Вот таких писем — вагон и маленькая тележка.
Спрашивают: почему пылал и вдруг остыл, что случилось, как так?
Вот вы когда обед в столовке офисной едите, тоже, наверное, сначала голодные, потом наедаетесь, правда? Третью тарелку супа не осилили бы. Почему вы изумляетесь, что человек, пообщавшись с вами, наелся? Может вы какие-то перспективы перед ним раскинули? Удивили и заинтриговали? Чем-то зацепили? Нет? И при этом у него и без вас все есть и вы ничего в его жизнь не привносите, кроме себя? Тогда можно заключить, что остыл он совершенно закономерно. Иначе и быть не могло. По умолчанию любой человек остывает. Чтобы не остыл, надо что-то сделать, особенное.
То есть в письмах — нормальная ситуация, к которой с самого начала надо быть готовыми, чтобы не хлопать глазами и не цепляться, когда вам намекнут, что вы больше не нужны. Вот цепляться к тому, кто вам изо всех сил намекает, не пошли бы вы, а потом уже и прямо это говорит, ненормально.
ryzhik_k
Здравствуйте, Эволюция!
Очень надеюсь на разбор моей ситуации, поскольку очень не хочется повторить тех же ошибок, ну и если честно, во мне все же живет надежда выровнять текущую историю.
Год назад мы с подругой перешли в новый фитнес-клуб и через некоторое время я стала заниматься у тренера. Понравился он мне сразу, но он на втором или третьем занятии упомянул в разговоре супругу (именно так он ее и называл), и это заставило меня отмести мысли даже о возможности флирта. Но не надолго. Плюс подруга «подливала масла», периодически вздыхая о том, что как же мы хорошо смотримся вдвоём на тренировке. (Подруга во всем виновата)
Через три месяца после начала занятий Валера предложил мне участвовать в экстремальных командных гонках, я согласилась. И вот во время гонки произошли три вещи:
1. Я познакомилась с его женой. И меня очень удивил тот несколько приказной и жестковатый тон, в котором она говорила с Валерой. А он словно прогибался, что никак не вязалось с образом того Валеры, который уже жил в моей голове. (Наверное вы подумали, что он тяготится такой стервой и вы ему предложите условия получше. А ведь это значило лишь то, что он ею очень дорожит, потому и гнется)
2. После гонки я уставшая и обессилевшая подошла к нему и на вопрос «Как ты» вместо ответа уткнулась лбом в его плечо (Я писала уже, тренер — очень большой риск влюбиться, невзаимно, поскольку вы смотрите снизу, а он сверху. Все, кто заводят тренеров, должны об этом помнить и останавливать себя. Такое происходит со многими клиентками )
3. Так получилось, что, показывая фото, которое я сделала на трассе, я случайно показала ему свое ню-фото
И после этих соревнований наши отношения стали меняться. Сначала мы пошли в кино большой компанией, потом поменьше, затем вдвоём. Писать он мне стал не только по поводу тренировок и всего, что около, а больше интересовался мной. Точнее, это было какое-то ненасытное общение с двух сторон. И очень скоро оно сместилось в сторону секса и отношений. Это был период, когда он откровенно восхищался мной. Ему очень импонировало, что я откровенно отвечаю на многие вопросы. Это был какой-то виртуальный секс, честное слово. Но при этом мы не спали. Я даже начала по этому поводу немного загоняться. (Раз начали загоняться, то и тянули секс из него щипцами, хотя ему хватало просто флирта)
После очередного похода в кино он мне написал (да, снова написал, потому что поговорить с ним на те темы, о которых мы переписывались, было просто невозможно), что да, ему бы хотелось большего в наших отношениях, но к сожалению он не свободен, и чтобы решить эту проблему, ему нужно время. (Оправдывался под вашим напором)
В итоге, через некоторое время секс случился. И по реакции было понятно, что он не врал, когда говорил, что секса с женой у него не было долгое время. (Все наоборот. Когда секса у мужчины нет очень долгое время, член стоит не очень. А если все отлично в сексе, значит секс у него регулярный. Хватит уже тупить, девушки. Который раз встречаю упоминание, что, раз все было страстно, значит секса не было давно) Все было хорошо: он стремился больше времени проводить со мной, писал, уходя от меня, звонил.
Спрашивал, как я отношусь к детям, точнее, есть ли у меня желание, чтобы дети были. Писал о своих мечтах на тему семьи и отношений. А потом все изменилось. Словно бы вдруг. (Да не вдруг, он просто блеял как теленок, а тут совсем вы надоели) Возможно, оказала влияние моя откровенность о том, что я боюсь отношений, боюсь жизни с мужчиной, и что в моем одиночестве мне в целом комфортно или привычно. (О да, он ведь уже собрался развестись и жениться на вас, а тут облом)
Но факт таков, что человека словно подменили. Он реже писал, а тренировались мы все так же, пропускал «наши» дни, отговариваясь проблемами дома, домашними делами и пр. (До этого он кое-как терпел, а теперь совсем надоело) Секс превратился в сплошные эксперименты. Я не против попробовать что-то новое, но каждый раз возникало ощущение, что я — объект и площадка для экспериментов. (Странно не это, а то, что он прятался, а вы его доставали и принуждали к сексу)
И в тоже время мне хотелось быть с ним чаще, и мне хотелось разговоров, общения. А получала поцелуй на пороге и смс утром с вопросом о самочувствии. Я стала говорить, что меня обижает такое отношение, и что я чувствую себя проституткой. Ситуация чуть улучшалась, но не надолго. В итоге, наши встречи меня стали больше расстраивать, чем приносить радости. Я понимала, что с этим пора заканчивать. И не могла. Потому что сбивало с толку прекрасное, очень приятное общение во время тренировок (это потом я поняла, что общение это было профессиональным). (Вот так новость, вы забыли, что платили ему деньги) И да, назначая встречи, он интересовался, не занята ли я, но поскольку я всегда подстраивалась под его график, то по сути это превратилось в формальность.
