(для тех, кто справится раньше других: синтаксический разбор предложения
С бугра высокого в синеющий залив
Упала смоль качающихся грив.)
4. Физкультминутка.
Учитель: Встали, ребята. Мы проведём тематическую физкультуру. Ваша задача – из названных произведений нужно выбрать названия произведений, содержащие причастия, и названия, содержащие прилагательные. Если в названии есть прилагательное, вы должны 1 раз хлопнуть, а если есть причастие – поднять обе руки вверх.
5. Введение в новую тему
Учитель: Итак, ваши знания проверены, немножко отдохнули. Идем дальше. Найдите ошибки в моем утверждении:
«Причастие – служебная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос сколько? Причастия спрягаются. Могут быть действительные и качественные. Действительные причастия настоящего времени образуются от глаголов совершенного вида I и II спряжения при помощи суффиксов -ащ- (-ящ-), -ущ- (-ющ-). Действительные причастия прошедшего времени образуются от глаголов несовершенного вида I и II спряжения при помощи суффиксов -ом- (-ем-)»
Учитель: Правильно, мы еще не знаем, как образуются действительные причастия прошедшего времени. Это тема нашего сегодняшнего урока. Открываем тетради, записываем число, классная работа, тема урока «Действительные причастия прошедшего времени». Наша задача – познакомиться с образованием и написанием действительных причастий прошедшего времени.
Учитель: Обратимся к учебнику. Рассмотрим таблицу.
? От основ каких глаголов и при помощи каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени.
Опал л -вш-
опавший
Прошедшее время
Несла ла -ш-
несший
Прошедшее время
Действит.прич.прош.вр.
-вш-, -ш-
Учитель: Учтите, что перед суффиксом причастия пишется та же гласная, что и в неопределенной форме глагола.
Сеять – сеявший
Обидеть – обидевший
Мучить – мучивший
Гласная + ть = Гласная + вш
6. Закрепление нового материала.
Учитель: Использование причастий можно встретить в произведениях поэта Сергея Есенина. Обратите внимание на эпиграф к уроку. (На экране выходят строчки С.Есенина).
Мир тебе, отшумевшая жизнь.
Мир тебе, голубая прохлада.
С.Есенин
Учитель: О чем говорят эти строки?
? Какие художественные выразительные средства использует автор? (Эпитеты – отшумевшая жизнь, голубая прохлада).
? Что это за части речи? (Причастие, прилагательное).
Учитель: (Портрет С.Есенина на экране).
Да, Сергей Есенин, наряду с другими известными поэтами и писателями, много пишет о Родине, о величии и красоте ее природы. И для этого использует множество эпитетов и метафор.
Низелюк Алена подготовила о творчестве С.Есенина небольшую информацию.
Сообщение ученика. (Изображение природы на экране).
ЕСЕНИН Сергей Александрович родился 21 сентября (3 октября) 1895 г в селе Константиново Рязанской губернии. Русский поэт. С первых сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919-23 входил в группу имажинистов. Есенин чувствовал себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». В состоянии депрессии покончил жизнь самоубийством 28 декабря 1925 года в городе Ленинграде.
Учитель: Творчество С.Есенина – это глубокое чувство родины, осознание нерасторжимой связи с ней. Он умеет подмечать неуловимое в природе, тонко различать цвета. Голос природы и душа – созвучны. Это мастер живого слова.
1. За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец
(«Закружилась листва золотая…»)
2. Черная, потом пропахшая выть!
Как мне тебя не ласкать, не любить?
(Выть – участок пахотной земли, которым в Рязанской губернии наделялось определенное количество душ или дворов.)
3. Все резче звон, прилипший на копытах.
То тонет в воздухе, то виснет на ракитах.
(«Табун»)
4. В затихшем озере с осокой
Бодаются его рога, —
И кажется с тропы далекой –
Вода качает берега.
(«За темной прядью перелесиц…»)
5. Где ты, где ты, отчий дом,
Гревший спину под бугром?
(«Голубень»)
6. Хорошо ивняком при дороге
Сторожить задремавшую Русь.
(«Песни, песни, о чем вы кричите?»)
Учитель: Итак, ребята, можно сделать вывод: употребление причастий делает речь более яркой и выразительной. В письменной художественно-литературной речи, там, где нужны торжественность и краткость, причастия особенно необходимы. Читая строки С.Есенина, ещё раз убеждаешься в том, что это мастер слова, умеющий подобрать яркое и точное слово.
