Содержание
Фельдшер скорой помощи: «Никогда точно не знаешь, что тебя ждет»
Ольга Гетманова
Людей, которые работают в медицинской сфере, воспринимают по-особенному. Не каждый может нести ответственность за человеческую жизнь. Поэтому их уважают за самоотдачу и гуманизм, восхищаются их выносливостью.
О важных аспектах своей работы, плюсах и минусах профессии и ценности полученного опыта расскажет Ольга Гетманова, которая трудится фельдшером в бригаде скорой помощи.
– Ольга, когда ты стала рассматривать медицину как сферу будущей профессиональной деятельности?
– Серьезно о будущей профессии я задумалась в 14 лет. В школьные годы я была отличницей. Помимо прочих предметов, которые я учила скорее из-за того, что это было нужно, я хорошо знала биологию и интересовалась ей. Однажды моя преподавательница сказала, что я стала бы хорошим медицинским работником. Мне было очень приятно, что кто-то считал, что я смогу стать медиком. Тогда я считала, что работники этой сферы – супергерои.
Меня очень заинтересовала медицина. Все мысли профессионального плана я связывала только с этой сферой. Другие варианты я даже не рассматривала.
Когда я рассказала об этом своей маме, она предложила: «Давай попробуем поступить в медицинский». Я хотела поступить только в Белорусский государственный медицинский университет. Не было ни единой мысли о каком-либо другом вузе.
– Откуда возникло представление, что медик – это супергерой?
– На это очень сильно повлиял положительный экранный образ медработников в популярных сериалах. «Доктор Хаус», «Королевский госпиталь», «Клиника»… Повсюду, где задействован образ медика, я видела, что это положительный персонаж и благородный человек. Работника бригады скорой помощи я представляла как настоящего спасателя.
Кроме этого, в моей жизни и жизни моих близких встречались только хорошие и ответственные врачи. Никто из знакомых не сталкивался с легкомысленными специалистами этой сферы.
– Почему ты выбрала педиатрический факультет?
– На момент поступления я не знала, кого хочу лечить точно. Набрав 319 баллов я решила не испытывать судьбу и подала документы на педиатрический факультет, где проходные баллы обычно ниже, чем на более популярном лечебном факультете.
Позже я поняла, что лечить именно детей мне нравится больше. Считала, что нельзя допускать, чтобы болезнь лишала детей возможности познавать мир и находить себя в нем. Как бы это ни звучало, я считала несправедливым, что дети тоже болеют.
У меня другое отношение к детям, чем ко взрослым. Иногда взрослого можно в чем-то обвинить, в чем-то упрекнуть. Этого не произойдет, если перед тобой ребенок. Он не может справиться с чем-то самостоятельно. Ему всегда нужна помощь.
– Как проходит последний год обучения в университете? Что можешь рассказать об учебе в целом?
– Учиться очень сложно. С каждым годом все тяжелее. Хотя за время обучения не раз слышала, что будет наоборот.
Учеба в университете совсем не похожа на учебу в школе. Уже на первом курсе я была шокирована, когда из школьной отличницы я перешла в статус «хорошиста». На протяжении всех шести лет я нахожусь приблизительно на одном и том же уровне. Учитывая научную работу, мой средний балл в университете – 7,4.
Многие преподаватели дисциплин общего гуманитарного блока требовали гораздо больше, чем преподаватели тех предметов, которые имели прямое отношение к будущей профессии. Но я нисколько не жалею о силах, потраченных на изучение философии, социологии, политологии и проч.
Для расширения кругозора будущего врача эти предметы необходимы, так как этот специалист должен хорошо понимать мир, людей, которые в нем живут, должен иметь представление о многих сферах деятельности.
Я считаю, что чем грамотнее врач во всех аспектах жизни, тем лучше он как специалист. Конечно, можно просто выполнять свои обязанности, но чтобы понимать всю суть, нужно владеть знаниями, которые выходят за пределы медицины.
– Как ты устроилась на работу, будучи студенткой?
– У меня и мысли не было, что когда-то я буду работать на станции скорой помощи. Однако на втором курсе личные обстоятельства подтолкнули принять такое решение.
Я узнала о вакансии на станции скорой помощи от одногруппника, который тогда там работал. Я много слышала об этом варианте как о хорошем месте работы с отличным графиком, что идеально подходит студенту-медику.
Со мной за компанию решили устроиться еще два одногруппника. Втроем мы пошли на одну и ту же станцию.
Я могла пойти работать на станцию, которая находится в десяти минутах ходьбы от моего дома, но из-за коллектива решила выбрать другой вариант. Позже я узнала, что там работают и мои лицейские одноклассники, и одногруппники, и сопоточники. Знакомых много. Поэтому переводиться не хотелось.
