Андрей Ларионов 35399 5 лет назад мои ответы не являются «глубокомысленными» статьями для ЯДзен. пользователь TheQuestion.
Хотелось бы добавить, что волосы вообще всегда воспринимались как выражение силы человека. Они, и правда, свидетельствуют о возрасте и состоянии здоровья человека. Любые манипуляции посторонних людей с волосами воспринимаются человеком как проявления чужой власти. Только любимым и родным люди позволяют касаться их головы и волос. Подростки очень не любят когда родители навязывают им ношение шапки. Призыв в армию начинается с нарочито грубого обрития.
Особое восприятие волос отражается в культуре.
Например, в библейской истории Самсона. Он доверил прекрасной Далиде секрет своей силы, которая заключалась в волосах, уснул на её коленях и та остригла его. Филистимляне захватили его в плен, но пока суть да дело волосы его чуть подросли и он обрушил стены храма в котором филистимляне праздновали свою победу и благодарили за неё своё божество.
Во многих культурах существует запрет на полное обритие головы, оставляют пучок волос или челку. Во многих культурах замужние женщины прячут волосы. Кстати, также и у нас. Ошибочно ворчат на всех женщин с непокрытой головой в храмах, но на самом деле традиционно это касается только замужних женщин.
При этом мало кто задумывается о смысле происходящего. Между тем, состригание волос с головы новокрещеного человека означает, что он полностью принимает волю Христа и посвящает себя Ему. Обычай этот пришел в православие со времен Древнего Рима, где рабу обрезали волосы в знак того, что отныне он несвободен и принадлежит господину. Однако в православии пострижению волос придается совершенно иной смысл — Таинством Крещения человек освобождается от первородного греха и от всех остальных грехов, которые он совершил, и вступает в новую жизнь, где только от него самого будет зависеть его последующая судьба и судьба его бессмертной души. Пострижение волос встречается не только в крещении, но и в Таинстве пострижения в монахи и в посвящении в чтецы. После пострижения волос священник читает молитву: «Помилуй нас, Боже», а затем еще одну молитву — отпуст с именем того святого, в честь которого наречен новокрещеный. Священник просит святого благословить нового члена церкви и всегда молить о нем Бога, после чего новокрещеный целует крест, а затем крест целуют его крестные, если они у него есть.
Детей крестят обычно в раннем возрасте, когда на их головках только появляются первые волосы. Попытки священника отстричь прядь у малыша могут показаться странными. Но на самом деле этот обычай имеет давнюю историю и огромное значение в христианстве.
Содержание
Волосы в религии
С самых древних времен разными народами волосы рассматривались как источник силы и энергии человека — недаром на волосах гадали и ворожили. До сих пор считается плохой приметой оставлять свои волосы у чужих людей. Можно вспомнить библейского Самсона, которого филистимляне смогли схватить и заключить в темницу, только лишив волос. Существует древняя апокрифическая легенда, приводимая Феодоритом Кирским в «Толковании на книгу Судей», что у первых людей вокруг головы были нимбы — ведь они были святы и чисты. Но когда Адам и Ева согрешили, лучи света упали и превратились в волосы.
Значение пострига в христианстве
Выстригание прядей при крещении можно поставить в один ряд с другим христианским обычаем — постригом в монахи. Пострижение символизирует смирение, послушание, жертвенность. Как рассказывает иерей Димитрий Поповский, таинство крещения символизирует духовное рождение младенца. А для этого он должен стать рабом Божьим.
Пострижение при крещении
Если вы присутствовали при крещении, то обратили внимание, что священник не просто состригает прядь волос, а делает это в определенной последовательности: сначала затылок, потом передняя часть головы, затем правая и левая. Таким образом ребенка как бы осеняют крестным знамением, благословляют на жизнь во Христе.
Как поступают с остриженными волосами
В разных церквях приняты разные обычаи. Некоторые священники просто бросают скрученные пряди в купель. Среди суеверных людей есть примета, что если такой шарик потонет — это неблагоприятное пророчество для младенца. Но на самом деле ни Библия, ни другие священные христианские книги ничего об этом не говорят. Многие священники отдают пряди волос родителям (родным или крестным). Их принято хранить как память, а после смерти человека класть ему в гроб вместе с крестильной одеждой. Некоторые советуют сжигать волосы.
Но здесь, скорее, работают старые суеверия: главное — не дать волосам попасть в руки дурному человеку. Считается, что недоброжелатели с помощью волос могут навести порчу.
Пострижение волос с древнейших времен было символом послушания и жертвы. Люди чувствовали в волосах сосредоточение силы и энергии. Примером может служить ветхозаветное повествование о Самсоне. Этот обряд встречается и в чине посвящения в «ангельский», монашеский чин и в посвящении членов клира – чтецов.
Послекрещальное острижение власов начинается торжественной молитвой, которая указывает на существо Таинств Крещения и Миропом?зания: восстановление человека как самого совершенного, самого прекрасного творения Божия:
«Владыко Господи Боже наш, Иже образом Твоим почтивый человека, от души словесныя и тела благолепнаго устроивый его, яко да тело служит словесной души: главу убо на высочайших положивый и в ней множайшыя чувств водрузивый, не запинающыя друг другу: власы же главу покрыл еси… и вся уды его потребно насадивый, да всеми благодарит Тя Изряднохудожника…»
Человек – образ Божественной неизреченной славы и красоты, и созерцать человеческую красоту, радоваться ей значит возносить благодарение Самому Творцу.
В падшем мире путь к восстановлению Божественной красоты, затемненной, униженной, искаженной, начинается с жертвы Богу, то есть с принесения Ему с радостью и благодарением того, что в этом мире стало символом красоты – волос. Особенно живо и умилительно раскрывается смысл этой жертвы при Крещении младенцев. Ребенок не может предложить Богу ничего другого, и поэтому мы отрезаем у него несколько скудных волосинок с головы, со словами: «Постригается раб Божий (раба Божия, имярек) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.»
Сначала постригается затылок, потом передняя часть головы, затем правая и, наконец, – левая, то есть в том же порядке, в котором совершается благословение. Остриженные волосы священник собирает и отдает одному из восприемников, который закатывает их в комочек воска и опускает в купель.
Присутствующие иногда с напряжением смотрят в купель, желая увидеть – не потонул ли брошенный в купель воск с волосами. По суеверным приметам, это означает недолгую жизнь новокрещенного. Хотя воск, по физическим законам, будучи легче воды, не тонет, однако брошенный с некоторой силой, он погружается в воду, что вызывает иногда смущение у присутствующих при Крещении и отвлекает их от существа Божественного Таинства.
Настольная книга священнослужителя. Т.II