Учитель: А теперь вернемся к заданию, в котором при определении причастия были допущены ошибки. Можно ли мы теперь ответить на вопрос: «При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени?»
«Причастие – самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета по действию и отвечающая на вопрос какой? Причастия склоняются. Могут быть действительными и страдательными. Действительные причастия настоящего времени образуются от глаголов несовершенного вида I и II спряжения при помощи суффиксов -ащ- (-ящ-), -ущ- (-ющ-). Действительные причастия прошедшего времени образуются от глаголов несовершенного вида и совершенного вида при помощи суффиксов -вш (-ш-)».
*упр. 95 (75)
Учитель: Творчество Есенина привлекало многих композиторов. Песни, написанные на его стихи, популярны в наше время. Прослушайте «Клен ты мой опавший…» и придумайте по картине небольшой текст из 5- 6 предложений на тему «Осень», используя действительные причастия настоящего и прошедшего времени.
(зачитываются сочинения).
7. Домашнее задание.
1) Девочкам найти 4-5 строчек из стихотворений Есенина с действительными причастиями прошедшего времени.
2) Мальчикам – упр. 95 (75). Образовать от указанных глаголов действительные причастия прошедшего времени.
8. Рефлексия.
Учитель: Урок подходить к концу. Заполните, пожалуйста, карточки рефлексии. Урок окончен. Всем спасибо.
-
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Содержание
- 1
- Пророк волшебного, теремами – в том числе словесными – украшенного Китежа, последний звонкий голос деревни, Есенин воистину ощущал:
- Не устрашуся гибели,
- Ни копий, не стрел дождей, —
- Так говорит по Библии
- Пророк Есенин Сергей.
- Мистика «Инония» — от замшелых камней вечности, от Голубиной книги, от резервов Руси: позабытых, но не растраченных.Мистика – от ощущений ложности церковного обряда: если не от знания правды Христовой, ибо, когда пророк утверждает:
- Время мое приспело,
- Не страшен мне лязг кнута.
- Тело, Христово тело,
- Выплевываю изо рта.
- Тут нет никакого кощунства: Христос рёк на Тайной вечере: ешьте хлеб-плоть-суть моего учения, и пейте вино-кровь-сущность моих слов: то есть – следуйте моему примеру, и возможете построить приемлемый социум на земле.
- Следовать не смогли.
- Заменили ничего не значащим, пустым, мёртвым обрядом, и пророк-поэт понял это.
- Не хочу я небес без лестницы…
- Глобальный символ – лестница, отставленная в плоскостном, косно-материальном существование человечества – возникает неспроста: небеса невозможны без оной. А свет, изливающийся из них, может гармонизировать пространство и жизнь, если его правильно понять.
- Но – рвутся упругие ритмы «Инонии», мощь её – из звездных бездн; мощь сокрушителя – ради созидания.
- Так Хлебников мечтал о грядущем очищение-объединение, всерьёз назначая себя председателем земного шара, ибо ведал, какие векторы будут во благо.
- Многоцветны ранние поэмы Есенина: есть в их цветовой гамме нечто от мистической Византии грядущего, где старых нет, до которой не добраться, даже громоздя невиданные словесные картины.
- И «Отчарь», и «Октоих» переполнены небом, хлебом, месяцем, тучами; метафорика их густа, как алхимический раствор в не зримой колбе; и всё в них – устремлённость в будущее, чьи громы – но и гармонию — не представить пока.
- …гигантский рост Есенина поэта позволял ему нести на руках солнце, и видеть кроткие коровьи очи Руси.
- «Октоих» — личная, кратко и сильно выстроенная молитва, с таким соприродным ощущениям запредельности, что и читающий начинает верить в неё:
- «О дево
- Мария! —
- Поют небеса. —
- На нивы златые
- Пролей волоса.
- Омой наши лица
- Рукою земли.
- С за-гор вереницей
- Плывут корабли.
- Если избыточно яркая, пёстрая до ряби в глазах «Марфа Посадница» больше каталог словесных узоров, то «Инония», «Октоих» это живая, древняя, отчасти сектантская, отчасти эзотерическая метафизика…
- И – пророчества…
- А сбудутся ль?..
- Пока остаётся только причащение высотам поэзии, предложенной Есениным.
