Предназначение национальной Саентологической церкви Новой Зеландии, расположенной на склоне холма над красивым заливом Вайтемата в Окленде, – помогать осуществлять духовную и гуманитарную миссию Церкви Саентологии во всех странах Тихоокеанского региона.
ЭПОХАЛЬНАЯ РЕСТАВРАЦИЯ Церковь Саентологии провела обширный и тщательный ремонт и реставрацию архитектурных деталей этой исторической достопримечательности.
Содержание
Духовность. Наследие. Традиция. История. Образование. Обучение.
Это столпы, на которых зиждется национальная Саентологическая церковь Новой Зеландии, где 21 января 2017 года собрались саентологи из Окленда и со всего Тихоокеанского региона вместе со своими друзьями и единомышленниками, чтобы отпраздновать возрождение второй старейшей саентологической церкви в мире.
ГОСПОДИН ДЭВИД МИЦКЕВИЧ Председатель правления Центра религиозной технологии провёл церемонию открытия Саентологической церкви Окленда 21 января 2017 года.
Местная историческая достопримечательность, из которой открывается вид на Окленд и великолепный залив Вайтемата, была сохранена и скрупулёзно отреставрирована Церковью. В проекте участвовали местные архитекторы и защитники исторических памятников. И теперь здание, бывшее местом обучения духовенства и религиоведов в течение почти полувека, переживает второе рождение.
Красный кирпич и белый оамарский камень, используемые при отделке фасада, восстановление изящной дубовой отделки в вестибюле и библиотеке, сохранение обшивки панелей из древесины риму и полов из дерева ярра – всё это превратило здание в произведение искусства.
Открытие ознаменовало также и важнейшую веху – возрождение церкви, которая была основана более полувека назад. С того времени церковь продолжала неуклонно расширяться, из-за чего стало недостаточно помещений, в которых религиозные услуги в Новой Зеландии предоставлялись ранее. Результатом всего этого стало перерождение церкви, воплощённое в великолепно восстановленной достопримечательности, где продолжается саентологическая традиция духовности и просвещения.
Историческое здание, построенное в 1844 году, было расширено в 1927 году в качестве Методистского богословского колледжа Святой Троицы для обучения христианских теологов. В своём новом воплощении, как духовный центр саентологов, оно возвращается к новому витку идей и духовности, отражённых в основных целях Саентологии – создании мира без войны и нужды, преданного достижению гуманных целей.
Страж маори Мереана Пека, выступавшая перед собравшимися в день торжественного открытия, говорила о мудрости своего народа и союзе с Саентологией, что освещает общую духовную цель.
«У нас, маори, есть поговорка: «Ma rongo ka mohio», что означает «если вы слышите, то вы будете знать»; «ma mohio ka matou» – «знание приведёт к пониманию» и «ma matou ka ora» – «понимание приведёт к исцелению». Для меня Саентология воплощает суть этих слов, и поэтому с этого дня мы можем начать путь, ведущий к раскрытию нашего полного потенциала!»
ДУХОВНАЯ ГАВАНЬ Саентологи обучаются, чтобы стать одиторами (духовными консультантами) и помогать другим достигать духовной свободы.
Новая церковь стала не только центром для духовной миссии Саентологии в странах Тихого океана, но и ключевым пунктом для координации решительных усилий Церкви Саентологии в борьбе с наркотиками, за права человека, а также по другим гуманитарным проектам.
Господин Дэвид Мицкевич открыл своё выступление речью о важности этого торжественного открытия и о возможностях, которые теперь появляются у каждого жителя Новой Зеландии:
«Мы не считаем здания церквей просто зданиями. Скорее, мы считаем их «сосудами жизни» и самой сутью и основой окружающих их сообществ. Так что когда мы возвращаем к жизни духовных существ, восстанавливая их чувство духовности, – то здесь и оживает сама церковь. И мы благодарим Окленд за дозволение быть хранителями этой церкви – это и ваша организация тоже!»
ВОЗРОЖДЕНИЕ ГОТИКИ Достопримечательность, где размещается церковь, – это здание из красного кирпича и белого оамарского камня, которое ранее служило религиозным и учебным заведением.
Открытие саентологической церкви создаёт в обществе дух сотрудничества и преданного служения обществу с помощью технологии Саентологии – что было в первую очередь продемонстрировано тем, что церковь помогла сохранить наследие района Графтон в Окленде и вернула этому зданию прежний облик. Как говорит один местный житель: «Саентологи отдали должное нерушимому наследию, сохранив место просвещения и духовного знания».
Региональные и местные общественные лидеры, а также люди, участвующие в поддерживаемых Церковью гуманитарных кампаниях, выступали на торжественном открытии, отмечая значимость постоянно расширяющихся кампаний Церкви для страны. Но открытие этого здания теперь означает намного больше для этих людей, ведь они уже видели, как программы Церкви в области прав человека, социальной справедливости и антинаркотического просвещения меняют жизни в Окленде. Эти программы расширяются благодаря общим усилиям добровольцев и сотрудников, работающих в новом помещении в Новой Зеландии.
Первая саентологическая церковь в Новой Зеландии открылась в 1955 году, и её рост и расширение за более чем 60 лет воплотили в жизнь мечту основателя Саентологии, Л. Рона Хаббарда,об этой церкви и её работе в регионе. ■
НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ БЕЗ НАРКОТИКОВ Программа Церкви помогла тысячам новозеландцев узнать правду о наркотиках.
Откровения с родины киви
Лидеры поделились своими представлениями о гуманитарных программах Церкви и о её приверженности наследию Новой Зеландии.
Сохранение наследия
«Церковь Саентологии известна своим стремлением сохранять архитектурные памятники в городах по всему миру. И Окленду невероятно повезло, что вы решили выбрать такое значимое здание. Есть исторические здания, обладающие ценностью в своём окружении, но очень немногие из них такие же величавые, как ваше. И эта новая церковь заметна с любого ракурса в городе. Иначе говоря, это настоящая достопримечательность. И теперь, вернув ей первозданную красоту, вы сохранили часть нашей истории. Так что вы не только подали прекрасный пример, но и вернули достопримечательность, милую сердцу каждого жителя Окленда!»
Робин Байрон
Советник по архитектуре и наследию
Наследие Новой Зеландии
Обучение спасению жизней
«Когда я вступила в систему и увидела, как обращаются с молодёжью, я подумала: «Я должна выяснить что-то о правах человека». Мы выросли с этим, и поэтому мне пришлось столкнуться с этим. Но я не нашла никого, кто бы делал что-то в этой области. Потом я услышала о Церкви Саентологии. И я проехала весь город, чтобы найти вас, и я помню, я сказала: «Я хочу ту программу по правам, которую вы делаете!» И теперь каждый ребёнок, который проходит через наш центр, знает свои права человека, и всё это благодаря вам! И мы спасли не только одного мальчика, мы спасли более 5 тысяч молодых людей по всей Новой Зеландии!»
Ивонн Галвин
Cоветник по профилактике детской преступности
Новая Зеландия
Прекращение психиатрических пыток
«Благодаря вам около 200 потерпевших получили миллионы долларов компенсаций за жестокие методы лечения, которым их подвергали или от которых они пострадали. Будучи верными себе, вы затем донесли это до ООН, заставив психиатрию Новой Зеландии предстать перед Комитетом ООН против пыток И всё это для того, чтобы психиатрия не могла быть выше закона. В результате Новая Зеландия создала орган для отслеживания всех психиатрических учреждений и предотвращения подобных злоупотреблений. Так что, да, ваша миссия изменила облик сферы душевного здоровья в этой стране!»
Томас Генри
Лауреат премии за выдающиеся заслуги
Полиция Новой Зеландии
«Мне трудно выразить всю признательность людям, спасающим жизни каждый день. Но лично я знаю, что каждый из вас внёс вклад в изменение этой части мира».
Спасение жизней от наркотиков
«Эта новая саентологическая церковь в Окленде является важным шагом к достижению нашей цели по исцелению самих себя и нашего общества. У нас, маори, есть поговорка, которая означает: «Если вы слышите, то вы будете знать», «Знание приведёт к пониманию» и «Понимание приведёт к исцелению». И вот мы здесь. Для меня Саентология воплощает суть этих слов, и поэтому с этого дня мы можем начать путь, ведущий к раскрытию нашего полного потенциала! Каждый член Церкви Саентологии, с которым я работала, стремится улучшить наш мир. Я считаю, что именно саентологи являются главной силой вашего движения. Каждый из вас как семечко, из которого вырастет лучший мир. Мне трудно выразить всю признательность людям, спасающим жизни каждый день. Но лично я знаю, что каждый из вас внёс вклад в изменение этой части мира. Вместе с этой идеальной организацией мы изменим каждый район и сообщество нашей островной нации».
Мереана Пека
Председатель благотворительного фонда Стражей маори
Окленд
Роман Солнцев
статья первая
: РЕЛИГИЯ, КУЛЬТУРА, ЦИВИЛИЗАЦИЯ |
ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ
Задача церкви в любом обществе заключается не в моделировании не умеющего самостоятельно мыслить прихожанина и не в создании побочных учений, принимаемых на веру за непреложную истину. Прежде всего, церковь не должна давить на свободу любого человека как личность. Ведь свобода дает импульс к развитию духовных, нравственных, умственных и физических способностей человека, ему должно предоставляться право выбирать, имея при этом всю необходимую информацию об истинном положении вещей в церкви как институте. В России православная церковь всегда претерпевала огромные унижения, не говоря уже о кардинальных изменениях в самой структуре духовного развития личности религиозного характера. Однако истоки этого следует искать не только в период после 1917 г. Еще со времен Петра, когда интенсивно начал развиваться промышленный комплекс России, в Сибирь, на богатый рудой Урал, в восточные части страны потянулись промышленники, мастеровые и рабочие люди. Гонимые желанием быстро заработать деньги и обогатиться путем добычи полезных ископаемых — ведь эти районы имели и имеют огромные природные ресурсы, — они не заботились о своем нравственном, духовном и эстетическом развитии. Эти люди принесли сюда культуру совершенно иного направления, которая под воздействием местной обстановки, низкого уровня жизни и быта, приняла другой вид, резко отличный от западной. Их же потомки, которым и осталось это видоизмененное наследие, в свою очередь усугубили ситуацию в связи с ростом промышленности (в том числе и горной), упрощая и ведя к минимуму весь бытовой и культурный уровень.
Это является одной из причин отсутствия цивилизованного стандарта материального благополучия в нашей стране.
Переместившись вслед за открывателями и исследователями новых земель на Урал и в Сибирь, русская православная церковь столкнулась с невиданными до тех пор трудностями. Мастеровым и просто рабочим Бог был как бы не нужен, они приехали сюда за заработком, а не за спасением души. Здесь церковь выжила только за счет крупных промышленников, горнозаводчиков и просто населения, успевшего обогатиться на горнодобывающей промышленности России в то время. Следует также отметить, что в России церковь финансировалась государством, а поддерживалась материально в основном дворянством и высшим сословием, которые могли и хотели выделять средства на ее содержание.
