Доходило до того что, будучи ребенком, я приходила домой и плакала, потому что кто то похвастался чем то новым. И всю жизнь я старалась от этого избавится. Когда замечала, что начинаю завидовать, пыталась думать о чем то другом, или думать, что у меня тоже все это будет, только попозже. Осознавала, что зависть, один из самых страшных грехов, ходила в церковь. И так было всегда, сколько я себя помню. Но последнее время я поняла, что все это достигло апогея, и я так больше не могу. Моя лучшая подруга выходит замуж. Мы общаемся уже 18 лет, и на протяжении всех этих лет, я тоже завидовала ей, но старалась не подавать вида. Она долго была одна, и наконец то нашла замечательного человека. Он сделал ей предложение, я помогала ее жениху выбирать ей кольцо, с ней мы ездили выбирать платье. Но вместо того , что бы за нее порадоваться, я ей завидую, потому что у меня нет никого. Ни любимого человека, и соответственно у нее теперь тоже не будет времени встретится со мной(это обидно, но тут я ее не виню, и все понимаю). Когда она вышла в свадебном платье, которое ей идеально шло, и видя как она счастлива и как рада в моей голове проскользнуло только «Я тоже так хочу». И я сама себя за это ругаю.. Я не умею радоваться за других, начинаю завидовать. И так со многими. Мне начинают близкие и любимые люди что то рассказывать, а я совершенно не могу искренне за них радоваться. Хотя я этого очень хочу. Друг рассказывает как он хорошо отдохнул, а я молча кивну пару раз и говорю «ну здорово, да.. я рада». И все. Я не чувствую радости за них, хотя люблю этих людей. Чувствую только зависть. Может есть какие нибудь практические сове ты. А то самой от себя противно уже.
Автор вопроса: Александра.
Если у лица А неприятность и лицо Б этим огорчено, то в зависимости от характера этой неприятности мы употребляем слова сочувствие, сострадание, соболезнование, а если у А неприятность, а Б этому рад, говорим злорадство. Когда у лица А произошло что-то хорошее, а лицо Б этим огорчено, мы называем это завистью. А теперь представьте, что у А случилось что-то хорошее, а Б этому рад. Каким словом описать его чувства? Да, мы так и можем сказать: Б рад за А. Но ведь этого мало.
В русском языке есть глагол завидовать и образованное от него и сохраняющее все части его значения существительное зависть. Этими словами обозначается следующая ситуация. Лицо А имеет Х (талант, хорошую жену, достойного сына, дом, автомобиль, интересную работу и т.п.), а лицо Б соответствующего Х не имеет. Этот пласт содержания слов завидовать, зависть предопределяет и другой аспект, указывающий на то, что Б испытывает неприязненные чувства к А. Мало того, если бы соответствующего «предварительного» пласта не было, то и «основной» не смог бы появиться. Сравни саркастическое Позавидовал нищему, что у него есть сума. Или разговорное ему не позавидуешь — о человеке, находящемся в бедственном положении.
У неприязни неимеющего по отношению к имеющему могут быть разные формы. Неимеющий настолько раздражен ситуацией, что желает имеющему самых ужасных неприятностей. О таком случае говорят черная зависть. Но может существовать и «смягченный» вариант ситуации. Неимеющий очень хочет сам иметь то же самое, что есть у имеющего, при этом лично не желая имеющему никакого зла. Тогда говорят белая зависть или по-хорошему завидовать. Уклонимся от обсуждения случая, когда «предмет» обладания не растиражирован, а представлен в уникальном виде (любимая женщина, конкретная должность, первое место на соревнованиях и т.п.).
Предположим и другой вариант ситуации. Неимеющий не только не испытывает неприязненных чувств к имеющему, но, напротив, радуется за него, отдавая должное его таланту и трудолюбию и считая чужой успех заслуженным и справедливым. О такой радости пишет Даниил Гранин: «Пушкин радовался всем достижениям поэзии, которая его окружала, своим современникам, более или менее талантливым. Чем талантливее, тем ему было приятнее. Это важная черта — не все завидуют друг другу. В человеческом обществе есть нота радости за окружающих людей, талантливых, удачливых. Небольшая нота, но важная, она звучит».