- 2
- Чёрный костюм, чёрный цвет…
- Чёрный — как свидетельство об отказе от жизни: если чернота: проран, провал, никакой свет невозможен…
- Такой нежный, напевный, сверх-русский Есенин, мерно погружающийся в бездны — при чём сразу в две: христианской, отчасти сектантской мистики и пьянства, Есенин-гений, Есенин-красавец, непонятно зачем гробящий себя, видит тень в костюме — при том костюм такого же чёрного цвета, как страшная, инфернальная тень…
- Заметим в скобках: Моцарт, выше Есенина даром, видел, вероятно, такое же существо (только, пожалуй в плаще угольного цвета), пришедшее ему заказывать последний шедевр — Реквием.
- И ещё раз — в скобках: покупатель тени у Шамиссо из той же серии, если вообще не один и тот же персонаж.
- Прескверный гость Есенина ничего не заказывал — просто появлялся: может быть на скамье бульвара, мимо которой проходил Есенин, может быть в комнате: на миг, не поддержишь диалога, в отличие от чёрта Ивана Карамазова (кстати, «Чёрный человек» вполне достоевская поэма, хотя отношение Есенина к старшему русскому классику, кажется, чётко, не проявлено).
- Амбивалентность — красивое слово, какое вряд ли бы когда употребил Сергей Александрович, тем не менее двойственность столь понятна и привычно ему, что… Как в раннем стихотворение: «Душа скорбит о небесах, она не здешних нив жилица…», но — это спокойно, без бури, потому, что «Чёрный человек» — весь буря, и точку спокойствия внутри, в центре, не найти.
- Страшная поэма.
- Заставляющая вспоминать всё худшее в себе, как заставлял гостей это делать Фердыщенко.
- (Достоевский-Есенин, Державин-Есенин… у последнего часто играет, гудит, трубит звук первого; Моцарт и Есенин — а что? иные стихи Есенина звучат, как части фортепьянных концертов Вольфганга Амадея)
- Есенин — ощущающий код всеобщности, Есенин, как… где-то наше больше всё, чем Пушкин (даже современные подростки, ничего не читающие, знают, что Есенин — это тот, который Сашу Белого играл)…
- Вероятно, мы ушли далеко от «Чёрного человека», но он — последний, он — тень тени, он — приговор, хотя приговора и не было.
- Он просто приговор к самому себе — в том числе и к своей гениальности (не стоит разбрасываться этим словом, полноценных гениев в русской поэзии было, вероятно, три: Пушкин, Лермонтов, Тютчев), но были поэты, подходившие к этой планке.
- Впритык.
- Фет.
- Блок.
- Мандельштам.
- Есенин.
- Без весеннего Есенина и весна не весна.
- Без дремучей прозы его — проза русская не полная.
- (Лучшее всего писал о литературе Виктор Шкловский — литыми, короткими фразами, что поднимались по лестницам смыслов)…
- В одном ерундовом интернетном тексте было написано, что Есенин — контактёр: он общался с инопланетянами, и однажды якобы свидетель видел: три маленьких, глазастых человечка были выгнаны Есениным тростью пресловутой (той, что полетит в зеркало) в окно.
- Самое интересное в теме инопланетян то, что она вовсе не интересна.
- Она не даёт ничего ни уму, ни сердцу, ни сердцу сердца.
- Тем не менее, Есенин был, конечно контактёром — с золотыми дугами неба, с фиолетовыми разводами оного, плавно входившими в его стихи, с…
- С тем, что масса русских помнило множество стихов Есенина наизусть — не по урокам, а по велению душевному…
- И, хоть «Чёрный человек» кончается безысходно — безысходность это внешняя, ибо если возможен такой шедевр в языке, то и не очень важно, что ночь наковеркала…
- P.S. …про спорную, из первых строку поэмы: «Голова моя машет ушами, как крыльями птица, ей на шеи ноги маячить больше невмочь…»: так в советских изданиях, и — не верно, конечно: разумеется — «…ей на шеи ноЧи маяЧить больше невмоЧь…»: чудовищная, и чудовищно прекрасная звукопись великого, великого, великого…
- 3
- Есенин, вероятно, самый родной русскому сердцу поэт – даже то, что в уголовной среде человека, пишущего стихи, именовали «есенин» дополнительно свидетельствует об этом…
- Вечный-Есенин, весенний-Есенин, трагичный-Есенин…
- Возможно наиболее светлые его, без трагического излома стихи – ранние, как «Выткался на озере…», например.
- Но – ранние поэмы его, такие, как «Марфа Посадница», или «Октоих» перенасыщены красками: и внешними и метафизическими, и энергия их, вектор развития уже отдают нотами излома: так мощно проявившегося в финале: в «Чёрном человеке»…
- …заявленное в «Инонии»:
- Время мое приспело,
- Не страшен мне лязг кнута.
