Христианство в Европе в средние века
В истории европейского средневековья выделяют раннее средневековье (V–XI вв.), зрелое (XII–XIII вв.) и позднее (XIV–XVI вв.). Таким образом, в средние века частично входит и Возрождение, по крайней мере итальянское, которое датируется XIV–XVI вв. В других странах Европы Ренессанс наступил в XVI–XVII вв. Эти века называют также эпохой Реформации – протестантских реформ и религиозных войн.
V–VIII вв. – период «великого переселения народов». К IX в. в основном установились границы европейских государств. Франкское королевство в VI в. при Меровингах и в IX в. при Карле Великом (по его имени названа династия Каролингов) представляло собой громадную империю. В X в. при новой Саксонской династии возникает священная Римская империя германского народа. В IX в. образуется единое королевство Англия.
В 1054 г. произошел раскол христианской церкви на римско-католическую и греко-православную, а в конце XI в. начинается эпоха крестовых походов, познакомивших европейские народы с культурой ислама и Византии. В эпоху Возрождения происходит образование национальных государств. Испания после открытия и завоевания Америки становится в XV в. самым мощным и влиятельным государством Европы и остается таковой до разгрома англичанами ее Непобедимой Армады (флотилии из нескольких сотен кораблей), после чего «владычицей морей» становится Англия. Италия в эпоху Возрождения представляет собой множество самостоятельных государств, из которых самыми известными являлись Флоренция – родина Возрождения, Венеция, Милан, Генуя.
О мифах европейских народов узнаем по средневековому эпосу, основу которого они составляли. В эпосе, выросшем из героической песни, сказочно-фантастическое (мифологическое) не отделено от реального. Самый известный немецкий эпос – «Песнь о Нибелунгах». Текст восходит к началу XIII столетия, но происхождение явно древнее. Встречаются различные временные пласты и противоречия между ними, что нормально для эпоса. Нибелунги – сказочные существа, северные хранители клада, за который ведется борьба. Они же богатыри на службе рыцаря Зигфрида, злодейски умерщвленного. Во второй части эпоса нибелунгами называют уже представителей бургундского королевства, разгромленного в 437 г. кочевниками гуннами во главе с Аттилой.
К XI в. вся Западная и Центральная Европа приняла христианство и подчинилась духовной власти римского папы. Еще одно двойное заимствование – варвары победили Рим, но взяли христианство, которое само победило Рим, завоевавший Иудею.
Западноевропейская культура средних веков, по Д. Фейблману, принадлежит к религиозному типу культур с доминирующим институтом католической церкви. Религиозный тип культуры, считает Д. Фейблман, в отношении культурного прогресса всегда играл запрещающую или ограничивающую роль и был консервативен.
Большое значение в религиозной жизни Европы имели монашеские ордена, из которых наиболее значительными были орден францисканцев, основанный христианским проповедником Франциском Ассизским (1181 или 1182–1226 гг.), орден доминиканцев, основанный испанским монахом св. Домиником в 1215 г., и орден бенедиктинцев, основанный св. Бенедиктом (V–VI вв.).
Для тех, кто хотел полностью посвятить себя Богу, создавались монастыри, в которых с помощью аскетизма, рассматриваемого как способ душевного творчества, а не просто умерщвление плоти посредством поста и вериг, монахи общались с Богом молитвой, понимаемой как «умное делание». Аскетизм в христианстве направлен на борьбу со страстями, а не удовольствиями, как у киников и стоиков. Монашество столь же характерно в средние века, как и рыцарство со своим особым моральным кодексом. Наиболее строгие монахи удалялись в скиты, становясь отшельниками. Монашество вдохновлялось борьбой духа с плотью как источником греха. «Голос плоти ослепляет дух», – говорил папа Григорий Великий. В миру же мы встречаем так называемых блаженных, или юродивых Христа ради.
Люди «не от мира сего», которые могли донести до других свои взаимоотношения с Богом, называются мистиками. Одним из наиболее известных в истории христианства был М. Экхарт (1260–1327). В своих проповедях он разделял человека на внешнего и внутреннего. Основная добродетель, которая, по Экхарту, более всего связывает человека с Богом – уединенность, отрешенность от мира. Уединенность – это нечувствительность ко всему, кроме Бога. Уединенность выше любви: любовь – когда человек любит Бога, уединенность – когда Бог любит человека. В соответствии со всей христианской традицией Экхарт положительно оценивает страдание, называя его тем зверем, который быстрее других примчит к уединению. Экхарт дополнил слова, которыми начиналась Нагорная проповедь Христа – «Блаженны нищие духом», своим изречением: «Блаженны нищие волей». Когда человек ничего не желает для себя, он сливается с волей Бога, полагал Экхарт.