Все закончилось ужасно. Получив очередную смс с предложением перенести нашу давно запланированную встречу на день позже, я не ответила на нее, а в голове накрутила себе огромный пузырь. Который с грохотом лопнул, когда он написал, что можем все-таки встретиться сегодня. Я резко, с ходу сказала, что меня все достало, и нам нужно все прекратить — и отношения, и тренировки. Он сказал: «Давай так и сделаем». (Вот и представьте, насколько вы его достали) Это подкосило меня окончательно. Он предложил остаться друзьями. На вопрос зачем, внятного ответа я не услышала. Самым страшным было услышать от него: «Я тебе ничего не обещал, и дать тебе я ничего не могу».
В итоге спать мы перестали, но на тренировки я к нему ходила. (Никакого самоуважения у вас нет, отсутствует) Через некоторое время он снова сказал, что сходил бы со мной в кино. Снова стал писать и болтать со мной на отвлеченные от спорта темы. Я периодически рыдала, вспоминая его «я тебе ничего не обещал…», но снова шла на тренировку.
А в прошлую субботу были мои соревнования, на которые пришла его жена. Когда я увидела ее, у меня штанга в прямом смысле из рук и выпала. Соревнования я завалила, несмотря на попытки взять себя в руки. Поддержки от Валеры как от тренера во время соревнований не было ни какой, он словно боялся отойти от жены и подойти ко мне.
В конце, когда уже я сама подошла к ним, он спросил: «Ты из-за соревнований расстроена?» На что я довольно резко ответила «Не только» и, сказав «Пока!», почти убежала. Пропадала остаток субботы, на воскресенье нашлись дела и знакомые и было не до удаления себя и не до рыданий. С подругой даже удалось над собой посмеяться.
Сегодня он написал мне по поводу тренировок, я написала, что не приду на этой неделе.
Он: Ты решила бросить фитнес?
Я: нет
Он: уфффф
Я:фитнес я не брошу
Он: своего тренера?
Я: Валер, я всё-таки не мазохистка. И мне тяжело. Ты замечательный, и тренер ты тоже прекрасный. Но что то я с ситуацией не справляюсь. Возьму тайм-аут до следующего понедельника
Он: хорошо
Затем, позднее в общем чате на вопрос как же так получилось, что лучшие игроки проиграли субботний матч (он играет в команде по американскому футболу), он отпустил фразу: «Лучшие, и, как выяснилось, во всем»
Вот что есть на данный момент.
Я знаю, что вопросов задавать нельзя, но все же позволю себе нарушить правила: могу ли я исправить ситуацию? Выровнять ее и повести ее в другом русле? Спасибо! (Прежде всего вам нужно встать с колен, отряхнуться. Посмотреть на себя в зеркало, устыдится того, как вы унижаетесь и бегаете за женатым мужиком, которому вы даже не нравитесь. И дать себе слово полностью порвать с ним. Кроме вежливого привет — никакого общения. Прекратить тренировки с ним, взять другого тренера. Без объяснений. Он будет через какое-то время делать брови домиком и пытаться поговорить, но это будет жалость, чувство вины и отчасти любопытство. Ничего не объясняйте, все ему и так ясно. Если он вдруг начнет немного бегать (вам повезет, будем надеяться), постарайтесь ни одной минуты не думать про возобновление отношений, думайте только о том, что поднялись из той лужи, в которой сейчас оказались, и выглядите уже не так плохо. И все. Точку поставьте, только не жирную, тихо, про себя.)
Вопрос. Друзья, как думаете, почему девушка в этой ситуации даже не заметила, как ушла в такой минус?
При выборе вида спорта для ребенка первое и главное — это найти хорошего детского тренера. Но зависит ли успех вашего ребенка от тренера? Или все-таки природные данные и упорство сделают все за него? И возможно ли достичь Олимпийских побед без наставника?
Содержание
Критерии оценки тренера
Умение мотивировать
Тренер должен вдохновлять своих подопечных на желание заниматься и улучшать свои показатели. Если говорить про маленьких детей, то не все они выносливы, и не всегда все получается. И чтобы у ребенка не пропал интерес к тренировкам и к данному виду спорту в целом, нужно мотивировать его и завлекать. Придумывать различные варианты подачи тренировки, например, как преодоление преград на пути супергероев или достичь нужных результатов и стать чемпионом, или любая тренировка может восприниматься детьми как приключение.
Популярность тренера
Хороший тренер у всех на слуху: к нему ходит заниматься весь двор, родители советуют его друг другу, а для городской ДЮСШ он местная звезда. Однако такая популярность может вести к чрезмерно большим группам и очередям из желающих. Подумайте, стоит ли ждать свободное место в огромной очереди, пока вы могли бы заниматься у менее известного тренера и наработать необходимую базу для дальнейших тренировок.
Общение с детьми
В нашей стране принято, чтобы тренер был жестким, строгим и напористым. И среди родителей и профессиональных спортсменов это считается нормой. В Европе отношение тренера к детям противоположное: он никогда не кричит на своих подопечных, не ругает за ошибки, поддерживает, позитивно настроен и поощряет даже за незначительные победы.
— Вам нравится работать тренером?
Очень. С удовольствием двигаюсь, чувствую предмет и психологию детей. Мне очень помогает то, что я была спортсменкой. Я получала удовольствие от гимнастики и хочу, чтобы воспитанницы тоже всегда испытывали такие же эмоции. Наш спорт — искусство и без души ничего не добьешься», — делится своими впечатлениями олимпийская чемпионка Евгения Канаева.
Есть ли победители на соревнованиях
Все виды спорта можно разделить на 2 типа: краткосрочные, такие как художественная гимнастика или фигурное катание, и долгосрочные: футбол, бокс, хоккей или легкая атлетика.
В краткосрочных видах спорта первые победы могут прийти в 5-6 лет. А профессиональную карьеру можно завершить и к 20 годам в звании чемпионки мира или олимпийской чемпионки. Например, фигуристка Юлия Липницкая завоевала олимпийское золото в 15 лет.
В долгосрочных видах спортсмены достигают высот к 25-30 годам, а иногда и позже. Известный боксер Николай Валуев начал заниматься боксом в возрасте 20 лет и успел достичь немалых высот.
Свое спортивное прошлое
Гениальный спортсмен не значит гениальный тренер. Как и успешный тренер не значит успешный спортсмен. У каждого тренера в любом случае есть свое спортивное прошлое с достижениями или нет. Однако наличие высоких показателей не означает, что вы достигнете того же самого. Особенно это касается командных видов спорта. Там победа складывается общими усилиями всеми членами сборной. И факт того, что ваш тренер добился чего-то, не гарантирует вам результата. Помните, что победа зависит не только от вашего наставника, но от финансирования спорта, доступности необходимых снарядов и медицинского обслуживания.
Умение слушать и понимать
Часто тренеры в погоне за результатами забывают об ощущениях спортсменов, не придают значения небольшим травмам. И детям приходится тренироваться через боль. Однако умение прислушиваться к своим подопечным — черта хорошего тренера, который здоровье ребенка ставит на первое место. В 2002 году Ляйсан Утяшева не смогла полноценно тренироваться из-за боли в стопе. Ее тренер Ирина Винер подошла к ней и спросила, что случилось. Узнав о количестве принимаемых таблеток и их бездействии, Винер повезла Утяшеву в Германию на обследование. Поддерживала ее и после перенесенной операции.
Каким он должен быть: молодым или опытным
Хороший тренер полон энтузиазма и вдохновляет своих подопечных на тренировки и достижение новых результатов. С ним должно быть комфортно и приятно работать. Он ваш наставник, советник и, может быть, друг и товарищ, который поддержит и утешит при поражениях.
В большинстве случаев, детям проще подружиться с молодым тренером. Разница в возрасте меньше, и такой тренер — современный. Он сам недавно из спорта. Знает и понимает актуальное положение дел в спорте. Следит за последними тенденциями. Он открыт к новым методам. Гибок и готов рисковать и экспериментировать, что несвойственно российским тренерам советской закалки, но распространено в Америке и Европе. Однако у такого тренера свой минус — небольшой опыт.
У немолодого тренера тоже есть свои преимущества. И главное из них — большой багаж знаний за плечами, своя тактика и методика, налаженная система воспитания, и количество победителей международных или российских соревнований на лицо.
На первых порах, когда ребенок только проявил интерес к конкретному виду спорта, лучше ориентироваться не на наличие побед у воспитанников тренера, а на его умение вдохновлять и показывать пример. Это поможет создать благоприятные условия для начала занятий и не потерять интерес после первых тренировок. Только после прохождения базовой подготовки можно обратиться к более профессиональному тренеру для выхода в большой спорт.
Как выбрать тренера
Надо ли пробиваться к знаменитостям или для начала пойти в секцию рядом с домом?
Если у тренера за плечами опыт своих побед, то он является реальным примером для детей. Тренер знает, какие усилия нужно приложить, чтобы добиться выдающихся результатов. Отсюда и умение вдохновить ребенка и привить ему любовь к данному виду спорта. К тому же бывшему спортсмену захочется передать опыт молодому поколению. Но то, что сработало на нем, не означает, что подойдет всем остальным. И его известность никак не может детям добиться высшего пилота. Для знаменитого человека победа своего воспитанника — не лишняя, но и не является путевкой в жизнь. Что характерно для обычного тренера, для которого воспитать олимпийского чемпиона даст шанс подняться на другой уровень и заявить о себе.
Советы родителям
Действия родителей при выборе тренера:
- Посетить тренировку и понаблюдать, как тренер общается с детьми, на их реакцию и эмоции.
- Познакомиться с тренером и узнать его методику, ценности в воспитании спортсменов.
- Получить отзывы от других родителей или детей.
- Прийти на пробное занятие, посмотреть на адаптацию ребенка к тренеру и спорту.
- В случае положительной реакции со стороны ребенка, записываться на дальнейшие занятия.
Типичные ошибки
Цена
Ориентироваться на стоимость занятий у тренера неправильно. Дорого — не значит эффективно, как и дешево — плохо. Знаменитый тренер, занятия у которого будут выше в цене, не гарантирует высоких достижений. Как и не означает, что тренер из обычной ДЮСШ не сможет воспитать чемпиона. Вам нужно найти своего человека, который привьет ребенку любовь к спорту и поверит в него.
Чем строже, тем лучше
В нашей стране родители оценивают тренера по его требовательности и строгости. Позволяется кричать на детей, что создает не самые благоприятные условия и вызывает стресс у юных спортсменов. Однако в странах Европы такое отношение не приемлемо. Тренеры не поднимают голос на детей, а, наоборот, при неудачах поддерживают их, пытаются помочь справиться с поражением. И такой подход дает спортсменам почувствовать себя раскрепощенными. Не боязнь ошибиться вдохновляет их на риск и эксперименты, что часто приводит к выигрышу.