Вопрос, как назвать эту ноту. Это не просто рад за вас, поскольку в таком случае речь не идет о противопоставлении имеющего и неимеющего. И доброжелательность тоже не совсем подходит — ведь это слово также не выражает радости человека, у которого нет того, что есть у другого.
На это обстоятельство обратил внимание профессор МГУ Владимир Новиков в своей книге «Роман с языком». Автор пишет о невозможности точно, одним словом перевести на русский язык немецкий глагол g..onnen, значение которого он разъясняет так: «охотно и без зависти смотреть на счастье и успех другого, потому что он в этом нуждается или это заслужил».
В русском языке есть глагол злорадствовать — «испытывать радость при неудаче или несчастье другого». А вот слова доброрадствовать или благорадствовать в современном русском литературном употреблении мне, по крайней мере, не встречались. Неужели эта «небольшая нота» радости за чужой талант, чужие достижения и их справедливую высокую оценку уже не звучит в наших сердцах? А ведь у Пушкина звучала! И даже если эта нота редка, очень хочется иметь ясное и краткое ее обозначение.
Добавлю, что отсутствие слова может говорить не только об отсутствии соответствующего явления. Но и о ситуации, которая настолько понятна, что не требует специального обозначения. Например, когда мы говорим о ком-нибудь, что у него сердце (печень, почки), все поймут, что этот орган не в порядке, болен. Так вот, пусть сами читатели решат, почему мы испытываем трудности, пытаясь выразить словами чувство радости за чужой успех.
Когда я была маленькой, я очень любила смеяться. Просто так, без какой-либо причины. Иногда, когда нам с другими детьми становилось грустно, мы нарочно начинали хохотать — сначала «понарошку», вразнобой, кто как умел, а через несколько минут уже совсем искренне и неудержимо. Мы бегали по траве, размахивали руками и смеялись, опьяненные волшебным превращением печали в веселье. Мы не знали, что за удивительная сила это превращение осуществляет, не знали, каким образом, но чувствовали ее в себе и от этого бегали еще быстрее и смеялись еще громче. Взрослые высовывались из окон и спрашивали: чего гогочете? И этот глупый вопрос вызывал новые взрывы смеха, потому что любому же понятно — гогочут, когда весело и радостно.
И почти всегда за этим смехом следовала «взрослая» фраза:
— Не к добру вы что-то развеселились… Как бы потом плакать не пришлось.
Чувства, которые вызывало у нас это зловещее предупреждение, современные дети могли бы описать в терминах «поттерианы»: дементоры высасывают из человека всю радость, как будто никогда больше в жизни не будет ничего хорошего.
Я знаю, что так говорят до сих пор. Нормальные родители, которые вовсе не хотят «высосать всю радость». Любящие бабушки и дедушки. Соседи. Друзья. Вообще кто угодно при виде чужой радости. Не потому что люди злые или завистливые — просто такая у нас страна. Нерадостная.
Россия великая, прекрасная, талантливая, но — нерадостная.
Моя подруга Нэнси Виейра, уроженка Островов Зеленого Мыса, гуляя по Нижнему Новгороду, с удивлением заметила:
— Вы такие красивые. Но вы не выглядите счастливыми.
— А с чего нам выглядеть счастливыми, — сварливо ответила я и минут пять рассказывала, как тяжело и плохо мы живем.
— В моей стране есть места, где люди очень бедны, — сказала Нэнси, когда мой поток жалоб иссяк. — Там одна школа на весь остров, один футбольный мяч на всю деревню, и дети ходят босиком. Но люди там счастливы.
Знаменитая кабовердианская «морабеза» — радость жизни без каких-либо причин. Знаю, как же.
