«Не судите, да не судимы будете” | |||
Перепечатано с www.pochaev.org.ua
Из поучений преподобного аввы Дорофея
Ничто столько не прогневляет Бога, ничто так не обнажает человека и не приводит в оставление (от Бога), как злословие, или осуждение, или уничижение ближнего. Почему мы не осуждаем лучше самих себя и наши грехи, которые мы достоверно знаем и за которые должны будем дать ответ пред Богом? Зачем восхищаем (себе) Суд Божий? Чего хотим от Его создания? Не должны ли мы трепетать, слыша, что случилось с великим одним старцем, который, узнав о некоем брате, что он впал в блуд, сказал: «О, худо он сделал!» — Тогда святой Ангел принес к нему душу согрешившего и сказал ему: «Посмотри, тот, кого ты осудил, умер; куда же повелишь ты поместить его: в Царство или муку?»
— Есть ли что страшнее сей тяготы? Ибо что иное значат слова Ангела к старцу, как не сие: поелику ты судия праведных и грешных, то скажи, что повелишь о смиренной душе сей? Помилуешь ли ты ее или предашь мучению? Святой старец, пораженный сим, все остальное время жизни своей провел в стенаниях, слезах и в безмерных трудах, молясь Богу, чтобы Он простил ему тот грех, — и (все) это уже после того, как он, пав на лицо свое к ногам святого Ангела, получил прощение. Ибо сказанное Ангелом: «Вот Бог показал тебе, какой тяжкий грех — осуждение, чтобы ты более не впал в него», — уже означало прощение; однако душа старца до самой смерти его не хотела более утешиться и оставить свой плач.
Итак, чего хотим и мы от нашего ближнего? Чего хотим от чужой тяготы? Есть у нас о чем заботиться, братия! Каждый да внимает себе и своим грехам. Одному Богу принадлежит (власть) оправдывать и осуждать, поелику Он знает и душевное устроение каждого, и силу, и образ воспитания, и дарования, и телосложение, и способности; и сообразно с этим судит каждого, как Он Сам Один знает — Действительно, случается, что брат погрешает по простоте, но имеет одно доброе дело, которое угодно Богу более всей твоей жизни, — а ты судишь и осуждаешь его, и отягощаешь душу свою. Если же и случилось ему преткнуться, почему ты знаешь, сколько он подвизался и сколько ноша трудов своих прежде согрешения. Бог видит труд его и скорбь, которые он, как я сказал, подъял прежде согрешения, и милует его. А ты знаешь только сие (согрешение); и тогда как Бог милует его, ты осуждаешь его и губишь душу свою.
Почему ты знаешь, сколько слез он пролил о сем пред Богом? Ты видел грех его, а покаяния его не видел. — Иногда же мы не только осуждаем, но и уничижаем ближнего. Уничижение есть то, когда человек не только осуждает другого, но и презирает его, т.е. гнушается ближним и отвращается от него, как от некоей мерзости: это хуже осуждения и гораздо пагубнее. Хотящие же спастись не обращают внимания на недостатки ближних, но всегда смотрят на свои собственные и преуспевают».
Таков был тот, который, видя, что брат его согрешил, вздохнул и сказал: «Горе мне! как он согрешил сегодня, так согрешу и я завтра». Сказав: «Так и я завтра», — он внушил себе страх и попечение о том, что и он в скором времени может согрешить, и так избежал осуждения ближнего.
Притом не удовлетворился этим, но и себя повергнул под ноги его, сказав: «И он (по крайней мере) покается в грехе своем, а я не покаюсь, как должно, не достигну покаяния, не в силах буду покаяться». Видишь просвещение божественной души? Мы же, окаянные, без разбора осуждаем, гнушаемся, уничижаем, если что-либо видим или услышим, или только подозреваем; и что еще хуже, — мы не останавливаемся на своем собственном вреде, но, встречая другого брата, тотчас говорим ему: то и то случилось, и вредим ему, внося и в его сердце грех.