Результаты
Выбирая тренера, чьи воспитанники добились побед в юниорских соревнованиях, но не построили полноценную карьеру, вы можно совершить глобальную ошибку. Ориентироваться только на победителей подросткового возраста нельзя, потому что тренер выматывает ребенка на данном этапе, а не смотрит в будущее и не готовит его к профессиональному спорту. Ставки должны делаться на глобальные взрослые соревнования, где спортсмен может достичь высот и заявить о себе. Этапы, которые шли до этого, уже не будут иметь значения. А если растратить себя раньше, то сил не хватит на финальный рывок.
Мнение экспертов
Как родителям выбрать тренера, который подойдет именно их ребенку? Какие вопросы задать тренеру? Где искать тренера? Сегодня на эти вопросы ответят наши эксперты — Екатерина Полынская и Андрей Аронович.
Екатерина Полынская
О себе: Тренер по Тхэквондо ИТФ, мастер спорта, черный пояс 2 дан, закончила СибГУФК, специалист по физической культуре и спорту, специализация восточные единоборства. Работает в детском саду инструктором по плаванию.
При выборе тренера для ребенка необходимо обратить внимание на его заслуги, стаж работы, квалификацию, образование. Ведь грамотный тренер найдет подход к каждому ребенку. Узнайте какие мероприятия помимо тренировочного процесса проводятся.
Обычно, к хорошему тренеру, приходят по рекомендации знакомых, родственников. Если же тренер молодой, с малым опытом, такого тренера презентует «тренер с опытом» (его наставник). И, как правило, все нюансы раскрываются на собрании с родителями.
Андрей Аронович
О себе: В спорте с 1986 года. Вице-чемпион России по савату (французское боевое искусство), серебряный призер чемпионата Санкт-Петербурга по кикбоксингу. Окончил СПБГАФК им. П.Ф. Лесгафта. Тренерский опыт с 1999 года, тренер высшей категории. Среди воспитанников финалисты, призеры чемпионата мира и чемпионата Европы по савату (Ольга Ляпина, Сергей Петров), победители чемпионата России и Кубков России по савату, кикбоксингу, боксу.
Тренер — профессия не простая. Если для того, чтобы работать с механизмами или, скажем, компьютерными системами требуется диплом инженера, то почему для работы с человеком этого не нужно? Еще как нужно! Тем более с детьми. И тут никак не обойтись без знаний физиологии, психологии и много чего еще. Как правильно определить физическую нагрузку? С чего начать обучение приему? Каковы психофизиологические особенности внимания у детей младшего возраста?
Советы
- В первую очередь поинтересуйтесь уровнем физкультурно-спортивного образования тренера. Есть ли диплом? Что и когда заканчивал? Если это мастер спорта или чемпион мира без диплома, то это еще далеко не залог его тренерского мастерства.
- Поинтересуйтесь об опыте работы. Постарайтесь найти отзывы о данном тренере, а еще лучше — поговорите с родителями тех, кто уже занимается. Так называемая, «Сохранность контингента» — количество детей, пришедших на начальную подготовку и из года в год продолжающих тренировки — хороший показатель работы!
- Есть ли у тренера свои дети? Занимаются ли они физкультурой? Согласитесь если он или она не сумели заинтересовать своего ребенка (при этом сын или дочь не должны обязательно быть чемпионами), то вряд ли удастся это эффективно проделать с другими детьми.
- Если для тренера результат превыше здоровья или воспитания ребенка — бегите от такого «тренера»!
- Решили искать тренера через интернет, то будьте избирательны! Сейчас в эпоху маркетинга принято пускать пыль в глаза. Лучше всего спросить у знакомых, чьи дети уже занимаются где-то. Не поленитесь — придите и сами посмотрите как проходит тренировка. Если Вас не пускают, то это плохой знак — настоящий мастер никогда не боится и ему нечего скрывать. Зайдите в спортивные школы, клубы. Посетите детские соревнования по интересующему Вас виду спорта. Понаблюдайте как тренер ведет себя с ребятами. Не ведитесь на титул и регалии. Выводы делайте только из общения с реальными людьми.
В своей многолетней работе я пришел к выводу, что в детском спорте два основополагающих принципа: «не навреди» и «индивидуальный подход». Ведь каждый маленький человек уникален и талантлив по-своему и нужно помочь раскрыть ему свои таланты!
Подводим итог
Тренер должен стать наставником для вашего ребенка в мире спорта, постоянно вдохновлять его и подавать пример. На любом этапе ребенок должен понимать, что он не один, его поддерживают, и не будут ругать за недочеты. Знаменитость тренера не несет уверенность в построении успешной карьеры для его воспитанников. Ведь самое главное — найти человека, для которого работа тренером — основное дело жизни, кто готов рисковать, внедрять новое и учить других не сдаваться и биться до конца.
Очень важно, чтобы спортсмен любил фигурное катание! У меня нет цели научить ребенка выполнять ряд движений на льду, я стараюсь раскрыть его потенциал и развить любовь к спорту. К каждому ребенку стараюсь найти индивидуальный подход, исходя из его характера, интересов, способностей и возраста, — делится опытом тренер по фигурному катанию Бабицкий Валерий.
Тренер-танцор-родитель — психология взаимоотношений
2016-12-16/ Пігулевський Владислав / психологія та мотивація, Публікації / 0 comments
Большая часть конфликтов возникает, как правило, из-за неверных представлений об интересах друг друга в схеме тренер-танцор-родитель, и степени ответственности за результаты или проблемы.
Поэтому рассмотрим, какие именно интересы могут быть у каждой из сторон. И тогда легче будет разобраться.