— Как это «без причин»? — снова удивилась Нэнси. — А сама жизнь? Ты дышишь, чувствуешь, ходишь. Ты свободна. У тебя есть еда, вода и теплая постель. У тебя есть кого любить. Это разве не причины?
Я хотела сказать, что легко быть счастливым на далеких островах, где только небо, Атлантический океан и вечное лето. Но вовремя поняла, как глупо это прозвучит. Кабо Верде — одно из беднейших государств мира. Восемнадцать островов, затерянных посреди Атлантики, и пейзаж большинства похож на лунный: лысые горы и пустыня. Там проблемы с пресной водой, с образованием, с медициной — легче сказать, с чем там нет проблем.
— Ну наверно вы на Кабо Верде довольны своей жизнью? — неуверенно предположила я.
— Конечно, нет. Но это совсем разное: быть довольным и радоваться жизни.
Для русского человека быть радостным и быть довольным жизнью — это синонимы.
Умный человек радоваться не может, он должен страдать душой или хотя бы мигренью, он должен быть мрачен, саркастичен и недоверчив к тем, кому нравится жить с хорошим настроением.
Он должен подозрительно спрашивать: «Ты чему это радуешься?» И еще более подозрительно поджимать губы, услышав в ответ «Да ничему особенному, просто так». Просто так радоваться нельзя. Это показатель того, что ты либо дурачок, либо что-то замышляешь. Или, согласно классикам, ты просто ничтожное создание с интеллектом бабочки.
«Она была толста, весела и глупа».
«Всегда довольный сам собой, своим обедом и женой».
Спасибо, дорогие Александр Сергеевич и Антон Павлович. Сердечное вам спасибо, мы еще в школе усвоили, что жизни радуются только пустые люди, которые не читают газет, не интересуются новостями и не умеют ни думать, ни чувствовать.
Я не знаю, в какой момент мы становимся «дементорами», которые, услышав смех, говорят «Как бы потом плакать не пришлось». Откуда берется эта темная сила, обратная той, превращающей печаль в радость. Возможно, мы просто поддаемся обычным экзистенциальным страхам, что неведомы детям и являются уделом любого взрослого человека.
Но если это так, то мы, выходит, вовсе не какие-то высокодуховные интеллектуалы с обнаженными душами, как — спасибо, Антон Павлович! — сами о себе думаем. А обыкновенные лентяи, которые не могут и не хотят бороться со своими страхами. Радость жизни не всегда приходит сама собой. Иногда, чтобы начать смеяться, надо просто начать смеяться. Через силу. Понарошку. Несмотря ни на что. Просто начать.
И тогда все получится.
«Умение радоваться счастью других людей говорит о высоком духовном уровне его обладателя.
Это очень важное качество для еврея, ведь, обладая им, наш народ может быть
«как один человек с одним сердцем»» (комментарий Раши к Шмот 19:2)
Представьте себе, что Вы достигли той цели, которую давно перед собой поставили. Что Вы чувствуете? Несомненно, радость и счастье. А представьте, что своей цели достиг другой человек. Что Вы чувствуете сейчас? Наиболее частый ответ — равнодушие, особенно если человек незнаком и эта цель не касается Вас. Однако наши традиции и закон говорит нам другое. Мы должны искренне радоваться за достижения других. Почему и как научиться этому? Рассуждаем дальше.
Содержание
17 июля — Международный день искренней радости за достижения других
В 2014 году израильская некоммерческая организация Made in JLM («Сделано в Иерусалиме») основала Международный день фиргун.
Firgun на иврите — פירגון — это неформальный современный еврейский термин и концепция в израильской культуре, в которой описывается настоящая, бескорыстная радость или гордость за достижения и успехи других людей без тени зависти.
Идея праздника — распространение «фиргун» на планете. Для этого каждый может принять участие в праздновании. Стоит просто искренне, от всего сердца, выразить кому-то похвалу, восхищение их успехами. Например, порадоваться за отпуск коллеги или пожелать счастья внукам соседки. Такую инициативу поддержали по всему миру.
«Если я рад за себя, почему бы не порадоваться и за другого?»