- Тело, Христово тело,
- Выплевываю изо рта.
- Звенит вовсе не кощунством, а глубиной понимания: церковное причастие мало что значит: речь в том стихе Евангелия, на котором построен обряд, не о вине и хлебе – а о сущности и сути Христовых слов, которым не смогли следовать люди…
- Есенин-зелени, Есенин-воды: сколько водоёмов таинственно мерцают в недрах его стихов!
- Есенин избыточных словесных красок: полыхающая зелень, неистовая рдянь, берёзовая белизна: космос русской природы раскрыт так богато, что дух будет захватывать ещё у многих поколений…
- Есенин психологических бездн: взаимоотношения людские вибрируют метафизической раскалённой проволокой чувств.
- Есенин истории: рвётся, разрывая, кажется, и пространство на части, Пугачёв, плазма русской истории в причудливо-самородных образах слов раскрывается… в той же «Марфе Посадницы»…
- Философия космизма, мерцающая – возможно неосознанно – в устройстве многих стихов:
- Так кони не стряхнут хвостамиВ хребты их пьющую луну…О, если б прорасти глазами,Как эти листья, в глубину.
- И прорастал в глубину, не доступную до него, и открывал кристаллы и алмазы бытия, безвестные раньше…
- Есенин нежности и сини; страшной таинственной смерти; шаровых контрастов, где чуть уже не формула безумия блистала…
- Всего, всего – необъятно-русский, самый родной русскому сердцу поэт…
- 4
- Лингвистические лабиринты соответствуют интенсивности есенинского словаря; но – как философа рассматривать Есенина не принято: хотя именно метафизики много в ранних его стихах и малых поэмах, и ею же пронизаны «Ключи Марии» — работа столь же тонкая, сколь густо окрашенная напряжением мысли.
- …орнамент архитектурный нечто берёт от растительности, где травы – волосы, а кора – одеяние древесной плоти.
- Утверждение Есенина, что душа человека слишком сложна для любых форм клетки: звука ли, смысла – отдаёт будущим: тем, где дОлжно расшифровать устройство души, её многослойности.
- Стихи расшифровывают лишь отчасти.
- Мысли, держащие их, работают с этим же вариантом постижения яви.
- Орнаменты «Ключей Марии» красивы, как стихи.
- Абзацы работы вещны, предметны: можно ощутить вес наполняющей их мысли.
- Мерцание таинственных ключей небесного свойства обещает цветовой сад будущего: орнамент переходит в лингвистическое осмысление слова, как феномена, ведущее к философии жизни.
- И Китеж произведения, всплывая из мистических вод, сияет уплотнённой яркостью.
- 5
- В определённом смысле «смерть Есенина» звучит логичнее, чем жизнь – не в том смысле, что именно за смертью началась буйная, справедливая, громокипящая слава поэта, а в том, что многие его стихи и поэмы точно заострены смертью.
- О, разумеется – всякая подлинность от света, и всякий значительный, не говоря великий, поэт идёт по его ступеням, но внутренняя бездна, адовый кошмар существования могут быть таковыми, что срывается всё с петель…
- «На рукаве своём повешусь…»
- «…я очень и очень болен…»
- Трагедия плескала поэтическими крыльями во множестве есенинских гнёзд, и великолепие стиха, буйное его совершенство – дико запущенного сада – снижало отчасти её звучание, свидетельствуя – именно свет вёл его изломами, сложнее которых не было.
- Самоубийство, или убийство?
- С одной стороны Есенин был из не многих поэтов, кто писал о самоубийстве применительно к себе, с другой — обстоятельства в стране – и вокруг поэта — складывались так, что и убийство было вполне возможно.
- Двойственность неизвестности: последняя тайна унесённая поэтом в могилу, за чертой которой должен был открыться свет подлинного поэтического рая ему – тому, кто творил подобный на земле…
- 6
- Обиход порождает орнамент, несущий яркую торжественность – и меты лабиринта: в том числе позаимствованного у природной жизни.
- …Византия прорастает в эссе Есенина, чтобы ключи Марии заиграли новым блеском; слово болгарских проповедников перекликается с композициями новгородской и ярославской иконописи…
- Поэзия, столь родная Есенину, пронизывает прозаический текст, рассыпая перья жар-птицы, и призывая торжественно-пёстрый Китеж не медлить со всплытием.
- Мистические воды всегда мерцают над ликами подлинности: а более подлинного и коренного явления, чем поэзия Есенина в русской литературе не представить.