Итак, в чем состоит тренерский интерес в танцевальном спорте
Как правило, самый главный тренерский интерес — это его признание как специалиста учениками, их родителями, коллегами, судьями и танцевальной общественностью. И это признание складывается не только из тех резуотатов, которых достигают воспитанники тренера. Не менее значимыми являются также:
- методичность и удобоваримость подачи материала;
- психологическая атмосфера, которую тренер создает в клубе;
- умение строить отношения с родителями;
- умение строить отношения со спортсменами;
- умение поддерживать трудолюбивых учеников и стимулировать менее азартных;
- умение регулировать отношения в парах между спортсменами, разрешать споры;
- умение выстраивать отношения со своими ассистентами и коллегами;
- умение защищать интересы своих спортсменов в конкурентной атмосфере турниров.
Эти и многие другие детали делают тренера конкурентноспособным и успешным. Но престиж, конкурентоспособность и признание — не единственный интерес тренера в его работе.
Второй значимый интерес тренера — это материальная компенсация его работы. Тренеры, которые сильно завышают оплату своих услуг, рискуют остаться без работы. Тренеры, которые сильно занижают стоимость занятий – рискуют создать себе ситуацию, в которой их труд не принесет серьезных плодов. Здесь конечно важно учитывать и возраст спортсменов, с которыми работает тренер, и уровень подготовки – кто-то великолепно работает с трехлетками, кто-то – со взрослыми и спортсменами выше D класса, а кто-то – с сеньорами. Каждый тренер должен отдавать себе отчет в том, что именно у него получается лучше всего, а где — его проблемная область.
Третий значимый интерес тренера — это его личные, человеческие отношения с учениками и их родителями. И это есть самое краеугольное, острое и трудное место тренерской карьеры. Дело в том, что многим довольно трудно найти тот момент, где кончается бизнес и начинается личный контакт, не разрушая при этом ни того, ни другого. И здесь точно нет общих рекомендаций для всех, этот вопрос индивидуален
И четвертый, не менее значимый интерес тренера — это способность и возможность творчески реализоваться в своей работе. Если ваша работа с танцорами вам представляется некоторой рутиной, где нет возможности воплотить свои творческие идеи о видении танца, если таковые вообще присутствуют , то вряд ли вам вообще будет комфортно в этой среде.
Спортсмен обладает некоторым схожим «пакетом» интересов
Основным его стимулом является, как и у тренера, признание его таланта и способностей, индивидуальности и уникальности тренером и родителями, другими значимыми взрослыми.
На втором месте у спортсмена в танцевальном спорте — это любовь к музыке и движению, природное стремление к творческой самореализации.
И третий стимул танцора — это возможность общаться и самоутверждаться в среде сверстников и более старших спортсменов. Точно известно, что если ребенка лишить возможности тренироваться в группе и перевести только лишь на систему индивидуальных занятий, его мотивация значительно падает. Среди взрослых спортсменов тоже часто можно наблюдать такую тенденцию — они стремятся тренироваться в том месте, где есть возможность, кроме всего прочего, приятно «потусовать».
По мере взросления спортсменов для кого-то главным может стать общение со сверстниками, для кого-то — творческая самореализация. Первые из них со временем оставляют спорт, а вторые взлетают на новый, более взрослый, серьезный, профессиональный уровень.
В спортивном танце присутствует еще и гендерный вопрос. Другими словами, если девочка, повзрослев, становится одержимой мыслью выйти замуж, поскольку в ее семье замужество — необходимая составляющая жизни полноценной женщины – то ей уже трудно строить отношения с партнером. Ее внимание в этом случае смещается с тренировочных проблем на проблемы отношений. Тоже можно сказать и о мальчиках, когда они одержимы идеями завоевания как можно большего количества дамских сердец, если они воспитаны на представлениях, что именно это доказывает их мужественность.
Родители спортсмена: в чем их интерес?
Если с танцором и тренером все более-менее понятно: они нуждаются друг в друге, и в отсутствии одного из этих двух персонажей процесс просто не состоится, то с родителями ситуация другая. Они вроде бы и необходимы, но в то же время, тренер часто думает: хорошо бы обходиться без них J
Подразумевается, что родители приводят детей в танцевальный спорт для того, чтобы развить их природные задатки и, возможно, сделать ребенку красивую танцевальную карьеру. То есть, из наилучших побуждений и из любви к ребенку. Такие родители отдают вам свое чадо, полностью доверяя вашему профессионализму и периодически интересуясь ходом процесса. Иногда они спрашивают тренера, что необходимо от них, от родителей, чтобы поддерживать этот процесс. Такой идеальный родитель — большая редкость.
У всех остальных родителей под внешне схожей заинтересованностью кроется совсем другая, личная мотивация. И в основе этой неосознанной мотивации лежит их собственная нереализованность в творчестве, карьере или спорте.
Такие родители в лучшем случае с головой погрузятся в жизнь вашего клуба, и даже будут сидеть с вашими собственными детьми, пока вы работаете с их ребенком. А в худшем случае они будут встревать в тренировочный процесс, давать вам советы и третировать детей на турнирах тренировочными требованиями.
А это в результате ведет к конфликтам и проблемам. В связи с собственной нереализованностью, один родитель может пытаться неосознанно воплощать вместо родительской роли тренерскую по отношению к своему ребенку. Это никак не помогает тренеру, травмирует ребенка, и точно никак не решает проблемы самореализации родителя. Как правило, родители об этом мало догадываются.
Другой родитель может пытаться быть некоторым образом членом танцевального коллектива, быть активным соучастником процесса.
Третий случай — когда родителями движет некое убеждение, что можно каким-то образом влиять на тренера с целью добиться от ребенка больших результатов.
Чтобы избежать конфликтных ситуаций, тренеру прежде всего, необходимо разобраться с собственной позицией в собственной педагогической роли.
Конечно, для того, чтобы находиться четко в рамках тренерской роли, а не быть частично няней, а частично капризным ребенком для своих танцоров, тренеру необходимо понимать, чем собственно роль тренера отличается от других ролей.
Вот приблизительная характеристика этих ролей.
