Главная → Усадьба и окрестности →
С противоположного берега Оки хорошо видна Церковь Святой Троицы в Бёхове. Поленов с радостью откликнулся на личную просьбу крестьян построить для них церковь, прекрасно понимая, что именно церковь – то связующее звено, которое духовно объединяет все слои населения. Но была и ещё одна причина, которую Поленов объяснил в письме к другу: «Наша Церковь, которая признает и живопись, и музыку, и поэзию, наряду с Домом молитвы уже есть Храм искусства, и это ее огромная сила и значение, как в прошедшем, так и в настоящем и будущем». (Из письма Л.В. Кандаурову. 1911). Строительство было начато в 1904 году и завершено осенью 1906 года. Освящена была церковь во имя Святой Троицы в 1907 году. Внутреннее пространство храма создает ощущение спокойствия и душевной теплоты. Бёховская церковь очень живописна, а образный строй архитектуры оказался созвучен настроению окского пейзажа. В оформлении интерьера церкви приняли участие друзья и ученики Поленова: И. Е. Репин, Е. Д. Поленова, А. Я. Головин, М. В. Якунчикова, Е. М. Татевосян.
Что касается архитектурной темы, то это – своеобразное и гармоничное сочетание романской и древнерусской архитектуры. Образцом плана и фасада церкви послужили новгородские храмы XII века: церковь Лазаря и Спаса–Нередицы в сочетании с архитектурными элементами северного деревянного зодчества. Форма купола заимствована у новгородского Софийского собора.
Интерьер церкви во многом повторяет внутренний вид иерусалимского храма царицы Елены, построенного в VI веке. Барабан центрального купола поддерживают четыре столба с капителями в форме закрытого цветка лотоса. Капители колонн сделаны по рисунку средней колонны северных двойных ворот иерусалимской стены. Одну из капителей (над правым клиросом церкви) высекал из камня сам художник, чтобы показать работавшим с ним резчикам форму и рисунок орнамента. В оформлении интерьера церкви приняли участие друзья и ученики Поленова: И. Е. Репин, Е. Д. Поленова, А. Я. Головин, М. В. Якунчикова, Е. М. Татевосян, Н. В. Поленова и, конечно, сам художник. В. Д. Поленов, автор цикла картин «Из жизни Христа», с глубоким интересом относился к церковному искусству. Поленов – композитор написал музыкальные духовные произведения – Всенощную и Литургию.
В 30–е годы церковь была частично разрушена и закрыта. Осенью 1941 года, когда линия фронта прошла через Поленово и Бёхово, церковь сильно пострадала. В 1965 году она была взята под охрану как памятник архитектуры, и с 1975 года в ней проводились реставрационные работы. Здание Троицкой церкви села Бёхово было полностью восстановлено. С 1985 года церковь, как филиал музея, была выставочным залом, а с августа 1990 года церковь живет своей настоящей жизнью: в ней проходят службы.
Для просмотра церкви Святой Троицы в селе Бехово в виртуальном туре нажмите
Церковь Святой Троицы. Июль 2012 г.
Церковь Рождества Христова (Липецкая обл., Лебедянский р-н, с. Шовское, северо-западная окраина села Шовское; координаты: (53.051078,39.403884) Храм построен 1865 г, после революции 1917 г. был закрыт, а затем разграблен. Сейчас постепенно восстанавливается.
Село Шовское появилось не позднее II половины XVII века. Первое упоминание его относится к 1678 г. Благодаря удобному расположению на тракте Лебедянь — Раненбург, село росло и развивалось.
Выше по течению Дона, километрах в пятьдесяти от этих мест, расположено Куликово поле, где в свое время решалась судьба России. Места эти – хотя они не так прославлены как, например северные места православного подвижничества, но удивительные и в каком-то смысле потаенные — там есть и монастыри, и местночтимые святые — Иларион Троекуровский (XVIII в.) и его последователь и ученик Иоанн Сезеновский (XVIII-XIX вв.), фрески которых можно видеть на столбах сразу при входе в главный храм города Лебедяни (храм Казанской иконы Божией Матери). Интересно, что Иларион Троекуровский, терпевший много гонений, особенно выделял и исповедовал своей жизнью заповедь Господа любить врагов. Эта заповедь, стала для преподобного Силуана основой и главной мерой духовной жизни. Но воспринята она была Силуаном не через писания, а через жизнь и дух людей, среди которых он рос.
И вот в таком замечательном месте, в селе Шовское, в 1865 году болгарским архитектором Ивановым (ударение на «а») был построен храм Рождества Христова. Семья святого Силуана была бедной, но очень набожной. Жизнь ее неразрывно была связана с храмом Рождества Христова, где и был крещен младенец Симеон. Посещение этого храма прививало преподобному с младенчества чувство благоговения перед словом Божиим, воспитывало его в духе христианского смирения и других добродетелей. В храме он постигал церковную грамоту, учился сосредоточенной молитве, внимал чтению «Жития святых».
