Сирия занимает особое место среди арабских государств. Её по праву можно назвать колыбелью христианства. На её территории разворачивалась библейская история. Здесь находится пещера, где, по преданию, родился Авраам, а на горе Касьюн, вблизи Дамаска, Каин убил своего брата Авеля. В Сирии находятся важнейшие христианские святыни мира. На одной из улиц Дамаска жил апостол Павел, где и был исцелен от слепоты св. Ананием. Здесь в результате проповеди святых апостолов Павла и Варнавы образовалась одна из первых крупных церковных общин, члены которой впервые стали называться «христианами». Главная христианская церковь Сирии – Антиохийская – древнейшая из пяти главных центров православного мира.
Сирия — родина выдающихся христианских подвижников и мыслителей. Среди них Ефрем Сирин, Исаак Сирин (VII век), Иоанн Дамаскин и преподобный Симеон Столпник. В сирийской земле проповедовал Иоанн Златоуст, родившийся неподалеку. Творения этих преподобных отцов внесли большой вклад в формирование христианской аскетической письменности. Сирия, вместе с Израилем, Ливаном и Иорданией, является для всех христиан мира «Святой Землей».
Современное сирийское государство появилось после Первой мировой войны, когда Османская империя распалась, а многие её территории были оккупированы Францией и Великобританией. Т.н. Великая Сирия была разделена на 4 государства: Сирию, Ливан, Палестину и Трансиорданию. В апреле 1946 года Сирия обрела независимость от Франции и стала президентской республикой.
Население Сирии составляет 20 миллионов человек. Примерно 86% населения Сирии – мусульмане (сунниты, шииты, алавиты), 10% — 15% – христиане (почти 3 миллиона человек), из них половина – православные, другие — католики и протестанты.
Разумные сунниты и христиане говорят, что делить им нечего, наоборот, есть много общих духовных ценностей: вера в Творца, в загробную жизнь, ответственность перед Богом за свои дела и т. д. Как христиане, так и мусульмане Сирии ощущают себя единым народом, а сирийское правительство и президент одинаково хорошо относятся к представителям обеих религий и поэтому пользуются полной поддержкой православной и других христианских общин.
Русская Православная Церковь и Антиохийский Патриархат общаются веками. Устав и монашеское облачение пришли в Россию из Сирии.
Первым митрополитом Киевской Руси был Михаил Сирин (араб сирийского происхождения), который, помимо духовного пастырства, осуществлял при дворе обязанности министра иностранных дел. В православной традиции он почитается как святитель Михаил или Михаил Грек, поскольку прибыл из Византии. Главным стимулом к сотрудничеству всегда были паломничества на Святую Землю, маршруты которых пролегали через Сирию.
Содержание
Святыни Сирии
Будучи одним из древнейших государств мира, Сирия стала колыбелью многих цивилизаций и культур. Сегодня на территории Сирии сохранились и процветают многие древнейшие монастыри и памятники культуры. Здесь можно найти римские укрепления, византийские храмы и старейшие арабские мечети, воздвигнутые на древних храмах (например, минарет Исы (Иисуса) на древнем храме Юпитера).
С Сирией связано имя знаменитого подвижника и аскета IV века Симеона Столпника. Он прославился тем, что, приняв постриг и спасаясь от зависти братии, приковал себя к большому двухметровому камню. Постепенно он стал наращивать высоту камня. Двухметровый камень превратился в 16-метровый столп. Симеон Столпник стал зачинателем столпничества, нового для того времени направления в христианской аскетике. В 476-490 годах на горе, находящейся к западу от Алеппо, был возведен комплекс, центром которого стал столп Симеона. До наших дней сохранились следы монастыря святого Симеона, разрушенного в X веке мусульманским правителем Алеппо.
Сохранившиеся величественные развалины монастырского комплекса придают особое ощущение месту, где до сих пор находится великая христианская святыня – часть столпа, в форме гигантского яйца – остатки двенадцатиметровой колонны, воздвигнутой самим преподобным Симеоном.
С началом Гражданской войны в Сирии Алеппо стал ареной ожесточённых боёв между повстанцами и боевиками с одной стороны и правительственными войсками — с другой.
В Хомсе проповедовали святые апостолы Пётр и Павел. Христианская община сложилась здесь в середине первого столетия, в апостольский век. В восточном квартале, где до сих пор живет много христиан, в зданиях обнаружены катакомбы.
Для христиан всего мира побывать в Хомсе, почти тоже, что совершить паломничество в Святую Землю, потому что здесь находится, основанный в 59 году по Р.Х., храм в честь Пояса Пресвятой Богородицы (Умм Зунар).
Над входом в храм находится большая икона, изображающая сцену передачи Пресвятой Богородицей своего пояса апостолу Фоме. В одном из приделов храма хранится величайшая христианская святыня – часть пояса Пресвятой Богородицы. В подсвеченном киоте, обрамленном колоннами, в удивительно красивом серебряном ковчеге в виде цветка на ножке-подставке, в окружении ажурных лепестков под стеклом лежит скрученный колечком тонкий шерстяной поясок – святая реликвия православной Сирии.
В Хомсе также находится христианский храм святого мученика Илиана, из сорока севастийских мучеников, построенный на месте его погребения.
В городке Эль-Хумайра находится древний православный монастырь святого великомученика Георгия Победоносца, который местные жители называют Дэр Мар Журжу или Мар Джорджиус. Обитель была основана в первой половине VI века, в правление византийского императора Юстиниана I Великого. Внутри монастыря с византийских времён прекрасно сохранился подземный храм, в котором находится чтимый образ святого Георгия Победоносца и часть его пояса. Древний храм украшен уникальным резным иконостасом из чёрного дерева, изготовленным в XIII веке.
Маалюля — это последнее место на планете, где до сих пор говорят на арамейском языке – именно на нем Спаситель проповедовал нам Любовь. По сакральной значимости, Маалюля один из духовных центров христианства и православия. Две тысячи лет назад именно в эту котловину вбежала гонимая первая христианская святая Фекла. Скалы расступились перед ней после жаркой молитвы. Девушка спряталась от погони в одной из бесчисленных пещер, и прожила в ней всю жизнь, в ней же и упокоилась. Первой христианке Фекле не было и 20 лет, но она уже страшно претерпела за свою веру – ее травили львами, сажали в яму со змеями. Феклу пытались сжечь, но страшный ливень буквально смыл и палачей и костер. А свидетельства ее духовного подвига даже сейчас может увидеть каждый: нужно лишь представить, что скалы сдвинулись обратно, и они соединятся рваными краями без щелей и зазоров, как две детали конструктора. Реальное и зримое доказательство свершившегося чуда. Как выяснилось, у Маалюли оказались удивительные духовные связи с Россией. Один из самых почитаемых русских православных святых – Сергий Радонежский, принял во время пострига новое имя в честь бывшего римского легионера Сергия. Он служил в одном из пещерных храмов Маалюли и во время очередных гонений умер от пыток, но от Христа не отрекся.
В Маалюле находится один из древнейших монастырей в мире – женский монастырь святой равноапостольной Феклы Иконийской. Это первый женский монастырь в мире.
В 2013 году Маалуля захватывалась боевиками ИГИЛ. Во время захвата в монастыре святой Феклы был устроен погром и захвачены в заложники 13 монахинь и 3 послушницы вместе с игуменьей Пелагией (Сайяф). Монахини пробыли в плену у боевиков около 100 дней и при посредничестве ливанских спецслужб были обменены на родственников боевиков (преимущественно женщин).
В Маалюле также расположен еще один древнейший в мире монастырь, построенный в 313 году — монастырь Святых Сергия и Вакха, римских воинов, принявших мученическую смерть за христианскую веру.