Заметим, что, начиная с древнейших времен, русский человек не был подвержен никаким влияниям человеческой культуры. Если взять религию как первоначальную основу культуры, то возникновение христианства на Руси можно справедливо назвать первым четко сформулированным источником развития русской души. Православное христианство сложилось в тот исторический переломный момент, когда западное христианское течение подвергалось сомнениям и неверным истолкованиям истинной веры, а восточное почти полностью находилось под владычеством ислама. Таким образом, русское православие явило миру совсем новый подход к христианству, что оказалось причиной возникновения неординарного и совсем еще молодого вероучения нового направления. Как писал профессор А.А.Царевский в конце
прошлого века, православное христианство «сплотило политический организм России и упорочило ее могущество; оно всесторонне проникло собою, жизнь народа русского и наложило свою неизгладимую печать ла все проявления этой жизни, с-‘ можно сказать, Православие создало великое Тело России и одухотворило его, стало поистине душою России».*
Конечно, большая часть вины за уничтожение истинной православной церкви, что в целом привело к деградации общества и к сведению на нет культуры нации и общепринятых цивилизованных понятий о стиле жизни и о правильном духовном развитии человека, лежит на Советской власти, первые годы которой охарактеризовы-вались диктатурой пролетариата, а потом и постепенным превращении людей в послушных роботов. Многие священники тогда были просто вынуждены пойти на союз с исполинской силой Советов, многие были сосланы или расстреляны, церкви и монастыри закрывались и грабились, а их обитатели разгонялись. При таких условиях церковь не могла нести свою истинную миссию, но все же до нас она смогла донести то, что теперь есть и как-то возрождается, хотя понятие «возрождение» сейчас стало для нас чем-то нарицательным.
Известно, что большая часть Сибири, Урала, Дальневосточных и Южных районов нашей страны осваивалась в годы Советской власти. Здесь строились новые города, воздвигались огромные промышленные предприятия, проводились транспортные связи. С энтузиазмом и с верой в будущее ехали сюда молодые люди навстречу новым стройкам и новым испытаниям. Однако по понятным причинам здесь не было воздвигнуто ни одного храма, ни один священник не мог приехать сюда вести в церкви службы. Местные обычаи и обряды, если они вообще были, не играли существенной роли, так как они, во-первых, носили языческий характер, а во-вторых, под
* А.АЦаревский. Значение православия в жизни и исторической судьбе России. Казань, 1898, (печаталось по изданию в 1991 г.)
знаменами новых возможностей и отрытий они как-то не замечались и было принято считать их бабушкиными сказками. Здесь можно увидеть ту же закономерность, которая прослеживалась и во времена Петра, но если-тогда’ Церковь поддерживалась состоятельной частью населения и была нужна, то в этом случае в силу советской идеологии церковь, как и везде в нашей стране была отделена от государства. Эстетическое, культурное и нравственное воспитание у населения отсутствовало, духовное развитие личности проводилось совершенно под иными лозунгами. Становится совершенно очевидно, что возрождать у нас в этой области и нечего.
Однако трудность заключается в том, что священнослужитель, который утром 1960-ого года крестил, а вечером доносил об этом в КГБ, оказался на равных с тем, кто свято берег и сохранял давние традиции русской православной церкви. Здесь вновь и вновь перекликается тема добра и зла, а народ толпой идет в храм, но не за прощением грехов своих, ибо сейчас, к сожалению, стало модно креститься, венчаться и умирать в церкви. Возникает вопрос: что лучше — закрытый ли храм или храм, где нет истины и Бога?
Принято сейчас также считать, что церковь у нас возрождается. Действительно, возводятся новые храмы и тратятся колоссальные средства на восстановление старых, хотя всем известно, что церковь у нас бедна. Однако сегодняшняя задача церкви — хотя бы до конца не растерять богатый опыт духовного развития православного человека и донести до него истинное учение христианства, не потеряв его в красивых обрядах и традициях. Ведь известно, что православный священник всегда был для русского мужика недосягаемой светящейся далеко впереди звездой, в то время как священник должен быть самым близким после семьи человеком. Может ли сейчас выполнить эту задачу наш священнослужитель? При существующих обстоятельствах далеко не каждый. И вот почему мечется русский человек между западными миссионерами и православными священниками, не видя Бога потому, что отождествляет Его с ними.