И не боимся мы сказавшего: горе напаяющему подруга своего развращением мутным (Авв. 2; 15), но совершаем бесовское дело и не радеем о сем. Ибо что иное делать бесу, как не смущать и не вредить?
А мы оказываемся помощниками бесов на погибель свою и ближнего, ибо кто вредит душе, тот содействует и помогает демонам, а. кто приносит ей пользу, тот помогает святым Ангелам. От чего же мы впадаем в сие, как не от того, что нет в нас любви? Ибо если бы мы имели любовь, то с соболезнованием и состраданием смотрели бы на недостатки ближнего, как сказано: любы покрывает множество грехов (1 Пет. 4; 8). Любы не мыслит зла; вся покрывает (1 Кор. 13; 5).
Один инок был довольно нерадив на пути спасения — и в постничестве, и молитвах. Наконец, пришло время расстаться ему с жизнию, собравшиеся вокруг одра его братия чрезвычайно удивились, видя, что он, по мнению их, безпечный инок, оставляет мир не только без трепета, но благодаря Бога и даже улыбаясь. — «Отчего ты в грозный час Суда Божия так безпечален? — спросили они, — мы знаем твою жизнь и не понимаем твоего равнодушия, укрепись силою Христа Бога нашего и скажи нам, да прославим Его милосердие». — Тогда умирающий инок, несколько поднявшись с одра, сказал им: «Так отцы и братия! я жил нерадиво, и ныне все мои дела представлены мне и прочтены Ангелами Божиими; я с сокрушением признался в них и ожидал всей строгости Суда Господня…
Но вдруг Ангелы сказали мне: «При всем небрежении — ты не осуждал и был незлобив», — и с сим словом раздрали рукописание грехов моих. Вот источник моей радости!» — Сказав сие, инок предал с миром душу свою Господу. Не осуждайте, да не осуждены будете: оставьте и вставится вам, сказал Господь (Лк. 6; 37).
* * *
Некогда в скиту брат впал в грех. Братия, собравшись, послали за аввою Моисеем. Авва взял худую корзину, наполнил ее песком и так пошел. Братия, вышедшие к нему навстречу, спросили его: «Что это значит, отец?» — Старец отвечал им: «Это грехи мои сыплются позади меня, — но я не вижу их, а пришел теперь судить чужие грехи». — Братия, услышав это, ничего не стали говорить брату, но простили его.
Изречения святых отцов
Не должно судить никого, хотя бы и собственными очами видел кого согрешающим или коснеющем в преступлении заповедей Божиих, по слову Божию: «Не судите да не судимы будете» (Мф. 7,1), и паки: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает. И будет возставлен: ибо силен Бог возставить его» (Рим. 14,4).
От чего мы осуждаем ближних своих? Оттого, что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими (Прп. Серафим Саровский).
Бойтесь кого-либо осуждать, даже в сердце своем, а не только открыто.
Кто верует, что он по исшествии из тела должен предстать на суд Божий, тот ни в каком случае не будет осуждать ближнего, потому что сам должен дать отчет Богу во всех делах своих. Любовь к ближнему свидетельствуется неосуждением ближнего. Если помысл понуждает тебя сказать что-либо худое о брате твоем, подумай, сколько это вредно для души и противно Богу, — и успокоишься.
У кого сердце чисто, тот всех людей почитает чистыми, но у кого сердце осквернено страстями, тот никого не почитает чистым, но думает, что все ему подобны (Прп. Исайя Отшельник).
Всегда при речах осуждающих, держите правило: не верить. Один старец, когда к нему пришел кто-то и начал худо говорить о другом, спросил его: «откуда знаешь о том»? Тот сказал: один добрый человек рассказывал. — «Ну нет, не добрый,» — отвечал ему старец. — «Если бы был добрый, не стал бы худо говорить о другом» (Свт. Феофан Затворник).
Злоречивая душа имеет трезубчатый язык: она вредит самой себе и слушающему, а иногда и тому, кого злословит (Прп. Фалассий Сирийский).
