«Религиоведы Всемирного русского народного собора предупреждают об опасности активизации деятельности сект во время пандемии и призывают проявлять осторожность и благоразумие при контакте с представителями деструктивных образований», – говорится в сообщении.
Правозащитники ВРНС отмечают, что секты псевдоправославного типа пользуются при вербовке новых членов «важнейшим преимуществом – высоким уровнем мимикрии под традиционных православных». «Их немногочисленные храмы внешне и часто внутренне не отличаются от обычных православных, духовные лица одеваются точно так же, как и нормальные православные священнослужители, используются те же таинства и молитвы», – передает РИА «Новости» сообщение центра.
В числе «основных деструктивных течений» под маской православия перечисляются «группа «истинно-православных» («катакомбников»), в частности, так называемая Истинно-православная церковь России Рафаила Прокопьева-Мотовилова и группа «епископа Готфского» Амвросия Сиверса (сиверсовцы). Также действуют «русанцовцы» (официальное название Русская православная автономная церковь) – «штрихофобы», которые отказываются от ИНН и паспортов нового образца.
Группы «царебожников» отличаются чрезмерным почитанием последнего русского императора Николая II, которого они фактически обожествляют. Секту братьев Дзюбанов (диомидовцев) возглавляют бывшие священнослужители Русской православной церкви, объявившие о создании собственной религиозной организации, сообщили в ВРНС.
По информации правозащитного центра, есть также апокалиптические секты («Церковь Иоанна Богослова» Олега Моленко, «Горний Иерусалим» и ряд других), которые проповедуют скорый конец света, в связи с чем склонны к строительству убежищ, переселению в глухие места или даже под землю.
В числе признаков псевдоправославных сект называются неуважение к патриарху Московскому и всея Руси, категорическое непризнание паспортов нового образца и ИНН, сбор пожертвования лицами, по одежде похожими на духовных, что в официальной Церкви запрещено, наличие икон Ивана Грозного, Григория Распутина и даже Гитлера («святого Адольфа Мюнхенского»), склонность к «изгнанию бесов» (экзорцизму), младостарчество («порицаемое официальной Церковью явление, при котором молодой и малоопытный священник берется контролировать все сферы жизни своих прихожан»), склонность к предсказаниям и мифотворчество.
«Многие секты православного происхождения вымогают у людей деньги, жестко контролируют их жизнь, практикуют опасные для здоровья диеты и нетрадиционную медицину, часть из них склонна к переселению в глухие места – например, тайгу Тывы, Пермского края или Иркутской области. Отказ от новых паспортов и ИНН серьезно ограничивает возможности членов этих сект в учебе и работе», – отмечается в сообщении.
На платформе ТНТ PREMIER недавно вышел сериал «Секта», в котором главной героине приходится столкнуться с могущественным культом. Описанный в нем метод «депрограммирования» действительно существует и был популярен в США в 90-е годы. На это же время пришелся и пик активности «деструктивных религиозных сект» в России. Идеологами борьбы с ними сперва выступали православные миссионеры и преподаватели вузов РПЦ. Затем за дело взялись силовики. Несмотря на то что порой их работа скорее напоминает устранение неких неугодных общественных организаций, в стране действуют сотни действительно опасных групп, адептов которых лишают свободы, имущества и эксплуатируют, в том числе в сексуальном плане. По какой причине люди готовы поверить своим гуру, почему между религиозными сектами и «тренингами личностного роста» часто нет разницы и как борьба с ними иногда оборачивается «охотой на ведьм» — в материале «Ленты.ру».
Содержание
«Я лежу на полу зала и плачу»
В России, по разным оценкам, действуют от 300 до 500 тоталитарных сект, в которые вовлечены порядка 800 тысяч человек. И если на Западе людей за само участие в сектах не преследуют, но по крайней мере следят и жестко карают тех гуру и наставников, кто переступает черту закона, то в нашей стране подобные персонажи порой долго остаются безнаказанными. Даже широко известному «богу Кузе» —Андрею Попову — удавалось длительное время уходить от ответственности, несмотря на заявление о побоях, которое написала одна из «верующих», а также на обнаруженные у него дома при обыске 219 миллионов рублей и 150 тысяч долларов.
Главная опасность подобных организаций в их непрозрачности и использовании техник активного воздействия на психику с целью полного подчинения адептов «духовному лидеру». О том, что такие техники — никакая не выдумка, есть масса свидетельств. Поддаться могут даже те люди, которые изначально настроены не просто скептически, а специально пришли в секту, чтобы подвергнуть ее методы критике. Например, журналисты.
На личном опыте в опасности тренингов «личностного роста» (по сути — такой же секты, но с бизнес-подтекстом вместо религиозного) убедилась Елена Костюченко из «Новой газеты». Она пришла на такой тренинг ради журналистского расследования.
«Я помню отрывки. Помню, что я лежу на полу зала и плачу — и плачут рядом… — написала она в своем посте. — Вообще в зале были 50 человек, совершенно разные — офисные сотрудники, богема, люди со своим бизнесом, домохозяйки, несколько инженеров, — и к вечеру третьего дня накрыло всех. Такое прекрасное и болезненное чувство единства. Я помню, что их всех очень любила…»
Последствиями четырех дней жесткой психической обработки стали отчаяние и апатия. «Я помню, как я начала бояться темноты. Оставаться одна в квартире. Умереть во сне… Потом я перестала вставать с кровати. Аня водила меня в ванную мыться, приносила в постель еду, следила, чтобы я не забывала пить. Иногда я начинала плакать — но слезы лились как вода, не приносили ни облегчения, ни боли», — писала журналистка.
1/1Фото: caro images / Schmigelski / Diomedia
У Костюченко появилась навязчивая мысль «доползти до окна», чтобы все кончилось. Примечательно, что ее интерес к этой секте первоначально привлекли самоубийства нескольких побывавших в ней людей. В результате Елене потребовались специализированная медицинская помощь и госпитализация на 1,5 месяца.
В декабре 2018 года «Лента.ру» опубликовала официальное обращение в МВД с требованием принять меры к деструктивной секте, действующей в Севастополе. Ее членом едва не стала сотрудница редакции Антонина Матвеева.
«Нас пытались вовлечь в странную религию — смесь сексуального воспитания и тантрических практик из королевства Бутан. Два раза в день Падме звонила в гонг, и все рассаживались по кругу послушать, как Наставник читает книги о буддизме или литературу с эротическим подтекстом, а потом медитировали, — вспоминала Матвеева. — Заниматься сексом нас не принуждали, но разговоры о нем велись регулярно. Порой во время беседы с наставником я замечала за собой состояние легкого транса и головокружение, но списывала все на жару. Он говорил тихим, монотонным голосом, смотрел в глаза, каждое важное наставление сопровождал прикосновением к плечу или животу».
Как выяснила Антонина, этот «наставник» превращал девушек в некое подобие гейш. Они должны были заключать фиктивные браки с украинцами и обеспечивать своего гуру материально.
«Обещание элитарности»
Алгоритм действия деструктивных сект практически одинаков — он не зависит от того, является ли секта религиозной или атеистической, считает Елизавета Балабанова, медицинский психолог, психоаналитик, действительный член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, которая консультировала создателей сериала «Секта». Деструктивные культы должны постоянно вовлекать новых адептов. Это одновременно способ развития, обогащения организации и методов закрепления адептов, превращающихся в миссионеров.
«Обещание элитарности, некоего доступа к особым знаниям, практикам, верованиям, недоступным для остальных, — рассказывает она. — Здесь культивируется чувство избранности, близости к группе единомышленников. Выход из этой группы ассоциируется с потерей доступа к чему-то уникальному и осмысленному. Людей держит чувство причастности, играющее на страхе одиночества и отвержения».
В группе риска — люди с высокой степенью неуверенности в себе, со страхом одиночества, социально неустроенные, не чувствующие себя в безопасности. «Секта — как материнская среда, дает долгожданную безопасность и любовь. Установка — тебя здесь любят, ты не один», — поясняет эксперт.
1/1Петр Кузнецов (справа), лидер сектантов, ожидавших конца света в подземном укрытии в Пензенской областиФото: Максим Богодвид / РИА Новости
Занятия на деструктивных «тренингах личностного роста» проходят примерно так же, как и «духовные практики»: они идут в течение всего дня, чтобы ввести людей в состояние истощения и отключить защитные механизмы психики. Учеников могут вынуждать подолгу обходиться без пищи или предлагают им только легкий перекус. Чтобы человек потерял ход времени, сессии могут проходить в залах, лишенных солнечного света. В голове человека даже на протяжении многих лет после выхода из секты могут периодически всплывать полученные там установки, усвоенные образы.
Последовательность применяемых «упражнений» создана так, чтобы человек постоянно испытывал сильные эмоциональные перегрузки. Все это направлено на то, чтобы человек вошел в состояние транса и полностью отключил критическое мышление. Подобные тренинги могут вызывать состояние длительной эйфории, которое сменяется тяжелой депрессией.
Силовая реабилитация
Благодатной почвой для сект или для людей, использующих сходные психотехники, стала организация реабилитационных центров для наркозависимых. Новости о вызволенных силовиками подопечных подобных организаций приходят из разных регионов страны регулярно.
Так, в январе сотрудники ФСБ со спецназовцами Росгвардии освободили из четырех реабилитационных центров полсотни жителей Новокузнецка (в том числе шестерых подростков). У «пациентов» отобрали паспорта и мобильники, их запирали и заставляли «проходить религиозное обучение». Все это сопровождалось сбором пожертвований.
В 90-е, когда проблема сект захлестнула США, родственники пострадавших считали самым эффективным методом так называемое «депрограммирование»: человека силой увозили в место, недоступное для его товарищей по вере. Там человека запирали, чтобы долго и методично рассказывать о том, что его организация вредит ему, и демонстрировали всю доказательную базу.
Помимо этого, человеку напоминали о том, что он оставил позади — семью, работу, хобби, и что он может получить все это обратно, если пожелает и будет бороться. Если все удавалось, человек признавал правду и уходил из секты.
Однако депрограммирование было признано неэтичным и со стороны закона рассматривалось как похищение. Теперь наиболее эффективным способом вызволения человека из секты считают психотерапию, основанную на понимании механизма, лишившего его воли.
«Человек «вербуется» и попадает под влияние группового сознания, только если его личностная структура уже нестабильна. Структура секты поддерживает эту нестабильность и подводит окончательно к тому, что человек убеждается — «я могу быть целостным и осмысленным только здесь, только с ними», — объясняет Балабанова.
1/2Последователи церкви «Последнего Завета», известной как «Община Виссариона», отмечают праздник «Добрых Плодов» Фото: Александр Кряжев / РИА Новости2/2Духовный учитель Виссарион, основавший поселение Обитель Рассвета, на встрече со служителями и паломниками в праздник «Добрых Плодов»Фото: Александр Кряжев / РИА Новости
Человеку долго и упорно объясняют, показывают, как его состояние от пребывания в секте становится все хуже и хуже, как его там обманывают.
«Отвести человека к психотерапевту насильно невозможно. Только если у него есть хотя бы малейшая критическая установка — и он понимает, что что-то не так. В противном случае любая попытка вытащить человека будет встречаться агрессивным противодействием», — предупреждает Балабанова.
Родственникам и близким адептов сект (а больше за их спасение бороться сейчас некому) рекомендуется быть терпеливыми, стараться не употреблять в общении с ними слово «секта», не отвергать огульно пережитый ими духовный опыт, а главное, давать возможность таким людям проявлять свою индивидуальность: оригинальность взглядов человека, а также стремление к свободе и независимости, по мнению специалистов, — главный враг сектантского мышления.
«»Деструктивных сект» не существует»
Однако бывает и по-другому. На днях в Орловском областном суде оставили в силе решение городского районного суда, который приговорил к шести годам заключения датчанина Дениса Кристенсена за проповеди и помощь в организации жизни местной общины «Свидетелей Иеговы» — запрещенной в России экстремистской организации.
«Лента.ру» подробно писала о том, как Кристенсен переехал в Мурманск из Дании, работал плотником, а потом стал фигурантом уголовного дела не потому, что лишил кого-то свободы или имущества, а фактически за свою веру. Процесс привлек внимание и удивил своей нелепостью даже бывалых советских диссидентов.
«В советское время за веру преследовали представителей всех религиозных конфессий — это считалось антисоветской деятельностью и было по-своему понятно, — рассказывал диссидент Валерий Борщев. — А то, что сейчас происходит, эти обвинения в экстремизме удивили даже Владимира Путина, который назвал их полной чушью».
В Западной Европе и США к иеговистам относятся как к полноценной христианской церкви, одному из ее протестантских направлений. В Германии свидетелей даже пускают к школьникам.
В сети ситуацию со «Свидетелями Иеговы» называют примером современной охоты на ведьм. Чтобы признать ту или иную религиозную организацию экстремистской, порой достаточно лишь экспертного заключения, угодного силовикам или основанного на культурологических и религиозных предубеждениях ее автора. Конкретных жертв и материального ущерба — не требуется.
1/2Зал в одном из зданий «Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России» Фото: Александр Демьянчук / ТАСС2/2Свидетели Иеговы на воскресном конгрессеФото: Евгений Епанчинцев / ТАСС
Автоматически вешается ярлык секты, и организацию вместе с ее членами уже боятся как огня. Как показал апрельский опрос «Левада-центра», к таким людям россияне относятся наиболее нетерпимо.
В Санкт-Петербурге филолог и религиовед Александр Панченко лишился работы после того, как его заключение на некоторое время помешало Центру борьбы с экстремизмом закрыть пятидесятническую церковь «Вечерний свет». Панченко убежден, что сам термин «секта» в отношении современной религиозной жизни применим быть не может. «Если серьезно, то никаких «деструктивных сект» не существует, это — миф», — отмечал эксперт в интервью «Ленте.ру».
Религиозное течение духовных христиан (молокан) в среде российского крестьянства XIX века
Юлия КРАСНИКОВА, СПбХУ, Санкт-Петербург, Россия
«Богословские размышления» / Спецвыпуск «РЕФОРМАЦИЯ 500», 2015, с. 64-74. © Ю. Н. Красникова, 2015
Красникова Юлия Николаевна, кандидат исторических наук, доцент СПбХУ, докторант РГПУ им. А.И. Герцена. Сфера научных интересов история Российской империи первой половины XIX века, особенности лидерства и управления в российском контексте. Автор 2 монографий, 14 учебно-методических пособий, более 50 научных статей, в том числе и в зарубежных научных изданиях.
Реформация в историческом контексте приобрела узкое понимание определённых событий, происходивших в Западной Европе в XVI веке, и их последствия. Но если разобраться в сути событий, то можно увидеть параллели в развитии русских и западных религиозно-общественных движений. Вопрос, насколько эти движения могут быть квалифицированы как реформационные, обыкновенно не ставился. Вывод о том, что русский религиозный мир не был полностью изолирован от западного и что русский религиозный нонконформизм представлял собой явление, типологически родственное западным городским ересям и реформации, был в целом принят. Большей актуальностью обладают исследования на предметное выявление своеобразия религиозных конфликтов и христианского «диссидентства» в России по сравнению с Западом, как в своеобразии русского религиозного опыта сказалась специфика православных конфессиональных традиций.
Свое исследование мы хотели выстроить, используя конкретно-исторический метод, который в данном контексте является наиболее востребованным. В статье мы не будем отвлекаться на историю разномыслия в России вообще. Своей задачей мы ставим изучить эволюцию религиозных взаимоотношений, и позицию конкретного человека в определенный про-
межуток времени. Доскональное изучение архивных материалов позволит нам провести историческую реконструкцию событий с мельчайшими ее подробностями. Текст доклада в основном построен на дореволюционных исследованиях и документах, хранящихся в Российском государственном историческом архиве Санкт-Петербурга. Многие документы впервые вводятся в научный оборот.
Религиозная политика Российской империи XIX века менялась от правления к правлению, переходила от сдержанного либерализма, по отношению к неправославному населению, к консервативной критике и открытой реак-ции. Несмотря на это, в российской истории не было периода, чтобы внутри Православной церкви не возникали разномыслия. Со второй половины XVIII века начало распространяться учение молокан и все больше росло число их приверженцев. Основателем общин считается Семен Матвеевич Уклейн, прихожанин православной церкви. Он утверждал, что «Библия открыла ему духовное христианство в поклонении и служении Богу духом». С 1762 г. он стал формировать общины, «группируя около себя помощников из лучших грамотеев того времени». Три года он действовал свободно, но в 1765 году Тамбовская консистория донесла в Святейший Синод и назвала сформированные им общины «молоканиею», потому что «они не соблюдают установленных православной церковью постов, едят в постные дни скоромное и преимущественно молоко, как более употребительное в хозяйственном быту кре-стьян». Поэтому православные стали называть сформированные Семеном Матвеевичем общины «духовных христиан» молоканами. Сами же они настаивали на названии себя духовными христианами. Так, в 1828 году раскольники «жаловались, что контора (Тамбовская и Пензенская — авт.) несправедливо считает их молоканами, и что они суть духовные христиане».
Молокане большое значение уделяли чтению Библии, они отрицали крещение и миропомазание, исповедь и причащение, священство, законный (т. е. освященный православной церковью) брак. Протоирей Остромысленский сожалел: «Душевно скорбим мы о вас, что, будучи людьми простыми, неучеными, не зная ни науки, ни языков, выдумали вы себе, или, правильнее сказать, получили от какого-нибудь иноверца какую-то новую веру и новую церковь. Якобы духовную, христианскую, но без крещения и миропомазания, без исповеди и причащения, без священства, законного брака и елеосвящения, без уставов церковных и гражданских, без призывания в молитве не только ангелов и святых мужей, но и самой Матери Божией, без храмов Божиих, без святых икон и обрядов и даже без креста».
Суворов П. А. Семен Матвеевич Уклейн.
Распространитель и организатор на почве
священного писания молоканских общин в XVIII веке. — Баку, 1915. — С. 4.
Российский государственный исторический архив (далее РГИА). Ф. 515. Оп. 1. Д. 36. Л. 122-123.
Остромысленский Е. А. Молокане. — Орел, 1881. — С. 4.
Когда в 1765 году Уклейн решил открыто заявить о своем учении и вошел в Тамбов для открытой проповеди, местная полиция схватила его и заключила в тюрьму. После года заключения он был отдан на увещевание православного духовенства. «Не желая напрасно пропадать без пользы для своего учения, он притворно раскаялся и обратился в православие; ходил шесть недель в храм православный, исполнял все церковные уставы и потому был выпущен из заключения». В первый год царствования Александра I была объявлена свобода духоборам, что придало решимости и Уклейну предложить всем молоканам избрать из своей среды поверенных для ходатайства пред императором о религиозной свободе. Для этого в 1805 году были избраны: Борисоглебский мещанин, Тамбовской губернии Петр Журавцев, и Воронежской губернии Новохоперского уезда, села Макарова Максим Лосев и села Песков Матвей Мотылев. Они лично подали прошение императору в СПб, и ходатайство их было удовлетворено. Молокане всегда трепетно относились к этой дате. 2225 июля 1905 года они пышно отметили столетний юбилей значимого для них события на всероссийском съезде духовных христиан (молокан) в селении Воронцовка Бочалинского уезда Тифлисской губернии, где присутствовали наместник Его императорского Величества на Кавказе граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков. В первый же день празднования на имя императора была подана телеграмма: «Великий Государь! Мы, верноподданные сыны Твои молокане, собравшиеся … для празднования столетнего юбилея самостоятельного существования нашей религиозной общины. Преисполненные глубокой благодарности за Твои Монаршия заботы о нас и Твои милости к нам. Возносим горячие молитвы к Престолу Царя Царствующих о здравии и благоденствии Твоем, Государь, и Августейшей Семьи Твоей. Молимся за вечный покой всех венценосных предков Твоих, не оставлявших нас своими милостями, и душевно разделяя с Тобою скорбь о тяжелых испытаниях, постигших наше дорогое отечество, молим о даровании мира державы Твоей». Но в истории движения не все было гладко в отношениях с государственной властью.
Нужно отметить, что Александр I не был сторонником распространения вольнодумства в среде крестьян. Даже несмотря на то, что являлся учредителем Российского Библейского общества, и неоднократно оказывал материальную помощь из личных средств на нужды библейского дела в России и распространения Священного Писания. Показателен случай, когда в 1823 году к Александру I пришли ходоки с просьбой защитить их от притеснений и насилия со стороны помещика, который запретил им читать Библию. Император просьбу ходоков оставил без удовлетворения, а их самих отправил в Земской суд. Религиозную политику Александра I по отношению к рас-
Суворов П. А. Указ. соч. С. 6.
и Суворов П. А. Указ. соч. С. 8-9.
Суворов П. А. Указ. соч. С. 11.
Пыпин А. Н. Российское Библейское Об-
щество: 1812 — 1826 // Вестник Европы. —
1868. — №№ 8, 9, 11.
Красникова Ю. Н. «По прошениям, передаваемым лично Государю императору разными людьми в городе Царском Селе в 1821, 1822, 1823 гг.» // 300 лет Царскому
кольникам мы бы определили как осторожно либеральную; полной свободы вероисповедания предоставлено не было.
Воцарение Николая I ужесточило религиозную политику, в частности по отношению к молоканам. В 1837 году он писал сыну: «Молокане тоже дурная (ноша), с которою тоже постоянные строгие правила необходимы, как и для других. Но они не столь дерзки, ибо чувствуют, что не правы». Православная церковь рассматривалась Николаем «как государственное учреждение, призванное решать общенациональные задачи в земных интересах верноподданных», поэтому разномыслия воспринимались им как угроза государству в целом. В данном историческом контексте интересен конкретный прецедент, который произошёл во второй четверти XIX века в среде удельных крестьян-молокан.
Удельные крестьяне принадлежали на правах условной собственности членам императорской фамилии. Доходы с удельных крестьян являлись основной статьей дохода их общего бюджета. Надзор за ними со стороны августейшей семьи, и особенно императора, был самым пристальным. Более того, верховная власть еще при создании ведомства мечтала, что удельные имения станут образцовыми для всех хозяйствующих субъектов Российской импе-рии.
До 1826 года, кроме параграфа 180 статьи 3 «Учреждения об императорской фамилии», постановлений о молоканах по удельному ведомству не было. Согласно статье, местным властям приказано «вразумлять о благочинии церковном, о долге каждого в посещении воскресных, праздничных и торжественных дней на службу Божию, и ежегодной в пост исповеди, и по удосто-ению святых Тайн причащения». Приходилось пользоваться общими узаконениями, в частности постановлениями Комитета министров, согласно которым крестьяне-молокане должны были переселяться в Мелитопольский уезд «в удельную, вновь заведенную деревню Нововасильевку, на отведенный под номером 5 общий для сего селения участок в числе 5.000 десятин». Таврическая губерния была не так давно присоединена к Российской империи, поэтому требовалось ее освоение. Но скорее всего, основной целью переселения все же было ограничение их миссионерской деятельности среди православных христиан и, в некотором смысле, облегчение их положения, так как на местах молокане часто притеснялись местными властями и жителями.
Как и их основатель, молокане официально не разрывали с православной церковью, пока их поведение не вызывало подозрения: «…и все по обряду сей секты тайным образом производили моление Богу, не оглашая себя отпавшими от правоверия». Периодически удельные власти открывали новых приверженцев духовных христиан, и казалось, что очередное обнаружение молокан закончится переселением к единоверцам. Но в 1827 году в отношении удель-
Селу. Сборник научных статей. — СПб., Полный свод законов СПб., 1830. Собра-
2010. — С. 18-19. ние 1. Т. XXIV. №17906. С. 525-569.
Выскочков Л. В. Николай I. — М., 2006. — Там же. С. 562.
С. 183, 186. м РГИА. Ф. 515. Оп. 1. Д. 35. Л. 116-116 об.
ных крестьян практика применения общегосударственных норм становится иной. Так, Николай Павлович определил, чтобы крестьян, уличенных в молоканстве, отправлять в рекруты без зачета, если же окажутся не способными к военной службе (а такими причинами могли быть возраст, физические или психические заболевания) — в крепостные арестанты; детей осужденных, мужского пола, следовало направлять в военные кантонисты; а женщин — на поселение на Кавказскую линию или в Сибирь. Отдельно оговаривалось, что если в семье раскольников были девочки младше 10 лет, то их следовало оставить у родственников или желающих удочерить, так как могут «послужить в тягость матерям, которые имеют право вступить на поселении в замужество».^^ Грудных детей отправляли вместе с матерями на поселение; после окончания грудного вскармливания ребенка, в соответствии с его полом, либо определяли в военные кантонисты, либо передавали на воспитание. Согласно распоряжению Департамента уделов от 1827 года расходы на отправку осужденных ложились на те селения, из которых они отправлялись. Это было суровое наказание. Срок службы рекрута составлял 25 лет, рядовым. Поэтому, если повезет вернуться, то ушедший в армию молодой человек возвращался уже довольно зрелым мужчиной. Жизнь в Сибири или на Кавказской линии была полна лишений и трудностей. Но до места ссылки еще надо было добраться, почти пешком. Документы сохранили свидетельства, когда крестьяне погибали по пути в ссылку. Участь кантонистов также не была завидной. Известны случаи, когда матери бросали своих грудных детей под копыта лошадей, лишь бы их дети не оставались в военных поселениях из-за жесткой регламентации там всех сторон жизни. По мнению законодателей, страх перед таким наказанием должен был вернуть, особенно «сомневающихся», в лоно православной церкви. Для более «стойких» в вере, самым трудным испытанием было переносить разлуку с родными и близкими, ведь резолюция императора разлучала мужа и жену, родителей и детей. Так, крестьянин Оренбургской удельной конторы Федор Криволев, осужденный за мо-
Кантонисты — малолетние и несовер-
шеннолетние мальчики, передававшиеся на воспитание в военное ведомство. Там их
обучали в специальных школах, где на первое место была поставлена подготовка к военной службе. Толчок к появлению такого социального института дало появление в
России военных поселений. Первоначально в кантонисты поступали дети военных либо сироты; так, например, число кантонистов значительно увеличилось после Отечественной войны 1812 года. В течение всего царствования Николая I число кантонистов постоянно увеличивалось. Кроме солдатских детей, на основании постоянно издававшихся постановлений, в кантонисты направлялись сыновья бедных жителей
Финляндии и цыган, там кочевавших; польских мятежников, шляхтичей, недоска-
завших свое дворянство; раскольников; беспризорных детей и малолетних евреев-рекрутов. Институт кантонистов стоял в самой тесной связи с крепостным правом. Рекрут, выходя из крепостной зависимости, поступал со всем своим потомством в зависимость от военного ведомства. Именно поэтому уволиться из звания кантонистов было крайне сложно. Наименование «кантонисты» впервые появилось в 1805 году и сохранялось до 1856, до ликвидации самих военных поселений. Также документы свидетельствуют, что женщины возвращались в православие только ради своих малолетних детей. Крестьяне произносили слова раскаяния и уже будучи осужденными в надежде на возвращение домой: «.чрез понесенную меру наказания чувствуя заблуждение свое, отвер-глись учения молокан и изъявили желание навсегда обратиться к православной церкви». Правда, решения по таким просьбам разнились: одних крестьян, в основном осужденных к поселению, прощали и возвращали домой; других же оставляли на месте ссылки, особенно тех, кто попал на военную службу. Приверженность молоканской вере разделяла семьи не только в ходе судебных решений и сурового наказания, она приводила и к предательству внутри семьи. Так, в деле Якова Завгороднева только один из трех родных братьев пытался спасти Якова от ссылки, остальные свидетельствовали против него.
Священнослужители и местные власти использовали все методы для возвращения в лоно православия. Во всех случаях духовная консистория сначала проводила беседу с молоканами, а только потом «наиболее упорствующих» наказывали по суду. Кроме уговоров и вполне мирных средств применяли и меры принуждения, и устрашения, пугали карой Божией; когда это не помогало, грозили трудностями ссылки или военной службы, разлукой с близкими и т. п. Если эти средства приводили к положительному результату, то возвращенным в православие вменялось в обязанность точное исполнение предписанных церковных правил, за чем неусыпно должны были следить местные и духовные власти.
В правовой норме четко указывалось, что резолюция 1827 года касалась только удельных крестьян. Так, по делу 1827 года проходили и крестьяне казенного ведомства, решение судьбы которых было отдано на откуп Министерству внутренних дел. Интересно, что такого сурового решения по отношению к молоканам никто не ожидал. Министр уделов вторично подготовил доклад императору, в котором, ссылаясь на постановление Комитета министров от 1824 года, все же предлагал, как и представителей молокан из других сословий, выслать удельных крестьян в Мелитопольский уезд к единомышленникам. Но по отношению к крестьянам-молоканам удельного ведомства император остался непреклонен, оставив на документе повторную резолюцию: мужчин, заподозренных в ереси, отдавать в рекруты, а неспособных к службе — в Сибирь. Детей отдавать в кантонисты, женщин в Си-бирь. Скорее всего такая непреклонность связана с особостью ведомства, как образцового имения, не только в хозяйственном отношении, но и в нравственном.
i2°i РГИА. Ф. 515. Оп. 12. Д. 568. Л. 160-161.
рч РГИА. Ф. 515. Оп. 12. Д. 568. Л. 130-131. га РГИА. Ф. 515. Оп. 12. Д. 514. Л. 29-30.
и РГИА. Ф. 515. Оп. 1. Д. 35. Л. 115. га РГИА. Ф. 515. Оп. 1. Д. 35. Л. 116-116 об.
Осужденных на ссылку арестовывали, заковывали в кандалы, а когда в деревне не было кузнеца, то в «конские железа». После чего доставляли в Земскую полицию, иногда снабжая «приличною зимней и летней одеждой». Обычно для «лучшего в пересылке наблюдения» с ними командировался чиновник, например, приказной заседатель, которому и вручались деньги на дорогу и еду. Чиновник не весь путь сопровождал осужденного, но до ближайшего крупного центра. Случались и попытки побега из-под ареста. Так, крестьян Оренбургской удельной конторы, арестованных до отправки в ссылку, отпустил из-под стражи местный начальник Лукьян Иванов по их «убедительной просьбе». Один из беглецов был вскоре пойман с поддельными документами по пути в Симбирск, арестован и доставлен в Земской суд. Случалось, что крестьяне не доходили до места ссылки, а «терялись» в пути. Так, в 1828 году два человека не дошли до Таврической губернии, были объявлены в розыск. Также в розыске находился Сидор Парфенов с женой, которому изменили меру пресечения с поселения в Таврической губернии на рекрутство или Сибирь.
Вопрос имущества осужденных решался следующим образом. Если крестьянин переселялся к единомышленникам, то имущество продавалось, а деньги передавались к новому месту жительства (правда, не всегда доходили до адресата). Если же крестьянин осуждался на ссылку или военную службу, то имущество передавалось наследникам (из православных) или мирскому обществу, для уплаты до переписи податей и сборов. Иногда Департамент разрешал передать часть средств для ссыльных в качестве «вспоможения им». В 1828 году Департамент уточнил: право наследования имели только те из родственников, которые находились в ведении уделов, родственники других ведомств права наследования лишались.
Приведем два примера семей крестьян-молокан, которые являются довольно характерными для этого конкретного исторического периода. Осенью 1827 года неповиновение духовным властям оказала семья Кирилла Гаврилы Суслина. Его жена Агафья Павлова, дети: Михайло, Андрей, Осип, Парамон, а также брат его Иван с женой и двумя детьми, и сестра Кирилла Лукерья были осуждены за принадлежность к молоканской вере, ибо, «несмотря ни на какие увещевания, не обратились к прежнему православию». Кирилла Суслина и его брата Ивана рекрутировали, сына Кирилла, Михайлу, по молодости лет и малому росту отправили в крепостную работу в Херсонесское губернское правление. Малолетние сыновья Суслина — Андрей, Осип, Парамон, и дети Ивана — Ефим и Василий были определены в военные кантонисты. Жена Кирилла, Суслина Агафья Павлова, жена Ивана, Агафья Афанасьева, и сестра их Лукерья были отправлены на поселение в Сибирь в Тобольский приказ. Двух малолетних девочек было решено отдать на воспитание родственникам или посторонним людям. Находясь в тюремном замке, соборный
Также согласно отчету исполняющего обязанности управляющего Пензенской удельной конторой из села Михайловска были осуждены 9 семейств молокан: 8 человек были отданы в рекруты без зачета, 8 отправлены в крепостные арестанты, 12 крестьян мужского пола (в возрасте от 10 до 18 лет) — в батальон для прохождения военной службы, 12 мальчиков (4-9 лет) направлены в военные кантонисты, 6 мальчиков (2-5 лет) переданы на попечение батальонного командира, 1 ребенок (6 месяцев) и 1 (5 недель) временно были отправлены с матерями в Сибирь, так как находились на грудном вскармливании. 42 женщины — жены и дочери осужденных — отправлены на поселение в Тобольск.
После постоянных напоминаний со стороны Департамента о долге священнослужителя, они, все чаще в сопровождении местного начальства, отправлялись в деревни и села с целью увещевания. Так, в 1828 году после приезда священника в Пензенскую удельную контору, 128 молокан после «увещевания» перешли в православие». Иногда местные чиновники действовали самостоятельно. В 1826 году в Саратовской губернии из 66 человек, после приезда совета следователей и удельного стряпчего, в православие обратились 65 человек, «остался непреклонным к обращению в правоверие один только крестьянин Фатий Никифоров». С ним еще раз серьезно поговорили в удельной конторе, после чего крестьянин признался, что был вовлечен в молоканство по недоразумению, но во всем раскаялся и хочет «решительно» обратиться в православие. За своего сына просил и отец осужденного, который через соборного священника прислал бумагу. Духовное правление устроило испытания «в истинности раскаяния» и пришло к выводу, что в ересь был вовлечен лжеучителями, а ныне раскаивается и «желает быть присоединенным к православной Церкви, свидетельствуя Богом в чистоте намерения своего, сердце же его знает один Бог, а потому в правоте обращения его духовное правление уверить совершенно не может». Крестьянин был отпущен под расписку отца домой вместе с семьей, под наблюдение местного начальства и духовенства.
™ РГИА. Ф. 515. Оп. 12. Д. 514. Л. 32-42. м РГИА. Ф. 515. Оп. 1. Д. 36. Л. 122-123.
РГИА. Ф. 515. Оп. 12. Д. 513. Л. 130-136, i31 РГИА. Ф. 515. Оп. 12. Д. 514. Л. 1-2, 20-26.
139-139 об., 147-147 об.
Механизмы «увещевания» церкви и властей часто приводили к нужному результату, но не всегда надолго. Так, крестьянин Саратовской удельной конторы Яков Завгоднев дважды переходил в православие и, несмотря на это, активно проповедовал свои идеи среди односельчан. Он и в третий раз «раскаялся», но тут уже духовная консистория проявила чудеса прозорливости и пришла к выводу, что он не раскаялся вовсе, а «один страх связывает язык его». Сам же он «редко ходит в воскресные и праздничные дни в церковь, но каждое воскресение и праздничный день читает в доме своем Библию и толкует оную другим к нему собирающимся, что все явно показывает состояние его в молоканской ереси, имеющей Святую Библию прикрытием беззаконных толкований своих, иначе что бы препятствовало ему в сии дни ходить в церковь и, поучаясь догматам ее, заниматься изъяснением Божественного Писания в присутствии священника».
В феврале 1828 года протоирей Пензенского кафедрального собора Федор Островидов свидетельствовал, что удельный депутат коллежский регистратор Иван Мелисов, командированный для содействия к обращению в православную веру удельных крестьян с. Покровского, обратил в веру христианскую 128 человек, 27 из них были «окрещены». Молокане Иван Парфенов, Осип Парфенов, Иван Петрев, «явившись в приказ, письменно объявили, что они, по убеждению протоирея Островидова хотя и приняли христианскую веру, но ныне не имеют усердия к оной и обратились опять в молоканскую секту, которую никак оставить не могут».
Православные практиковали и направление молокан в монастыри для наставления в «правильной» вере. Так, в 1826 году Яков Федоров, Семен Савельев, Данила Иванов были направлены в пензенскую духовную консисторию, а оттуда в Спасо-Преображенский монастырь к настоятелю архимандриту Матвею. Все раскаялись, а Яков Федоров обещал обращать в православие прочих раскольников. Вскоре, впрочем, он же перестал ходить в православную церковь, поклоняться иконам и «приобщаться святым тайнам». А в 1830 году в монастырь было решено направить крестьянина села Покровского Родиона Иванова, который, «будучи два раза обращен из молоканской секты в христианскую веру; наконец решительно рассудил со всем его семейством… отступить в молоканскую секту, без возврата в православие». Вместе с ним этой мере подверглись 8 членов его семьи. В итоге его с женой сослали, а родственники год прожили в монастыре.
Наиболее опасными для властей были активные жители-молокане, именуемые «у них вождями», проповедниками и «наиболее упорствующие». При составлении списков молокан таких крестьян особо помечали. Чаще именно их ждало суровое наказание, для устрашения остальных. Чуть позже удельные власти ослабят наказания для удельных крестьян, все-таки основываясь
Также оставили с единомышленниками удельного крестьянина, проживающего в Таврической губернии по плакатному паспорту, на руках он имел разрешение мира на переселение. Согласно резолюции, просьба была удовлетворена, так как он не был признан упорней-шим. Эти вопросы решались в индивидуальном порядке личной резолюцией императора, как и положено в стране с абсолютной формой правления. Такое послабление, скорее всего, было связано с тем, что крестьяне все-таки являлись важным экономическим ресурсом для уделов.
И вот парадокс — несмотря на все «увещевания» и суровое наказание для крестьян удельной деревни, количество приверженцев росло. Причину этому определил управляющий Оренбургской удельной конторой, который сам выехал на место для расследования. Он писал, что молокане ведут «жизнь скромную», имеют «трудолюбивое богомолье», именно это усердие и привлекает православных к ним, и они имеют «самопроизвольную к их секте преклонность». Он замечает, что они оплачивают повинности без «малейшей остановки», даже несмотря на то, что односельчане не допускают их к хлебопашеству.
Чем же духовные христиане (молокане) были опасны? Они были надежными налогоплательщиками, крепкими хозяйственниками (об этом свидетельствуют документы о продаже имущества), не употребляли спиртных напитков, имели крепкие семьи, часто были грамотны, так как читали Библию. Вся проблема была в том, что православие было провозглашено единственно возможной формой удовлетворения духовных потребностей, и в стране не были реализованы гражданские свободы.
Религиозная политика по отношению к раскольникам была неоднозначная, и развивалась, переходя от ограниченного либерализма к реакции. Часто под воздействием внешних факторов императоры были вынуждены идти на некоторые уступки, которые воспринимались как объявление свободы вероисповедания. Так, в 1905 году в день празднования молоканами памятной даты, о которой мы говорили выше, они зачитывали праздничные поздравления от императора и императрицы, а также от представителей дома Романовых, в частности от великого князя Михаила Николаевича, который писал: «Сердечно благодарим общество Тифлисских молокан за теплый привет, буду завтра в молитвенном общении с вами, поздравляю с памятной годовщиной и желаю обществу дальнейшего процветания и благополучия». Вскоре начался новый виток гонений, который привел в итоге к эмиграции молокан в Канаду, где их сейчас проживает больше, чем на Родине. На самом деле религиозной свободы в полном смысле этого слова в России не было никогда.
м РГИА. Ф. 515. Оп. 12. Д. 513. Л. 154-156
об.
га РГИА. Ф. 515. Оп. 12. Д. 513. Л. 170-172 об.
га РГИА. Ф. 515. Оп. 12. Д. 568. Л. 7-19. Суворов П. А. Указ. соч. С. 11-12.
Итак, религиозное течение духовных христиан (молокан) не прошло незамеченным как обществом, так и властями. Хотя в статье больший акцент был сделан на отношениях с государственными структурами. В крестьянском обществе взаимоотношения и взаимодействие между православными и крестьянами-молоканами развивались не менее драматично, но это тема отдельного исследования. Главное, что вызывает и удивление, и уважение одновременно, когда человек, не имея даже личной свободы в рамках крепостного права, учился отстаивать свою позицию.
Движение крестьян-молокан — это яркий пример процесса внутреннего духовного обновления, поиска, который затронет во второй половине XIX века как элиты, так и массы. Надо перестать смотреть на русскую духовную жизнь так же, как на нее смотрели иностранные посетители Москвы в XVI— XVII вв., во всей русской религиозности видевшие сплошное грубое суеверие. Скорее всего, они просто не понимали глубоких различий в христианской культуре России и Запада. Однако действительная проблема заключается не в том, что Россия не знала Реформации как эпохи религиозно-культурной эволюции. Здесь «проявилось не отставание в культурном и религиозном развитии, но различие в религиозных традициях, одна из которых, православие, уже по самой своей природе исключала разрыв между конфессиями, подобный произведенному Лютером и Кальвином на Западе». Важно не отсутствие реформации, подобной протестантской, а присутствие церковного раскола, который имел чрезвычайное значение для последующего развития России.
Библиография
Выскочков Л. В. Николай I. — М.: Молодая гвардия, 2006.
Красникова Ю. Н. Религиозная политика Департамента уделов по отношению к молоканскому движению в среде удельных крестьян в первой трети XIX века // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. — 2011. — № 3-4. — С. 388396.
Малахова И. На смерть доктора исторических наук, лауреата премии им. Грекова — А. И. Клибанова. Библиотека Якова
— СПб., 1830. — Собрание 1. — Т. XXIV.
Реферат
На тему: Христианские секты.
2006
Введение 3
I. Отличительные особенности культов и сект 4
II. Самые распространенные христианские секты. 5
1. Христадельфинаство 5
2. Адвентисты Седьмого Дня 7
3. Христианская Наука 8
4. Свидетели Иеговы (Иеговисты) 10
5. Церковь Объединения 12
6. Мормоны 14
7. Баптисты. 18
Список использованной литературы 20
Введение
Что такое культ/секта?
Слова «культ» и «секта» вызывают ярко выраженные негативные чувства во многих людях: как верующих, так и неверующих. Некоторые считают, что секта — это «группа религиозных фанатиков».
