Урок истории в 10 классе.
Тема: Правление Ярослава Мудрого. СЛАЙД 1
Цели урока:
-
Охарактеризовать основные направления политики Ярослава Мудрого; определить, почему правление этого князя характеризуется как расцвет Древнерусского государства:
-
Продолжить формирование умения анализировать исторические источники, работать с картой, решать проблемные задания;
-
Воспитать уважение и пробудить интерес учащихся к истории и культуре своего народа.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте! Мы рады приветствовать в стенах нашего лицея гостей.
Все приготовились к уроку, настраиваемся на рабочий лад.
Тема: Правление Ярослава Мудрого. СЛАЙД 1
Цели урока:
-
Охарактеризовать основные направления политики Ярослава Мудрого; определить, почему правление этого князя характеризуется как расцвет Древнерусского государства:
-
Продолжить формирование умения анализировать исторические источники, работать с картой, решать проблемные задания;
Проверка домашней работы:
Тема сегодняшнего урока является продолжением изученного нами раздела «Начало Руси». Прежде чем перейти к знакомству с деятельностью князя Ярослава мы проведем проверку полученных знаний. Проверка пройдет в виде тестовой работы, задания которые могут встретиться в КИМах ЕГЭ по истории. Задания у вас на парте.
Работа учащихся с тестами. (5 мин)
Проведем взаимопроверку. Обменяйтесь работами. Внимание на экран правильные ответы.
СЛАЙД 2 Часть 1. К каждому заданию дается 4 варианта ответа, только один из которых верный.
A1
Кого из названных лиц русские князья считали родоначальником своей династии?
1)
Аскольда
2)
Дира
3)
Рюрика
4)
Олега
A2
К деятельности князя Олега относится
1)
образование Древнерусского государства с центром в Киеве
2)
принятие Русью христианства
3)
создание первого свода законов Древней Руси – «Русской правды»
4)
введение уроков и погостов
СЛАЙД 3
A3
Какая из перечисленных дат относится к эпохе правления Владимира Святославича?
1)
972г.
2)
988г.
3)
1015г.
4)
1097г.
A4
Какое из перечисленных ниже событий произошло ранее других?
1)
введение уроков и погостов
2)
разгром Хазарского каганата князем Святославом
3)
Крещение Руси
4)
победа князя Ярослава Мудрого над Святополком в борьбе за власть
СЛАЙД 4
A5
Кто из названных князей разгромил Волжскую Болгарию и Хазарию?
1)
Олег
2)
Ольга
3)
Святослав
4)
Игорь
A6
В каком ряду названы даты подписания русско-византийских договоров?
1)
862г., 912г.
2)
907г., 944г.
3)
968г., 988г.
4)
945г., 972г.
Часть 2 – это задания требующие ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр. СЛАЙД 5
Задания на умение определять последовательность событий.
B6
Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже перечне данные.
Событие
Дата
Участник (-и)
__________ (А)
882г.
Олег; Аскольд; Дир
восстание древлян
___ (Б)
_______________ (В)
Крещение Руси
___ (Г)
Владимир
призвание варягов
___(Д)
____________ (Е)
Пропущенные элементы:
1) Святослав
2) Рюрик
3) 862г.
4) 907г.
5) заключение русско-византийского договора
6) объединение Киева и Новгорода под одной властью
7) Игорь
8) 945г.
9) 988г.
А
Б
В
Г
Д
Е
Запишите в таблице выбранные цифры под соответствующую букву
СЛАЙД 6 Задания блока В8-В11 представляют собой задания для работы с исторической картой и предназначены для проверки аналитических и информационно-коммуникативных умений выпускников.
Рассмотрите схему и выполните задания.
B8
Напишите название объезда земель, предпринимаемого князьями с целью сбора дани по маршруту, изображённому на схеме.
Ответ: полюдье
СЛАЙД 7
B9
Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
Ответ: Киев
B10
Напишите название союза славянских племён, проживающего на землях, обозначенных на схеме цифрой «2».
Ответ: древляне
СЛАЙД 8
B11
Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Укажите три суждения из шести предложенных.
1) впервые объезд по маршруту, обозначенному на схеме, совершил князь Рюрик
2) князь Игорь во время подобного объезда был убит в земле, обозначенной на карте цифрой «3»
3) объезд князем владений по данному маршруту, совершался с ноября по апрель
4) попытка сбора дополнительной дани во время такого объезда в 945г., привела к восстанию и убийству князя
5) в состав дани, взимаемой во время объезда, входили меха, мёд, воск, лён
6) единицей обложения данью была определённая площадь пахотной земли
Критерии оценивания: (каждый правильный ответ 1 балл)
18-16 баллов – оценка «5»
15-11 баллов – оценка «4»
10-6 баллов – оценка «3»
ниже 6 баллов – оценка «2»
Критерии оценивания написаны. Посчитайте все правильные ответы и оцените работу. Работы собирает учащийся.
Объяснение новой темы
Князь Владимир сделал много для укрепления Киевского государства, но после его смерти в 1015 году наступили тяжёлые времена. Власть перешла к сыновьям Владимира, которые постоянно враждовали между собой.
В 1019 году великим князем стал сын Владимира Ярослав. Впоследствии его назовут Мудрым. Исходное противоречие: с одной стороны, велик вклад Владимира I и других князей в развитие Руси, но: с другой стороны, историки связывают расцвет Руси почему-то с правлением Ярослава Мудрого.
Сегодня на уроке вам нужно найти ответ на вопрос: почему расцвет Киевской Руси приходится на правление Ярослава Мудрого? СЛАЙД 9
2. Составление плана урока в ходе беседы:
— Какой план урока вы можете предложить?
1) Внутренняя политика Ярослава Мудрого.
2) Внешняя политика. Почему Руси удалось избавиться от набегов кочевников и наладить отношения с соседями?
3) Духовная культура Руси.
В ходе урока в тетради фиксируйте итоги деятельности Ярослава Мудрого. Это вам поможет в решении заданий части 3 С6 (знание исторического деятеля: время жизни, направления деятельности и краткая их характеристика, результаты деятельности)
СЛАЙД 10 Годы правления Ярослава Мудрого 1019-1054г. Первый критерий задания С6 вами уже выполнен
Внутренняя политика.
Работаем по составленному нами плану, разберемся, на что же были направлены усилия в деле процветания и укрепления государства князем Ярославом.
Ярослав послал в крупные города и земли своих сыновей и потребовал от них беспрекословного повиновения. Первым на Русь не признанным царем именовали именно Ярослава Владимировича.
СЛАЙД 11 При Ярославе появляется первый свод законов Руси – «Русская правда». В состав документа входят нормы наследственного, торгового, уголовного права, а также принципы процессуального законодательства. Русская Правда являлась на тот момент главным письменным источником сведений о социальных, правовых и экономических отношениях на территории Руси. Почему в процессе развития государства возникает потребность в разработке и письменном оформлении законов? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно поработать с этими законами.
Работа с документом (раздаточный материал)
1.Если убиет муж мужа, то мстить брату брата, или отцу, или тиун княжа; если не будет кто мстить за него, то положить за голову 80 гривен, если будет княж муж или тиун княжа; если будет русин, или гридь, или купец, либо тиун боярский, или мечник, или изгой, или словенин, то 40 гривен положить и за него.
2. По Ярославе же паки объединившись сыновья его: Изяслав, Святослав, Всеволод и мужи их; и отменили убиение за голову, но кунами выкупать; а ино все якоже Ярослав судил, такоже и сыновья его установили.
О убийстве
3. Если кто убиет княжа мужа в разбои, а головника не ищут, то виревную платить, в чьей же верви голова лежит, то 80 гривен; паки ли людин, то 40 гривен.
О княжи муже
9. Если в княжи отроке, или в конюшем, или в поваре, то 40 гривен.
10. А за тиуна, за огнищанина, и за конюшии, то 80 гривен.
11. А в сельском тиуне княже или в ратаинем, то 12 гривен. А за рядовича 5 гривен. Тако же и за боярского.
О татьбе же
38. Если крадет скот на поле, или овец, или коз, или свиней, 60 кун
39. Если крадет гумно или жито в яме, то колико их будет крало, то всем по 3 гривны и по 30 кун.
А се уроки скоту
41. Если за кобылу 7 кун, аза вола гривна, а за корову 40 кун… а за порося ногата, за овцу 5 кун, за барана ногата… за жеребенка 6 ногат…
О холопстве
106. Если холоп бежит, а заповесть господин, если слышав кто или зная и ведая, что есть холоп, а даст ему хлеба или укажет ему путь, то платить ему за холопа 5 гривен, а за робу 6 гривен.