Сайданай — небольшой город в 27 километрах от Дамаска, является вторым по значимости после Иерусалима центром христианского паломничества. Здесь расположен Сайданайский монастырь. Главной достопримечательностью Сайданайского монастыря является чудотворная Сайданайская икона Божией Матери, почитаемая в христианстве за святыню и привлекающая множество паломников. По преданию, византийскому императору Юстиниану I в 546 году тут явилась Дева Мария и дала указание построить на этом месте монастырь. Первой настоятельницей этого монастыря была родная сестра императора Юстиниана I. В монастыре находится древняя икона Божьей Матери, написанная евангелистом Лукой при жизни Богородицы. Бесценный образ много раз пытались похитить. Самая первая игуменья обители повелела не показывать образ никому. С тех пор реликвия хранится в часовне, в серебряном ларце, находящемся в специальной нише за металлической решеткой. Икона почитается как чудотворная, так как излечивает множество болезней, но паломникам увидеть её невозможно — доступ открыт только к ларцу, где она хранится.
Сирия — страна многолетнего мирного и плодотворного взаимодействия ислама и христианства. Здесь христиане и мусульмане жили вместе в течение 1400 лет. Это последний очаг веротерпимости на Ближнем Востоке, последнее светское государство на Ближнем Востоке, один из последних форпостов арабского христианства. Большинство сирийских христиан принадлежат арабской культуре.
На протяжении долгого времени Сирия была единственной страной на Ближнем Востоке в мирном состоянии. Большинство христиан Ближнего Востока бежало именно в Сирию, единственную спокойную для проживания страну в этой части мира. Приезжали жить, работать, молиться и учиться. Дамаск – университетский город. Если бы не было Сирии, большинство христиан покинуло бы Ближний Восток. Совсем недавно Сирия приняла около миллиона христиан, которые вынуждены были бежать из Ирака, где их преследовали. Теперь они вновь становятся беженцами – уже из Сирии.
<< Страница фестиваля Сохранить
православие
- Писидия, Турция
- Египет
- Византийская империя
Севир Антиохийский на Викискладе
У этого термина существуют и другие значения, см. Севир.
Севи́р Антиохи́йский (Северий) (греч. Σεβήρος Αντιοχείας; 465, Созополь Писидийский — 538, Ксоис Египетский) — антиохийский патриарх (512—518 годы), основатель северианства. Почитается монофизитскими церквами, кроме Армянской и Эфиопской, как святой.
Биография
Севир обучался в литературной школе в Александрии и в юридической в Вирите (современный Бейрут). Крещение принял в Триполи в 488 году. Монашеский постриг Севир принял в Майюме (недалеко от Газы) в монастыре акефалов, где прожил некоторое время в строгой аскезе. Позже он основал собственный монастырь и был рукоположен в иереи монофизитским епископом Епифанием, лишённым кафедры за свои убеждения.
Впервые Севир приехал в Константинополь, когда иерусалимский патриарх Илия начал притеснять майюмских монахов за их монофизитские убеждения. Прожив в столице империи три года, он и двести его монахов сконцентрировали вокруг себя всех монофизитов Константинополя.
В этот период Севир как учёный-богослов писал труды против евтихиевцев и мессалиан, развивая при этом монофизитские аргументы против Нестория и Халкидонского собора. Его монахи, получив доступ в придворную церковь, ввели там пение «Трисвятого» с монофизитской прибавкой «распныйся за ны». О влиянии Севира на религиозную жизнь столицы свидетельствует тот факт, что после того, как император Анастасий I сместил в 511 году константинопольского патриарха Македония, кандидатура Севира рассматривалась для замещения константинопольской кафедры. В итоге константинопольским патриархом был избран монофизит Тимофей, и Севиру в 512 году досталась антиохийская кафедра, где он проявил себя как один из самых ревностных противников Халкидонского собора.
