Схиархим. Зосима (Сокур)
Зосима (Сокур) (1944 — 2002), схиархимандрит
В миру Сокур Иван Алексеевич, родился 3 сентября 1944 года в селе Косолманке Верхотурского района Свердловской области, куда мать будущего подвижника Мария Ивановна (впоследствии схимонахиня Мариамна, + 1981), простая и глубоко верующая крестьянка, была сослана после ареста на одном тайном монашеском богослужении. Отец, из донских казаков, погиб на фронте Великой Отечественной войны в год рождения сына. При крещении мальчику дали имя в честь святого пророка Иоанна Крестителя.
Рос в городе Авдеевке Донецкой области. Мать воспитала сына в благочестии. Великое значение для него имели и тайные соборные молитвы монахинь, которые были духовными чадами праведного Иоанна Кронштадтского и после многих лет тюрем и ссылок осели в Авдеевке. К ним принадлежала и монахиня Антонина, сестра матери Ивана. Они научили мальчика не только молитве, но и самоотверженному труду на пользу ближнего. Позднее о. Зосима вспоминал:
«Копаем картошку, а тетя и маменька вслух молятся… Первое ведерко накопаем — отнеси, Ванюша, батюшке в церковь от нашего труда… Второе накопаем — там матушки у нас больные… Третье накопаем — Харитиночка скрученная лежит, двадцать лет болеет… А я, малый, еле несу это ведро — аж глаза вылазят» .
С раннего детства прислуживал в алтаре. В школе Авдеевки отрок терпел гонения за веру от учителей и сверстников, но переносил все с любовью, а учился отлично. В школьные годы побывал с матерью у преподобного Кукши Одесского в Почаевской Лавре. В 1961 году окончил среднюю школу в Авдеевке. Трудился в Киево-Печерской Лавре, где его духовником стал схиигумен Валентин, предостерегший юношу: «Тебе 13 раз будут предлагать епископство… Отказывайся… Твой путь — быть рядовым сельским батюшкой».
После закрытия Печерской Лавры жил в Свято-Духовом скиту Почаевской Лавры, но и оттуда вскоре изгнали насельников. В 1964 году выпустился из Донецкого сельхозтехникума. Немного работал ветеринаром.
Попытки поступить в Московскую духовную семинарию не имели успеха: документы Сокура, под давлением органов богоборческой государственной власти, не принимали. Пробыв год на послушании у архиепископа Новосибирского Павла (Голышева), получил возможность поступать в семинарию не из «сознательной» Донецкой области, а из «глухой» Сибири. Таким образом в 1968 году он был принят в Ленинградскую духовную семинарию и определен сразу во второй класс. По окончании семинарии продолжил обучение Ленинградской духовной академии. Все свободное время проводил в библиотеке, обложившись книгами. Участь в Ленинградских духовных школах близко узнал и некоторое время служил иподиаконом митрополита Ленинградского Никодима (Ротова), о котором впоследствии говорил как о человеке святой жизни. Оканчивая учебу, в Великую Среду 17 апреля 1975 года принял в академии монашеский постриг с именем в честь Савватия Соловецкого. Постригая студента в день памяти преподобного Зосимы Соловецкого, владыка Никодим пророчески молвил: «А умрешь Зосимой». Владыкой же Никодимом он был рукоположен во диакона и иеромонаха. Академию окончил со степенью кандидата богословия, написав работу по истории Русской Церкви «Валаамский монастырь и его церковно-историческое значение».
После учёбы был направлен в Успенский монастырь города Одессы. Через несколько месяцев в том же году, из-за болезни матери, попросил перевода в Донецкую область и в декабре 1975 года был принят в клир Ворошиловградской епархии.
Был определён к храму благоверного князя Александра Невского в посёлке Александровке Марьинского района Донецкой области. Здесь проявилось его радение о постройке и благоукрашении храмов, которое он впоследствии проявлял на всех местах своего служения. В условиях почти повсеместного закрытия и разрушения храмов под давлением безбожного режима, ему удалось обустроить в бедной церкви новый престол. Освящение престола состоялось на праздник Почаевской иконы Божией Матери в 1980 году.