Финансовый кризис, дефолт, безработица, инфляция, девальвация, реструктуризация, глобализация, интеграция и т.п. Ранее чуждые и далеко непонятные нам термины и явления так глубоко проникли в жизнь и повседневный язык российского народа, что стали значимой, можно сказать неотъемлемой, частью человеческого бытия на всем географическом пространстве России: от берегов Калининграда до суровых широт Дальнего Востока.
Терроризм, похищение людей, вооруженные конфликты, коррупция, мошенничество, организованная преступность, заказные убийства, проституция, наркомания, детский и подростковый алкоголизм, беспризорничество, бомжевание, дедовщина в армии, техногенные катастрофы, крушение поездов и авиалайнеров, автомобильные происшествия, пожары и прочие беды. Эти страшные, трагические и суровые атрибуты современной жизни притягивают нас к телеэкранам, заставляют сделать громче радиоприемник или углубиться в прочтение журналов и газет.
Зачем мы это делаем? Чем вызван повышенный интерес к случившейся беде или катастрофе? Какие чувства испытываем, когда следим за периодичностью новостей о расследованиях заказных убийств или изнасиловании детей? Что это? Любопытство? Страх? Сопереживание горя? Инстинкт самосохранения? Вопросов можно задавать много, и каждый для себя найдет тот истинный ответ, который близок ему, что называется, по совести и по духу. А если, упаси Господь, беда коснется кого-либо из нас (ведь никто от этого не застрахован), она станет неоспоримо для каждого настоящим, тяжким и подчас непереносимым горем. Тогда останется один, исторически неразрешимый и риторический вопрос…
Что делать?
Цинизм, бессердечность, равнодушие, невежество, безразличие, эгоизм и жестокость, беспорядочный секс, пошлость, ложь, кровь, агрессия, насилие, жажда наживы и соблазн легкого обогащения, проникающие в нас через средства массовой информации, уничтожают такие национальные качества и чувства, как воля, отвага, мужество, героизм, любовь, дружба, уважение, милосердие, сострадание и справедливость.. Как мало нам потребовалось времени для того, чтобы российское общество так глубоко впитало в себя эти лжекачества человеческого характера. Всегда ли мы были такими? Такое ли духовное, нравственное и культурное наследие оставили нам наши предки? Этим ли они были сильны во времена великих побед, открытий и свершений? Что мы, в свою очередь, оставим в наследство последующим поколениям? Чем я могу помочь своей стране и своему народу?
Любой обыватель может усомниться в актуальности затрагиваемых вопросов и будет по-своему прав, поскольку страна в настоящий момент переживает далеко не самый простой период в своей истории, связанный с коснувшимися нас последствиями мирового финансового кризиса. Казалось бы, имеет смысл сейчас бросить все силы на экономическое возрождение России: создать новые рабочие места, оказать финансовую поддержку предприятиям, снизить цены на товары народного потребления, повысить выплаты, пособия, стипендии и т.п., а к обсуждению духовно-нравственных ценностей можно вернуться в то время, когда мы будем ощущать необходимый материальный достаток.
Данное заключение могло быть верным, если бы не одно явление нашей повседневной жизни, которое мы наблюдаем, более того, долгое время ощущаем и сознательно не желаем охарактеризовать, а уж тем более избавиться от него.
Это явление – духовно-нравственный кризис России. И это даже не явление, а настоящая национальная катастрофа, разрушающая нашу страну и глубоко поразившая сознание российских граждан.
Разве это не кризис, когда мы видим беспризорных мальчишек и девчонок, снующих в любое время года по улицам в поисках денег на еду, лица которых пропитаны грязью, суррогатным алкоголем и никотином?
Разве это не кризис, когда заслуженный педагог работает продавцом в магазине по продаже женского нижнего белья?
Разве это не кризис, когда мы сталкиваемся с безразличием и грубостью медицинских работников, милиционеров и чиновников?
Разве это не кризис, когда в нас просыпается злорадство по отношению к ближнему, попавшему в беду?
