Многосерийный фильм «Семнадцать мгновений весны» произвел впечатление на соскучившегося по добротным лентам зрителя. В то время фразы героев картины были разобраны на цитаты, а музыкальное сопровождение, касаясь струн души, пробирало до мурашек на коже.
В становление культовой военной драмы свою лепту внес и звездный состав актеров, чьи имена на тот момент знал весь Советский Союз.
Редакция 24СМИ рассказывает любителям кинематографа о жизни актеров тогда и сейчас, составив список с фотографиями.
Содержание
Вячеслав Тихонов (1928-2009)
Фильм «Семнадцать мгновений весны»: актер Вячеслав Тихонов в роли Штирлица
Главный актер многосерийного фильма – Вячеслав Тихонов перевоплотился в военной драме в Макса Отто фон Штирлица.
Примечательно, что герой ленты был полной противоположностью реального прототипа – любящего жить на широкую ногу гестаповца Вильгельма Лемана.
После премьеры фильма многие ассоциировали Тихонова со Штрилецем, но Вячеслав своей актерской игрой показывал, насколько сильно они заблуждаются.
Леонид Броневой (1928-2017)
Фильм «Семнадцать мгновений весны»: актер Леонид Броневой в роли Мюллера
Не меньше персонажа Тихонова зрителям запомнился герой актера Леонида Броневого, гестаповец со специфическим чувством юмора Генрих Мюллер.
В 90-ые Броневой снялся в пяти фильмах, среди которых самой популярной стала комедия Эльдара Рязанова «Небеса обетованные», а в середине 2000-х Леонид окончательно перебрался на театральную сцену.
Олег Табаков (1935-2018)
Фильм «Семнадцать мгновений весны»: актер Олег Табаков в роли Шелленберга
Еще одна звезда кинематографа – актер Олег Табаков – также снялся в многосерийном фильме режиссера Татьяной Лиозновой. В ленте артисту досталась роль обаятельно бригадефюрера СС Вальтера Шелленберга.
Стоит отметить, что судьба была крайне благосклонна к Табакову. Его кинематографическая копилка после съемок в военной драме пополнилась уймой достойных ролей в культовых фильмах («Ширли-мырли», «Статский советник», «Человек с бульвара Капуцинов»).
Леонид Куравлев (1936)
Актер Леонид Куравлев знаком молодежи как главный актер фильма «Вий».
В многосерийной ленте «Семнадцать мгновений весны» артист примерил на себя образ отрицательного персонажа оберштурмбаннфюрера СС – Курта Айсмана.
В послужном списке Леонида более 200 фильмов. Последние работы в кино – картины «Весь этот джем», «Книга мастеров» и «Наследники».
Ростислав Плятт (1908-1989)
Фильм «Семнадцать мгновений весны»: актер Ростислав Плятт в роли пастора
Для актера Ростислава Плятта роль пастора в картине «Семнадцать мгновений весны» без преувеличений стала вершиной его карьеры.
Скромный, понимающий священнослужитель в исполнении Ростислава стал первым позитивным кинообразом представителей духовенства в Советском Союзе.
Последний раз зритель увидел Ростислава в телефильме «Визит к Минотавру», в котором артисту досталась роль скрипичного мастера Амати.
Юрий Визбор (1934-1984)
Фильм «Семнадцать мгновений весны»: актер Юрий Вибзор в роли Бормана
Роль «секретаря дьявола» Мартина Бормана в телефильме исполнил актер Юрий Визбор.
Визбор был крайне разносторонним человеком. Съемки в военной драме не перевернули его жизнь с ног на голову. После выхода фильма в прокат он как и раньше писал музыку, сочинял стихи и уделял время журналистике.
Светлана Светличная (1940)
Фильм «Семнадцать мгновений весны»: актриса Светлана Светличная в роли Габи — тогда и сейчас
Большую часть актеров составляли мужчины, но и представительницы слабой половины человечества присутствовали в многосерийном фильме.
Так, роль молодой машинистки Габи Набель досталась актрисе Светлане Светличной.
После выхода многосерийной ленты в свет харизматичная особа снялась в фильме «Место встречи изменить нельзя». Затем карьера звезды застопорилась вплоть до 2000-х годов.
