Содержание
- Предисловие для родителей
- Верующие говорят, что мир был сотворен Богом 7500 лет назад. А откуда они это знают? Разве в Библии про это написано?
- Если кроме нашего мира есть и другие миры, то кто их сотворил? Наш Бог или какие-то другие боги?
- Зачем Бог сотворил там много звезд и галактик, если мы одиноки во Вселенной? Какой в них смысл?
- Всегда ли наука права?
- Говорят, что настоящий ученый не может быть верующим, а настоящий верующий — ученым. Почему это?
- Говорит ли наука о том, как на самом деле устроен мир?
- Если мы произошли от обезьян, то чем мы от них отличаемся?
- Почему Церковь против теории эволюции?
- Почему в Ветхом Завете ничего не сказано про динозавров?
- Существуют ли инопланетяне?
- Вопрос:
- Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Предисловие для родителей
После посещения естественнонаучных музеев, да и просто читая книги, смотря кино, общаясь друг с другом, воцерковленные дети младшего и среднего школьного возраста вполне могут задаваться вопросами: как стыкуется то, что они узнали, с истинами христианской веры? Если такие вопросы они задают родителям, то это очень хорошо: значит, у них с родителями есть контакт, значит, родителям они доверяют. Но отвечать на такие вопросы нелегко.
Во-первых, речь, как правило, идет о вещах недогматизированных, о которых в Церкви нет единства мнений. И тут уж родителям следует быть аккуратными, чтобы не выдать свое личное мнение за общецерковную позицию. Во-вторых, даже очень простой по своей формулировке детский вопрос может потребовать достаточно сложного ответа, может вызвать разговор о таких философских понятиях, до которых дети еще не доросли. Поэтому, отвечая, надо искать ту меру, которая доступна именно вашему ребенку. Слишком сложный, «загрузный» ответ может оказаться непонятным, но и слишком простой, слишком примитивный может вызвать чувство неудовлетворенности, подозрение, что взрослые что-то скрывают или что им на самом деле нечего сказать.
Но все же мы предлагаем несколько ответов на наиболее распространенные детские вопросы — не как «методичку», а как ориентир для родителей. Наши варианты ответов могут им пригодиться, но в любом случае искать конкретные слова придется самостоятельно, с учетом особенностей каждого ребенка.
Верующие говорят, что мир был сотворен Богом 7500 лет назад. А откуда они это знают? Разве в Библии про это написано?
В Библии нет точного указания на возраст мира, но в ней содержатся сведения о жизни первых людей: кто сколько лет прожил, какие у кого были дети, сколько они прожили, кто и когда у них родился… и так от Адама и Евы до Рождества Христова. Во II-III веках по Р. Х. христианские богословы попробовали на основании этой информации подсчитать, когда же был сотворен мир: они смотрели, в каком возрасте кто из упомянутых в Библии людей становился отцом, складывали эти числа — и в итоге у них получилось, что Рождество Христово было спустя 5508 лет после сотворения мира. При этом у разных церковных ученых получались немножко разные результаты.
Адам и Ева. Греческая миниатюра
Вопрос в том, как относиться к этим подсчетам. Точнее, к той содержащейся в библейском тексте информации, на основе которой они сделаны. А тут среди образованных верующих людей есть разные мнения. Кто-то уверен, что все подсчитали правильно и миру действительно примерно 7500 лет, а кто-то думает, что в библейском тексте упомянуты не все этапы человеческой истории, а только самые важные, и поэтому у нас маловато данных, чтобы вычислить ее продолжительность. И это не говоря уже о том, что Библия нам ничего не говорит о том, как соотносилось течение времени в раю, до грехопадения, с течением времени уже потом. Может быть, то, что казалось Адаме и Еве одним днем, равно миллиону, а то и миллиарду лет, если мерить нашими мерками.
Но самое главное, что в христианском вероучении возраст мира — это вопрос второстепенный. Один христианин может думать, что миру семь с половиной тысяч лет, другой — что ему четырнадцать с половиной миллиардов. И такое различие взглядов вполне нормально. А самое главное — что Бог воплотился, стал человеком Иисусом Христом, оставаясь при этом и Богом. А зачем? Затем, чтобы, умерев и воскреснув, дать всем людям возможность спастись, если они, конечно, сами этого хотят. Вот насчет этого все христиане едины.
Если кроме нашего мира есть и другие миры, то кто их сотворил? Наш Бог или какие-то другие боги?
Современная наука ничего не может сказать достоверно о том, существуют ли другие миры, другие вселенные кроме нашей. Предположения выдвигаются разные, но ни одно из них пока что не доказано. И уж если наука ничего не может нам определенного сказать о существовании иных миров, то тем более ничего об этом не говорит религия. Не говорит потому, что это попросту не ее тема. Религия же не говорит что-то по поводу математических теорем или особенностей дыхания червяков. Это вопросы, которыми занимается именно наука.
Религия вся построена на Откровении Божием, то есть на том, что Бог сообщил людям — и через Своих пророков, и Сам, воплотившись и став человеком, оставаясь при том Богом. И здесь вот что важно: Он сообщил людям только то, что им действительно следует знать для того, чтобы идти путем спасения. Все остальное — в том числе, как устроен созданным Им мир — Бог не сообщил. Не потому что это какая-то запретная тайна, а просто потому что если людям это интересно, то они и сами постепенно, развивая науку, это выяснят. В том числе и вопрос о существовании других миров.
Но если даже другие миры когда-нибудь действительно откроют и научно докажут, что они есть, то все равно мы скажем, что они сотворены Богом. Не какими-то другими богами, а нашим Богом, единственным, потому что других богов нет — на этом основана наша вера. Да и мир в этом случае тоже можно считать единым, просто разделенным на разные части, «отсеки» — примерно как разные квартиры в большом доме.
Зачем Бог сотворил там много звезд и галактик, если мы одиноки во Вселенной? Какой в них смысл?
Действительно, Бог сотворил огромный мир, с множеством галактик, звезд, планет, туманностей, черных дыр… И у нас, обитателей маленькой (по сравнению, например, с Юпитером) планеты Земля, вращающейся вокруг маленькой (по сравнению с многими другими) звезды по имени Солнце, может возникнуть вопрос: а зачем нужно все остальное, все эти неисчислимые звезды и другие космические объекты? Зачем, если мы одиноки во Вселенной?
Можно ответить так: Бог сотворил такой огромный, яркий, многообразный мир для нас, людей, из любви к нам. Был в древности такой православный святой, Максим Исповедник (VII век), и есть у него слова, что Бог дал человеку сотворенный Им мир, чтобы человек, изучая его, восходил к познанию Бога — подобно тому, как маленький ребенок крутит-вертит игрушку, разбирает ее, собирает — и развивается. Вот и этот мир, эти миллиарды звезд и планет — они как развивающая игрушка для нас, для человечества.
А еще это попросту красиво! Кто видел звездное небо над головой, тот никогда не захочет лишиться этой красоты, не захочет, чтобы небо навсегда затянуло серыми облаками. Бог нас любит — и поэтому создал для нас эту красоту. Пускай по большей части она для нас пока недоступна, пускай пока мы только-только начали осваивать Солнечную Систему — но быть может, все еще впереди. Мы не знаем планов Бога, не знаем, сколько еще просуществует человечество, но вполне возможно, что когда-нибудь люди полетят к другим звездам, выйдут за пределы нашей Галактики.
Это знаете с чем можно сравнить? Вот живем мы в городской квартире, у нас вроде все нужное для жизни есть: электричество, вода, газ, интернет… но нас тянет и за пределы квартиры: на городские улицы, на спортивные площадки, в парки, в театры и музеи, за город, в лес или на речку, на море, в горы, в другие страны… у нас есть огромный мир под названием планета Земля, где столько всего интересного! Мы, конечно, могли бы и в квартире прожить, но хочется и всего остального. А если это остальное по каким-то причинам нам недоступно, это же не значит, что оно вообще не нужно! Если мы никогда не полетим в Бразилию и не увидим ягуаров и броненосцев, это же не значит, что без ягуаров можно обойтись? Без ягуаров жизнь была значительно скучнее.
Вот так же и все эти миллиарды пока недоступных нам звезд: они красивые, они делают нашу жизнь интереснее, и без них нам было бы как-то тускло. Но они есть, эти звезды и галактики, и это — подарок Бога нам. Причем подарок, как говорится, «на вырост».
Всегда ли наука права?
Конечно же, нет! Наука вообще не может быть всегда права, потому что научное знание — это не что-то застывшее раз и навсегда, оно может меняться, уточняться. Ученые могут ошибаться в каких-то вопросах, а потом — признавать свои ошибки. Самый смешной пример: в средние века ученые считали, что у насекомых восемь ножек, потому что так написал в древности великий греческий ученый Аристотель, чей авторитет почти две тысячи лет был непререкаем. И никому просто в голову не приходило усомниться, поймать кузнечика или муху и посчитать, сколько там ножек. Или, уже позже, в XVIII веке, ученые — не какие-нибудь шарлатаны, а уважаемые, серьезные ученые! — считали, будто существует такое невидимое вещество, теплород, и оно-то и передает тепло. И тогда же, в XVIII веке, французские академики считали, что никакие камни с неба падать не могут — то есть отрицали, что иногда на Землю падают метеориты.
Но так научное познание устроено, что ученые постоянно подвергают сомнению то, что считается незыблемым, без конца проверяют вроде бы твердо установленные факты, ищут им другие объяснения, которые более точно описывают то, что мы наблюдаем. Поэтому если сейчас наука по какому-то вопросу не права — это не значит, что она и дальше будет не права. Ошибку исправят, неточную теорию заменят более точной, то, что раньше считали универсальным законом, признают всего лишь частным случаем чего-то более общего.