Тренер — это, в первую очередь, продавец своих услуг. Кроме этого, тренер — это человек, обладающий строго определенной, узкоспециализированной и достаточно глубокой профессиональной квалификацией в той сфере услуг, которую он предлагает.
В компетенцию тренера входит:
- знание спортивных требований к танцорам тех возрастных и квалификационных категорий, с которыми он работает;
- знание возрастных психофизиологических особенностей спортсменов;
- знание методики преподавания с учетом вышеперечисленных условий;
- определение режимов и графиков тренировок, соревнований, спортивных сборов;
- навыки организации тренировочного процесса.
Все, что сверх этого — харизма и личный стиль тренера — не относится к обязательному уровню профессионализма, позволяющему работать со спортсменами.
В компетентность тренера не входит:
- определение эмоционального состояния и состояния здоровья спортсмена;
- прогнозирование развития спортивной карьеры танцора;
- решение семейных, финансовых, учебных и прочих личных проблем танцора.
- характеристика родительской роли выглядит следующим образом.
Родитель — это человек, заботящийся о создании наиболее благоприятных условий для развития своего ребенка, обеспечения становления его личности, навыков здорового образа жизни и эффективного поведения. Главная его задача по отношению к ребенку — это поддержка.
В компетентность родителя входит:
- определение места, где его ребенок будет развиваться;
- выбор тренера;
- определение суммы денег, которые родитель готов потратить на развитие своего ребенка;
- обеспечение условий для отдыха и здорового образа жизни ребенка;
- уведомление тренера о трудностях, возникающих в тренировочном процессе у ребенка.
В компетентность родителя не входит:
- методика и режим тренировок;
- стратегическое планирование тренировочного процесса;
- создание условий для работы тренера;
- решение личных, финансовых и прочих проблем тренера.
Все, что родитель предлагает или требует от тренера сверх перечисленного здесь, не является адекватным тренировочному процессу. В случае, если родитель настаивает на увеличении своего присутствия в тренировочном процессе, тренер имеет полное право предложить такому родителю заключение договора о дополнительных обязательствах или условиях тренировочного процесса на взаимовыгодных условиях.
Какова же тогда сфера компетенции самого танцора? За что он сам несет ответственность?
В первую очередь, за выполнение тренировочных требований, в которые входят:
- выполнение спортивных требований на тренировках;
- выполнение домашних заданий, если таковые есть;
- соблюдение правил здорового образа жизни, обусловленных спортивной необходимостью;
- соблюдение режима спортивных мероприятий (тренировок, соревнований, спортивных сборов);
- выполнение требований спортивной дисциплины;
- уведомление тренера о трудностях, с которыми он сталкивается в тренировочном процессе.
И вот то, за что танцор точно не отвечает:
- за финансовое состояние, планы и намерения и тренера, и родителей, относительно него самого.
Один из самых эффективных способов информировать родителей и спортсменов о степени их участия в тренировочном процессе — это печатная информация. Это могут быть информационные стенды в вашем клубе или буклеты, которые вы раздаете членам вашего коллектива. Вы так же можете включить эту информацию в бланк заявления о приеме в клуб, или в бланк договора между тренером и танцором или его родителями. И в этом тексте, наряду с правилами поведения, формой одежды для тренировок и условиями тренировок, финансовыми условиями, штрафными и поощрительными мерами, вы можете привести информацию о том, за что именно в тренировочном процессе отвечает тренер, за что танцор, а за что — его родители.
Другой хороший способ регулировать отношения в клубе, не исключающий первого — это родительские собрания. На них, помимо хозяйственных и стратегических задач клуба, вы можете обсуждать спортивные планы и результаты, нужды и достижения как всего коллектива, так и каждого танцора в отдельности. Вы можете говорить о трудностях, с которыми вы сталкиваетесь в работе с тем или иным спортсменом или родителем, а так же тех трудностях, с которыми сталкиваются сами танцоры.
Третья важная мера — это открытое обсуждение проблем и задач индивидуально с танцором и его родителями, или с парой и ее родителями.
Нина Рубштейн,
по материалам сайта http://rubstein.ru
Существует ли идеальный тип личности тренера? Как воспринимают личностные особенности тренера его воспитанники? Какими важными чертами должен обладать тренер успешного спортсмена?
Предмет нашего исследовния сегодня — психолого-педагогические особенности личности тренера, влияющие на результативность спортсмена-горнолыжника.
Изучение личности тренера началось в середине 20 века. Ряд ученых-психологов внесли огромный вклад в изучение этого вопроса. В конце 60-х годов в Англии психолог Хендри пытался выявить личностные особенности, необходимые идеальному тренеру, и опросил для этого спортсменов и самих тренеров. Огилви и Татко изучали особенности характера тренера. Большой вклад в изучение личности тренера внесли такие исследователи как М. Мосстон, Джон Лой, Джон Вуден, Барри Хуссман, Нил и ряд других зарубежных ученых-психологов.
Представления об идеальном тренере существуют как у спортсменов, так и у тренеров. Однако успех тренерской работы в значительной степени зависит от того, как строит он свои отношения со спортсменами и командой и как преподносит свои знания. По мнению английского спортивного психолога К. Хендри, способность тренера выполнять роль, которой ожидают от него спортсмены, в сочетании с его профессиональными знаниями, может, по-видимому, компенсировать некоторые его недостатки. Особенность восприятия тренером своей роли основана на авторитете.
Александр Жиров (в середине слева) и Владимир Андреев (в середине справа) с тренерами Верезговым (справа) и Тягачёвым (слева) — 1982 год.