С христианской точки зрения, культ или секта определяется по двум главным факторам. 1) Теологическое (богословское) учение группы: насколько оно согласуется с основными христианскими доктринами и учением Библии. 2) Социально-психологический фактор: каким образом осуществляется руководство и контроль в этой группе.
Сегодня в мире существует такое огромное количество различных религий, деноминаций (конфессий) и церквей, что люди начинают путаться и теряться, когда речь доходит до выбора церкви: человек не знает, как выбрать правильную церковь, а не попасть в секту. И немудрено, что даже люди, искренне и от всего сердца ищущие Бога, запутываются в таком количестве религиозных церквей, организаций, миссий, сект и культов, появляющихся каждый день как грибы после дождя.
I. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТОВ И СЕКТ
Существует три основных критерия, по которым определяется учение той или иной религиозной группы или организации: 1) Отношение к Библии, 2) Отношение к Иисусу Христу и 3) Отношение к спасению.
1. Отношение к Библии
Практически все культы виновны в «прибавлении» к Божьему Слову, утверждая, что рукописи и книги их лидера (основателя) являются богодухновенными откровениями Всевышнего. Другие же утверждают, что трактовка Библии, написанная их лидером, является не менее богодухновенной, чем Священное Писание, а посему имеет не меньший (а зачастую больший) авторитет, чем сама Библия.
Некоторые культы повинны в ещё большем зле: в «убавлении» от Священного Писания (умаление его роли, силы и власти как Слова Божия). Одни секты выкидывают из Библии все места, повествующие о великих чудесах Божьих. Другие — вырезают или начинают интерпретировать по-своему те места, которые кажутся им слишком «ненаучными» или нереальными в понимании современного человека.
Ни в одной из современных христианских церквей, вероисповеданий и сект Библия не принимается в её подлинном значении. Библию современные верующие принимают не в её подлинном, адекватном значении, а только в вероисповедном истолковании. В силу этого адекватное содержание и значение Библии современным верующим недоступно.
2. Отношение к Иисусу Христу
Лжеучение по отношению личности Христа может принять форму древней ереси Гностиков, которые отвергают человеческую природу Иисуса Христа, утверждая, что Он обладал «духовным», а не физическим телом. Другая крайность может принять форму современной ереси Агностиков, которые полностью отрицают божественную природу Иисуса Христа, заявляя, что Он был простым смертным человеком. Они считают Его великим человеком и великим религиозным деятелем, учителем, однако отрицают Его непорочное зачатие, безгрешную жизнь, Его заместительную жертву за наши грехи и Его воскрешение и вознесение на Небеса.
3. Отношение к спасению
Суть Евангелия (Благой вести) заключается не в том, что мы должны делать и чего не должны делать, чтобы заслужить спасение и вечную жизнь. Евангелие — это Благая (добрая) весть о том, что Иисус Христос сделал всё возможное, чтобы даровать нам спасение и вечную жизнь как безвозмездный подарок. Все остальные религии и псевдо-христианские организации взывают к человеческой гордости, провозглашая, что люди должны что-то сделать или делать, чтобы заслужить спасение.
Евангелие «которым мы спасаемся» — это Благая весть о том, что «Христос умер за грехи наши» и что мы спасены благодатью через веру в Иисуса Христа. И ничем другим! Любые религиозные группы или группировки, которые учат о спасении по-другому, являются лжеучителями.
II. Самые распространенные христианские секты.
1. Церковь Иисуса Христа святых последнего дня (Мормоны).
2. Общество Трактатов или Библия Сторожевой Башни (Свидетели Иеговы).
3. Церковь Христа-учёного (Христианская наука).
4.Баптисты.
5. Христадельфианство
6. Адвентисты Седьмого Дня
7. Церковь Объединения (мунисты)
Христадельфинаство
В брошюре кристадельфиан читаем: «Их понимание учения Библии несколько отличается от того, как его понимают в других вероисповеданиях. Различие выросло из убеждения одного человека, Джона Томаса, в том, что учения, которые он встречал среди «христиан» 150 лет назад, на самом деле не представляли учение Христа и Его Апостолов. Убежденный в том, что истину необходимо искать только в Библии, он стал добросовестно изучать Писания. Его труды были поддержаны теми, кто убедился в обоснованности его выводов».
Перед нами классический пример зарождения ереси: один человек придумывает свое собственное, отличное от ортодоксального христианства, толкование Писания и объявляет это учение единственно истинным. Подобным образом создали свои еретические учения Чарльз Расселл (Свидетели Иеговы), Иосиф Смит (мормоны), Сан Мюн Мун (Церковь Объединения) и многие другие.
Джон Томас и религиозные лидеры всех псевдохристианских культов в один голос утверждают, что их учение основано только на Библии. Но, как показала история, они лишь используют стихи Библии, для подкрепления своих собственных измышлений. Томас и его последователи делают это двумя путями: (1) вырывают из контекста отдельные стихи и фразы и (2) находят в Писании некий «тайный смысл», ранее якобы недоступный христианской Церкви для понимания.
Христадельфиане, как и христиане, признают важность правильного толкования Писания. Однако они считают, что вся христианская Церковь спустя 300 лет после своего возникновения отошла от правильного понимания Библии, приняв учение о Троице.
Движение кристадельфиан было образовано Джоном Томасом, родившегося в Англии в 1805 году. В 1832 году Томас эмигрировал в Америку. По пути в Нью-Йорк корабль, на котором находился Джон Томас, попал в сильнейший шторм. Томас дал обет Богу, что посвятит свою жизнь изучению Библии и религии, если останется жив. По прибытии в Америку он сдержал свое обещание и примкнул к группе последователей Александра Кэмпбелла. Вскоре Томас обнаружил, что расходится во взглядах с кэмпбеллитами. В 1844 году, вследствие несогласия с некоторыми вопросами учения, Томас отделился от этой религиозной группы. На основании новых взглядов Джона Томаса стали возникать самостоятельные общины, члены которых называли себя «истинными христианами” или «кристадельфианами”, т. е. «братьями во Христе”. Каждая церковь избирает поместных руководителей и служащих братьев. К числу последних относятся управляющие и руководящие братья. Первые ведут светские (церковные) дела, а вторые проповедуют, учат и занимаются пасторской работой. Кристадельфиане не принимают участия в политике, не голосуют, отрицательно относятся к обязательной воинской службе, не занимают государственных должностей.
Уже говорилось, что секты искажают Писание настолько, что их учение нельзя назвать христианским. Община кристадельфиан не является исключением. Они однозначно заявляют о своем полном согласии с Писанием (одна из обзорных брошюр кристадельфиан называется «Знакомство с общиной, основывающейся на Библии”), однако искажают почти все библейские учения о Боге и спасении, человеке и Царстве Божием.
Почти все ортодоксальные библейские учения вывернуты «братьями во Христе” наизнанку. Их вера больше похожа на учение Свидетелей Иеговы и мормонов. Отрицание триединства Бога, Божественности Иисуса Христа и Святого Духа, отрицание вечности души, ада и вечных мучений для грешников — вот лишь некоторые аспекты веры кристадельфиан, выраженные в их литературе.
Адвентисты Седьмого Дня
Течение в протестантизме, возникшее в 1833 году в США. Основатель течения Уильям Миллер, исходя из пророческих книг Библии, предказал второе пришествие Христа и последующий конец света сначала в 1843 — 1844 годах, а затем в 1847 г.. Несмотря на провал пророчества, учение о близком втором пришествии остается центральной идеей адвентизма. Библия рассматривается адвентистами как слово божье и является единственным источником вероучения.
Течение адвентистов создано в результате проведенного последователями Миллера в 1845 году съезда в г.Олбани, на котором была создана Ассоциация тысячелетнего пришествия и выработаны догматы адвентизма. Адвентизм близок к баптизму, от которого сохранил водное крещение взрослых погружением и омовение ног.
Согласно представлениям адвентистов, мир будет уничтожен огнем, а для верующих будет создана новая земля. Скоро состоится второе пришествие, которое будет сопровождаться воскрешением праведников. После тысячелетнего царства Христа воскреснут и неправедные. Для того, чтобы заслужить царство, нужно вести праведную жизнь в соответствии с нравственными заповедями Библии.
В ходе споров по вопросам догматики адвентисты раскололись не несколько течений. Самое крупное из них — адвентисты седьмого дня (АСД), образовавшееся в 1844 году в США. В 1847 году основана и в 1888 — 1889 годах официально признана созданная английскими иммигрантами церковь бога. В 1860 году в Сейлеме группа адвентистов, отвергнувшая учение о бессмертии души, основала адвентистскую христиансткую церковь. В результате отхода части верующих от этой церкви возникла так называемая первозданная адвентистская христианская церковь.