Услышав слово, порицающее и осуждающее ближнего, остерегись, чтобы чрез слух не принять участия в грехе чужого языка. Не прилагай сердца твоего к словам, которые вреднее для осуждающего, нежели для осуждаемого (Свт. Филарет М. Московский).
Друг осуждающий тайно — мудрый врач, а врачующий пред глазами многих есть ругатель. Если ты не в состоянии заградить уста осуждающему друга твоего, то по крайней мере остерегись вступать с ним в общение. Авва Агафон, когда видел какое-нибудь дело и помысл побуждал его к осуждению, — говорил самому себе: «Агафон! Не сделай сам того же!» И помысл его успокаивался.
Не пренебрегай грешными за недостатки их, чтобы самому не быть искушенным в том же, в чем искусились они (Прп. Исаак Сирии).
Не осуждай другого, но старайся самого себя исправить, дабы ты сам не был достоин осуждения. Всякий падает когда Бог его не укрепит, без помощи Божией стоять не можем. Осуждая ближнего, ты сделал худшим и того, кто тебя слышал. Если это грешник, то делается беспечным, нашедши себе сообщника в грехе; а если — праведник, то впадает в гордость и надмевается из-за чужого греха, получая повод высоко думать о себе (Свт. Иоанн Златоуст). •
Не только поносить ближнего, но и слушать поносителей его не должно (Свт. Иоанн Златоуст).
Змий изгнал Еву из рая клеветою; посему злословящий ближнего подобен змию. Он губит душу того, кто слушает его, не спасет и своей (Прп. Иерехий).
Язык осуждающего злее ада: ад возьмет только злых, а он пожирает и злых, и добрых (Прп. Харитон).
Хотя бы ты и своими очами увидел согрешающего, (и тогда) не осуждай; потому что часто и они обманываются.
Судить — это бесстыдное похищение Божия достоинства (Прп. Иоанн Лествичник).
Не осмеивай и не осуждай впадшего в искушение, но чаще молись, чтобы самому не впасть в искушение.
Прежде кончины никого не ублажай и прежде смерти ни в ком не отчаявайся.
Подвергшегося падению хорошо поднять на ноги, а не осмеять (Прп. Ефрем Сирии).
Согрешающему другу напомни о Судии. Ты этим принесешь пользу ему и вместе себе; потому что это врачевство совета, как общее, пригодно и ему, и тебе.
Воздохни о согрешающем ближнем, чтобы вместе с тем воздохнуть о себе, потому что все повинны во грехах и подлежим наказанию (Прп. Нил Синайский).
Не смотри на чужие грехи, а смотри на свои злые дела: ибо не за первые будешь судим, но за себя непременно дашь ответ. (Свт. Димитрий Ростовский).
Нет ничего тяжелее, нет ничего хуже осуждения.
Не осуждай ближнего: тебе грех его известен, а покаяние неизвестно (Прп. Авва Дорофей).
Когда мы покроем согрешение брата своего, — и Бог покроет наши согрешения; а когда мы обнаружим грех брата и Бог объявит наши грехи (Прп. Пимен).
Кто не расположен ко злу, тот неспособен и к подозрению.
Лучше о себе слышать худое, нежели говорить худо о других (Свт. Григорий Богослов).
Когда что худое в ближнем твоем увидишь, или услышишь, то запечатлей уста твои молчанием, а о нем воздохни ко Господу, да исправит его; и о себе молись, чтобы в такой же порок не впасть, потому что всякому падению подлежим, как немощные (Свт. Тихон Задонский).
…»Господи, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего» (молитва прп. Ефрема Сирина).
Проповедь на тему: «ОСУЖДЕНИЕ БЛИЖНИХ»
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Ей, Господи Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего…(молитва прп.Ефрема Сирина)
Эти слова, с короткой, но глубокой по содержанию молитвой, всегда заставляют задуматься над теми словами, которые мы часто говорим, осуждая ближних. Что такое осуждение? Осуждение — это плод неугомонного языка и сердца, оно не имеет страха Божия. Осуждение избавляет человека всех ценностей духовных, отнимает благодатный покров Святаго Духа, отдаляет от Бога.
Нет ничего тяжелее и грешнее этого греха. Осуждая ближнего, мы делаемся грешнее и того, кто слушает нас и подпадаем под суд Божий. Верно и наоборот: если не будем осуждать наших ближних, то и Господь нас не осудит.
Неосуждение, — вот один из самых коротких путей, который ведет нас ко спасению. Человек, который осуждает своего ближнего, подобен зеркалу: оно всех отображает, а себя не видит.
Мытаря, который пришел в храм помолиться и взывал ко Господу: «Боже милостив буди мне грешному!», оправдывает Спаситель; фарисей же идет в дом свой непрощенным, так как осудил в молитве своего ближнего. «Не суди другого за грех, но избавь прежде себя самого от греха осуждения», — говорят святые отцы. Будем, братья, помнить эти слова и не осуждать своих ближних.
Будем подражать святителю Иоанну Златоустому, память которого сегодня совершает святая Церковь. Этот великий угодник Божий родился в 347 году в Антиохи. В юных годах он лишился отца и воспитывался матерью в страхе Божием и в любви к Богу. В покорности воле Господней будущий святитель проводил благочестивую жизнь. Через некоторое время он удостоился сана архиепископа и управлял Константинопольской кафедрой. Во время управления этой кафедрой святитель был дважды оклеветан и отправлен в ссылку. Но ни один человек не услышал из уст Иоанна слова осуждения, хотя святой был очень слаб, он не винил других и лишь благодаря Бога за скорби повторял: «слава Богу, за все!». Во время второй ссылки, не дойдя до места назначения, святитель Иоанн Златоуст 14 сентября 407 года отошел ко Господу. Как мы видим, святитель имел добродетель неосуждения, к которой необходимо стремиться и всем нам.
А что мы можем дорогие братья и сестры сказать о себе? В противоположность угоднику Божьему, мы осуждаем другого даже за незначительные вещи. Каждый из нас может найти в себе зерна этого порока, насеянного диаволом. Почему этот грех укрепляется в наших сердцах, почему не видим своих грехов и всегда смотрим на прегрешения наших ближних? Святой Тихон Задонский говорит: «Когда увидишь брата согрешающим и появится мысль осудить его, сразу вспомни свои грехи и скажи себе, что я не лучше его, я еще грешнее. Подумай так, вздохни ко Господу, чтобы Он исправил согрешающего; а о себе молись, чтобы не впасть в этот же порок».
Каждому из нас необходимо видеть свои грехи и не осуждать других, зная, что за осуждение своих ближних Господь осудит нас. Преподобный Антоний Великий говорит: «Никого не осуждай, ибо в осуждении твое падение». Будем, братья, помнить эти слова и верно идти за Христом.
Один старец услышал, что брат впал в тяжелый грех, осудил его говоря: «великое зло соделал он». Прошло некоторое время и видит старец, что Ангел принес душу осужденного брата и говорит: «Вот тот которого ты осудил умер, куда же велишь определить его душу». Старец испугался. «Вот ты судья праведных и грешных», — продолжал Ангел. Понял тогда старец тяжесть сделанного греха и с плачем стал просить прощения. Прошло несколько лет, Господь, увидев, покаяние старца, вновь послал Ангела, который сказал осудившему, что Бог простил его, но он должен не забывать, насколько тяжек грех осуждения.
Братья и сестры! Пока мы еще не призваны на Страшный суд Божий, покаемся, и перестанем осуждать своих ближних, и попросим Господа в молитве, чтобы Он помог нам избавиться от этой страсти. «Положи Господи хранение устам моим и дверь ограждения во устнах моих». Аминь.
Павел НАГОРНЫЙ
Как справиться с осуждением? Святые отцы предлагают разные способы для борьбы с этой страстью. Можно их разделить на две категории: первая — чего мы должны избегать, вторая — что должны делать. Делимся подборкой практичных советов и историй из жизни от мудрых подвижников из книги Григория Святогорца «Страсть осуждения».