113. Если холоп, бегая будет (т.е. находясь в бегах- Э.У.) добудет товара, то господину долг, господину же и товар, а не лишаться его.
115. Если холоп крадет кого-либо, то господину выкупать и либо выдать, с кем будет крал а жене и детям не надо, но если с ним крали и хоронили, то всех выдать…
Словарь
Огнищанин — богатый, знатный человек.
Рядович — слуга, работающий по договору (ряду).
Тиун — управляющий князя (судья).
Холоп — человек, по своему положению близкий к рабу.
Гривна — около 200 граммов серебра.
Ногата — 1/20 гривны.
Куна — 1/25 гривны.
— Какой вывод о развитии государственности на Руси вы можете сделать на основе статей «Русской правды»?
Вывод. Документ определял разные категории граждан. Так, все граждане государства были разделены на несколько категорий: знатные люди (князь, огнещанин, тиун) и зависимые люди (рядовичи, холопы).
Тяжесть преступления, мера наказания или размер штрафа зависели не столько от самого преступления, сколько от того, к какому сословию принадлежал человек, его совершивший. Разные категории граждан обладали разными правами.
Отношения между разными группами настолько усложнились, что их потребовалось регулировать с помощью письменных законов. Законы сокращали сферу действия родоплеменных норм, регулировали споры между людьми. Законодательство стало еще одной опорой государственной власти.
Внешняя политика.
СЛАЙД 12 Практическая работа с картой.
Вопросы: кто был главным врагом Руси в конце Х – начале XI в.? (степняки печенеги-кочевники) Что было сделано до Ярослава Владимировича на Руси чтобы избавиться от набегов кочевников?
— Система оборонительных укреплений на южной границе (Щит Владимира – строительство крепостей на левобережье Днепра)
— Ярослав усиливает присутствие Руси на северо-западе. Походы 30-х годов на эстонскую чудь приводят к строительству опорного пункта Юрьева, очерчивая границы государства на севере. На 40-е годы приходятся и первые походы на Литву.
— Продолжалась борьба со степью. Печенежские набеги на южные рубежи прекратились после жестокой битвы в окрестностях Киева в 1036 г.
— границы Руси простирались от Карпат до реки Камы, от Балтийского моря до Черного.
— Дипломатия во внешней политике строилась с помощью династических браков. СЛАЙД 13 Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля, принявшей христианское имя Ирина. Польский король Каземир I был женат на сестре князя. Сыновья и дочери Ярослава были связаны династическими браками с королями Норвегии, Византии, Польши, Германии, Франции, Венгрии, Дании (Ярослав получил прозвище «тесть Европы»).
Вывод: Киевская Русь была одним из сильнейших государств Европы, равноправным партнером. Правители Европы считали за честь родство с киевским князем. Русь больше не страдала от набегов степняков. Приобрела новые территории.
Духовная культура Руси. Каковы заслуги Ярослава Мудрого в деле развития культуры? Что это за заслуги?
Было дано опережающее задание подготовить сообщение о достижениях в области культуры при Ярославе Мудром
Сообщение учащегося:
Золотым веком древнерусской культуры киевского периода является время княжения Ярослава Мудрого.
-
Ярослав Мудрый содействовал развитию русской культуры.
-
Процветающая страна и мирная торговля приносили Ярославу огромные богатства, которые он тратил на украшение Киева. По всей Руси разворачивается обширное храмовое и гражданское строительство. Для ведения работ приглашаются лучшие константинопольские мастера. СЛАЙД 14 В Киеве возводится величественный Софийский собор. Отличительной чертой храмов, строившихся на Руси, было многоглавие, Софию киевскую венчали 13 куполов. Название такое было выбрано не случайно – главный городской храм Константинополя тоже Софийский. СЛАЙД 15 В Киеве, помимо храмов, строятся новые городские стены с башнями, одна из которых, носившая название «Золотые ворота» (опять же по примеру Константинополя), служила торжественным въездом в город. Храмы украшались мозаиками и фресками.
-
Ярослав Мудрый во внутренней политике уделял большое внимание просветительству на Руси и её христианизации. Открыл первые на Руси школы (в Киеве и Новгороде), организовал перевод и переписку книг, создавая тем самым при киевском Софийском соборе первую русскую библиотеку, пригласил из Европы деятелей культуры. СЛАЙД 16 При нем возник Киево-Печерский монастырь
-
СЛАЙД 17 Князь поставил в Киеве первого русского митрополита Иллариона, построил училище, где одновременно обучались грамоте 300 мальчиков. Ярослав прославился образованностью и любовью к книгам, заботился о летописании. Ему принадлежит первый на Руси свод законов «Русская правда».
Для ответа на этот вопрос необходимо познакомиться с отрывком из «Повести временных лет»
Из «Повести временных лет». Похвала Ярославу Мудрому В год 6545(1037). Велика ведь бывает польза от учения книжного: книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это — реки, напояющие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания… Если поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдешь великую пользу для души своей. Кто ведь книги часто читает, тот беседует с богом или со святыми мужами. Читая пророческие беседы и евангельские и апостольские поучения и жития святых отцов, получаем для души великую пользу. Ярослав же этот, как мы сказали, любил книги и, много их переписав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам. Украсил он ее золотом, серебром и сосудами церковными, в ней возносят к богу положенные молитвы в назначенное время. И другие церкви ставил он по городам и иным местам, поставляя попов и давая им из своей казны плату, веля им учить людей, потому что это поручено им богом, и посещать часто церкви. И увеличилось число пресвитеров и людей крещеных. И радовался Ярослав, видя множество церквей и людей крещеных, а враг сетовал на это, побеждаемый новыми людьми крещеными.
Вопросы и задания
1. Какие деяния летописец считает заслугами Ярослава Мудрого? Согласны ли вы с мнением автора источника?
2. В чем воплощена » великая для души польза «, по мнению летописца? Как он аргументирует свою мысль (обратите внимание не только на содержание, но и на форму повествования)?
Вывод. Масштабное строительство было призвано поднять авторитет государства, православной веры, княжеской власти. Уравнять Русь с Византией, свидетельствовать о богатстве страны. Книгописание, появление школ и библиотек способствовало культурному развитию Руси, ее международному авторитету. При Ярославе Мудром митрополитом впервые стал русский монах Илларион, что подчеркивало могущество Руси и равенство с Византией.
Контроль и коррекция знаний.
— Каковы же составляющие расцвета Древней Руси при Ярославе Мудром? Что вы записали в своих тетрадях? Вернемся к заданию С6. Второй критерий направление деятельности и характеристика направлений деятельности.
Основные направления деятельности:
Внутренняя политика: Наведение порядка в управлении (создание первого источника письменного права на Руси — «Правды Ярослава»); хозяйственный рост; расцвет культуры, утверждении митрополитом первого из русских Илариона, строительство.
Внешняя политика: победа над печенегами, строительство городов и крепостей с целью укрепления обороноспособности русских земель, международный авторитет, активная внешнеполитическая деятельность Ярослава
Результаты деятельности (третий критерий)
1. Усиление обороноспособности государства
2. Ликвидация печенежской угрозы
3. Развитие культуры на Руси
4. Укрепление политических и культурных связей Руси с соседними государствами посредством династических браков своих дочерей и сыновей
5. Появление писаного права на Руси
6. Развитие церковного зодчества
Теперь мы можем ответить на вопрос: почему расцвет Киевской Руси приходится на правление Ярослава Мудрого?
-
Киевская Русь при правлении Ярослава Мудрого достигла наивысшего расцвета. В годы его правления, Киевская Русь стала одним из сильнейших государств Европы, быстро догоняющим и обходящим передовые государства, во всех отношениях. Ярослав получил прозвище «Мудрый» за свою многогранную деятельность первого русского просветителя.
Для закрепления изученной темы напишем синквейн: СЛАЙД 18
СЛАЙД 19
-
Ярослав Мудрый
-
Великий, просвещенный
-
Воевал, княжил, строил
-
Города строил, закон написал!
-
Князь
Домашнее задание. п. 9, вопросы 1-4. Надеюсь вы заинтересовались личностью Ярослава Мудрого и захотите узнать об этом человеке больше чем мы можем в рамках одного урока. Библиотекарь нашего лицея подготовил вам небольшую подборку литературы имеющейся в нашей библиотеке. Можете с ней ознакомиться.