Но тут вот еще что важно: наука не может (да и не пытается) объяснить всего того, что есть в жизни. Существуют такие вещи, которыми наука попросту не занимается, не рассматривает их. Например, любовь между людьми, ощущение красоты, те чувства, которые вызывают у нас картины, музыка, стихи.
Точнее говоря, есть ученые, которые пытаются и это тоже исследовать, объяснить все человеческие чувства и мысли с помощью физики и химии. Но с помощью физики и химии можно объяснить только то, что происходит у нас в организме, когда мы что-то чувствуем. А сами чувства и мысли к физике и химии не сводятся. Это все равно что объяснить, как поэт пишет стихотворение: «вот он берет белую бумагу, берет карандаш, грифель царапает бумагу, от него отслаиваются мелкие частички графита, оставляют след на бумаге…» Но разве можно таким образом объяснить, почему поэт решил написать именно «Я помню чудное мгновенье», а не «Мороз и солнце, день чудесный» или «Белеет парус одинокий»?
И, конечно, наука не рассматривает веру в Бога, наука ничего не говорит об ангелах, о рае и аде, о чудесах. Если это, конечно, настоящая наука, а не какая-то подделка под нее. А такие подделки встречались и в прошлом, и сейчас бывают. Да к тому же есть люди, которые уверены, будто кроме того, что способна изучить наука, вообще ничего не существует. Ни любви, ни красоты, ни Бога. На самом деле такое мнение ни разу не научное. Это такое философское учение, называющееся сциентизм (от английского слова science — наука), но к настоящим наукам — физике, математике, биологии, химии и так далее — оно не имеет никакого отношения.
Говорят, что настоящий ученый не может быть верующим, а настоящий верующий — ученым. Почему это?
Те, кто так говорит, неправильно понимают и что такое вера, и что такое наука. Они думают, что если ученый верит в Бога, то религия заставляет его отказаться от использования принятых в науке методов исследования. И еще они думают, что настоящий ученый считает существующим только то, что описывается наукой, а раз Бог ею не описывается, то Его и не существует.
Но это заблуждение. На самом деле наука и вера говорят о разных вещах, а все столкновения между ними — это недоразумения, когда или верующие не очень правильно понимают смысл своей веры, или ученые рассуждают о том, что к науке не относятся. Например, когда в XVI веке Католическая Церковь осудила учение Коперника о том, что Земля вращается вокруг Солнца, она была не права: что вокруг чего вращается, к христианскому вероучению отношения не имеет. Это об устройстве нашего мира, а не о Боге, не о душе, не об ангелах… Другой пример: в XIX веке некоторые ученые, основываясь на теории эволюции, утверждали, что человека создал не Бог, а он сам, независимо от Бога, произошел от древней обезьяны. Эти ученые были не правы, потому что наука может говорить лишь о происхождении человеческого вида — то есть о том, как благодаря эволюции человеческое тело стало таким, каково оно у нас. Но наука ничего не может говорить о душе, об образе Божием в человеке — все это не относится к ее предмету исследования.
Ну а если от общих рассуждений перейти к примерам, то можно привести множество случаев, когда ученые, в том числе великие ученые, были глубоко верующими людьми. Тот же Николай Коперник, выдвинувший теорию, что Земля вращается вокруг Солнца, был не просто верующим, а священником! А знаменитый английский математик и физик Исаак Ньютон был еще и богословом и писал богословские труды. Да и в наше время среди ученых очень много верующих людей, и их вера никак им не мешает в их научных исследованиях.
Говорит ли наука о том, как на самом деле устроен мир?
Тут надо понимать, что такое вообще наука. Это не только какие-то конкретные знания, но и способы, с помощью которых ученые эти знания добывают. Говоря по-взрослому, эти способы называются научной методологией. Например: проверять результаты всех исследований, снова и снова ставить одни и те же опыты, никому и ни в чем не верить на слово, доказывать все утверждения, а выдвигая какую-то теорию, понимать, какие факты могли бы ее опровергнуть, и если такие факты обнаружатся, то теорию придется отвергнуть. Нельзя врать, подтасовывая данные экспериментов. Нельзя отбрасывать неудобные факты, нельзя бояться неудобных вопросов. И еще много чего.
Кроме того, настоящая наука никогда и не утверждает, что описывает весь мир «как он есть». Ученые делают наблюдения за природой, ставят опыты, обдумывают результаты — и выдвигают какое-то объяснение этих результатов. Такое объяснение называется гипотезой. Ее начинают тщательно проверять: все ли наблюдаемые факты ею объясняются? можно ли с помощью этой гипотезы предсказать какие-то пока еще не открытые явления? Если да, если гипотеза дает четкое объяснение имеющимся фактам и предсказывает еще не открытые, а потом их открывают, то такую гипотезу уже называют теорией. Но такая теория — это всего лишь модель реальности, она хорошо объясняет то, что нам по этой теме уже известно, она дает возможность практического использования — например, теорию электричества можно применить для разработки всяких электроприборов, от лампочки и до компьютера. Но никакой добросовестный ученый не станет говорить, что общепринятая теория — это истина в последней инстанции, что реальность в точности такова, как утверждает теория.
Например, та же гелиоцентрическая теория Коперника. Ее, несмотря на недовольство Католической Церкви, довольно быстро приняли, потому что от нее была практическая польза, с ее помощью можно было гораздо быстрее делать астрономические расчеты, чем раньше. А расчеты эти были очень важны для нужд мореплавания. Потом, сто лет спустя, уже в XVII веке, эту теорию развил другой ученый, Иоганн Кеплер, расчеты стали не только проще, но и гораздо точнее. Потом, когда Исаак Ньютон открыл закон всемирного тяготения, стало понятно, почему планеты именно так, а не иначе вращаются вокруг Солнца. Но только в XX веке, когда появилась космонавтика, люди окончательно убедились, что теория Коперника — это не просто удобная математическая модель, что Солнечная система действительно именно так и устроена, как предположил Коперник.
Это же касается и любой другой теории в любой другой науке: научная теория описывает не саму реальность, а только модель реальности. Верна эта модель или неверна, выясняется не сразу, а только впоследствии. Например, физики в XIX веке предполагали, что всё космическое пространство пронизано неким невидимым веществом, «мировым эфиром». Это была общепринятая теория, с ее помощью объяснялись результаты разных физических опытов и астрономических наблюдений, но только в начале XX века, благодаря Альберту Эйнштейну, от теории эфира отказались, его теория относительности смогла лучше объяснить наблюдаемые факты, чем эфир. То есть получается, что несколько десятилетий образованные люди думали, будто эфир есть, будто мир именно вот так и устроен, с эфиром, потому что наука это утверждает. А оказалось, нет, ошибалась тогда наука. Отсюда вывод: и многие современные научные теории в будущем будут пересмотрены, поэтому не стоит верить, будто мир в точности таков, каким его сейчас считает наука.
Если мы произошли от обезьян, то чем мы от них отличаемся?
Отличаемся мы от них прежде всего тем, что у нас есть душа, у нас есть разум, есть свобода воли, есть дар творчества, есть способность различать добро и зло — то есть это образ Божий в человеке. И все эти вещи — разум, свобода воли и так далее — не закономерный результат эволюции, а именно что дар Божий.
Библия говорит о том, что «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Вот эти слова, «вдунул в лицо его дыхание жизни» и означают, что в человеке есть образ Божий (о котором говорилось чуть ранее, Быт. 1:27). А что такое «прах земной»? Библия не уточняет этого, но вовсе не обязательно трактовать эти слова буквально, то есть как обычную пыль. Тут имеется в виду вообще материя. И вполне возможно, что под «прахом земным» можно понимать и тела древних приматов, предков и человека, и современных обезьян. Например, такого мнения придерживался святой Феофан Затворник, живший в конце XIX века. Он писал: «»Это тело — что это было? Глиняная тетерька, или живое тело? — Оно было живое тело, было животное в образе человека, с душою животною, а потом Бог вдунул в него дух Свой…»
Действительно ли человек, то есть вид Homo sapience, произошел от древних приматов — это вопрос науки, а не веры. Сейчас наука считает, что да, что такое предположение доказывается множеством палеонтологических находок. Если мы, христиане, признаем это как научную теорию — помешает ли это нам веровать во Христа и идти путем спасения? Нисколько. А если в будущем наука найдет другое объяснение этим фактам и будет иначе объяснять происхождение человеческого вида, то и это никак не затронет нашей веры. Она, наша вера, про другое.
Почему Церковь против теории эволюции?
Начнем с того, что у Русской Православной Церкви нет какой-то официальной, общецерковной позиции насчет этой теории. Есть разные мнения, которых придерживаются верующие люди — и миряне, и священнослужители.
Те, кто против теории эволюции, считают, что она несовместима с тем, что сообщает нам Библия о происхождении мира и человека. Библейский рассказ о сотворении мира они воспринимают буквально, и на то у них есть некоторые основания: действительно, многие древние святые говорили, что эти главы книги Бытия надо понимать буквально: то есть что мир был создан за шесть суток, и эти сутки — обычные наши сутки, в которых 24 часа. А если так, то эволюции просто некогда было бы происходить, ведь для нее нужны миллионы лет. Есть у них и другое возражение против теории эволюции: ведь для того, чтобы эволюция происходила, растения и животные должны умирать, а Бог же смерти не создавал, смерть появилась только после грехопадения Адама и Евы.
Другие православные люди уверены, что в идее эволюции нет ничего такого, что противоречило бы христианскому учению. Они не считают, что Господь создал мир ровно за шесть обычных суток, слово «день», которое звучит в библейском рассказе о сотворении мира, можно понимать иначе: как определенный этап, длительность которого нам неизвестна: может, это миллиарды лет. Что же касается смерти, которая необходима для того, чтобы происходила эволюция, они предполагают, что под «смертью» в Библии понимается только смерть людей, а когда завял цветок или сдохла рыбка — это не смерть, а просто прекращение жизни. И тогда противоречий с текстом Библии нет.