- Звёзды, ведущие в сад словесности, закруглены суммами лучей, попытки истолковать которые дают новые смысловые орнаменты.
- Или – песню звука.
- Образы древних певцов, менестрелей, сказителей и боянов выступают пространно; и Гермес Трисмегист, раскрывший сокрытые в богатстве своём Изумрудные скрижали, вновь речёт про схожесть данном вверху с тем, что снизу.
- Призыв научиться читать забытые знаки весом: плоды дум созрели.
- Расшифровка души, чья многослойность чрезмерно серьёзна, дело грядущего: скрытого в туманах: в том числе и орнаментов.
- Возникает Давид – с древними речениями о языке, который есть ключ души; воздух строится по-новому из предметов мира: множатся символы, и орнамент мудрых и ярких есенинских словес плетётся так сложно, что и глыбы стихов и поэм поэта взирают благосклонно на прозаический труд ключей.
- 7
- Огромность дара – не соответствующая телесной человеческой малости!
- Великолепие вселенского звука, — разрывающего душу.
- Поэтическая избыточность, диктующая свои законы.
- …и вот – нежный Лель, великолепный Есенин спускается в алкогольную бездну: но и она не сулит покоя, давая временные розовые иллюзии, и не более того; и его несёт на волне хулиганства – в шары неистовой пустоты.
- Они стукаются друг о друга, и из странного звука рождаются невероятные, обнажённые болью стихи – как «Исповедь хулигана»…
- Как многое – ставшее онтологическим ветром, продувающим антологии.
- …даже нежное – из грубого оно родится подчас.
- Аккорды хулиганства – как игра?
- Да нет: телесная жизнь имеет свои законы, и, пропитанная неистовством дара, выплёскивается так: в пьянство, хулиганство.
- …тень другого грандиозного поэта: из бездн совершенно инакого времени и иного языка – мерцает за кадром: Франсуа Вийона: тень, уплотнённая стихами, прошедшими сквозь века, какие не страшны и нашему весенне-солнечному Есенину…
1
Пророк волшебного, теремами – в том числе словесными – украшенного Китежа, последний звонкий голос деревни, Есенин воистину ощущал:
Не устрашуся гибели,
Ни копий, не стрел дождей, —
Так говорит по Библии
Пророк Есенин Сергей.
Мистика «Инония» — от замшелых камней вечности, от Голубиной книги, от резервов Руси: позабытых, но не растраченных.Мистика – от ощущений ложности церковного обряда: если не от знания правды Христовой, ибо, когда пророк утверждает:
Время мое приспело,
Не страшен мне лязг кнута.
Тело, Христово тело,
Выплевываю изо рта.
Тут нет никакого кощунства: Христос рёк на Тайной вечере: ешьте хлеб-плоть-суть моего учения, и пейте вино-кровь-сущность моих слов: то есть – следуйте моему примеру, и возможете построить приемлемый социум на земле.
Следовать не смогли.
Заменили ничего не значащим, пустым, мёртвым обрядом, и пророк-поэт понял это.
Не хочу я небес без лестницы…
Глобальный символ – лестница, отставленная в плоскостном, косно-материальном существование человечества – возникает неспроста: небеса невозможны без оной. А свет, изливающийся из них, может гармонизировать пространство и жизнь, если его правильно понять.
Но – рвутся упругие ритмы «Инонии», мощь её – из звездных бездн; мощь сокрушителя – ради созидания.
Так Хлебников мечтал о грядущем очищение-объединение, всерьёз назначая себя председателем земного шара, ибо ведал, какие векторы будут во благо.
Многоцветны ранние поэмы Есенина: есть в их цветовой гамме нечто от мистической Византии грядущего, где старых нет, до которой не добраться, даже громоздя невиданные словесные картины.
И «Отчарь», и «Октоих» переполнены небом, хлебом, месяцем, тучами; метафорика их густа, как алхимический раствор в не зримой колбе; и всё в них – устремлённость в будущее, чьи громы – но и гармонию — не представить пока.
…гигантский рост Есенина поэта позволял ему нести на руках солнце, и видеть кроткие коровьи очи Руси.
«Октоих» — личная, кратко и сильно выстроенная молитва, с таким соприродным ощущениям запредельности, что и читающий начинает верить в неё:
«О дево
Мария! —
Поют небеса. —
На нивы златые
Пролей волоса.
Омой наши лица
Рукою земли.
С за-гор вереницей
Плывут корабли.