Адвентисты ведут активную проповедническую и миссионерскую деятельность в различных странах мира. В России активная деятельность адвентистов началась в конце XIX — начале XX вв., и продолжается до настоящего времени. Общее число адвентистов на конец XX века — 4 миллионов человек.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Александр Леонидович ДВОРКИН. Кандидат богословия, доктор философии, профессор, зав. кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, директор Центра религиоведческих исследований во имя святого Иринея Лионского (центр занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов).
ЦИТАТА
Александр ДВОРКИН:»Мы стараемся не отвечать на вопрос журналистов, какая секта является самой опасной. Плачущей матери, у которой секта забрала сына, нельзя сказать: «Вам еще повезло, другие организации гораздо деструктивнее…» Самая опасная секта — та, куда попали ваши близкие».
Что такое секта?
Тоталитарная секта — это особая организация. Не всегда религиозная (есть секты коммерческого толка), но обязательно имеющая некую внутреннюю идеалогию (секретную для непосвященных). Сознание рядовых членов секты полностью подчинено ее лидерам. Эта неограниченная, не имеющая аналогов во внешнем мире власть и деньги, которые несут в организацию адепты, — и есть смысл любой секты.
Новых членов заманивают обманом: вербовщики, которые пристают к людям на улицах, почти никогда не сообщают истинное имя своей организации (могут называться даже «просто православными»). А когда человек уже попал на их территорию, сектанты включают особые психологические приемы, привязывающие новичка. Ему становится трудно уйти.
В группе риска — все, кому плохо, у кого кризис в жизни. Чаще всего это студенты трех первых курсов и новоиспе-ченные пенсионеры (но вообще в опасности каждый из нас: невнушаемых людей нет).
Постоянные члены сект практикуют особые ритуалы (пение, медитацию и т. д.). Адептам в этот момент очень хорошо, они счастливы, но… Одновременно эти люди получают зависимость, сходную с наркотической: роль наркотика играет гипнотическое слово лидера.
Этим объясняется то, что сектанты не просто теряют семьи, работу и связи с обществом — через какое-то время они заболевают массой болезней: физически и психически «разваливаются», как наркоманы со стажем.
Больной человек сразу становится секте не нужен — и его выбрасывают из организации.
Название
Неопятидесятники, или харизматики
Масштаб организации
Самое распространенное сектантское движение России: до 300 тысяч членов (то есть харизматики составляют почти половину всех сектантов страны). Десятки организаций: «Церковь новое поколение», «Слово жизни», «Часовня на Голгофе» и пр., объединены в два крупных союза. Влияние движения на общественную жизнь легко продемонстрировать тем, что лидер одного из союзов Сергей Ряховский входит в Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ и является членом Общественной палаты.
Откуда они взялись
Западное «Движение веры» появилось в 70-х годах в США. Самые авторитетные его лидеры: семейство Хейген — дед, отец и внук, а также Кеннет Коупленд, Бенни Хинн, Йоги Чо, Ульф Экман и другие.
Идеология
На улицах (проводя вербовку) и в официальных документах харизматики называют себя пятидесятниками или протестантами. Это неправда: настоящие протестанты эти организации не признают. И даже христианскими не признают. Харизматизм — магическое оккультное течение, которое провозглашает, что настоящий христианин должен быть здоровым, счастливым и богатым. Если он не такой — значит, не настоящий христианин. Новичков обычно приглашают на «замечательную тусовку».
Что они делают
Собирают залы, где под веселую музычку «пастор» использует приемы массового внушения. С виду — чисто сеансы Кашпировского: люди хохочут, выгибаются, падают, вопят от счастья (лидеры секты говорят, что адепты чувствуют Дух Святой). По вере, после «сеансов» слепые видят, хромые ходят и т. д.
Деструктивное воздействие на личность
Адептам объясняют: чтобы разбогатеть, нужно давать деньги в секту, и чем больше дашь, тем быстрее разбогатеешь. Вскоре люди начинают думать (и уверять всех), что они здоровы, богаты и счастливы, вне зависимости от того, что происходит. Но в конечном итоге разница становится столь очевидной, что у адептов не выдерживает психика. Многие пытаются покончить с собой.
Криминал
В 2001 году в Москве мать и дочь, адепты «Церкви полного Евангелия», задушили свою 6-летнюю умственно неполноценную дочь и внучку: если ребенок болен — значит, проклят Богом.
Название
Саентологи
Масштаб организации
Мощная международная структура, в Москве и России представлена десятками организаций: «Саентологической церковью Москвы», «Центрами дианетики» и др. Масса направлений деятельности: внедрение саентологического менеджмента на предприятиях, медицина, политика… Саентологами подмяты под себя целые промышленные группы. По мнению экспертов, общий доход секты — 3 — 5 миллионов долларов США в день. В ряде стран организация считается криминальной и действует под надзором полиции.
Откуда они взялись
Организацию в 50-х годах придумал американский писатель-фантаст Лафайетт Рональд Хаббард (1911 — 1986). Головной ее центр находится в США.
Идеология
Наш мир обречен на уничтожение, но, к счастью, человек существует не только физически. За пределами тела и ума находится основной элемент нашей личности — тетан. Если вначале стать совершенным человеком — клиром (этому учит «наука» дианетика), то потом можно научиться оперировать своим тетаном («наука» саентология). Оперирующий тетан (ОТ) — бессмертное сверхсущество, живущее вне физической вселенной. Только ОТ переживут планету: так что это фатально — не быть саентологом.
Что они делают
Предоставляют широкий спектр платных курсов дианетики и саентологии (полный курс стоит несколько сотен тысяч долларов, поэтому саентологию называют «сектой для богатых»). Говорят на «новоязе»: насторожитесь, если услышите: «Район реактивных контуров инграммного банка — это не реактивный банк».
Деструктивное воздействие на личность
Секта осознает себя сверхлюдьми, все прочие — неполноценные. В организации — жесточайший контроль, подчинение. У адептов утрачивается критическое мышление, появляется большая уверенность в себе, при этом почти полностью исчезает письменная грамотность. Вроде не страшно, но психиатры говорят, что бывшим саентологам требуется больше времени для реабилитации, чем членам любых других сект.
Криминал
Саентологи внедряются на возможно большее количество российских оборонных и секретных предприятий. Зачем? Ряд ученых считают практически доказанным фактом связь секты с ЦРУ США.
Название
Кришнаиты
Масштаб организации
В общежитии (ашраме) московского центра «Международного общества сознания Кришны» (МОСК) проживают несколько десятков человек, постоянных прихожан пара сотен (всего в России 3 — 4 тыс.). В 2004 году «наши» кришнаиты получили от мэрии участок земли на Ленинградском шоссе для строительства самого большого в Европе храма. Но реакция общественности была так негативна, что мэр отозвал свою подпись.
Откуда они взялись
МОСК было основано в 66-м году в Нью-Йорке выходцем из Индии, назвавшимся Шрила Свами Прабхупада. Он вел агитацию среди хиппи и наркоманов… Индуизм кришнаитов не признает.
Идеология
Творец мира — бог Кришна: синекожий, женоподобный юноша. Основная цель адептов — любить Кришну супружески. Тогда они выйдут из колеса сансары (вечных перевоплощений), войдут в небесные чертоги Кришны и станут его наложницами. Причем все — и женщины, и мужчины. На богослужениях адепты доводят себя до экстаза: считается, что в это время происходит половой контакт с Кришной.
Что они делают
Ходят и продают книгу «Бхагават-Гита как она есть» (вольное изложение священного для индуистов текста). Курят благовония, готовят индийскую еду, носят индийскую одежду. 1728 раз в день повторяют мантру.
Деструктивное воздействие на личность
Признаки «единения» с Кришной — катания по земле, громкие крики, слюноотделение, тяжелое дыхание, бешеный хохот. Очевидно, что регулярное впадание в такое состояние негативно действует на психику. Есть косвенные данные о развитии у некоторых адептов психических заболеваний.
Криминал
В 2001 году член московского ашрама в течение месяца насиловал 11-летнюю девочку, в Туве назвавшийся кришнаитом отрезал голову православному священнику.
Название
Муниты
Масштаб организации
Международная империя, официально называющаяся «Федерация семей за мир во всем мире и объединение». Реально существует под тысячей имен: «Академия профессоров за мир во всем мире», «Женская федерация за мир во всем мире» — список бесконечен. Сотни тысяч членов. Заводы, рыболовецкие флотилии, издательские концерны… В Москве муниты получили в собственность кинотеатр на юго-востоке столицы. Что там происходит — можно только догадываться: чужие туда не входят. Префектура пытается вернуть здание, но пока безрезультатно.