Кто из них прав? Это каждый из нас решает сам. Но важно, что и те, и другие — православные христиане, что они имеют право думать так, как думают, что ни тех, ни других нельзя обвинять в ереси. Можно быть добрым христианином, идти путем спасения и принимая теорию эволюции, и не принимая ее.
Но при этом надо понимать вот что: есть сама по себе теория эволюции, то есть чисто научная теория, а есть люди, которые из теории эволюции делают выводы, что Бога нет, что человека никто не создавал, а просто он естественным путем из обезьяны вывелся, и поэтому религия — это вредные и глупые сказки. Причем такие выводы встречались и (до сих пор иногда встречаются) в школьных учебниках. И вот против таких воззрений Церковь, разумеется, возражает, потому что здесь речь идет уже не о науке, а о нашей вере. Да, и в прошлом, и сейчас кое-кто пытается использовать теорию эволюции для борьбы с религией. Поэтому и многие церковные люди так настороженно к этой теории относятся, считают ее оружием наших врагов. Хотя на самом деле виноваты не научные теории в биологии, а те, кто просто прикрывается ими для совсем не научных целей.
Почему в Ветхом Завете ничего не сказано про динозавров?
Потому что Ветхий Завет — это не учебник по зоологии и палеонтологии. Он — про взаимоотношения Бога и человека. В нем сказано только то, что имеет важное значение для нашего спасения — то есть как человек был сотворен, каким он был до грехопадения и каким стал после, как Бог действовал, чтобы падший человек мог вернуться к Нему.
Все остальное в Ветхом Завете не упоминается — не потому, что этого не было, а потому, что для нашего спасения оно не так уж важно. Например, в Ветхом Завете ни слова не сказано о домашних кошках — хотя в наши дни все только и делают, что публикуют в соцсетях фотки своих котиков.
Существуют ли инопланетяне?
Это крайне сомнительно. Реально-то об инопланетянах мы знаем только из фантастических книг, но ведь это же просто фантазии писателей. Не стоит думать, будто всё, описанное в художественной литературе, существует на самом деле. Каких-либо серьезных доказательств, будто есть инопланетяне, не существует. Никаких их следов наука не нашла. А писатели-фантасты, которые пишут про них — они же сами в них не верят, они их используют как иносказание, как способ под другим углом поговорить о чисто человеческих проблемах.
При этом вообще жизнь (в виде каких-то бактерий, может, и растений) на других планетах в принципе возможна, такое предположение не противоречит современной науке. И если когда-нибудь ученые объявят, что где-нибудь на спутниках Сатурна или Юпитера найдены какие-то простейшие формы жизни — никакого шока у нас, христиан, не случится, это никак нашей вере противоречить не будет. Но одно дело плесень, и совсем другое — разумная жизнь. Вот это поставило бы перед нами очень серьезные богословские вопросы.
Но пока что все рассуждения об инопланетянах — это просто игра ума. Можно вообразить себе что угодно — хоть розовых летающих пони, хоть крокодилов-академиков. Однако если мы начинаем всерьез верить в наши придумки — то это может кончиться плохо.
Динозавры используются больше, чем что угодно, чтобы внушить детям и взрослым идею о миллионах лет истории Земли. Однако Библия дает нам основу для объяснения существования динозавров с точки зрения тысячелетней истории, включая тайну того, когда они жили и что с ними случилось. Два ключевых текста — Бытие 1:24-25 и Иов 40:15-24.
Динозавры — это загадка?
Многие люди думают, что существование динозавров и их гибель окутаны такой тайной, что мы можем никогда не узнать правду о том, откуда они пришли, когда жили и что с ними случилось. Однако динозавры остаются загадкой, только если принять эволюционную историю их истории.
Согласно эволюционистам, динозавры впервые появились около 235 миллионов лет назад, задолго до появления человека.1 Ни один человек никогда не жил с динозаврами. Их история записана в ископаемых слоях земли, которые откладывались на протяжении миллионов лет. Они были настолько успешны как группа животных, что в конечном итоге правили землей. Однако около 65 миллионов лет назад что-то изменилось — динозавры исчезли. Большинство эволюционистов считают, что их убило какое-то катастрофическое событие, например столкновение с астероидом. Но многие эволюционисты утверждают, что некоторые динозавры эволюционировали в птиц, и, следовательно, они не вымерли, а летают вокруг нас даже сегодня.2
Нет никакой тайны вокруг динозавров, если вы принимаете совершенно другой рассказ Библии об истории динозавров.
Согласно Библии, динозавры впервые появились около 6000 лет назад.3 Бог создал динозавров вместе с другими наземными животными на шестой день недели сотворения (Бытие 1:20-25, 31). Адам и Ева также были созданы на шестой день — поэтому динозавры жили в то же время, что и люди, не разделенные эонами времени.
Динозавры: сотворенные на шестой день
Динозавры не могли вымереть до появления людей, потому что динозавры ранее не существовали, и смерть, кровопролитие, болезни и страдания являются результатом грехопадения Адама (Бытие 1:29-30, Римлянам 5:12, 14, 1 Коринфянам 15:21-22).
Динозавры: исчезнувшие после проклятия
Представители всех видов дышащих воздухом наземных животных, включая динозавров, поднялись на борт Ноева ковчега. Все, кто остался вне ковчега, погибли в катастрофическом потопе, а многие из их останков стали окаменелостями.
Динозавры: превращенные потопом в окаменелости
После потопа, около 4300 лет назад, остатки наземных животных, включая динозавров, сошли с ковчега и жили в современном мире вместе с людьми. Из-за грехопадения суды проклятия и потопа сильно изменили Землю. Климатические изменения после потопа, нехватка пищи, болезни и деятельность человека привели к вымиранию многих видов животных. Динозавры, как и многие другие существа, вымерли. Почему смерть динозавров это большая тайна?
Почему такие разные объяснения?
Как могут быть такие совершенно разные объяснения динозавров? Независимо от того, является ли человек эволюционистом или принимает библейский рассказ об истории, доказательства для динозавров одинаковы. Все ученые имеют одни и те же факты — у них один и тот же мир, одни и те же окаменелости, одни и те же живые существа, одна и та же Вселенная.
Если «факты» одинаковы, то почему объяснения могут быть такими разными? Причина в том, что у ученых есть только настоящее — ископаемые динозавры существуют только в настоящем — но ученые пытаются связать ископаемые в настоящем с прошлым. Они спрашивают: «Что произошло в истории, что привело к появлению динозавров, уничтожило их и оставило многих из них окаменелыми?».4
Наука, которая занимается такими вопросами, известна как наука об истории или происхождении, и она отличается от оперативной науки, которая дает нам компьютеры, недорогую пищу, космические исследования, электричество и тому подобное. Наука о происхождении имеет дело с прошлым, которое недоступно непосредственному экспериментированию, в то время как оперативная наука имеет дело с тем, как мир работает здесь и сейчас, что, конечно, открыто для повторяемых экспериментов. Из-за трудностей в реконструкции прошлого, те, кто изучает окаменелости (палеонтологи) имеют различные взгляды на динозавров.5 Как уже было сказано, «палеонтология (изучение окаменелостей) очень похожа на политику: страсти накаляются, и из одного и того же набора фактов легко сделать совершенно разные выводы».6
Динозавры: исчезновение
Палеонтолог, верящий в библейскую летопись, которая утверждает, что является Словом Божьим,7 придет к иным выводам, чем атеист, отвергающий Библию. Умышленное отрицание Слова Божьего (2 Петра 3:3-7) лежит в основе многих споров в исторической науке.
Многие люди думают, что Библия — это просто книга о религии и спасении. Но Библия — это нечто гораздо большее. Она является книгой истории Вселенной и говорит нам о будущей судьбе Вселенной. Также она рассказывает нам о том, когда началось время, об основных событиях истории: вход греха и смерти в мир, время, когда вся поверхность земного шара была разрушена водой, разделение на различные языки при строительстве Вавилонской башне, рассказ о Сыне Божьем, грядущем как Человек, Его смерти и воскресении, и новых небесах и земле.
В конечном счете, есть только два способа мышления: начиная с откровения от Бога (Библии) как основополагающего для всего мышления (включая биологию, историю и геологию), что приводит к христианскому мировоззрению, или начиная с убеждений человека (например, эволюционной истории) как основополагающего для всего мышления, что приводит к светскому мировоззрению.
Большинство христиан были воспитаны через средства массовой информации и систему образования, чтобы думать светским образом. Они склонны принимать светское мышление для понимания Библии, вместо того, чтобы использовать Библию для построения своего мышления (Римлянам 12:1-2, Ефесянам 4:20-24).
В Библии сказано: «Страх Господень есть начало познания» (Притчи 1:7) и «Страх Господень есть начало мудрости» (Притчи 9:10).
Если начать с эволюционного взгляда на историю (для которого не было ни свидетелей, ни письменных свидетельств), то этот способ мышления будет использован для объяснения доказательств, существующих в настоящем. Таким образом, мы имеем эволюционное объяснение динозавров.
Но если начать с библейского взгляда на историю от письменных свидетельств очевидца (Бога) ко всем историческим событиям, то для объяснения тех же самых свидетельств будет использован совершенно иной способ мышления, основанный на этом. Таким образом, мы имеем библейское объяснение.
История динозавров
Ископаемые кости динозавров находят по всему миру. Многие из этих находок состоят всего лишь из фрагментов костей, но некоторые почти полные скелеты были найдены. Ученые смогли описать множество различных типов динозавров, основываясь на отличительных характеристиках, таких как структура черепа и конечностей.8
Откуда взялись динозавры?
Библия говорит нам, что Бог создал различные виды наземных животных на шестой день недели сотворения (Бытие 1:24-25). Поскольку динозавры были наземными животными, это должно было включать виды динозавров.9
Противоположные объяснения динозавров
Эволюционисты утверждают, что динозавры произошли от некоторых рептилий, которые первоначально эволюционировали от амфибий. Но они не могут указать на какие-либо четкие переходные (промежуточные) формы для обоснования своих аргументов. В эволюционных книгах показано множество различных типов динозавров, но только гипотетические линии связывают их с каким-то общим предком. Линии пунктирные, потому что нет ископаемых доказательств. Эволюционисты просто не могут доказать свою веру в предка динозавров-нединозавра.
Как выглядят динозавры?
Ученые, как правило, не выкапывают динозавра со всей его нетронутой плотью. Даже если бы они нашли все кости, у них все равно осталось бы менее 40 процентов животного, чтобы выяснить, как оно выглядело изначально. Например, кости не говорят о цвете животного, хотя были найдены некоторые окаменелости отпечатков кожи, указывающие на текстуру кожи. Поскольку среди рептилий, живущих сегодня, есть некоторое разнообразие цвета, динозавры могут сильно отличаться по цвету, текстуре кожи и так далее.
При реконструкции динозавров из костных останков ученые делают всевозможные предположения и часто не соглашаются. Например, бушевали споры о том, были ли динозавры теплокровными или хладнокровными. По костям динозавра даже трудно сказать, был ли он самцом или самкой.
Иногда ученые делают ошибки в своих реконструкциях, которые нуждаются в коррекции, когда найдено больше костей. Например, знаменитого бронтозавра нет в новых словарях динозавров. Оригинальный «первооткрыватель» положил не ту голову на скелет динозавра, который уже был назван апатозавром.
Кто открыл динозавров?
Светские книги расскажут вам, что первое открытие того, что позже было названо динозаврами, произошло в 1677 году, когда доктор Роберт Плотт нашел кости настолько большие, что они, как считалось, принадлежали гигантскому слону или гигантскому человеку.10
В 1822 году Мэри Энн Мантелл отправилась на прогулку по сельской дороге в Сассексе, Англия. Согласно традиции, она нашла камень, блестевший на солнце, и показала его своему мужу — собирателю окаменелостей. Доктор Мантелл заметил, что в камне находится зуб, похожий на зуб современных рептилий, но намного больше. Он решил, что это какая-то вымершая гигантская растительноядная рептилия с зубами, как у игуаны. В 1825 году он назвал владельца зуба игуанодон (Iguana tooth). Именно доктор Мантелл начал популяризировать «эпоху рептилий».11
Динозавры: найденные после забытья
С библейской точки зрения, однако, время вышеуказанных открытий было фактически временем, когда динозавры были заново открыты. Адам открыл динозавров, когда впервые увидел их.
Когда жили динозавры?
Эволюционисты утверждают, что динозавры жили миллионы лет назад. Но важно понимать, что когда они выкапывают кость динозавра, на ней нет этикетки с указанием даты. Эволюционисты получают свои даты с помощью методов косвенного датирования, которые другие ученые подвергают сомнению, и есть много доказательств против миллионов лет.12
Бог сказал нам, когда Он создал тираннозавра рекса? Многие сказали бы «нет». Но Библия утверждает, что Бог создал все за шесть обычных дней. Он создал наземных животных, включая динозавров, на шестой день (Бытие 1:24-25), поэтому они датируются примерно 6000 лет назад — приблизительная дата создания, полученная путем сложения лет в Библии.13 Итак, так как тираннозавр был сухопутным животным, и Бог создал всех сухопутных животных на шестой день, то Бог создал тираннозавра на шестой день.
Более того, из Библии мы видим, что до грехопадения не было ни смерти, ни кровопролития, ни болезней, ни страданий.14 Если исследовать от Бытие до Откровения последовательно, истолковывая Писание с Писанием, то можно увидеть, что смерть человека и животных и кровопролитие пришли в мир только после греха Адама. Первая смерть животного произошла, когда Бог пролил кровь животного в Эдемском саду и одел Адама и Еву (Бытие 3:21). Это была также картина искупления — предзнаменование Крови Христа, которая должна была пролиться за нас. Таким образом, не могло быть костей мертвых животных до грехопадения, — это разрушило бы Евангелие.
Это означает, что динозавры должны были умереть после того, как грех вошел в мир, а не раньше. Костям динозавров не могло быть миллионы лет, потому что Адам жил только тысячи лет назад.
В Библии упоминаются динозавры?
Если бы люди видели динозавров, вы бы подумали, что древние исторические писания, такие как Библия, должны упомянуть о них. Версия Библии короля Иакова (KJV) была впервые переведена в 1611.15 Некоторые люди думают, что, поскольку слово «динозавр» не встречается в этом или других переводах, Библия не упоминает динозавров.
Однако слово «динозавр» было изобретено только в 1841 году.16 Сэр Ричард Оуэн, известный британский анатом и первый суперинтендант Британского музея (и убежденный антидарвинист), осмотрев кости игуанодона и мегалозавра, понял, что они представляют собой уникальную группу рептилий, которые еще не были классифицированы. Он придумал термин «динозавр» от греческих слов, означающих «ужасная ящерица».17
Динозавры: драконы древности
Таким образом, никто не ожидал найти слово «динозавр» в Библии короля Якова — такого слова не существовало, когда перевод был сделан.
Есть ли другое слово для «динозавра»? Есть легенды о драконах со всего мира. Многие описания драконов соответствуют характеристикам конкретных динозавров. Могут ли это быть рассказы о встречах с теми существами, которых мы теперь называем динозаврами?
Так же, как легенды о потопе основаны на реальном глобальном потопе (потопе Ноя) — легенды о драконах основаны на реальных встречах с реальными животными, которых сегодня мы называем динозаврами. Многие из этих описаний наземных драконов соответствуют тому, что мы знаем о динозаврах.
В Бытие 1:21 Библия говорит: «И сотворил Бог великих морских чудовищ и всякое живое существо, которое движется, с которым вода роилась, по роду их». Еврейское слово здесь для «морских чудовищ» («киты» в KJV) — это слово, переведенное в другом месте как «дракон» (иврит: tannin). Итак, в первой главе первой книги Библии Бог описывает великих морских драконов (морских обитателей, динозавров), которых Он создал.
Есть и другие библейские стихи о драконах, которые жили в море: «драконы в водах» (Псалтирь 73:14), «и он убьет дракона, который в море» (Исаия 27:1). Хотя слово «динозавр» строго относится к животным, которые жили на суше, морские рептилии и летающие рептилии часто группируются с динозаврами. Морские драконы могли включать в себя динозавров, таких как мозазавр.18
Иов в 41-й главе описывает великое животное, жившее в море, левиафана, который даже дышал огнем. Этот «дракон», возможно, был чем-то вроде могучего 40 футов (12 м) саркозух/Sarcosuchus imperator (Super Croc), 19 или 82 фута (25 м) лиоплевродон/Liopleurodon.
В Библии также упоминается летучий змей: «огненный летучий змей» (Исаия 30:6). Это может быть ссылка на одного из птеродактилей, которые в народе считаются летающими динозаврами, такими как птеранодон, рамфорхинх или орнитохейрус.20
Вскоре после потопа Бог показал человеку по имени Иов, насколько Он велик как Творец, напомнив Иову о самом большом сухопутном животном, которое Он создал:
«Присмотрись к чудовищу/бегемоту, Я создал его, как и тебя, он ест траву, как вол.
Что за сила в бедрах его, что за крепость в мускулах живота!
Машет он своим хвостом, как кедром, жилы бедер его сплетены.
Ноги его, как медные трубы, кости его, как железные прутья.
Он величайшее среди Божьих дел, лишь его Творец может меч к нему поднести».
(Иов 40:10-14)
Фраза «величайшее среди Божьих дел» предполагает, что это было самое большое наземное существо, созданное Богом. Так что же это за животное — «бегемот»?
Библейские переводчики, не будучи уверенными в том, что это за зверь, часто транслитерировали древнееврейское слово, и, таким же образом они поступили со словом «behemoth/бегемот» (например, KJV, NKJV, NASB, NIV). Однако во многих библейских комментариях и примечаниях к Библии «бегемот» называется «возможно бегемотом или слоном».21 Некоторые библейские версии переводят слово «бегемот» именно так.22 Помимо того, что слон и гиппопотам не были самыми крупными наземными животными, которых создал Бог (некоторые динозавры далеко затмили их), это описание не имеет смысла, поскольку хвост бегемота сравнивается с большим кедром (стих 17).
Теперь крошечный хвост слона (или хвост бегемота, который выглядит как лоскут кожи) совсем не похож на кедровое дерево. Ясно, что слон и бегемот не могут быть «бегемотами».
Ни одно живое существо не подходит под это описание. Однако бегемот очень похож на брахиозавра, одного из крупных динозавров.
Есть ли другие древние записи о динозаврах?
В фильме The Great Dinosaur Mystery,23 представлен ряд сведений о драконах:
- Шумерская история, восходящая к 2000 году до нашей эры или более ранней, повествует о герое по имени Гильгамеш, который отправился к упавшим кедрам в отдаленном лесу, и встретил огромного злобного дракона, которого он убил, отрубив тому голову в качестве трофея.
- При Александре Великом (ок. 330 до н. э.) его солдаты, войдя в Индию, обнаружили, что индейцы поклоняются огромным шипящим рептилиям, которые обитали в пещерах.
- Китай славится своими историями о драконах, и драконы известны на китайской керамике, вышивке и резьбе.
- В Англии и некоторых других культурах сохранилась история святого Георгия, который убил дракона, жившего в пещере.
