любовь к ближнему, помолиться за него: «Помоги ему,
Господи». Или — вдруг Господь предоставляет случай сделать добро этому человеку.
Итак, первое нам наставление — уклоняться от злословящих. И второе — если мы заразились, врачевать, — преобразовывать свои злые мысли в мысли добрые, молиться за человека, о котором злое распространяется, и оказывать ему всяческое благо.
Уклоняться от ссор с начальником, с подчиненным и равным
Ссоры и раздоры указывают, прежде всего, на безумие человеческое, на помрачение ума у спорящих сторон и на отсутствие мира между участвующими в споре.
Посему споры и раздоры бывают троякого рода. Это споры и прекословие подчиненных по отношению к начальству, раздоры, посеянные со стороны начальства по отношению к своим подчиненным и споры, которые разгораются в коллективах, в семьях и вообще в каких-либо сообществах, между людьми равными.
Когда сотрудник спорит с начальником, это есть неподчинение. Нет власти не от Бога. Господь наш Иисус Христос через этого начальника старается вразумить Своих подчиненных. Что же требуется? Услышать руководителя и постараться поступать так, чтобы не вызывать по отношению к себе нарекания. И каждый начальник — слуга Божий, независимо от того, что он собой представляет. По Сеньке и шапка. Какие подчиненные — такого начальника посылает Господь. Посему, смеясь над начальником, люди смеются сами над собой. Они злословят сами себя, потому что они не понимают того, что Господь ставит перед ними зеркало в лице их руководителя, показывая их пороки и недостатки. От подчиненного всегда требуется только одно — со смирением выполнять на работе то, что ему должно. Сказать: «Господи, воля Твоя, что мне повелели, то я и должен исполнить, принимаю это не как простое указание, а как послушание Тебе». И тогда все становится на свои места.
Другая плоскость — это отношение начальника к своим подчиненным. Бывает, что подчиненный постоянно старается что-то доказать, иметь свое собственное мнение и стать на одну ступеньку со своим начальником. Понятно, что такой сотрудник нарушает иерархию Божию. Как благоразумно поступать руководителю в таком случае? Просто-напросто не навязывать свою точку зрения, а спокойно добиваться исполнения того, что положено по службе. Если требовать, чтобы этот подчиненный выполнил что-либо сверх того, можно посеять или гнев, или ненависть, прежде всего в своей душе, или же вызвать раздор и ссору.
Гораздо более сложная ситуация — когда возникает ссора, скандал, какие-то нестроения между людьми равными. Как равные они могут высказывать всякого рода колкости, обиды; начинается цепная реакция, и дух диавольский сходит в тот или иной коллектив. Кто-то один должен это пресечь. Вспомним, как благоразумно поступал преподобный Силуан Афонский. Он чаще всего молчал и слушал, что говорят. Как правило, мы стараемся участвовать во всех словопрениях, которые возникают вокруг нас. Начинается все обычно достаточно безобидно. Поднятая тема может касаться чего угодно — состояния страны, политических властей, заработной платы, медицины — но наша гордость очень часто приводит к тому, что мы стараемся настоять на своем мнении. Надо запомнить — если в вас живет дух спорливости, это свидетельствует о тайной гордости. Человек смиренный уклонится от всякого спора и предоставит спорящему право первенства, если это не имеет принципиального характера. Скажет: «Пускай будет так, как ты говоришь, как ты считаешь нужным». Если, конечно, дело не касается защиты ближнего или слабого, когда человек может и должен возвысить свой голос в его защиту.
Если мы не будем избегать споров, выяснения отношений, обсуждения спорных тем, то обязательно будем совершать грех, даже несколько грехов. Во-первых, мы будем совершать насилие над другим человеком — своим собеседником. Во-вторых, если мы будем второй и третий раз высказывать свое мнение, то можем в этот момент впасть в раздражение и гнев. Святые Отцы говорят нам следующее: когда ты высказал одно свое мнение дважды и дважды его не приняли, замкни уста свои и больше не высказывайся. Потому что вслед за этим следует гнев, раздражение, досада и твоя, и того, кто хочет опровергнуть сказанное. Победа твоя будет пиррова , она ничего не принесет, кроме разрухи сердца, опустошения души и раздора с тем человеком, перед которым мы добились первенства.
Посему, дорогие, если вы хотите сохранить свою душу, чтобы она не была опустошена, подаю вам этот совет: ни в коем случае не вступайте во всякого рода споры, всеми способами уклоняйтесь и от них, и от тех людей, которые являются источником раздоров. Конечно же, диавол будет недоволен, начнет сразу же как иголочками колоть: «А ты чего молчишь? Почему не высказываешь своего мнения?» — «Не надо, — говори, — я человек маленький, в этих вещах не разбираюсь, вы люди образованные, спорьте без меня, а я как-нибудь потом осознаю и что-нибудь скажу». Но в нас вздымается гордыня, нам хочется показать свой ум, свою образованность, поставить последнюю точку в споре. И мы вступаем в него. А нас выслушивают и говорят: «Ну хорошо, ты оставайся при своем мнении, послушай теперь, что мы тебе скажем». И катится дальше бесовская перепалка. Так разрушается здоровый климат в коллективах, люди становятся из друзей врагами, и возникают всякого рода нестроения.
В духовном плане неподчинение младшего старшему в духовном мире называется непослушанием. Чтобы исцелить эту духовную болезнь, младший должен сказать старшему три слова смирения: «Простите, благословите и помолитесь (обо мне)». В отношении же старшего к младшему необходимо, чтобы старший не глумился над младшим, а молился за него, чтобы Господь подал дух мира, единомыслия, взаимопонимания и покрыл немощи младшего. А между людьми равными должна царить уступчивость.
Один из древних патериков подает нам пример праведной спорливости между духовными людьми. Два брата в монастыре за всю жизнь никак не могли поссориться. И в конце концов решили: мол, что-то мы с тобой мирно живем, давай поругаемся хоть немного, чтобы потом покаяться, попросить прощения друг у друга. Избрали тему: ты будешь говорить, что этот кувшин твой, а я буду говорить, что мой, и через это мы с тобой поссоримся. Вот первый и говорит: «Этот кувшин мой». А второй говорит: «Мой». Первый повторяет: «Этот кувшин все-таки мой». А второй: «Ну ладно, если ты считаешь, что твой, пускай будет твоим». На этом спор закончился, и никакой ссоры не получилось. Когда человек вырабатывает такое устроение духовной уступчивости, все становится на свои места. Человек благоразумный должен всячески от спорливого духа уклоняться: «Пускай будет по-твоему. Я уступлю тебе, но не соблазню тебя. Тем самым я, может быть, унижая себя, погашу начинающуюся ссору. Я приму твое мнение или, может быть, не приму, потому что знаю, как реально обстоит дело, — но не поступлю так, чтобы ты преткнулся о меня».
Я знаю, что многим это трудно, но советую вам поработать над собой, потрудиться, и постараться выработать такое внутреннее устроение. От человека, еще раз повторю, прекословящего, ссорящегося, дух Божий удаляется, не пребывает с ним, и к нему приближается другой дух, дух злобы, который овладевает его сердцем и душой. Уклоняйтесь, дорогие мои, от ссор и раздоров и берегите себя от этой заразы духовной.