Большое значение приобретает слово («В начале было Слово»), Августин Блаженный, христианский теолог и церковный деятель IV в., подчеркивал: все создается Словом. Здесь не только влияние платонизма, но и мистика тождества слова и вещи. Проповедь делается средством образования и видом литературного творчества. Бурно развивается жанр жития святых, зародившийся еще в Древнем Риме; сначала короткие рассказы об отдельных эпизодах, затем все более пространные. Важное место в христианской литературе заняли также апокрифы – книги, описывающие жизнь и смерть Иисуса Христа, апостолов и других персонажей Священной истории, не включенные Вселенскими соборами в состав Нового Завета.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком на Litres.ru
Содержание
Б. Средние века
Б. Средние века Средневековые теологи не внесли значительного вклада в учение о Личности Христа. Они принимали никейский и халкидонский символы веры и были больше заинтересованы в умозрительных и даже абстрактных размышлениях на такие темы, как сознание Христа, Его
Г. Средние века
Г. Средние века Самым значительным богословом Средневековья считается Фома Аквинский (1225–1274). В свой труд Сумма теологии он также включил трактат о воскресении. Он не только утверждает учение о воскресении тела (Дополнение к Части 3, Вопрос 75) и переносит это событие в
Средние века
1. Средние века В Средние века католическая теология двигалась в сторону признания воскресенья исполнением заповеди о субботе. Идея заключалась в том, что сама заповедь остается в силе, но праздничный день перенесен католической Церковью с субботы на воскресенье.
Б. В Средние века
Б. В Средние века 1. Монархический епископат на Западе Теологи Средневековья — эпохи, которая, по мнению большинства, начинается с 500 г., а заканчивается в 1500 г. н. э., внесли достаточно скромный вклад в разработку учения о Церкви. Киприан и Августин уже достаточно внятно его
4. Средние века Схоласты систематизировали и доработали учения Августина. Они проводили четкое разграничение между материей и формой. Материей крещения была вода, а формой — слова. Поскольку и форма, и материя были учреждены Богом, Церковь не имела право менять таинство.
2. Средние века После пятого века Восток и Запад пришли к разным точкам зрения о присутствии Христа в Вечере Господней. На Западе Августин (354–430 гг.) говорил, что таинство — это видимое свидетельство чего–то невидимого (см. De Cathechizandis Rudibus, 26.50). Кроме того, он указывал, что
В. Средние века
В. Средние века Средневековое понимание спасения путем накопления заслуг оказало сильное влияние на идею доверенного управления. Главным мотивом жертвенности стало стремление спасти свою душу. Была установлена плата за различные виды служения: бракосочетание,
В. Средние века В средние века Церковь была главным авторитетом и законодателем в вопросах брака и семьи. Карл Великий (742–814 гг.) запретил брак без благословения (Капитулярий, 7.363). В 895 г. Лев VI Философ, византийский император, постановил считать брак свободных лиц,
Б. Средние века Поскольку символизм Августина оставался господствующим мировоззрением в течение следующих 1000 лет, пророческие и премилленаристские понятия, характерные для периода ранней Церкви, оставались невостребованными и лишь периодически возрождались
Средние века 1. Магия в «доарабскую» эпоху Простившись с искусством Гермеса и его удивительными адептами, вернемся к эпохе раннего Средневековья. Миновало уже семь столетий с той поры, как на магию обрушились жестокие гонения. Она почти истреблена. Церковь же выстроила
§11. Христианство в Европе
§11. Христианство в Европе «Империя движется на запад».Законы истории — это также и законы христианства. Апостольская церковь продвинулась от Иерусалима до Рима. Потом миссионеры двигались все дальше и дальше на запад.Церковь Рима была самой значительной из всех церквей
Из середины века в средние века
Из середины века в средние века Я и не предполагал, что в наше время достаточно нескольких часов, чтобы из середины XX столетия перекочевать, в средневековье.Американская машина везет нас извилистыми переулками святой Джидды. Я только в сказках слышал о таких узких
Кириченко О.И., МГТУ, г. Майкоп
ПРОБЛЕМАТИКА И ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАННЕЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ
ФИЛОСОФИИ
В статье обосновывается актуальность нового осмысления наследия первых средневековых философов, свободного от идеологических установок, господствовавших в нашем обществе на протяжении последних десятилетий. Автор приводит хронологию самого раннего этапа ранней средневековой философии (апологетики), а также классифицирует наследие апологетов по тематическому и проблемному признакам.
