Где находится на карте Валаам, интересуются все путешественники и паломники, которые стремятся побывать на этом острове. Он является самым большим в составе Валаамского архипелага, расположен в северной части Ладожского озера. На нем есть одноименный поселок и знаменитый памятник древнерусского зодчества Валаамский мужской монастырь. Так что это направление одновременно популярно и среди туристов, и среди паломников. Фактически входит в состав Сортавальского района республики Карелия.
Содержание
Географическое расположение
Где на карте находится Валаам, мы подробно расскажем в этой статье. Он входит в состав Валаамского архипелага — это группа островов, расположенных в северной части Ладожского озера в сравнительной близости от суши, примерно в 22 километрах. Всего в него входит около 50 островов, вот где находится Валаам на карте России. При этом он является крупнейшим островом, занимая около 2/3 всей площади архипелага.
Теперь вы должны разобраться, где находится Валаам на карте мира. Его длина всего около девяти с половиной километров, а ширина — менее восьми. До берега отсюда — 22 километра. Чтобы детально разобраться, где находится Валаам на карте России, расскажем, какое расстояние от него до других ближайших островов. В 60 километрах находится остров Коневец, который также пользуется популярностью у паломников. На нем расположен одноименный мужской монастырь, а сообщение с материком крайне нерегулярное, так что тут действительно можно уединиться и укрыться от суеты и забот окружающего мира.
Ближайший город, который вам поможет сориентироваться, где находится остров Валаам на карте — это Сортавала, до него 42 километра. Это центр одноименного района, входит в перечень исторических городов России в составе республики Карелия. До Санкт-Петербурга от острова 220 километров, если следовать все время по воде, причем 40 из них будет необходимо проплыть по реке Неве. Расстояние на автомобиле до Северной столицы — 316 километров. Вот где находится остров Валаам на карте России.
Как добраться?
Существует множество способов, как оказаться в этом месте. Различные туристические фирмы, связанные с Русской православной церковью, регулярно организуют сюда поездки паломников и путешественников. В этом случае вам потребуется только заплатить оператору, а дальше будет его забота, как доехать до Валаама, где находится на карте этот остров.
Рейсы с завидной регулярностью отправляются из Москвы, Санкт-Петербурга, Винницы, Владимира, Костровы, Киева, Калуги, Омска, Белгорода, Нижнего Новгорода. Стоимость такой поездки будет зависеть от расстояния, которое вы планируете преодолеть, и от времени, которое рассчитываете провести на самом острове. Например, ориентировочная стоимость тура из Москвы составит 13 тысяч рублей, поездка из Санкт-Петербурга обойдется примерно в 10 800 рублей.
Вы можете и самостоятельно выяснить, где находится Валаам. Это будет оптимальный вариант для опытных путешественников, желающих испытать себя. В этой статье мы рассмотрим несколько вариантов такой поездки.
Из Приозерска
Сразу стоит отметить, что между Валаамом и материком налажено регулярное транспортное сообщение, правда, его сложно назвать организованным. Все несколько запутанно, но на месте, как правило, удается быстро разобраться во всех деталях. С материка сюда удобно добраться из Приозерска, Сортавалы или Лахденпохьи. Все они находятся на территории республики Карелии, вот какая область, где находится Валаам. Подчеркнем, что ни сам остров, ни эти населенные пункты не относятся к Ленинградской области, хоть и расположены на Ладожском озере, в непосредственной близости от Санкт-Петербурга.
До Валаама от Приозерска примерно 50 километров. Один раз в день сюда и обратно ходят метеор и пассажирский теплоход. Время следования теплохода до пункта назначения — около трех с половиной часов. Из Приозерска он отправляется в 9.30, а с Валаама в 17.00. Метеор движется намного быстрее — около одного часа 15 минут. В 11 часов утра он отбывает из Приозерска, а в 18.00 отправляется с Валаама.
Сложности возникают в том, что купить билет на теплоход или метеор в кассе вам не удастся, потому что тут их попросту нет. Для того чтобы попасть на заветное судно, вам потребуется по телефону связаться с одним из организаторов поездки. Добыть номер не сложно у местных жителей или непосредственно на причале. Отметим, что записаться лучше за несколько дней, иначе вы рискуете задержаться в Приозерске из-за отсутствия мест. В стоимость билета включена обзорная экскурсия по острову. Теперь вы знаете, в какой области Валаам, где находится этот знаменитый остров.
Путь из Лахденпохьи
Еще один способ — приехать в карельский город Лахденпохья, расположенный в 40 километрах от острова. Отсюда вы сразу сориентируетесь, где находится на карте Валаам, и сможете зафрахтовать катер на несколько человек.
Так, стоимость экскурсии составит 25 000 рублей с группы численностью не более семи человек. Сюда включен трансфер (вы доедете до острова за 40 минут), не менее шести часов пребывания на самом Валааме. В среднем выходит по три с половиной тысячи рублей с каждого.
Учитывая, что состав таких групп небольшой, можно рассмотреть варианты расширения и изменения маршрута, включая туда другие острова и привлекательные для вас места за отдельную плату. Например, при желании вы можете заехать на остров Путсаари, где находится один из знаменитых скитов Валаамского монастыря, заказать дополнительную экскурсию по Ладожским шхерам.
Маршрут из Сортавалы
Город Сортавала расположен в непосредственной близости от острова. Многие считают, что это будет самый простой способ попасть на Валаам. Тут действительно налажено регулярное транспортное сообщение. Метеоры следуют по маршруту «Сортавала — Валаам — Сортавала».
Из самого города отправляются четыре раза в день — в 9.00, 11.00, 13.15 и 16.00. Обратно можно выехать в 12.15, 15.00, 17.00 и 19.15.
Время в пути в одну сторону у вас займет около одного часа. Отметим, что в стоимость билета входит экскурсия по острову. Можно заказать короткую программу — она будет стоить 2 650 рублей с человека по субботам, а во все остальные дни — 2 350 рублей с человека.
Полная программа включает в себя трансфер в обе стороны, две пешеходные экскурсии — до Нового Иерусалима и Монастырской усадьбы, концерт церковных песнопений, переезд в Никоновскую бухту с обедом в трапезной. По субботам стоимость этого пакета услуг — 3 600 рублей, во все остальные дни — 3 250 рублей с человека.
Для иностранных туристов короткая программа обойдется в 40 с половиной долларов, а расширенная — в 57. Теперь вы знаете путь до острова Валаам, на каком острове находится знаменитый мужской монастырь. Это место доступно для обычных туристов, но тот факт, что попасть в него, не заказав экскурсию, проблематично, плох для самостоятельных путешественников.
Паломничество в монастырь
Можно и не пользоваться услугами туристических агентств. Для этого необходимо стать верующим паломником, обратиться в соответствующую службу, действующую при мужском монастыре.
Для православного человека местный монастырь считается одной из главных святынь. В ней на протяжении многих лет жили старцы. Окружена обитель удивительно красивой природой, часто эти места называют «Русским северным Афоном». При этом нужно помнить, что для паломника в этой поездке главным будет приобщение к местной духовной традиции. У верующих православных есть возможность принять участие в литургической молитве вместе с братией, даже таинствах. Богослужения — в основе всех паломнических программ.