Закончу наш урок словами Николая Михайловича Карамзина. стр. 55 «Ярослав заслужил в летописях имя государя мудрого; не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия: не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество, успокоил отечество и любил свой народ”
-Спасибо за урок. Мне было с вами приятно и интересно работать. Надеюсь, что и вам со мной скучать не пришлось. До свидания. Урок окончен.
СЛАЙД 20
ФИ ________________________________________________
Часть 1 состоит из заданий А. К каждому заданию дается 4 варианта ответа, только один из которых верный.
A1
Кого из названных лиц русские князья считали родоначальником своей династии?
1)
Аскольда
2)
Дира
3)
Рюрика
4)
Олега
A2
К деятельности князя Олега относится
1)
образование Древнерусского государства с центром в Киеве
2)
принятие Русью христианства
3)
создание первого свода законов Древней Руси – «Русской правды»
4)
введение уроков и погостов
A3
Какая из перечисленных дат относится к эпохе правления Владимира Святославича?
1)
972г.
2)
988г.
3)
1015г.
4)
1097г.
A4
Какое из перечисленных ниже событий произошло ранее других?
1)
введение уроков и погостов
2)
разгром Хазарского каганата князем Святославом
3)
Крещение Руси
4)
победа князя Ярослава Мудрого над Святополком в борьбе за власть
A5
Кто из названных князей разгромил Волжскую Болгарию и Хазарию?
1)
Олег
2)
Ольга
3)
Святослав
4)
Игорь
A6
В каком ряду названы даты подписания русско-византийских договоров?
1)
862г., 912г.
2)
907г., 944г.
3)
968г., 988г.
4)
945г., 972г.
Часть 2 – это задания В требующие ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр.
B6
Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже перечне данные.
Событие
Дата
Участник (-и)
__________ (А)
882г.
Олег; Аскольд; Дир
восстание древлян
___ (Б)
_______________ (В)
Крещение Руси
___ (Г)
Владимир
призвание варягов
___(Д)
____________ (Е)
Пропущенные элементы:
1) Святослав
2) Рюрик
3) 862г.
4) 907г.
5) заключение русско-византийского договора
6) объединение Киева и Новгорода под одной властью
7) Игорь
8) 945г.
9) 988г.
А
Б
В
Г
Д
Е
Запишите в таблице выбранные цифры под соответствующую букву
Задания блока В8-В11 Рассмотрите схему и выполните задания.
B8
Напишите название объезда земель, предпринимаемого князьями с целью сбора дани по маршруту, изображённому на схеме.
B9
Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
B10
Напишите название союза славянских племён, проживающего на землях, обозначенных на схеме цифрой «2».
B11
Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Укажите три суждения из шести предложенных.
1) впервые объезд по маршруту, обозначенному на схеме, совершил князь Рюрик
2) князь Игорь во время подобного объезда был убит в земле, обозначенной на карте цифрой «3»
3) объезд князем владений по данному маршруту, совершался с ноября по апрель
4) попытка сбора дополнительной дани во время такого объезда в 945г., привела к восстанию и убийству князя
5) в состав дани, взимаемой во время объезда, входили меха, мёд, воск, лён
6) единицей обложения данью была определённая площадь пахотной земли
Критерии оценивания: (каждый правильный ответ 1 балл)
18-16 баллов – оценка «5»,
15-11 баллов – оценка «4»,
10-6 баллов – оценка «3»,
ниже 6 баллов – оценка «2»
Оценка ____
РУССКАЯ ПРАВДА (извлечение)
1.Если убиет муж мужа, то мстить брату брата, или отцу, или тиун княжа; если не будет кто мстить за него, то положить за голову 80 гривен, если будет княж муж или тиун княжа; если будет русин, или гридь, или купец, либо тиун боярский, или мечник, или изгой, или словенин, то 40 гривен положить и за него.
2. По Ярославе же паки объединившись сыновья его: Изяслав, Святослав, Всеволод и мужи их; и отменили убиение за голову, но кунами выкупать; а ино все якоже Ярослав судил, такоже и сыновья его установили.
О убийстве
3. Если кто убиет княжа мужа в разбои, а головника не ищут, то виревную платить, в чьей же верви голова лежит, то 80 гривен; паки ли людин, то 40 гривен.
О княжи муже
9. Если в княжи отроке, или в конюшем, или в поваре, то 40 гривен.
10. А за тиуна, за огнищанина, и за конюшии, то 80 гривен.
11. А в сельском тиуне княже или в ратаинем, то 12 гривен. А за рядовича 5 гривен. Тако же и за боярского.
О татьбе же
38. Если крадет скот на поле, или овец, или коз, или свиней, 60 кун
39. Если крадет гумно или жито в яме, то колико их будет крало, то всем по 3 гривны и по 30 кун.
А се уроки скоту
41. Если за кобылу 7 кун, аза вола гривна, а за корову 40 кун… а за порося ногата, за овцу 5 кун, за барана ногата… за жеребенка 6 ногат…
О холопстве
106. Если холоп бежит, а заповесть господин, если слышав кто или зная и ведая, что есть холоп, а даст ему хлеба или укажет ему путь, то платить ему за холопа 5 гривен, а за робу 6 гривен.
113. Если холоп, бегая будет добудет товара, то господину долг, господину же и товар, а не лишаться его.
115. Если холоп крадет кого-либо, то господину выкупать и либо выдать, с кем будет крал а жене и детям не надо, но если с ним крали и хоронили, то всех выдать…
Словарь
Огнищанин — богатый, знатный человек.
Рядович — слуга, работающий по договору (ряду).
Тиун — управляющий князя (судья).
Холоп — человек, по своему положению близкий к рабу.
Гривна — около 200 граммов серебра.
Ногата — 1/20 гривны.
Куна — 1/25 гривны.
РУССКАЯ ПРАВДА (извлечение)
1.Если убиет муж мужа, то мстить брату брата, или отцу, или тиун княжа; если не будет кто мстить за него, то положить за голову 80 гривен, если будет княж муж или тиун княжа; если будет русин, или гридь, или купец, либо тиун боярский, или мечник, или изгой, или словенин, то 40 гривен положить и за него.
2. По Ярославе же паки объединившись сыновья его: Изяслав, Святослав, Всеволод и мужи их; и отменили убиение за голову, но кунами выкупать; а ино все якоже Ярослав судил, такоже и сыновья его установили.
О убийстве
3. Если кто убиет княжа мужа в разбои, а головника не ищут, то виревную платить, в чьей же верви голова лежит, то 80 гривен; паки ли людин, то 40 гривен.
О княжи муже
9. Если в княжи отроке, или в конюшем, или в поваре, то 40 гривен.
10. А за тиуна, за огнищанина, и за конюшии, то 80 гривен.
11. А в сельском тиуне княже или в ратаинем, то 12 гривен. А за рядовича 5 гривен. Тако же и за боярского.
О татьбе же
38. Если крадет скот на поле, или овец, или коз, или свиней, 60 кун
39. Если крадет гумно или жито в яме, то колико их будет крало, то всем по 3 гривны и по 30 кун.
А се уроки скоту
41. Если за кобылу 7 кун, аза вола гривна, а за корову 40 кун… а за порося ногата, за овцу 5 кун, за барана ногата… за жеребенка 6 ногат…
О холопстве
106. Если холоп бежит, а заповесть господин, если слышав кто или зная и ведая, что есть холоп, а даст ему хлеба или укажет ему путь, то платить ему за холопа 5 гривен, а за робу 6 гривен.
113. Если холоп, бегая будет (т.е. находясь в бегах- Э.У.) добудет товара, то господину долг, господину же и товар, а не лишаться его.
115. Если холоп крадет кого-либо, то господину выкупать и либо выдать, с кем будет крал а жене и детям не надо, но если с ним крали и хоронили, то всех выдать…
Словарь
Огнищанин — богатый, знатный человек.
Рядович — слуга, работающий по договору (ряду).
Тиун — управляющий князя (судья).
Холоп — человек, по своему положению близкий к рабу.
Гривна — около 200 граммов серебра.
Ногата — 1/20 гривны.
Куна — 1/25 гривны.
Сообщение на тему:
«Развитие культуры при князе Ярославе Мудром»
Золотым веком древнерусской культуры киевского периода является время княжения Ярослава Мудрого.
-
Ярослав Мудрый содействовал развитию русской культуры.