Чего мы должны избегать
1. В первую очередь следует закрыть уши для всех, кто осуждает ближнего. Не только из-за того, что таким образом возбуждается страсть осуждения, живущая внутри нас, но и потому, что, слушая того, кто порицает, мы принимаем обвинения как истинные. Слова из псалма: тайно клевещущего на ближнего своего изгоню, по мнению Евфимия Зигабена, означают, что «тайно клевещущего на ближнего своего я прогнал как злорадного… И добавляет еще «тайно», потому что осуждающий кого-либо в его присутствии не так сильно согрешает, поскольку осуждаемый может оправдаться в ответ на обвинения».
Святитель Иоанн Златоуст пишет по этому поводу, что мы не должны «ни сплетничать, ни слушать сплетни». Потому, что пророк предостерегает: Суетного слуха не принимай (Исх. 23: 1). (Не нужно принимать вредное слово осуждения.) Не сказал: «не верь», но «не принимай». Такого человека, по слову патриарха Анфима, «не уничижаю, но отдаляюсь от него, зная, что злое общество развращает добрые нравы (см.: 1 Кор 15: 33)». «Кто оговаривает пред нами другого, — говорит Кирилл Александрийский, — тот не удержится от оговаривания и нас пред другими».
И преподобный Иоанн Лествичник побуждает: «Никогда не стыдись того, кто перед тобою злословит ближнего; но лучше скажи ему: «Перестань, брат, я ежедневно падаю гораздо хуже и как могу его осуждать?»»
2. Кое-чего еще мы должны избегать, чтобы излечить страсть осуждения, — любопытства и подробного исследования жизни наших ближних. Любопытство дает пищу для греха пустословия и злословия. Это осудил апостол Павел, когда писал: Слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся (2 Фес. 3: 11).
Святитель Тихон Задонский, рассуждая о великом зле, происходящем от осуждения, пишет: «Людских дел берегись испытывать. Ибо такое испытание подает повод к клевете, осуждению и прочим тяжким грехам. Какая тебе нужда до людей? Знай и испытывай себя… Посматривай чаще в сердце твое и испытывай, сколь пагубное зло в нем кроется… Это тебе полезно испытывать. Ибо из этого родится смирение…».
3. Третье, чего мы должны особенно избегать, — это осуждать священников. Священный Златоуст говорит: «Если же не должно осуждать брата, то тем более учителя… ты — овца; не суди же пастыря, чтобы тебе не быть наказанным и за то, в чем обвиняешь его… Скажи мне, придя в больницу с некой травмой, вместо того чтобы дать врачу наложить лекарство и полечить рану, ты будешь выяснять, есть ли или нет раны у него самого?.. Не будем, прошу вас, злословить учителей, не будем рассуждать о них, чтобы не повредить самим себе; будем исследовать свои дела и ни о ком не отзываться худо».
«Рассказывали об авве Марке Египетском, что он прожил тридцать лет, не выходя из своей кельи. К нему имел обыкновение приходить пресвитер и служить у него Божественную литургию. Диавол, видя его непреклонное терпение, придумал искусить его осуждением. Так он внушил одному бесноватому идти к старцу, будто бы для молитвы. Бесноватый сразу же закричал старцу: «Пресвитер твой грешник, не позволяй ему более ходить к тебе». Авва Марк сказал ему: «Сынок, входящие оставляют всю грязь вне жилища, а ты ее притащил сюда? В Писании сказано: не судите, да не судимы будете… Даже если он грешник, Господь спасет его». Сотворив молитву, он изгнал из человека демона и исцелил его. Когда же пришел пресвитер, старец принял его с радостью.
И Бог, видя незлобие старца, явил ему чудное знамение, которое он сам так описывал: «Когда настал момент священнику приступить ко святому Престолу, я увидел ангела Господня, сходящего свыше. Он положил руку свою на главу клирика, и он стал как столб огненный. Между тем как я стоял потрясенный этим видением, я услышал голос: «Человек, что ты так поражаешься случившимся? Если и земной царь не позволяет своим чиновникам предстоять пред собой грязными, тем более Божественная сила не очистит ли служителей несказанных Таин, когда они предстоят перед неизреченной славой?» Так благородный воин Христов Марк удостоился такого дара за то, что не осудил клирика».
Что необходимо делать
1. Во-первых, исследовать самих себя, чтобы познать свои грехи и покаяться. Тогда мы начнем наконец исправлять свои души, а не переживать по поводу ближних, якобы проявляя к ним внимание.
Часто мы забываем, что, осуждая нашего брата, мы становимся преступниками того же самого закона Божия, который преступил и наш ближний. В Патерике сказано: «Не осуждай блудника, хотя ты и целомудрен, потому что и сам ты, также как он, преступаешь закон. Ибо Сказавший: не прелюбодействуй (Мф. 5: 27), сказал также: не суди».
Преподобный Иоанн Лествичник совершенно категоричен в этом вопросе: «Скорые и строгие судии прегрешений ближнего потому побеждаются этой страстью, что не имеют совершенной и постоянной памяти и заботы о своих согрешениях. Ибо если бы человек в точности, без покрывала самолюбия, увидел свои злые дела, то ни о чем другом, относящемся к земной жизни, не стал бы уже заботиться. И стал бы размышлять, что на оплакание собственных грехов недостанет ему времени, хотя бы он и сто лет прожил и хотя бы увидел истекающим из очей своих целый Иордан слез».
Как пишет преподобный Симеон Новый Богослов, «когда человек истинно кается, почувствовав всю тяжесть своих прегрешений, он не только не осудит ближних, но будет считать всех их святыми. Только самого себя будет судить со строгостью. Такой человек считает счастливым всякого человека, как Ангела, ублажает и живых, и умерших, и тех, кои еще не родились…».
Святитель Иоанн Златоуст обращается ко всем, кто привык злословить: «Не любопытствуй о том, что касается ближнего. Но ты болтлив, ты имеешь этот недостаток? Говори лучше о своих делах Богу, — и это не будет недостатком, а достоинством; говори о своих делах подлинным друзьям… чтобы они молились о грехах твоих. Ты видишь, что кто-нибудь сердится, раздражается или делает что-нибудь другое безрассудное? Тотчас подумай о своих делах; тогда и его не осудишь, и сам избавишься от бремени грехов… Если будем осуждать самих себя, то, конечно, не допустим многих грехов, но напротив, сделаем много доброго тем, что станем снисходительными и простыми, и будем наслаждаться теми благами, которые Бог обещал любящим Его».
Кто не озабочен своими грехами, тот легко осуждает ближнего и таким образом присваивает власть Христа. Преподобный Максим пишет: «Можно ли не ужаснуться, не изумиться и не подвинуться умом, когда вспомнишь, что Бог и Отец не судит никого, но отдал всю власть суда Сыну (см: Ин. 5: 22), а Сын возвещает людям: Не судите, да не судимы будете, — не осуждайте, и не будете осуждены.
И апостол Павел говорит похоже: Не суди́те никак прежде времени, пока не придет Господь, и: тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя (Рим. 2: 1). Однако люди, оставив плакаться о своих грехах, забрали у Сына власть суда и сами, как будто безгрешные, судят и осуждают друг друга. Небо от этого ужасается, и земля трепещет; а они, бесчувственные, не стыдятся».
Тот, кто озабочен своими грехами, легко направляется ко смирению. А смиренный человек, по слову аввы Исайи, «не имеет языка, чтоб осудить… ни глаз, чтобы замечать недостатки других; ни ушей, чтоб слушать неполезное для души своей». Авва Варсанофий кратко замечает: «Осуждай себя, и перестанешь осуждать других».
