~ • ~ • ~
Почему наша жизнь так коротка? Почему недоступна нам нормальная человеческая жизнь, продолжительность которой должна быть три или четыре столетия. Ответ на этот вопрос можно разделить на две основные составляющие:
- Вопрос времени.
- Вопрос 3х центров.
С точки зрения центров можно сказать, что мы подобны часовому механизму, заводящемуся при помощи трёх пружин. В зависимости от наследственности и окружения периода формирования, завод этот может различаться, но все три пружины изначально взводятся на продолжительность хода не менее двух или трёх столетий.
Что же нарушает работу часового механизма, заставляя пружины раскручиваться гораздо раньше отведённого срока?
Проблема в неработающем в нас должным образом «регуляторе».
Что же это за регулятор?
Таким регулятором в нас должно являться специальное усилие самоосознания.
Подобное усилие, начинающееся с ответственного возраста (17-18 лет), должно автоматически гарантировать исправный «ход» организма в течение всего отведённого для его нормальной работы времени. Гурджиев рассказывал про нескольких таких людей, которых он встречал, открывших для себя эту идею будучи ещё детьми и использовавших её во благо своего бытия.
Вопрос: Что мы называем Временем?
Ответ: Длительность раскручивания витков пружин.
Нам всем знакома разница в ходе времени когда мы спим и когда бодрствуем. И также знаем мы или можем представить себе опыт и впечатления человека, чью голову окунули и удерживают под водой.
Какими свойствами обладает Время в сновидениях?
Какова взаимосвязь между интенсивными переживаниями и отсутствием осознания движения времени?
Или наоборот, когда мы пассивно ждём чего-то и время кажется идущим очень медленно.
Интенсивный опыт укорачивает время, тогда как отсутствие опыта удлинняет его ход.
Как сказал Эйнштейн: «Чем больше происходит событий, тем меньше времени».
Предположим, что перед вашими глазами дерево, и оно предстаёт последовательно во всех своих фазах роста, как в ускоренной съёмке. Что вы будете чувствовать относительно времени?
Период вплоть до возраста ответственности обычно проходит в нас нормально, с постепенным развитием, последовательно закручивающим в нас, одну за другой, все пружины. Младенчество, детство, период полового созревания; далее зрелость (муже- или жен-ственность). Преждевременное половое созревание считается ненормальным, поскольку должны быть последовательно пройдены все серии становления. Но период зрелости сейчас обычно являет собой беспорядочные фазы, безо всякой очерёдности. Гурджиев говорит, что время для современных людей идёт нормально вплоть до возраста ответственности, а позже оно начинает «выкидывать коленца». Это происходит из-за того, что три основных центра в нас действуют не под надзором, а случайным образом, в ответ на всевозможные случайные стимулы извне. К ответственному возрасту действующий естественный регулятор удаляется из организма. С наступлением новой стадии, новый регулятор должен прикладываться уже самим индивидуумом.
Различие между спящим и бодрственным состояниями заключается в том, что в бодрствующем состоянии три наших центра являются магнетически связанными. Кроме наличия таких связей, существует ещё взаимный гипнотизм центров — тенденция каждого из центров имитировать работу двух других. Как пример: ненужные подёргивания или нахмуривание бровей, etc во время размышлений. Такая активность моторных центров является излишней; кроме того, подобный взаимный гипнотизм приводит к большим бесполезным тратам энергии. А отсутствие такого рода гипнотизма как раз является частичным объяснением скоротечности хода времени во сне.
Вплоть до (и включая) период юности в нас происходит закручивание пружин; после чего начинается их спуск и мы действуем уже на полученном заводе. В раннем детстве магнетические связи центров ещё не сформированы, так что период бодрствования ребёнка примерно соответствует нашему спящему состоянию. По мере того, как формируется магнетическая связь центров, ребёнок начинает понемногу «пробуждаться». И тогда ему уже невозможно вести себя с той же «детской непосредственностью» — то есть, действуя только из одного центра. Каждое его действие будет уже вовлекать в работу другие центры.
Является возможным нарушить эти связи, например, при помощи наркотиков. Но такого рода воздействия на инстинктивный центр бывают настолько вредоносны, что часто уже становится невозможным восстановление нормальной связи или сам инстинктивный центр может полностью разрушиться.
Поэтому в качестве регулятора связей предпочтительнее использовать другое средство — психологический препарат УСИЛИЕ.