Откуда они взялись
Секту в 50-х годах создал кореец Сан Мен Мун. Теперь он руководит ею вместе с супругой, чета ныне проживает в США.
Идеология
Ева согрешила со Змеем не фигурально, а буквально, и человечество — его потомки. Бог посылает на Землю своего сына, который должен очистить людскую кровь (имеется в виду Мун). Вначале было логично: Мун спал со всеми женщинами секты, и те рожали детей с «богоносной» кровью. Но потом число адептов превысило мужские способности, и был разработан ритуал, через который юноши и девушки «усыновляются» Муном (адепты пьют коктейль, в котором, вероятнее всего, есть сперма Муна).
Что они делают
Адепты рвут с семьей, живут группами по 5 — 10 человек. Подъем — в 4 утра, в 5 — молитва, потом — побираться, работать. Доходы — семье Муна. Половое общение — табу, через три года можно послать Муну просьбу назначить супруга (на церемонии люди видят друг друга впервые). Свадьба — еще через три года.
Деструктивное воздействие на личность
Большое количество адептов становится спиритами: впадая в транс, «получают послания» из мира духов. В Центре св. Иринея Лионского есть видеозапись: пожилая мунитка бегает по сцене и, корчась, страшным голосом кричит: «Я Бог Отец! Я вам говорю…». Так же были получены послания от Иисуса, Сталина… Томящемуся в мире духов Иисусу, кстати, Мун тоже назначил супругу.
Криминал
Данные скудные, в основном это всего лишь нарушение визового режима и уклонение от уплаты налогов.
Название
«Анастасия»
Масштаб организации
Около тридцати «экологических» поселений по всей России. Есть одно и в Подмосковье. Секта находится в стадии становления, поэтому сведений о ней весьма немного.
Откуда они взялись
В 95-м году некий Пузаков, взявший фамилию Мегрэ, написал книгу: он якобы встретил в тайге сверхженщину Анастасию, род которой всегда жил отдельно от всего человечества…
Идеология
Анастасия изрекает тяжкий хаотичный бред, надерганный из разных оккультных источников (много вопиющих ошибок). Практические рекомендации: всем продавать квартиры и селиться на земле, сажать кедры (в них спасение России), на огороде заниматься сексом и рожать, растения поливать водой, в которой помоешь ноги.
Что они делают
Пузаков торгует «священным» кедровым маслом и амулетами, у него, по слухам, трехэтажный терем в общине под Владимиром. Прочие следуют заветам. Право поселиться в общине, как утверждают критики, стоит 30 тыс. долларов.
Деструктивное воздействие на личность
Не изучено. Виден жесткий контроль адептов со стороны Пузакова, немотивированная агрессивность членов секты и потеря ими логического мышления: анастасийцы одновременно говорят противоположные вещи.
Криминал
Нет данных.
Название
Секта Григория Грабового
Масштаб организации
Во многом благодаря усилиям «Комсомолки» по разоблачению этой мошеннической пирамиды, «воскрешающей мертвых» (см. публикации на сайте http://www.kp.ru/), ее лидер сейчас в тюрьме, а его паства значительно поредела. Во времена своего расцвета в 2003 — 2005 гг. «грабовистов» в стране было не менее 50 тысяч. Организация имела густую сеть филиалов не только в России, но и в СНГ и дальнем зарубежье. Сейчас количество сектантов сократилось в 10 раз.
Откуда они взялись
Пирамиду организовал Григорий Грабовой в конце прошлого века. Сейчас организация поддерживается силами ближайшего его окружения.
Идеология
Грабовой заявляет, что он — Второе Пришествие Иисуса Христа. Он учит, что человек тоже может стать Богом и управлять всем на Земле. В том числе и спасти человечество. Прилежный ученик и последователь способен воскрешать людей.
Что они делают
Ходят на платные семинары Грабового и его апостолов и учатся спасать мир. За большие деньги можно научиться воскрешению. С помощью числовых рядов управляют атомными электростанциями, излечивают мигрень и предотвращают землетрясения.
Деструктивное воздействие на личность
Методики Грабового манипулируют сознанием, и некоторые их тех, кто пытался воскресить своих близких, в конце концов действительно «видели» воскресшего. То есть становились пациентами психиатров. Другие пытались вылечить с помощью Грабового болезни: отказывались от традиционной медицины и умирали.
Криминал
Грабовому предъявлены обвинения по статье «мошенничество в крупном размере». За «воскрешения» он брал 39 100 рублей: тем самым отбирал у людей последнее.
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Политическая воля, ау-у!
Почему секты существуют? Почему государство их не закрывает?
Во-первых, все эти организации легализованы: официально зарегистрированы как религиозные, а у нас по Конституции свобода совести. То есть закрывать секту нужно по суду, а для этого доказать, что члены «религиозной организации» систематически нарушают закон.
Казалось бы, за чем дело стало? Открываем УК: «Незаконное лишение свободы», «использование рабского труда», «истязание», «изнасилование» — статей, по которым можно квалифицировать действия сектантов, масса! А уголовных дел нет…
Дело в том, что все ужасы в сектах творятся скрыто (только в отношении собственных членов, которые никому не жалуются). И, чтобы выявить эти преступления, надо внедрять туда оперативников, вести скрытые съемки — а это долго и дорого, а у милиции нет лишних денег…
Как вывод — нужна политическая воля. Была воля закрыть Грабового — трудности преодолели, деньги нашли. Политическая воля, ау! Где ты?
Что делать, если близкий человек попал в секту
1. Не впадайте в панику: большая часть людей не остается в секте навсегда.
2. Что-либо объяснять жертве бесполезно: «учителя» заранее объявляют адепту, что его домашние «одержимы диаволом» — и все ваши слова только убедят несчастного в их правоте. Притворяться, что учение вам нравится, тоже нельзя. «Заключите перемирие»: вы не критикуете «организацию», адепт не пытается втянуть других членов семьи.
3. Личность человека, который вам дорог, подавлена, и ваша задача — сохранять с ней контакт. Говорите о хорошем: важны не слова, а интонация любви и тепла. Вы увидете, как сквозь маску чужого, «зазомбированного робота» проглядывает родная душа.
4. Не давайте сектанту денег. Препятствуйте его намерению продать квартиру: спрячьте ордер, книжки оплаты коммунальных услуг — без них невозможно оформить сделку. Если сектант восстановил бумаги, пишите в органы и СМИ: сектанты боятся огласки, могут отступить.
5. Копите информацию о «вашей» секте, налаживайте контакты с товарищами по несчастью. Вся информация разом задействуется во время «интервенции» — сессии интенсивного консультирования по выходу из секты.
6. Чтобы провести ее, нужно:
а) позвонить в Центр св. Иринея Лионского, тел. (495) 785-36-34. Там подыщут психолога,б) дождаться подходящего момента, когда контроль секты над сознанием адепта ослабнет,в) в ожидании изучить книгу Стивена Хассена «Освобождение от психологического насилия» (СПб., 2001), публикации «Журнала практического психолога» (Москва) за 97 — 99-й годы и сдвоенный номер этого журнала за первые два месяца 2000 г., г) в идеале в интервенции участвуют еще сектовед, члены семьи адепта и бывшие сектанты.
7. Большинство людей выходят из сект с так называемым посткультовым расстройством личности: поможет психолог.
Хорошо, если бывший сектант глубоко воцерковится. Он будет чувствовать, что продолжает духовную жизнь (в секте внушают, что вне их организации это невозможно). Полезно, если человек будет помогать специалистам в борьбе против сект.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
А судьи кто?
Настораживает, что центр, который является главным авторитетом в отношении сектантства, тесно связан с православием. Вот даже и рекомендация по выходу из секты — воцерковиться.
Православие сегодня — официальная религия, но давайте начистоту. Многое из того, что ставится в вину сектам, там тоже есть. Целибат? Есть, у монахов. Ограничение сна и пищи? У них же. И уход из семьи… Кстати, родители молодых людей, которые решили стать монахами, часто тоже рыдают и бьют во все колокола, и кричат, что детей «зазомбировали». И пишут: «КП» печатала такие крики души…
То есть ситуация умозрительна. С точки зрения православия — новые религиозные культы осуществляют психотеррор. С точки зрения новых культов — они так служат Богу. С точки зрения атеиста — все хороши…
Есть мнение, что потому с сектами всерьез и не борются — причем ни в одной развитой стране мира. Стоит взяться — под удар попадут и традиционные религии. А люди не готовы остаться без них.
Дмитрий СОКОЛОВ