За свою деятельность Севир был проклят иерусалимским патриархом Иоанном, а император Юстин I 29 сентября 518 года лишил его епископской кафедры в Антиохии и отправил в ссылку. В египетской ссылке Севиру удалось возвести на кафедру патриарха Александрийского своего друга и сторонника Феодосия. В Египте Севир вынужден был бороться против своего прежнего союзника Юлиана Галикарнасского, афтардокетства, монофизитства, и его прежнее полное отрицание и анафематствование Халкидонского собора в церкви, где со времён Тимофея Элура было евхаристическое общение миафизитов и православных, должно было смениться умеренной позицией. Преемник и племянник Юстина Юстиниан, стремясь объединить халкидонитов и умеренных миафизитов, приблизил к себе их вождей Севира, Феодосия и Иоанна Эфесского. Они подчинили своему влиянию патриарха Константинопольского Анфима. Миафизитский «переворот» был подавлен после прибытия в Константинополь православного римского папы Агапита, который обещал Юстиниану (нетерпимость которого к православным была хорошо известна в Италии) поддержку православных Италии в его войне против веротерпимых тогда ариан-остготов только при условии полного отказа от миафизитства. Тем не менее, благодаря влиянию Феодоры Севир — как представитель миафизитов — принимал участие в созванном по инициативе Агапита поместном Константинопольском соборе 536 года, на котором патриарх-миафизит Анфим был лишён сана и заменён православным патриархом Миной. Приехав в Константинополь, Севир был размещён в дворцовых зданиях и к началу собора смог сформировать вокруг себя миафизитское ядро оппозиции. Однако на соборе — после подтверждения выдвинутых против него обвинений — Севира осудили как еретика (что было подтверждено отдельным императорским указом), и он был вынужден удалиться в египетский монастырь Эннатон, где скончался в 538 году.
Жизнеописание Севира было сделано в VI веке Захарией Митиленским.
Учение
Учение Севира после его устранения с кафедры патриарха Антиохийского стало очень похоже на халкидонское. Он и его последователи хотя и признавали только одну ипостась в Иисусе Христе — божественную, но допускали в ней наличие различных сущностей — божественных и человеческих, то есть «составную природу». Севирианская идея состояла в сохранении различия двух природ внутри «единой ипостаси Бога-Слова воплощенной», то есть, была очень близка к халкидонскому вероисповеданию.
Я изумлен как можешь ты вочеловечение называть сложением, когда ты в то же время говоришь: «так что стало сразу одно существо и одно качество». Таким образом, единение у тебя началось слиянием и сложением, утратило свой смысл, ибо оно перешло в одну сущность.
— Из письма Севира его противнику
Также севериане утверждали, что плоть Христова до Воскресения была тленной, подобно человеческой. Севир отрицал иконопочитание, причём не только иконы Христа, Богородицы, святых, но даже и изображение Святого Духа в виде голубя.
Несмотря на отношение к нему современников, есть мнение, что Севир не может быть назван миафизитом («монофизитом») в прямом смысле слова, и от православия его отделяет прежде всего отрицание иконопочитания и решительное нежелание принять Халкидонский собор как отвергший Кирилла Александрийского. Он порицал его не за то, что Собор говорит о двух природах: «Никто не выставляет против него такого бессмысленного обвинения, и сами мы признаем во Христе две природы — сотворенную и несотворенную», а за то, что он, по мнению Севира, не последовал учению Кирилла Александрийского.. Хотя на Халкидонском соборе Кирилла Александрийского считали отцом церкви, важнейшую роль играл его племянник Афанасий, но после собора в пылу борьбы со сторонниками другого родственника Кирилла — Диоскора Александрийского — произошло забвение заслуг Кирилла Александрийского. Поэтому Пятый Вселенский собор, чтобы вернуть севириан в лоно Церкви, признал православие Кирилла Александрийского.
Влияние на императрицу Феодору
С императрицей Феодорой Севир познакомился в Александрии. Он, любивший в своих проповедях обращаться к женщинам, возможно, способствовал произошедшим в её образе жизни изменениям. Позже Феодора покровительствовала ему, считая, что «монофизиты круга Севира были весьма близки к православию и что если к ним относиться с терпимостью и уважением, они не смогут не понять и не принять Халкидонский Собор». Севир со своей стороны также хорошо относился к Феодоре и называл её «царицей, которая чтит Христа».
Примечания
- Encyclopædia Britannica
- LIBRIS
- 1 2 Карташёв А. В. Вселенские Соборы Клин, 2004 г.