В том же 1980 году был возведен в сан игумена. Пламенный молитвенник и заботливый пастырь, отец Савватий удостоился от Бога даров прозорливости и исцелений. Мудрость, сила веры и знание пути для спасения души человеческой сделали его старцем уже в 40 лет. К отцу Савватию тянулось всё больше народа, из-за чего безбожные власти стали чинить ему больше злоключений. 1982 и 1985 годы — пики гонений на отца Савватия со стороны властей. Ему угрожали и избивали, сутками заставляли босиком стоять на бетонном полу, но он еще более укрепляется духом, хотя его здоровье резко ухудшилось. Под давлением КГБ его переводили с одного прихода на другой.
22 ноября 1986 года был переведен в Васильевский храм села Никольского Волновахского района. Сюда не ходил рейсовый пассажирский транспорт, церковь была полуразрушена и без иконостаса, у входа в храм была свалка, а сгоревший дом священника ушел по окна в землю и превратился в сарай. В первый год своего служения в Никольском отец Савватий, вместе с добровольными помощниками, заменил иконостас, снес сарай, построил дом священника с крестильней, трапезную паломников. Почитатели следовали за пастырем и в Никольское, помогая ему отреставрировать храм.
В 1990 году был возведен в сан архимандрита. Указом от 4 ноября того года стал духовником Макеевского округа, а с 20 марта 1991 года — духовником Волновахского округа.
В 1992 году у отца Савватия обострились хронические болезни, и 21 августа того года епископом Донецким Алипием он был пострижен в великую схиму с именем Зосима. В новых условиях, после распада СССР, отец Зосима проявил себя как ревнитель духовного единства чад Русской Церкви, всегда призывая православных Украины соблюдать верность Московскому патриарху, не поддаваясь на попытки устроить украинскую автокефалию.
В честь двух святых основателей Соловецкого монастыря, имена которых ему довелось носить в монашестве, устроил возле храма колодец. По его молитвам вода колодца, сначала горькая и соленая, стала сладкой и целебной. В 1997 году взял в аренду у сельсовета дом, стоявший вблизи Васильевского храма, и устроил там богадельню на 50 человек.
Шло время, и к пастырю приезжало все больше тех, кто искал исцеления от душевных и телесных недугов. За каждую душу, вырванную из пут демонических сил, враждующих против Бога, отец Зосима, принимал на себя болезни. В 1998 году он пережил клиническую смерть, во время которой видел небесные обители и слышал пение ангелов. После этого он начал строить монастырь, о чем ранее не помышлял. Те из его духовных чад, кто желал монашества и имел необходимые качества, образовали в Никольском две общины: братскую и сестринскую. В 1998 и 1999 годах были построены соответственно братский и сестринский корпуса. По сообщению журналиста С. Голохи, с благодарностью принимая помощь и пожертвования от меценатов, старец, однако, сначала благословлял восстановить Святогорский Успенский монастырь, помочь отреставрировать русские Афонский Пантелеимоновский и Иерусалимский Горненский монастыри, и только потом развернул широкое строительство у себя в Никольском. 19 мая 1998 года статус Никольского монастыря обрела женская община , а 21 декабря 2001 года статус Васильевского монастыря был присвоен и мужской общине . Смежные монастыри также получили наименование Успенской обители.
1 февраля 1998 года схиархимандрит Зосима был назначен духовником Донецкой епархии. Вплоть до своего преставления оставался духовным отцом всего клира епархии, братии и сестер двух основанных им монастырей, а также любимым батюшкой множества мирян. В последние годы земной жизни его называли «донбасским святым», слава о нём распространилась за пределы Русской Православной Церкви. К нему во множестве приезжали за спасительным словом, советом, помощью, благословением, получая исцеления и узнавая о своем будущем. При этом, к концу земной жизни болезни старца сделали его дни постоянной мучительной борьбой. Приём многочисленных посетителей порой прерывался обмороками, с 1998 года отец Зосима пережил четыре клинические смерти. Весь 2001 год провел в реанимации. Только под великие праздники его на день-два доставляли в обитель. На Пасху того года схимника привезли из больницы в очень тяжелом состоянии; врачи, которые были возле него, настаивали на том, чтобы немедленно вернуться в больницу. Но за 15 минут до полуночи отец Зосима облачился и отправился возглавлять Пасхальную службу.