Эмилия Мильтон (1902-1978)
Фильм «Семнадцать мгновений весны»: актриса Эмилия Мильтон в роли Заурих
Еще одна актриса – Эмилия Мильтон предстала перед зрителями в образе потерявшей на войне сыновей фрау Заурих.
В полнометражных картинах Мильтон играла малозаметные роли, но ее персонажи всегда находили отклик в сердцах публики.
Так, самыми запоминающимися образами стала учительница эстетики в детской комедии «Потрясающий Берендеев» и глава преступной группировки Прахова в «Следствие ведут знатоки».
Отец Инны Ивановны Ульяновой был известным советским горным инженером. Он хотел, чтобы дочь пошла по его стопам и получила техническое образование. Но Инна мечтала стать актрисой.
В кино Ульянова снималась в основном в эпизодах. Лучший из них – образ пьяной дамы с лисой в телесериале «Семнадцать мгновений весны». Именно по фразе «В любви я Эйнштейн» её запомнили многие телезрители. И поначалу узнавали только по этой роли. Однако в 1982 году она сыграла в «Покровских воротах» и стала безумно популярной. Её Маргарита Павловна – образ, как говорится, на века. Попадание – точнее некуда.
В отличие от киношной, её театральная карьера складывалась неудачно. «У Любимова я играла либо проституток, либо тёток в бушлате», – говорила Ульянова о своих ролях в театре на Таганке. В последние годы жизни, когда актрису спрашивали о её театральной карьере, она отвечала: «Всё прекрасно. Выхожу на сцену примерно раз в месяц». И дальше просила журналистов не говорить на эту тему.
Ульянова обладала не только актёрским даром, но и даром сводить мужчин с ума. Она принципиально не влюблялась в коллег – актёров, её избранниками становились мужчины-учёные. А отвечая на набивший оскомину вопрос журналистов: «Похожи ли вы с Маргаритой Павловной?», отвечала: «Только в одном: ко мне тоже всегда притягивало мужчин слабых и безвольных, типа Хоботова».
Инны Ивановны не стало 9 июня 2005 года. Квартира актрисы – в элитном по советским временам доме рядом со станцией метро «Фрунзенская» – стала объектом судебного разбирательства. Почему? И что довелось пережить любимой актрисе?
Тайна Максима Максимыча — к 45-летию «Семнадцати мгновений весны»
Екатерина Барабаш
В один из августовских дней 1973 года в столовой сочинского санатория, куда мама спровадила нас с папой и старшим братом отдыхать, ко мне подошел мальчик из нашего корпуса. «Придешь сегодня в холл смотреть фильм про моего дедушку?» — как бы между прочим спросил он. «А кто твой дедушка?» — тоже как бы между прочим поинтересовалась я, втайне сгорая от любопытства. «Ты, что ли, «Семнадцать мгновений весны” не смотришь?!» — со смесью возмущения и удивления воскликнул мальчишка. «Так твой дедушка — Штирлиц?!» — я почувствовала, что мое сердце целиком принадлежит этому мальчику, и воображение уже рисовало наше совместное с ним будущее с выводком правнуков Штирлица. «Еще не хватало, — прервал мои счастливые мечты парнишка, — бери выше. Я внук Мюллера!» Я ахнула: «Как тебе удалось?! Разве его не расстреляли после войны?» Мои познания во Второй мировой явно требовали корректировки. «Ничего-то ты не знаешь, — фыркнул мой знакомый, и я почувствовала, что наша совместная жизнь под угрозой. — Дедушка сбежал в Южную Америку вместе с бабушкой и моим папой, потом тайно перебрался в Советский Союз, сменил фамилию на Мельников. Ты ведь, конечно, не знаешь, что «Мюллер» — это «мельник» по-русски. Так что я по-настоящему — Мюллер». — «А по-русски дедушка говорит?» — «Нет. Они решили, что он будет изображать глухонемого. Только попробуй кому-нибудь нас выдать — деду расскажу, он с тобой разберется».
Когда вечером мы все собрались в холле нашего этажа смотреть очередную серию «Мгновений», я чувствовала себя до такой степени вовлеченной в тайны мировой истории, что с трудом удерживалась, чтобы не оповестить об этом весь мир. Поскольку я считала Мюллера почти близким человеком, я преступно желала Штирлицу провала. Чуть ли не до пубертатного возраста я верила, что Мюллер живет где-то рядом, и очень горевала, что потеряла мальчика Мельникова из виду. И только когда уже определенный цинизм начал подвергать коррозии мою детскую душу, я поняла, что меня обманули.