Зачастую мы заставляем себя просто этого не замечать и не чувствовать собственную ответственность за происходящее, перенеся центр бедствий в сторону руководства страны, района, города, деревни или села. Еще проще махнуть рукой и произнести волшебное заклинание, что во всем виноваты Горбачев, Ельцин, Гайдар, Чубайс и другие…
К сожалению, мы сами разучились ощущать себя частью великого государства, перестали осознавать значение собственного вклада на развитие и состояние общества, все время ждем решения проблемных вопросов чужими умами и руками. Иными словами, стремимся выиграть в лотерею, но при этом не спешим покупать свой лотерейный билет.
Россия в начале 21-го века сделала серьезный рывок к своему процветанию. Насколько мы, ее граждане, готовы к скорейшему приближению этого времени, искоренив нелицеприятные пороки общества? На этот вопрос не сможет ответить ни Президент, ни Председатель Правительства, ни губернатор, ни мэр, ни глава района или поселения. Это наш вопрос. Это наша забота. И не только выборная кампания или общественные мероприятия должны побуждать нас к активности. Каждый день, каждый час мы должны ощущать себя гражданами, которым доверено многое, только мы, порой, не хотим использовать эту возможность, пребывая в состоянии политической инфантильности и, зачастую выгодной, политической незрелости.
Нельзя излечить тяжелый недуг в организме, борясь лишь с его последствиями в отдельных органах или системах и не искореняя истинных причин заболевания.
Так же невозможно победить коррупцию, преступность, наркоманию, безработицу и нищету с помощью отдельных мероприятий по их блокаде, без активного вмешательства общества, пробудившего в себе гражданскую активность и презревшего путь равнодушного созерцания происходящего.
Как никогда сегодня нам необходима система духовно-нравственных ценностей. Система, которая охватывает все сферы жизнедеятельности человека. Система, которая в качестве первоочередных идеалов провозглашает личностное достоинство, историческую память, образованность и культуру граждан нашей страны. Их духовное и физическое здоровье, их потребность и способность к творческой самореализации и созидательному труду на благо Отечества, их сплоченность на достижение общих задач, единение в преодолении кризисов и катастроф, а, в итоге — всеобъемлющего духовно-нравственного возрождения России.
Нам необходимо духовно-нравственное возрождение для обретения национальной духовной силы, способной противостоять порокам, растлевающим наше общество.
Нам необходимо духовно-нравственное возрождение, чтобы иметь сильную армию, защищающую свое Отечество и опирающуюся на вековые победоносные и героические традиции.
Нам необходимо духовно-нравственное возрождение для объединения граждан, искренне любящих Россию, готовых, не покладая сил, трудиться над ее возрождением.
Нам необходимо духовно-нравственное возрождение для появления современных Толстых, Достоевских, Пушкиных, Лермонтовых, Чайковских и Рахманиновых.
Нам необходимо духовно-нравственное возрождение, поскольку это единственный путь спасения и дальнейшего процветания нашей России.
О.Н.Худякова
ВОЗРОЖДЕНИЕ духовности как показатель РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Северный государственный медицинский университет, Архангельск
Духовная жизнь — феномен, который отличает бытие человека и человечества от природного и придает ему социальный характер. Через духовность происходит осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла.
История человечества показала противоречивость человеческого духа, его взлеты и падения, утраты и обретения, трагизм и громадный потенциал. Духовность сегодня — условие, фактор и тонкий инструмент решения задачи выживания человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития общества и личности. От того, как человек использует потенциал духовности, зависит его настоящее и будущее.
Духовность обладает исторической устойчивостью. Возрождение духовности современного российского общества необходимо, учитывая историческое прошлое, духовно-этические предпосылки и религиозные традиции.
В этом контексте хочется обратить внимание на необходимость возрождения памятников духовной культуры в северной глубинке.
