Гостеприимство для всех вероисповеданий
Все религиозные системы принимаются в независимых школах-пансионах Великобритании, хотя среди них есть более и менее склонные к различным привычкам и практикам, так же как и к специальной диете, времени и месту молитв и служб, специфической одежде и приятию конкретного духа в целом.
«Религиозные» школы часто принимают студентов с разнообразным религиозным опытом. Различные вероисповедания вполне признаны, и это добавляет широты образовательному опыту. Эти «верующие» школы могут ожидать сочувствия своим верованиям и могут требовать от учеников участия в религиозных службах и событиях.
Религиозные службы в школе
Существует множество стилей и расписаний религиозных служб. Школьные собрания могут быть ежедневными или еженедельными. Они могут быть специфически религиозными по содержанию или просто посвящены текущим делам школы. Собрания могут проводиться в рамках школьных «домов» или возрастных групп, равно как могут быть утренние или вечерние молитвы. Опять же, частота собраний варьируется от школы к школе.
Большинство школ проводит еженедельные религиозные службы. В школах, относящихся к христианским течениям, они проходят по воскресеньям в назначенной часовне. Некоторые организуют альтернативные варианты для коллективных служб, в форме лекций или периодов молчания, проходящих одновременно со службой.
Определенный сотрудник ведет службу. Это может быть профессиональный священнослужитель, мирянин (некто, кто не является профессиональным священником) или даже группа людей. Они же будут доступны для консультаций или просто для обсуждения любых тем с учениками. Также может быть организовано тихое место, для чтения или молитв, связанное с этими службами.
Религиозное образование
Правительство Великобритании законодательным образом регулирует изучение некоторых областей религии, включенных в обязательную программу образования для детей до 16 лет.
Некоторые школы предлагают специальные курсы по теологии и философии, включенные в квалификации GCSEs и A-levels.
Наравне с академическим обучением, большинство школ дают ученикам возможность принимать участие в общественных службах, работе с местными, национальными или международными благотворительными организациями, возможности для развития социальных и межличностных связей и все, что необходимо для всестороннего образования личности.
Заботливое окружение
Основные ценности школы должны быть (вами) изучены. Важно посетить религиозные сооружения и поговорить с теми, кто несет ответственность за религиозное обучение и практику. Разумеется, кроме этого будут доступны также общества, клубы и другие возможности для дальнейшего личного и общественного развития духовных ценностей и верований. Атмосфера школы-пансиона несет в себе основную задачу – дать каждому ребенку возможности, необходимые для полного развития его личных талантов.
Энтони Сатч (Dom. Antony Sutch) является бывшим главой школы Даунсайд в Сомерсете (Downside School in Somerset), одной из ведущих британских школ-пансионов романо-католической направленности.
ЦЕРКОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ в Сибири. До нач. XVIII в. Ц. о. в Сибири, как и за небольшими исключениями в России в целом, ограничивалось домаш. обучением элементар. грамоте (чтению и письму), чаще всего по Псалтири и Часослову, к-рые заучивались наизусть. Позже для тех, кто готовился к церк. чину, к этому прибавлялось знакомство с др. книгами богослужеб. круга, как правило, уже во время службы в храме. Грамоте учились и у частн. учителей, в т. ч. у представителей клира. В осн. учениками были дети, принадлежавшие к духов. сословию, постепенно складывавшемуся в Сибири в течение XVII в. Нач. школ. Ц. о. в крае связано с петров. реформами: царь надеялся воспитать в школах духовенство нового типа – образованное, способное к проповеди и успешной миссионер. работе, сознательно поддерживающее его реформы. По инициативе Петра I, трудами нового митрополита Сибирского и Тобольского Филофея (Лещинского) в 1702–03 была открыта спец. церк. школа для подготовки клира, 1-я в Сибири и одна из немногих во всей провинц. России. По всей видимости, митрополит собирался взять за образец школы рос. юго-запада, в свою очередь скопированные с европ. учеб. заведений с 8-классным обучением на лат. яз., на последних стадиях к-рого будущие пастыри получали знания в области риторики, философии и богословия. В Тобольске, однако, реально все ограничилось преим. элементар. грамотностью (чтение букваря, Часослова, Псалтири, письмо и пение в объеме церк. служб). В школу принимали детей духовенства и новокрещеных (последних гл. об. для миссионер. целей, для службы в правосл. храмах мест. народов). Содержалась школа за счет доходов архиерейского дома.