Я смотрела этот фильм, кажется, столько раз, сколько его показывали по ТВ. То есть бессчетное количество раз. Как, впрочем, и все. И всякий раз меня что-то смущало. Повзрослев, я поняла — что именно. Все предыдущие годы мне казалось, что меня водят за нос. Знаете, как бывает — тебе говорят: «NN тебе врет, а я сейчас расскажу, как было на самом деле». И возводят ложь такой же степени концентрации, но как бы с другого боку.
Штирлиц Тихонова — идеальный человек без свойств, умеющий в каждый отдельный момент быть то интеллектуалом, то высоким гуманистом, то ликвидатором зла скриншот
С «Мгновениями» так и получилось. Нам словно сказали: «Дорогой зритель, тебя долгие годы обманывали, втюхивали, что фашисты — слабоумные. А мы сейчас расскажем, как было на самом деле. Вот, смотри — нацисты умные человечные люди, просто им достался гнилой лидер, который их сумел обманом увлечь в неправильном направлении». Весь советский эпос до этого обслуживал один миф — миф о баснословном превосходстве советской модели во всех сферах жизни. Военный эпос являл собой непомерную героизацию советского народа — солдат, офицеров, партизан, тружеников тыла, пионеров-героев, комсомольцев-героев, младенцев-героев, женщин-героев, стариков-героев — словом, практически всего населения нашей огромной страны. Изображение нацистов недоумками удобно укладывалось в эту мифологию, хотя логики в этом не было.
Советский кинематограф, а заодно зарождающаяся тогда сериальная индустрия, строго держался заданного мифа, разделив участников Второй мировой на два лагеря — умных и дураков. Логика, подсказывающая, что победить врага-дурака большого ума и героизма не надо, не действовала. Враг должен был быть идиотом. В зависимости от жанра фильма окраска идиота менялась от комической до трагической. Но отсутствие намека на интеллект было обязательным правилом.
Татьяна Лиознова с подачи Юлиана Семенова и Юрия Андропова это правило поломала. Однако поломав одно правило и свергнув один миф, она воздвигла другой. Перед миллионами зрителей встала новая версия победы. В этой версии кузнецом победы был сотрудник советской разведки — красавец каких свет не видывал, обаятельный как сто чертей и интеллектуал. И до этого среди экранных советских разведчиков встречались не только симпатяги, но и умницы — вспомним хоть Александра Белова в исполнении Станислава Любшина из фильма «Щит и меч», который вышел за пять лет до «Мгновений», но впервые перед нами появился разведчик-интеллектуал.
Леонид Броневой в роли Мюллера скриншот
Далеко не глупый Андропов рассудил совершенно правильно: старый миф себя изжил. На кону — новое прочтение недавней истории, и главный герой этой истории — советский разведчик. Не удивительно, что эту роль взяли самого, кажется, красивого актера Советского Союза — Вячеслава Тихонова. Потом, правда, авторы уверяли, что Тихонова утвердили по вполне техническим причинам — он единственный согласился отдать работе над фильмом три года жизни, не отвлекаясь ни на что другое. До этого по разным причинам отпали Арчил Гомиашвили, Олег Стриженов, Иннокентий Смоктуновский.
Пытаюсь представить себе каждого из них в роли Штирлица. Забавно — совсем другое кино получается. Гениальный Смоктуновский, как мне кажется, переиграл бы всех с такой силой, что от Мюллера, Шелленберга, пастора Шлага и других — при всей любви к Броневому, Табакову, Плятту — в фильме ничего бы не осталось. Стриженов, как и Тихонов, невозможно красив, но ему не хватает тихоновской мужественности на экране. Гомиашвили представить себе на месте Тихонова труднее всего — наверное, из-за Остапа Бендера. Анамнез неподходящий. Хотя — можете резать меня прямо сейчас — если настроиться и представить себе Гомиашвили в роли Штирлица, он окажется очень даже ко двору. Нацистская форма, в которой щеголяют герои «Мгновений» и которой, как известно, настоящие фрицы не носили с 1939 года, на всяком будет сидеть как влитая, а Гомиашвили — мужчина очень даже обаятельный. Но ему тоже недостает тихоновской даже не мужественности, но скорее — монументальности.