-
Процветающая страна и мирная торговля приносили Ярославу огромные богатства, которые он тратил на украшение Киева. По всей Руси разворачивается обширное храмовое и гражданское строительство. Для ведения работ приглашаются лучшие константинопольские мастера. В Киеве возводится величественный Софийский собор. Отличительной чертой храмов, строившихся на Руси, было многоглавие, Софию киевскую венчали 13 куполов. Название такое было выбрано не случайно – главный городской храм Константинополя тоже Софийский. В Киеве, помимо храмов, строятся новые городские стены с башнями, одна из которых, носившая название «Золотые ворота» (опять же по примеру Константинополя), служила торжественным въездом в город. Храмы украшались мозаиками и фресками.
-
Ярослав Мудрый во внутренней политике уделял большое внимание просветительству на Руси и её христианизации. Открыл первые на Руси школы (в Киеве и Новгороде), организовал перевод и переписку книг, создавая тем самым при киевском Софийском соборе первую русскую библиотеку, пригласил из Европы деятелей культуры. При нем возник Киево-Печерский монастырь
-
Князь поставил в Киеве первого русского митрополита Иллариона, построил училище, где одновременно обучались грамоте 300 мальчиков. Ярослав прославился образованностью и любовью к книгам, заботился о летописании. Ему принадлежит первый на Руси свод законов «Русская правда».
Содержание
- В чем трагедия непослушания Евы? Казалось бы, что такого страшного она совершила — съела яблоко? Мы такими грехами по несколько раз на дню грешим, и не такими.
- Почему должен был воплотиться именно Бог? Нас часто мусульмане, которые здесь нас окружают, спрашивают об этом. Если у Бога не может быть сына, а Иисус Христос – это не Бог, то тогда ничего из того, что я вам сейчас говорю не произошло.
- В чём трагедия некрещенных младенцев, убиенных в утробе или, которые родились и умерли сразу, не успели получить крещения? Они не освобождены от этого первородного греха, они умирают с первородным грехом.
- Оправдание – это ответ тем, которые говорят: «для чего мне Церковь, я буду просто молиться Богу, Бог у меня в душе”. Так называемые вдушебожники — даже термин придумали сейчас — у которых Бог в душе.
- Жених – это Церковь, а девушка и виноградник – это наша с вами душа, которая так же должна стремиться к Богу.
Боговоплощение. Почему Богу нужно было стать человеком?
(Епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим о Боговоплощении.)
Тема нашего сегодняшнего разговора – Боговоплощение, Рождество Христово. Веселая жизнь, которую захотели Адам и Ева, привела к величайшей трагедии. Всё началась с непослушания. Господь создал весь этот видимый мир для того, чтобы творение наслаждалось Творцом. Сердце человеческое не может жить без любви и без веселья. У нас есть с вами потребность в любви, есть потребность в наслаждении, но это наслаждение должно быть безгрешным, а по грехопадению эту богодарованную потребность в наслаждении Адам и Ева превратили в греховную, в греховное движение, в греховное направление сил человеческой природы.
Каково было устроение человеческой природы в первозданном Адаме, ещё до грехопадения? Человек двусоставен: у него есть душа и тело, высшая сила души – это дух, иногда его даже выделяют как третью составную часть человеческой природы, но сама душа – неделима, и поэтому её высшая сила, высшее проявление – это дух. И вот этот дух – высшая составляющая человеческой природы – должен жить в Боге, потому что Бог тоже Дух и сродное соединяется со сродным. Человек духом должен жить в духе Божьем. И обоженый дух питает душу, душа таким образом получает энергию и силы от Духа, который живет в Боге, а плоть получает движение, силу и жизнь от обоженой души.
Таким образом вектор направленности человеческих сил должен быть направлен к Богу. Он и был направлен к Богу, он жил в Боге, жил в Духе. В чем трагедия непослушания Евы? казалось бы, что такого страшного она совершила – съела плод? Мы такими грехами по несколько раз на дню грешим, и не такими. Это самый, наверное, легкий грех, который мы даже не замечаем.
Например, совершается Пост. Сколько раз мы вот так, не задумываясь чего-нибудь съедали, зная, что этого делать нельзя. Но что произошло в тот момент, когда природа человеческая была еще безгрешна? Вектор направленности сил человеческой природы перевернулся, дух оторвался от Бога и стал паразитировать на душе, стал питаться силами души. Человек стал душевный, а не духовный, а душа стала питаться силами тела, плотскими страстями, похотью. Душа стала плотской, душа стала приземленной, а тело, не находя пищи, стало смертным, стало умирать. Ему пищи нет, потому что вечно тело жить может только в Боге, только получая божественную энергию.
Вот, собственно, откуда смерть взялась в человеке – от этого греха, от непослушания. И катастрофа оказалась чудовищной по своим последствиям. Хотя сейчас нам, с нашей поврежденной природой этот грех Адама и Евы кажется незначительным, потому что сами мы его очень часто повторяем.
Еще раз говорю, что мы его повторяем в своем греховном состоянии, потому с такой легкостью мы идем на грех, что наша природа испорчена в корне, произошла такая глубокая антологическая катастрофа с человеком. И что требуется для того, чтобы исправить эту природу? Требуется, чтобы этот вектор направленности сил человеческой природы был опять устремлен к Богу. Ни один из людей за всё человечество этого сделать не мог, он мог это сделать только за себя самого, и то – неимоверными усилиями.
Все святые, которых мы сегодня поминаем, святые праотцы, как раз и пытались это сделать, пытались сохранять эти богоустановленные законы – еще до Моисея был закон, который шел от Авраама через пророков, через праотцов. И потом закон Моисея был дан, очень жесткий закон. Здесь все было регламентировано и расписано до мельчайших подробностей. Закон был дан не для праведников, а для грешников, как говорит апостол Павел, чтобы эту греховную природу во всём ограничить, именно юридически, чтобы исполняя закон, люди не так сильно грешили, потому что исправляться можно было только своими собственными силами, а когда за все смертная казнь, конечно, люди будут в страхе бояться грешить. И закон дал свои результаты, потому что ко времени Рождества Христова языческий мир, у которого не было закона Моисеева, развратился до крайней степени. Это то, что сейчас происходит. Были чудовищные извращения в языческом мире, был массовый суицид, причем это считалось благородным – так умереть.
Вы знаете это всё, вы смотрели фильмы, вы читали книги про эти языческие времена, про Нерона, про Цицерона, как всё это описывается, насколько извращенная, изощренная во зле стала человеческая природа у язычников. У иудеев такого не было. У иудеев не произошло извращения человеческой природы так массово, как это было в языческом мире.
Но иудеи, которым этот благой закон был им дан, умудрились использовать его во зло, опять же в силу поврежденности человеческой природы, человеческого ума. Они стали исполнять букву закона, не понимая уже его животворящий дух. И отсюда появляются фарисеи и книжники, которые зациклились на этом буквальном исполнении закона, а его силу уже не понимали, не выполняли. Поэтому и не приняли Мессию.
Боговоплощение… Почему должен был воплотиться именно Бог? Нас часто мусульмане, которые здесь нас окружают, спрашивают об этом. если у Бога не может быть Сына, а Иисус Христос – это не Бог, то тогда ничего из того, что я вам сейчас говорю не произошло.
Потому что за все человечество исправить природу мог только Бог, взяв эту природу на Себя и исправив её в Себе, что и происходит в момент Боговоплощения, когда Святой Дух очищает утробы Пресвятой Девы Марии, приготавливает её к тому, чтобы в нее вселилась вторая ипостась Святой Троицы, Бог Слово.
Вторая ипостась, Бог Слово из Пречистых кровей Девы Марии создает новую человеческую плоть, исцеленную от греха, и уже в Иисусе Христе вектор направленности человеческих сил был такой же, как в первозданном Адаме. Природа человеческая исцелилась в Иисусе Христе, Он в Себе её исправил, и Он уже становится безгрешен, с момента Боговоплощения в Нём греха нет. Бог стал человеком, вот что такое Боговоплощение.
Он усваивает в себе добровольно наши человеческие немощи, то есть берет вину за грех, наказание за грех всего человечества. И так же, как мы страждем, жаждет. Испытывает все те же чувства, которая испытывает наша греховная плоть, но у Него она была не греховная. Он усваивает в себе эти, так называемые, безукоризненные страсти, то есть не греховные страсти, которые происходят от нашей падшей природы. Он принимает на себя тленную плоть, тленную но неистленную. То есть Его плоть, которую Он принял на Себя, носила в себе эту тленность, усталость, жажду, желание спать, есть и так далее, но она была неистленна, как истлевает наша с вами плоть по нашей кончине, распадается на стихии. Плоть Иисуса Христа не была подвержена истлению, а когда он воскрес из мертвых, она была нетленной и неистленна.