Особенно благоговейно отец Зосима относился к богослужению, очень сильно почитал Божию Матерь и назвал основанную им обитель в честь своего любимого праздника — Её пречестного Успения. Господь судил своем служителю преставиться именно на этот праздник. Время кончины было открыто старцу заблаговременно. В последние дни он раздавал множество указаний (как потом стало понятно, посмертных) братьям и сестрам обителей, всем, кого встречал по пути на службу и с кем виделся в келье. Перед самой кончиной схимник сподобился некоего откровения: «Когда я умру, вы будете знать, — говорил старец братии, — часы на моем молитвенном столике в алтаре остановятся». В 23:45 минут 29 августа 2002 года, в день попразднования Успения Богородицы, остановилось сердце старца Зосимы — тогда же остановились и часы на его столике.
О. Зосима (Сокур)
Содержание
Память и почитание
По кончине тело схиархимандрита Зосимы было положено в специально отстроенной часовне-усыпальнице у алтаря Васильевского храма, перед Успенским собором обители. В часовне каждый день совершались панихиды и литии, насельники обители и паломники обращались к старцу как к живому, прося его благословения и молитвенной помощи.
Наставления
Старец Зосима оставил немало назидательных проповедей и поучений, которые говорил от боли своего сердца, простым и добрым, а иной раз — грозным и гневным словом.
Нечего нам ныть, что Бог жестокий, не простит, не помилует — ложь это всё. Бог долготерпелив и многомилостив, Бог всех нас ждет . Воспитывай в себе христианскую тихую любовь и жалость. Что такое христианская любовь? Это когда всех жалко… . А ко мне и после смерти приходите, как к живому, все расскажите – и я услышу, помогу .
Из духовного завещания
Аз, грешный схиархимандрит Зосима, основатель двух обителей — Успенского Свято-Васильевского мужского и Успенского Свято-Николаевского женского монастырей, оставляю последнюю свою волю: и по смерти моей свято и вечно, до последнего издыхания, храните все завещания, те священные традиции, ту особенность служб, записанные братьями и сестрами в монастырском уставе, сохраняя их до малейших подробностей и не допуская никаких отступлений. Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, — беззаконная или «законная», — автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским. Из существующих монастырей тогда образовать Дом Милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия — служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные. Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви. В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви, — правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление, под омофор Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор. Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала нашего столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность. …Отходя в жизнь вечную, последнее слово глаголю вам, братья, сестры и все молящиеся в обители нашей: держитесь Русской Православной Церкви — в ней спасение. Всем даю из гроба прощение, Бог вас да простит и помилует по Его велицей и богатой милости. Кто приходил ко мне за духовным руководством, держитесь святой обители: братья и сестры помогут вам и наставят на путь спасения… Подаю из гроба, бездыханный и безгласный, Мир, Любовь и Благословение Божие .
Критический взгляд
Не у всех, однако, деятельность и наставления старца Зосимы вызывают одобрение. Многие, говоря о его «Духовном завещании», отмечают: «В нём основатель монастыря в случае получения УПЦ даже канонической автокефалии фактически призывает к расколу: «В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, — беззаконная или «законная», — автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским»» . Архимандрит Аввакум (Давиденко) пишет: «Это тот самый старец Зосима, который внёс весомый вклад в дело разделения русской и украинской общин, вбив клин между Российской и Украинской христианской общественностью, сказав, что только одна Русская православная церковь реальна, во главе с московским патриархом, и если станет вопрос украинской, даже законной, автокефалии, то никого и ничего не слушать» .
Награды
- орден Русской Православной Церкви прп. Сергия Радонежского 3-й степени (1983)
Использованные материалы
- «История», официальный сайт Никольских Успенских Васильевского мужского и Николаевского женского монастырей:
- Страницы портала Православие.Ru:
- — «Проповеди схиархимандрита Зосимы (Сокура)», 12 апреля 2006
- — Славко Матвей, «Донецкий старец Зосима. К 70-летию со дня рождения», 3 сентября 2014
«История», официальный сайт Никольских Успенских Васильевского мужского и Николаевского женского монастырей,
27 декабря 2016 года в ходе заседания Священного Синода Русской Православной Церкви был заслушан рапорт председателя Синодальной комиссии по канонизации святых епископа Троицкого Панкратия относительно поступившего ходатайства митрополита Смоленского и Рославльского Исидора о канонизации в лике местночтимых святых схимонахов Никиты и Феофана, пустынножителей Рославльских лесов (журнал №126).
Будущий схимонах Никита родился в Орле в 1695 году. Кем и когда он был пострижен в монашество, неизвестно. Юношей он удалился из родительского дома и поселился в двух верстах от Белобережской пустыни (ныне — Брянская епархия), посещая богослужения в этой обители. Здесь он прожил до старости. В 1780 году схимонах Никита поселился в сделанной им самим келье в Рославльских лесах, на южной стороне «Монашеского рва», возле села Екимовичей. Здесь старец в монашеском подвиге, известном только ему, прожил не менее десяти лет.
Затем он снова перебрался в Белобережскую пустынь, но перед смертью, в 1792 году, он захотел вновь вернуться в свою пустыньку. Его ученик Досифей, получив благословение настоятеля Белобережской пустыни, привез Никиту в Рославльские леса. Здесь Никита и умер 29 марта 1793 года.
Тело почившего схимонаха Никиты было погребено во рву, возле его кельи. Так как во рву постоянно стояла вода, Досифей через несколько лет откопал гроб Никиты, чтобы перенести его на другое место. Гроб оказался цел, а тело и одежды Никиты нетленны. Тело переложили в новый гроб и, отслужив панихиду, погребли на полугоре, на северной окраине рва. При погребении присутствовал больной монах, страдавший болезнью желудка. Испив воды от гроба, он исцелился от своей болезни. Спустя 15 лет после кончины отца Никиты его гроб вновь открывали: его тело по-прежнему оставалось нетленным.
Со времени его кончины богомольцы почитают память отца Никиты. В день Ангела к могиле старца собиралось до 5000 человек. Могила старца почитается по сей день, засвидетельствованы случаи исцелений.
Недалеко от погребения отца Никиты находится могила другого подвижника — схимонаха Феофана. О его жизни сохранилось мало сведений. В основном это следующие воспоминания архимандрита Моисея, преподобного старца Оптинского.
«Отец Феофан, уроженец Владимирский, был на службе Черноморского казацкого войска; до пострижения именовался «казак Федор Талунин». Жил первоначально в Софрониевой пустыне, а потом ушел в Молдавию, где пребывал у старца Паисия, а по кончине его возвратился в Россию и поступил в братство Оптиной пустыни в 1800 году. В крайнем нестяжании, в кротости духа, деятельную добродетель поста, молитвы и поклонов он проходил с горячей ревностью. <…> Старец отошел ко Господу 15-го июня того же 1819 года. За несколько минут до кончины я спросил его: «Покойна ли твоя душа, не страшится ли чего в часе смертном?» Он отвечал: «Я с радостью желаю разрешиться жизни сей». И тут же стал кончаться: занес руку для крестного знамения и предал дух свой в руки Божии. Погребен в пустыне».
Преподобный Оптинский старец Антоний, на руках которого в Рославльских лесах умер старец Феофан, рассказывал, что он забыл испросить у него молитв перед его смертью. В 40-й день почивший явился ему во сне и пообещал молиться за него. Отец Антоний говорил о Феофане следующее: «Этот старец при жизни имел столь сияющее благодатью лицо, что недоставало духу смотреть ему прямо в глаза, а разве украдкой когда взглянешь со стороны».
В настоящее время могила схимонаха Феофана почитается паломниками.
Священный Синод постановил причислить к лику святых для местного почитания в Смоленской митрополии схимонахов Никиту и Феофана, пустынножителей Рославльских лесов. Память преподобного Никиты положено совершать 29 марта (11 апреля), в день его преставления ко Господу. Память преподобного Феофана — 15 июня (28 июня), в день его преставления ко Господу.
Честные останки преподобных Никиты и Феофана, в случае их обретения, предложено считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание.
Преподобный старец схимонах Зосима Александровский,
пустынножитель и чудотворец.
На берегу небольшой речки Молохчи, возвышается холм, чьи склоны некогда были покрыты густым еловым бором. Тишина и безмолвие царили здесь. Лишь неугомонный щебет птиц да завывания метелей — все о свою пору — нарушали царящее затишье. Место это укрылось в стороне от торговой, так называемой «средней», дороги из Александрова к Троице, в Переяславль-Залесском уезде, в Кинильском стане, в даче пустоши, называемой Ульянина, издавна принадлежавшей сельцу Каравайкову и составлявшей до 20-х годов XVIII столетия вместе с двадцатью тремя пустошами, родовую вотчину господ
Тимоновых.
Не без воли Божией, в неведомый день последней четверти XVII века, посетил эту пустошь старец Зосима, призываемый Богом к уединенной, отшельнической жизни. По душе пришлось старцу покойное место, значительно удаленное от людского жилья. Отшельник помолился Богу, испросил откровения Его святой воли и, познав в своем чистом сердце, что именно этот уединенный уголок предназначен ему для подвижничества и пустынножительства, остался здесь навсегда. Он поставил тут деревянную часовню и келью и начал вести безмолвную жизнь, руководствуясь в своих подвигах и лишениях примером подвижничества преподобного Сергия, житие которого ему,как добродетельному иноку Свято-Троицкой Сергиевой обители, было хорошо известно не только по книгам, но и по преданиям.
Кельей схимонаха Зосимы была тесная, малая изба, в углу которой размещалось все его богатство — несколько образов. Пни в лесу служили сиденьем и местом отдыха. Близ речки Молохчи он собственноручно вырыл колодец, доставлявший ему прекрасную ключевую воду.
Старец Зосима был избранником Божиим. Жизнь в лесной пустоши, удаленной от человеческих взоров, не устраивается по произволу и разуму человеческому; она определяется по особому смотрению, призванию и откровению Божию. Блаженный подвижник был из числа тех людей, о которых св. апостол Павел говорит, что они скитались,… терпя недостатки, скорби, озлобления, и весь мир не был достоин их 1 . Мир, по своему недостоинству, сначала не понимает великих молитвенников, но затем в какой-то момент прозревает и начинает их ценить, ищет в пустынях.
Неизвестно, с каких лет был иноком блаженный старец схимонах Зосима, но, вероятно, он был призван Господом с малолетства. В этом убеждают нас его высокие добродетели. Чтобы достичь чистоты сердца, сделаться обителью Духа Святаго и быть призванным к уединенному жительству в пустыни — надо трудиться на пути духовного делания очень долго, много десятков лет быть истинным монахом. А истинный монах только тот, говорит св. Иоанн Лествичник, кто во всяком месте и деле, во всякое время руководствуется единственно Божьими заповедями и Божьим словом. Только исполнители правды Божией могут возобладать над своим сердцем и своею плотию. Инок должен сперва обучаться деланию заповедей в обществе человеческом, где духовное делание сопряжено с деланием телесным, а потом уже, достигнув достаточного преуспевания, заняться исключительно и духовным деланием в отшельничестве или в безмолвии, если окажется способным к тому. Но далеко не каждый способен к безмолвию и отшельничеству.