В глуши Архангельского края, на левом берегу реки Пинеги вот уже четыре столетия высится знаменитый Артемиево-Веркольский монастырь. Когда-то окруженный многолюдными деревнями, кипучей жизнью, в XX веке он узнал запустение и забвение.
Монастырь был основан в начале XVII века на месте обретения мощей св. Артемия. Писатель Н. М. Коняев так рассказывает о святом Артемии: «Его убила стихия — молния, гроза, и односельчане даже не стали его хоронить. Его бросили в лесу, прикрыли берестой. А потом спустя годы Артемия нашел его сверстник, Агафоник, который к тому времени успел состариться. Он проходил мимо и увидел свет на могилке Артемия. И когда он отвернул бересту, то увидел совершенно юного человека, абсолютно неразложившегося. И вот эта встреча постаревшего Агафоника с товарищем своей молодости является символом той чистоты, того света, той внутренней победы, которая была одержана Артемием, хотя при этом никому и не была видна».
В 1649 году царь Алексей Михайлович назначил монастырю жалование. Монастырь был богатым и процветающим вплоть до середины XVIII века.
Святой Праведный Иоанн Кронштадтский, родиной которого является с. Сура (Пинежский район), почитал святого отрока Артемия и часто заезжал в монастырь. При его активном участии воздвигнут Успенский Собор — венец храмов Веркольского монастыря.
К концу XIX века Артемиево-Веркольский монастырь удостаивается титула Первоклассного монастыря. По описаниям современников, обитель тогда про- 41 —
цветала. В монастыре действовали рукодельная, живописная, переплетная, сапожная, портная, красильная и кузнечная мастерские.
В конце ноября 1918 года в Веркольский монастырь прибыл отряд красноармейцев. Иконы и книги были сожжены, стены монастыря, башни и колокольня были разобраны на кирпич. При разорении обители в 1920 году братия успела спрятать мощи Святого отрока Артемия. С 30-х годов в монастырских зданиях размещались поселковая коммуна, уездный комитет партии, детский дом, продовольственные склады. Оставленные без ремонта и ухода храмы со временем стали разрушаться. Особенно пострадал Успенский Собор.
Своим возрождением обитель, прежде всего, обязана Людмиле Владимировне Крутиковой, вдове писателя Федора Абрамова, которого всегда волновала проблема духовного возрождения России и восстановления монастырей. Восстановление обители началось практически из руин. За семь лет были отремонтированы крыши и поставлены новые купола и кресты на Артемиевский храм и Успенский собор, отреставрирован деревянный Ильинский храм, начались восстановительные работы в Казанском храме, отремонтирована трапезная, сделана новая роспись поверх неподдающейся восстановлению старой, в храме Артемия Праведного. В 2006 году на средства благотворителей восстановлена часовня праведного отрока Артемия. На Казанском соборе полностью заменена кровля, набрана решетка алтарной части. В проекте паровое или электрическое отопление храмов.
Однажды Артемиево-Веркольский монастырь вновь засияет в былом величии и откроет свои двери для всех молящихся.
Возрождение монастыря станет центром аккумуляции культуры региона и ее ретрансляции во внешнее культурное пространство.
Р.Р. Шаяхметова
ОСОБЕННОСТИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Бакирский государственный университет, Уфа
Состояние здоровья характеризует социально-демографическое состояние населения республики. Население Республики Башкортостан испытывало те же трудности переходного периода, которые были присущи российскому населению в целом. Вместе с тем, социально-экономические и демографические особенности края не могли не сказаться на состоянии здоровья его населения. Во-первых, в республике сложилась устойчивая динамика роста показателей заболеваемости населения. Причем, всплеск роста наблюдается за 2006 г. Во-вторых, в Башкортостане, как абсолютные значения, так и относительные показатели заболеваемости выше, чем по России в среднем.
Средние показатели заболеваемости населения скрывают ее различия по демографическим группам. Важным является выявление заболеваемости отдельно