Штирлиц Тихонова — идеальный человек без свойств, умеющий в каждый отдельный момент быть то интеллектуалом, то высоким гуманистом, то ликвидатором зла, то сентиментальным дядечкой в кофте и запачканной печеной картошкой щекой. Это было как раз то, в чем нуждался образ чекиста. Правда, слово «чекист» в фильме ни разу не употребляется — в КГБ прекрасно знали о репутации этого слова в народе.
Отказавшись от череды слабоумных нацистов на экране, советское телевидение упало в другую крайность. Сонм прелестников вьется вокруг Штирлица, соревнуясь в интеллекте и остроумии. Они настолько человечны, что чуть ли не каждого хочется внимательно разглядывать и жалеть. Особенно зная об их скорой участи. Даже одноглазого Айсмана — Леонида Куравлева. Кстати, Куравлев должен был играть Гитлера, но Лиозновой на этом поприще он не понравился. Тогда возник Айсман — ищейка с римским профилем. А Гитлера сыграл опять Фриц Диц, гэдээровский актер, которому на тот момент было уже 70. Этого замечательного актера в СССР знают только по образу Гитлера из «Семнадцати мгновений весны», «Освобождения» и «Солдат свободы». Причем Диц отчаянно не хотел играть Гитлера в советских фильмах — ему надоело уже изображать этого персонажа на родине, и остаться актером одной роли — причем не какой-нибудь, а Гитлера — он совсем не хотел. Уламывал его сам Эрих Хоннекер.
Фриц Диц в роли Адольфа Гитлера скриншот
Так вот о нацистах в фильме. Черная форма, в которой живут на экране немецкие офицеры, в действительности существовала — но только до 1939 года и только как парадная. Весной 1945-го ее уже никто не носил. Не знать об этом авторы сериала не могли — у них были самые серьезные консультанты вплоть до самого Андропова. Для чего же понадобилась это историческое несоответствие? А очень просто — это красиво. Нацисты должны были быть не только умными, но и привлекательными. Никакая женщина не даст соврать: все обитатели кабинетов и коридоров вермахта, гестапо и СД необыкновенно сексуальны. Во многом — благодаря именно черному цвету, в котором они все время щеголяют и который играет немалую роль в сексуальном доминировании. Герои «Мгновений» совершают свои преступления только за кадром. Самое страшное преступление в кадре — раздевание младенца перед открытым окном. Впрочем, как мы помним, кара за это следует незамедлительно.
А кстати — вам приходило когда-нибудь в голову, каким образом Штирлиц дослужился до штандартенфюрера и стал своим человеком в самых сокровенных закоулках чуть ли не всех нацистских структур? Вряд ли ему удалось сделать карьеру нацистского офицера только благодаря его неустанной работе на советскую разведку. Не будем гадать, в каких преступлениях был замешан Макс Отто Штирлиц, но согласимся лишь с непреложным фактом: на его руках не один литр невинной крови. Впрочем, из фильма мы об этом не узнаем — зрителю об этой стороне деятельности героического Максима Максимовича Исаева знать было не положено.
Создавая новейшую мифологию, придуманную в недрах КГБ, Лиознова, помимо мастерски проведенного кастинга и в целом — отличной режиссерской работы (не будем забывать, что на счету Лиозновой уже были хорошие широкоформатные картины — в частности, такие заметные картины, как «Евдокия» и «Три тополя на Плющихе»), придумала сильный ход для придания всей этой истории большего правдоподобия — хроникальные вставки. Разбавляя игровую ткань фильма документальными вставками, режиссер добилась того, что от нее требовалось, — люди стали воспринимать фильм как «основанный на реальных событиях». Этому еще здорово помог Ефим Копелян со своим чуть треснутым, человечным и одновременно твердым голосом. Голос за кадром внушал доверие, какое не снилось и самому Штирлицу. Это завораживало и увлекало под божественно красивую музыку Микаэла Таривердиева, а время от времени знакомый голос Кобзона призывал «Не думай о секундах свысока», и это сто раз повторенное «не думай» настраивало на приятную правильную волну.