В нач. 1720-х гг. общерос. законодат-во утвердило сослов. принцип обучения; дети духовенства освобождались от обучения во внесослов. светских «цифирных» школах. В вышедшем тогда же «Духовном регламенте» предписывалось при архиерейских домах завести церк. школы для детей духовенства с элементар. программой обучения (письмо и чтение «с разумом»), а также заучиванием наизусть Катехизиса и книги «О должностях всех чинов» (для правильной полит. ориентации). Содержать школы предполагалось за счет сборов с епархии: 20-й доли хлеба с монастырей и 30-й – с церк. земель. Позже в кач-ве доп. источника содержания использовались штрафы с провинившихся духов. лиц, а также спец. сборы с епархиального духовенства. После секуляризации церк. земель семинарии, как с 1730-х гг. стали называть такие школы, получили централиз. содержание, к-рое, как правило, не покрывало все их нужды. Тобольской семинарии выделили самое маленькое годовое содержание – 326 р. 77,5 к.
«Духовный регламент» предлагал архиереям отдавать предпочтение выпускникам этих школ, в первую очередь при поставлении к церкви. Подоб. школы учредили далеко не во всех епархиях. В Тобольской епархии продолжала действовать та, к-рую открыли еще в нач. XVIII в., хотя не исключено, что в ее работе случались перерывы. В 1723 митрополит Сибирский и Тобольский Антоний (Стаховский) сообщил в Синод о том, что довел кол-во учеников до 90, и просил о доп. ассигнованиях на содержание школы. Вряд ли его просьба нашла отклик, поскольку в 1727 выяснилось, что в школе при архиерейском доме обучалось всего 33 чел. В Вост. Сибири школу для подготовки духовенства открыл 1-й епископ Иркутский свт. Иннокентий (Кульчицкий) в Вознесенском муж. мон-ре. Она действовала в 1725–46; в 1736 число ее учеников достигло 70 чел. Школа имела миссионер. направленность, в ней преподавался монг. яз. (см. Иркутский Вознесенский монастырь).
В 1738 тобол. архиерей получил указ Синода преобразовать школу при архиерейском доме в семинарию с 8-классным обучением на основе латыни; оказалось, что с 1730 по 1738 в школе училось 122 чел. (для сравнения: в 1738 детей духовенства от 7 до 15 лет в епархии насчитывалось 377 чел.). Набор в Тобольскую семинарию провел митр. Антоний (Нарожницкий) в 1743, однако курс обучения до 1748 оставался неполным. Верх. звено семинарии, классы философии и богословия, существовавшие в XVIII в. далеко не во всех рос. семинариях, в Тобольске открыл в кон. 1750-х гг. митр. Павел (Конюскевич). В Иркутской епархии семинарию (с ежегодным содержанием 2 тыс. руб.) открыли в марте 1780.
Домаш. обучение оказалось ненадежным основанием для последующего семинар. образования: резерв грамотных был невелик. Так, в 1758 из 199 детей духовенства 102 чел. после смотра отправились домой доучиваться и лишь 7 зачислили в семинарию. Обучение славян. грамоте в семинарии увеличивало ее расходы. Митр. Павел (Конюскевич) сразу по прибытии на Тобольскую кафедру усилил ответственность церк. администрации, обязав духов. заказчиков регулярно экзаменовать недорослей, ввел систему штрафов и наказаний для нерадивых детей духовенства и их родителей и завел на местах сначала рус. школы, а затем и латинские с программой нач. семинар. образования. Т. о. митрополит пытался приблизить Тобольскую епархию к выполнению узаконенного в общерос. масштабе еще в 1736–38 всеобщего семинар. обучения детей духовенства. В 1760-е гг. увеличилось и кол-во учеников Тобольской семинарии, а само обучение стало более длительным, поскольку митрополит резко сократил отчисление по прошению родителей из ее низш. классов. Однако в этот период проблема решена так и не была. Лат. школы не дали ожидаемого результата, поэтому их упразднили, и лишь значительно позднее след. тобол. архиерей, еп. Варлаам (Петров), открыл вместо них рус. школы с обучением элементар. грамоте для подготовки в семинарию и к низш. клировым должностям. В 1818 место рус. школы заняло духов. приход. училище, но учеба в нем при желании заменялась домаш. подготовкой; учреждено было лишь 1 такое училище при епархиальном центре. Предпочтение учившимся в семинарии при поставлении в церк. чины хотя и осуществлялось, но долгое время не очень заметно, т. к. по-прежнему ощущалась острая нехватка духовенства. Лишь к сер. XIX в. подавляющее большинство духовенства Тобольской епархии имело нач. школ. образование, а ок. трех четвертей священников закончили высш. классы семинарии – философии или богословия. Кроме спец. проф. подготовки Тобольская семинария давала и общеобразовательную; там преподавались такие предметы, как история, география, математика, физика, нек-рые языки (наряду с лат.). После школ. реформы обер-прокурора Протасова в 1839–40 за счет сокращения общеобразоват. предметов были введены краткие курсы медицины и агрономии как необходимые для пастырей в сел. местности, где врачеб. помощь и ведение хоз-ва осуществлялись на уровне народ. опыта. Преподавание перевели с лат. на рус., латынь осталась как один из предметов. Одновр. гос-во неск. увеличило ден. содержание духов. учеб. заведений.
С нач. XIX в. приход. духовенство официально стало привлекаться для нач. обучения населения, в последующее время мн. внимания уделялось его участию в обучении крест. детей в сел. школах. Предпринятое в рамках Великих реформ преобразование уставов 4-классных духов. училищ и семинарий (1867–71) определило их всесословность. Отныне их выпускники могли поступать как в духов., так и в светские учеб. заведения, хотя преимущество при поступлении, особенно в семинарии, предоставлялось детям духовенства. В 1868 появился новый устав 6-летних епархиальных жен. училищ, целиком содержавшихся за счет епархий и Синода. Их выпускницы становились, в частн., учительницами церк.-приход. школ, кол-во к-рых резко увеличилось в послед. четв. XIX в. В нач. XX в., несмотря на недостаток гос. средств, выделявшихся на учеб. заведения церк. ведомства, население даже сиб. окраин ходатайствовало об открытии церк.-приход. школ: необходимость хотя бы элементар. образования стала понятной там, где намечался подъем экономики.
Стат. данные 1909–12 позволяют получить представление о состоянии Ц. о. в Сибири накануне Первой мировой войны. В Благовещенской епархии существовала духовная семинария (учреждена в 1870), соединенная с духовным училищем; оба учеб. заведения управлялись одним ректором. Училище имело подготовит. класс и 2 класса с двухгодич. курсом, семинария – 3 двухгодич. класса. Кроме того, в епархии имелись 4 двухклассные и 67 одноклассных школ, 10 миссионерских, 2 церкви-школы; всего 4 185 учащихся. Во Владивостокской епархии насчитывалось 4 959 учащихся в 107 церк.-приход. школах, в т. ч. в 7 двухклассных и 5 школах грамоты (в последних учили начаткам Закона Божия, свящ. истории, чтению, письму, устному счету до тысяч и 4 действиям арифметики). В Енисейской епархии имелись духовная семинария, Красноярское духовное училище, епархиальное жен. училище и 192 церк.-приход. школы. В Забайкальской епархии функционировали Читинское духовное училище, епархиальное жен. училище, миссионер. школа при архиерейском доме, 197 церк.-приход. школ, 2 церкви-школы и 37 школ грамоты. В Иркутской епархии, кроме духовной семинарии, Иркутского духовного училища, жен. духовного училища, существовали 184 церк. школы с 6 861 учащимся. Омская епархия имела 1 духовное училище, 1 епархиальное жен. училище, 310 церк. школ (по др. сведениям – 266) с 17 122 учащимися. Тобольская епархия, кроме духовной семинарии, – 8 двухклассных, 368 одноклассных церк. школ с 13 528 учащимися; Томская епархия, кроме семинарии, 3 духов. училищ, епархиального жен. училища, – 6 двухклассных школ, 764 одноклассных, 59 школ грамоты с 42 101 учащимся. В Якутской епархии работали духовная семинария, духовное училище, епархиальное жен. училище, 57 церк.-приход. школ (из них 2 двухклассные) и 7 школ грамоты; кол-во учеников – 9 939. Кроме того, правосл. миссия в Якутске имела двухклассную церк. школу.
После Окт. революции система правосл. Ц. о. в течение краткого периода была полностью разрушена: закон об отделении Церкви от гос-ва дал старт курсу на ее уничтожение. Так, уже в 1920 прекратили работу духовная семинария и духов. училища в Иркутске. Та же судьба постигла и др. учеб. заведения РПЦ в Сибири. Только в 1943 РПЦ получила разрешение на учеб. деят-ть для подготовки духовенства, в т. ч. в виде пастырских курсов в нек-рых городах. Открытия таких курсов при Новосибирской и Барнаульской епархии пытался добиться возглавивший ее в 1943 архиеп. Варфоломей (Городцов). В 1940–60-е гг. сибиряки могли получить спец. духов. образование лишь в одной из немногих семинарий или академий Европ. России. Но когда в редких случаях приходы направляли туда молодежь, соотв. гос. структуры противодействовали такому «целевому» обучению, пытаясь воспрепятствовать расширению влияния РПЦ на население.
С кон. 1980-х гг., когда РПЦ, в т. ч. в Сибири, стала восстанавливать утраченные после 1917 позиции, в епархиях начала развиваться сеть разнообраз. учеб. заведений Церкви. Во мн. сиб. епархиях работают воскрес. церк.-приход. школы, правосл. гимназии, в к-рых преподавание общеобразоват. дисциплин сопровождается религ.-нравств. воспитанием детей. Для подготовки духовенства вновь учреждены духов. училища и семинарии, действуют очные и заочные богословско-пастыр. курсы. Открыто неск. иконописных школ (в т. ч. для детей), мн. внимания уделяется обучению церк. пению. Кроме того, в сиб. епархиях появились филиалы Свято-Тихоновского Богословского ин-та: в Кемеровской епархии (см. Кемеровская и Новокузнецкая епархия) такой филиал открыт в 1994 (с 2004 – Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т), в Южно-Сахалинской епархии (см. Южно-Сахалинская и Курильская епархия) с 2004 действует Центр дистанционного обучения Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та. В Новосибирской епархии (см. Новосибирская и Бердская епархия) в 1995 открыт Свято-Макарьевский Православный Богословский ин-т и т. д. Как правило, учеб. и воспитат. деят-тью Церкви руководят спец. отделы при епархиях при актив. участии самих архиереев.
Лит.: Зольникова Н.Д. Сословные проблемы во взаимоотношениях церкви и государства в Сибири (XVIII в.). Новосибирск, 1981; Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. М., 1993. Т. 2 (репринтное воспр. изд. 1913); Сосковец Л.И. Религиозные конфессии Западной Сибири в 40–60-е годы ХХ века. Томск, 2003; Санникова М.И. Развитие сети начальных учебных заведений духовного ведомства в Забайкалье во второй половине XIX – начале ХХ в. // Сибирь на перекрестье мировых религий. Новосибирск, 2006. Вып. 3.
Н.Д. Зольникова