Каковы причины того, что большинство тренеров авторитарны в своей деятельности? Высокая потребность управлять действиями других была причиной тому, что они выбрали спортивную деятельность для удовлетворения этой потребности. Лидерство и руководство в стрессовых ситуациях, характерные для спортивной деятельности, требуют, достаточно жесткого контроля за поведением спортсменов как в командных, так и в индивидуальных видах спорта. Некоторые спортсмены, привыкшие подчиняться авторитету, ожидают от тренера доминирующего поведения. Поэтому тренеры нередко ведут себя именно так, чтобы удовлетворить потребности спортсменов.
Стоит отметить следующие преимущества доминирующего поведения тренера:
- Неуверенный в себе спортсмен будет чувствовать себя увереннее и спокойнее в стрессовых ситуациях;
- Агрессивность, вызванная авторитарностью, направлена не на тренера, а на борьбу с соперниками или способствует более активным действиям спортсмена;
- Авторитарное поведение тренера может действительно соответствовать потребностям спортсмена, и в этом случае он выступит лучше обычного.
Однако среди тренеров, добившихся успеха, встречаются и демократичные по стилю поведения. Они добиваются успеха по следующим причинам. Менее авторитарный тренер более доступен спортсменам. Его воспитанники свободно чувствуют себя с ним и охотнее общаются. Поэтому тренер сможет лучше знать об их опасениях, проблемах и возможных разочарованиях и тем самым предотвратить раскол в команде. Спортсмены имеют возможность проявлять инициативу и самостоятельность, достичь определенной независимости в стрессовых ситуациях. Если тренеру удается передать часть ответственности за принимаемые решения спортсменам, и они начинают чувствовать свой авторитет, то это способствует формированию у них более эмоционально зрелого поведения. Спортсмены, действия которых чрезмерно не ограничивает авторитарный тренер, могут принимать более гибкие тактичные решения. Более гибкий тренер, в отличие от авторитарного, не примет авторитарных претензий и заявлений со стороны других. Авторитарного тренера отличает большая нетерпеливость и фанатизм. Более гибкий тренер готов принять других людей такими, какие они на самом деле, оценить их положительные и отрицательные стороны, уважать свое и чужое мнение.
Владимир Синетов, Валерий Цыганов, Сергей Грищенко (тренер), Анатолий Лебедев, Леонид Тягачев, Александр Жиров, Дагиб Гулиев.
Кировск, 1981 г.
Психологи, занимающиеся проблемами управления в области спортивной психологии, предложили несколько методов сочетания авторитарного и демократического поведения со стороны руководителя. Они рекомендуют более гибкий подход в ситуациях, требующих взаимодействия группы и лидера. Преподаватель в спорте, по мнению американского психолога М. Мосстона, должен начинать с авторитарного подхода — «делай, как тебе говорят». Когда ученики освоят и примут эту модель, ответственность за приятие некоторых решений может быть возложена на них. Мосстон рекомендует предоставить право ученикам решать вопросы, связанные с заданием, — когда начать тренировку, сколько времени тренироваться, на каких снарядах и т.д. Он считает, что в этом случае школьники более активны на уроках физической культуры, чем когда эти указания даются учителем.
Если воспитанники успешно справляются с этим, то Мосстон рекомендует для оценки выполненного упражнения привлекать самих учащихся. Для этого он предлагает разбить учеников на пары, а затем распределить по группам с тем, чтобы они могли видеть друг друга и оценивать качество выполнения упражнений. Далее Мосстон предлагает разрешить ученикам самим составлять индивидуальный план тренировок с учетом их возможностей. Таким образом, ученику можно предложить составить программу для развития силы и выносливости.
Мосстон рекомендует подвести спортсмена к этапу, который он называет «управляемым самопознанием», — метод Сократа, при котором ученик путем ответа на вопросы открывает для себя принципы и основы, способствующие совершенствованию мастерства.
Сравнительные исследования авторитарного и демократического подхода в физическом воспитании показывают, что при более активном участии спортсмена в педагогическом процессе он лучше будет понимать, почему применяется та или иная тактика, и действия его будут более гибкими. Успех спортивной команды во многом обусловлен стилем руководства со стороны тренера.
Широта взглядов, уровень знаний, навыков, умений, авторитет, любовь к своему виду спорта и воспитание настойчивости, умение сплотить дружный коллектив, разобраться в психологии спортсмена, решительность, требовательность, самокритичность, принципиальность — вот неполный перечень качеств, какими должен обладать тренер-педагог.
Полноценные взаимоотношения между тренером и командой строятся на обоюдном уважении, доверии и дружбе. При решении всех вопросов, касающихся команды и ее членов, между тренером и спортсменами необходим тесный контакт. Однако при окончательном решении той или иной проблемы основная роль принадлежит тренеру.
На тренировке. Второй слева — Леонид Тягачев. На переднем плане — тренер Юрий Сергеевич Преображенский.
Хороший тренер всегда требователен и принципиален в первую очередь к самому себе, самокритично относится ко всей своей работе. Он должен быть новатором, уметь видеть все передовое в методике, тактике, чтобы не копировать, а творчески применять их в работе. Важно, чтобы тренер был хорошо эрудирован в вопросах психологии личности и спортивной деятельности, обладал бы не только теоретическими знаниями в этой важной для его профессии области, но и умел вникать в психологию руководимых им спортсменов, всего спортивного коллектива.
Степень эффективности руководства тренера зависит от умения оценить особенности психических состояний каждого спортсмена при его взаимодействии с партнером и противником, умения своевременно и правильно устранить причины, ведущие к неудачам или конфликтам. Большое значение в работе тренера имеет сдержанность во внешнем проявлении собственных эмоциональных, состояний и переживании астенического характера. Во время соревнований спортсмен особенно восприимчив ко всем внешним влияниям, и вид удрученного тренера способен вызывать совсем нежелательные реакции членов команды. Всем своим внешним видом, формами обращения со спортсменами тренер должен поддерживать их уверенность в своих силах и волю к победе. Это важное требование предполагает наличие у тренера способности управлять своими собственными эмоциональными состояниями в целях оказания должного психологического воздействия на спортивный коллектив.