Такая же нетленная и неистленная плоть будет у нас во всеобщем воскресении, если мы уподобимся Царствию Небесному. А если мы попадем в ад, то она будет постоянно истлевать и тлеть, и никогда не истлеет, это вечная мука, которая нас ждет.
Зачем нужно было Боговоплощение? Христос воплотился для того, чтобы всё исправить. Почему нужно было воплощение именно Бога? Для того чтобы это совершить. Кто из людей мог это совершить? Никто, даже у Матери Божьей природа была с первородным грехом, была подвержена греху, хотя Сама Матерь Божья ни разу в жизни не согрешила, даже мыслью, но Она не согрешила благодаря тому, что делала над собой усилия. Тоже Её враг искушал, но Она ни разу не согрешила, хотя Её природа была, наверное, самая чистая из всех людей. Потребовалось пять тысяч с половиной лет для того, чтобы родилась такая чистая Богоотроковица, чтобы именно от Нее Господь мог принять плоть человеческую.
Хорошо, Иисус Христос совершил Боговоплощение, исправил природу в Себе, а ведь всё остальное человечество оставалось таким же поврежденным, греховным. Я думаю, что вы тут мне сами ответите, каким образом наша человеческая природа исправляется. Каким образом? Как мы божественной природе оказываемся сопричастны?
Начинаем, наверное, с первого таинства, с которым мы рождаемся в Церкви. Через крещение мы освобождаемся от первородного греха, который из поколение в поколение, через мужское семя переходит от человека к человеку. Человек заражается этой греховностью, которая от Адама с Евой, а потом в себе это все и усиливает каждый по отдельности своими собственными руками. И в крещении мы освобождаемся от этой преемственности греха, освобождаемся от первородного греха.
В чём трагедия некрещенных младенцев, убиенных в утробе или, которые родились и умерли сразу, не успели получить крещения? Они не освобождены от этого первородного греха, они умирают с первородным грехом.
Умирая с первородным грехом, все люди, которые крещены вне православной Церкви или вообще не крещены, огромное количество людей, не очищены от первородной скверны.
А потом уже, когда мы грешим после крещения у нас есть таинство покаяния. В первенствующей Церкви, в Церкви апостольской и Церкви первых времен, где-то может вплоть до 4 века и в 5 веке не было повторяемости исповеди. То есть человек после крещения мог исповедоваться один раз в жизни всего, и была очень строгая дисциплина. Благодаря этому человек знал, что если он сейчас нагрешит, то он один раз исповедуется, и больше у него, после этой исповеди, покаяний не будет, он умрет и как Господь ему судит. И поэтому люди затягивали часто крещение, были так называемые клиники, которые ходили в чине оглашенных до старости, и уже на смертном одре они принимали крещение. Потом вселенскими соборами была эта практика запрещена – оттягивать так крещение, но, тем не менее, мы знаем, что даже наши вселенские учители, такие, как Василий Великий, были крещены уже в зрелом возрасте. Потому что родители боялись, что юноша вырастет, начнут страсти в нём играть, и вдруг он нагрешит смертными грехами, а потом только один раз сможет покаяться. И так крестили всех во взрослом возрасте, как правило.
Сейчас у нас практика другая, вы знаете, мы можем хоть каждый день исповедоваться. Но с другой стороны, частая исповедь нас расслабляет. Сейчас нагрешили, пойдем завтра исповедуемся и всё. А представьте себе, если мы один раз могли исповедоваться, насколько бы мы боялись? Страх Божий насколько в нас был бы силен, если бы мы так делали?
И, конечно, самое главное наше с вами таинство, в котором мы, собственно, и соединяемся с Богом – и телесно, и душевно, и духовно – это таинство Причащения, когда мы вкушаем тело и кровь Христову, здесь мы соединяемся. И, говорит Господь, «Кто не будет есть Моё Тело и Пить Моей Крови, тот не войдет в Царствие Небесное”, то есть не станет сам Телом Христовым, Телом и плотью Христовым.
Еще один такой любопытный момент. Насчет Евхаристических Даров. Когда мы с вами их вкушаем они у нас как обычная пища не перевариваются в желудке, они нас претворяют в себя, то есть наоборот происходит. Мы с вами становимся Телом и Кровью Христовым. Вот какой-то такой уже чудесный момент, который непонятен нашему рассудку, но, тем не менее, так оно и есть. И поэтому чем чаще мы причащаемся, тем чаще и больше мы с вами претворяемся. Если не в осуждение мы причащаемся, мы с вами становимся плотью и кровью Христовой, мы становимся Церковью Христовой. Мы усваиваем в себе это оправдание, которым оправдал нас Христос на кресте. Мы становимся причастниками Его сущности.
Хотя познать сущность Бога для человека и ангела невозможно, но, тем не менее, мы соединяемся с Богом таким образом через таинство Причащения. Это очень важно, и важность этого нынешнего события, которое мы называем Боговоплощение, что Бог явился во плоти. То есть совершается наше с вами спасение.
Вот оно – начало нашего с вами спасения, Боговоплощение, Рождество Христово, которое совершается в таком уничижении. Видите, как Бог приходит, Творец Вселенной, Владыка Мира? Он приходит в таком униженном виде, даже не нашлось места, где бы Он мог родиться. Рождается в Вертепе, и с этого момента начинается Его истощание, кенесис по-гречески, истощание Божества, самоуничижение. И пик этого истощания, конечно, Голгофа, это крестные муки Христа.
А всё – это что такое? Это искупление нашего с вами греха, нашей с вами вины, всего человечества. Он берет это все на себя и несет, и на Кресте приносит Отцу эту жертву. Не только Отцу, а всей Святой Троице жертва приносится на Кресте.
Происходит оправдание наше, то есть разрывается эта хартия наших грехов, нашей вины перед Богом, и мы с вами получаем оправдание, совершенное Христом.
Но мы должны еще с вами очень важный момент усвоить. Это оправдание. Опять же через всё то, что я вам только что сказал, через Крещение, через исповедь, через Причащение происходит усвоение этого оправдания. Потому что если мы этого не делаем, то мы и не усваиваем в себе.
Оправдание – это ответ тем, которые говорят: «для чего мне церковь, я буду просто молиться богу, бог у меня в душе”. так называемые вдушебожники – даже термин придумали сейчас – у которых Бог в душе.
«И не надо мне Церковь, у вас там не поймешь, что творится”, как говорят. Наслушаются сплетен, слухов. Идет война, конечно, информационная против Церкви. Враг рода человеческого никогда не успокоится и всегда будет посягать на Церковь и распускать клевету и ложь про Церковь.
Диавол – есть отец лжи, это его работа. Было бы странно, если бы он этого не делал. Было бы странно, если бы Церковь не подвергалась таким нападкам, значит уже что-то с Церковью не то. Если бы она оказалась любезна миру. Но, слава Богу, этого не происходит, и мы с вами, как христиане, должны понимать, что так оно и должно быть. Но наша с вами задача – быть людьми церковными. Наша с вами задача – получать это оправдание и соединяться с Богом. И Боговоплощение, праздник Рождества Христова – это очень радостный праздник, очень светлый праздник, потому что наконец-то мы увидели Бога во плоти. Бог явился во плоти, и уже Он начинает с самого начала в этом Вифлеемском Вертепе совершать Свой искупительный подвиг. Уже началось Его уничижение, началось Его истощание, кенесис.
И, собственно, мы с вами, как ученики Христовы, тоже должны следовать этому: не гордиться, не превозноситься, ничего. Если уж Бог Себя Сам уничижал, то какими нам нужно быть смиренными для того, чтобы стать настоящими христианами, стать настоящими Его учениками и последователями.
Потому что если мы будем превозноситься и гордиться, то чьи мы будем тогда ученики? Уж никак не Христовы, правильно?
Я вам сейчас очень коротко рассказал догматический смысл этого нашего праздника, который мы называем Боговоплощение, т.е. Рождество Христово. Почему именно Бог должен был воплотиться? Что для нас значит это Боговоплощение, и каким образом мы можем быть причастниками этого великого таинства. Всё это у нас в Церкви происходит. Мы с вами всё это усваиваем, но мы должны с вами лично стараться исправляться. Потому что те усилия, которые мы с вами предпринимаем, очень ценны перед Богом. Одно дело – вы просто спаслись и были оправданы, слава Богу, хотя бы такое. Но ведь Господь хочет, чтобы каждое творение по максимуму наслаждалось. Мы рождены для наслаждения. Не для греховного наслаждения, ведь в нашей человеческой природе всё извратилось, и наслаждаться мы уже можем только греховно, а чтобы наслаждаться духовно – мы духовную работу должны проделать над этой своей непослушной плотью, чтобы получить каплю духовного наслаждения.
Как правило, мы работаем – работаем, а когда Господь посылает это утешение, наслаждение, мы уже и срываемся, и не выдерживаем. И уже готова нам награда и утешение, а мы убегаем – и со службы убегаем, и подвиг бросаем, не несем его. А Господь приготовил дотерпеть до конца, ведь сказал: «претерпевший до конца, тот и спасен только будет”.
А у нас большинства не хватает терпения для того, чтобы получить эту благодать, получить это наслаждение. И человек не получает в церкви наслаждения, а имеет только тяжесть. И он уходит из церкви. Ему кажется, что здесь невозможно и невыносимо. Почему большая часть людей и не ходит в церковь – потому что они не хотят над собой трудиться, потому что они не хотят получить и научиться получать это духовное наслаждение. Но это только благодаря работе над собой.
Да, когда человек обращается к Богу, только-только, когда действует на него призывающая благодать. Благодать разная бывает, первая благодать – это призывающая. На всех мусульман, которые сюда приходят, действует эта благодать, поэтому столько чудес с ними происходит. Они как приходят – тут же получают помощь, когда они просят у икон, когда они ставят свечку. Это же все запрещено их верой, но они, несмотря на это, преодолевая себя, приходят и получают тут же помощь.
На них действует эта призывающая благодать, на всех вас и нас действует призывающая благодать. Поначалу, вспомните, как было радостно, как было светло, сколько было чудес, какая была помощь Божия. Но потом Господь отходит от человека, и уже нужно для того, чтобы получить эту благодать, потрудиться, и чем дальше, тем больше нужно трудиться.
Очень красиво, духовно, поэтично это отношение Церкви, человека и Бога описаны в книге «Песнь песней”. Потому что Суламифь, героиня книги, девушка из виноградника, которая сначала наслаждалась любовью со своим женихом, а потом он ее бросает, покидает, она бегает по всему Иерусалиму ищет его, страстно ищет, жаждет его, у всех спрашивает, где он, где её жених.
Жених – это Церковь, а девушка и виноградник – это наша с вами душа, которая так же должна стремиться к Богу.
Сначала Господь дает почувствовать эту любовь, наслаждение, которое нас ждет в Раю. Даже маленькую каплю этого наслаждения. И человек, вкусив этой сладости, уже не может ее забыть, и душа должна стремиться искать Бога, и он опять дает и опять убегает, потом опять дает и убегает.
И вот она – наша жизнь, и жизнь святых отцов подвижников, когда они описывают это состояние богооставленности. На пути в Царствие Небесное обязательно любой подвижник это состояние переживает, состояние богооставленности, да и любой христианин тоже.
Когда человек лежит на смертном одре – что это такое, как не богооставленность? Многие ропщут на свою болезнь, а те, кто не ропщут, получают венец.
И вот, опять же, когда человек просто христианин, он спасается, а когда он несет какой-то подвиг, когда он не ропщет на болезнь, он увенчивается. Господь хочет каждому из нас дать венцы, дать в самой максимальной мере наслаждаться духовными дарами в Царствии Небесном. Потому что наша временная жизнь ничего вообще не стоит. Она только для того, чтобы нам здесь спастись и получить награду там, в Царствии Небесном как можно больше. Даже если выражаться мирским языком, мы сейчас в этой земной жизни выбираем, кем мы будем там: кто-то будет солдатом, кто-то – ефрейтором, кто-то – капитаном, кто-то – генералом, кто-то – фельдмаршалом, а кто-то – генералиссимусом.
Понимаете, если сравнивать с военными чинами, то это происходит здесь, сейчас распределяются должности наши с вами. И сколько человек усилий предпринимает для того, чтобы занять должности земные, чтобы сделать земную карьеру? А что она? Она прекратится с его жизнью, когда он уходит на пенсию обычно, и наступает время довольно безрадостное для карьериста, особенно для честного карьериста. Которые нечестные – они там наберут себе взяток, или еще чего-то, но за всё это нужно будет расплачиваться душевными муками.
Как те же самые люди, которые столько много сил тратят ради людской карьеры, даже пальцем не хотят пошевельнуть, чтобы хоть кем-то стать в Царствие Небесном? Полное, совершенно обратно пропорциональное. И оказывается, что великими в Царствии Небесном будут те, кто здесь самые последние, что, собственно, в Евангелие и написано. И стараются именно те, которые среди людей ничего не значат. Это все – мы с вами, которые мы здесь сидим.
И у апостола тоже сказано: кто из вас богатый, кто из вас знаменитый, кто из вас прославленный… Вот даже первенствующая Церковь, которая была – мало было богатых, мало было знаменитых, мало было известных? И проповедь апостола Павла потерпела крах. Эта элита тогдашнего общества Римской империи оказалась совершенно невозможной принять благую весть о Христе, о том что Он воскрес.
Вот в чем, собственно, и трагедия людей, которые пытаются здесь на земле построить свою жизнь и прилепляют себя к этой земной жизни.
Епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим
Тема нашего сегодняшнего разговора – Рождество Христово. Веселая жизнь, которую захотели Адам и Ева, привела к величайшей трагедии. Всё началась с непослушания. Господь создал весь этот видимый мир для того, чтобы творение наслаждалось Творцом. Сердце человеческое не может жить без любви и без веселья. У нас есть с вами потребность в любви, есть потребность в наслаждении, но это наслаждение должно быть безгрешным, а по грехопадению эту богодарованную потребность в наслаждении Адам и Ева превратили в греховную, в греховное движение, в греховное направление сил человеческой природы.
Каково было устроение человеческой природы в первозданном Адаме, ещё до грехопадения? Человек двусоставен: у него есть душа и тело, высшая сила души – это дух, иногда его даже выделяют как третью составную часть человеческой природы, но сама душа — неделима, и поэтому её высшая сила, высшее проявление – это дух. И вот этот дух – высшая составляющая человеческой природы — должен жить в Боге, потому что Бог тоже Дух и сродное соединяется со сродным. Человек духом должен жить в духе Божьем. И обоженый дух питает душу, душа таким образом получает энергию и силы от Духа, который живет в Боге, а плоть получает движение, силу и жизнь от обоженой души.
Таким образом вектор направленности человеческих сил должен быть направлен к Богу. Он и был направлен к Богу, он жил в Боге, жил в Духе.
В чем трагедия непослушания Евы? Казалось бы, что такого страшного она совершила — съела яблоко? Мы такими грехами по несколько раз на дню грешим, и не такими.
Это самый, наверное, легкий грех, который мы даже не замечаем.
Например, сейчас совершается Рождественский Пост. Сколько раз мы вот так, не задумываясь чего-нибудь съедали, зная, что этого делать нельзя. Но что произошло в тот момент, когда природа человеческая была еще безгрешна? Вектор направленности сил человеческой природы перевернулся, дух оторвался от Бога и стал паразитировать на душе, стал питаться силами души. Человек стал душевный, а не духовный, а душа стала питаться силами тела, плотскими страстями, похотью. Душа стала плотской, душа стала приземленной, а тело, не находя пищи, стало смертным, стало умирать. Ему пищи нет, потому что вечно тело жить может только в Боге, только получая божественную энергию.
Вот, собственно, откуда смерть взялась в человеке — от этого греха, от непослушания. И катастрофа оказалась чудовищной по своим последствиям. Хотя сейчас нам, с нашей поврежденной природой этот грех Адама и Евы кажется незначительным, потому что сами мы его очень часто повторяем.
Еще раз говорю, что мы его повторяем в своем греховном состоянии, потому с такой легкостью мы идем на грех, что наша природа испорчена в корне, произошла такая глубокая антологическая катастрофа с человеком. И что требуется для того, чтобы исправить эту природу? Требуется, чтобы этот вектор направленности сил человеческой природы был опять устремлен к Богу. Ни один из людей за всё человечество этого сделать не мог, он мог это сделать только за себя самого, и то — неимоверными усилиями.
Все святые, которых мы сегодня поминаем, святые праотцы, как раз и пытались это сделать, пытались сохранять эти богоустановленные законы — еще до Моисея был закон, который шел от Авраама через пророков, через праотцов. И потом закон Моисея был дан, очень жесткий закон. Здесь все было регламентировано и расписано до мельчайших подробностей. Закон был дан не для праведников, а для грешников, как говорит апостол Павел, чтобы эту греховную природу во всём ограничить, именно юридически, чтобы исполняя закон, люди не так сильно грешили, потому что исправляться можно было только своими собственными силами, а когда за все смертная казнь, конечно, люди будут в страхе бояться грешить. И закон дал свои результаты, потому что ко времени Рождества Христова языческий мир, у которого не было закона Моисеева, развратился до крайней степени. Это то, что сейчас происходит. Были чудовищные извращения в языческом мире, был массовый суицид, причем это считалось благородным — так умереть.
Вы знаете это всё, вы смотрели фильмы, вы читали книги про эти языческие времена, про Нерона, про Цицерона, как всё это описывается, насколько извращенная, изощренная во зле стала человеческая природа у язычников. У иудеев такого не было. У иудеев не произошло извращения человеческой природы так массово, как это было в языческом мире.
Но иудеи, которым этот благой закон был им дан, умудрились использовать его во зло, опять же в силу поврежденности человеческой природы, человеческого ума. Они стали исполнять букву закона, не понимая уже его животворящий дух. И отсюда появляются фарисеи и книжники, которые зациклились на этом буквальном исполнении закона, а его силу уже не понимали, не выполняли. Поэтому и не приняли Мессию.
Почему должен был воплотиться именно Бог? Нас часто мусульмане, которые здесь нас окружают, спрашивают об этом. Если у Бога не может быть сына, а Иисус Христос – это не Бог, то тогда ничего из того, что я вам сейчас говорю не произошло.
Потому что за все человечество исправить природу мог только Бог, взяв эту природу на Себя и исправив её в Себе, что и происходит в момент Боговоплощения, когда Святой Дух очищает утробы Пресвятой Девы Марии, приготавливает её к тому, чтобы в нее вселилась вторая ипостась Святой Троицы, Бог Слово.
Вторая ипостась, Бог Слово из Пречистых кровей Девы Марии создает новую человеческую плоть, исцеленную от греха, и уже в Иисусе Христе вектор направленности человеческих сил был такой же, как в первозданном Адаме. Природа человеческая исцелилась в Иисусе Христе, Он в Себе её исправил, и Он уже становится безгрешен, с момента Боговоплощения в Нём греха нет.
Он усваивает в себе добровольно наши человеческие немощи, то есть берет вину за грех, наказание за грех всего человечества. И так же, как мы страждем, жаждет. Испытывает все те же чувства, которая испытывает наша греховная плоть, но у Него она была не греховная. Он усваивает в себе эти, так называемые, безукоризненные страсти, то есть не греховные страсти, которые происходят от нашей падшей природы. Он принимает на себя тленную плоть, тленную но неистленную. То есть Его плоть, которую Он принял на Себя, носила в себе эту тленность, усталость, жажду, желание спать, есть и так далее, но она была неистленна, как истлевает наша с вами плоть по нашей кончине, распадается на стихии. Плоть Иисуса Христа не была подвержена истлению, а когда он воскрес из мертвых, она была нетленной и неистленна.
Такая же нетленная и неистленная плоть будет у нас во всеобщем воскресении, если мы уподобимся Царствию Небесному. А если мы попадем в ад, то она будет постоянно истлевать и тлеть, и никогда не истлеет, это вечная мука, которая нас ждет.
Почему и воплотился Христос — для того, чтобы исправить. Почему нужно было воплощение именно Бога? Для того чтобы это совершить. Кто из людей мог это совершить? Никто, даже у Матери Божьей природа была с первородным грехом, была подвержена греху, хотя Сама Матерь Божья ни разу в жизни не согрешила, даже мыслью, но Она не согрешила благодаря тому, что делала над собой усилия. Тоже Её враг искушал, но Она ни разу не согрешила, хотя Её природа была, наверное, самая чистая из всех людей. Потребовалось пять тысяч с половиной лет для того, чтобы родилась такая чистая Богоотроковица, чтобы именно от Нее Господь мог принять плоть человеческую.
Хорошо, Иисус Христос исправил природу в Себе, а ведь всё остальное человечество оставалось таким же поврежденным, греховным. Я думаю, что вы тут мне сами ответите, каким образом наша человеческая природа исправляется. Каким образом? Как мы божественной природе оказываемся сопричастны?
Начинаем, наверное, с первого таинства, с которым мы рождаемся в Церкви. Через крещение мы освобождаемся от первородного греха, который из поколение в поколение, через мужское семя переходит от человека к человеку. Человек заражается этой греховностью, которая от Адама с Евой, а потом в себе это все и усиливает каждый по отдельности своими собственными руками. И в крещении мы освобождаемся от этой преемственности греха, освобождаемся от первородного греха.
В чём трагедия некрещенных младенцев, убиенных в утробе или, которые родились и умерли сразу, не успели получить крещения? Они не освобождены от этого первородного греха, они умирают с первородным грехом.
Умирая с первородным грехом, все люди, которые крещены вне православной Церкви или вообще не крещены, огромное количество людей, не очищены от первородной скверны.
А потом уже, когда мы грешим после крещения у нас есть таинство покаяния. В первенствующей Церкви, в Церкви апостольской и Церкви первых времен, где-то может вплоть до 4 века и в 5 веке не было повторяемости исповеди. То есть человек после крещения мог исповедоваться один раз в жизни всего, и была очень строгая дисциплина. Благодаря этому человек знал, что если он сейчас нагрешит, то он один раз исповедуется, и больше у него, после этой исповеди, покаяний не будет, он умрет и как Господь ему судит. И поэтому люди затягивали часто крещение, были так называемые клиники, которые ходили в чине оглашенных до старости, и уже на смертном одре они принимали крещение. Потом вселенскими соборами была эта практика запрещена — оттягивать так крещение, но, тем не менее, мы знаем, что даже наши вселенские учители, такие, как Василий Великий, были крещены уже в зрелом возрасте. Потому что родители боялись, что юноша вырастет, начнут страсти в нём играть, и вдруг он нагрешит смертными грехами, а потом только один раз сможет покаяться. И так крестили всех во взрослом возрасте, как правило.
Сейчас у нас практика другая, вы знаете, мы можем хоть каждый день исповедоваться. Но с другой стороны, частая исповедь нас расслабляет. Сейчас нагрешили, пойдем завтра исповедуемся и всё. А представьте себе, если мы один раз могли исповедоваться, насколько бы мы боялись? Страх Божий насколько в нас был бы силен, если бы мы так делали?
И, конечно, самое главное наше с вами таинство, в котором мы, собственно, и соединяемся с Богом — и телесно, и душевно, и духовно – это таинство Причащения, когда мы вкушаем тело и кровь Христову, здесь мы соединяемся. И, говорит Господь, «Кто не будет есть Моё Тело и Пить Моей Крови, тот не войдет в Царствие Небесное”, то есть не станет сам телом Христовым, телом и плотью Христовым.
Еще один такой любопытный момент. Насчет Евхаристических Даров. Когда мы с вами их вкушаем они у нас как обычная пища не перевариваются в желудке, они нас претворяют в себя, то есть наоборот происходит. Мы с вами становимся Телом и Кровью Христовым. Вот какой-то такой уже чудесный момент, который непонятен нашему рассудку, но, тем не менее, так оно и есть. И поэтому чем чаще мы причащаемся, тем чаще и больше мы с вами претворяемся. Если не в осуждение мы причащаемся, мы с вами становимся плотью и кровью Христовой, мы становимся Церковью Христовой. Мы усваиваем в себе это оправдание, которым оправдал нас Христос на кресте. Мы становимся причастниками Его сущности.
Хотя познать сущность Бога для человека и ангела невозможно, но, тем не менее, мы соединяемся с Богом таким образом через таинство Причащения. Это очень важно, и важность этого нынешнего события, Рождества Христова, что Бог явился во плоти. То есть совершается наше с вами спасение.
Вот оно — начало нашего с вами спасения, Боговоплощение, Рождество Христово, которое совершается в таком уничижении. Видите, как Бог приходит, Творец Вселенной, Владыка Мира? Он приходит в таком униженном виде, даже не нашлось места, где бы Он мог родиться. Рождается в Вертепе, и с этого момента начинается Его истощание, кенесис по-гречески, истощание Божества, самоуничижение. И пик этого истощания, конечно, Голгофа, это крестные муки Христа.
А всё – это что такое? Это искупление нашего с вами греха, нашей с вами вины, всего человечества. Он берет это все на себя и несет, и на Кресте приносит Отцу эту жертву. Не только Отцу, а всей Святой Троице жертва приносится на Кресте.
Происходит оправдание наше, то есть разрывается эта хартия наших грехов, нашей вины перед Богом, и мы с вами получаем оправдание, совершенное Христом.
Но мы должны еще с вами очень важный момент усвоить. Это оправдание. Опять же через всё то, что я вам только что сказал, через Крещение, через исповедь, через Причащение происходит усвоение этого оправдания. Потому что если мы этого не делаем, то мы и не усваиваем в себе.
Оправдание – это ответ тем, которые говорят: «для чего мне Церковь, я буду просто молиться Богу, Бог у меня в душе”. Так называемые вдушебожники — даже термин придумали сейчас — у которых Бог в душе.
«И не надо мне Церковь, у вас там не поймешь, что творится”, как говорят. Наслушаются сплетен, слухов. Идет война, конечно, информационная против Церкви. Враг рода человеческого никогда не успокоится и всегда будет посягать на Церковь и распускать клевету и ложь про Церковь.
Диавол – есть отец лжи, это его работа. Было бы странно, если бы он этого не делал. Было бы странно, если бы Церковь не подвергалась таким нападкам, значит уже что-то с Церковью не то. Если бы она оказалась любезна миру. Но, слава Богу, этого не происходит, и мы с вами, как христиане, должны понимать, что так оно и должно быть. Но наша с вами задача — быть людьми церковными. Наша с вами задача — получать это оправдание и соединяться с Богом. И праздник рождества Христова – это очень радостный праздник, очень светлый праздник, потому что наконец-то мы увидели Бога во плоти. Бог явился во плоти, и уже Он начинает с самого начала в этом Вифлеемском Вертепе совершать Свой искупительный подвиг. Уже началось Его уничижение, началось Его истощание, кенесис.
И, собственно, мы с вами, как ученики Христовы, тоже должны следовать этому: не гордиться, не превозноситься, ничего. Если уж Бог Себя Сам уничижал, то какими нам нужно быть смиренными для того, чтобы стать настоящими христианами, стать настоящими Его учениками и последователями.
Потому что если мы будем превозноситься и гордиться, то чьи мы будем тогда ученики? Уж никак не Христовы, правильно?
Я вам сейчас очень коротко рассказал догматический смысл этого нашего праздника — Рождества Христова. Почему именно Бог должен был воплотиться? Что для нас значит это боговоплощение, и каким образом мы можем быть причастниками этого великого таинства. Всё это у нас в Церкви происходит. Мы с вами всё это усваиваем, но мы должны с вами лично стараться исправляться. Потому что те усилия, которые мы с вами предпринимаем, очень ценны перед Богом. Одно дело — вы просто спаслись и были оправданы, слава Богу, хотя бы такое. Но ведь Господь хочет, чтобы каждое творение по максимуму наслаждалось. Мы рождены для наслаждения. Не для греховного наслаждения, ведь в нашей человеческой природе всё извратилось, и наслаждаться мы уже можем только греховно, а чтобы наслаждаться духовно — мы духовную работу должны проделать над этой своей непослушной плотью, чтобы получить каплю духовного наслаждения.
Как правило, мы работаем — работаем, а когда Господь посылает это утешение, наслаждение, мы уже и срываемся, и не выдерживаем. И уже готова нам награда и утешение, а мы убегаем — и со службы убегаем, и подвиг бросаем, не несем его. А Господь приготовил дотерпеть до конца, ведь сказал: «претерпевший до конца, тот и спасен только будет”.
А у нас большинства не хватает терпения для того, чтобы получить эту благодать, получить это наслаждение. И человек не получает в церкви наслаждения, а имеет только тяжесть. И он уходит из церкви. Ему кажется, что здесь невозможно и невыносимо. Почему большая часть людей и не ходит в церковь — потому что они не хотят над собой трудиться, потому что они не хотят получить и научиться получать это духовное наслаждение. Но это только благодаря работе над собой.
Да, когда человек обращается к Богу, только-только, когда действует на него призывающая благодать. Благодать разная бывает, первая благодать – это призывающая. На всех мусульман, которые сюда приходят, действует эта благодать, поэтому столько чудес с ними происходит. Они как приходят — тут же получают помощь, когда они просят у икон, когда они ставят свечку. Это же все запрещено их верой, но они, несмотря на это, преодолевая себя, приходят и получают тут же помощь.
На них действует эта призывающая благодать, на всех вас и нас действует призывающая благодать. Поначалу, вспомните, как было радостно, как было светло, сколько было чудес, какая была помощь Божия. Но потом Господь отходит от человека, и уже нужно для того, чтобы получить эту благодать, потрудиться, и чем дальше, тем больше нужно трудиться.
Очень красиво, духовно, поэтично это отношение Церкви, человека и Бога описаны в книге «Песнь песней”. Потому что Суламифь, героиня книги, девушка из виноградника, которая сначала наслаждалась любовью со своим женихом, а потом он ее бросает, покидает, она бегает по всему Иерусалиму ищет его, страстно ищет, жаждет его, у всех спрашивает, где он, где её жених.
Жених – это Церковь, а девушка и виноградник – это наша с вами душа, которая так же должна стремиться к Богу.
Сначала Господь дает почувствовать эту любовь, наслаждение, которое нас ждет в раю. Даже маленькую каплю этого наслаждения. И человек, вкусив этой сладости, уже не может ее забыть, и душа должна стремиться искать Бога, и он опять дает и опять убегает, потом опять дает и убегает.
И вот она — наша жизнь, и жизнь святых отцов подвижников, когда они описывают это состояние богооставленности. На пути в Царствие Небесное обязательно любой подвижник это состояние переживает, состояние богооставленности, да и любой христианин тоже.
Когда человек лежит на смертном одре — что это такое, как не богооставленность? Многие ропщут на свою болезнь, а те, кто не ропщут, получают венец.
И вот, опять же, когда человек просто христианин, он спасается, а когда он несет какой-то подвиг, когда он не ропщет на болезнь, он увенчивается. Господь хочет каждому из нас дать венцы, дать в самой максимальной мере наслаждаться духовными дарами в Царствии Небесном. Потому что наша временная жизнь ничего вообще не стоит. Она только для того, чтобы нам здесь спастись и получить награду там, в Царствии Небесном как можно больше. Даже если выражаться мирским языком, мы сейчас в этой земной жизни выбираем, кем мы будем там: кто-то будет солдатом, кто-то — ефрейтором, кто-то — капитаном, кто-то — генералом, кто-то — фельдмаршалом, а кто-то — генералиссимусом.
Понимаете, если сравнивать с военными чинами, то это происходит здесь, сейчас распределяются должности наши с вами. И сколько человек усилий предпринимает для того, чтобы занять должности земные, чтобы сделать земную карьеру? А что она? Она прекратится с его жизнью, когда он уходит на пенсию обычно, и наступает время довольно безрадостное для карьериста, особенно для честного карьериста. Которые нечестные — они там наберут себе взяток, или еще чего-то, но за всё это нужно будет расплачиваться душевными муками.
Как те же самые люди, которые столько много сил тратят ради людской карьеры, даже пальцем не хотят пошевельнуть, чтобы хоть кем-то стать в Царствие Небесном? Полное, совершенно обратно пропорциональное. И оказывается, что великими в Царствии Небесном будут те, кто здесь самые последние, что, собственно, в Евангелие и написано. И стараются именно те, которые среди людей ничего не значат. Это все — мы с вами, которые мы здесь сидим.
И у апостола тоже сказано: кто из вас богатый, кто из вас знаменитый, кто из вас прославленный… Вот даже первенствующая Церковь, которая была – мало было богатых, мало было знаменитых, мало было известных? И проповедь апостола Павла потерпела крах. Эта элита тогдашнего общества Римской империи оказалась совершенно невозможной принять благую весть о Христе, о том что Он воскрес.
Вот в чем, собственно, и трагедия людей, которые пытаются здесь на земле построить свою жизнь и прилепляют себя к этой земной жизни.