Содержание
Валентин Катаев
ПОДЕЛИТЬСЯ
Жила девочка Женя. Однажды послала её мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином — для папы, две баранки с маком — для мамы, две баранки с сахаром — для себя и одну маленькую розовую баранку — для братика Павлика.
Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела: съела папины с тмином, потом мамины с маком, потом Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали что-то чересчур легкие. Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, облизывается.
— Ах, вредная собака! — закричала Женя и бросилась ее догонять.
Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась. Видит — место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала. Вдруг, откуда ни возьмись, старушка:
— Девочка, девочка, почему ты плачешь?
Женя старушке все и рассказала.
Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик и говорит:
— Ничего, не плачь, я тебе помогу. Правда, баранок у меня нет и денег тоже нет, но зато растет у меня в садике один цветок, называется «цветик-семицветик», он все может. Ты, я знаю, девочка хорошая, хоть и любишь зевать по сторонам. Я тебе подарю цветик-семицветик, он все устроит.
С этими словами старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок вроде ромашки. У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой.
— Этот цветик, — сказала старушка, — не простой. Он может исполнить все, что ты захочешь. Для этого надо только оторвать один из лепестков, бросить его и сказать:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы сделалось то-то и то-то!
И это тотчас сделается.
Женя вежливо поблагодарила старушку, вышла за калитку и тут только вспомнила, что не знает дороги домой. Она захотела вернуться в садик и попросить старушку, чтобы та проводила ее до ближнего милиционера, но ни садика, ни старушки как не бывало. Что делать? Женя уже собиралась, по своему обыкновению, заплакать, даже нос наморщила, как гармошку, да вдруг вспомнила про заветный цветок.
— А ну-ка, посмотрим, что это за цветик-семицветик! Женя поскорее оторвала желтый лепесток, кинула его и сказала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы я была дома с баранками!
Не успела она это сказать, как в тот же миг очутилась дома, а в руках — связка баранок!
Женя отдала маме баранки, а сама про себя думает: «Это и вправду замечательный цветок, его непременно надо поставить в самую красивую вазочку!»
Женя была совсем небольшая девочка, поэтому она влезла на стул и потянулась за любимой маминой вазочкой, которая стояла на самой верхней полке. В это время, как на грех, за окном пролетали вороны. Жене, понятно, тотчас захотелось узнать совершенно точно, сколько ворон — семь или восемь. Она открыла рот и стала считать, загибая пальцы, а вазочка полетела вниз и — бац! — раскололась на мелкие кусочки.
— Ты опять что-то разбила, тяпа! Растяпа! — закричала мама из кухни. — Не мою ли самую любимую вазочку?
— Нет, нет, мамочка, я ничего не разбила. Это тебе послышалось! — закричала Женя, а сама поскорее оторвала красный лепесток, бросила его и прошептала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая!
Не успела она это сказать, как черепки сами собой поползли друг к другу и стали срастаться.
Мама прибежала из кухни — глядь, а ее любимая вазочка как ни в чем не бывало стоит на своем месте. Мама на всякий случай погрозила Жене пальцем и послала ее гулять во двор.
Пришла Женя во двор, а там мальчики играют в папанинцев: сидят на старых досках, и в песок воткнута палка.
— Мальчики, мальчики, примите меня поиграть!
— Чего захотела! Не видишь — это Северный полюс? Мы девчонок на Северный полюс не берем.
— Какой же это Северный полюс, когда это одни доски?
— Не доски, а льдины. Уходи, не мешай! У нас как раз сильное сжатие.
— Значит, не принимаете?
— Не принимаем. Уходи!
— И не нужно. Я и без вас на Северном полюсе сейчас буду. Только не на таком, как ваш, а на всамделишном. А вам — кошкин хвост!
Женя отошла в сторонку, под ворота, достала заветный цветик-семицветик, оторвала синий лепесток, кинула и сказала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе!
Не успела она это сказать, как вдруг откуда ни возьмись налетел вихрь, солнце пропало, сделалась страшная ночь, земля закружилась под ногами, как волчок.
Женя, как была в летнем платьице с голыми ногами, одна-одинешенька оказалась на Северном полюсе, а мороз там сто градусов!
— Ай, мамочка, замерзаю! — закричала Женя и стала плакать, но слезы тут же превратились в сосульки и повисли на носу, как на водосточной трубе.
А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей и прямехонько к девочке, один другого страшней: первый — нервный, второй — злой, третий — в берете, четвертый — потертый, пятый — помятый, шестой — рябой, седьмой — самый большой.
Не помня себя от страха, Женя схватила обледеневшими пальчиками цветик-семицветик, вырвала зеленый лепесток, кинула и закричала что есть мочи:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.
Вели, чтоб я сейчас же очутилась опять на нашем дворе!
И в тот же миг она очутилась опять во дворе. А мальчики на нее смотрят и смеются:
— Ну и где же твой Северный полюс?
— Я там была.
— Мы не видели. Докажи!
— Смотрите — у меня еще висит сосулька.
— Это не сосулька, а кошкин хвост! Что, взяла?
Женя обиделась и решила больше с мальчишками не водиться, а пошла на другой двор водиться с девочками. Пришла, видит — у девочек разные игрушки. У кого коляска, у кого мячик, у кого прыгалка, у кого трехколесный велосипед, а у одной — большая говорящая кукла в кукольной соломенной шляпке и в кукольных калошках. Взяла Женю досада. Даже глаза от зависти стали желтые, как у козы.
«Ну, — думает, — я вам сейчас покажу, у кого игрушки!»
Вынула цветик-семицветик, оторвала оранжевый лепесток, кинула и сказала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои!
И в тот же миг откуда ни возьмись со всех сторон повалили к Жене игрушки. Первыми, конечно, прибежали куклы, громко хлопая глазами и пища без передышки: «папа-мама», «папа-мама». Женя сначала очень обрадовалась, но кукол оказалось так много, что они сразу заполнили весь двор, переулок, две улицы и половину площади. Невозможно было сделать шагу, чтобы не наступить на куклу. Вокруг, представляете себе, какой шум могут поднять пять миллионов говорящих кукол? А их было никак не меньше. И то это были только московские куклы. А куклы из Ленинграда, Харькова, Киева, Львова и других советских городов еще не успели добежать и галдели, как попугаи, по всем дорогам Советского Союза. Женя даже слегка испугалась.
Но это было только начало. За куклами сами собой покатились мячики, шарики, самокаты, трехколесные велосипеды, тракторы, автомобили, танки, танкетки, пушки. Прыгалки ползли по земле, как ужи, путаясь под ногами и заставляя нервных кукол пищать еще громче. По воздуху летели миллионы игрушечных самолетов, дирижаблей, планеров. С неба, как тюльпаны, сыпались ватные парашютисты, повисая на телефонных проводах и деревьях. Движение в городе остановилось. Постовые милиционеры влезли на фонари и не знали, что им делать.
— Довольно, довольно! — в ужасе закричала Женя, хватаясь за голову. — Будет! Что вы, что вы! Мне совсем не надо столько игрушек. Я пошутила. Я боюсь…
Но не тут-то было! Игрушки все валили и валили. Кончились советские, начались американские. Уже весь город был завален до самых крыш игрушками. Женя по лестнице — игрушки за ней. Женя на балкон — игрушки за ней. Женя на чердак — игрушки за ней. Женя выскочила на крышу, поскорее оторвала фиолетовый лепесток, кинула и быстро сказала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.
Вели, чтоб игрушки поскорей убирались обратно в магазины.
И тотчас все игрушки исчезли.
Посмотрела Женя на свой цветик-семицветик и видит, что остался всего один лепесток.
— Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила — и никакого удовольствия. Ну, ничего. Вперед буду умнее.
Пошла она на улицу, идет и думает:
«Чего бы мне еще все-таки велеть? Велю-ка я себе, пожалуй, два кило «мишек». Нет, лучше два кило «прозрачных». Или нет… Лучше сделаю так: велю полкило «мишек», полкило «прозрачных», сто граммов халвы, сто граммов орехов и еще, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика. А что толку? Ну, допустим, все это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я себе лучше трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Еще, чего доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет. Лучше я себе велю билет в кино или в цирк. Там все-таки весело. А может быть, велеть лучше новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых сандалетах? Можно велеть чего-нибудь еще гораздо лучше. Главное, не надо торопиться».
Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный — сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.
— Мальчик, мальчик, как тебя зовут?
— Витя. А тебя как?
— Женя. Давай играть в салки?
— Не могу. Я хромой.
И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.
— Как жалко! — сказала Женя. — Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.
— Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.
— Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! — воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. — Гляди!
С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы Витя был здоров!
И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.
Тема: Раскрытие мира человеческих ценностей на примере произведения В.Катаева «Цветик-семицветик».
Цель: В процессе чтения и анализа с учащимися сказки «Цветик-семицветик» привести их к пониманию вечных ценностей жизни, научить их ценить простые человеческие радости.
Задачи:
1. Обучающие. Формировать умение работать с текстом произведения. Учить сравнивать и анализировать произведение. Продолжать учить детей понимать жанровые особенности сказки, отличие её от рассказа. Формирование умения устного словесного рисования и пересказа произведения. Учить детей понимать особенности характера главного героя. Учить работать в группе.
2. Развивающие. Способствовать развитию речевой культуры учащихся: развитию связной речи учащихся; выразительному чтению; работать над уточнением значения слов и выражений. Развивать навыки пересказа литературного текста.
3. Воспитывающие. Воспитывать чувство любви, сочувствия, сопереживания, доброты, сострадания к людям, желание помочь больному человеку, чувство дружбы и взаимовыручки, милосердное отношение к людям с ограниченными способностями, старикам.
Оборудование: портрет В.П.Катаева, интерактивная доска, слайдовый материал с заданиями, фонограммы песен «Цветик-семицветик», «Дорогою добра», тестовики, сигнальные карточки, смайлики, лепестки, рисунки «Цветика-семицветика», чёрные фломастеры.
Для учащихся: учебник, цветные карандаши.
Предварительная работа: знакомство с жизнью и творчеством В.П.Катаева, чтение произведения В.Катаева «Цветик-семицветик», просмотр мультфильма.
ХОД УРОКА.
Этап
урока
№
слайда
Организационный момент
Организовать учащихся на учебную деятельность.
— Ребята, сегодня на уроке литературного чтения у нас гости. Поздоровайтесь. Садитесь.
— Ребята! Вы готовы к уроку? (Да!)
Я на вас надеюсь, друзья!
Мы хороший дружный класс.
Всё получится у нас!
Гулять сегодня некогда
Мы заняты другим.
Пришли сегодня гости к нам,
И мы их удивим.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
Мотивация учебной деятельности учащихся
— С помощью смайликов покажите, какое у вас настроение.
— А я вот сегодня видела человека, который был сначала грустный, а потом стал весёлым. Рассказать, почему?
Рассказ учителя.
Мальчик шёл быстро, торопился. «Наверное, проспал и опаздывает на урок, » – подумала я. И вот он уже возле светофора, горит зелёный свет, нужно переходить… А тут:
— Помогите, пожалуйста, переведите через дорогу!
Все торопятся, проходят мимо. А мальчик не прошёл, перевёл старичка. И появилась на лице улыбка и у старичка, и у мальчика.
— Может быть, после нашей работы на уроке у того, кто пришёл грустный, на лице появится добрая улыбка.
Сообщение темы и цели урока
— Перед вами «бегущая строка». Расшифруйте пословицу.
КЛТЖИЗНЬ ПРСДАНАХТВНАЩВЦДОБРЫЕПВЙДЕЛА
— Эта пословица будет являться эпиграфом, то есть путеводной нитью всего нашего урока.
— Вспомните, с творчеством какого писателя, мы познакомились на прошлом уроке? (Валентина Петровича Катаева)
— Как называется его произведение, которое мы прочитали? («Цветик-семицветик»)
— Это тема нашего урока.
— Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. Для этого дополните предложение.
— Над чем будем работать на уроке?
— Чему будем учиться?
— Что необходимо выяснить?
Работать над ___сказки ,
уметь делать___,
выяснить, чему___ сказка.
(Работать над содержанием сказки «Цветик-семицветик»; уметь делать вывод; выяснить, чему учит сказка.)
1. Вступительное слово.
— На прошлом уроке мы познакомились с жизнью и творчеством В.П.Катаева.
— Перед вами книжная выставка. Представленные на ней иллюстрации, являются обложками книг В.П.Катаева. Изданы эти книги в разное время и иллюстрированы разными художниками.
Актуализация знаний учащихся.
2. Биографическая тест-викторина.
— Сейчас проведём биографическую тест-викторину, чтобы вспомнить основные моменты из жизни и творчества писателя.
(Объяснить правила работы с тестовиками)
— На листочках, которые лежат перед вами, с помощью цвета вы обозначаете правильный ответ. Если вы согласны с утверждением, то закрашиваете кружочек красным цветом, если не согласны – зелёным.
Самопроверка.
— Оцените свои знания. Сравните свои результаты с ответами на экране. У кого все ответы совпали, покажите мне красную карточку, кто ошибся – зелёную.
2. Работа над жанром.
Беседа с учащимися.
— С какими жанрами детской литературы мы встречаемся на уроках? (рассказ, басня, стихотворение, сказка)
— Чем сказка отличается от других жанров?
— Сказка — один из самых популярных жанров устного народного творчества. В сказке всегда есть положительные (добрые) и отрицательные (злые) персонажи. Как нам известно, добро всегда побеждает зло.