- Есть история об ирландце, который написал о своей встрече со стегозавром (десятый век).
- В 1500-х годах в европейской научной книге «История животных/Historia Animalium» было перечислено несколько животных, которых мы назвали бы динозаврами. Известный натуралист того времени Улисс Альдровандус записал рассказ крестьянина по имени Баптиста о встрече с драконом, описание которого совпадает с описанием маленького динозавра танистрофея. Стычка произошла 13 мая 1572 года близ Болоньи в Италии, и крестьянин убил дракона.
Также были найдены петроглифы (рисунки, вырезанные на скале) динозавроподобных существ.24
Короче говоря, люди на протяжении веков были очень хорошо знакомы с драконами. Описания этих животных соответствуют тому, что мы знаем о динозаврах. В Библии упоминаются такие существа, даже те, которые жили в море и летали в воздухе. Существует огромное количество других исторических доказательств того, что такие существа жили рядом с людьми.
Что говорят кости?
Есть также физические доказательства того, что костям динозавров не миллионы лет. Ученые из Университета штата Монтана обнаружили кости тираннозавра, которые не были полностью окаменелыми. Части костей были как свежие кости и содержали то, что оказалось клетками крови и гемоглобином. Если бы этим костям действительно было десятки миллионов лет, то клетки крови и гемоглобин полностью распались бы.25 Кроме того, не должно быть «свежих» костей, если им действительно миллионы лет.26 В докладе этих ученых говорится следующее:
«Под линзой микроскопа янтарно светился тонкий ломтик кости тираннозавра… Лаборатория наполнилась удивленным бормотанием, потому что я сосредоточился на чем-то внутри сосудов, чего никто из нас раньше не замечал: крошечных круглых предметах, полупрозрачных красных с темным центром… Красные кровяные клетки? Форма и расположение предполагали их, но клетки крови в основном состоят из воды и не могли сохраниться в тираннозавре, которому65 миллионов лет… Образец кости, который нас так взволновал, был взят из прекрасного, почти полного образца тираннозавра рекса, найденного в 1990 году… Когда команда принесла кости динозавра в лабораторию, мы заметили, что некоторые части глубоко внутри длинной кости ноги не полностью окаменели… До сих пор мы думаем, что все эти доказательства подтверждают предположение, что наши срезы тираннозавра рекса могли содержать сохранившиеся фрагменты гема и гемоглобина. Но нужно еще поработать, прежде чем мы будем достаточно уверены, чтобы прямо сказать: «Да, у этого тираннозавра в тканях остались соединения крови».27
На северном склоне Аляски найдены окаменелые кости динозавров с утиным клювом.28 Кроме того, ученые собрали такие (не окаменелые) замороженные кости динозавров на Аляске.29 Эволюционисты не сказали бы, что эти кости оставались замороженными в течение многих миллионов лет с тех пор, как эти динозавры предположительно вымерли (согласно эволюционной теории). Однако кости не могли сохраниться в течение миллионов лет без минерализации. Это загадка для тех, кто верит в «эпоху динозавров» миллионы лет назад, но не для того, кто строит свое мышление на Библии.
Что ели динозавры и как они себя вели?
Такие фильмы, как «Парк Юрского периода» и «Затерянный мир», изображают большинство динозавров агрессивными мясоедами. Но само наличие острых зубов не говорит вам, как животное вело себя или обязательно, какую пищу оно ело — только какие зубы у него были (для разрывания пищи и тому подобное). Однако, изучая ископаемый навоз динозавров (копролит), ученые смогли определить рацион некоторых динозавров.30
Первоначально, до грехопадения, все животные, включая динозавров, были вегетарианцами. Бытие 1:30 гласит: «И всякому зверю земному, и всякой птице небесной, и всякому животному, пресмыкающемуся по земле, имеющему жизнь, дал Я всякую зелень в пищу, и было так».
Это означает, что даже тираннозавр рекс, прежде чем грех вошел в мир, ел только растения. Некоторые люди возражают против этого, указывая на большие зубы, которые были у большого тираннозавра, настаивая, что они, должно быть, использовались для нападения на животных. Однако то, что у животного большие острые зубы, не означает, что оно ест мясо. Это значит, что у него большие острые зубы!31
Многие животные сегодня имеют острые зубы, но они в основном вегетарианцы. У гигантской панды острые зубы, как у мясоеда, но она ест бамбук. Возможно, зубы панды были прекрасно приспособлены для поедания бамбука. Чтобы объяснить, почему гигантская панда сегодня имеет зубы, как у мясоедов, но ест бамбук, эволюционисты должны сказать, что гигантская панда эволюционировала как мясоед, а затем переключилась на бамбук.32
Различные виды летучих мышей по-разному едят фрукты, нектар, насекомых, мелких животных и кровь, но их зубы не ясно указывают, что они едят.33 У медведей есть зубы с плотоядными чертами, но некоторые медведи вегетарианцы, и многие из них, если не большинство, в основном вегетарианцы.
До грехопадения Бог описывал мир как «очень хороший» (Бытие 1:31). Некоторые люди не могут принять эту концепцию совершенной гармонии из-за пищевой цепи, которую они наблюдают в современном мире. Однако нельзя смотреть на мир, проклятый грехом, и на вытекающие из этого смерть и борьбу, и использовать это для того, чтобы отвергнуть историческое повествование книги Бытие. Все изменилось из-за греха. Вот почему Павел описывает настоящее творение как «стонущее» (Римлянам 8:22). Чтобы понять мир, нужно смотреть на него «глазами» Библии.34
Некоторые утверждают, что люди или животные пострадали бы даже в идеальном мире. Они утверждают, что еще до грехопадения Адам или животное могли наступить на маленьких существ или поцарапать себя веткой. Подобные ситуации характерны и для сегодняшнего падшего мира — нынешний мир несовершенен, он страдает от последствий проклятия (Римлянам 8:22). Нельзя смотреть на Библию глазами мира и настаивать на том, что мир до грехопадения был таким же, каким мы видим его сегодня. Мы не знаем, что такое совершенный мир, постоянно восстанавливаемый и полностью поддерживаемый силой Божьей (Колоссянам 1:17, Евреям 1:3), —мы никогда не испытывали совершенства (только Адам и Ева до грехопадения).
Во Второзаконии 8:4, 29:5 и Неемии 9:21 говорится, что, когда израильтяне скитались по пустыне в течение 40 лет, их одежда и обувь не изнашивались, а ноги не опухали. Когда Бог поддерживает вещи в совершенстве, изнашивание или причинение боли каким-либо образом — даже не вариант.
Подумайте о Седрахе, Мисахе и Авденаго (Даниил 3:26-27). Они вышли из огня, даже без запаха дыма. Опять же, когда Господь полностью поддерживает, быть раненным невозможно. В совершенном мире, до греха и проклятия, Бог поддерживал бы все неизменным, но в этом проклятом мире все рушится. Многие комментаторы считают, что описание в Исаии 11:6-9 волка и ягненка, а также льва, который ест солому, как бык, — это картина новой земли в будущем восстановлении (Деяния 3:21), когда больше не будет проклятия или смерти (Откровение 21:1, 22:3). Описанные животные живут мирно как вегетарианцы (это также описание животного мира до грехопадения — Бытие 1:30). Сегодняшний мир кардинально изменился из-за греха и проклятия. Нынешняя пищевая цепь и поведение животных (которые также изменились после потопа — Бытие 9:2-3) не могут быть использованы в качестве основы для интерпретации Библии — она объясняет, почему мир таков, каков он есть.
В начале Бог дал Адаму и Еве власть над животными: «Затем Бог благословил их, и Бог сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Бытие 1:28). Глядя на сегодняшний мир, мы вспоминаем стих: «Ты все подчинил под ноги его. Бог все покорил человеку, не оставив ничего непокоренным ему. Но сейчас мы пока не видим, что человеку все подчинено».
(Евреям 2:8)
Отношение человека ко всем вещам изменилось из-за греха — они не «под ногами его», как были изначально.
Большинство людей, включая большинство христиан, склонны наблюдать мир таким, какой он есть сегодня, со всеми его смертями и страданиями, а затем взять это наблюдение в Библию и интерпретировать его в этом свете. Но мы грешные, подверженные ошибкам человеческие существа, наблюдающие мир, проклятый грехом (Римлянам 8: 22), и поэтому нам нужно начать с Божественного откровения, Библии, чтобы начать что-то понимать.
Так как же появились клыки и когти? Доктор Генри Моррис, один из основателей движения современного творения, утверждает:
«Были ли такие структуры, как клыки и когти, частью их первоначальной экипировки, или рецессивными признаками, которые стали доминирующими только из-за процессов отбора позже, или мутационными признаками после проклятия, или именно тем, что должно ждать дальнейших исследований».35
После того, как грех вошел в мир, все изменилось. Возможно, некоторые животные начали пожирать друг друга на этой стадии. Ко времени Ноя, Бог описал случившееся так: «Бог посмотрел на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Бытие 6:12).
Кроме того, после потопа, Бог изменил поведение животных. Мы читаем: «Пусть страх и ужас перед вами охватит всех зверей земных и всех птиц небесных, всех пресмыкающихся и всех морских рыб: они отданы вам в руки» (Бытие 9:2).
Таким образом, человеку было бы гораздо труднее выполнить повеление, данное в Бытие 1:28.
Почему мы находим окаменелости динозавров?
Образование окаменелостей требует внезапного захоронения. Когда животное умирает, его обычно съедают или оно разлагается, пока ничего не останется. Чтобы образовалась окаменелость, необходимы уникальные условия для сохранения животного и замены его минералами и т. д.
