Теология – это систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо религии. Представляет собой комплекс дисциплин, занимающихся изучением, изложением, обоснованием и защитой вероучения о Боге, его деятельности в мире и его откровении, а также связанных с ним учениях о нравственных нормах и формах Богопочитания.
Во многих крупных светских университетах есть теологические факультеты. В России направление подготовки «Теология» также было внесено в государственный классификатор, а соответствующий стандарт был утвержден в 2002 г.
В нашем университете данное направление подготовки появилось в 2013 году. Кафедра готовит светских специалистов по государственно-конфессиональным отношениям. Программа бакалавриата «Государственно-конфессиональные отношения» по направлению подготовки 48.03.01 Теология имеет своей целью развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по данному направлению подготовки.
В области воспитания целью является развитие у студентов личностных качеств, способствующих их творческой активности, общекультурному росту и социальной мобильности: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, самостоятельности, гражданственности, приверженности этическим ценностям, толерантности, настойчивости в достижении цели. В области обучения целью является формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, позволяющих выпускнику работать в избранной сфере деятельности и быть успешным на рынке труда.
Кафедрой установлены контакты с Улан-Удэнской и Бурятской епархией Русской православной церкви.
Наши студенты изучают такие дисциплины, как: История религий, Основное богословие, Догматическое богословие, История Русской Православной Церкви, Священное Писание Нового Завета, Ветхого Завета, Нравственное богословие и аскетика, История философии с античности до современности, Новые религиозные движения и многие другие.
Выпускники-теологи могут работать в учебных заведениях (преподавать предметы в области обществознания, этики и религии), научных центрах, архивах и библиотеках, органах государственной власти. Один из наиболее важных вариантов практической работы — это деятельность внутри религиозных организаций. Часто теологи занимают светские посты, не требующие церковного сана. Например, работают пресс-секретарями, администраторами и т.п.
Преподаватели кафедры:
Васильева Светлана Владимировна – заведующий кафедрой, доктор исторических наук, профессор.
Область научных интересов:
- нормативно-правовые основы свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций;
- история религии, история древлеправославия в Забайкалье;
- социально-политические процессы в России и Забайкалье;
- сравнительное религиоведение, источниковедение, архивоведение
Ведет занятия по следующим дисциплинам: Религия, государство, общество; Каноническое право; Архивное дело; История Древлеправославия; Палеография.
Автор 80 научных трудов.
Основные публикации:
Ахмадулина Светлана Зиннатовна – кандидат исторических наук, доцент.
Область научных интересов: государственно-конфессиональные отношения, история Русской православной церкви, история конфессии, история религии, новые религиозные движения.
Ведет занятия по истории Русской Православной Церкви, истории религии, истории Древней Церкви, Византинистике.
Автор 30 научных трудов:
Основные публикации:
Батуева Арюна Цыдыповна – кандидат философских наук, старший преподаватель.
Область научных интересов: социальная философия русского Просвещения, этические учения, русская религиозная философия.
Ведет занятия по Истории философии Нового и Новейшего времени, Методике преподавания ОРКСЭ, Религиозной антропологии, Русской религиозной философии.
Является автором 30 научных статей.
Федоров Михаил Александрович– кандидат философских наук, доцент.
Область научных интересов: Сравнительное богословие, Библейская экзегетика, Теория языка, Теория и история культуры.
Ведет занятия по следующим дисциплинам: Основное богословие, Догматическое богословие, Священное Писание Ветхого Завета, Священное Писание Нового Завета, Патрология, Сравнительное религиоведение, Сравнительное богословие, Герменевтика (библейская), Библейская экзегетика.
Автор 56 научных трудов.
Основные публикации:
1. Основные понятия лингвокультурологии: учебное пособие. — Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2015 — 96 с.
2. Эволюция концептуальной метафоры «время — ценная вещь» в Британской лингвокультуре: монография.- Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2015. – 242 с.
Корниенко Николай Николаевич – кандидат исторических наук, кандидат богословия, старший преподаватель, священник Русской православной церкви.