Международный день фиргун не является религиозным праздником. Однако некоторые тезисы о его ключевой идеи (радости за успехи других) содержатся в Торе. Им дают объяснения комментаторы. Так, Раши в комментарии к Шмот 19:2 подчеркивает:
«Умение радоваться успехам других людей – очень ценное и важное качество в людях. В основе же ВОЗМОЖНОСТИ полноценной радости за других лежит уверенность в собственных силах, удовлетворенность своей собственной жизненной ситуацией. Если я рад за себя, почему бы не порадоваться и за другого?»
1► Таким образом, первый важный смысл радости за успехи других — это самодостаточность и удовлетворенность жизнью человека, который чувствует эту радость. Как следствие, это исключает любую зависть к достижениям других.
«Обладая им , наш народ может быть «как один человек с одним сердцем»»
Кроме этого, Раши объясняет, что умение радоваться счастью других людей является важным качеством для каждого еврея, «ведь обладая им, наш народ может быть «как один человек с одним сердцем»».
2► Это означает, что радость за успехи других предполагает выполнение нами совместных заповедей и жизни по общим законам, что дает возможность почувствовать единство со всем еврейским народом.
Так, Талмуд сообщает нам, что Второй Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти евреев. Здесь находится и ответ на другой важный вопрос: что нужно сделать для того, чтобы пришел Машиах и отстроил Третий Храм, собрав весь народ в Святой Земле? Ответ прост и понятен: надо ликвидировать причину разрушения Храма. Нужно превратить беспричинную ненависть в столь же беспричинную любовь! А что является важной составляющей беспричинной любви к ближнему? Правильно, — беспричинная радость за достижения других. Далее говорим об этом подробнее.
«Возлюби ближнего, как самого себя»
К великому мудрецу прошлого рабе Гилелю однажды пришел инородец и потребовал объяснить смысл иудаизма за то время, пока он стоит на одной ноге. Рабе Гилель дал ему однозначный ответ: «Люби ближнего, как самого себя. В этом — вся Тора, а все остальное — комментарии! «
Этот случай демонстрирует важность заповеди любви к ближнему. В этой заповеди есть два проявления:
- уметь чувствовать боль ближнего;
- уметь радоваться за других.
В этом ключе нам важен другой момент — радость за других. Нужно научиться радоваться тому хорошему, что есть в других, даже если у самих этого нет (и даже если нам этого не хватает). Хорошие качества характера, успехи, достижения безусловно радуют каждого. Если мы видим все это в других, это тоже должно нас радовать, а не приводить к разочарованию или зависти. Мы должны научиться искренне радоваться за других.
3►Таким образом, радость за достижения других является одной из обязательных ключевых заповеди любви к ближнему.
«Добрый глаз» — то, что отличает учеников Авраама. Человеку, который осознает, что Всевышний — Творец мира, необходимо пробудить в себе это чувство — радость за творение Всевышнего, за их совершенство. Основа этого чувства заложена в каждом из нас. В наших душах потенциально заложена способность любить всех ближних, любить Всевышнего. Нужно только постоянно развивать этот потенциал.
От теории к практике
Но как? Как развивать потенциал, о котором мы говорили выше? Как научились искренне радоваться достижениям других, не быть равнодушными и завистливыми?
Несомненно, нужно изучать Тору, соблюдать ее законы, разделять радость изучения с ближними и чаще говорить добрые и искренние слова другим.
Так, на наших мероприятиях мы часто практикуем интерактивные упражнения, которые позволяют нашим активисткам открыться, рассказать о своих собственных достижениях. Во время этого участники искренне радуются успехам друг друга, делясь опытом достижения целей и обмениваясь радостной энергией в целом. Это открывает для нас новые горизонты и возможности — не только увеличивает количество радости и счастья в нашей жизни, но и мотивирует на дальнейшие достижения и успехи.
Поэтому радуемся за наших ближних, родных, знакомых и мы чаще будем счастливыми в своей жизни!