Средневековая философия занимает важное место в истории развития научной мысли, но данному этапу до сих пор в учебных пособиях уделяется слишком мало внимания. Недостаток информации особенно ощутим при изучении студентами ранней средневековой философии, патристики, когда творили гак называемые «отцы Церкви», (от лат.рагег — отец), продлившейся с 1 по VIII вв. н.э. В данной публикации предлагается периодизация этого периода, в основу которой положены как тематический, так и хронологический принципы, а также классификация проблематики самого малоизученного периода ранней средневековой философии — апологетики.
Средневековая философия начинает свой отсчет с проповеди христианства. Первыми работами в рамках этой философии следует считать Евангелия и Послания Святых Апостолов. Однако необходимо отметить, что эти источники являются частью Святой Библии, поэтому их не корректно рассматривать как философские трактаты — они принадлежат к области религиозного мышления, а не научного. Эти тексты считаются непререкаемым авторитетом, на них ссылались при обосновании своей точки зрения, как на высшую инстанцию. Аргументировать свой тезис ссылкой на Писание — значило полностью подтвердить его. Поэтому Евангелия и Послания следует считать не первыми философскими трудами, которые положили начало новой, отличной от античной, философии, а эталоном, на который равнялась вся последующая философская мысль.
Первые философы, которых можно назвать средневековыми, хотя они жили в одно время с поздними античными мыслителями (стоиками, неоплатониками, эпикурейцами), в своих работах решали две проблемы: во-первых, они защищали учение Христа от нападок античных философов, а во-вторых, комментировали Писание.
В связи с этим внугри патристики выделяют два тематических направления в зависимости от характера и основных идей философских трудов:
1. Апологетика — философские работы, в которых авторы критикуют язычество и защищают христианство;
2. Догматика — философские сочинения, в которых объясняются различные положения из Библии, критикуются всевозможные еретические трактовки Писания.
Можно предложить следующую хронологическую периодизацию этого этапа развития философии:
I. Ранняя патристика (I — IV вв.). Считается, что этот этап завершился первым Вселенским собором в Никее (325 год). Для этого этапа характерно преобладание апологетических произведений, догматические установки многих авторов впоследствии были отвергнуты официальной Церковью, но это не умаляет значения их творений. Внутри этого этапа можно выделить два временных периода:
а) апостольский период — время, когда жили и творили апостолы и их ученики, которые непосредственно общались с ними. К апостольским ученикам можно отнести таких «отцов Церкви», как апостол Варнава, святой Дионисий Ареопагит, святой Климент Римский, святой Игнатий Богоносец, святой Поликарп Смирнский, святой Ерм, святой Папий;
б) постапостольский период — время с начала II века до первой четверти IV века. Основными фигурами в этот период были Татиан, Ириней Лионский, Тертулиан, Кли-
мент Александрийский, Ориген, Киприан Карфагенский, Евсевий Кесарийский. В целом данный период принято в научной литературе называть апологетикой.
II. Зрелая патристика (IV — V вв.) — в этот период на первое место выходят догматические работы, т.к. Церковь ожесточенно боролась с многочисленными еретическими учениями, появившимися в то время. Этот этап проходил на фоне вселенских соборов, на которых окончательно формировалась официальная церковная доктрина. Намечаются первые элементы раскола между западной (католической) и восточной (православной) Церковью. Наиболее характерные фигуры этого этапа: Ефрем Сирин, Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Иероним Блаженный, Августин Блаженный.
III. Поздняя патристика (V — VIII вв.) — в этот период начинает сказываться кризис патристики, связанный с тем, что она исчерпала себя. Апологетика становится ненужной вовсе, так как уже не надо оправдывать и защищать христианство от нападок со стороны языческих философов: христианство стало официальной государственной религией. Догматика также перестает быть предметом философствования после того, как все догматы становятся официальной доктриной церкви, а на вселенских соборах обличены всевозможные ереси. Церковь вступает в период административного строения, вхождения во власть, дух свободного философствования уступает место кропотливому изучению наследия предыдущих этапов патристики. Но все равно следует отметить работы таких мыслителей того времени, как святой Максим Исповедник и Иоанн Дамаскин.
Многие философские сочинения, созданные в период так называемой апологетики, долгое время были в нашей стране под запретом, что обусловило малоизученный характер деятельности апологетов. Однако, учитывая огромное значение данного периода для развития всей западной философии, нельзя оставлять без внимания их наследие, и далее предлагается проблемно-тематическая классификация этого этапа.
Прежде всею, следует обратить внимание на сложности, которые возникают при изучении этого периода. Во-первых, далеко не все тексты, упоминаемые первыми исследователями. например Евсевием Кесарийским в его «Истории Церкви» (ок. 340 г.) дошли до наших дней. Во-вторых, многие дошедшие до нас тексты, не всегда могут считаться бесспорными, так как нет никакой уверенности в том, что при последующем их переписывании они не подвергались изменениям по соображениям идеологической конъюнктуры. Но эти факторы лишь затрудняют изучение вопроса, а не делают его исследование невозможным.
Известные современной науке тексты апологетов можно классифицировать по нескольким признакам.
По жанру философские произведения делятся на послания, например, семь посланий Игнатия Богоносца, трактаты («О небесной Иерархии» Дионисия Ареопагита или «О началах» Оригена), аллегорические произведения («Пастырь» Ерма, «О Пасхе» Мелитона Сардинского).
По своей тематике сочинения делятся на апологии («К язычникам» Тертуллиана, «Против Цельса» Оригена) и догматические книги («О прескрипции против еретиков» Тертуллиана, «Стоматы» Климента Александрийского).
По временному фактору ранняя патристика (апологетика) подразделяется на апостольский и постапостольский период.
Представители поста постол ьс ко го периода делятся на несколько школ:
1. Малоазийская школа- ее представители обучались в различных городах малой Азии, чаще всего в Смирне или Эфесе. К этой школе принадлежат Ириней Лионский, Ипполит Римский. Юлий Африкан.
2. Североафриканская школа — ее цитаделью был Карфаген, один из главных культурных и духовных центров Римской империи в первые века нашей эры. Наиболее яркими представителями этой школы были Тертуллиан и Киприан Карфагенский.
3.Александрийская школа — Александрия была просветительским центром в первые века существования христианства. Эту школу представляют Пантен, Климент Александрийский, Дионисий Александрийский, Ориген.
4. Атиохийская школа — ее представители жили в Сирии или в Палестине. В нее входят Дорофей, Лукиан, Татиан, Григорий Чудотворец, Памфил.
И, наконец, представителей ранней патристики можно разделить по методологическому признаку на две группы в зависимости от того, какую роль они отдавали разуму в богословии.
Одна группа философов (Ириней, Татиан, Тертуллиан) игнорировала участие разума в деле веры, главное внимание уделялось озарению, интуиции, вере. Другая группа, наоборот, считала, что для более твердого основания веры ее нужно подкреплять доводами разума и логики. К этим мыслителям принадлежали Климент Александрийский, Ориген.
Таким образом, ранняя патристика выполнила две главные задачи, стоявшие перед ней — была осуществлена проповедь христианского учения по всей Римской империи и в ближайших сс окрестностях, а.также одержана победа в схватке с представителями античной философии.
Изучение этого периода ранней средневековой философии имеет большое значение для понимания истории развития философской мысли как Запада, так и Востока.
В развитии средневековой философии выделяют ряд этапов, отличающихся друг от друга не только хронологически, но и стилистически, и тематически.
Исторически первый период развития христианской философии охватывает временной интервал с начала II до конца III вв. н.э. и именуется апологетикой (от греч. apologeomai — защищаю). Это время «защищающегося» христианства, для этого этапа характерны, с одной стороны, периодически вспыхивавшие со стороны властей гонения на христиан и, с другой стороны, неуклонный рост авторитета христианства, укрепление церкви на фоне усиливающегося кризиса античного политеизма (т.е. многобожия).
