ФЕНОМЕН БОЛЬШЕВИЗМА В РОССИИ
В истории политической и правовой мысли России ХХ века огромное значение имела идеология большевизма. Большевизм надо рассматривать в контексте эволюции политико-юридической культуры российского общества. Необходимо новое осмысление феномена большевизма, углубление знаний о природе и сущности данного явления, его исторической эволюции и последствиях.
В России в общественном сознании тоталитарная модель большевизма получила широкое распространение. Духовное наследие большевизма проявляется в контрастно-полюсном видении мира, порождает конфрон-тационную логику, «маятниковую» психологию.
Многие негативные оценки большевизма , определенная идейная заданность на его полное ниспровержение, стремление заклеймить большевизм как полностью отрицательный опыт упрощают и огрубляют представление о таком сложном и неоднозначном историко-правовом явлении как большевизм, препятствуют его научному осмыслению.
Опора на какую-либо одну теоретическую и методологическую системы интерпретации не поможет дать глубокое и исчерпывающее представление о большевизме, поскольку неизбежно связана с абстрагированием от целого ряда аспектов и черт данного многопланового явления. Появилась потребность в целостном осмыслении большевизма как общественно-политического движения, в реконструкции его истории, систематизации его доктринальных основ и обобщении опыта его внедрения.
Ортодоксальность марксистской веры и монашески-воинственная нетерпимость к иноверцам достигли в большевизме своего фанатического предела, когда соединились с диктаторской формой правления.
Диктаторско-якобинские тенденции превратили большевизм в новый тип власти, названный Н. А. Бердяевым «обратной теократией». Происходит «постоянное обличение еретиков и преследование обличенных в ереси». Вся политика поставлена под знак ортодоксии, функции церкви переходят к партийно-государственному аппарату. Господствует диктатура миросозерцания, «диктатура над духом, над совестью, над мыслью. Дикта-
А. Н. СМЕРТИН
тура эта не стесняется в средствах и пользуется всеми средствами. Это — идеократия, псевдоморфоза теократии, одна из трансформаций платоновской утопии» .
Рассматривая марксизм и большевизм как особый духовный тип, А. Ципко выделяет следующие характерные для него черты: претензия на уникальное знание исторических путей и уверенность в своем праве ломать судьбы миллионов, причем для их же «блага»; приоритет идеи над здравым смыслом, неумение предвидеть последствия (не видели опасности обобществления средств производства, опасности гражданской войны); замена нравственности классовым подходом и интересами революции ; сознательное использование любых средств во имя достижения цели, политической выгоды. Маркс был вдохновителем Ленина, когда тот учил молодежь, что нравственно все, что служит делу победы коммунизма.
Как к западным, так и к российским событиям относятся слова С. Л. Франка об установлении нравственного разделения: «Между сторонниками права, свободы и достоинства личности, культуры, мирного политического развития, основанного на взаимном уважении, чувстве ответственности перед родиной как великим целым, с одной стороны, и сторонниками насилия, произвола, разнуздания классового эгоизма, захвата власти чернью, презрения к культуре, равнодушия к общенациональному благу — с другой» .
Таким образом, в определенной мере марксистские идеи оказали влияние и на формирование политико-правовых взглядов ряда видных российских мыслителей, которые включали различные элементы и положения в свои теории, которые в разной степени и зачастую по ходу еще изменяя, пытались применить и на практике.
Разумеется, социальные и иные условия в странах Западной Европы и в России были различны. Отличалась от западноевропейской и степень просвещения, и уклад жизни, и менталитет российского народа.
Гораздо слабее в России был буржуазный либерализм, в силу прежде всего наличия абсолютной самодержавной монархии, которая не хотела допускать политическую конкуренцию. Основным носителем революционного
сознания и революционных идей в отсталом российском обществе, где большинство населения продолжало жить в традиционных, патриархальных условиях, стала интеллигенция.
Бунтарский дух российского народа, при отсутствии сдерживающей правовой культуры, в кризисных условиях начала ХХ века подстрекался радикальными деятелями, ориентированными, прежде всего, на идеи разрушения самодержавного государства, на его огульную критику. Марксистскую и иные
западноевропейские концепции российские мыслители прагматично использовали, подгоняя их под свои представления о должном устройстве государства и общества.
Поэтому революция в России, развернувшаяся благодаря широкой пропаганде социалистических идей революционной интеллигенцией и приведшая к победе большевиков, была исторически закономерна как общий итог общественного увлечения крайними формами социализма.
2. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. С. 138.
3. Ципко А. Хороши ли наши принципы?//Новый мир. 1990. № 4. С. 178.
4. Франк С. Л. Нравственный водораздел в русской революции//Свободная мысль. 1992. № 4. С. 63.