Если избыточно яркая, пёстрая до ряби в глазах «Марфа Посадница» больше каталог словесных узоров, то «Инония», «Октоих» это живая, древняя, отчасти сектантская, отчасти эзотерическая метафизика…
И – пророчества…
А сбудутся ль?..
Пока остаётся только причащение высотам поэзии, предложенной Есениным.
2
Чёрный костюм, чёрный цвет…
Чёрный — как свидетельство об отказе от жизни: если чернота: проран, провал, никакой свет невозможен…
Такой нежный, напевный, сверх-русский Есенин, мерно погружающийся в бездны — при чём сразу в две: христианской, отчасти сектантской мистики и пьянства, Есенин-гений, Есенин-красавец, непонятно зачем гробящий себя, видит тень в костюме — при том костюм такого же чёрного цвета, как страшная, инфернальная тень…
Заметим в скобках: Моцарт, выше Есенина даром, видел, вероятно, такое же существо (только, пожалуй в плаще угольного цвета), пришедшее ему заказывать последний шедевр — Реквием.
И ещё раз — в скобках: покупатель тени у Шамиссо из той же серии, если вообще не один и тот же персонаж.
Прескверный гость Есенина ничего не заказывал — просто появлялся: может быть на скамье бульвара, мимо которой проходил Есенин, может быть в комнате: на миг, не поддержишь диалога, в отличие от чёрта Ивана Карамазова (кстати, «Чёрный человек» вполне достоевская поэма, хотя отношение Есенина к старшему русскому классику, кажется, чётко, не проявлено).
Амбивалентность — красивое слово, какое вряд ли бы когда употребил Сергей Александрович, тем не менее двойственность столь понятна и привычно ему, что… Как в раннем стихотворение: «Душа скорбит о небесах, она не здешних нив жилица…», но — это спокойно, без бури, потому, что «Чёрный человек» — весь буря, и точку спокойствия внутри, в центре, не найти.
Страшная поэма.
Заставляющая вспоминать всё худшее в себе, как заставлял гостей это делать Фердыщенко.
(Достоевский-Есенин, Державин-Есенин… у последнего часто играет, гудит, трубит звук первого; Моцарт и Есенин — а что? иные стихи Есенина звучат, как части фортепьянных концертов Вольфганга Амадея)
Есенин — ощущающий код всеобщности, Есенин, как… где-то наше больше всё, чем Пушкин (даже современные подростки, ничего не читающие, знают, что Есенин — это тот, который Сашу Белого играл)…
Вероятно, мы ушли далеко от «Чёрного человека», но он — последний, он — тень тени, он — приговор, хотя приговора и не было.
Он просто приговор к самому себе — в том числе и к своей гениальности (не стоит разбрасываться этим словом, полноценных гениев в русской поэзии было, вероятно, три: Пушкин, Лермонтов, Тютчев), но были поэты, подходившие к этой планке.
Впритык.
Фет.
Блок.
Мандельштам.
Есенин.
Без весеннего Есенина и весна не весна.
Без дремучей прозы его — проза русская не полная.
(Лучшее всего писал о литературе Виктор Шкловский — литыми, короткими фразами, что поднимались по лестницам смыслов)…
В одном ерундовом интернетном тексте было написано, что Есенин — контактёр: он общался с инопланетянами, и однажды якобы свидетель видел: три маленьких, глазастых человечка были выгнаны Есениным тростью пресловутой (той, что полетит в зеркало) в окно.
Самое интересное в теме инопланетян то, что она вовсе не интересна.
Она не даёт ничего ни уму, ни сердцу, ни сердцу сердца.
Тем не менее, Есенин был, конечно контактёром — с золотыми дугами неба, с фиолетовыми разводами оного, плавно входившими в его стихи, с…
С тем, что масса русских помнило множество стихов Есенина наизусть — не по урокам, а по велению душевному…
И, хоть «Чёрный человек» кончается безысходно — безысходность это внешняя, ибо если возможен такой шедевр в языке, то и не очень важно, что ночь наковеркала…
P.S. …про спорную, из первых строку поэмы: «Голова моя машет ушами, как крыльями птица, ей на шеи ноги маячить больше невмочь…»: так в советских изданиях, и — не верно, конечно: разумеется — «…ей на шеи ноЧи маяЧить больше невмоЧь…»: чудовищная, и чудовищно прекрасная звукопись великого, великого, великого…
3
Есенин, вероятно, самый родной русскому сердцу поэт – даже то, что в уголовной среде человека, пишущего стихи, именовали «есенин» дополнительно свидетельствует об этом…
Вечный-Есенин, весенний-Есенин, трагичный-Есенин…
Возможно наиболее светлые его, без трагического излома стихи – ранние, как «Выткался на озере…», например.