Область научных интересов: миссионерская деятельность Русской православной церкви в Монголии, православие в странах Юго-Восточной Азии, патрология, библеистика.
Ведет занятия по следующим дисциплинам: Патрология, Теория и история церковного искусства, каноническое право.
Автор 17 научных трудов.
Кривосудов Юрий Валерьевич – преподаватель, священник Русской Православной Церкви.
Область научных интересов: агиология, Богослужебный Устав, церковно-славянский язык, библеистика.
Ведет занятия по следующим дисциплинам: Практическая теология, церковно-славянский язык, Священное Писание Нового Завета.
Контакты кафедры
Адрес: г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 6, каб. 2303.
E-mail: theology.bur@gmail.com
Новости:
24 декабря 2019 г. на Историческом факультете состоялись первые «Рождественские встречи». Со словами приветствия выступили декан исторического факультета д.и.н., проф. В.В. Номогоева, заведующий кафедрой религиоведения и теологии С.В. Васильева представители христианских конфессий города Улан-Удэ — председатель епархиального отдела по работе с молодежью клирик Свято-Одигитриевского собора Николай Николаевич Корниенко; настоятель Римско-католического прихода Святейшего сердца Иисуса Христа отец Адам; епископ Евангельской Христианской церкви Виктор Иванович Колмынин.
Студентами — теологами была представлена театральная постановка «В Рождество все немного волхвы». Студенты – историки реконструировали рыцарский бой (руководитель студент 3 курса Дмитрий Тесла). Преподавателями кафедры религиоведения и теологии проведена интеллектуальная битва — «Рождественский турнир», состоящий из двух туров – «Своя игра» и «Брейн-ринг». Всего в турнире приняли участие 5 команд Исторического факультета и молодежи Троицкого храма г. Улан-Удэ. По итогам турнира победителями стала команда «Волхвы», второе место заняла команда «Политологи», третье место команда «Педагоги». Команды «Легат» и «Похитители Рождества» были награждены призами за участие. В завершении программы студентов ждали игры, конкурсы, призы и рождественский танцевальный вечер.
Е.А. БОЛОТОВА кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии Кубанского государственного университета
В.И. ОВДИЕНКО кандидат философских наук, преподаватель кафедры философии Кубанского государственного университета*
Теологическое образование в России в предреволюционный период
Для современной российской университетской системы несомненным приобретением стало восстановление преподавания теологии. Теология — неотъемлемая составляющая классического университетского образования. Как известно, возникновение университетов было напрямую связано с развитием богословия.
После длительного перерыва возникает множество проблем с разработкой критериев и норм теологического образования в университетах, поэтому актуальным остается обращение к отечественному опыту организации богословского образования, ведь богословие в российских университетах стало развиваться в постсоветский период не на пустом месте. Это явление имеет в отечественной истории глубокие корни и плодотворную традицию.
Обращаясь к особенностям российской истории высшего светского образования, следует отметить, что собственно российское образование начинается с принятием христианства (школы князей Владимира и Ярослава), поэтому изначально неразрывно связано с духовным просвещением. Первые учебные заведения в России имели преимущественно богословский характер. Также и первое высшее учебное заведение — Московская славяно-греко-латинская академия возникает в лоне Православной Церкви. Соответственно и учреждение высших светских учебных заведений не мыслилось без духовной составляющей.
Известно, что проекты Академии наук и художеств (1724) и Московского университета (1755) предполагали наличие теологического отделения или факультета, но реализованы эти замыслы не были поскольку высшие богословские заведения уже существовали и, таким образом, не представлялось необходимым отрывать богословскую науку от ее непосредственной связи с практической жизнью Церкви. Дело в том, что теологическое образование в России исторически развивалось в рамках религиозных учебных заведений (духовных семинарий и
Болотова Екатерина Александровна, e-mail: Kbolotova@list.ru; Овдиенко Виктория Игоревна, e-mail: movdienk@mail.ru
академий), в отличие от стран Запада, где теология всегда оставалась частью университетского образования. Кроме того опасения членов Синода были связаны во многом с тем фактом, что первые преподаватели университетов были иноконфессиональными иностранными профессорами. В этом вопросе духовную власть поддерживала и власть государственная, не стремившаяся выводить богословский факультет из-под прямого контроля Церкви. Так с самого начала обозначилась проблема всего последующего университетского богословия, заключавшаяся в степени контроля церковных властей над научной мыслью в области теологии.