С «Семнадцати мгновенийвесны» в голове советского человека, не прошедшего войну, поселилась другая Вторая мировая — тоже мифологическая, только другого толка. И я много лет ломаю голову: могла ли затея, придуманная КГБ, рано или поздно повернуться другой стороной, до того остающейся в тени? И прихожу к выводу, что могла — мифология, не идущая рука об руку с правдой, не может приносить пользы. Если бы Вторая мировая войны была вовремя изучена и публично отрефлексирована, если бы мы имели возможность знакомиться с закрытыми навсегда архивами, если бы руководство и спецслужбы (а это у нас, как известно, одно и то же) не мухлевали с военной статистикой, если бы история у нас не стояла на службе идеологии — тогда плетение мифа было бы закономерной реакцией общества на мощный социальный катаклизм. Но в СССР, а потом и в России миф строго охраняет подходы к правде. И ведь огромное количество людей смотрели «Мгновения» как историческое кино, мечтая переодеться в красивую вражескую форму и в ней послужить Родине. Как знать — пришла бы третьекурснику юридического факультета ЛГУ Володе Путину мысль поступить в школу КГБ и так бы мы сейчас жили, не очаруйся он Максимом Максимычем Исаевым.
Вот ведь беда: как ни старалась, а кончила за упокой, хотя искренно люблю «Семнадцать мгновений весны». Так люблю, что очень волнуюсь: как его теперь, в свете новых законов, будут показывать, если даже за публикацию рисунка со свастикой можно получить реальный срок за реабилитацию нацизма? Или все телевидение посадят? А что, кстати? Это мысль…
Василий Лановой — народный артист СССР, премьер театра имени Вахтангова. Он снялся во множестве превосходных советских картин, которые зрители готовы пересматривать десятки раз. Среди них «Война и мир», «Анна Каренина «, «Офицеры».
Биография
Народный артист СССР Василий Семенович Лановой родился 16 января 1934 года в Москве. Его родители переехали из села Стрымба Кодымского района Одесской области в неурожайный на Украине 1931 год.
С двенадцати лет Лановой занимался в театральной студии Дворца культуры ЗИЛа. Школу окончил с золотой медалью и поступил на факультет журналистики МГУ, но, проучившись только один семестр, забрал документы и поступил в Театральное училище имени Бориса Щукина.
С 1957 года, сразу после окончания училища, Лановой начал работать в Театре имени Евгения Вахтангова.
Театр
На сцене Вахтанговского театра Василий Семенович сыграл более 50 ролей. Первой его работой был политрук Бакланов («Вечная слава», 1957). В 1964 году он сыграл роль принца Калафа в «Принцессе Турандот», ставшую одной из наиболее удачных его театральных работ.
В 2004 году к 70-летию артиста Вахтанговский театр поставил бенефисный спектакль «Фредерик, или Бульвар преступлений», в котором Лановой сыграл французского актера Фредерика Леметра.
Кино
Василий Лановой дебютировал в кино еще во время учебы в театральном училище. Он снялся в фильме «Аттестат зрелости» (1954), а в 1956 году сыграл главную роль в фильме «Павел Корчагин». Эта картина получила призы на Московском международном кинофестивале в 1957 году и в 1958 году – на Всесоюзном, а роль Павки Корчагина закрепила за актером амплуа героико-романтического плана.
Далее были роли в фильмах «Алые паруса» (1961), «Коллеги» (1962), «Иду на грозу» (1965), «Война и мир» (1965-67), «Анна Каренина» (1967).
В 1971 году на экраны страны вышел фильм «Офицеры», в котором Лановой сыграл верного долгу и чести офицера Ивана Варавву. Фильм на многие годы стал одной из самых любимых картин отечественного кино, особенно почитаемых среди защитников Отечества. По опросам журнала «Советский экран», «Офицеры» были названы фильмом года, а Василий Лановой — лучшим актером 1971 года.
После «Офицеров» Василий Лановой принял участие в съемках легендарного фильма «Семнадцать мгновений весны», где исполнил роль обергруппенфюрера СС Карла Вольфа. Актер говорит, что режиссер Татьяна Лиознова еле уговорила сыграть фашиста: «Татьяна Михайловна приезжала ко мне в театр дважды, приглашая сняться в фильме. Но я был занят в театре и в другой картине, потому упорно отказывался. Лиознова не отступала, так как видела в этой роли исключительно меня. Я сдался, услышав ее поразительную фразу о моем герое Вольфе: «Он не враг, он ваш противник — мощный и умный».