Но – ранние поэмы его, такие, как «Марфа Посадница», или «Октоих» перенасыщены красками: и внешними и метафизическими, и энергия их, вектор развития уже отдают нотами излома: так мощно проявившегося в финале: в «Чёрном человеке»…
…заявленное в «Инонии»:
Время мое приспело,
Не страшен мне лязг кнута.
Тело, Христово тело,
Выплевываю изо рта.
Звенит вовсе не кощунством, а глубиной понимания: церковное причастие мало что значит: речь в том стихе Евангелия, на котором построен обряд, не о вине и хлебе – а о сущности и сути Христовых слов, которым не смогли следовать люди…
Есенин-зелени, Есенин-воды: сколько водоёмов таинственно мерцают в недрах его стихов!
Есенин избыточных словесных красок: полыхающая зелень, неистовая рдянь, берёзовая белизна: космос русской природы раскрыт так богато, что дух будет захватывать ещё у многих поколений…
Есенин психологических бездн: взаимоотношения людские вибрируют метафизической раскалённой проволокой чувств.
Есенин истории: рвётся, разрывая, кажется, и пространство на части, Пугачёв, плазма русской истории в причудливо-самородных образах слов раскрывается… в той же «Марфе Посадницы»…
Философия космизма, мерцающая – возможно неосознанно – в устройстве многих стихов:
Так кони не стряхнут хвостами
В хребты их пьющую луну…
О, если б прорасти глазами,
Как эти листья, в глубину.
И прорастал в глубину, не доступную до него, и открывал кристаллы и алмазы бытия, безвестные раньше…
Есенин нежности и сини; страшной таинственной смерти; шаровых контрастов, где чуть уже не формула безумия блистала…
Всего, всего – необъятно-русский, самый родной русскому сердцу поэт…
4
Лингвистические лабиринты соответствуют интенсивности есенинского словаря; но – как философа рассматривать Есенина не принято: хотя именно метафизики много в ранних его стихах и малых поэмах, и ею же пронизаны «Ключи Марии» — работа столь же тонкая, сколь густо окрашенная напряжением мысли.
…орнамент архитектурный нечто берёт от растительности, где травы – волосы, а кора – одеяние древесной плоти.
Утверждение Есенина, что душа человека слишком сложна для любых форм клетки: звука ли, смысла – отдаёт будущим: тем, где дОлжно расшифровать устройство души, её многослойности.
Стихи расшифровывают лишь отчасти.
Мысли, держащие их, работают с этим же вариантом постижения яви.
Орнаменты «Ключей Марии» красивы, как стихи.
Абзацы работы вещны, предметны: можно ощутить вес наполняющей их мысли.
Мерцание таинственных ключей небесного свойства обещает цветовой сад будущего: орнамент переходит в лингвистическое осмысление слова, как феномена, ведущее к философии жизни.
И Китеж произведения, всплывая из мистических вод, сияет уплотнённой яркостью.
5
В определённом смысле «смерть Есенина» звучит логичнее, чем жизнь – не в том смысле, что именно за смертью началась буйная, справедливая, громокипящая слава поэта, а в том, что многие его стихи и поэмы точно заострены смертью.
О, разумеется – всякая подлинность от света, и всякий значительный, не говоря великий, поэт идёт по его ступеням, но внутренняя бездна, адовый кошмар существования могут быть таковыми, что срывается всё с петель…
«На рукаве своём повешусь…»
«…я очень и очень болен…»
Трагедия плескала поэтическими крыльями во множестве есенинских гнёзд, и великолепие стиха, буйное его совершенство – дико запущенного сада – снижало отчасти её звучание, свидетельствуя – именно свет вёл его изломами, сложнее которых не было.
Самоубийство, или убийство?
С одной стороны Есенин был из не многих поэтов, кто писал о самоубийстве применительно к себе, с другой — обстоятельства в стране – и вокруг поэта — складывались так, что и убийство было вполне возможно.
Двойственность неизвестности: последняя тайна унесённая поэтом в могилу, за чертой которой должен был открыться свет подлинного поэтического рая ему – тому, кто творил подобный на земле…
6
Обиход порождает орнамент, несущий яркую торжественность – и меты лабиринта: в том числе позаимствованного у природной жизни.