Эволюционисты когда-то утверждали, что ископаемая летопись формировалась медленно, поскольку животные умирали и постепенно покрывались осадочными породами. Но совсем недавно они признали, что ископаемая летопись должна включать катастрофические процессы.36 Чтобы образовать миллиарды окаменелостей по всему миру слоями, иногда километровой толщины, организмы, в общем и целом, должны были быть похоронены быстро. Многие эволюционисты теперь говорят, что ископаемая летопись сформировалась быстро, в виде всплесков, перемежающихся миллионами лет.
Согласно Библии, с течением времени земля наполнилась злом, и Бог решил, что пошлет всемирный потоп, «чтобы истребить из-под неба всякую плоть, в которой есть дыхание жизни» (Бытие 6:17).
Бог повелел Ною построить очень большую лодку, в которую он возьмет свою семью и представителей всех видов сухопутных, дышащих воздухом животных (которых Сам Бог изберет и пошлет Ною, Бытие 6:20). Это, должно быть, включало по два динозавра каждого вида.
Как динозавры поместились на ковчеге?
Многие люди думают о динозаврах как о больших существах, которые никогда не поместились бы в ковчеге.
Но средний размер динозавра, основанный на скелетах, найденных на Земле, примерно равен размеру крупной овцы или бизона.37 Действительно, многие динозавры были сравнительно небольшими. Например, струтиомимус/ Struthiomimus был размером со страуса, а компсогнатус/ Compsognathus — не больше петуха. Только несколько динозавров выросли до чрезвычайно больших размеров (например, брахиозавр и апатозавр), но даже они не были такими большими, как самое большое животное в мире сегодня, синий кит. (У рептилий есть потенциал расти до тех пор, пока они живут. Таким образом, крупные динозавры, вероятно, были очень старыми.)
Динозавры отложили яйца, и самое большое найденное ископаемое яйцо динозавра было размером с футбольный мяч.38 Даже самые крупные динозавры были очень маленькими, когда вылупились. Помните, что животные, которые сошли с лодки, должны были заселить землю. Таким образом, необходимо было выбрать молодых особей, которые вскоре должны были быть в расцвете своей репродуктивной жизни, чтобы отправиться на ковчег. Недавние исследования показывают, что динозавры подверглись быстрым подростковым всплескам роста.39 Поэтому реалистично предположить, что Бог послал бы на ковчег молодняк, а не полностью взрослых существ.
Некоторые могут утверждать, что 600 или более названных видов динозавров не могли поместиться на ковчеге. Но Бытие 6:20 утверждает, что репрезентативные виды наземных животных поднялись на борт ковчега. Тогда возникает вопрос: «Что такое «вид” (иврит: min)?». Библейские креационисты указывали, что может быть много видов, происходящих от одного вида. Например, в мире есть много видов кошек, но все виды кошек произошли только от нескольких видов кошек изначально.40 Сегодня разновидности кошек развились в результате естественного и искусственного отбора, воздействующего на первоначальную вариацию информации (генов) первоначальных кошек. Это привело к появлению различных комбинаций и подмножеств информации и, следовательно, различных типов кошек.
Мутации (ошибки в копировании генов во время размножения) также могут способствовать вариации, но изменения, вызванные мутациями, «спускаются», вызывая потерю исходной информации.
Д
Который час? Кажется, что может быть проще ответа на этот вопрос — взял и посмотрел на часы… Но ситуация на самом деле не так проста. Точный ответ при взгляде на часы мы можем дать только в том случае, если имеем гарантию, что часы наши с момента установки времени шли с постоянной и требуемой от них скоростью. А имеем ли мы такую гарантию всякий раз, когда на них смотрим? Если наши часы на какое-то время оказывались в воде или в колесики часового механизма на какое-то время попадала песчинка – гарантия становится уже сомнительной…
При определении возрастов Земли и различных ее пород используются методы аналогичные часовому механизму – считается, что существуют процессы, которые могут очень долго происходить с постоянными скоростями и по продуктам этих процессов судят о том, сколько времени они протекали. Только в этой ситуации в отличие от ситуации с часами никто не может засвидетельствовать, что происходило на самом деле, поскольку возраста появления Земли и горных пород, по мнению большинства геологов, превышают древность всех известных исторических наблюдений. И гарантии постоянства скорости процессов тут несоизмеримо более низкие, чем в ситуации с определением времени по часам. Поэтому все попытки определения таких возрастов указанными методами достаточно ненадежны. И все же ими пользуются и получают различные числовые значения для возраста Земли, каменного угля, динозавров…
Мало кому к сожалению известно, что существует множество (многие десятки) методов, подобных вышеупомянутым, указывающих на то, что возраст Земли и всего, что на ней, не превышает 10000 лет (см. например, последний обзор на эту тему: «101 evidences for a young age of the earth and the universe by Don Batten. Published: 4 June 2009(GMT+10), www.cretionontheweb.com ”). Этот возраст точно соответствует тому, что учит о возрасте Земли Св.Писание и Св.Предание Православия. Оппоненты часто недоуменно возражают – «Этого не может быть, а как же динозавры? Ведь они жили 60-70 млн. лет тому назад и это доказано наукой! Человек не мог жить вместе с ними!”
Как это ни странно, но по самым современным данным, именно динозавры – точнее их скелетные останки предоставляют нам убедительнейший материал, свидетельствующий в пользу молодости Земли. Все началось с открытий в ископаемых костях древних гигантов, которые, как оказалось, иногда не полностью окаменевают, хорошо сохранившихся значительных по размеру фрагментов белковых молекул. Да еще и так хорошо сохранившихся, что результаты анализа показали наличие в костях динозавров не только остатков белков, характерных для пресмыкающихся, но даже их некоторое сходство с белками птиц – так хорошо они сохранились. Затем последовала публикация в крупнейшем естественнонаучном журнале «Science” за 2005г. об открытии М.Швейцер, обнаружившей в костях тираннозавра (возрастом около 70 млн. лет, согласно мнению эволюционистов) хорошо сохранившиеся мягкие ткани ( в т.ч. кровеносные сосуды), хорошо распознаваемые в микроскоп костные клетки (остеоциты), и даже красные кровяные тельца (эритроциты), которые выглядели так, как положено выглядеть эритроцитам рептилий – элипсоидной формы и с клеточным ядром. Чуть позже ею же были описаны аналогичные феномены и при исследовании костей других динозавров, всего более дюжины различных образцов (Обо всем этом можно прочитать подробно в статьях д.б.н. Лунного –в сб.”Православное осмысление творения мира” -№№2,3,4). Ученые недоумевали несколько лет, но в мае 2009 в том же журнале «Science” выходит подтверждение результатов М.Швейцер, осуществленное в нескольких лабораториях независимо друг от друга, при этом оказывается, что сами найденные мягкие ткани динозавра (предполагаемый эволюционистами возраст – 80 млн. лет) содержат в себе большой процент именно того белка, из которого те ткани и состояли при жизни животного (коллагена). Механизм фантастической консервации мягких тканей, клеток и белков в течение 80 млн. лет, как заявляют авторы этой публикации, остается не ясным.
При том, что механизм такой консервации даже в течение тысячи лет не ясен, необходимо сказать, что в любом случае указанные находки мягких тканей, клеток и больших фрагментов белков абсолютно нельзя совместить с возрастом в 70-80 млн. лет, хотя бы потому, что возраст белков или даже найденных фрагментов не может насчитывать миллионы лет. При таких возрастах термодинамический распад их неизбежен, даже при самых благоприятных условиях хранения в условиях холодильника (это показали лабораторные эксперименты и последующие расчеты самих молекулярных палеонтологов, открывших органику в костях динозавров). А условия хранения в горной породе, в которой лежали кости ископаемых чудовищ, конечно же были не лабораторные – т.е. не самые благоприятные да еще в течение 70-80 млн., если считать, как считают эволюционисты. Да плюс еще радиационный фон, в том числе от активно поглощаемого всеми ископаемыми костями урана и тория. Радиация имеет свойство разрушать белки, и фон, хоть и маленький, да за 70-80млн. лет многое еще наверняка бы успел порушить…
Вот и получается¸ что современные открытия говорят нам в пользу недавнего жительства «мезозойских” гигантов. А поскольку хорошо сохранившиеся белковые фрагменты обнаружены в костях динозавров, найденных на огромных расстояниях друг от друга, в том числе на разных континентах, речь не может идти о нахождении следов чего-то подобного Плутонии Канон Дойля – феномен имеет планетарный характер.
Но на динозаврах еще не заканчивается парад сюрпризов, которые приносят эволюционистам исследования останков ископаемых организмов, осуществленные при помощи современных методов цитологии и молекулярной биологии. Для ДНК скорости термодинамического распада при самых лучших условиях известны – от любой ДНК через 10-100 тыс. лет практически ничего не остается (по некоторым же оценкам возраст ДНК не может превышать даже 2000 лет). А она, оказывается, может находиться в достаточно хорошем состоянии в ископаемых останках животных, возраст которых по эволюционным меркам зашкаливает за многие десятки миллионов лет (см. Лунный А.Н. (д.б.н.) «ДНК и живые бактерии возрастом в «десятки-сотни миллионов лет” –в сб. ”Православное осмысление творения мира” — №5). Таких находок — десятки, опубликованы они в крупнейших научных изданиях. При этом рекордный возраст древнего организма, из останков которого получена ДНК, на сегодня составляет 425 млн.лет
Но и этого мало. Существуют находки древних спор и самих бактерий, возраста которых по самым строгим эволюционным меркам-проверкам должен составлять многие милиионы лет. Оказалось, что некоторых из этих спор и бактерий удается оживить и ожившие бактерии прекрасно себя чувствуют! Исследований подобных оживлений мертвецов, «восстающих из чудовищных глубин времени”, в настоящее время насчитывается около десятка, все они опубликованы в крупнейших научных журналах. В 2000 году был поставлен рекорд – оживили спору бактерии возраст которой составляет 250 млн. лет (см. там же). А как же термодинамический и метаболический распад ДНК и белков, который должен был все стереть в прах за эти многие миллионы лет?… Тайна для эволюционистов. Ведь этот распад может являться очень надежным показателем возраста, поскольку с точки зрения физики и биологии у нас нет никаких даже теоретических оснований считать, что эти процессы шли когда-то медленнее, чем сейчас.