2. Вместе с подвигом, который мы совершаем, чтобы познать свои грехи и покаяться, мы должны проявлять искреннюю заинтересованность в каждом нашем ближнем. Настоящего христианина огорчает и ранит падение брата. «Наученный любви от Духа Святого, — пишет архимандрит Софроний (Сахаров), — всю жизнь скорбит о людях, которые не спасаются, и много слез проливает <о них>».
В Патерике рассказывается следующий случай: «В Фиваиде были два монаха. Одного из них борол дух блуда, и вот он говорит другому: «Пойду я в мир». Тот заплакал и говорит: «Я тебя не отпущу, брат мой, чтобы ты ушел и погубил свой подвиг и свое девство». Тот не соглашался и говорил: «Не могу больше оставаться, уйду. Или иди со мной, и тогда я опять возвращусь с тобой; или отпусти меня, и я останусь в мире». Брат пошел и рассказал это одному великому старцу. Старец ему посоветовал: «Ступай с ним, и Бог, ради подвига твоего, не допустит его до падения». И вот они отправились в мир. Когда они добрались до одной деревни, Бог, видя подвиг первого, остановил брань блуда его брата. И вот он говорит: «Вернемся, брат, опять в пустыню! Скажи, вот я согрешил, и чего добился?» И возвратились они в келью свою без вреда».
3. Еще один способ избежать осуждения — это смотреть на ближних через призму добрых помыслов и подмечать положительные стороны их жизни. Человек, живущий духовной жизнью, оправдывает ближнего и осуждает самого себя.
Добрые помыслы — это глаза человеколюбия, которыми смотрят святые.
Старец Паисий пишет: «Люди судят о вещах и событиях в соответствии с тем, что имеют в себе сами. Не имея в себе духовного, они делают ошибочные выводы и несправедливо относятся к другим. Например, тот, кто по ночам, желая остаться в безвестности, творит милостыню, и о прохожем, встреченном поздно ночью на улице, никогда не помыслит плохо. А тот, кто прожигает свои ночи во грехе, увидев запоздалого прохожего, скажет: «Где же его носило целую ночь?» Помните, какое отношение ко Христу проявили двое разбойников, распятые вместе с Ним? Оба видели распятого на Кресте Христа, оба чувствовали, как сотряслась земля, оба находились в равном положении. Однако что помыслил один и что другой? Один пошел в вечную муку, другой — спасся».
Христос и разбойники
4. Молитвы за грешника — это еще один способ оказать любовь к ближнему, который пал. Преподобный Исаак Сирин говорит: «Не питай ненависти к грешнику… Ненавидь грехи его и молись о нем, чтобы уподобиться Христу, Который не гневался на грешников, но молился о них».
Святитель Игнатий Брянчанинов приводит в Отечнике такую историю: «Брат сказал авве Пимену: «Если я увижу брата, о котором слышал, что он находится в падении, то неохотно принимаю его в келью, а брата, имеющего доброе имя, принимаю с радостью». Старец отвечал ему: «Если ты желаешь добра доброму брату, то для падшего сделай вдвое, потому что он немоществует»».
А как быть с теми, кто осуждает нас, читайте в книге иеромонаха Григория Святогорца «Страсть осуждения».
В великопостной молитве святого Ефрема Сирина мы просим о том, чтобы Господь дал нам «зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Это молитва важна всегда, но особенно сейчас, когда интернет полон гнева и осуждения. Любой блогер точно знает, кто те плохие люди, которых надо заклеймить позором, а если не знает, ему это решительно объяснят другие блогеры.
При этом осуждение воспринимается не как грех, которому люди предаются, стыдливо прячась по углам, а как обязанность. Заклеймил ли ты позором подлых, преступных негодяев, которые… (список негодяйств прилагается)? Не заклеймил? Значит ты не за Правду? Значит ты не против зла?
Люди православные, увы, часто попадают в ту же ловушку, что и нецерковные. Как будто непримиримость ко злу требует осуждения людей! Это не так. Это даже наоборот.