В годы богоборчества храм пережил «мерзость запустения”, целенаправленно и цинично разрушался и разграблялся. Промыслительно, что из многочисленных фресок, сохранились очень выразительные фрески Рождества Христова (имя храма) и святого Митрофана Воронежского (Липецкая область с середины прошлого столетия находится под омофором Митрополита Воронежского и Липецкого).
Удивителен также тот факт, что в России очень мало храмов, связанных с жизнью старца Силуана, или носящих его имя. Из первых – храм Рождества Христова, о котором идет речь, из вторых — Церковь Силуана Афонского в Новой Ляде (Тамбовская область), церковь в Вохоново под Санкт-Петербургом, часовня во имя преподобного Силуана Афонского на Московском подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря (Москва) …….. пожалуй, все (буду рад, если ошибусь, и появились еще храмы). Поэтому бережное отношение к построенным и восстановление разрушенного – НАШ ОБЩИЙ ДОЛГ.
Храм в Шовском очень нуждается в помощи. Восстановление ведется настоятелем о. Николаем (Молокоедовым) в основном на пожертвования прихожан, а доходы сельских жителей нынче каждый может себе представить. В фотогалерее выложены фотографии, сделанные в храме и вне храма во время поездки в Шовское в августе 2013 г. По фотографиям понятно, как много еще предстоит сделать. Также выложен небольшой фильм о преподобном и о храме.
Храни всех Господь и спасибо за помощь в святом деле восстановления храмов!
Пусть после нас останется что-то воссозданное, а не разрушенное!
Более 100 лет на высоком холме над Окой стоит трехэтажный белый дом. Его архитектура своеобразна и оригинальна. Этот дом был построен в 1892 г. по проекту Василия Дмитриевича Поленова, знаменитого русского живописца. Еще в 1887 г. Поленов писал: «Мечтаю о домике на берегу Оки об том; как мы его устроим; как мы там заживем; сделаем большую комнату; где будет музей; картинная галерея; библиотека: Рядом будет столярная мастерская; адмиралтейство, рыболовство и терраса; а над этим будет моя живописна мастерская. Чудесные мечты, может быть, и сбудутся». Все мечты были претворены в жизнь. В 1890 г. совершилась желанная покупка земли в деревне Бёхово. Но Поленову больше всего нравился высокий холм над Окой, носивший красивое название «Борок». В то время, когда русские усадьбы приходят в упадок, художник создает грандиозный проект усадебного комплекса. 16 августа 1891 г. был заложен дом, а 30 сентября начали возводить стены. И уже 2 октября 1892 г. семья переселилась в новый дом, именно эту дату и принято считать днем создания музея. Со свойственной ему энергией Поленов занимался проблемами народного образования. Он построил две школы в окрестных деревнях. Последние его работы были тоже посвящены детям: в 20-е годы он создал Диораму – кругосветное путешествие в картинках. Волшебные световые картины стали праздником для крестьянских ребятишек.
Поленов мечтал о том, что его дом будет не только жилым домом, но и мастерской для его друзей-художников и многочисленных учеников, а главное — это будет первый в России художественный музей в провинции, доступный самому широкому кругу посетителей. С этого времени и началась жизнь усадьбы.
Музей Поленова – один из первых музеев в стране, взятых под охрану государством как не подлежащий национализации и конфискации. В экспозиции музея находятся многочисленные коллекции, в том числе древнегреческого и древнеегипетского искусства, художественные произведения Поленова, Репина, Васнецова и других известных русских художников, уникальная мебель и предметы старины.
Посетив музей-заповедник В.Д. Поленова, Вы сможете познакомиться с уникальным музейным комплексом, состоящим из мемориальных сооружений.
Продолжительность: 11 часов
УДК 008 АБАЕВА Е. А.
ХРАМ КАК НОСИТЕЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Абаева Екатерина Алексеевна _ Липецкий государственный педагогический университет
Аннотация: Основными средствами художественной выразительности
византийского храма служили сами конструктивные элементы — купола, своды, аркады, ясно читаемые в интерьере с подчеркнуто выявленными поверхностями без лишней пластики и декоративной перегрузки. Стены часто покрывались фресковой живописью, которая в Византии достигла высочайшего уровня, или облицовывались разноцветными плитами мрамора. Широко применялась мозаичная живопись, располагавшаяся обычно на изогнутых поверхностях стен, в куполах и сводах. Резная скульптурная обработка стен воспринимается как легкий рельефный рисунок, не разрушающий плоскости стены.
Ключевые слова: купола, своды, аркады, художественная культура, храм.
У истоков христианской культуры стоит храм, рожденный импульсом духовного напряжения человечества, осмысливающего свое отношение к жизни и смерти. Изначально (свыше двух столетий) помещением для богослужений служили катакомбы -место захоронения первых христиан1. Стены их внутренних помещений, а иногда и коридоры украшались фресковой живописью, содержание которых довольно разнообразно2. Одни из них имеют чисто декоративный характер, другие выражают в наглядных формах христианские мысли и понятия. Искусство первых христиан наследовало многое от язычества, со временем его элементы стали вытесняться каноническими требованиями.
В середине III века в крупнейших городах империи (Рим, Александрия, Антиохия, Эфес, Коринф) начали устраиваться кафедральные храмы, около которых было разрешено собираться верующим, живущим поблизости. После официального принятия христианства императором Константином Великим (313 г.) христианские церкви появились повсеместно, что было обусловлено массовым обращением язычников в христианство. Почти все языческие храмы стали перестраиваться в христианские церкви и освящаться. С IV века вместе с сооружением великолепных храмов начинают широко применяться мозаики для их внутреннего оформления3. В отдельных случаях строительство новых церквей инициировалось не только государственными властями, но и частными лицами. Это были первые официально построенные домовые церкви, право богослужений в которых было признано не сразу. Первоначально каноны, касающиеся устроения храмов и порядка богослужения в них не поддерживали инициативу проведения богослужений в домовых церквях. Но острая потребность в увеличении количества молитвенных домов стала постепенно менять ситуацию.
К Шестому Вселенскому Собору (681 г.) сложилась практика богослужения в частных домах. Почти повсеместно начали обустраиваться домовые «молитвенные храмины» или «молитвенницы». Эта практика, распространившаяся и в Руси, имела для нее особое значение, поскольку в ней частная жизнь людей соединилась с храмом4. Полностью или частично сохранившиеся храмы донесли до нашего времени действительность, которая раскрывает картину христианской культуры как торжество
1 Беляев, Л.А. Христианские древности. М., Алетейя, 2001.
2 Покровский, Н.В. Иллюстрированная энциклопедия христианского искусства. Москва, ЭКСМО. 2008.
3 Буркхард ,Я. Век Константина Великого. М., «Центрполиграф», 2003.
Ромах О.В. Взаимообусловленность культуры и творчества. Аналитика культурологии, 2010, № 1
духовных начал. На их примере можно проследить такие закономерности, как иерархия пространственных уровней храма,
топографические подобия его постройки, логика посвящения, динамичное восприятие семантики церковно-значимых сооружений5. Все это в настоящее время имеет принципиальное значение при разработке проектов восстановления храмов.
Византия преобразила древнегреческое зодчество в Церковное, утвердив тем самым новую культурную эпоху. На Руси она проявилась через тип храма, который развивался на основе, унаследованной от Византии крестово-купольной системы с пятью или тремя нефами, с куполами на парусах. Возвышенные формы утвердились в своем космическом значении, упираясь символически в небесный свод. Внешние очертания золотых куполов, как неоднократно отмечал Е. Трубецкой6,напоминают горящие к небу свечи. В этом образе раскрывается главная православная идея жизненного смысла: перед человеком не просто архитектурная форма, которая всё в себе объемлет, а храм, одухотворенный соборной космической любовью. В нем образ и высший смысл человеческой жизни соединены в едином проектном замысле.
Все это оказало огромное воздействие на культуру Руси, для которой Христианство, ставшее ее государственной религией с 988 г., помимо чисто догматических установок соединяло в себе историю и философию, этику и эстетику. В их соединении концентрируются все интеллектуальные и психические силы, т.е. силы материальные и духовные, которые энергетически насыщают творческую деятельность. Храм выступает комплексным выражением духовно-культурных приоритетов, в которых «гимн человека во славу Творца как бы сливается с гимном самого мироздания»7. Именно это становится ядром православной культуры, соединившись с идеей соборности. Последняя стала уникальным явлением Руссой духовной жизни, не имеющим аналога в мировой культуре. В сущности своей это понятие противоположно заподноевропейскому индивидуализму и рационализму8.
Идея соборности в русской культуре легла в основу философского учения, преломившегося в славянофильской доктрине. Как этическая категория, соборность отражает высшие нравственные требования по отношению к личности, поскольку рассматривается как вражде, розни, индивидуализму и т.д. В ней воплощена надежда, мечта о единстве и братстве людей и соответствующее этому требование безусловной человечности в отношениях между ними». Большой вклад в развитие идеи соборности как нравственного идеала внесли философы конца XIX — начала XX вв. Н.Ф. Федоров, В.В. Розанов и С.Н. Булгаков, которые с разных позиций и глубоко индивидуально подошли к указанной проблеме9. Указанная тема является объектом осмысления и в настоящее время.
С этой точки зрения представляют интерес труды митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна. Свое понимание соборности он излагает в книгах «Русь соборная. Очерки христианской государственности» (СПб., 1995 г.),
«Самодержавие духа. Очерки русского самосознания» (СПб., 1995 г.). В указанных работах впервые на повестку дня остро выходит проблема соборной государственности, что подчеркивает непреходящий смысл указанной православной идеи. Через ее призму рассматриваются многие проблемы современной России, включая вопросы нравственной деградации, затронувшей ее культуру. Преодоление последствий является залогом возрождения традиционно духовной культуры России.
5 Карев, А.В., Сомов, К.В. История христианства. СПб. Христианское общество «Библия для всех», 1997.
6 Князь Е. Н. Трубецкой «Умозрение в красках. Два мира в древнерусской иконописи», 1916 г.
7 Мень, А. Таинство, слово и образ. Бельгия, 1980/
8 Шапошников, Л.Е. Философия соборности. Очерки русского самосознания. СПб, издательство Санкт-Петербургского университета, 1996.
Основными средствами художественной выразительности византийского храма служили сами конструктивные элементы — купола, своды, аркады, ясно читаемые в интерьере с подчеркнуто выявленными поверхностями без лишней пластики и декоративной перегрузки. Стены часто покрывались фресковой живописью, которая в Византии достигла высочайшего уровня, или облицовывались разноцветными плитами мрамора. Широко применялась мозаичная живопись, располагавшаяся обычно на изогнутых поверхностях стен, в куполах и сводах. Резная скульптурная обработка стен воспринимается как легкий рельефный рисунок, не разрушающий плоскости стены.
Аркада на колоннах, появившаяся еще в период Римской империи, стала в византийской архитектуре господствующим мотивом. Форма аркады — конструктивна. От римского ордера осталась лишь его несущая часть — колонна, воспринимающая нагрузку от арок. Изменилась и форма капители, передающей сосредоточенные усилия от арки с прямоугольным основанием на круглую колонну. Более массивная, чем в римских колоннах, она получает форму опрокинутого полушара с усеченными сторонами.
Тип античного храма был переосмыслен в соответствии с требованиями новой религии. Он перестал быть местом хранения статуи античного божества. Его назначением стало приобщение верующих к таинству единения с трансцендентальным Богом, единым, живым и непостижимым. Поэтому главное внимание уделялось организации внутреннего пространства.
В ранневизантийских храмах находит применение тип базилики — удлиненного здания с выделенным по ширине и высоте средним нефом, отделенным от малых нефов аркадой на колоннах. Большое значение для развития византийского зодчества имели базилики, строившиеся в восточных районах — в Сирии, Малой Азии, Закавказье. Синтез античной и восточной (в основном покоренных Римом народов) культуры объединил противоположные тенденции и направления, став необыкновенно сложным искусством. Его влияние распространилось на многие страны мира, которые тем или иным образом соприкасались с Византией. Наибольшее же влияние архитектура Византии оказала на Грузию, Армению, Сербию и Россию — страны, которые переняли культурное наследие византийцев вместе с религией.
Особое значение приобретает купол — символ неба, размещаемый на четырех или восьми опорах. Оба числа носят сакральный характер: первое напоминает о четырех сторонах света и четырех концах искупительного креста, второе — символизирует бесконечность. В этой развитой структуре центрического купольного здания роль интерьера стала ведущей в соответствии с особенностями христианского служения, происходившего главным образом в центре храма. Опыт Византии сыграл существенную роль в культурном развитии стран Европы и Востока, воспринявших подобный вид храма и специфику сложившегося в нем богослужения.
Вершиной развития арочно-сводчатых структур явилась грандиозная купольная базилика собора Софии в Константинополе, которая стала символом духовного обновления Римской империи. Она была построена греческими архитекторами Анфимием из Тралл и Исидором из Милета в 532-537 гг., в правление императора Юстиниана 10.
Вся образно-символическая система была направлена на возведение человека от «видимого к невидимому» и погружение его в состояние духовного наслаждения. Уже во время постройки за церковью закрепилось название «великая» и таковой она вошла в историю христианской культуры. Важнейшей особенностью ее внутреннего
пространства является тектоническая ясность, подчеркнутая всем строем членений, отделкой и освещением. Пространственная, пластичная и уравновешенная конструкция составляет основу выразительности. Система сферических поверхностей — купол, паруса,
10 Успенский, Ф. И. История Византийской империи У!-К веков. — М.: Мысль, 1996.
полукупола и конхи экседр — акцентированы мозаичными изображениями на золотом фоне11.
В тектонике интерьера здания важную роль играют аркады на колоннах. Они не противопоставляются стене, а являются их органической частью в местах раскрытия боковых галерей в основной неф. Цельные стволы колонн имеют энтазис, сложную базу с классическими профилями и конструктивно целесообразную форму капители с плоской резьбой, подчеркивающей цельность блока. Нагруженные аркады точно следуют в плане очертаниям главных конструктивных форм. Вместе с тем они выполняют существенную роль в масштабности интерьера, связывая грандиозные формы с размерами человека12.
Собор Софии в Константинополе, рис. 1, оказал огромное влияние на последующее развитие архитектуры. Более тысячи лет он оставался самым большим храмом в христианском мире— вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора — 55,6 метров, диаметр купола 31 метр. И хотя ни одно здание уже не достигало размеров и великолепия этого храма, его композиция являлась образцом, которому подражали и на котором учились многие поколения строителей. Можно с уверенностью сказать, что пространство и время достигли в нем пределов, отличных от законов реалистического искусства и нашего обыденного сознания. В нем открывается новое бытие с точки зрения вечности. Прошлое, настоящее и будущее как бы сконцентрированы и существуют в нем одновременно13.
О беспрецедентной роли храма в мировой культуре говорит его историческая судьба. В 1453 году храм был преобразован в мечеть по велению султана Мехмеда II, захватившего Константинополь. К зданию были пристроены четыре минарета, окончательно сформировавшие мечеть Айя-София.
Название храма фактически сохранило свой смысл: «Айя-София» происходит от одного из трёх эпитетов обращения к богу, и в переводе обозначает «Премудрость Божья». Преобразованию в бывшем храме подверглись все стены. Мозаичные изображения ликов святых, Богородицы и Иисуса Христа были покрыты толстым слоем штукатурки, поверх были нанесены рисунки и панно из керамической мозаики мусульманского типа.
В 1935 году распоряжением Ататюрка мечеть превратили в музей. Поверхностной реставрации подверглись фрески и мозаики христианской эпохи, покоящиеся все эти годы под слоем штукатурки, который был благополучно счищен. Ныне ворота музея Айя-Софии открыты для всех людей, желающих соприкоснуться с образцами древнейшей архитектурной и изобразительной культуры. В 1985г. Софийский собор отнесён к достоянию мировой культуры. Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Ая-Софья (тур. Ayasofya Muzesi)14. При этом ведется активная борьба христианских активистов за возвращение храма православной церкви.
За 1036—1052 гг. в крупнейших русских городах были построены самые величественные храмы домонгольской Руси: собор Софии в Киеве (1037 г.), рис. 2, Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036 г.) и собор Софии в Новгороде (1045— 1052 гг.). По своим размерам (особенно Софийские соборы Киева и Новгорода) они относятся к крупнейшим культовым сооружениям эпохи15-16.
За периодом централизации русских земель в эпоху Киевской Руси последовала феодальная раздробленность, когда центр тяжести в развитии архитектуры переносится на отдельные феодальные княжества. Художественная культура отреагировала на это изменением некоторых особенностей художественно — эстетических построений и
11 Лазарев, В.Н. История византийской живописи. М., Искусство, 1986.
12 Лихачева, В. Искусство Византии ГУ-ЯУ вв., Л., 1981.
13 Журнал Московской Патриархии 1982, №8, стр.73.
14 Евтушенко, Г. Храм Святой Софии в Константинополе. — СПб. Сатисъ, 2008.
15 Никитина, Ю.И. Софийский собор. Л., 1980.
16 Брюсова В.Г. София новгородская, памятник искусства и истории. М., 2001.
колористических интерпретаций, оставаясь в целом глубоко духовным явление в искусстве. В период развития архитектуры домонгольской Руси, охватывающей в основном XII—начало XIII в., выделяется зодчество трех регионов: северо-западного (Новгород и Псков), юго-западного (Приднепровье, Рязанская и Галицко-Волынская земли, Западная Русь) и северо-восточного (Владимиро-Суздальское княжество).
Возведение столь крупных сооружений, как главные соборы периода Киевской Руси, говорит о высоком уровне строительного искусства того времени. Тип храма развивался на основе унаследованной от Византии крестово-купольной системы с пятью или тремя нефами с куполами на парусах. Его особый язык освящал всю культуру Древней Руси, которая искала свой собственный путь в православии. Даже беглый взгляд на взаимоотношения Византии и России говорит об их генетической связи на глубочайшем духовном уровне. Само слово Россия — именно в этой греческой (византийской) форме впервые запечатлено в середине Х века документально в сочинении императора Константина VII Багрянородного, деда великой княгини Анны,
жены крестителя Руси Владимира Святого .
На Руси среди выходцев из Византии славились строители церквей, иконописцы, писатели и ученые, являющиеся одновременно проводниками и подвижниками веры. Величайший вклад в формирование православной культуры России внесли мастера-греки, строившие в 1073-1089 годах Успенскую церковь Киево-Печерского монастыря, великий иконописец Феофан Г рек, писавший во второй половине XIV — начале XV века иконы в храмах Новгорода и Москвы, выдающийся писатель и переводчик Максим Грек (умер в Троице-Сергиевом монастыре в 1556 г.), а также великие педагоги братья Лихуды — Иоанникий (1663 — 1717) и Софроний (в миру — Иоанн и Спиридон, 1652 -1730).
По просьбе патриарха Московского и всея Руси Иоакима (1674-1690) братья Лихуды прибыли в Москву и в 1685 году основали при Заиконоспасском монастыре Славяно-греко-латинскую академию. Эта академия — первое высшее учебное заведение в столице России — стала прообразом Московского университета и основой Московской духовной академии. Воспитанниками Славяно-греко-латинской академии были поэт Карион Истомин (конец 40-х гг. XVII в. — 1717), поэт и дипломат Антиох Кантемир (1708-1744), математик Леонтий Магницкий (1669-1732), первый русский доктор медицины и философии Петр Постников и другие выдающиеся деятели отечественной культуры. Выпускником Славяно-греко-латинской академии был также М.В. Ломоносов (1711-1765). Братья Лихуды скончались в Москве, оставив после себя целый ряд
сочинений, но главным подвигом их жизни стало основание первой высшей школы в
Москве18.
В 40-х годах XII (1237 — 1240) века вторжение монголо-татар надолго прервало монументальное строительство почти по всей Руси. И хотя художественно-образная доминанта в целом сохраняется, тип и технология храмового строительства существенно видоизменяются. Архитектура Новгорода и Пскова XIII — XIV вв., меньше пострадавшая от нашествия, находила новые цельные и художественно выразительные формы, развивая традиции русского зодчества. Изменяется строительная техника. Стены целиком возводят из камней различного размера и даже различных пород, отесанных лишь с лицевой стороны и выложенных на известковом растворе. Своды и барабан складывают из толстых кирпичей — квадратных и брусчатых. Широко применялись в боковых нефах полусводы.
После отхода Киевской Руси к Литовскому княжеству (1362г.) духовно-культурный потенциал страны реализуется выдающимися подвижниками православия: Епископ Стефан Пермский проповедовал по Северной Двине среди коми, для которых создал азбуку и перевел Евангелие. Преподобные Сергий и Герман основали Валаамский Спасо-
17 Литаврин, Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (ГХ — начало ХПв.) М., Алетейя, 2000.
18 Лихачева, В.Д. Искусство Византии IV-XV веков. Л., «Искусство», 1981.
Преображенский монастырь на островах в Ладожском озере и проповедовали среди карельских племен. Преподобные Савватий и Зосима положили начало крупнейшему на Севере Европы Соловецкому Спасо-Преображенскому монастырю. Святой Кирилл создал монастырь в Белоозерском крае. Святой Феодорит Кольский крестил финское племя топарей и создал для него азбуку. Его миссию в середине XVI в. продолжил святой Трифон Печенегский, основавший монастырь на северном побережье Кольского полуострова.
Главные очаги духовной культуры сосредоточиваются в Кирилло-Белозерском, Троице-Сергиевом, Соловецком монастырях. Они рассматривались не только как очаги наиболее интенсивной религиозной жизни и хранители церковных традиций, которые опирались на богослужения с участием иеромонахов и старцев. Образцами культуры служили строгий быт иноков и их молитвенная ревность, бережное хранение в монастырях святынь (мощи и могилы основателей и их индивидуальные вещи, древние чудотворные иконы, старинная драгоценная утварь, представляющая историческую ценность, и т.д.) В монастырях ощущалось незримое духовное окормление всех присутствующих святыми покровителями обителей, их молитвенное заступничество и покровительство в самые тяжелые моменты жизни страны19.
После Куликовской битвы (1380 г.) Москва стала центром нового русского государства, что предопределило поиск новых подходов к храмовому строительству. Русское зодчество конца XIV — начала XV вв. продолжает после столетнего перерыва традиции русской архитектуры, но памятники отличаются от прежних. Древнейшие памятники московской архитектуры, относящиеся к концу XIV века, стоят на высоком цоколе и завершаются ярусами закомар на ступенчато поднимающихся арках. (Примечание: Закомара — полукруглое завершение стены церкви, соответствующее внутренней форме свода. Кровля при закомарном покрытии укладывалась непосредственно на своды. В зависимости от количества сводов фасад здания имел 3, 4 и более закомар. Закомары были типичной деталью древнерусских
православных храмов).
Во второй половине XV века начались реконструкция и строительство соборов Московского Кремля; был построен Успенский собор (1475 — 1479, А. Фиораванти) -крестово-купольный, трехнефный, шестистолпный храм в стиле владимиро-суздальской архитектуры, но с использованием новых строительных приемов. Впервые были применены крестовые своды, железные связи, что сделало интерьер просторным. Фасады облицованы тесаными каменными плитами. На Соборной площади Кремля возвели Благовещенский собор (1484 — 1489)20.
Центром Москвы стал ансамбль Кремля, Красной площади и Китай-города. Радиальная система улиц была ориентирована на Покровский собор — Храм Василия Блаженного (1555 — 1561, зодчие Барма и Постник). Быстро разрастаются города: Ростов Великий, Сергиев посад (резиденция митрополита), Ярославль. Строятся монастыри: Донской, Новодевичий, Кирилло-Белозерский и другие, которые были форпостами Русского государства на границах. Вокруг храмов концентрировалась основная культурно-духовная жизнь страны21-22. Они же были оплотом православной нравственности, базирующейся на милосердии и сострадании ближним. Рассмотрение вопросов духовного возрождения России вне контекста их деятельности не представляется возможным. Более подробно указанный материал изучен и описан в разделе 1.4.
Современное храмовое строительство претерпело определенные изменения в связи с применением новых строительных материалов и использованием инновационных
19 Миронов, Г.Е. История государства Российского: Хрестоматия. Х — Х^ вв. М. Книжная палата, 1996.
20 Комеч, А.И. Русские монастыри: История и культура Х-ХVII столетия. М., 2001.
21 Ильин, И.А. Основы художества. Рига, 1937.
22 Бураков Ю.Н. Под сенью монастырей московских. М., 1991.