Профессия тренера как педагога предъявляет к нему следующие группы требований (по Л.С. Шафрановой, Ф.Д. Забугину):
- к физическим качествам: хорошее, крепкое здоровье, особая выносливость нервно-психической сферы, достаточно звучный выносливый голос;
- к нервно-психической сфере: распределенность внимания (одновременная установка на несколько как внутренних, так и внешних предметов); непрерывность внимания(способность сохранять его долгое время, не понижая из-за утомления); устойчивость (способность не ослаблять внимания под влиянием внешних впечатлений); наблюдательность; память (точность, быстрота запоминания, длительность удержания, быстрота воспоминания по первому требованию); мышление (сочетание синтетического и аналитического типов мышления, самостоятельность, точность и тонкость суждений, находчивость и изобретательность, критическое отношение к своей и чужой работе); воображение (способность быстро, ярко и точно представлять тот или иной объект, способность восстанавливать неполные впечатления и представления, активная фантазия, конструктивная комбинаторная фантазия, художественная чуткость, восприимчивость к красоте). к волевым качествам: целеустремленность, умение настойчиво добиваться цели, терпение, способность владеть собой и влиять на других, готовность нести ответственность.
К структурным компонентам способностей тренера к спортивной деятельности могут быть отнесены:
- догадка (быстрый перебор возможных вариантов стратегии и тактики решения спортивных и педагогических задач, свернутая система рассуждений и действий);
- дифференциальная чувствительность;
- вероятностное прогнозирование;
- способность к обобщению, выявлению педагогических закономерностей в учебно-воспитательном процессе,
- творческий и разнообразный характер ведения тренировки,
- оперативность в решении различных задач в ходе тренировки и вне ее;
- кратковременная память;
- широта и гибкость конструктивных решений в ходе учебно-воспитательного процесса;
- использование разнообразных методических приемов обучения и способов педагогического воздействия.
Анте Костелиич, тренер четырёхкратной олимпийской чемпионки и пятикратной чемпионки мира Яницы Костелич.
Тренеров высокого уровня мастерства характеризует наиболее высокий уровень развития всех видов способностей, причем ведущими компонентами являются отражающие более специальные способности. У тренеров ярко выражена педагогическая направленность, ответственность к делу и любовь к детям, они стремятся овладеть психолого-педагогическими знаниями и опытом своих коллег. Отличаются должной самокритичностью и принципиальностью в отношениях с товарищами по работе. Как правило, это вдумчивые трудолюбцы и хорошие общественники.
Тренеров среднего уровня мастерства характеризует достаточно высокий уровень развития всех видов способностей, но ведущими компонентами являются в основном определяющие аналитико-синтетические способности мыслительной деятельности. Отличаясь должной ответственностью к работе, любовью к педагогической профессии и детям, тренеры с трудом устанавливают деловые взаимоотношения с подростками и коллегами по работе. Однако опыт мастеров они заметно игнорируют, недооценивают достижения науки. Несамокритичны, стремятся скрыть недочеты в работе.
Тренеров низкого уровня мастерства характеризует неоднородность развития специальных способностей. Тренеры такого уровня с трудом переосмысливают передовой опыт коллег и достижения психолого-педагогической науки. При этом у них может быть ярко выражена любовь к делу, к детям, но особую склонность они питают лишь к спортивной деятельности. Постоянно конфликтуют с юными спортсменами, родителями и руководством школы, несамокритичны, постоянно чем-то недовольны, ворчат и ссылаются на трудности в своей работе. Для эффективного тренера характерны следующие индивидуально-типологические особенности: открытость, готовность к сотрудничеству, конкретность мышления, эмоциональная устойчивость, спокойствие, самоуверенность, выраженные лидерские и волевые качества.
Каков же психологический портрет эффективного тренера?
Итак, он знает структуру спортивной деятельности вообще, и в своем виде спорта в частности. Эффективный тренер имеет отработанный и разнообразный инструментарий психолого-педагогического воздействия на воспитанников, как в процессе спортивной тренировки, так и вне ее. Он делает свое дело уверенно, свободно, качественно, быстро принимает решения, принимает на себя ответственность за их последствия, умеет показать себя как истинный мастер своего дела.
Эффективный тренер технологичен: он четко знает, что и когда надо делать, где и как реализовывать все мероприятия, обеспечивающие качественный тренировочный процесс ипостоянно совершенствует свой деловой инструментарий: знания, умения и навыки. Такой тренер всегда находит время наблюдать и осваивать опыт успешных коллег и конкурентов и умеет творчески управлять своим временем, не разменивается на мелочи.
Эффективный тренер видит главное, анализирует и интуитивно чувствует победный путь к цели, не позволяет никому уводить себя с этого пути. Он умеет ладить с людьми и понимает, что результатом общения должно быть получение нужной ему реакции. Такой тренер получает удовольствие не только от результатов своей деятельности, но и от ее процесса, т. е. от самореализации. Он умеет проявлять необходимую для успеха требовательность, иногда жесткую, иногда даже безжалостную, с надеждой получить высокий результат и, в дальнейшем, положительную оценку за свое нестандартное поведение.
И самое главное — эффективный тренер верит в себя и в успех своих учеников.
Спортивный тренер — одно из главных действующих лиц любого спортивного состязания. О его ответственности за выполняемую работу сказано уже очень много, и народная мудрость, которая гласит, что выигрывает команда, а проигрывает тренер, — права. Он — режиссер-постановщик, организатор, администратор, педагог, психолог, воспитатель.