Паломники на время проживания на Валааме останавливаются в гостиницах при монастыре, а питаются в трапезных, согласной действующему монастырскому уставу. Как правило, они проводят здесь несколько дней, в которые для них организуют расширенную экскурсию с посещением удаленных скитов, в том числе старейшего Всехсвятского, который доступен исключительно для мужчин, и Смоленского.
В качестве примера расскажем о программах самых распространенных паломнических поездок. У вас уже не должно возникать вопросов, на каком острове находится Валаам. Остров доступен для паломников даже на короткое время — длительность поездки может составлять всего два дня и одну ночь.
В этом случае стоимость паломничества обойдется в сумму от 8 400 рублей. За эти деньги вас посадят на автобус в Санкт-Петербурге, отправляющийся в 7 часов утра. В Приозерске вы пересаживаетесь на теплоход «Валаам», на котором в 9.30 отбываете на остров. Прибытие — примерно в 13.00. После обеда — экскурсия по Центральной усадьбе с посещением Игуменского кладбища и Никольского скита. После ужина — всенощное бдение в нижнем храме Спасо-Преображенского собора.
Второй день начнется с Божественной литургии, после завтрака в 10 часов утра необходимо освободить монастырское общежитие. Вы сможете оставить вещи на хранение в кладовой. Далее запланированы экскурсии в Новый Иерусалим и на Коневские озера. Отправление с Валаама — в 17.00. Около полуночи вас доставят в Санкт-Петербург, в район станции метро «Площадь Восстания».
При желании разместиться можно не в монастырском общежитии, а в гостинице «Игуменская» за отдельную плату.
Валаамская симфония
Все верующие православные знают, где находится Валаамский монастырь, в какой области расположена эта священная обитель. Поэтому стремятся отправиться сюда не на пару дней, а провести в святых местах как можно больше времени. Есть возможность отправиться сюда на целую неделю. Поездка продолжительностью в восемь дней носит название «Валаамская симфония». Ее стоимость составит ориентировочно 21 500 рублей.
В первый день в семь часов утра вас заберут на автобусе из Санкт-Петербурга, доставят в Приозерск, откуда вы на теплоходе доберетесь до заветного озера. После встречи с представителями монастырской паломнической службы вас разместят в гостинице «Флотский домик» в номерах от трех до пяти человек. Предусмотрено питание в паломнической трапезной. После обеда — экскурсия на Игуменское кладбище и по Центральной усадьбе.
Во второй день вы отправляетесь на теплоходе в Никоновскую бухту, пьете чай в трапезной Воскресенского скита, посещаете с экскурсиями Коневские озера и Новый Иерусалим. В третий день предусмотрена экскурсия на Никольский скит. В четвертый день — экскурсия «Скиты во имя Всех Святых и Смоленский» на Скитском острове. Обратим ваше внимание на то, что по монастырскому уставу женщины не будут допущены на внутреннюю территорию Скита Всех Святых.
В пятый день — поездка на Скалистый берег, а в шестой — во Владимирский скит и на Святой остров. В седьмой день паломники предоставлены сами себе. Подчеркнем, что достаточно свободного времени и в другие дни, которое можно потратить на посещение богослужений, литургий и таинств. В восьмой день — отправление с острова Валаам с 17.00.
Описание острова
Теперь вы знаете, где находится на карте Валаам. Тут непростые погодные условия, так как здешние территории относятся к таежной зоне. На самом острове находятся два внутренних озера, которые соединены между собой каналами, с их же помощью можно добраться и до Ладожского озера. С XIX столетия на острове разветвленная сеть мелиоративных канав.
На острове Валаам (в Википедии есть эта информация, приведем ее и в данной статье) суровый климат. Например, весна наступает только в конце марта, правда, солнечных дней значительно больше, чем на материке. В июле средняя температура составляет около 17 градусов тепла.
В декабре начинается зима, выпадает снег. Самый холодный месяц — февраль, средняя температура около -8 градусов.
Уточним, где находится Валаамский монастырь, на каком озере его можно отыскать. Это Ладожское озеро, которое располагается на территории Ленинградской области и республики Карелия. Оно считается крупнейшим пресноводным водоемом на территории всей Европы. При этом относится к бассейну Атлантического океана и Балтийского моря.
История
Название острова, по всей видимости, произошло от финно-угорского слова «валамо», которое означает высокую землю. Позже оно смешалось с именем прорицателя Валаама.
До Октябрьской революции остров входил в состав Финляндского княжества. На него регулярно приезжали русские императоры и члены их семей, например, Александр I и Александр II. На нем бывали многие известные представители искусства и ученые — Шишкин, Куинджи, Тютчев, Лесков, Шмелев, Чайковский, Менделеев, Миклухо-Маклай, Глазунов. В XIX веке на остров приезжал Александр Дюма-старший.
После провозглашение Финляндией своей независимости в 1917 году остров вошел в состав этого государства, вернувшись в границы России только после советско-финской войны 1939-1940 годов.
Тут слабо развитая инфраструктура. Имеется больница, продуктовый магазин и почтовое отделение. Зато много святых и знаменитых мест. Все верующие хотят знать, где находятся на карте Кижи и Валаам. Кижи — еще одно святое место, но только на не Валааме, а на Онежском озере. Тут две знаменитые церкви и колокольня.
Чем известен монастырь?
По легенде, Валаамский монастырь был основан в конце XI — начале XII веков, при этом точная дата так и остается неизвестной. По преданию, еще апостол Андрей Первозванный, который был одним из 12 учеников Христа, установил на Валаамских горах крест, когда странствовал по северу, распространяя христианство. Спустя практически тысячелетие монастырь основали монахи Сергий и Герман, жившие, предположительно, в X веке.
Первые достоверные сведения об истории монастыря относятся к XIV веку, когда он упоминается в житии Савватия Соловецкого. К началу XVI столетия тут жили около 600 монахов, однако остров регулярно подвергался нападениям шведов, что в результате привело к его запустению.
В 1715 году в ходе Северной войны Петр I издал указ о восстановлении Валаамской обители по просьбе православных священников, в частности, архимандрита Кирилло-Белозерского монастыря. В 1719 году был освящен деревянный Спасо-Преображенский храм.
Активно развиваться монастырь начал после 1730 года. К 1765 году в нем жило 11 монахов. Наибольшие подъем обители приходится на XIX век, когда настоятелем был отец Дамаскин. Он ею руководил 42 года. Именно при нем на острове проводились работы под руководством квалифицированных архитекторов, в том числе академика Алексея Горностаева.
При отце Дамаскине был установлен суровый режим для послушников. В частности, вводились длительные трудовые послушания, обязательное попечение старцев о молодых монахах и послушниках. После его смерти руководство монастырем принял Ионафан II, который завершил строительство Спасо-Преображенского собора, рассчитанного на три тысячи человек. По замыслу валаамских сподвижников, обитель должна была превратиться в Новый Иерусалим, поэтому в начале XX столетия тут стали появляться названия, отсылающие верующих во времена Нового завета — гора Елеон, Кедрон, Воскресенский скит, Гефсимания. Когда началась Первая мировая война, на острове жили около тысячи монахов.