строительных технологий. Но, имея дело с любым материалом, любой техникой и технологией, строитель храма ставит своей первейшей целью одухотворить материю, реконструировать ее идеальное бытие в Боге, т.е. организовать ее в соответствии с вечным законом бытия в том виде, как он его понимает. И не смотря на то, что
онтологическая концепция православного храма достаточно постоянна в своей философской основе, степень адекватности ее выражения в архитектурной форме, как утверждает Т.Н. Вятчанина, в разные исторические периоды неодинакова.
Это зависит не только и даже не столько от состояния самой архитектуры и ее имманентного художественного развития, сколько от состояния религиозного сознания общества24 и постоянно эволюционирующих методов строительства. Последние связаны с научно — техническим прогрессом и социально — культурным укладом страны. Но в любом случае, храм представляет собой сложный, практически неисчерпаемый по своей образности символ, архитектурные особенности которого, его убранство и система росписи символически выражают то, что непосредственно изобразить невозможно25. В его пределах реализует себя душа народа, выражающая себя в особенностях своей культуры.
Ромах О.В. Взаимообусловленность культуры и творчества. Аналитика культурологии, 2010, № 1
24 Православные храмы. В трёх томах. Том 1. Идея и образ. МДС 31-9.2003/АХЦ «Арххрам». — М.: ГУП
ЦПП, 2003. Автор-составитель Пособия — главный специалист АХЦ «Арххрам» М. Ю. Кеслер. — 458 с.
Вятчанина, Т.Н. Проблемы тектоники храма. Об иконографии и тектонике православного храма. — М., 1996, С. 62-65.
25 Флоренский,П. Иконостас. Избранные труды по искусству. МИФРИЛ, Русская книга, Санкт-Петербург,
Материал про Церковь Троицы Живоначальной в Бехово я хочу начать с признания в том, что я считаю этот храм одним из самых красивых в России и даже дерзну сравнить его по живописности с Храмом Покрова на Нерли. Эта белоснежная, миниатюрная, восхитительная по своей простоте и гармоничности церковь идеальна! Именно такой и хотел видеть Троицкую церковь ее знаменитый архитектор – великий русский художник Василий Поленов. По его задумке, этот храм должен был стать архитектурным воплощением чистоты самого Христа.
Долго рассматривая Троицкую церковь в закатных лучах, я по-своему открыл секрет ее особенной красоты. Этот храм можно смело назвать творческим тандемом Василия Поленова с самим Творцом. Их общение видно в Троицкой церкви невооруженным глазом. Бог создал приокские долины удивительно красивыми. А Василий Поленов словно совместил в проекте Троицкого храма плавные линии Оки, широту русской души и то самое, щемящее душу, лиричное очарование русской природы. Этот храм и окружающая природы воспринимаются неделимыми!
Кстати: уже в это воскресение, 9 сентября, состоится наша поездка по тульским усадьбам Поленово и Дворяниново, во время которой мы обязательно полюбуемся на храм в Поленово. Если вы еще не видели эту красоту, то я от души советую вам присоединиться к нам и проникнуться красотой Троицкого храма! А пока я предлагаю перейти от языка эмоций к не менее удивительным фактам о Троицкой церкви в Бехово.
Что вдохновило Василия Поленова на создание этого храма? На какие известные храмы в России похожа Троицкая церковь? Что связывает храм в Бехово с храмом царицы Елены в Иерусалиме? Какое отношение к созданию храма имеют Илья Репин, Мария Якунчикова, Елена Поленова и ряд других выдающихся художников тех времен? Что случилось с храмом в советские годы? Когда началась его реставрация в наши дни? И почему с каждым годом Троицкий храм в Бехово все больше обретает славу «венчальной» церкви?
Кстати: а вы находите Троицкую церковь удивительно красивой? Удавалось ли вам посетить Бехово? Какие еще храмы в России, по вашему мнению, идеально гармонируют с окружающими пейзажами?
Дата фотографий: 30 июня 2016 года, 12 июня и 9 июля 2017 года.
Церковь Троицы Живоначальной в Бехово считается настоящим шедевром храмового зодчества России. Ее пропорции настолько идеальны, в том числе, и потому, что ее создатель был не только талантливым архитектором, но и гениальным художником. Ее создателем стал Василий Дмитриевич Поленов, имя которого не нуждается в дополнительном представлении.
3. Троицкий храм был построен по проекту самого Василия Поленова.
4. Когда-то на месте этого храма находилась небольшая деревянная кладбищенская церковь.
Когда-то на месте храма в Поленово находилась небольшая деревянная церковь, которая была кладбищенской. История погоста в Бехово начитывает несколько веков и он намного старше Троицкой церкви. Когда деревянная церковь обветшала, жители окрестных сел и деревень попросили Василия Поленова о содействии в строительстве нового, каменного храма. Художник с радостью поддержал эту инициативу и даже более того – подошел к строительству храма со всей душой, решив самостоятельно создать проект новой церкви.
6. Троицкая церкоь похожа на несколько старинных храмов в Новгороде, а ее внутреннее убранство напоминает сразу несколько святынь Иерусалима.
7. Живописное крылечко и кот, мирно спящий на скамье.
Жизненным творческим принципом Василия Поленова было отношение к творчеству как к тому, что дарит людям счастье и радость. Кроме того, Василий Дмитриевич хотел сделать храм в Бехово архитектурным воплощением чистого образа самого Христа. И, конечно же, перед ним, как и перед любым художником стояла задача отразить в своей работе гармонию и красоту природы.
8. Приокское многотравье.
Немногим известно то, что у Троицкой церкви в Бехово есть несколько известнейших архитектурных прототипов, которыми вдохновлялся Василий Дмитриевич. В первую очередь, это – новгородские храмы XII века: церковь Лазаря и Спаса-Нередницы.
10. А это — вид на Троицкий храм с противоположного берега Оки от Тарусы.
12. Погост, на котором похоронены представители семьи Поленовых.
В храме, созданном по проекту Поленова, тесно перекликаются между собой романские и древнерусские мотивы, а также – деревянного зодчества Русского Севера. Кроме того, ряд исследователей отмечают, что купол этого храма заимствован у проекта Софийского собора в Новгороде.
13. Храм с высоты птичьего полета.
Но есть у Троицкой церкви и зарубежные прототипы. Искусствоведы считают, что интерьер Троицкого храма, барабан центрального купол, который опирается на четыре столба с капителями в форме закрытого цветка лотоса, напоминает внутреннюю планировку храма царицы Елены в Иерусалиме. Но и на этом сходства Троицкого храма с достопримечательностями Святой Земли не заканчиваются! Капители колонн храма выполнены Поленовым по рисунку колонны двойных северных ворот иерусалимской стены. Таким образом, свои впечатления от путешествий и паломничества на Святую Землю, Василий Дмитриевич Поленов воплотил и на Тульской земле, рядом со своими любимым поместьем.
14. Храм окружает живописный забор.
1906—1907,Источник:Музей-заповедник Поленово. В.Д.Поленов
Известно, что к созданию храма приложили свою руку друзья и родственники Василия Поленова – известные деятели искусства того времени. В создании росписей и отдельных предметов интерьера храма принимали участие сестра Василия Дмитриевича, художник Елена Поленова, гениальный Илья Репин, Мария Якунчикова, известная своей трагической судьбой и другие признанные деятели искусства.
15. Дорога, ведущая к живописной обзорной точки, с которой открывается вид на Оку.
16. Вид на Оку.
Строительство храма в Бехово было начато в 1904 году, а его освящение состоялось спустя три года. Семья Поленовых и жители окрестных населённых пунктов очень любили этот светлый, удивительно живописный храм. На здешнем погосте, который расположен чуть ниже Троицкой церкви, нашли свой покой и самые выдающиеся представители семьи художников, включая самого Василия Дмитриевича.
17. Храм — воплощение идеальных пропорций.
К сожалению, жизнь этого белоснежного храма недолго была светлой. Спустя десять лет после его освящения в стране грянула революция. Коммунисты и вандалы не пощадили храм. Он был разграблен и частично разрушен. Троицкая церковь пострадала и в годы Великой Отечественной войны. И лишь в 60-е годы, когда политическая пропаганда немного стихла, храм признали памятником архитектуры и взяли под охрану
Дальнейшая судьба Троицкой церкви была неразрывно связана с историей развития музея в Поленово. Долгое время она считалась одним из музейных помещений, своего рода выставочным залом. И лишь в девяностые годы, благодаря инициативе руководства Музея и местных жителей, храм был вновь передан верующим.
19. Полноводная Ока.
Начался долгий и кропотливый процесс реставрации храма. На сегодняшний момент восстановительные работы в нем завершены, однако, реставраторам еще только предстоит воссоздать былое убранство его интерьеров. Но, главное – это то, что храм вновь действует! Троицкую церковь в Бехово очень любят туристы. Сюда на службы приезжают не только жители Тульской области, но и путники из разных уголков России.
В последнее время церковь стала привлекать все больше молодоженов. Здесь, у храма, источника, смотровой площадки с видом на Оку, получаются невероятно красивые фотографии. Местные жительницы ласково называют белоснежную Троицкую церковь «невестой», а я уже несколько раз слышал, как этот храм стали называть «венчальным» — видимо, количество пар, которые стремятся совершить Таинство Венчания в этом удивительном храме, с каждым годом растет.
Троицкую церковь обожают туристы, фотографы и художники. Однако, даже в выходные, когда здесь много путников, ничто не нарушает особый покой и удивительную гармонию этого места. Особенно прекрасен этот храм в часы рассвета и заката. В эти мгновения Троицкая церковь, созданная одним из величайших художников России, больше напоминает ангела, светящегося теплым божественным светом.
Обязательно посетите Троицкую церковь и, расположившись около нее, просто посмотрите на этот шедевр, не думая ни о чем.
25. А еще, здесь удивительно красивые закаты и рассветы!
Экскурсии по усадьбам на сайте usadboved.ru