Чтобы сделаться способным к пустынножительству надо много лет трудиться, терпеть искушения и скорби, бороться со cтрастями. Без сомнения, старец Зосима много лет монашествовал, жил сперва под руководством опытных старцев, стремился к совершенству, был исполнителем правды Божией, получил все блага и Дары, какие только мыслимо приобрести подвижническою жизнью в монастыре, но, по заповеди Христовой, восхотел окончательно распять свою плоть на кресте отшельничества, и удалился к совершенно уединенной созерцательной и мученической жизни, подражая вере великого и преподобного наставника Свято-Троицкой обители. Он явился на указанную ему Господом, благословенную Ульянину пустошь уже будучи схимонахом. Крестьяне окрестных сел, в числе которых был и Семен Ермолаев и Иван Прокофьев, жившие уже в XIX веке, показывали, что место это издревле называлось пустынькою; был тут монастырь и церковь, но в чье имя не известно; разрушена во время нашествия Литвы и поляков; после того остались тут только два отшельника: схимонах Зосима и его келейник Иона; на месте церкви Зосима приказал плотнику, крестьянину села Никульское Андрею Кляузину, построить часовню.
Неизвестно, сколько лет провел схимонах Зосима в отшельничестве, пока открыл его мир, и народ стал стекаться к нему толпами за советом и наставлениями, но, во всяком случае, слава его возросла не ранее, как за десять лет до смерти.
«Монах подобен воину, идущему на брань, который отовсюду ограждает тело свое полным вооружением, — говорит преподобный Ефрем Сирин, — трезвится до самой победы, и беспокоится, чтобы вдруг не напал на него враг, и чтобы ему, если не примет предосторожностей, не попасть в плен».
«Какой ум может представить себе и какой язык сможет передать желания святого,— по словам блаженного Епифания, ученика преподобного Сергия, описавшего его житие, — его первоначальное рвение, любовь к Богу, тайную доблесть его подвига; возможно ли правдиво описать уединение святого, его дерзновение, стенания, непрестанные молитвы, которые он обращал к Богу; кто расскажет о его слезах теплых, душевном плаче, сердечных воздыханиях, всенощных бдениях, усердном пении, непрестанных молитвах, стоянии без отдыха, прилежном чтении, частых коленопреклонениях, голоде, жажде, лежании на земле, духовной нищете, во всем скудости и недостатке: что ни назови – ничего не было. Прибавим ко всему этому борьбу с бесами – видимые и невидимые сражения, столкновения, страхования от демонов, диавольские наваждения, страшилища пустыни, ожидание неизвестных бед, встречи и нападения свирепых зверей»
Все подвижники испытывают в пустынях, как говорили раньше, страхования и, конечно, отец Зосима прошел чрез ту же борьбу с демонами, как и преподобный Сергий, которого мучили полчища бесов. Об этом мог бы поведать сопутник его по отшельничеству, монах Иона, но, вероятно, он был неграмотный, а позднейшие пустынножители не озаботились описать
житие своего мудрого духовного отца и наставника.
Драгоценным вкладом в житие Зосимы служит небольшая тетрадь, вмещающая в себе рассказ уже слепого старца Симеона Ермолаева, который был несколько лет сторожем у могилы Зосимы и хорошо помнившего многое из рассказов своих предков. В ней говорится, что отец Зосима отличался большим умом, был человеком святой жизни; к нему стекались со всех сторон благочестивые люди за наставлением. Молва о подвигах отшельника привлекала к нему не только желавших подражать ему и следовать за ним по избранному пути жития иноческого, но даже и лиц Царской фамилии. Чтила старца сестра Петра Великого, царевна Наталия Алексеевна. Приезжали знатные люди, вельможи и дворяне. На пожертвования царевны Натальи выстроили особую часовню, которую богомольцы разукрасили образами, двор с кельей и омшаник для пчел. Около отца Зосимы мало-помалу собрались иноки, в числе которых предание помимо Ионы называет и Кирилла. Здесь образовалось некое подобие пустынного общежития.