Устроившись, первое время я была санитаром выездной бригады. Позже стала фельдшером. Работаю уже четыре года.
– Как удается совмещать работу и учебу?
– Первое время я работала на 0,5 ставки, это примерно 84-96 часов в месяц. Конечно, сначала совмещать учебу и работу было сложно, однако я не чувствовала, что перенапрягаюсь. Но сейчас замечаю, что с каждым годом мне все труднее и труднее. Не могу понять, с чем это связано: с физическим или психическим состоянием. Возможно, на мою прогрессирующую усталость влияет то, что из года в год вызовов все больше.
Также совмещать позволяет гибкий график. В скорой помощи можно работать хоть на 0,25 ставки (48 часов в месяц). Я знаю человека, который работает 314 часов в месяц. Не представляю, как ему удается. Я работаю на 0, 75 ставки. Это примерно 120-132 часов в месяц.
Рабочий «день» и не день вовсе: либо это сутки (24 часа), либо ночная смена (12 часов).
Отмечу, что руководство всегда прислушивается к пожеланиям персонала. Старший фельдшер всегда учитывает, в какие дни ты не сможешь работать, в какие дни у тебя экзамен. Чтобы не попасть на смену перед экзаменом, мне по возможности освобождают пару дней, чтобы я могла подготовиться.
Чтобы работать и одновременно учиться, нужно уметь совмещать. У меня есть знакомые, которые никак не могут привыкнуть к ночным сменам. Они не могут себя перестроить. Есть и такие, кто работает по 240 часов в месяц и справляется. У кого-то есть семьи с детьми, и им удается все совмещать. Правда, я не представляю, как.
– Помогает ли в учебе тот опыт, который ты получаешь на работе?
– Да, и довольно часто. К примеру, посещая фармакологию в университете, я уже знала, какие лекарства и какие дозировки нужно использовать в тех или иных случаях.
Работа оказала значительное влияние на мои практические навыки. В сравнении с одногруппниками, мне было проще делать инъекции, ставить катетеры, заправлять капельницы и т.д.
Благодаря работе было несложно во время медсестринской практики. То, чему я только должна была обучиться на практике, я уже умела.
– Что обязан делать фельдшер скорой помощи?
– Самое главное для фельдшера: выполнять назначения врача. В этой работе не может быть личной инициативы. Принимает решение только врач.
Помимо огромного списка обязанностей, фельдшер должен быстро собираться на вызов, чтобы вовремя оказать помощь, следить за полной укладкой сумки, за всем техническим медицинским оснащением. Очень важно ничего не забывать, так как никогда точно не знаешь, с чем придется столкнуться. Также он следит за порядком, проверяет сроки годности лекарств и сортирует отходы.
Нужно владеть очень многими профессиональными навыками. Получить их можно в медицинском колледже. Как правило, окончивший колледж фельдшер профессиональней, чем фельдшер-студент медицинского вуза.
– Скоро ты окончишь университет. Останешься ли ты работать в бригаде скорой помощи?
– Думаю, нет. У меня уже было распределение. Выпустившись, я стану участковым педиатром и буду работать в поликлинике.
Но какое-то время назад я серьезно думала о том, чтобы остаться работать на станции скорой помощи в качестве врача. Потом мое мнение изменилось.
Сейчас меня как студента могут назначить исполняющим обязанности врача только на общепрофильные бригады скорой помощи, то есть на те, где работают со взрослыми. Мне же больше нравится работать с детьми, с ними мне проще.
Также я поняла, что мне было бы сложно принимать экстренные решения, с которыми часто сталкивается врач бригады скорой помощи. Мне нужна более спокойная работа, на которой у меня будет время подумать о диагнозе, назначениях, обследованиях и подобном. Принять моментальное решение мне тяжело. Далеко не каждый врач справится с такой работой.
Кроме этого, рабочий график все-таки очень портит жизнь. Мне тяжело справляться с ним. Работая в поликлинике, ты всегда вернешься домой вечером. Для меня это большой плюс.
Мне не терпится окончить университет и приступить к работе участковым педиатром. Хочется стать более самостоятельной, научиться принимать важные решения, будучи врачом.
– Сложно ли работать в составе бригады скорой помощи в психологическом плане?
– В разное время я по-разному относилась к своей работе. Когда я только устроилась, мне было всех жалко. Любая человеческая боль тоже причиняла мне страдания. Позже, примерно через год, я заметила, что стала равнодушней относиться ко всему, с чем сталкивалась. Иногда чувствовала злость, если вызов был необоснованным.