- Севир // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Давыденков О. Севир Антиохийский
- «Севира прелести вконец отвращаемся». Слово в день памяти святых отцев шести Вселенских Соборов
- «Последствия Эфесского и Халкидонского соборов (Дифизиты и монофизиты. Севир Антиохийский)» // Мейендорф, Иоанн, протоиерей. Введение в Святоотеческое Богословие
- Лурье В. М. Авва Георгий из Саглы и история юлианизма в Эфиопии // Христианский Восток 1 (7) (1999) с. 317—358
- Внутренние движения в монофизитстве, разделявшие его
- Асмус В. В., протоиерей Лекции по истории церкви
- Поснов М. Э. История монофизитов после Халкидонского Собора // История христианской церкви
- Часть I. Глава III. Феодора // Шарль Диль. Византийские портреты. / Пер. с фр. М. Безобразовой. — М.: Искусство. 1994. — С. 46-61
- Глава XXI. Эпоха императора Юстиниана // Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви: Курс лекций. — Н. Новгород: Издательство Братства во имя св. князя Александра Невского, 2005.
Переводы
- Избранные послания. / Пер. Т. А. Щукина. // Антология восточно-христианской богословской мысли. В 2 т. Т. 1. М.-СПб., 2009. С. 637—644.
Литература
на русском языке
Ссылки
- Севир Антиохийский в ефиопской традиции
- Давыденков О. В., прот. Учение Севира Антиохийского о «Единой сложной природе» и христология святителя Кирилла Александрийского.
- The Christology of Severus of Antioch (англ.)
- Severus: A collection of letters from numerous Syriac manuscripts (англ.)
- A bibliography of Severus of Antioch (англ.)
- The Christology of Severus of Antioch (англ.)
- A collection of letters from numerous Syriac manuscripts (англ.)
BNF: 11984870v · GND: 11879681X · ISNI: 0000 0000 8368 9261 · LCCN: n89630595 · NLP: A2725026X · NTA: 073727024 · LIBRIS: 91202 · SUDOC: 027907805 · VIAF: 31142837
и апологеты
Варнава Апостол †61 • Климент Римский †97 или 99 или 101 • Игнатий Антиохийский †107 • Кодрат Афинский †не ранее 130 • Аристид Афинский • Поликарп Смирнский †156 • Папий Иерапольский †155 или 165 • Аристон Пелльский †ок. 160 • Иустин Философ †165 • Татиан †ок. 180 • Феофил Антиохийский †не ранее 180—181 • Афинагор Афинский †ок. 190 • Мелитон Сардийский †ок. 190 • Ириней Лионский †202 • Марк Минуций Феликс †ок. 210 • Климент Александрийский †ок. 215
Дидахе (конец I — начало II века) • Пастырь Гермы (II век) • Послание к Диогнету (ок. 130)
Ориген †ок. 254 • Дионисий Александрийский †265 • Григорий Неокесарийский †ок. 275 • Павел Самосатский(ер) †ок. 275 • Лукиан Антиохийский †312 • Мефодий Олимпийский †312 • Евстафий Антиохийский †337 или 346 • Евсевий Памфил †ок. 340 • Иаков Афраат †ок. 345 • Антоний Великий †356 • Ефрем Сирин †373 • Афанасий Великий †373 • Василий Великий †379 • Кирилл Иерусалимский †386 • Григорий Богослов †389 • Макарий Великий †391 • Диодор Тарсийский †ок. 391 • Григорий Нисский †ок. 394 • Макарий Александрийский †ок. 395 • Дидим Слепой †398 • Евагрий Понтийский †399 • Макарий Магнезийский †ок. 403 • Епифаний Кипрский †403 • Иоанн Златоуст †407 • Синезий Киренский †ок. 414 • Феодор Мопсуестийский(ер) †ок. 428 • Кирилл Александрийский †444 • Исидор Пелусиотский †ок. 449 • Псевдо-Дионисий Ареопагит †до 532 • Леонтий Византийский †после 541 • Максим Исповедник †662 • Исаак Сирин †ок. 700 • Иоанн Дамаскин †753
Тертуллиан †ок. 225 • Ипполит Римский †ок. 235 • Киприан Карфагенский †258 • Новациан(ер) †ок. 258 • Арнобий Старший †ок. 330 • Лактанций †ок. 325 • Гай Марий Викторин † после 363 • Иларий Пиктавийский †367 • Амвросий Медиоланский †397 • Иероним Стридонский †420 или 430 • Аврелий Августин †430 • Пелагий(ер) †после 431 • Викентий Леринский †до 450 • Пётр Хрисолог †450 • Марциан Капелла ок. 425/428 • Клавдиан Мамерт †ок. 473 • Аниций Манлий Торкват Северин Боэций †524 или 526 • Магн Аврелий Кассиодор †ок. 578 • Мартин Брагский †579/580 • Григорий Великий †604 • Исидор Севильский †636 • Беда Достопочтенный †735