Тем не менее необходимость основных богословских дисциплин, обязательных для изучения студентами всех специальностей, была очевидна всем. И в университете с момента его образования была учреждена должность преподавателя Закона Божия. К концу XVIII в. при увеличении количества студентов и дифференциации факультетов стало понятно, что одному законоучителю, при всех его талантах, весьма затруднительно сочетать воспитательную деятельность с обучением студентов систематическому богословию и формированием правильного мировоззрения (а все эти задачи ставились перед преподавателем Закона Божия на высшей ступени образования). Таким образом, перед университетским богословием встали две «вечные проблемы»: структурная организация существования богословия в университете и содержание богословского курса.
С возникновением университетской системы в России в XIX в. был разработан первый университетский Устав 1804 г., вводивший в состав отделения нравственных и политических наук две богословские кафедры: догматического и нравоучительного богословия и толкования Священного Писания и церковной истории. Устав 1835 г. реформировал богословские кафедры, сведя их в одну, но с межфакультетским статусом. Университетский курс богословия, читаемый студентам всех факультетов, включал в себя догматическое и нравственное богословие, обзор церковной, общей и русской истории, для студентов юридического факультета — элементы церковного законоведения. С 1850 г. в ведение профессора богословия стало входить также преподавание логики и психологии1. Все это требовало решения еще одной сложнейшей проблемы — проблемы подбора кадров. Замечательно, что такие люди находились и одним своим талантом и работоспособностью вытягивали многие недостатки организации системы богословского образования.
С середины XIX в. отмечается особый подъем в развитии всей русской интеллектуальной и духовной культуры. Новые условия потребовали дальнейшего реформирования богословского образования. При обсуждении проекта нового университетского Устава 1863 г. были
впервые четко сформулированы три уровня богословия как предмета преподавания.
1. Богословие представляет собой фундамент всей человеческой культуры, это нравственный, религиозный критерий любого процесса познания.
2. Богословие является неотъемлемой частью конкретных гуманитарных наук: истории, юриспруденции, филологии.
3. Богословие — самостоятельная полноценная наука.
Устав 1863 г. сохранил межфакультетский статус за кафедрой богословия с введением дополнительного изучения церковной истории -на историческом, и церковного права — на юридическом факультетах. Таким образом, штат сотрудников кафедры расширился с одного до трех профессоров, к каждому из которых предъявлялись особые требования как в пастырском, так и в научном плане. Изначально состав кафедры комплектовался выпускниками духовных академий, но к концу XIX в. кафедры церковной истории и церковного законоведения получили право замещения своими выпускниками при условии сдачи дополнительного экзамена по богословию2.
Основная проблема российского университетского богословия заключалась в том, что в светских учебных заведениях не поощрялась самостоятельная научная деятельность в данной области. Учитывая огромную нагрузку профессоров и отсутствие специализированных факультетов, сделать это и так было непросто. Святейшим Синодом предполагалось, что специальными научными богословскими исследованиями должны заниматься в духовных академиях. На долю же университетских кафедр богословия приходилась в основном воспитательная и апологетическая деятельность. В самих духовных академиях степень допустимости научных методов постоянно подвергалась пересмотрам. Осознавая острую необходимость развития богословия до европейского уровня, духовные власти обоснованно опасались за сохранение чистоты Православия. В связи с этим устроение богословского образования в России находилось в непрерывном развитии и поиске гармонизации духовной и светской науки. В профессорско-преподавательской среде обсуждались острые проблемы, предлагались проекты реформирования. Постоянно ставился вопрос о создании богословских факультетов в университетах.