— На какие группы по авторам можно разделить все сказки? (авторские и народные)
— Давайте попробуем вспомнить народные сказки. Почему они так называются? Кем писались, сочинялись народные сказки?
(Народные сказки назывались так, потому что сочинял их народ, они передавались из уст в уста, из поколения в поколение; их пересказывали, эти сказки не имели одного конкретного автора).
— Ребята, давайте вспомним, какими словами чаще всего начинаются и заканчиваются сказки?
— Правильно, ребята! Сказки часто начинаются словами: жили-были…; в некотором царстве, в некотором государстве… Заканчиваются сказки словами: и я там был, мед, пиво пил…; вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!
— Все сказки делятся на три большие группы. Давайте назовем их.
( Волшебные сказки, бытовые сказки и сказки о животных).
— Ребята, как вы думаете. Почему сказки поделили именно на три группы?
(В сказках о животных главными героями являются животные, волшебными называются сказки благодаря необыкновенным чудесам, сказочным предметам, а в бытовых сказках часто рассказывается о житье-бытье простого народа, о их героических или, наоборот, о поступках, в которых высмеиваются такие человеческие пороки, как жадность, глупость и т.д.)
— Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет собой мудрую мысль.
Формирование знаний, умений и навыков
1.Обсуждение, анализ содержания сказки.
— Сегодня на уроке мы поближе познакомимся с произведением Катаева «Цветик — семицветик», написанным в жанре литературной сказки.
«Мозговой штурм».
— Подумайте, почему писатель Катаев назвал своё произведение «Цветик-семицветик» сказкой? Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни?
Кластер
волшебница волшебный волшебство чудо-исцеление
цветок больного мальчика
Словарная работа
2. Словарная работа.
— В тексте встретились слова, значение которых было вам не совсем понятно:
— Подберите близкие по смыслу слова:
Растяпа – невнимательная,
велеть – приказывать,
превосходный – хороший,
симпатичный – красивый,
уродливый – некрасивый,
отнять – забрать,
смирные – спокойные.
— Объясните значение следующих выражений:
По сторонам зевать, ворон считать – быть невнимательным,
галдели как попугаи – шумели,
взяла досада – огорчилась, расстроилась.
Работа над содержанием
3. Чтение и анализ сказки.
— Открываем учебники на с.147
— Почему сказка называется «Цветик-семицветик»? (С его помощью исполняются все желания)
— Прочитаем начало произведения (1-й абзац читает один ученик).
— Похоже ли оно на сказку? (Начало напоминает рассказ, в повествовании нет ничего выдуманного, много вокруг нас таких девочек, как Женя, которые ходят в магазин за хлебом и не всегда бывают внимательными.)
— Что вы узнали из этого отрывка о девочке Жене? Прочитайте. (Идёт по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает.)
— Продолжаем читать по-цепочке.
— Где становится понятно, что произведение – не рассказ, а сказка? Найдите и прочитайте это место. (Вдруг, откуда ни возьмись – старушка.)
— «Откуда ни возьмись» — сказочное выражение. Необычное и загадочное появление старушки: так появляются только волшебницы.
— Почему цветок, который дала Жене старушка, называется «семицветик»? (У него 7 разноцветных лепестков)
— Что напоминает вам этот цветок? (Похож на ромашку. Радугу).
— Кто запомнил, какие волшебные слова надо произнести, чтобы исполнилось загаданное желание? А давайте произнесём их все вместе, повторяя за мной движения.
Физминутка.
Лети, лети, лепесток, (плавные движения руками)
Через запад на восток, (показывают правой рукой направления запад – восток)
Через север, через юг, (показывают левой рукой направления север – юг)
Возвращайся, сделав круг. (крутятся)
Лишь коснёшься ты земли (приседают)
Быть по – моему вели! (топают ногой)
4. Выборочное чтение.
— Мы продолжаем работать над содержанием сказки. Вы помните, что каждый из семи лепестков выполнял всего лишь одно желание. Давайте вспомним, на что были потрачены эти лепестки, и все ли желания Жени были разумными.
— На что был потрачен первый лепесток? (Чтобы проверить действие волшебного цветка, на желание вернуться домой.)
— Быстро ли Женя попала домой? Найдите строчки, в которых об этом говорится.
— Разумное ли это было желание?
5. Пересказ отрывка.
— Какая неприятность случилась с Женей дома?
Женя отдала маме баранки, а сама про себя думает: «Это и вправду замечательный цветок, его непременно надо поставить в самую красивую вазочку!»