После Октябрьской революции Валаам вошел в состав Финляндии. Монахи испытывали на себе дискриминацию, так как в Финляндии главенствующей религией было лютеранство. Во время советско-финской войны боевые действия велись на территории монастыря. Монахи покинули остров, забрав с собой главные святыни. Среди них были подлинник Валаамской иконы Божией Матери, колокола.
Послушники вернулись на остров только в 1989 году. Возрождение обители начали только шесть монахов. По последней информации, в монастыре проживают более двухсот монахов. На постоянной основе работают от 30 до 40 сотрудников.
Валаамский монастырь считается ставропигиальным. Это означает, что он находится под непосредственным управлением Московского патриархата. Ежегодно его посещают около ста тысяч паломников, из которых до 90 процентов — это туристы. На территории острова находятся четыре гостиницы, которые одновременно могут разместить до двухсот человек. На территории монастыря установлен строгий порядок паломничества, так как в летние месяцы наблюдается крайне большой наплыв паломников. За основу распорядка взяты правила пребывания в афонских монастырях.
Сегодня мы снова в России. «Я и Мир» расскажет про остров Валаам. Где находится, как найти на карте России, как доехать из Москвы и других городов и в какое время года лучше его посетить.
Святой остров является самым большим из земель Валаамского архипелага (Карелия) и находится в 22 км от материка в Ладожском озере. На нём же находится и Валаамский монастырь – памятник русского древнего зодчества.
Начало
История святой земли тесно связана со временем, когда на Руси зарождалось христианство. Историки считают, что в глубокой древности здесь находилось главное капище Велеса или Волоса, языческого бога, которого задабривали жертвами. Если разобрать название Валамо (по-фински) со стороны этимологии, то «Вал, Ваал, Волос» – имя бога. «мо» – земля. Земля Велеса или место, посвящённое этому богу.
В 10 веке здесь уже существовало монастырское братство под управлением игумена. Первыми основателями Валаамской обители считаются преподобные Сергий и Герман, греческие иноки, пришедшие сюда «от восточных стран».
Службы велись в храме Святой Троицы. О монастыре постепенно стало известно в других русских городах, из которых стали стекаться иноки для святой жизни в обители. К 16 столетию здесь проживало уже 600 монахов. Но нападение шведов привело к запустению святой обители, а снова возрождаться жизнь началась только спустя годы.
В 19-20 веках десятки известных людей посетили святой монастырь: русские императоры, художники, поэты, писатели, композиторы. Это время расцвета Валаама: были построены часовни, хозяйственные постройки, дороги, два завода. Жители острова жили долгое время своей жизнью, не подчиняясь никому.
Как посетить святыню
Туристы, решившие посетить Валаам, должны знать, что он находится в труднодоступном месте и попасть сюда можно несколькими способами. Из Питера можно взять туристическую путёвку и доплыть на комфортабельном катере «Метеор» за 3-4 часа. Но этот путь довольно затратный. Чуть дешевле из Приозерска или из Сортавалы.
Также из этих городов курсирует теплоход «Валаам», принадлежащий монастырю и следует зарегистрироваться на нём, как паломнику. Из Петрозаводска или Москвы легко добраться на личном автомобиле или экскурсионном автобусе в паломнической группе. Но сначала до Сортавалы или Приозёрска, а потом по воде на «Метеоре», теплоходе или пароме. Раз в неделю из Петрозаводска совершаются экскурсии с посещением монастыря и других достопримечательностей острова.
Фактический адрес: Республика Карелия, Сортавальский район, остров Валаам. На карте России монастырь чётко отмечен и отыскать его не сложно.
Проехать сюда можно с мая по ноябрь, с приходом холодов все экскурсии отменяются. Хотя смельчаки могут добраться зимой по льду Ладожского озера.
Что посмотреть на Валааме? На его территории множество памятников архитектуры:
- Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, где живут монахи.
- Часовня иконы Божией Матери, посвящённая приезду на остров императорской семьи в середине 19 века.
- Святоостровский скит, представляющий вырытое в земле углубление, где молился святой Александр.
- Белый Скит, считающийся самым древним на острове.
- Красный скит привлекает внимание русско-израильской архитектурой.
- Владимирский скит – современная постройка 2007 года.
Какую область острова занимают все достопримечательности? Это большей частью северо-запад Валаама, где и находятся скиты.
Сувениры
Из путешествия по святой земле можно привести различные сувениры: магниты, картинки, чётки, иконы, молитвенники, вязаные и другие изделия. Посуда из карельской бересты красиво будет смотреться в любом интерьере квартиры.
Ароматное варенье, сваренное из ягод острова понравится любителям сладкого, а местная копчёная форель – рыбным гурманам. Отдых на Валааме – это прекрасная возможность совместить посещение архитектурных святынь и прогулку по прекрасным лесам острова с неповторимой флорой и фауной.
В монастырь можно приехать, как трудник (работник во славу Божью), заполнив анкету. Мужчины приезжают круглый год, а женщины только в летний период.
Теперь зная историю возникновения святого монастыря, на каком озере он находится и когда лучше сюда приехать, мы рекомендуем обязательно совершить эту поездку всем, кто устал от суеты и шума современных городов. На фото, конечно, Валаам выглядит прекрасно, но лучше всё увидеть своими глазами и окунуться в мир святого острова.
К 30-летию возрождения Валаамской обители Галерея Классической Фотографии представляет мультимедийную выставку «Валаам. Пространство вне времени».
Масштабная экспозиция будет работать с 17 декабря 2019 года по 2 февраля 2020 года.
На выставке будут представлены 3D-реконструкции фотографий Старого Валаама, современные 360-градусные VR-панорамы, подлинные отпечатки и артефакты XIX, XX веков из частных собраний, а также портретная галерея братии Валаамского монастыря современных авторов. Вся экспозиция построена особым образом, погружающим зрителя в природный, архитектурный, исторический и духовный мир Валаама.
…180 лет назад, 19 августа 1839 года, академик Франсуа Араго представил доклад об изобретении, которое сделал Жозе Несифор Ньепс и усовершенствовал Луи Дагер, названное по имени последнего – дагеротип. Этот день считается днем рождения фотографии. Вскоре французское правительство передало в общественное достояние патент на использование этого открытия.
Поиски технологии фиксации изображения на этом не закончились. Каждый этап развития фотографии был связан с очередным изобретением, улучшавшим качество и делавшим более доступным процесс создания отпечатка.
Изобретение в 1851 году мокроколлодионового процесса, а чуть ранее альбуминовой бумаги, значительно уменьшили длину выдержек, которые до этого исчислялись минутами. А также сделали доступным тиражирование фотографий. Но занятие «светописью» все ещё оставалось очень трудоемким. И лишь через несколько лет с изобретением желатиновой эмульсии начинается промышленное производство фотоматериалов. Фотография стремительно распространяется по миру.