К началу XX в. назрела необходимость существенного пересмотра системы богословского образования как в духовной, так и в светской высшей школе. Возросший со второй половины XIX в. у общественности интерес к богословию, участившиеся контакты с западной образовательной системой, необходимость давать оценки и ответы с позиций Церкви на новые вызовы современности, — все это заставляло уделять особенно большое внимание богословскому образованию в
См.: Сухова Н.Ю. Богословские науки в университетах — традиция и перспективы, с. 339.
России. Первая русская революция 1905-1907 гг. самым серьезным образом повлияла на существующую систему образования. Студенческие волнения охватили и светские, и духовные учебные заведения.
В 1906 г. Святейшим Синодом было учреждено Предсоборное присутствие, призванное предварительно обсудить важнейшие вопросы, которые предполагалось вынести на Поместный Собор (1917-1918 гг.). V отдел Предсоборного присутствия имел целью разработать проект нового Устава высших духовных школ. Однако для нас будет интересной обширная дискуссия, развернувшаяся в Присутствии по поводу развития богословской науки в университетах и в академиях. Впервые собрались вместе профессора богословия из академий и университетов. Причем сразу же наметились два лагеря: приверженцев традиционного взгляда на духовное образование и сторонников смелых реформ.
Несмотря на то, что в формулировке целей и задач духовных академий, принятой в самом начале обсуждения, развитию
о
богословской науки отводилось первое место3, многие профессора богословия высказывали опасение по поводу ущемленности научной составляющей академического богословия, ведь духовные академии имели целью не только развитие богословской науки, но и практические нужды подготовки церковных кадров.
Наиболее последовательно за свободу богословской мысли ратовал профессор богословия Киевского университета прот. П.Я. Светлов. В своем проекте он предлагал слияние академий с университетами в виде создания богословских факультетов. Он указывал на то, что при существующем положении дел академическое богословие совершенно изолировано от университетских наук. Нужно отметить, что проект создания богословских факультетов в университетах был представлен еще в 1763 г. гетманом К.Г. Разумовским. В XIX в. эту идею поддерживали многие представители общественности и церковной иерархии. В начале XX в. эту идею стали все настойчивее выдвигать при обсуждении проблем научного богословия. Одним из ее сторонников был профессор Петербургской духовной академии Н.Н. Глубоковский. Он также отмечал изолированность академической богословской науки. Однако Глубоковский предлагал проект параллельного существования духовных академий и богословских факультетов в университетах, поэтому высказанную в Присутствии идею об упразднении академий он не поддержал.
Прот. Светлов указывал, что в том виде, в котором богословие представлено в университетах, оно совершенно перестало выполнять
3 «Православная Духовная Академия есть учено-учебное учреждение, имеющее целью способствовать развитию богословской науки, доставлять высшее богословское образование в духе православия для просвещенного служения Церкви на пастырском, учебном и других поприщах деятельности» (цит. по: Тарасова В.А. Высшая духовная школа в России в конце XIX — начале XX века. История императорских православных духовных академий. М., 2005, с. 359).
возложенную на него функцию. В результате на проводившемся в январе 1906 г. совещании профессоров по университетской реформе его участники единогласно проголосовали за упразднение кафедры богословия в университетах4. Светлов считал, что удаление богословия из университетов было большой потерей не только для богословской науки, но и для университетского образования в целом:
«Можно расходиться во взглядах на сравнительную ценность религиозного и научного знания, их теоретическую и практическую важность, но выкидывать из системы научного знания, доступного человеку, знание религиозное, представляемое богословием, это значит искажать и насиловать действительность… С таким пробелом в системе знания университет даже лишается права на свое наименование, как universitas scientiarum, и он вполне законно носит свое имя на западе, где религиозному знанию отведен целый факультет и где никому в голову не приходила мысль подвергать сомнению право богословия на свое место в общей системе университетского знания. Напротив, там хорошо давно понятно, что без богословия университет не может быть университетом, т.е. совокупностью всего наличного человеческого
с.
знания»5.
Из статей П.Я. Светлова, посвященных необходимости реформирования богословского образования, мы можем получить представление о состоянии богословия в университетах в конце XIX -начале ХХ в. Интересно, что многие проблемные моменты весьма характерны для современной образовательной системы.
Так, Светлов, анализируя преподавание богословия в университетах, классифицирует его по типу преподавания на следующие группы:
1) богословская энциклопедия (отрывки из разных богословских наук: Св. Писание, библейская история, основное богословие, догматика, нравственное богословие);
2) проповедь (религиозно-нравственное направление);
3) соединение догматики с апологетикой;
4) апологетика6.
Последнего варианта придерживается большинство. Учитывая большое количество студентов на курсах, отсутствие практических занятий, одно занятие в неделю, даже самый интересный и умный лектор за 6 семестров не мог достичь стопроцентной эффективности. В результате Светлов печально констатирует: «случается, что выходят из университетов без религиозных убеждений, даже без всяких каких бы то
Светлов П. прот. Место богословия в семье университетских наук // Христианское чтение, 1897, № 11, с. 322.
6 См.: Светлов П. прот. Место богословия в семье университетских наук, с. 324.
ни было, например научно-философских убеждений, довольствуясь специальными знаниями, необходимыми для избираемой профессии»7.
Тем не менее, несмотря на несовершенство организации богословского образования в университетах, претензии относят к самому богословию или преподавателю. Так, П.Я. Светлов в своей вступительной лекции к курсу университетского богословия, рассматривая «вопрос о месте богословия в семье университетских наук, о его значении и положении в составе целого университетского курса или университетского образования», отмечает, что необходимость этого вызвана существующим убеждением, что «богословие вообще представляется излишним или ненужным в организме университетского образования». Тем самым «возлагается на преподавателя богословия в университете такая обязанность и создается такое положение для его дела, какие неизвестны преподавателям других университетских наук: мы еще должны утвердить права на существование нашей науки в университете, разсеять против нее предубеждения и т.п.»8.
Еще одна проблема, с которой сталкивается преподаватель богословия в университете, заключается в отсутствии у студентов прочных знаний основ христианства, необходимых для усвоения еще в начальной и средней школе. Таким образом, основной задачей богословия становится отнюдь не утверждение учащейся молодежи в христианской истине: «Приходится выполнять более сложную и тяжелую задачу — привлекать учащуюся молодежь к христианской истине прежде, нежели утверждать ее в этой истине… Приходится примириться с тем фактом, что теперь многие еще только ищут истины — так как будто ее нигде нет и не было дано… Главная сущность явления в том, что в настоящее время в образованном обществе и учащейся молодежи, при полном ярком сиянии света Христовой истины на земле, упорно и искренно ищут истины иной и взамен принесенного на землю Христом миросозерцания ищут и изобретают новые.»9.
Таким образом, Светлов формулирует цель богословия: «представить христианство сознанию слушателей с возможною
отчетливостью, полнотою и исторической правдивостью как цельное
миросозерцание в его исключительном положении в истории»10.
Столь масштабная задача, по мнению профессора, не решаема в существующей ситуации и требует упрочения богословской науки в университетах и возможности развивать богословие внутри остального ученого сообщества.
Итак, мы видим, что богословская научная система в России к началу ХХ в. находилась в напряженном поиске образовательных форм, соответствующих столь важному предмету, как богословие.
7 Там же, с. 325.
8 Там же, с. 320-321.
9 Светлов П. прот. Место богословия в семье университетских наук, с. 325-326.
10 Там же, с. 329.
Необходимость богословского образования со времен Крещения Руси не ставилась под сомнение. Однако несмотря на древность богословской традиции в качестве систематической науки становление богословия начинается лишь в XIX в. Об этом в 1917 г. писал проф. Н.Н. Глубоковский во введении к своей работе «Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии»: «Всякая наука для своего развития требует хорошей специальной школы и широкой образованной аудитории. Без первой она лишается питающего источника и объективного фундамента, без второй, не будучи нигде и никем воспринимаемой, не находит для себя жизненных корней, прозябает, чахнет и вянет, как тепличное растение в неблагоприятной обстановке. Отмеченные требования частью и ко времени пагубной русской революции не достигли желательного совершенства по степени и распространению. Естественно, что русское научное богословие принадлежит новейшему времени и сосредотачивается по преимуществу около учебно-академических центров, едва сто лет тому назад получивших научную организацию»11.