Апологеты адресовали свои сочинения в первую очередь римским императорам, надеясь убедить их в преимуществах христианской веры перед язычеством. Первым известным апологетом был Марциан Аристид, написавший около 140 г. н.э. «Апологию», адресованную императору Антонину Пию.
Наиболее известными апологетами являются Тертуллиан, Климент Александрийский и Ориген. Тертуллиан (160 – 220 гг н.э.) родился и прожил большую часть жизни в Карфагене, писал он по-латински и больше всего известен своим резко негативным отношением к античной философии: он доказывал, что между Афинами и Иерусалимом, Академией (платоновской) и Церковью (христианской) не может быть ничего общего. Ему приписывают формулу: «Верую, ибо абсурдно».
Деятельность Климента Александрийского (150 – 230 гг. н.э.) и Оригена (185 – 254 гг. н.э.) проходила в Александрии, в городе, где уже в начале III века процветала яркая христианская интеллектуальная жизнь, объединенная вокруг богословской школы. Климент является автором известного тезиса: «Философия – служанка богословия». Он не выступал против разума, как Тертуллиан, а в противовес ему полагал, что философия дает средства защищать веру с помощью рациональных доводов.
Второй этапв развитии средневековой философии получил название патристики (от лат. pater — отец), поскольку в это время на авансцену христианской культуры выходит многочисленная плеяда выдающихся мыслителей, признанных впоследствии «отцами Церкви» за их вклад в богословие и святость жизни. Заслуга отцов Церкви состояла в разработке христианской догматики, впоследствии утвержденной Вселенскими соборами, в создании цельного христианского мировоззрения.
Хронологические рамки патристики – III – VIII века, она разделяется на латинскую (западную) и греческую (восточную, византийскую).
Самым видным представителем греческой патристики был Григорий Нисский, епископ города Ниса в Малой Азии. Как платоник он во многом следовал за Оригеном, развивая диалектику Единого, Логоса и Мировой Души. Григорий доказывал иллюзорность чувственного бытия, настаивал на том, что только через мистический опыт человек может ощущать божественное присутствие.
Василий Великий известен больше всего как автор «Шестоднева» — книги, в которой на основе объединения содержания 1-й главы Библии и «Тимея» Платона излагается христианская космогония и натурфилософия. Завершает греко-византийскую патристику Иоанн Дамаскин — богослов, философ и поэт, систематизатор греческой патристики и ведущий идейный противник иконоборчества.
Среди латинских патристов широтой интересов и авторитетом выделяется Аврелий Августин, интересный не только своим мыслями, но и биографией.
Учение Августина органично соединяет высокую теологию Востока с углубленным вниманием Запада к психологии и антропологии. Один их крупнейших представителей христианского неоплатонизма, Августин со своим небывалым доселе интересом к человеческой личности и человеческой истории выступает родоначальником европейского «субъектоцентрического» и исторического сознания.
Наиболее интересны размышления Августина о времени и его оригинальная концепция истории. Августин помещает время в человеческую душу и приступает к созиданию первой в истории философии субъективистской концепции времени. В соответствии с последней, получается, что прошлое – это наша память, настоящее – это актуальные переживания, а будущее – это наши надежды.
В своем трактате «О граде Божьем» Августин заложил основы рассмотрения истории как поступательного целенаправленного процесса, противопоставив свою теорию античному видению истории как циклического процесса. По мнению Августина, история имеет цель и является богочеловеческим процессом, т.е. направляется Богом, но реализуется усилиями людей.
ВЫВОДЫ по 2 вопросу:
1. Первым историческим этапом в развитии средневековой философии была апологетика (II–IIIвв. н.э.), она так называется потому, что ее целью была апология (защита) христианского вероучения перед лицом пока еще господствущего язычества. Апологеты, самые известные из которых Тертуллиан и Климент Александрийский, адресовали свои произведения римским императорам, их целью было убедить последних в превосходстве христианской религии перед традиционными языческими верованиями.
2. Второй исторический этап средневековой философии получил название патристики (от слова pater– отец) – это учение «отцов церкви», признанных христианских авторитетов. Исторической заслугой патристики стало формирование цельного христианского мировоззрения на основе синтеза идей Библии и древнегреческой философии. Хронологические рамки патристики – конецIII–VIIIвека. Патристика делится на западную (латинскую) и восточную (греческую). Самым известным патристом на Западе был Августин, на востоке – Григорий Нисский.