Со второй половины 1850-х годов фотомастерские появляются в русских монашеских обителях. В первую очередь на Афоне, благодаря археологу и исследователю христианских древностей Петру Ивановичу Севастьянову. В то же время возникает фотомастерская в Троице-Сергиевой Лавре. Чуть позже в Киево-Печерской Лавре, Оптиной пустыни, на Валааме.
Можно говорить о том, что вклад Валаамской обители в историю русской светописи наиболее яркий среди монастырской фотографии. Так, Севастьянова, под чьим покровительством существовала фотомастерская в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне, и ранних фотографов в первую очередь интересовали архитектура, древности, реликвии, «виды и типы». Особое место в фотографии традиционно занимал жанр портрета.
Валаамская мастерская внесла наибольший вклад в то, что сегодня называют «жанровой фотографией». Многие работы этого фотоателье можно поставить в один ряд с работами таких мастеров как Вильям Каррик, Андрей Карелин, Максим Дмитриев, Карл Булла. Этот вклад по объему и качеству, пожалуй, не с чем сравнить в монастырской фотографии: братия на рыбной ловле, сборе урожая капусты, в мастерских, на строительстве собора, на покосе, на отдыхе. Многочисленные фотографии скитов и их насельников, выразительные портреты схимников в окружении суровой и девственной природы. Фотографии созданные при естественном свете и «свете магния». Благодаря трудам этих, часто безвестных, подвижников, мы имеем возможность прикоснуться к подлинному документальному свидетельству о жизни страны и Церкви во второй половине XIX – XX веков.
Отпечатки из Валаамской фотомастерской разъезжались по всей стране в багаже многочисленных паломников, сохранявших таким образом память о потаённой на далеких островах обители, её старцах, монашеских трудах, великолепной архитектуре, величественной природе и особом духовном устроении. Паломники тоже не забывали сняться на память на «фоне» обители, нарисованном на холсте. Иногда паломники были запечатлены с кем-то из братии или даже с Игуменом.
Несколько таких уникальных фотографий нам удалось найти в частных коллекциях и представить на этой выставке. Одним из важных документов в нашей экспозиции является групповая фотография, на которой среди паломнической группы, духовенства и братии монастыря запечатлен Алеша Ридигер – будущий приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II. Тогда, в 1938-м и 1939-м годах, он посетил обитель вместе со своими родителями. Эта поездка оставила неизгладимый след в его сердце. Память о ней он сохранял всю свою жизнь. С его именем связана история начала возрождения монашеской жизни на Валааме, 30-летие которой отмечается сейчас.
Надо сказать, что и в советское время Валаам привлекал внимание фотографов как архитектурный парк и заповедник. Открытки с видами Валаама расходились большими тиражами по всей стране.
С началом возрождения обители была восстановлена и фотомастерская. Одним из первых монастырских фотографов нового времени стал иеромонах Савватий (Севостьянов), создавший летопись этих лет. Традиционно и сегодня многие братья по призыву сердца и благословению Игумена исполняют послушания, связанные с фотографией. На нашей выставке представлены лучшие из этих работ.
Снять монастырскую жизнь не просто, это занятие требует особого сосредоточения и настроя. Кроме того, братия должна довериться снимающему. Одним из таких авторов стал священник Игорь Палкин, приезжающий на протяжении нескольких лет на остров. Иногда по долгу службы, сопровождая Святейшего Патриарха Кирилла в его ежегодных поездках на Валаам. Чаще, в дни своего отпуска, он входит в пространство монашеской жизни, проживает её вместе с братией и снимает.
Группа фотографов галереи ART of FOTO Вадим Левин, Роман Землячив и Игорь Смольников не так давно соприкоснулись с феноменом жизни уединенной монашеской обители, но глубоко прониклись атмосферой этого братства, общением с Игуменом и насельниками. Их портреты, снятые в традиционной технике на крупноформатную камеру, на первый взгляд кажутся несколько отстраненными. Но это лишь на первый взгляд. Филигранные авторские отпечатки проникнуты подлинным уважением и доверием.
Приложение-путеводитель по Валаамскому архипелагу
С одной стороны, современные технологии сделали фотографию сверхдоступной. В любом самом простом смартфоне есть окошко объектива. Мир наводнился визуальной информацией. Из этого потока очень сложно вычленить то, что могло бы напитать сердце человека, остановить его внимание, обратить к подлинной красоте.
Но эти же технологии могут служить подспорьем даже в духовной жизни. К 30-летию возрождения обители Творческое объединение «Парсуна» совместно со Спасо-Преображенским Валаамским монастырем разработало уникальное мобильное приложение, не имеющее аналогов в мире. Этот путеводитель по Валаамскому архипелагу с картами и навигацией включает более семисот 360-градусных панорам. Посредством приложения, находясь в любой точке мира, можно мгновенно перенестись в заповедное пространство Валаама. Приложение позволяет посетить как Центральную усадьбу, так и отдаленные скиты обители, доступ в которые закрыт или ограничен для посетителей. Войти в храмы, увидеть и услышать, как совершается чтение Неусыпаемой Псалтыри, заказать поминовение, приобщиться к наследию Валаамской библиотеки. В подробностях рассмотреть образы святых, росписи Спасо-Преображенского собора. Приложение станет гидом по обители, помощником для паломника и туриста, виртуальным музеем, календарем.
Также приложение включает в себя созданный братией обители православный календарь и уникальный молитвослов, который состоит не только из ежедневных утренних и вечерних молитв, но и Библии, Псалтири, акафистов, канонов и всевозможных прошений ко Господу и Божией Матери на разные случаи жизни. Тексты представлены в двух вариантах, на русском и церковно-славянском языках.
Здесь же собраны многообразные богослужебные тексты, которые пригодятся священнослужителям, регентам, уставщикам, чтецам и певчим.
Православный календарь содержит как привычную информацию (праздники, поминаемые в этот день святые, Евангельские чтения, молитвы и богослужебные указания), так и краткое душеполезное слово на каждый день.
Кроме того, существует возможность прямо из приложения быстро и удобно заказать поминовение о здравии или об упокоении родных и близких.
Открытие выставки 17-го декабря 2019 года станет презентацией приложения. С этого момента оно будет доступно всем желающим.
Валаам в 3D
Фотография, будучи двумерным отражением реальности на плоскости, с самого раннего периода своего развития, стремилась воссоздать трехмерный мир, создать эффект присутствия, погружения. Так появилась стереофотография. В партнёрстве с Лабораторией иммерсивных технологий Балтийского Федерального Университета им. Канта и компанией «Эврика» мы реализовали 3D-реконструкцию Валаамских мастерских на основе фотографий конца XIX – начала XX веков. В стерео-формате также представлены избранные виды Валаама этого периода.
В экспозиции, виды Валаама начала ХХ-го века будут соединены с современными 360-градусными панорамами из мобильного приложения «Валаам». VR-технологии перенесут зрителя в этот пейзаж, каким он предстает сейчас в XXI веке.