Собственно на констатации этого факта российская богословская традиция была прервана агрессивно-атеистическим периодом, который в отношении теологической науки не преодолен еще до сих пор. Поэтому в наследство мы получили не только ошибки и достижения в сфере теологического образования, но и сформулированные проблемы, решение которых должны искать мы сами.
Болотова Е.А., Овдиенко В.И. Теологическое образование в России в предреволюционный период. Проанализированы основные проблемы университетской теологии в начале XX века и существовавшие пути их решения.
Ключевые слова: теология, богословие, университетское образование, теологическое образование, богословская наука.
Свидетельство о государственной аккредитации (с приложением): Свидетельство о государственной аккредитации серии №90А01 номер №0002831 , регистрационный номер № 2699 от 1 ноября 2017 г., выданное на срок до 1 ноября 2023 года.
Код | 48.03.01 |
Квалификация | бакалавр |
Профили подготовки |
Очная форма Очно-заочная, Заочная форма |
Язык обучения | русский язык |
Вступительные испытания | История, Русский язык, Обществознание |
Форма обучения | Очная | Очно-заочная | Заочная |
|
Срок обучения | 4 года | 5 лет | 5 лет | |
Стоимость обучения | Бюджет/ внебюджет; лица, уже имеющие высшее образование, обучаются платно | Платно | Бюджет/ внебюджет | |
Общежитие | Предоставляется | Не предоставляется | Не предоставляется | |
Отсрочка от армии | Дается | Не дается | Не дается |
Содержание
- Что такое теология?
- Чем занимается студент-теолог?
- Как выбрать профиль?
- Внеучебная жизнь
- Международные контакты, стажировки, изучение языков
- Каковы перспективы выпускника с дипломом бакалавра теологии?
- Перечень основных дисциплин:
- Описание основной образовательной программы:
- Описание дополнительной образовательной программы:
Что такое теология?
«Святитель Иоанн Златоуст заметил однажды, что если бы мы могли творить чудеса так же, как когда-то творили их апостолы, то нам не надо было бы упражняться в слове. Примерно то же можно сказать и про занятия церковной наукой: если бы мы все так жили в Предании, как жили в нем когда-то отцы, нам не надо было бы отдельно изучать его – но теперь это необходимо. И если в средние века говорили, что философия – служанка богословия, то точно так же можно сказать, что научное богословие или теология – служанка церковного Предания. Теология не подменяет Предание собой – она собирает его, систематизирует, изучает, размышляет о нем. Другими словами, это то же, что самопознание для человека. Наблюдая за человеком со стороны, можно узнать многое, но что-то главное о себе знает только он сам. Отсюда важность богословия как для самой христианской традиции, так и для других гуманитарных наук. Поэтому постепенно теология становится все более востребованной в российском обществе, и, говоря об этом, без всякого преувеличения можно сказать, что ее развитие и успехи неотделимы сегодня от имени Богословского факультета ПСТГУ – первого открытого православного вуза России». — Декан БФ прот. Павел Хондзинский
Чем занимается студент-теолог?
Первый курс — наиболее общий, на нем студент выслушивает цикл лекций, вводящий его в общий контекст жизнедеятельности Богословского факультета. Это лекции «Введение в литургическое предание» о. Ректора и «Иконоведение» о. Александра Салтыкова для первокурсников всего Университета, «Введение в Новый Завет» о. Алексея Емельянова и др.
На втором и третьем курсах студент определяется с выбором кафедры, что в свою очередь связано с выбором темы будущей курсовой, а затем и дипломной работы. можно посмотреть список кафедр с преподавательским составом, читаемыми курсами и возможными темами курсовых и дипломных работ.
Четвертый курс заканчивает освоение общегуманитарной базы и нацелен на главный итог обучения – написание дипломной работы. В итоге, бакалавр изучит такие предметы как всемирная история и история России, история философии, догматика, патрология, библеистика, история Церкви и будет ориентироваться в том, что связано с основными богословскими и философскими идеями, концепциями и понятиями христианской цивилизации.
На всех курсах студенты активно изучают иностранные языки — древние (древнегреческий, латинский) и новые (немецкий или английский). Прилежность в языках может очень пригодиться — наиболее успешные студенты ежегодно проходят стажировку в Европе.
Наиболее успевающие студенты участвуют в:
- исследовательских группах, получающих гранты
- деятельности научных центров факультета
- научных семинарах
- ежегодной студенческой конференции Богословского факультета
- публикуются в научно-богословском журнале студентов и аспирантов Богословского Факультета
Те, кто собираются стать священниками, параллельно с обучением на факультете могут получить необходимый для этого диплом ПСТБИ.
Как выбрать профиль?
В зависимости от склада ума и интересов, поступающий выбирает какой профиль ему ближе: систематическая теология конфессии или общая и русская церковная история. Выпускники всех профилей получают одинаковые дипломы бакалавра теологии государственного образца.
Из интервью Г.Е.Захарова, зав. кафедры систематического богословия и патрологии:
«Богословие постоянно актуализирует Предание в современном церковном контексте: контексте мысли и контексте практики, позволяя Церкви сохранять верность своим истокам, быть одной и той же Церковью Христовой на протяжении двух последних тысячелетий. Это очень важная, фундаментальная функция богословия. Для того чтобы эту функцию осуществлять, необходимо знать досконально наше наследие, а значит, надо его изучать. Без этого невозможно формирование неискаженного взгляда на традицию Церкви».
Теолог-систематик углубленно изучает такие предметы, как догматика, патрология, библеистика, история философии и к выпуску он будет хорошо ориентироваться во всем, что связано с богословскими и философскими идеями, концепциями и понятиями, древними и современными богословскими спорами и проблемами.
можно посмотреть темы и статьи ученых, занимающихся преимущественно научными аспектами систематической теологии.
Г.В.Бежанидзе, доцент и зам. зав. кафедрой истории Русской Церкви:
«По свидетельству русских святителей церковная история является одной из важнейших форм Священного Предания. Не случайно, отмечали они, Священное Писание Ветхого и Нового Завета начинается с исторических книг, ибо такая форма изложения более понятно передает истины Божественного Откровения. История Церкви — Священная история общения Бога и человека – является продолжением евангельской истории. Соответственно, в курсе богословских дисциплин церковная история, а особенно история той Церкви, к которой принадлежат обучающиеся, должна, по мнению святых отцов, должна занимать особое место, так как описывает не только борьбу Церкви с многочисленными, восстававшими против нее ересями, но и характер и действия святых мужей».
У теологов-историков в расписании много истории — не только церковной, но и отечественной и мировой.
можно ознакомиться с темами и статьями авторов историко-церковных исследований.
Внеучебная жизнь
Наш дом
Богословский факультет размещается в историческом здании бывшего Московского епархиального дома, в Соборной палате которого заседал поместный Собор Русской Церкви 1917 – 1918 гг. В здании находится музей, и студенты-богословы водят по нему и Соборной палате экскурсии для наших гостей. Также, в Палате регулярно проходят тематические вечера, лекции, концерты классической музыки. Наш дом, сохраняя память о святом месте, сочетает в себе лекционную площадку, открытую для разных проектов, концертный зал и, конечно, учебное пространство, что отвечает его историческому назначению духовно-просветительского центра. В обеденный перерыв между занятиями студенты и преподаватели собираются на общую трапезу, организованную на средства благотворителей.
Богослужебная жизнь
По средам и пятницам проходят факультетские богослужения (в остальные дни недели в Лиховом переулке служат другие факультеты ПСТГУ). Вообще говоря, студенты не обязаны посещать факультетские богослужения, но те студенты, которые посещают их, никогда об этом не жалеют. Особенная атмосфера наших служб позволяет не высушить нашу веру (что случается, когда человек начинает погружаться одним только умом в научные знания о ней). Службы возглавляются наиболее близкими студентам опытными пастырями факультета и совершаются силами студентов (читаем и поем сами).
«Студенческая гостиная»
Это пространство, где студенты могут проводить свое свободное время, общаться, отдыхать между парами и пить чай. А главное, здесь могут проходить встречи организованные студентами для студентов, для этого в расписании выделено время, свободное от пар у всех студентов, четвертая пара понедельника (15.00-16.25). Здесь регулярно проходят:
- Немецкие страноведческие вечера
- Cтихотворные вечера, где все желающие читают свои и чужие стихи, говорят о них. Здесь же проходил поэтический конкурс ПСТГУ
- Религиоведческий киносеминар
- Встречи с приглашенными преподавателями
- Чтение Писания
- Чтение святых отцов
Здесь же едим блины на масленицу, разговляемся на Пасху и каждое воскресение пьем чай после Литургии.
Кроме того, у нас есть читальный зал и компьютерный зал, для сосредоточенной работы.
Поездки
В нашей жизни большую роль играют совместные поездки студентов и преподавателей. Поездки позволяют нам почувствовать себя единым целым в ещё большей степени, чем в учебной аудитории; позволяют на другом уровне почувствовать это единство – увидеть другого человека на более близком расстоянии, а для современного человека это очень важная перемена. Ведь в сегодняшнем мире людям больше всего не хватает открытости и доверия. Преодоление этого расстояния между людьми, этого разрыва — и есть главная цель наших поездок.
Если стало интересно
Международные контакты, стажировки, изучение языков
Университет активно взаимодействует с европейскими учебными заведениями, каждый семестр 2 лучших студента, изучающих немецкий язык, проходят стажировку в Гумбольдт-Университете (Германия), а 2 лучших студента, изучающих английский язык, в Принстонской семинарии. В течение нескольких месяцев они посещает лекции и библиотеки, погружается в свою тему в другой культурной и научной среде.
В ПСТГУ для чтения докладов и лекций регулярно приглашаются известные иностранные ученые.
Все выпускники, освоившие дополнительную программу по английскому или немецкому языкам, получают допдиплом переводчика (подробнее о международной деятельности ПСТГУ смотрите )
Каковы перспективы выпускника с дипломом бакалавра теологии?
Усердный выпускник бакалавриата к моменту выдачи диплома обладает системным представлением о христианском вероучении, его истории, его влиянии на культуру и влиянии культуры на него, а, кроме этого, обладает общегуманитарными навыками и знаниями (языки, философия, общая история). Это хорошая база для того, чтобы пойти по пути ученого в области теологии, и для этого следует поступить в магистратуру, а потом, может быть, и в аспирантуру. Стоит заметить, что сам по себе диплом бакалавра позволяет продолжить обучение по любой гуманитарной специальности в магистратуре любого вуза.
Магистратура — это вторая ступень высшего образования, позволяющая бакалавру начать подготовку пути профессионального исследователя в своей области. В магистратуре семинары и дискуссии преобладают над лекциями, специальность изучается углубленно. Магистрант пишет свои первые доклады, наиболее успешные студенты публикуют первые научные статьи.
Наших выпускников Вы встретите в синодальных отделах Русской Церкви, научных институтах, издательствах, библиотеках, церковных и светских вузах, госструктурах. Уже во время обучения они начинают работать в воскресных школах, на приходах, катехизаторских курсах.
Перечень основных дисциплин:
- Перечень основных дисциплин для направления (профиля) Систематическая теология конфессии
- Перечень основных дисциплин для направления (профиля) Общая и русская церковная история
Описание основной образовательной программы:
- Основная профессиональная образовательная программа высшего образования — программа бакалавриата по направлению подготовки 48.03.01 Теология (систематическая теология конфессии)
- Основная профессиональная образовательная программа высшего образования — программа бакалавриата по направлению подготовки 48.03.01 Теология (общая и русская церковная история)
Описание дополнительной образовательной программы:
- Программа профессиональной переподготовки «Углубленное изучение современного иностранного языка (англ./нем.)»
- Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению Теология
- Нормативные и методические документы
Последнее обновление 05.04.2020