Женя была совсем небольшая девочка, поэтому она влезла на стул и потянулась за любимой маминой вазочкой, которая стояла на самой верхней полке. В это время, как на грех, за окном пролетали вороны. Жене, понятно, тотчас захотелось узнать совершенно точно, сколько ворон — семь или восемь. Она открыла рот и стала считать, загибая пальцы, а вазочка полетела вниз и раскололась на мелкие кусочки.
— Ты опять что-то разбила, тяпа! Растяпа! — закричала мама из кухни. — Не мою ли самую любимую вазочку?
— Нет, нет, мамочка, я ничего не разбила. Это тебе послышалось! — закричала Женя.
— На что потратила девочка второй лепесток и почему?
(Чтобы склеилась разбитая вазочка, которую мама очень любила. Ведь так грустно, когда теряешь любимую вещь.)
— Было ли это желание разумным? (Да. Женя не хотела огорчать маму)
— Сколько лепестков пришлось потратить Жене, чтобы исполнилось следующее желание? Почему? (Два лепестка: один лепесток нужен был для того, чтобы попасть на Северный полюс. Второй лепесток, чтобы оттуда вернуться домой.)
Жел-
тый
Крас
ный
Синий
Зелё
ный
6. Составление рассказа по картинке.
Женя обиделась на мальчиков из своего двора. Они играли в полярников и не приняли её в игру из-за того, что она девочка. Женя решила доказать, что обойдётся и без них. Оторвала лепесток, велела перенести её на Северный полюс и не подумала о том, что в своём летнем платьице там замёрзнет. К тому же на Северном полюсе есть дикие медведи и другие опасные животные. Женя, конечно, сразу замёрзла, испугалась белых медведей и поспешила оторвать ещё один лепесток, чтобы вернуться домой.
— Разумными ли были эти два желания? (Первое – нет, а второе – да.)
— Сколько лепестков осталось на волшебном цветке? (3)
7. Выборочное чтение.
— Женя опять попала к себе во двор и увидела там подруг с кучей игрушек.
— Прочитайте, что почувствовала Женя, когда увидела так много красивых игрушек. (Взяла Женю досада. Даже глаза от зависти стали жёлтые, как у козы.)
— Какое пятое желание загадала девочка? Прочитайте. (Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои!)
— Исполнилось ли это желание? Докажите словами из текста. (И в тот же миг, откуда ни возьмись, со всех сторон повалили к Жене игрушки.)
— Давайте прочитаем и проследим, что чувствовала Женя, когда её завалило игрушками.
Сначала обрадовалась, потом испугалась, а потом в ужасе закричала, что ей не надо столько игрушек.
— Какое шестое желание ей пришлось загадать? (Вели, чтобы игрушки поскорей убирались обратно в магазины.)
— Сколько же лепестков Женя истратила?
— Получила ли она от этих желаний удовольствие?
— О чём же задумалась Женя? (Чтение отрывка до момента встречи Жени с мальчиком).
— Прочитайте, что же произошло дальше? (Пошла она по улице… Девочка без всякого страха подошла к нему.)
Оран
жевый
Фиоле
Товый
8. Чтение по ролям.
— Найдите в конце произведения разговор Жени и Вити. Как называется в литературе разговор двух лиц? (Диалог.)
— Прочитаем этот диалог по ролям. Подумайте, как должна говорить Женя, как – мальчик. (Женя – смело, уверенно, без всякого страха; Витя – весело, спокойно.)
Чтение диалога Жени с Витей.
— Какое последнее желание загадала Женя? (Чтобы Витя был здоров.)
— Как вы думаете, с умом ли потратила Женя единственный оставшийся лепесток? (Да, это было самое разумное желание.)
— Жалко ли ей было тратить его не на себя?
— Найдите в тексте и прочитайте место, где об этом говорится.
(С этими словами девочка бережно оторвала последний голубой лепесток, на минуту прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья.)
— Давайте хором произнесём эти волшебные слова.
— Как вы думаете, почему голосок Жени дрожал от счастья? (Она радовалась тому, что может вернуть мальчику здоровье. Она помогла ему выздороветь и стать счастливым.)
— Как вы оцениваете поступок Жени? (Она поступила правильно, потому что поняла, что только здоровый человек может быть счастливым.)
— Чем же заканчивается сказка? (Мальчик Витя выздоровел.)
Голу
бой
Физминутка
Гимнастика для глаз.
— Чтобы наши глазки после чтения отдохнули, и мы с вами были здоровыми, проведём гимнастику для глаз. Внимательно следите за цветиком-семицветиком на экране.
Звучит фонограмма песни «Цветик-семицветик».
Характеристика главного героя
9. Портретная характеристика главного героя.
— У Жени было 7 волшебных лепестков. 6 из них она потратила зря.
— Давайте выясним, почему у Жени появлялись такие глупые желания. А для этого выстроим модель-описание характера главной героин..
— Какой вы представляете Женю? (Маленькая девочка, такая же как и все обыкновенные дети.)
— Одинаковая ли была Женя на протяжении всей сказки? (Нет.)
— Какой она была, когда совершала глупые поступки? (Обидчивая,, вспыльчивая, завистливая)
— А какой она была, когда совершала разумные поступки? (Добрая, заботливая, любящая)
— В каких ситуациях проявились эти человеческие качества? (Не хотела огорчить маму из-за разбитой вазы, пожалела мальчика и для его выздоровления потратила свой последний лепесток.)
Обобщение. Рефлексия.
1. Обобщающая беседа.
— Чему нас учит эта сказка?
— Какую же мудрую мысль хочет донести до читателя В.П. Катаев? Чему мы должны научиться? (Нам всем надо быть внимательными к людям. Надо научиться видеть, как живут другие, иметь чувства сострадания и, если это возможно, постараться помочь им, как это сделала Женя).
— Вспомните пословицу, которая выражает основную мысль сказки. (Жизнь дана да добрые дела)
— Какие дела можно назвать добрыми?
(На экране – иллюстрации, на которых дети совершают добрые поступки.)
— А кто из вас делает добрые дела?
— Скажите, пожалуйста, а обязательно ли нужно иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? (Нет, достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту. И не ждать, когда тебя об этом попросят.)
2. Творческая работа в группах.
— Поработаем в небольших группах. У вас на партах лежат модели волшебного цветка. Посовещавшись, вы должны решить, какими человеческими качествами должны обладать люди, чтобы совершать добрые поступки, и написать их на лепестках. (Доброта, любовь, сочувствие, сопереживание, сострадание, желание помочь, дружба, взаимовыручка, милосердие, взаимовыручка, взаимопомощь.)
Дети пишут на лепестках человеческие качества, вывешивают цветы на доску.
— С чем можно сравнить жёлтый лепесток? (С весёлым солнышком)
— А синий? (С мрачной тучкой)
— В заключение урока я вас хочу спросить: если бы у вас остался последний лепесток от цветика-семицветика, то какого бы он был цвета: желтый, как солнышко, или синий, как тучка?
— Покажите с помощью лепестков своё настроение.
Цве
ток
Домашнее задание. Оценивание. Итог.
1. Домашнее задание. Инструктаж.
— Я предлагаю вам дома написать в своих тетрадях по чтению небольшое сочинение на тему: «На что бы я потратил (а) свой последний лепесток?»
2. Итог урока.
— Если бы у меня остался последний лепесток, то я бы пожелала, чтобы вы были самыми добрыми, самыми дружными, самыми заботливыми и любимыми! Будьте внимательными, вдруг кому-то нужна ваша помощь! Не ждите, когда вас попросят, а помогите нуждающимся! Я уверена в том, что вы всегда будете делать только добрые дела и совершать только хорошие поступки.
«Цветик-семицветик» – добрая, поучительная сказка о девочке Жене и волшебном цветке. Помогать другим – большое счастье, и главная героиня поняла это на собственном примере.
Краткое содержание «Цветик-семицветик» для читательского дневника
ФИО автора: Катаев Валентин Петрович
Название: Цветик-семицветик
Число страниц: 8. Катаев В. П. «Цветик-семицветик». Издательство «Искатель». 2018 год
Жанр: Сказка
Год написания: 1940 год
Главные герои
Женя – добрая и веселя, но слишком рассеянная и легкомысленная девочка.
Старушка – добрая волшебница.
Витя – добрый, веселый и озорной мальчик, которому Женя помогла вылечить больную ногу.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
- для самых компанейских — Главные герои «Цветик-семицветик»
Сюжет
Как-то раз девочка Женя отправилась в магазин за баранками. По дороге домой она рассеянно смотрела по сторонам, считала ворон, и не заметила, как дворняжка ловко стащила все ее баранки.
Заметив пропажу, Женя очень рассердилась и бросилась вслед за собакой. Она ее так и не догнала, и при этом заблудилась. Женя очень расстроилась, и ее стала утешать добрая старушка. Она отвела девочку в сад и сказала, что у нее есть волшебный цветок – цветик-семицветик, способный выполнять любые желания. Достаточно лишь сорвать один из семи лепестков и произнести вслух волшебные слова.