Гораздо проще, а именно этого требует процесс научного познания, остановиться на самом простом объяснении ситуации – возраст и оживших бактерий и сохранившихся эритроцитов динозавров и всего того, о чем мы сегодня говорили – составляет не миллионы лет, а не превышает 10 тысяч лет, как и подсказывает нам Божественное Откровение. Так что кто-то из наших относительно недавних предков мог видеть ископаемых гигантов «мелового периода” воочию, и история жизни на Земле составляет не сотни миллионов, а всего несколько тысяч лет — так получается по данным современной науки.
Автор благодарит д.б.н. Лунного А.Н. за высказанные замечания при написании статьи.
Вопрос: Что написано в Библии о динозаврах? Упоминаются ли динозавры в Библии?
Ответ: Тема динозавров в Библии является частью более обширной дискуссии, ведущейся христианским сообществом относительно возраста Земли, толкования книги Бытие и физических доказательств, окружающих нас. Верящие в больший возраст Земли, склонны соглашаться с тем, что динозавры не упоминаются в Библии, поскольку, согласно их мнению, они вымерли за миллионы лет до появления первого человека на Земле, и люди, написавшие Библию, не могли их видеть.
Те же, кто верит в меньший возраст Земли, считают, что динозавры упоминаются в Библии, хотя, фактически, в ней нет слова «динозавр». Вместо этого используется древнееврейское слово «танниун», которое в русской Библии переводится как «морское чудовище», «змей» или «дракон». Видимо «танниун» был похож на гигантскую рептилию. Эти создания упомянуты в Ветхом Завете около тридцати раз и встречались они как на суше, так и в воде.
Наряду с гигантскими рептилиями, в Библии также присутствует описание животных, по мнению некоторых ученых, похожих на динозавров. Бегемот, например, описан как самый сильный из Божьих созданий, гигант с хвостом, как кедровое дерево (Иов 40:10-13). Некоторые ученые считают, что это описание слона или гиппопотама. Их оппоненты отмечают, что и у слона, и у гиппопотама хвосты довольно маленькие, и их никак невозможно сравнить с кедровым деревом. С другой стороны, такие динозавры как брахиозавр и диплодок имели огромные хвосты, которые легко подходят под такое сравнение.
Почти в каждой древней цивилизации встречаются изображения гигантских созданий, похожих на рептилии. Петроглифы, артефакты и даже глиняные фигурки, найденные в Северной Америке, воссоздают современные изображения динозавров. Наскальные рисунки Южной Америки изображают людей верхом на животных, похожих на диплодоков, и, что поражает, они также воссоздают знакомые нам изображения трицератопсов, птеродактилей и тираннозавров. Римская мозаика, глиняные сосуды Майя и вавилонские стены свидетельствуют об интересе к этим существам людей разных культур и местностей.
Наряду со значительным количеством антропологических и исторических доказательств сосуществования людей и динозавров, также присутствуют и другие физические улики, как, например, окаменелые отпечатки следов людей и динозавров, найденные в разных местах Северной Америки и Центрально-Западной Азии.
Итак, упоминаются ли динозавры в Библии? Этот вопрос еще далеко не закрыт. Все зависит от того, как толковать наличные доказательства и смотреть на окружающий мир. Мы – GotQuestions.org – поддерживаем концепцию «молодой» Земли и принимаем, что люди и динозавры могли сосуществовать. Мы считаем, что динозавры вымерли через некоторое время после потопа из-за резкого изменения климата и безжалостного уничтожения людьми.
English
Что написано в Библии о динозаврах? Упоминаются ли динозавры в Библии?
Вопрос:
С большим удовольствием прочитал ваш ответ на вопрос о теории эволюции. Но тогда такой вопрос возникает: А как Православная Церковь относится к палеонтологии, к палеонтологии как к науке и к тому, что находят палеонтологи? Вопрос возник из ответа монахини, которая твёрдо стоит на том, что «Бог создал землю и всё живое на ней за 6 дней», а динозаврам с их миллионолетней историей места в этом графике нет.
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Дорогой Дмитрий! Вопрос касается научного статуса палеонтологии. Решить его мы можем только тогда, когда, хотя бы в общих чертах рассмотрим отличительные свойства классической науки и сравним ее с палеонтологией. Характерная особенность науки – предметность и объективность знания. Ее категориальный аппарат и методы формировались применительно к исследованию конкретного заданного объекта. Поэтому структурными единицами научного знания является научный факт (точное и полное эмпирическое описание изучаемого объекта) и теория (логически упорядоченное знание свойств исследуемого объекта). Итогом работы является построение идеальной модели объекта. Адекватность этой модели опытно проверяется. Представители логического позитивизма в качестве критерия демаркации науки и не-науки выдвинули принцип верификации (лат. verificatio – подтверждение). Карл Поппер показал недостаточность этого принципа. Он предложил в качестве критерия демаркации метод фальсифицируемости (лат. falsus – ложный): только та теория научна, которая может быть принципиально опровергнута опытом. «Догму значения или смысла и порождаемые ею псевдопроблемы можно устранить, если в качестве критерия демаркации принять критерий фальсифицируемости, то есть по крайней мере, асимметричной или односторонней разрешимости. Согласно этому критерию, высказывания или системы высказываний содержат информацию об эмпирическом мире только в том случае, если они обладают способностью прийти в столкновение с опытом, или более точно – если их можно систематически проверять, то есть подвергнуть (в соответствии с некоторым «методологическим решением”) проверкам, результатом которых может быть их опровержение» (К.Поппер. Логика и рост научного знания). Дальнейшие работы в области логики науки показали, что предложенный К.Поппером принцип есть вариант принципа верификации. Итак, критерием науки является система знаний, которые могут быть подтверждены или опровергнуты. Насколько палеонтология отвечает логическим критериям науки? Первое, что обращает на себя внимание, это чрезвычайно узкая эмпирическая база. Прошлый мир, который палеозоология пытается научно исследовать, представлен в виде следов – незначительных фрагментов. Вместо аналитического описания – реконструкция. Итоговое знание всегда получается гипотетическим (гипотеза – недоказанное утверждение или предположение). Выдвижение гипотез является необходимым этапом формирования научного знания. Но если определенная гипотеза является принципиально неверифицируемой, если ее нельзя ни доказать, ни опровергнуть, то она никогда не будет иметь статуса научного знания. Поскольку палеонтология получает знание методом реконструкции, то велика зависимость концептуальных построений от мировоззрения исследователя. В любой науке неизбежен аксиологический (ценностный) аспект. Однако в классической науке он не является определяющим при формировании концепций. В палеонтологии же не так. Основные методологические принципы в ней зависят от мировоззрения ученого. Это не обесценивает научных трудов палеонтологов. Все зависит от того, насколько соответствует истине мировоззрение исследователя. Это хорошо можно увидеть, обратившись к истории палеонтологии. Основатель ее, Ж.Кювье (1769-1832), соединял дарования великого ученого с христианским верой. Он полностью разделял библейское учение о сотворении мира: «Моисей оставил нам космогонию, истинность положений которой удивительнейшим образом подтверждается со дня на день». Ж.Кювье ввел понятие типа в зоологии. Установил принцип «корреляции органов», который позволил реконструировать строение многих вымерших животных. Он не признавал изменяемость видов. Последователь Ж.Кювье видный швейцарский зоолог Жан Луи Агассис (1807–1873 гг.), много сделавший для развития палеонтологии, был также противником эволюционизма. Он был христианином. Исследуя природу, Ж.Л.Агассис мог убедиться в том, что: «Мир есть самое наглядное доказательство бытия личного Бога, Творца всех вещей и Промыслителя мира». Другие видные палеонтологи этого периода А.Д.Д’Орбиньи во Франции, А.Седжвик и Ричард Оуэн в Англии были противниками эволюционизма.