Уникальные фотографии из архивов и частных коллекций
Сотрудничество с московским Клубом Коллекционеров Фотографии позволило представить на выставке большое количество подлинных отпечатков конца XIX – первой половины ХХ века. Среди фотографий из коллекций Виктора Штульмана, фотографа Сергей Максимишина, Виктора Молчанова, Константина Бенедиктова, есть подлинные жемчужины.
Особое место на выставке будет уделено «Валаамской почте» – открытым письмам на фотографических бланках, отправленных с Валаама и на Валаам. Среди них уникальное письмо первых дней начала Первой мировой войны, письма паломников, автографы Игумена и насельников монастыря.
Реконструкция Валаамской фотомастерской, множество подлинных артефактов, позволит зрителю переместиться во времени и войти в пространство Валаама, находясь в Москве, Санкт-Петербурге или любом другом месте, которое посетит экспозиция.
Создание экспозиции стало возможно благодаря благословению и поддержке Игумена Валаамского монастыря епископа Троицкого Панкратия и братии обители, плодотворному сотрудничеству множества участников и их помощи.
Сюжет программы «ВестиМосква».
Сюжет телеканала «Спас» (смотреть с 31.55 до 34.10).
Репортаж телеканала «Союз»
Прямое включение телеканала «Союз»
Интервью с организаторами выставки на радио «Вера»
Часть 1
Часть 2
Партнеры проекта
• Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь;
• Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси;
• Галерея Классической Фотографии (г. Москва);
• Российская национальная библиотека;
• Галеря ART of FOTO (г. Санкт-Петербург);
• Компания Фарма-Софт;
• ООО «ФМ Лаб» (Разработка новых электрохимических источников тока и материалов для них);
• Клуб Коллекционеров Фотографии;
• Лаборатория иммерсивных технологий БФУ им. Канта;
• Компания ЭВРИКА.
Информационные партнеры
• ТВ: «Спас»;
• «Радио Вера», «Радонеж»;
• Журналы: «Фома», «Татьянин День», «Журнал Московской Патриархии»;
• Патриархия.ру;
• Православие.ру;
• Журнал «Российское Фото»;
• Профессиональный сайт о мировой фотографии Photographer.ru;
• Афиша событий современного искусства ArtTube,
• Афиша Москвы KudaMoscow.ru;
• GEO.
Благодарности
• Епископу Троицкому Панкратию, викарию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председателю Синодальной комиссии по канонизации святых, Игумену Спасо-Преображенского Валаамского монастыря;
• Архимандриту Мефодию, директору Православного Культурно-Просветительского Центра «Свет Валаама»;
• Денису Владимировичу Шабратову – генеральному директору Лаборатории функциональных материалов «ФМ Лаб»;
• Самату Гильметдинову – основателю Галереи Классической Фотографии;
• Романовой Ирине Сергеевне – руководителю компании Фарма-Софт;
• Максимишину Сергею Яковлевичу – фотографу и коллекционеру;
• Штульману Виктору Оттовичу – коллекционеру фотографии;
• Молчанову Виктору – коллекционеру фотографии.
Кураторы выставки
Константин Бенедиктов – основатель Клуба Коллекционеров Фотографии, арт-директор фестиваля РОДНЯ.
+7 985 301 49 47
Константин Дьячков – директор ООО «Творческое объединение «Парсуна».
+7 925 072 80 13
Валаамский монастырь, 2002 год.
Валаамский мужской монастырь в честь Преображения Господня, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Петрозаводской епархии
Основание монастыря
Считается, что в древности на Валааме располагалось главное капище Велеса и Перуна, которым покланялись и приносили жертвы живущие в окрестностях язычники. Этимологический разбор финского названия острова «Валамо» подтверждает вероятность предания: Вал, Ваал, Волос или Велес – однокоренные слова, а «мо» по-ижорски – земля. Таким образом, Валамо – земля Велеса, т.е. место посвященное Велесу .
В церковно-исторической науке не существовало и не существует однозначного ответа на вопрос о времени возникновения Валаамского монастыря. Отсутствует важнейший источник датировки – древнее житие преподобных Сергия и Германа. Архивные изыскания XIX-XX вв. опирались на косвенные данные, упоминания тех или иных событий из жизни монастыря в различных памятниках русской письменности.
В ряде современных изданий (путеводители, энциклопедии и т.п.) указаны зачастую противоречивые сведения о времени основания Валаамского монастыря. Возникновение обители относят то к XIV веку, то к первым векам распространения христианства на Руси – X – XI. Не раз во времена вражеских нашествий (XII, XVII века) монастырь переживал опустошение, на долгие десятилетия прерывалось здесь иноческое служение. Во времена нашествий уничтожались церковные памятники, монастырские святыни, были сожжены и разграблены богатейшие монастырские библиотека и хранилище рукописей, так было утрачено и житие преподобных Сергия и Германа Валаамских.
Можно выделить две основные датировки времени основания обители:
1) Монастырь основан в XII-XIV вв.
Этой датировки придерживаются церковные историки XIX в.: еп. Амвросий (Орнатский), еп. Филарет (Гумилевский), Е.Е. Голубинский. В настоящее время этой версии придерживается ряд современных ученых: Н.А. Охотина-Линд, Дж. Линд, А. Накадзава. Это мнение основано на рукописи XVI века «Сказание о Валаамском монастыре» (изданной Н.А. Охотиной-Линд). Следует отметить, что до сих пор не найдено других источников, в которых бы подтверждались данные «Сказания о Валаамском монастыре», в частности, утверждение, что основателем монастыря является не преподобный Сергий Валаамский, как принято считать, основываясь на многовековом церковном предании, нашедшем отражение в богослужебных текстах, а преподобный Ефрем Перекомский.
2) Монастырь основан в X – XI вв.
Эта датировка опирается на одну из редакций жития преподобного Авраамия Ростовского, содержащую упоминание о пребывании преподобного на Валааме в X веке, а также на ряд летописных упоминаний о переносе мощей преподобных Сергия и Германа с Валаама в Новгород в 1163 году. Следует отметить, что историкам XIX века (Н.П. Паялин, И.Я. Чистович) была известна лишь одна запись из Уваровской летописи о переносе мощей. Архивные изыскания последних лет позволили обнаружить и другие подобные упоминания: в собрании Российской Национальной Библиотеки и в Институте Истории материальных культур. Таких записей в общей сложности насчитывается восемь .
Церковная и монастырская традиции придерживаются последней концепции, утверждающей, что основание обители произошло в эпоху Крещения Руси. Представляется возможным совместить два взгляда на время возникновения обители: древняя монашеская жизнь на Валааме после XI века могла прекратиться, а затем возобновиться на рубеже XIV – XV вв.
Становление обители
Сведения по истории Валаамского монастыря в этот период времени весьма скудны и отрывочны. XI век стал веком первых тяжелейших испытаний для монастыря. Потерпев поражение от русских, шведы, плавая на судах по Ладожскому озеру, в досаде нападали на беззащитных монахов, грабили и сжигали мирные обители.