Сейчас я пришла к равновесию. Я ушла от крайностей, и теперь уже не стану плакать после ужасного случая, но и не буду холодна к ситуации. Наверное, сейчас ко многим людям, к которым наша бригада приезжает на вызовы, я чувствую сострадание и хочу оказать ту помощь, которую от меня ждут.
Теперь я знаю, что сказать людям, чтобы им стало легче. Я знаю, когда лучше успокоить словом, а когда стоит промолчать. Иногда нужно и поддержать, а иногда – и выслушать.
– Как работа повлияла на тебя?
– Работа требует самоотдачи. Она очень сильно изменила мое отношение к жизни, изменила мой характер, помогла быстрее вырасти.
Со временем у многих врачей появляется профессиональная деформация личности. У тех людей, которые еще студентами поработали, к примеру, в бригаде скорой помощи, она наступает гораздо раньше.
Наверное, не смогу выделить лишь то, что изменилось во мне исключительно из-за работы, так как на многое повлияло не что-то одно, а сумма факторов. Скажу точно, что я стала уверенней в себе. Я чувствую себя значимым человеком, потому что помогаю людям.
Благодаря работе я стала намного лучше понимать людей, стала терпимее.
– Какой человек сможет работать фельдшером в бригаде скорой помощи?
– Работа подойдет людям, легким на подъем, спокойно живущим без достаточного количества часов сна. Думаю, это неплохой вариант для тех, кто хочет стать терпеливее. Также она понравится пробивным, оптимистичным, сильным и выносливым. Конечно, этими качествами должны обладать все медики, иначе они быстро «перегорают», не выдержав даже обучения.
Будет тяжело скромным и стеснительным. Наверное, мне было тяжело, потому что я сама такой была.
Также сложно будет тем, кто с трудом переносит физические нагрузки и поездки в транспорте. На транспорте может очень сильно укачивать. Именно по этой причине на медосмотрах медики проходят так называемые «вращательные пробы».
– Какие плюсы и минусы этой работы ты можешь отметить?
– Гибкий график для некоторых может быть как плюсом, так и минусом. Я считаю, что он очень удобен, потому что можно работать в то время, когда хочешь, можно выбрать количество часов, которые ты в состоянии осилить, и, как правило, никто не будет требовать от тебя больше.
Также это интересная работа. Приходится постоянно выезжать на вызовы. Для меня каждый выезд по-своему интересен. Даже если причины вызова бригады скорой помощи описаны подробно, никогда не знаешь точно, с чем ты будешь иметь дело на месте.
Выезжая, никогда точно не знаешь, что тебя ждет. За дверью нас ждали самые разные случаи. Если нравится подобная спонтанность, то эта работа – то, что нужно. Конечно, это нравится не всем, поэтому для некоторых этот пункт будет скорее минусом, чем плюсом.
К плюсам отнесу общение с коллегами. На станции скорой помощи работает огромное количество людей. Кроме этого, у студента постоянно меняется состав бригады, так как он не может работать каждый день по будням. Как правило, удается поработать практически со всеми. И это очень весело.
Особым плюсом является обучение. Работая в бригаде скорой помощи, медик обучается огромному диапазону навыков, осваивает даже то, что ему может и не пригодиться.
Также для меня большой плюс – это оказание помощи людям, которых я вижу, как правило, первый и последний раз в жизни. Мне кажется, это проще, чем быть участковым врачом и лечить одних и тех же пациентов из месяца в месяц.
К минусам отнесу неуважительное отношение к медицинскому работнику. Можно даже пострадать на работе. На нашей станции было несколько случаев, когда выполняющих свою работу людей избивали.
Имеет большое значение, где ты проводишь время между вызовами, поэтому условия тоже важны. Часто фельдшеру бригады скорой помощи приходится спать на станции.
Еще один минус – огромная загруженность. Визитов действительно много, и среди них редко бывают такие, где необходимо спасти жизнь. Зачастую поводы для вызова обычные: давление либо температура. Многие быстро разочаровываются, потому что это совсем не та работа, с которой их познакомила массовая культура. Устроившись на станцию скорой помощи, многие новички представляют, что они будут спасателями, но все чаще и чаще сталкиваются с заурядными вызовами.
– Ольга, ты не жалеешь, что избрала медицину? Как ты оцениваешь полученный профессиональный опыт?
– Я очень рада, что учусь на врача. Знать, как устроено человеческое тело и как оно работает – великолепно. Я поражаюсь, как в наших телах все взаимодействует. Когда я начала изучать это, то была очень восхищена этим фактом, и восхищаюсь этим до сих пор.
Я не считаю полученный опыт бесполезным, потому что эта работа сформировала меня как личность. Кроме этого, я вплотную познакомилась со сферой, с которой планирую связать свою жизнь. Да, после университета я буду работать в поликлинике, но благодаря нынешней работе и тому опыту, который у меня уже есть, я уже знаю, что значит работать медиком.
Служба скорой медицинской помощи соблюдает временные нормативы по приезду на вызовы. Об этом в четверг, 21 марта, рассказал главврач учреждения Игорь Старостин.
Сейчас в Калининграде ежедневно работают 42 бригады. Ещё около 10 экипажей у нас в резерве на случай поломок и чрезвычайных происшествий. Нам бы ещё две-три бригады. Но нормативы нам удаётся соблюдать. Небольшой кадровый дефицит у нас есть, но постепенно привлекаем персонал, — сказал Старостин.
Он также рассказал, что в среднем экипаж скорой помощи за смену отрабатывает 20-25 вызовов в зависимости от дня. В периоды, когда превышен эпидпорог, эти показатели увеличиваются.
«После чёткого разделения на неотложную и скорую помощь выполнять нормативы будет проще. Улучшится качество оказания медицинской помощи», — сказал главврач.
Ранее появилась информация, что региональное министерство здравоохранения планирует разделить вызовы неотложной и скорой помощи для улучшения качества работ. В четверг, 21 марта, региональные власти передали муниципалитетам 16 новых медицинских автомобилей.
Настоящую форму можно распечатать из редактора MS Word (в режиме разметки страниц), где настройка параметров просмотра и печати устанавливается автоматически. Для перехода в MS Word нажмите кнопку .
Для более удобного заполнения бланк в MS Word представлен в переработанном формате.
Примерная форма
_________________________
(наименование работодателя)
_____________________________________________
(наименование, адрес, ОГРН, ИНН/КПП работодателя)
УТВЕРЖДАЮ |
||||
(наименование должности руководителя работодателя) |
||||
(подпись) |
(Ф.И.О.) |
|||
«__» ________ __ г. |
||||
м.п. |
Должностная инструкция санитара-водителя
Должностная инструкция
санитара-водителя
__________________________
(наименование работодателя)
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Санитар-водитель (далее — «Работник») относится к должностям младшего медицинского и фармацевтического персонала.
1.2. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права, обязанности, ответственность, условия работы, взаимоотношения (связи по должности) Работника, критерии оценки его деловых качеств и результатов работы при выполнении работ по специальности и непосредственно на рабочем месте в «________» (далее — «Работодатель»).
1.3. Работник назначается на должность и освобождается от должности приказом Работодателя в установленном действующим трудовым законодательством порядке.
1.4. Работник подчиняется непосредственно ________.
1.5. Работник должен знать:
правила эксплуатации используемого медицинского инструментария и оборудования; правила техники безопасности при работе с медицинскими инструментами и оборудованием; психологию профессионального общения; основы медицины катастроф; санитарно-гигиеническое содержание медицинского салона; правила санитарии и гигиены труда; назначение моющих средств и правила обращения с ними; правила дорожного движения; основы безопасности движения; правила технической эксплуатации автомобилей (относящиеся к водителям); основные показатели работы автомобилей, пути и способы повышения производительности труда; признаки, причины и опасные последствия неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля, способы их обнаружения и устранения; порядок проведения технического обслуживания автомобилей и прицепов; правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках; правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин; влияние погодных условий на безопасность вождения автомобиля; способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий; приемы оказания первой помощи при несчастных случаях; правила заполнения первичных документов по учету работы автомобиля; правила обкатки новых автомобилей и после капитального ремонта; порядок экстренной эвакуации пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.
1.6. Требования к квалификации. Требуется среднее (полное) общее образование. Специальная подготовка по программам оказания первой помощи. Право на управление автомобилем категории «B», стаж работы водителем автомобиля не менее 3 лет.
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Работник:
2.1. Выполняет вместе с фельдшером переноску, погрузку и разгрузку больных и пострадавших при их транспортировке, оказывает помощь врачу и фельдшеру при выполнении ими диагностических и лечебных манипуляций, переносит медицинскую аппаратуру.
2.2. Оказывает помощь медицинскому персоналу в сопровождении больных.
2.3. Управляет автомобилем скорой медицинской помощи, отнесенным к одной из категорий «B» или «C».
2.4. Заправляет автомобиль топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью.
2.5. Оформляет путевые документы.
2.6. Проверяет техническое состояние и прием автомобиля перед выездом на линию.
2.7. Сдача автомобиля и постановка его на отведенное место по возвращении с работы.