Диодор Тарсийский †ок. 391 • Феодор Мопсуестийский †428 • Раббула Эдесский †435 • Несторий(ер) †ок. 451 • Феодорит Кирский †457 • Барсаума Нисибийский †ок. 495 • Нарсай Нисибийский †ок. 502 • Юлиан Галикарнасский †после 518 • Севир Антиохийский †538 • Исаак Сирин †ок. 700
(ер) — осуждены за ересь
Епископы Антиохии (45—70) |
||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Митрополиты Антиохийские (70—451) |
||||||||
Мелетианская схизма (361—415) |
Арианская группа омиев | Евстафианская группа | Аполлинаристская группа | Мелетианская группа | ||||
Митрополиты Антиохийские (418—451) |
||||||||
Патриархи Антиохийские (451—518) |
||||||||
Мелькитские патриархи Антиохийские (518—1098) |
||||||||
Мелькитские патриархи Антиохийские в изгнании (1098—1276) |
||||||||
Мелькитские патриархи Антиохийские (1276—1724) |
||||||||
Патриархи Антиохийские (1724—1906) |
||||||||
Патриархи Новейшего времени (с 1922 года) |
||||||||
|
Часть серии о
Мозаика Христа Вседержителя , Собор Святой Софии
Автокефальные юрисдикции Автокефальные церкви, официально входящие в общину:
Автокефалия признана повсеместно де-факто некоторыми автокефальными церквями де-юре.
Частично признанная автокефалия Константинополем, Греческой церковью и Александрией.
- Первые семь Вселенских соборов :
- Другие вселенские соборы:
- Другие важные советы:
- Отцы Церкви
- Пентархия
- Византийская империя
- Христианизация Болгарии
- Христианизация Киевской Руси
- Великий раскол
- Россия
- Османская империя
- Северная Америка
- Московско-константинопольский раскол
- 15–16 вв.
- 1996 г.
- 2018 г.
- Пасхальный цикл
- 12 великих праздников
- Другие застолья:
- Четыре периода голодания:
Согласно православной традиции история Восточной Православной Церкви восходит к Иисусу Христу и апостолам . Апостолы назначили преемников, известных как епископы , а они, в свою очередь, назначили других епископов в процессе, известном как апостольское преемство . Со временем для организации христианского мира было создано пять патриархатов , и четыре из этих древних патриархатов остаются православными и сегодня. Православное христианство достигло своей нынешней формы в поздней античности (в период с III по VIII века), когда проводились Вселенские Соборы , разрешались доктринальные споры, Отцы Церкви жили и писали, а православные богослужения укоренились в их жизни. постоянная форма (включая литургии и главные церковные праздники).
В раннесредневековый период православные миссионеры распространили христианство на север, среди болгар , сербов , русских и других. Между тем, между четырьмя Восточными Патриархатами и Латинской Церковью Рима происходил постепенный процесс отчуждения, кульминацией которого стал Великий раскол в 11 веке, когда Православие и Латинская церковь (позже названная Римско-католической церковью) отделились друг от друга. . В позднем средневековье падение Константинополя привело к тому, что большая часть православных христиан мира оказалась под властью Османской Турции. Тем не менее, православие продолжало процветать в России , а также в Османской империи среди христианских подданных последней. Когда Османская империя пришла в упадок в 19 веке, и несколько православных наций восстановили свою независимость, они организовали ряд новых автокефальных православных церквей в Южной и Восточной Европе.
Восточно-православные юрисдикции с наибольшим количеством приверженцев в наше время — это Русская и Румынская православные церкви. Самыми древними из существующих сегодня православных общин являются церкви Иерусалима , Антиохии , Александрии , Константинополя и Грузии .