Древние новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163-1164 годах. Именно тогда состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря и было положено начало церковному почитанию преподобных Сергия и Германа в пределах Новгородской епархии. В 1182 году, когда опасность миновала, иноки перенесли святые мощи обратно на Валаам. Опасаясь оскорбления святыни, иссекли глубоко в скале могилу и в ней скрыли святые мощи угодников, где они и поныне пребывают «под спудом».
До первого разорения Валаам назывался обителью Пресвятой Троицы, о чем свидетельствует житие преподобного Авраамия Ростовского. По всей вероятности, деревянный Троицкий Валаамский монастырь был уничтожен врагами до основания.
Когда вся Карелия после заключения в 1348 году мира в Дерпте была возвращена в состав русских земель, Валаам отдыхал от гонений шведов.
В 1371 году валаамские иноки спасли шведского короля Магнуса II Смека, выброшенного ладожскими водами на берег острова. Сильная буря в щепки разбила корабль, на котором он со своим войском решил предпринять очередной завоевательный поход на православные земли. Трое суток волны носили на своих хребтах венценосного шведа. В несчастии короля старцы увидели особый Промысел Божий, призвавший его в лоно Православной Церкви, как некогда гонителя Савла. Познав тщету земной жизни, он решил остаток своих дней посвятить Богу. Составив завещание и сменив царскую порфиру на простую одежду инока, он принял великую схиму с именем Григорий. Через три дня после пострига король Магнус скончался. Валаамские старцы погребли схимонаха Григория на братском кладбище, где и теперь под густою сенью развесистых кленов видна его могила .
Русские самодержцы предоставляли монастырю различные льготы. 12 марта 1507 года великий князь Василий III Иоаннович даровал игумену Иоакиму с братией жалованную грамоту. Крестьяне, живущие на монастырских землях в Карелии, этой грамотой освобождались от разных пошлин и повинностей. В монастырских владениях и на острове Валаамском запрещалось бить зверей, рубить лес. При игумене Варлааме, в 1534 году, эту грамоту подтвердил царь и великий князь Иоанн IV Васильевич. В 1588 году царь Иоанн Васильевич, чувствуя приближение кончины и сокрушаясь о невинных жертвах своего гнева, прислал на Валаам синодик для вечного поминовения.
В XVI веке, когда шведы вновь начали воевать с Россией, Валаам в который раз явился объектом агрессии. 20 февраля 1578 года преследуя православных карел, шведы напали на Валаамский монастырь: 18 человек достоблаженных и благочестивых старцев и 16 послушников были мученически истреблены мечом за твердость в исповедании православной вере.
В 1581 году валаамским инокам было послано новое испытание – эпидемия чумы, жертвою которой стали 87 старцев и 47 послушников. Вскоре после этого несчастья пламя очередной шведской войны опустошило и саму обитель: церкви, кельи, трапезу и ограду. Одни братья вместе с настоятелем скрывались в лесах Валаама, ведя скитский образ жизни, другие – в Антониевом Дымском монастыре, где неукоснительно соблюдался устав Валаамской обители.
После заключения 18 мая 1595 года мира со шведами России были возвращены древние новгородские земли. В ответ на донесение боярина Бориса Феодоровича Годунова «про нужу и терпенье Валаамского монастыря игумена Давида с братиею, что учинилось разоренье от свейских людей их монастырю», царь Феодор Иоаннович 8 ноября 1597 года повелел средствами из царской казны возобновить обитель, устроить в ней церкви, кельи, трапезу и ограду и предоставил монастырю владеть, как и раньше, вотчиной, рыбными ловлями и угодьями «по нашим жалованным грамотам и писцовым книгам». Вотчины Антониев-Дымского монастыря были оставлены во владении Валаамской обители до тех пор, пока валаамские иноки не смогут созвать крестьян на свои монастырские земли. Начался расцвет обители.
Иноческая жизнь на острове в XVI веке была такой сильной, что распространилась на берега Ладожского озера. Здесь валаамскими иноками было основано 12 скитов, находившихся под управлением и духовным руководством их игумена. Процветание Валаамского монастыря в XV-XVI веках дало основание называть его честной и великой Лаврою.
Разорение монастыря шведами в XVII веке
При игумене Макарии Валаамская обитель была уничтожена до основания. Настоятель и братия, имена которых неизвестны, не захотели расстаться со священным местом и приняли в 1611 году смерть от рук шведов.
На месте сожженного монастыря захватчики построили себе дома, собираясь навсегда утвердить свое господство на острове. Эти жилища оставались здесь еще очень долго. Архимандрит Тихвинского монастыря Макарий упоминает о них в своем прошении 1696 года.
Ожидая нападения шведов, братия увозили с Валаама на хранение в новгородские монастыри святые иконы, кресты, ризы, казну. Некоторые валаамские монахи и сами перебирались в новгородские и псковские обители. Большинство же, желая сохранить иноческое братство, удалилось в Ладогу, где в 1618 году им был дан в управление Ладожский Васильевский монастырь.
Разорив Валаам, шведы погубили и ростки православной веры, насажденной иноками на финском берегу Ладожского озера: храмы были сожжены, священнослужители убиты или изгнаны.
По Столбовскому договору, заключенному в 1617 году, шведскому королю Густаву Адольфу Россией уступались Кексгольм, Карелия и Ингерманландия. Остров Валаам, таким образом, более чем на целое столетие оказался в руках иноверцев.
В 1685 году была построена деревянная часовня над могилами прп. Сергия и Германа Валаамских. Но, воздвигнутая наскоро, часовня вскоре стала разрушаться; деревянный крест, осенявший могилу, едва держался. Один из прибрежных жителей, финн-лютеранин, дерзнул низвергнуть ветхий крест, но был вразумлен жестокой болезнью, раскаялся, был исцелен на Валааме и стал благоговейным почитателем преподобных. Он поселился в некотором отдалении от развалин, возобновил крест и часовню. Она стояла до 1717 года, до тех пор, пока по повелению Петра Великого и по благословению епископа Корельского и Орешковского Аарона, архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иринарх не начал возобновлять Валаамскую обитель.
Возобновление и расцвет монастыря
В 1715 году последовал указ императора о возобновлении монастыря. Строительство монастыря было разрешено на только что отвоеванной территории, когда еще не был подписан мирный договор (Ништадтский договор 1721). Это могло совершиться только по прямому указанию самого Петра I.
В марте месяце 1717 года на Валаам из Кириллова монастыря была прислана церковная утварь: крест серебряный позолоченный, ризы крашенинные, а также хлебные припасы и разные хозяйственные орудия. Началось возрождение обители.
Уже в самом начале 1719 года построили деревянную церковь Преображения Господня с приделами во имя святых апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова.
В 1720 году монастырь, приписанный сначала к Кирилло-Белозерской обители, получил самостоятельность.
3 апреля 1754 году, в день Светлого Христова Воскресения, монастырь постигло новое испытание: после литургии начался пожар. Монастырь сгорел полностью. Уцелела только Благовещенская часовня и часть стены над святыми вратами. Было спасено несколько икон, церковных сосудов, богослужебных книг и три освященных антиминса.