Несомненно, что схимонах Зосима обладал великим и редким даром совета, так называемого старчества. Народ к нему притекал толпами; он с каждым беседовал, как проповедник и учитель; ему были искренно и сердечно преданы все окрестные жители, — почему крестьяне с такою любовью и хранили не только могилу схимонаха, но и передавали из поколения в поколение предания о его житии.
Среди источников своего очерка прп. Серафим указывает тетрадку, писанную со слов старца Симеона. В настоящее время не обнаружена. В одно из своих посещений царевна нашла старца Зосиму очень больным, сильно огорчилась и просила его келейника Иону дать ей знать в Москву в случае кончины пустынника. «Я приеду к нему на погребение», — сказала она. Вскоре после ее отъезда, в половине июня, старец скончался. Говорили, будто бы он завещал похоронить его без всяких почестей, а в случае же неисполнения этой его воли, он более ста лет не явится людям. Но известно, что сейчас же после его преставления отправили гонца в Москву. Известие о кончине старца застало Царевну больной; она не могла приехать, но будто бы пожертвовала большую сумму на погребение и прислала архиерея и певчих, чтобы похоронить его со всеми почестями. Могилу себе он ископал ранее и выложил ее кирпичом. Погребение, как передавали предки, было великолепное; народу стеклось очень много. Это было, по исследованию летописцев, в 1710–1713 г.г.
Для богомольцев кончина блаженного старца, то, что они потеряли в его лице дивного молитвенника, было великим горем. Народ притекал в часовню Ульяниной пустыни, чтобы проститься со старцем, лежавшим нетленно в гробу, на виду всех, в продолжение трех недель. По неложному слову Писания, Господь не дал преподобному Своему видети истления (Деян. 2, 27; Псал.15, 10.).
Господь умножал Свои благодатные силы на могиле подвижника. Чудеса по молитвам старца Зосимы все более и более укрепляли веру в его святость, люди сохраняли благоговейную память о нем самом, и о пустыни. В середине ХIХ века на месте бывшей часовни стоял большой липовый крест с врезанным в середину малым литым медным крестом. Однако со временем народа приходило все меньше и о пустыньке постепенно стали забывать.
Преподобный Серафим, ссылаясь все на того же старца Симеона Ермолаева, сообщает, что, примерно, в середине XIX века происходили случаи явлений Зосимы пильщикам леса. Там же пастухи видели огонь. Праведный старец Симеон раскопал то место и нашел могилу, выложенную камнем. Увидал и даже коснулся нетленного гроба. Дивное благоухание разлилось вокруг, и старец со своим помощником решили снять крышку, как вдруг ударил сильный гром, сделалось темно от тучи… Когда закончили пилку дров, то неизвестно от чего вся пустошь загорелась. Испуганный Симеон взял крест и обошел с ним пожарище, огонь сразу погас.
Вера в целительную силу была так велика, что местные крестьянки приносили своих недужных деток на могилку старца. Случаи исцелений продолжаются и в наши дни. В 2001 году жительница Сергиева Посада Данилова Надежда Тимофеевна, посетив Зосимову пустынь, собрала на раке преподобного капельки масла и смазала болячку, которую врачи безуспешно пробовали удалить в течение пяти лет — кожа вскоре очистилась.
21 мая 2006 года Лазарева А. В. из поселка Бужаниново привезла потерявшего зрение сына на колодец прп. Зосимы. После того, как глаза промыли, юноша сразу начал различать цвета, пошел процесс восстановления и, спустя некоторое время, зрение полностью восстановилось.
Прославлен старец Зосима был уже в конце двадцатого века. 26 июля 1994 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сопровождении епископов Владимирского и Суздальского Евлогия, Истринского Арсения, наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Феогноста и других совершил молебен новопрославленному местночтимому святому Зосиме.
Память преподобному Зосиме, пустынножителю, Алксандровскому чудотворцу празднуется 15/28 июня.
Преподобный старче Зосимо моли Бога о нас!
Тропарь преподобному Зосиме Александровскому, пустынножителю и чудотворцу.