Девочка очень обрадовалась подарку. Она загадала оказаться дома с баранками, и все исполнилось в тот же миг. Женя хотела поставить волшебный цветок в вазочку, но опять засмотрелась на ворон, и разбила вазу. Чтобы мама ее не ругала, Женя сорвала еще один лепесток, и ваза стала целой.
Женя вышла поиграть во двор. Там мальчишки играли в увлекательную игру, представляя, будто они оказались на льдине в бушующем море. Мальчики не хотели брать Женю в игру, и тогда она загадал очутиться на северном полюсе. Девочка в легком летнем платьице оказалась в царстве льда, снега и вечного холода. А тут еще и белые медведи вышли. Женя испугалась, сорвала лепесток и вновь очутилась в своем дворе.
Женя пошла играть в другой двор, где девочки играли с красивыми игрушками. Она загадала, чтобы и у нее было много игрушек, и тут же со всех сторон повалили куклы, игрушечные медведи и зайцы, запрыгали мячики. Женя испугалась, и сорвала еще один лепесток, чтобы игрушки исчезли. Она расстроилась – потратила почти все лепестки, а никакого удовольствия так и не получила.
Тут Женя увидела на скамейке красивого мальчика. Она познакомилась с ним и предложила поиграть. Однако Витя не мог бегать и прыгать, потому был хромой. Женя обрадовалась, что у нее сохранился последний лепесток для такого полезного дела. Она сорвала его и загадала самое верное желание – чтобы Витя был здоровым.
План пересказа
- Покупка баранок.
- Появление наглой собаки.
- Встреча с доброй старушкой.
- Волшебный цветок.
- Первое желание.
- Разбитая ваза.
- На северном полюсе.
- Нашествие игрушек.
- Знакомство с Витей.
- Последнее желание.
Главная мысль
По-настоящему счастлив тот, кто способен делится радостью с другими, совершать добрые дела.
Чему учит
Учит быть внимательным и сосредоточенным при выполнении важных дел. Учит помогать людям, совершать добрые дела, не быть эгоистичным, жадным, заносчивым.
Отзыв
Несмотря на то, что Женя была очень рассеянной и немного глупой девочкой, которая так бессмысленно тратила лепестки, она все же оказалась доброй и отзывчивой. Женя не пожалела использовать последний лепесток и помогла Вите вновь стать здоровым. И это желание принесло ей много радости.
Рисунок-иллюстрация к сказке Цветик-семицветик.
Пословицы
- Жизнь дана на добрые дела.
- Доброму человеку помощь не убыток.
- От доброго дерева добрый и плод.
Всего найдено: 34
Вопрос № 305157 | ||
Помните ли вы, ребята, сказку про цветик-семицветик, который мог выполнить 7 самых заветных желаний? Представьте, что было бы, если бы такой цветок попал к вам. Запишите ваши желания, используя глаголы в условном наклонении.
Ответ справочной службы русского языка
«Справка» не выполняет домашних заданий. Даже если они такие милые.
Вопрос № 303765 | ||
Лютик не очень красивый цветок. Нужно ли тире между словами «лютик» и «не»? Ответ, пожалуйста, дайте с объяснением.
Ответ справочной службы русского языка
Постановка тире уместна. При этом по правилам тире не ставится, если при сказуемом-существительном имеется отрицание (однако в приведенном Вами примере отрицание относится не к сказуемому, а к определению).
Вопрос № 302691 | ||
Скажите,пожалуйста, в предложении ,, Цветок расцвёл,, слово расцвёл СВ или НСВ ?
Ответ справочной службы русского языка
Это глагол совершенного вида.
Вопрос № 296960 | ||
Здравствуйте. Как правильно, «осыпется» или «осыплется» (цветок)? Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Верны оба варианта.
Вопрос № 295752 | ||
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, верно ли расставлены знаки препинания: Шиповник, или дикая роза — красивый и декоративный цветок!
Ответ справочной службы русского языка
Не хватает запятой перед тире: Шиповник, или дикая роза, – красивый и декоративный цветок!
Вопрос № 295274 | ||
Вашему вниманию предлагаются задания с выбором одного, двух или более правильных ответов, выберите правильные ответы. Ударение падает на первый слог? 1) зубчатый 2) ирис (цветок) 3) каталог 4) договор 5) желчный 6) гренки 7) броня (на билеты) 8) жалюзи
Ответ справочной службы русского языка
Это задание Вы можете выполнить самостоятельно с помощью электронных словарей, опубликованных на нашем портале (окошко «Проверка слова» вверху этой страницы).
Вопрос № 294949 | ||
Здравствуйте! Видимо я не смог четко сформулировать вопрос № 294942. «Скажите, пожалуйста, как правильно написать названия цветов: акация лорка или Лорка, орех онтарио или Онтарио?» Имеется в виду не растение цветок, а цвет. У древесных цветов есть названия: акация лорка, орех онтарио.
Ответ справочной службы русского языка
В специальной литературе применимо аналогичное правило: акация Лорка, орех Онтарио.
Вопрос № 294364 | ||
Здравствуйте! Можно ли написать «недикая» вместе, если это не отрицание? Например, Моя недикая орхидея. Я хотела так описать мой домашний цветок и связать с фильмом «Дикая орхидея»
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: моя недикая орхидея.
Вопрос № 289655 | ||
Здравствуйте. Если термин или название состоит из двух слов в кавычках, ставить после него тире или дефис? Сегодня в ботаническом саду раскрылся «трупный цветок»-титан.
Ответ справочной службы русского языка
Ставится тире, но можно и без знака препинания в этом случае.
Вопрос № 288260 | ||
Ответ справочной службы русского языка
Два нарицательных существительных, выражающих родовое и видовое понятия в классификации природных объектов, пишутся раздельно. Ср.: птица иволга, рыба треска, дерево ольха, цветок роза, минерал лазурит, металл литий.
В справочниках по правописанию рекомендуется отличать такие сочетания от сочетаний типа птица-носорог, рыба-попугай, в которых названием является сочетание целиком, поскольку носорог — не птица, а попугай — не рыба. Подобные составные наименования пишутся через дефис.
Сочетание лен-долгунец занимает промежуточное положение между приведенными группами. С одной стороны, компоненты находятся в родо-видовых отношениях, с другой — представляют собой устойчивое наименование. Слово долгунец редко употребляется как самостоятельное название льна в отличие от слова стерх, которое часто используется для называния журавлей.
Вопрос № 282998 | ||
Как писать правильно названия бабочек в художественной литературе?
Справочные издания используют названия видов без кавычек и со строчной буквы. Но в тексте детской сказки меня смущает такое написание.
Если привычно воспринимаются, например,
жук-олень
жук-носорог
которые куда-то ползут,
то как быть с такими выражениями –– про бабочек:
В окно влетел дневной павлиний глаз.
или влетела? )
На цветок опустился адмирал.
Ответ справочной службы русского языка
В художественной литературе названия видов бабочек тоже пишутся строчными без кавычек: в окно влетел дневной павлиний глаз, на цветок опустился адмирал. Конечно, при таком оформлении смысл текста читателю (особенно ребенку) может быть непонятен. Но можно сделать примечание или немного изменить текст, вставить слово бабочка. Например: на цветок опустился адмирал (так называют одну из самых красивых бабочек) или на цветок опустилась красивая бабочка – адмирал.
Вопрос № 281180 | ||
Можно ли считать, что «в словосочетании «дом из камня» оба слова мужского рода»? Вопрос задан по следам олимпиады по русскому языку для 1 класса от Меташколы, где спрашивалось: «В скольких словосочетаниях оба слова мужского рода?» и наряду с «нос корабля» были приведены варианты «цветок сирени», «огонь в камине», «тарелка супа» и упомянутый выше (всего пять). Организаторы олимпиады предполагали, что правильный ответ — «три». Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Да, конечно. Дом и камень – слова мужского рода. Ошибки в задании нет.
Вопрос № 281127 | ||
В словосочетании «цветок декабрист» второе слово берется в кавычки?
Ответ справочной службы русского языка
Нет, кавычки не нужны.
Вопрос № 276979 | ||
Добрый день!
Возник вопрос: слитно или раздельно будет писаться «не» с причастиями в данных случаях:
«рулонные шторы блэкаут выбирают любители романтичного полумрака, не переносящие яркого света…» (не переносящие или непереносящие)
«Взрослых привлекают экологичные материалы, практичные в уходе и не вызывающие аллергии, а подрастающее поколение в восторге от ярких расцветок…» (не вызывающие или невызывающие)
Как правильно?
Ответ справочной службы русского языка
В обоих случаях верно раздельное написание.
Вопрос № 273113 | ||
В некоторых случаях слово в разных падежах пишется одинаково.
Например, фразы вроде «Мы купили петушка», «Я увидел котенка» и т.п.
В этих примерах существительное в винительном падеже и родительном падеже пишется одинаково.
Как в таких случаях определить падеж существительного?
Ответ справочной службы русского языка
Достаточно подставить вместо одушевленного неодушевленное существительное или существительное 1-го (по школьной грамматике) склонения, где родительный и винительный падеж не совпадают даже в случае одушевленности. Мы купили цветок. Я увидел девочку. Винительный падеж.
Страницы: 2 3 последняя