Первое время после пожара иноки, с разрешения епископа, совершали обычное богослужение в часовне, которую просили освятить как церковь. По прошению Синода императрица Елизавета Петровна пожаловала на новые постройки 8 000 рублей.
В 1756 году завершилось строительство деревянной теплой церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы и соборной церкви во имя Преображения Господня. Монастырь обнесли деревянной оградой. С западной стороны ограды располагалось также три часовни: над вратами – Предтеченская, с севера – Космодамианская, с юга – Ильинская. Еще одна часовня находилась перед входом в обитель. В окружности он имел немногим более пятисот метров.
В ночь на 7 марта 1759 года от сильного ветра обрушилась новопостроенная колокольня, шатер разбило на мелкие части, а кровлю разметало по воде.
Все церкви, построенные в обители, были холодными, за исключением храма во имя Успения Пресвятой Богородицы. В неотапливаемых храмах старцы священноиноки затруднялись служить, особенно раннюю литургию. В 1759 году по прошению игумена Ефрема преосвященным Парфением, викарным епископом Кексгольмским и Ладожским, было благословлено в паперти теплой Успенской церкви построить придел во имя святителя Николая чудотворца.
Братская трапезная находилась от теплой церкви в 120 метрах. Отец игумен, видя, что «братии и престарелым монахам от церкви до трапезы в погоду и в мороз весьма трудно ходить», просил святителя Тихона, епископа Кексгольмского и Ладожского, благословить построить при трапезной теплую церковь во имя Рождества Господа Иисуса «из своего келейного кошту». В 1763 году эта церковь была сооружена и освящена.
5 марта 1786 года, по повелению государыни императрицы Екатерины II, Валаамский монастырь включили в число штатных 3-го класса с игуменским настоятельством.
В 1789 году была освящена во имя преподобных отцов Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, нижняя церковь собора; в 1793 году церковь во имя святителя и чудотворца Николая; в 1794 году — Преображенский собор и его придел во имя святых апостолов Петра и Павла, и в 1796 году, по перестройке, — храм Успения Пресвятой Богородицы. В 1793 году, по высочайшему повелению, в монастыре учредили епархиальную больницу на пять человек персонала.
Надвратную церковь в честь святых апостолов Петра и Павла освятили 29 июня 1809 года, а больничный храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник» – 30 июня 1814 года.
К 1811 году в Валаамской обители деревянных зданий уже не было, строительство велось из кирпича.
В 1820 году в Петербурге, в Малой Коломне, на Мясной улице, был куплен дом для Валаамского подворья.
2 апреля 1822 года монастырь был возведен в первый класс, при условии, что он сохранит общежительные правила, а настоятели, избираемые из числа Валаамской братии (это правило было утверждено указом консистории еще в 1813 году), всегда будут игуменами.
В течение всего XIX века ведется активное строительство и благоустройство монастыря. В начале XX века при Валаамском монастыре существовало 13 скитов.
3-6 (16-19) октября 1917 года в Валаамском монастыре состоялся съезд духовенства и мирян, на котором обсуждался вопрос о введении нового стиля. На съезде приняли решение, что в целях удержания православных от перехода в лютеранство в принципе возможен переход к празднованию всех праздников по новому стилю, если того желают две трети прихода.
На территории Финляндии
После октябрьского переворота в 1917 году Финляндия получила независимость, и Валаам оказался на ее территории, что позволило на время сохранить обитель. Наступил 1918 год, один из самых скорбных для монастыря. На острове начался голод, шесть иноков скончались от эпидемии гриппа.
Финляндия укрепляла свои границы. Военное командование рассматривало Валаамский архипелаг как приграничный форпост государства на Ладожском озере, на островах велись интенсивные фортификационные работы.
Монах Иувиан (Красноперов), монастырский летописец, свидетельствовал:
«С 12 января 1918 года началось знаменитое в нашей обители «Порт-артурское сидение», только более продолжительное, чем дальневосточное: с этого именно дня началось абсолютное разобщение Валаамского монастыря с Россией вначале, и со всем миром, совершенно прекратилась доставка из России газет, писем и вообще всякого рода корреспонденции. Насельники монастыря ничего не знали о том, что творится на белом свете… С поселением на Валааме Финляндского гарнизона, въезд сюда частным лицам совершенно воспрещен, отчего никаких богомольцев за лето 1918 года у нас не было. Береговым православным карелам не позволено было посетить обитель даже в праздники Всех Святых и Преподобных. Лето сего года мы провели в абсолютном уединении, как никогда ранее!»
В 1923 году Финляндская Православная Церковь переходит на новый (григорианский) календарный стиль в богослужебной практике. Насильственно его вводят и на Валааме. Это повлекло за собой возникновение настоящего раскола в братии Валаамской обители. В 1925–1926 гг. за верность старому стилю из монастыря были исключены 42 монашествующих.
К 1925 году в обители осталось приблизительно 400 человек, из них 70 иеромонахов и 40 иеродиаконов. Около 100 наемных рабочих разрабатывали лес. В основном, это были православные карелы, по обычаю приходившие перед женитьбой помолиться на Валаам и потрудиться в пользу обители. Прачечной и огородами занимались 25 богомолок, оставшихся на острове и образовавших свою «монашескую общину». Постепенно приходилось закрывать скиты, оставались только Предтеченский, Тихвинский и Всесвятский.
В монастыре ежегодно созывались съезды духовенства и мирян, с 1926 года в надвратном храме в честь апостолов Петра и Павла иеромонах Исаакий начал регулярно служить на финском языке. 20 сентября 1931 года в Воскресенском скиту состоялось открытие и освящение помещений детского приюта для мальчиков из бедных православных семей Карелии. В 1930-ые годы в монастыре возобновилась книгопечатная деятельность.
Валаам в годы Второй мировой войны
В 1939 году советско-финские международные отношения ухудшились. 12 октября в монастыре был прекращен колокольный звон. 30 ноября 1939 года в 8 часов утра войска Красной Армии начали военные действия на финском фронте. Валаамский архипелаг не был местом военных действий, но обитель не раз подвергалась бомбардировкам. 20 декабря 1939 года началась постепенная эвакуация братии.
13 марта 1940 года Валаамские иноки по радио узнали, что подписан мирный договор между Финляндией и СССР, по которому вся Карелия с монастырями Валаамским, Коневским и Линтульским отошли к СССР. По договору жителям давалось несколько дней для отъезда вместе с имуществом с передаваемой территории в Финляндию.
В бывшей усадьбе Папинниеми в сельской местности Хяйнавеси, приобретенной братией 24 июля 1940 г. на территории Финляндии, началась жизнь монастыря, который впоследствии получил название Новый Валаам.
19 марта 1940 года Валаамский архипелаг был передан советским войскам. В июне 1940 года народный комиссар Военно-Морского флота СССР адмирал Н.Г. Кузнецов подписал приказ о создании единой школы боцманов ВМФ на базе двух существующих с дислокацией на острове Валаам. В августе на остров прибыли первые курсанты. В школе было создано две роты боцманов, которые разместились в монастырской гостинице. В августе 1940 года наркоматом ВМФ СССР был отдан приказ о наборе в роту юнг, которая предполагалась как особое учебное подразделение школы боцманов. Школа просуществовала до начала Великой Отечественной войны.