Отказ от осуждения не означает, что мы признаем поступки человека правильными (они могут быть ужасны) или его взгляды – разумными. Нет, они могут быть совершенно людоедскими. Отказ означает то, что мы не произносим суда над ним как над личностью: не определяем его в ад, не вычеркиваем его из человеческого рода, не порываем те узы солидарности, которые связывают нас с ним в Адаме.
Преподобный авва Дорофей пишет об этом: «Иное дело злословить, а иное осуждать или уничижать. Злословить значит сказать о ком-либо: такой-то солгал, или соблудил, или погневался, или другое что не доброе сделал. Вот такой позлословил брата, то есть, сказал страстно о его согрешении. А осуждать значит сказать: такой-то лгун, блудник, гневлив. Вот такой осудил самое расположение души его, произнес приговор о всей жизни его, говоря, что он таков-то, и осудил его, как такого: а это тяжкое прегрешение».
Господь говорит о том, что мы должны любить ближнего, как самого себя. Неосуждение предполагает, что мы относимся к грехам ближнего так же, как к своим. Мы не оправдываем свои грехи или заблуждения, которым предавались в прошлом. Это было дурно, и мы признаем это дурным. Но мы не отождествляем себя с этими грехами, мы исходим из того, что мы вполне отделимы от этих грехов, что мы можем стать другими: раскаяться в грехах, осознать свои заблуждения. Мы еще не потеряны. Мы можем примириться с Богом и людьми. Мы, если так можно выразиться, всегда рассматриваем себя как «своих», мы близко к сердцу принимаем наше благо и всегда желаем себе самого лучшего. Мы не осуждаем себя к изгнанию во тьму внешнюю, хотя можем искренне осуждать какие-то свои поступки и мучительно сожалеть о том, что мы их совершили.
Преподобный Ефрем учит нас молиться о видении своих согрешений, потому что очень часто мы их не видим. Нам кажется, что мы правы, и особенно страшные и пагубные глупости мы делаем именно тогда, когда уверены в своей правоте. Мы просто не замечаем боли, которую причиняем другим, не задумываемся о последствиях – прямых или косвенных – наших слов и поступков. О том, что наши слова могут кого-то убить или подвигнуть на тяжкий грех. О том, что система оправданий, которую мы выстроили, прикрывает явное зло.
Честность, способность видеть окружающую реальность так, как она есть, а не так, как нам комфортнее – подвиг, на который мало кто способен. Любые шаги в этом направлении даются в огромным трудом. Люди (включая нас самих) выстраивают свое восприятие реальности так, чтобы выглядеть в своих очах праведными и выступающими за правое дело.
Если я сам склонен к самообману, к самораспропагандированию в пользу той стороны в конфликте, которую я избрал, не стоит ли мне с пониманием и солидарностью посмотреть на человека, который выкрикивает мне оскорбления и обвинения с той стороны? Ведь я могу посмотреть в него как в зеркало; он поистине брат мой, я вижу у него ту же наследственную, всем нам переданную от падшего Адама болезнь, что и у меня. Он ослеплен, как и я; он обезумел, как и я; он изолгался, как и я; он сбился с пути, как и я… Со стороны это зеркальное сходство непримиримых противников бросается в глаза, но от участников перепалки оно заслонено красной пеленой, висящей перед глазами: страхом поколебаться в своей правоте, малодушным опасением оттолкнуть аплодирующую аудиторию.
И великопостные молитвы постоянно ставят меня перед фактом: я бедный грешник, виновный и испорченный, ищущий милосердия Божия. Может быть, иногда, где-то, в чем-то я бываю прав. Но эта правота не камень, который я могу кинуть в ближнего; это крупица света, которой я могу поделиться с человеком, упавшим в ту же яму, что и я.
Другой грешник – это брат по несчастью. Его слепота, его озлобленность, его желание жить в придуманном, а не в реальном мире, вся его поврежденность взывает к моей солидарности, ведь и у меня ровно те же проблемы. Осуждая его, я закапываю себя. Великий пост – самое время для того, чтобы перестать это делать.