Глас 4.
Добродетелию препоясався, стяжал еси дух мирен в житии твоем, подражая доблественне подвигом преподобнаго аввы Сергия, устроителя Троицкия обители, из нея же исшел в место пустынное и тамо, победив демонския полки, прославился еси яко истинный воин Христов. Темже почитающе память твою с верою вопием ти: спасай нас молитвами твоими, Зосимо, преподобне отче наш.
Кондак, глас тойже.
Доброплодная отрасль древа благочестия явился еси, преподобне отче Зосимо. и яко финикс процвел еси в пустыном житии, сияя светом любве всем притекающим к тебе с верою, даруя просящим исцеления в болезнех душевных и телесных, сего ради усердно взываем ти: моли за ны ко Господу да спасет души наша.
19 октября 2019 года наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря архимандрит Павел (Кривоногов) на Введенском (старом Немецком) кладбище города Москвы совершил панихиду на могиле духовника братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры схиархимандрита Захарии (1850-1936 гг.). Богослужебные песнопения исполнил квартет под управлением чтеца Николая Гоюка.
По окончании панихиды честные останки старца были перенесены в Троице-Сергиеву лавру.
Старец Зосима (в схиме Захария) совершил множество чудес, засвидетельствованных очевидцами. Он трижды сподоблялся видения Святой Троицы и Пресвятой Богородицы, дважды ходил по воде, как по суше, по его молитве воскрес умерший. Он исцелял больных и обладал особым даром исповеди кающихся. После революции 1917 года старец последним из насельников покинул Троице-Сергиеву лавру и поселился в Москве у своих духовных чад. Схиархимандрит Захария скончался 15 июня 1936 года и после отпевания в церкви в честь Воскресения Словущего был похоронен на московском Немецком кладбище.
***
О старце Захарии и о причинах переноса его честных останков рассказала настоятельница Алексеевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы игумения Ксения (Чернега):
— В 90-е годы я посещала место захоронения старца вместе с опекаемыми мною детьми-сиротами из интерната, который расположен прямо напротив этого кладбища. Приходили с детьми сюда регулярно и молились на этой могиле, как могли. В те годы все только воцерковлялись, только начинали ходить в храм, было мало литературы. Одним из первых прочитанных мною житий было жизнеописание старца Зосимы (Захарии). Примечательно то, что это был лаврский монах, и для меня он сразу стал образцом святого, чистого, самоотверженного жизненного подвига.
— В чем причина нынешнего перезахоронения?
— Ко мне обратилась одна из прихожанок и сказала, что могила старца признана бесхозной, потому что он захоронен на месте упокоения своих духовных чад, и все родственники этих духовных чад уже скончались. Поскольку могила стала бесхозной, то может случиться так, что ее оформят на другое лицо и здесь захоронят других людей. В результате этого могила старца может совершенно предаться забвению.
— Поэтому Вы решили спасти могилу старца?
— В этой связи я инициировала перед Святейшим Патриархом вопрос о перезахоронении старца Захарии. Пришлось пройти суд, потому что нужно было оформить эту могилу на монастырь для того, чтобы осуществить это перезахоронение, и мы этот суд успешно прошли. Теперь тело старца окажется в Лавре.
— Что означает это перезахоронение для Лавры?
— Я считаю, что для жизни Лавры в духовном плане это большое событие, поскольку он был одним из последних монахов и духовников братии, которые оставались в Лавре уже после ее закрытия. Ведь сам он не хотел покидать стены монастыря до тех пор, пока власти насильно оттуда его не вывели.
— Не было ли предложений, чтобы перезахоронить старца где-нибудь в Москве, вне стен Лавры?
— Иных предложений не поступало. Когда архиепископ Каширский Феогност был наместником Лавры, то он предложил захоронить старца Захарию именно в Лавре — как монаха Лавры, и, как мне кажется, это очень правильно.
Беседовал Сергей Красников
Троице-Сергиева лавра/Патриархия.ru