Утром 19 сентября 1941 года канонерские лодки «Бира», «Бурея» и «Селемеджа», на бортах которых разместился весь бывший состав школы боцманов, покинули остров.
20 сентября 1941 года, после проведенной воздушной разведки, на остров высадились финские войска. Сразу начались работы по укреплению обороны острова: привезены артиллерийские орудия, на мысу Черный нос установили новую батарею. Части, дислоцированные на Валааме, не принимали участия в военных действиях. В 1941-1944 годах не было и бомбардировок острова. Лишь дважды на протяжении войны советские корабли приближались к Валааму, но каждый раз поворачивали назад прежде, чем попали под удар артиллерии. В эти годы иноки несколько раз посещали обитель для приведения в порядок Валаамского хозяйства.
19 сентября 1944 года военные подразделения финской армии, общая численность которых составляла не менее 2 000 человек, покинули архипелаг. Некоторые финские фортификационные сооружения до сих пор напоминают о тех трагических днях в истории острова.
Запустение. Валаам в послевоенные годы
Осенью 1944 года на опустевший остров прибыли несколько девушек, бойцов тылового подразделения, для обеспечения фронта молочными продуктами. В 1949 году на острове был создан совхоз. В течение тридцати двух лет (1952–1984) здесь находился дом-интеpнат для инвалидов войны и престарелых.
В Спасо-Преображенском соборе из-за коденсата и протечек кровли осыпалась живопись. В нижней церкви собора хранились овощи. В алтаре Успенской церкви открыли магазин. В Воскpесенском скиту обосновалась туристическая база. «На кирпич разбирались каменные скиты, а деревянные использовались как легкодоступное топливо», – пишет современный автор В.Р. Рывкин. По воспоминаниям островитян, «директор дома инвалидов разбирал и сжигал деревянные часовни – отапливал ими свинарник и коровник; председатель сельсовета жег старые церковные книги и иконы». В 1950-е годы был сожжен деревянный храм Ильинского скита на острове Лембос. Погибли Назариевская пустынь и около 20 деревянных часовен на островах. От строений Коневского скита к середине 1950-х годов остались только фундаменты. Церковь, перевезенную на центральную усадьбу, приспособленную под кормокухню и оскверненную, позже также уничтожил пожар. Были разрушены и находившиеся под попечением Валаамской обители Андрусовский и Сяндемский монастыри (Олонецкий район Республики Карелия), а также, в значительной части, Палеостровская обитель преп. Корнилия на Онежском озере. Последняя, Покровская часовня, как и многие другие, сгорела не во время военных действий, а в мирное лето 1982 года (ныне, как и Владимирская, отстроена заново).
В 1965 году власти, организовав на острове природный заказник, решили дать Валааму новую жизнь. Были и другие попытки. В 1979 году природный заказник был преобразован в историко-архитектурный и природный музей-заповедник, в связи с чем некоторым зданиям был придан статус памятников (1971, 1985 гг.). Предполагались устройство туристического аттракциона с канатной дорогой и аэродромом, в соборе – зала органной музыки, строительство нового поселка на 1000 жителей.
Возрождение монастыря
18 сентября 1989 года, по инициативе митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, Совет министров Карелии решил «передать в пользование» Ленинградской епархии Спасо-Преображенский собор с внутренним каре и расположенные рядом скиты, кроме Воскpесенского и Гефсиманского. Первые шесть насельников – иеромонахи Варсонофий, Геронтий, Фотий, иеродиакон Серафим, послушники Леонид и Вадим (ныне иеросхимонах Варахиил), прибыли на остров в ночь на 14 декабря 1989 года и разместились в бывшем изоляторе дома инвалидов («Морской дом»).
Возобновились службы в нижнем храме во имя преподобных Сергия и Германа. Одновременно начались монастырские реставрационные работы. 25 мая 1990 года, на Вознесение Господне, митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий освятил главный престол нижнего собора. Новое важное для обители решение о возвращении всех храмовых и административно-хозяйственных зданий было принято Верховным Советом Карелии в 1990-1991 годах.
С 1990 года Валаамский монастырь получил статус ставропигиального.
Возрождаются традиции Валаамского трудового монашества: строительство и реставрация, флот, сельское хозяйство, автохозяйство, камнерезное, кузнечное и свечное производства, издание духовной и церковно-исторической литературы. Восстановлены одиннадцать скитов (из тринадцати, существовавших на начало XX века).
Строятся и новые скиты. 21 сентября 2008 года патриарх Алексий II совершил чин великого освящения храмового комплекса Свято-Владимирского скита (архитектор Андрей Анисимов) на острове Валаам и первую Божественную литургию в новоосвящённом храме
10 июля 2009 года патриарх Кирилл и глава Республики Карелия С.Л. Катанандов в цокольном помещении храмового комплекса Свято-Владимирского скита открыли музей имени патриарха Алексия II; открытие было приурочено к 20-летию возрождения монашеской жизни на Валааме .
Статистика
- июль 2018 — более 200 насельников; ежегодно обитель посещают более 100 тыс. паломников и туристов
Настоятели, наместники
Подворья монастыря
- Московское
- Приозерское
- Санкт-Петербургское
- Сортавальское
- Сочинское
Видео
См. также
- Новый Валаам — монастыри, основанные валаамскими монахами.
Использованные материалы
- Материалы официального сайта
В древних документах русское название острова – Валам, с двойным а слово Валаам, а также образованное от него прилагательное валаамский, стало употребляться в начале XVIII в. Карелы называют остров Валмои, а финское наименование – Valamo. Распространенной версией о происхождении топонима является перевод с финского языка как «высота», «высокая земля». Впервые это гипотеза была изложена в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. Лингвист Е. А. Левашов считает, что топоним Валаам образован от финского слова valaa – «лить (металл)», «отливать (из металла)». См.: Горбаневский М. В мире имен и названий. 2-е изд. перераб. и доп. М. 1987. С. 94-95.
Наибольший интерес, как самая информативная, представляет запись из собрания Лихачева (ф.238, оп. 1, № 243): «О святых великоновгородских епископах и архиепископах, и преподобных чудотворцах» XVIII в. В рукописи отмечена память прп. Сергия и Германа, указано на современное (XVII в.) разорение обители, дана ссылка на древний соборный Летописец, где указаны даты обретения (1163 г.) и возвращения (1182) мощей на Валаам.
Согласно тому же преданию, Магнус Смек Эриксон, шведский король в 1319-1363 гг., правнук ярла Биргера, возвращался из неудачного похода на Великий Новгород и около берегов Валаама потерпел кораблекрушение. Могилу на Валааме видел Н.Я. Озерецковский в 1795 г. Имеются также данные о том, что Магнус после ряда неудачных походов и участия в междоусобицах, находился в заточении. Освободившись в 1371 г., он через три года утонул при Лундхольме и был похоронен в Норвегии (Накадзава. Рукописание Магнуша. Исследования и тексты. СПб., 2003).