…Византия прорастает в эссе Есенина, чтобы ключи Марии заиграли новым блеском; слово болгарских проповедников перекликается с композициями новгородской и ярославской иконописи…
Поэзия, столь родная Есенину, пронизывает прозаический текст, рассыпая перья жар-птицы, и призывая торжественно-пёстрый Китеж не медлить со всплытием.
Мистические воды всегда мерцают над ликами подлинности: а более подлинного и коренного явления, чем поэзия Есенина в русской литературе не представить.
Звёзды, ведущие в сад словесности, закруглены суммами лучей, попытки истолковать которые дают новые смысловые орнаменты.
Или – песню звука.
Образы древних певцов, менестрелей, сказителей и боянов выступают пространно; и Гермес Трисмегист, раскрывший сокрытые в богатстве своём Изумрудные скрижали, вновь речёт про схожесть данном вверху с тем, что снизу.
Призыв научиться читать забытые знаки весом: плоды дум созрели.
Расшифровка души, чья многослойность чрезмерно серьёзна, дело грядущего: скрытого в туманах: в том числе и орнаментов.
Возникает Давид – с древними речениями о языке, который есть ключ души; воздух строится по-новому из предметов мира: множатся символы, и орнамент мудрых и ярких есенинских словес плетётся так сложно, что и глыбы стихов и поэм поэта взирают благосклонно на прозаический труд ключей.
7
Огромность дара – не соответствующая телесной человеческой малости!
Великолепие вселенского звука, — разрывающего душу.
Поэтическая избыточность, диктующая свои законы.
…и вот – нежный Лель, великолепный Есенин спускается в алкогольную бездну: но и она не сулит покоя, давая временные розовые иллюзии, и не более того; и его несёт на волне хулиганства – в шары неистовой пустоты.
Они стукаются друг о друга, и из странного звука рождаются невероятные, обнажённые болью стихи – как «Исповедь хулигана»…
Как многое – ставшее онтологическим ветром, продувающим антологии.
…даже нежное – из грубого оно родится подчас.
Аккорды хулиганства – как игра?
Да нет: телесная жизнь имеет свои законы, и, пропитанная неистовством дара, выплёскивается так: в пьянство, хулиганство.
…тень другого грандиозного поэта: из бездн совершенно инакого времени и иного языка – мерцает за кадром: Франсуа Вийона: тень, уплотнённая стихами, прошедшими сквозь века, какие не страшны и нашему весенне-солнечному Есенину…
Вопрос читателя:
Здравствуйте. Я сегодня водила сына (4 годика ) на причастие в церковь. Я ему объяснила, что идём причащаться и что батюшка будет давать на ложечке Священный напиток, его нужно выпить. Ребёнок понял. В момент причастия ребёнок стал выливать из ротика напиток, который батюшка ему дал. Сыну промокнули ротик несколько раз и батюшка мне сказал, чтобы ребёнка не приводила больше на причастие, так как ребёнок не понимает что с ним делают
(причащают). Я расстроилась, не знаю, как поступать теперь. Мы уже причащали ребёнка, и не один раз, такое впервые.
Я подумала, может, вино было слабо разбавлено? Мне показалось, что крепковат напиток был. Я прошу прощения если не так выражаюсь. Дайте ответ, как быть?
Дарья
Отвечает иерей Роман Посыпкин:
Дорогая Дарья!
Ваш ребёнок в Таинстве Евхаристии принимал не «напиток» а хлеб и вино, которые Духом Святым преложились в Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Понятно, что маленький ребёнок этого не понимает. Но Вы должны это знать и понимать. Это величайшее Таинство Церкви. Вкушая под видом хлеба и вина само Тело и Кровь Господа, мы соединяемся с Ним. Поэтому в Церкви такое бережное и благоговейное отношение к причастию. И, безусловно, именно в таких терминах ребенку и нужно объяснять, что происходит, может быть, не вдаваясь пока в детали, но называя то, что происходит, четко и правильно.
Подробнее о Причастии можно прочитать .
Поэтому, если Вы желаете приобщать Вашего ребёнка к этому Великому Таинству, священник не может запретить это Вам сделать. Но! Вы должны понимать что вкушает Ваше дитя не «напиток», а соединяется с Господом. И Вы несёте ответственность за то, с какими мыслями Вы сама подходите к Чаше.
Подойдите к священнику и во время исповеди проясните все непонятные для Вас моменты.
Храни Вас Господь!
В оформлении использована фотография Санкт-Петербургской Духовной Академии
Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.