Время являет собой потенциальность опыта. Длительность времени определяется заведённой пружиной каждого центра; а Объективное Время равно числу единиц жизненного опыта, потенциально содержащихся в рассматриваемом центре. Какова вместимость его хранилища, сколько возможностей доступных впечатлений нашего опыта содержит в себе каждый центр? События этого опыта могут следовать одно за другим или с интервалами, последовательно или одновременно. А время нашей жизни будет определяться скоростью, с которой исчерпываются все эти потенциальности — на основании собственного опыта, то есть — субъективно.
Иногда трудная ситуация или несчастный случай заставляют нас «отматывать» за короткое время (за несколько минут или несколько дней/месяцев) буквально годы «завода» потенциального опыта. Но интенсивность переживания ещё не делает этот опыт «нашим». События этого опыта разворачиваются для нас, но происходят они обычно слишком быстро для того, чтобы мы одновременно осознавали, а следовательно извлекали пользу из них — слишком быстро для возможности использовать.
Именно в этом смысле время является личным. Это не означает, что если бы все существа имели исправно работающий регулятор, то и время хода их часов было бы одинаковым. Просто при этом каждый мог бы извлечь для себя максимальную пользу.
Сейчас весь проживаемый нами опыт ненормален, поскольку из-за неисправного регулятора любой случай может в любой момент растратить все наши потенциальные возможности — в двигательной активности, в чувствах, либо в мыслях. Когда же мы регулируем активность процессов, мы становимся способными выбирать, а значит можем правильно использовать Время. В выражении «у нас в запасе очень мало времени» мы подразумеваем, что очень мало потенциальных возможностей остаётся неизрасходованными.
Люди сейчас используют в качестве основной единицы измерения времени один год — цикл обращения нашей планеты вокруг солнца. Древние народы использовали для этого более длительный период. Мы взяли год в качестве основного цикла из-за задаваемых им сезонов природы. Наш инстинктивный центр привязывается к сезонам. Но кроме его циклов, существуют также эмоциональные и интеллектуальные сезоны. Существует, к примеру, определённый эмоциональный сезон, который длится 99 лет. Период интеллектуального года же простирается на одну эру цивилизации. В какой интеллектуальный сезон я рождён? В каком эмоциональном сезоне нахожусь сейчас? Инстинктивный год существует для детей; эмоциональный — для артистов; интеллектуальный — для настоящих учёных. Некоторые в древние времена использовали сезоны большей для себя значимости, вместо общих внешних.
Понять Время возможно, но это знание всегда будет относительным. Время нельзя ни постичь разумом, ни почувствовать.
В различных космосах везде действует своё время. Сам элемент времени везде одинаков и определяет порядок разворачивания опыта в октавах процессов. Одинаков и характер взаимодействия их со временем, единственным различием является разная длительность. Все явления взаимосвязаны и объединены в бесчисленные октавы. И лишь Время стоит отдельно — Уникальная Субъективность. Эта Субъективность есть потенциальность опыта.
Там, где происходит какой-то процесс, не важно какого масштаба, Время всегда будет смешивать себя с ним. Для существа, живущего в капле воды, Время «само становится микроскопическим» и даёт этим существам ту же последовательность и то же гармоническое соотношение их опыта, что и нам или существам других космосов. Все они также рождаются, растут, женятся, болеют, умирают, уничтожаются. И также у них бывают свои зима, весна, лето.
Время никогда не начинает существовать объективно и также никогда оно не может являться объектом. Оно есть Бесконечный Потенциал, Субъективность, потенциальная Цель и претворение. Время есть абсолютный потенциал всего опыта.
Ни один из нас не живёт полностью своего естественного периода существования, также как не имеет нормального переживания Времени. Причина этому в ненормальности раскручивания спиралей трёх наших главных центров, поскольку их активность не координируется единым регулятором. Из-за этого мы лишены нормального понимания Времени, какое могли бы иметь, если бы наше развитие было нормальным, а переживания не были бы быстрее, чем мы их в состоянии использовать.
Знаешь, я тебе так скажу: если тебе дорог человек, нужно хватать его и держать в руках сильно-сильно.
Иначе однажды обернёшься и никого нет.
Знаешь, я тебе так скажу: если тебе дорог человек, нужно хватать его и держать в руках сильно-сильно.
Иначе однажды обернёшься и никого нет.
Люби так, как будто тебя не предавали!
Работай так, как будто тебе не нужны деньги.
Танцуй так, как будто тебя никто не видит,
Пой так, как будто тебя никто не слышит…
Живи так, как будто живешь в Раю!
Люди были созданы для того, чтобы их любили, а вещи были созданы для того, чтобы ими пользовались. Мир в хаосе потому, что все наоборот!
Танцуй так, как будто на тебя никто не смотрит.
Пой, как будто тебя никто не слышит.