В списке киноролей Ланового пять фильмов детективного жанра. Впервые в роли разведчика Чена актер снялся в фильме «Пароль не нужен» (1967). Следующим стал образ майора Костенко в кинодилогии «Петровка, 38» (1980) и «Огарева, 6» (1980). Последним в этом жанре был фильм «Приступить к ликвидации» (1983), где актер выступил в роли бывшего военного летчика Алтунина. За эти фильмы Василий Лановой в 1984 году был удостоен Премии МВД СССР.
С начала 80-х годов Лановой лишь изредка соглашается на съемки в кинофильмах. В это время он с гораздо большим желанием участвует в постановках родного Вахтанговского театра. Тем не менее, поклонники актера смогли видеть Василия Семеновича в картинах: «Барышня-крестьянка», «Милый лжец», «Бедные родственники», «Берега моей мечты» и др.
Мастер слова
Василий Лановой — признанный мастер художественного слова, у него много чтецких программ. Еще в начале 1970‑х годов он выпустил премьеру литературной программы из стихов Пушкина «Когда меня постигнет судьбины гнев».
К 300-летию Санкт-Петербурга Василий Лановой записал на радиостанции «Орфей» «Медный всадник» Пушкина, а также цикл стихотворений «Дары Петербургу», в который вошли произведения Блока, Ахматовой, Маяковского, Бертгольц и Пушкина.
В 1980 году Василий Лановой был награжден Ленинской премией за озвучивание документального фильма «Великая Отечественная»; в качестве диктора выступил в документальном фильме «Стратегия Победы» (1985).
С 1985 года Василий Лановой работает на кафедре сценической речи в Театральном училище имени Бориса Щукина: сначала он был преподавателем, затем стал профессором и заведующим этой кафедрой.
Писатель
В 1983 году он написал книгу «Счастливые встречи», а в 2004 году — «Летят за днями дни…».
Личная жизнь
Первой женой Василия Семеновича была легендарная советская актриса Татьяна Самойлова. Второй женой Ланового была актриса Тамара Зяблова, но в 1971 году она погибла в автокатастрофе
В 1972 году актер женился на Ирине Купченко . Вместе супруги и сегодня. В этом браке родилось двое детей – Александр и Сергей. Сыновья названы в честь Пушкина и Есенина. Старший поступил на исторический факультет МГУ, младший окончил экономический факультет того же университета.
В 2013 году в семье Купченко и Ланового случилось горе: умер младший сын Сергей. Актеры узнали трагическую новость перед выступлением. Василий Семенович вышел на сцену, безупречно исполнив свою роль.
Звания и награды
- Заслуженный артист РСФСР (1968)
- Народный артист РСФСР (1978)
- Народный артист СССР (1985)
- Заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания (2010)
- Народный артист Республики Северная Осетия — Алания (2015)
- Ленинская премия — за участие в документальном фильме «Великая Отечественная» (1980)
- Премия Московского комсомола (1972) — за создание героических образов
- Премия КГБ СССР (1983) — за фильм «Бой на перекрестке»
- Премия МВД СССР (1984) — за фильм «Приступить к ликвидации»
- Орден Дружбы народов (1994) — за заслуги в развитии театрального искусства
- Орден Почета (2001) — за многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2004) — за большой вклад в развитие театрального искусства
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2008) — за большой вклад в развитие отечественного театрального и кинематографического искусства, многолетнюю общественную деятельность
- Орден Александра Невского (2013) — за большие заслуги в развитии отечественного театрального и кинематографического искусства, активную общественно-просветительскую деятельность
- Медаль «Памяти героев Отечества» (2016, МО РФ) — за реализацию проектов историческо-патриотических направлений.
- Международная премия Андрея Первозванного «Вера и верность» «За большой вклад в развитие киноискусства» (2003)
- «Большая литературная премия России» СП России, премия «На благо России» за выдающийся вклад в развитие культуры России (2009)
- Царскосельская художественная премия (2010)
- Российская национальная актерская премия имени Андрея Миронова «Фигаро» в номинации «За служение театральному Отечеству» (2012)
- Премия «Хрустальная Турандот» (2016) — за долголетнее и доблестное служение театру
- Национальная премия имени Петра Великого
- Орден Петра Великого II степени
- Орден Святого Станислава
- 15 января 2004 года на Всероссийской киноаллее Славы киноконцерна «Мосфильм» состоялось открытие плиты с автографом Василия Ланового.