С появлением в 1859 г. книги Ч.Р.Дарвина «Происхождение видов путем естественного подбора» начинает формироваться «эволюционная палеонтология». Дарвинизм не является наукой. Он представлял собой разновидность идеологии, оказавшейся весьма востребованной в условиях нарастающего массового неверия. Термины «дарвинист», «дарвинизм», «борьба за существование» за короткое время сделались известными во всех слоях населения. Имя Дарвина в те десятилетия приобрело такую популярность, какой не доставалось ни одному ученому. Н.Я. Данилевский, ученый и оригинальный мыслитель, в капитальном труде «Дарвинизм. Критическое исследование» (СПб., 1885 – 1888, тт.1-2) точно заметил, что именем человека называются не науки, а философские системы: «Дарвиново учение овладело умами ученых всех специальностей, всего образованного и полуобразованного общества, и не останется, и даже не остается уже, без сильного влияния и на людей совершенно необразованных. В чем же заключается причина этого необычайного явления? Если хорошенько вникнем, то найдем ее уже в самом имени, которое общий голос и ученого мира и публики – дал этому учению, назвав его Дарвинизмом… Действительно ни одно направление, данное какой-либо отрасли положительных наук, или совокупности их, сколько бы оно само по себе важно и плодотворно ни было – ни данное Коперником астрономии, ни Галилеем физике, ни Лавуазье химии, ни Жюсье ботанике, ни Кювье зоологии – не назывались и не называются Коперникизмом, Галилеизмом, Кювьеризмом и т. п.. Однако, если хорошенько поищем, то найдем целую область знаний, и притом именно ту, которая, по праву или нет, считает себя во главе всех знаний и наук, т.е. философию, где такое обращение собственного имени автора философского учения в нарицательное для обозначения целой философской системы весьма обычно. Все говорят Картезианизм, Спинозизм, Шеллингизм, Гегелизм для обозначения философских учений, творцами которых были: Декарт, Спиноза, Шеллинг, Гегель. Таким образом, если мы причислим Дарвиново учение к философским учениям, то подмеченная г. Тимирязевым аномалия исчезнет; окажется, что учение Дарвина получило название Дарвинизма не по причине особенного качественного превосходства и совершенства его, сравнительно с прочими учениями в области положительного знания, а по общему характеру этого учения, совершенно независимо от его внутреннего достоинства, характеру, по которому оно как бы изъемлется из области положительных наук, и относится к области философии. Оправдывается ли такое наше предположение на деле, может ли учению Дарвина быть приписан характер особого философского мировоззрения? Такой характер не только может, но необходимо должен быть ему приписан, потому что учение это содержит в себе особое миросозерцание, высший объяснительный принцип, не для какой-нибудь частности, хотя бы и самой важнейшей, но для целого миростроения, объясняющий собою всю область бытия» (Дарвинизм, т.1, Введение). Возникла парадоксальная ситуация: хотя палеонтология с каждым десятилетием опровергала дарвинизм, сама она все больше и больше оказывалась в плену у этой философии. А опровергала палеонтология дарвинизм тем, что показывала отсутствие переходных форм. Если бы учение Дарвина было бы верным, то должны были бы быть миллионы переходных форм. Сам Дарвин понимал, что это подрывает его гипотезу. Он говорил, что палеонтология еще молода, ей предстоит открыть эти формы, подтверждающие эволюцию. Что мы имеем полтора века спустя? Вот мнение ученых: «Мы придерживаемся точки зрения, что вообще не существует никаких промежуточных звеньев, которые могли бы убедительно подтвердить эволюцию от простейших живых существ до сложных. Эта точка зрения не нова – наоборот, этот факт относится к разряду «секретов Полишинеля» в палеонтологии. И, несмотря на это, на протяжении многих десятилетий стараются сохранить классическую эволюционную модель и через 100 лет после Дарвина надеются, как и он в свое время, найти убедительные доказательства эволюционного процесса – промежуточные звенья. Опираясь на неисчислимые миллионы исследованных ископаемых, ученые на сегодняшний день каталогизировали свыше 250 000 видов ископаемых животных, которые выставлены в музеях всего мира. И среди них невозможно встретить ни одного неоспоримого промежуточного звена. В последнее десятилетие научная общественность стала свидетелем того, как эти надежды (на то, что промежуточные звенья в цепи эволюции все-таки обнаружатся), по всей видимости, окончательно рухнули» (Р.Юнкер, З.Шерер. История происхождения и развития жизни). Приведу оценку еще одного представителя науки: «За прошедшее столетие число извлеченных на поверхность останков возросло в сотни раз, однако картина, бывшая во времена Дарвина, нисколько не изменилась и ни одного вида животных или растений, который можно было бы назвать промежуточным, так и не было найдено. Показываемые сейчас публике в музеях «ряды развития» (мышь – лошадь) – это просто подобранные фрагменты существ совершенно разных видов. Некоторые виды, причислявшиеся одно время к давно вымершим промежуточным формам, например, двоякодышащая кистеперая рыба, были обнаружены живущими в настоящее время и точно такими же, какими их прежде находили в слоях земли. Недавно экспериментально было доказано, что собака НЕ произошла от волка, как это постоянно утверждалось, а что это два разных, хотя и близких вида. Особенно интенсивно велись (и ведутся) поиски ископаемых останков предков человека, в качестве которых выдвигались питекантроп, неандерталец, пилтдаунский человек, синантроп, яванский человек, а в последнее время – австралопитек. Не вдаваясь в подробности, можно с полной определенностью сказать, что предъявлявшиеся фрагменты скелетов (чаще всего отдельные кости черепа) всех упомянутых «предков» принадлежат либо обезьянам и другим животным, либо людям, близким к современным, либо являются более или менее удачными подделками. Наиболее известной подделкой является «пилтдаунский человек», более сорока лет считавшийся во всем мире самым доказательным звеном между обезьяной и человеком, пока не было установлено, что найденные кости сфальсифицированы с помощью механической и химической обработки фрагментов скелетов обезьян и людей, их группировки и закапывания в землю на том участке, где вел раскопки английский археолог-любитель» (доктор физико-математич. наук Г.А.Калябин. Взгляд математика на христианство и науку в историческом аспекте). Достаточно вспомнить историю с т.н. питекантропом. Молодой голландский военный врач Эжен Дюбуа в 1891 г. на о.Ява в долине р. Бенгаван, близ сел. Триниль на глубине 1 метра нашел 3-й коренной зуб, похожий на человеческий, а в расстоянии одного метра от него, на том же уровне, верхнюю часть черепа. В 1892 г. метрах в 15 от этого места выше по реке им была найдена бедренная кость, весьма похожая на человеческую. Впоследствии найден был еще один коренной зуб. Все это, по мнению Дюбуа, принадлежало одной и той же особи – человекоподобной обезьяне. Лишь в конце жизни Дюбуа признался, что верхняя часть черепной коробки «питекантропа» на самом деле принадлежала большому гиббону.
О динозаврах. Признание существования на Земле пресмыкающихся длиной до 30 м. нисколько не противоречит библейскому учению о сотворении мира. Один из самых крупных динозавров диплодок (diplodocus) был около 28 метров в длину. Размеры отдельных особей синего или голубого кита доходят до 30-33 м., а вес до 130-150 т. Из систематики динозавры не выпадают. Они относятся к классу рептилий, подклассу архозавры. Выделяют четыре отряда архозавров: ящеротазовые динозавры, птицетазовые динозавры, птерозавры и крокодилы. Почему в Библии ничего не говорится о динозаврах? У нас нет основания для категорического утверждения. Слова этого, действительно, нет, потому что оно появилось в 1841 г. Понятие «динозавр» ввел английский зоолог и палеонтолог Ричард Оуэн (1804—92), соединив два греческих слова deinos (страшный) и sarius (ящер). Однако в Библии есть описания огромных животных. Мы не можем исключить, что это о крупном динозавре: как чудовище в морях, кидаешься в реках твоих, и мутишь ногами твоими воды, и попираешь потоки их (Иез.32:2); из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон (Ис.14:29). Но если даже нет о динозаврах, то это, потому что Библия не является книгой по зоологии, а богооткровенным Священным Писанием о путях нашего спасения. Самым неприемлемым в работах о динозаврах являются датировки. Удивляет, насколько уверенно утверждается, что они начали существовать 220 – 230 млн. лет назад, расцвет их был 160 млн. лет назад, а исчезли они 65 млн. лет назад. Все это – фантазия. Это опровергается данными сравнительно молодой научной дисциплины – молекулярной палеонтологии. Приведу пример. В штате Монтана в 1990 г. были найдены останки тиранозавра. Его изучали в группе, которую возглавляет ведущий исследователь Университета Северной Каролины Мэри Швейцер. Кости тираннозавра не были окаменелыми. В них оказались клетки крови. Это однозначно доказывает, что динозавр жил не «65 млн. лет» назад, а всего несколько тысяч лет назад. Насколько ненадежны принятые методы датировок, можно судить по некоторым примерам. Было проведено исследование потока дацитовой лавы, образовавшейся в 1986 г. в новом куполе вулкана Сан-Хеленс (штат Вашингтон). Датировка показала от 0,35 до 2,8 миллионов лет. На самом же деле лава образовалась в 1986 г., т.е. 10 лет назад. «Неопределенность исходных данных приводит к неопределенности результатов. Так, множество различных проб пород лавы с Гавайских островов, возникновение которых документируется 1800-1801 годами, по калиево-аргоновому методу дают возраст 160 х 106 – 2 х 109 лет, в то время как их истинный возраст достигает 166-167 лет» (Р. Юнкер, З. Шерер. История происхождения и развития жизни). Чем объяснить сохраняющуюся монополию эволюционизма в биологии? Духом времени, для которого характерно массовое неверие. Доктор физ.-мат. наук, проф. В.С.Ольховский объясняет: «Почему же так живуча эта доктрина? Каковы причины её живучести? Их немало. Прежде всего, это гипнотическое воздействие, сила привычки и остаточный конформизм после длительной монополии этой доктрины в государственных учебных программах средних школ и вузов многих стран. А монополия эта была обусловлена свыше ста лет тому назад тем, что доктрина эволюционизма стала якорем спасения слабеющего секулярного гуманизма, порождённого иллюзиями Просвещения и сциентизма, а затем ряда течений атеистической идеологии и идеологии Новой Эры, несмотря на то, что ряд выдающихся учёных подвергал теорию универсальной эволюции серьёзным сомнениям и научной критике». От гипноза эволюционизма избавляет человека мысль о Творце, ибо невозможно истинному ученому, проникающему в тайны этого мира, не увидеть изумляющую ум премудрость в его строении. «Я верю в Бога, как в Личность и, по совести могу сказать, что ни одной минуты моей жизни я не был атеистом. Еще будучи молодым студентом, я решительно отверг взгляды Дарвина, Геккеля и Гексли, как взгляды беспомощно устаревшие» (А.Эйнштейн).
Дорогой Дмитрий! Так долго пришлось говорить об эволюционизме, потому что многие палеонтологи все еще остаются в плену этой атеистической философии. Вам же и журналу Вашему желаю, чтобы трудами своими подтверждали мысль одного из самых выдающихся представителей палеонтологии Ж.Л.Агассиса: «Наука – перевод мыслей Творца на человеческий язык».