Люби так, как будто тебя никогда не предавали, и живи так, как будто земля — это рай.
Делай сегодня то, что другие не хотят!
Завтра будешь жить так, как другие не могут.
Береги тех, кто рядом, цени того, кто забыл свою гордость ради тебя, кто многое прощал и всегда ждал. Судьба посылает нам таких людей лишь однажды.
Делай вид, будто у тебя все в порядке. Ты удивишься, когда поймешь, насколько это эффективный метод. После того, как сумеешь обмануть себя, тебе вообще все на свете будет по плечу.
Люби то, что делаешь, и делай то, что любишь.
Цени жизнь. И дорожи каждой уходящей секундой. Все ошибки простительны, ведь мы живём в первый раз. Не старайся быть кем-то, будь собой. Искренность ценят. И добивайся! И никогда ничего не бойся. Живи. Всей душой. Люби. Всем сердцем.
Люди часто нарекают на скоротечность нашей жизнь, которая кажется нам чрезмерно короткой, и стремятся найти лекарства «от старости». Насельник Свято-Пантелеймоновского монастыря Святой Горы Афон иеромонах Николай (Генералов) рассказал о том, как Господь смертью избавляет нас от мучений и почему повелел быть нашей жизни краткой.
«Человек родился на труд, говорил святой Иов. С плачем мы рождаемся на свет, в трудах проводим жизнь и в болезни умираем. Еще Адаму было сказано Господом, что он в поте лица будет добывать хлеб свой. Жизнь человеческая на земле есть не что иное, как непрестанный и непрерывный труд. Посему Бог по своей благости и соблаговолил прекратить нашу жизнь, чтобы через то облегчить наш труд», — говорит афонский монах.
Иеромонах Николай поясняет, что православный христианин не должен видеть в смерти наказание от Господа, поскольку Бог забирает нас к себе в Царствие Небесное из любви.
«Милосердный Бог не хочет, чтобы ты трудился долгое время. Бог соблаговолил сей жизни быть краткой. Так как слава наша заключается в небе, то Бог желает, чтобы мы были с ним. Так как Он нас любит, для нашей жизни восхотел, чтобы жизнь наша была краткой, дабы мы, презрев настоящую жизнь, научились любить блаженное житие будущего. Многие жизнь проводят так, как будто бы им никогда не надлежало умереть. Хотя жизнь эта им дарована для того, чтобы они могли приобрести себе небесную жизнь. Если поразмыслишь о краткости сей жизни, ты легко ее презришь», — советует насельник Свято-Пантелеймоновского монастыря.
В книгах Старого Завета мы находим свидетельства того, что до Потопа люди жили несравненно дольше, чем мы – по 700, 800 и даже 900 лет. Однако позже Господь сократил нашу земную жизнь в десять раз. Святогорец Николай поясняет, что таким образом Бог решил сократить количество земного греха.
«Когда увидел Бог, что злоба человеческая умножается, то соблаговоли сократить лета нашей жизни, чтобы тщетно не уповали на ее долговечность. И чтобы через то прекратить умножение творимых нами грехов. Когда в начале мира люди жили несравненно проще, чем мы, Бог даровал им долговечность. Но потом, когда увидел, что долговечность употребляется во зло, благоволил сократить жизнь человеческую».
Иеромонах учит легко относиться к тягостной и бренной жизни, которую разрушают старость и болезни, и стремиться к жизни небесной.
«Краткость жизни нашей пророк изъясняет подобием, взятым от пауков, простирающих тончайшие нити, которые разносит и прерывает малейший ветер. Так и жизнь нашу, которую мы с таким трудом продолжаем, разрушает малейший ветер и болезни. Безрассуден тот, кто проходя с таким трудом и потом настоящую жизнь, не стремится к жизни небесной, где будет иметь жизнь вечную со Христом».
Насельник Свято-Пантелеймоновского монастыря сравнивает земную жизнь с темницей, из которой предстоит путь в жизнь настоящую – светлую и вечную.
«Какой невольник не стремится к своему отечеству? Кто, сидя в темнице, не желает увидеть света? Сей же мир не наша земля, а темница. Когда ты желаешь долговечности, то значит, ты желаешь долговременно сидеть в темнице. Если желаешь старости, то значит, желаешь долговременной и скучной болезни. От рождения ты должен вздыхать о смерти. Смерть есть благо, потому что переменяет таковую жизнь, подает нам утешение против прискорбной жизни. Блажен, кто жизнь проводит в терпении. Блаженна та душа, которой уготован покой вечной жизни», — говорит иеромонах Николай (Генералов).
фонд «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон»