Беда или благо?
Когда речь заходит об одиночестве, мы частовспоминаем слова Библии: Не хорошо человеку быть одному (Быт. 2, 18). На мой взгляд, не стоит понимать их буквально: вот увидел Господь сотворенного Им Адама и, поняв, что ему чего-то недостает, создал для него помощницу Еву. И Адам, и Ева были в первоначальном творческом замысле Бога, существовавшем еще прежде сотворения мира и чего бы то ни было, что потом начало быть (Ин. 1, 2). Мы не можем объяснить, почему это произошло именно так и почему именно двое, он и она, были сотворены. Можно предположить, по нашему человеческому рассуждению, что одному человеку было бы очень тяжело после отпадения от Бога. Кто-то может возразить: ведь именно Ева искусила Адама, а значит, без нее и грехопадения не было бы. Однако очевидно, что одному человеку совершенно необязателен другой, чтобы искуситься. Адам изначально носил в себе возможность падения, поэтому змий нашел бы другой подход к его сердцу. А вот уже после грехопадения выбираться из того состояния, в котором человек оказался, в одиночку, наверное, было бы тяжелее, поэтому Адам и Ева оказались нужны друг другу.
Чувство одиночества — следствие грехопадения, до него человек был способен постоянное присутствие Бога в своей жизни ощущать непосредственным образом, что сейчас нам удается очень-очень редко и в самой минимальной мере. Как только человек расторг единение с Богом, он стал одинок. Поэтому сколько бы вокруг ни было помощников или близких людей, пусть даже по-настоящему любящих, внимательных, заботливых, — все равно пока человек живет на земле, одиночество в какой-то степени будет его уделом. Ведь даже самые близкие и дорогие люди, которые нас понимают и дают нам столь необходимое тепло, не могут постоянно быть рядом, не могут в полной мере избавить нас от ощущения одиночества. Потому что в сердце каждого есть такая глубина, на которую вместе с ним ни один другой человек спуститься не сможет. И это глубина не радости, которую мы все-таки можем с кем-то разделить. Это глубина скорби. Когда мы испытываем скорбь, предельную душевную боль, то оказываемся один на один с бездной собственного страдающего сердца. Но именно там человека встречает Господь, и при этой встрече с Богом, при пребывании с Богом одиночество исчезает.
Можно сказать, что способность человека ощущать себя одиноким является огромным благом — ведь именно это чувство должно привести его к Богу. Блаженный Августин писал: «Бог сотворил нас для Себя, и дотоле мятется сердце мое, доколе оно не успокоится в Боге моем». Бездну человеческого сердца может наполнить только бездна Божества, и только Бог может дать человеку всё, в чем тот испытывает потребность. Так удивительно человек сотворен — он всегда либо будет искать Бога, и в Нем обретать выход из своего одиночества, либо будет от одиночества мучиться и страдать.
Не вопреки замыслу
Библейские слова о том, что нехорошо человеку быть одному, относятся в первую очередь к браку, но тем не менее их можно и нужно понимать шире. То, что человек один и у него никого нет, очень часто означает, что он никого не любит, живет сам в себе и сам для себя. Тот, кто любит людей и умеет дорожить ими, как правило, даже если и один в этой жизни, от одиночества не страдает, потому что перед ним весь мир и он чувствует единство с этим миром, Богом сотворенным. А вот когда человек зациклен на себе самом и не замечает находящихся рядом, он становится действительно болезненно одинок.
Бывает, конечно, и так, что человек по-настоящему внимательно к людям относится, у него много близких и друзей, но он не может найти для себя супруга или супругу и страдает. Такое одиночество трудно назвать благим. Но дело в том, что о каждом человеке, без исключения, у Бога есть некий замысел. И этот замысел появился не одновременно с рождением этого человека в мир, а существовал первоначально еще до сотворения вселенной. В этом и заключается вечность каждого из нас: я не только буду всегда, но я в каком-то смысле и был всегда — присутствовал в намерении Божием. Поэтому мучение человека от отсутствия чего-то или кого-то в его жизни происходит по причине того, что он пытается жить вопреки плану Господа о нем. Есть воля Божия, которая дает нам лучшую из тех возможностей, которую мы могли бы обрести в этой жизни. И если мы чего-то не получаем, то одно из двух: либо у Бога какой-то другой план в отношении нас, либо в нас самих есть что-то, что мешает Богу дать нам желаемое и просимое.
Порой живет человек с четко прописанными самому себе установками: я должен создать семью, родить и вырастить детей, посадить дерево, купить машину, квартиру, достичь того-то и того-то на работе. И никак не может какую-то из этих задач выполнить, и мучается от бесплодных усилий. А другой просто старается во всем, что дал ему Господь и на что его деятельность распространяется, в максимальной степени раскрыться. И всё происходит само: и спутник жизни встречается, и с работой всё получается, и с прочим устраивается. Просто когда мы на чем-то одном зацикливаемся, даже на нужном и важном, и начинаем этого от жизни, от Бога во что бы то ни стало требовать, то не получаем. Нужно уметь принимать те дары, которые Господь нам дает, быть за них благодарными, и Он нам даст гораздо больше — возможно, в том числе, и столь нами желаемое. А в том, что человек безапелляционно хочет чего-то такого, что Господь пока не считает для него полезным, заключается суть неверности Богу.
Как же прийти к ощущению одиночества как блага, а не муки? Путь к этому один, обозначенный апостолом Павлом: любящему Бога всё содействует ко благу (Рим. 8, 28). Одни и те же вещи могут человека и созидать, и разрушать в зависимости от его способности или неспособности видеть в происходящем с ним руку Божию, дар Божий.
Одиноки, но едины
То, что сегодня многие люди фатально одиноки тем болезненным и не благим одиночеством, от которого сходят с ума, кончают жизнь самоубийством и погибают, — это не иллюзия. Мир стареет и так или иначе приближается к своему концу — близкому или не очень, — и естественно, что это движение наполнено всеми теми процессами, о которых Господь предупреждает в Евангелии: и умалением веры, и оскудением любви. Наше время характеризуется не просто расцветом самолюбия, а прямо-таки болезненной влюбленностью людей в самих себя. А чем больше любит человек себя, тем более он одинок. Нежелание никого вокруг замечать — реализация в жизни человека молитвы сатаны, можно сказать и так. Мы помним так называемую первосвященническую молитву Христа Спасителя, в которой Он говорит: Отче (…) да будут все едино (Ин. 17, 21). Воля Божия заключается в том, чтобы сотворенные Им люди, по естеству одинокие, были тем не менее едиными в любви, в своей вере в Него и составляли единое целое — Церковь. Но мы знаем, что сатана просил власти сеять этих людей, созданных для единства, как пшеницу (см.: Лк. 22, 31), то есть рассеивать нас в разные стороны, чтобы мы не пребывали друг с другом в Христовой любви. Поэтому тот, кто сам себя от единства отторгает, исполняет как раз это прошение и, безусловно, впадает в очень злое, гибельное состояние.
Почему та молитва, которую Господь дает нам, начинается со слов «Отче наш»? Множество толкователей обращали на это внимание — именно «наш». Не «мой» только лишь — нет, наш. Мы — семья. Только через это понимание, это ощущение человек встает на путь спасения, а пока «мой», «моё», «мне», «меня», он остается вне спасительного пути.
Фото из открытых Интернет-источников
Газета «Православная вера» № 9 (533)
Как пережить одиночество? Есть ли в нем что-то положительное? Как помочь человеку, страдающему от одиночества? Об этом с добровольцами службы «Милосердие» побеседовал протоиерей Аркадий ШАТОВ, председатель Комиссии по церковной и социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы.
Чувство одиночества бывает разным, иногда оно может быть ложным. Я встречал людей, у которых было много знакомых, но они все равно чувствовали одиночество. Так что есть мнимое одиночество, связанное с тем, что человек хочет, чтобы ему уделяли много внимания, чтобы его любили, а сам он не умеет жить жизнью других людей, не стремится любить, эгоцентричен, зациклен только на себе и гипертрофирует свои чувства, скорби, переживания…
Существует, конечно, и реальное чувство одиночества. В Библии написано, что Господь, сотворив первого человека, сказал: Не хорошо быть человеку одному ./Быт.2,18/ Действительно, когда человеку не с кем поделиться своими радостями, бедами, печалями– становится очень тяжело и трудно. Я иногда прихожу домой после тяжелого дня, в который случились какие-нибудь неприятности: когда я узнал, скажем, о тяжелых грехах духовных чад или просто сильно устал, – и случается, что порой расскажешь за чаем своему зятю о трудностях. Он меня пожалеет, утешит – и на душе становится легче.
Я думаю, что до пришествия в мир Христа все люди были несчастны, все люди страдали: были они женаты или не женаты, выходили замуж или не выходили, были они богаты или бедны, голодны или сыты, больны или здоровы, – всё равно страдание являлось неизбывным, страдание оставалось непреодолимым… Грех исказил мир. Господь дал Адаму жену – и человеку стало хорошо, но когда в мир вошел грех, то душа человека, даже такого, у которого есть жена и дети, – все равно не может найти успокоения, и поэтому здесь выходит вперед не проблема одиночества, а проблема греха. И если человек борется со своим грехом, если он ищет Христа, соединяется со Христом, – то одиночество можно преодолеть, как и любую другую трагедию земной человеческой жизни, как может преодолеть трагедию нищеты, голода или смертельной болезни человек, если он знает Христа, ищет Христа, если он жаждет духовно, а не материально. Мы знаем, что среди святых многие были очень тяжело больны. Такие многоболезненные святые очень страдали, многое терпели, и тем не менее они все-таки были радостны и обрели блаженство, нашли счастье не только на небесах, но и в земной жизни. Так и человек, если он верит во Христа, то ради Христа он даже готов ОТКАЗАТЬСЯ от земного счастья.
Как есть мученики вольные и невольные, так есть монахи и призванные к подвигу одинокой жизни, и свободно избравшие этот путь, и те, кто этот путь не избирал, невольно живущие в целомудрии. Например, святой праведный Алексий, человек Божий. Он добровольно отказался от того, чего сейчас ищут многие юноши и девушки, и был счастлив, обретя свое блаженство во Христе. Много было пострадавших за Христа мучеников и в XX веке, но к этим новомученикам Господь причисляет, по словам старца Паисия, и инвалидов, и тяжело больных, лишенных утешения детей, и людей, которых постигают страдания и болезни. Если человек самоотверженно, с упованием на Бога переносит все посланные ему скорби, не ропщет, то это вменяется ему в мученичество.
В действительности здесь, на земле, мы все в той или иной степени страдаем, в том числе и от одиночества, чувство которого для человека может быть очень трудным и тяжелым, но если он несет свой крест благодушно, без ропота, – это становится для него подвигом. Самое главное, что после пришествия в мир Спасителя у нас есть Тот, Кто называет Себя нашим Другом, – Христос, – Тот, Кого мы называем, воспевая тропарь великомученице Екатерине, Женихом, Небесным Женихом. И общение со Христом помогает человеку преодолеть одиночество, и радость быть со Христом гораздо больше, чем радость пребывания с самым близким человеком. И здесь естественное одиночество преодолевается сверхъестественным общением со Христом, и человек то, что недополучает по естеству, то, что недополучает по обычным законам этого мира, – восполняет общением со Христом. Преодолевается естественное одиночество, и человек обретает намного больше, чем друга, намного больше, чем жениха, намного больше, чем жену и детей, – обретает Самого Бога в своей душе.
Я считаю, что все проблемы человеческого общения преодолеваются, когда человек идет к Богу. Без возвышения этих проблем на другой, совершенно иной уровень их решить, мне кажется, невозможно. Все спорные проблемы нашей земной жизни, расположенные в ее плоскости, разрешаются только тогда, когда человек выходит за рамки этой плоскости, когда он обращается с молитвой к Богу, когда его жизнь начинает строиться на вере во Христа, – тогда все эти вопросы можно решить.
В Евангелии не пишется о том, что мы будем любимы другими людьми, хотя говорится, что если человек оставит отца, мать, родственников, то обретет гораздо больше, чем у него было./Ср.:Мф.19,29/ Нужно уметь совершить этот подвиг самоотречения, самопожертвования. Когда человек перестает жить для себя и начинает жить для других, начинает жить для Бога, – он меняется и становится близок и интересен очень многим людям. Есть такие одинокие люди (одинокие в смысле отсутствия родственников), которых все очень любят. Мне запомнилось, например, как умирала одна женщина. Очень часто, к сожалению, случается, что мы долго не можем найти человека для помощи по уходу за умирающими людьми. У всех свои дела и заботы, и если у больного нет близких родственников, то очень трудно организовать за ним уход, а иногда такой уход нужен круглосуточно. Так вот, когда эта женщина умирала, люди записывались в очередь, чтобы подежурить у ее постели, так всем с ней было радостно и хорошо. Поэтому очевидно: очень часто человек находится в тяжелом состоянии одиночества только потому, что не умеет служить другим, не умеет любить и жертвовать собой, а лишь постоянно требует чего-то от остальных. В этом случае нужно научиться жить для других. Если у тебя есть какая-то скорбь, если ты одинок и впал в уныние, – нужно найти человека, чьё одиночество гораздо больше, чем твое, кому еще хуже, чем тебе, помочь ему, – и твое одиночество и уныние обязательно пройдут. Как сказал святой праведный Иоанн Кронштадтский святому праведному Алексию Мечеву, когда тот потерял матушку: «Иди к людям и, помогая им в их скорбях, ты забудешь о своей скорби». Так и здесь: когда человек разделяет скорби своих ближних, когда он помогает другим в их болезнях и печалях, то его собственная скорбь делается намного меньше: он видит, что есть люди, которые страдают гораздо больше, чем он, – и приходит в трезвое, правильное внутреннее состояние.
Например, незамужняя, страдающая от одиночества девушка… Она может пойти работать в школу учительницей и всю жизнь посвятить своим ученикам: полюбить этих детей, у которых очень часто есть проблемы, взять их в свое сердце, заботиться о них, любить их, служить им, помогать учиться… Такой подвиг, возможно, очень трудный, но и радостный, если есть любовь. Нужно научиться любить – тогда никакого одиночества не будет.
Человек, конечно же, нуждается в тепле и сочувствии других людей, тому, кто не имеет такого тепла, жить весьма трудно, даже немного искажается его душа. Например, дети, которые не получили любви и тепла в детстве, дети, которые находятся сейчас в домах ребенка, – в чем-то ущербны, и восполнить потом этот недостаток любви очень тяжело. Так, в период подросткового возраста детям нужны друзья, но еще не так сильно, как впоследствии, в этот период мать заменяет им друзей, а вот во время взросления, в молодые годы они очень нуждаются в друзьях. В зрелые годы наличие друзей уже не так для человека обязательно, хотя важно, чтобы кто-то был рядом. Но христианин должен перерасти эту естественную потребность. Жизнь ему для того и дана, чтобы научиться жить в радости с Богом. Естественные, дружеские отношения оказываются не так важны для человека в дальнейшем, эта проблема перестает быть такой острой, хотя все равно остается. Она остается, пока человек не достигнет совершенства. Я не думаю, что святой праведный Алексий Мечев чувствовал себя одиноким после смерти жены, хотя какое-то время это, конечно, было. И я не думаю, что отец Иоанн Крестьянкин перед своей кончиной чувствовал одиночество, так сильно его любили другие люди. Но его любили другие люди – потому что он любил! Так с чего начать?! «Одиночество – это плохо». «Полюбите меня – а я полюблю вас». Нет, ты полюби, и тогда другие полюбят тебя! Ты научись любить – и тогда твое одиночество прекратится, в ответ на твою любовь обязательно отзовутся другие люди.
У некоторых в действительности есть много друзей и знакомых, но они все равно чувствуют одиночество. Это, я думаю, одиночество без Бога, без духовной жизни, одиночество, может быть, от усталости, и здесь мы сталкиваемся с мнимым, ненастоящим чувством одиночества. Человек считает это одиночеством, а на самом деле это что-то другое. Я знал одну женщину, которая на исповеди все время жаловалась мне на свое одиночество, хотя у нее были замечательные сыновья, один из которых – священник, хорошая невестка, прекрасные внуки, которые все ее любили. Эта женщина продолжала в каком-то смысле оставаться центром всей семьи, но она все равно жаловалась на одиночество и говорила: «Все мои друзья умерли, мужа рядом со мной нет». Ей как будто чего-то не хватало. Мне кажется, что ей не хватало правильного устроения души.
Я считаю, что всегда, когда нас постигает какая-то скорбь, трагедия или драма, когда мы сталкиваемся в жизни с какими-то неудобствами или терпим в чем-то недостаток, – мы должны не просто просить и требовать чего-то у Бога, а задуматься о причине происходящего с нами. Нет, допустим, у молодой девушки жениха. Надо не просто просить у Бога: «Дай мне жениха», а нужно задуматься: «А почему Бог не дает мне жениха?» В чем причина этого? Может быть, мне нужно чему-то научиться, прежде чем Бог пошлет мне супруга? А может быть, мой путь иной и Господь зовет меня к какому-то другому подвигу, более высокому? Возможно, я нужна другим людям, а не одному только человеку: не жениху, а тем же самым детям? Например, директор нашего детского дома – одинокая женщина. И если бы у нее был муж, у нас бы, возможно, не было детского дома, потому что всё держится на ней. Кому-то нужно пожертвовать своим личным счастьем для того, чтобы служить другим, если мы христиане! О ком-то есть такая воля Божия! А то, что иногда бывает тяжело и трудно, – это естественно, без трудностей нельзя ничему научиться. Одна старшая сестра больничного отделения говорила, что когда в ее работе встречаются проблемы, препятствия, искушения (не хочется идти в палату, устала ухаживать за больными – разные бывают трудности у сестер) и она сдается, начинает пребывать в плохом настроении, идти у него на поводу, – то делается еще хуже. А если все-таки себя превозмочь, если помолиться Богу, попросить у Него сил и постараться относиться к своему служению так же ответственно, так же серьезно, как и раньше, – то еще большая приходит радость, еще большая дается благодать от Бога и открываются другие силы, появляется другое умение в душе.
Научиться ходить – очень трудно. Ты падаешь, ползаешь все время по полу на четвереньках. Но если ползать на четвереньках – ходить никогда не научишься. И научиться говорить тоже иногда трудно, как и научиться писать. Вообще приобрести определенные навыки, а речь здесь идет не о каких-то навыках естественных, а о сверхъестественных: о любви, о настоящей вере, – это всегда очень трудно. Но когда человек их приобретает – эти трудности начинают казаться ему ненастоящими и уже его не смущают.
В наше время часто встречаешься и с тем, что человек специально остается одиноким для того, чтобы лучше, как ему кажется, устроить свою жизнь, – и это, конечно, эгоизм. Многие современные люди сейчас даже НЕ ХОТЯТ жениться, НЕ ХОТЯТ выходить замуж, стремясь жить так, как им нравится. «Я, – говорят они, – еще не нагулялся, я не сделал того-то, я еще ничего в жизни не достиг. Вот когда я чего-то достигну, когда получу все удовольствия, – тогда буду искать себе супругу». Это другой, в совершенно другую сторону крен греховный.
Есть еще и явление стремления к «дружбе» с духовником, как к одному из способов преодоления одиночества и компенсации недостатка общения. Бывает так, что иногда «старые» духовные чада становятся друзьями Батюшки, и Батюшка с ними куда-то ездит, проводит вместе с ними время, ходит в гости, – отношения действительно устанавливаются дружеские, то есть лучше сказать, что дружеский элемент входит в эти отношения, которые могут оставаться очень благоговейными. Эти друзья из духовных чад относятся к Батюшке снизу вверх, сохраняя правильную дистанцию, но в то же время оттенок этих отношений дружеский. Для молодых людей это очень опасная вещь, потому что некоторые девушки, которые еще не вышли замуж, пытаются иногда найти в духовнике тоже какого-то друга: начинают обижаться на духовника, ревновать, надоедать ему звонками и какими-то вопросами, не имеющими отношения к исповеди. Я понимаю всю тяжесть положения одинокой девушки, которая хочет выйти замуж (сейчас у нас очень много таких православных девушек), но тем не менее она должна понимать, что духовник – не друг. Он для того, чтобы быть посредником между девушкой и Богом, для того, чтобы помочь утвердиться в вере, а не затем чтобы вести с ней долгие разговоры на исповеди, не для того, чтобы отвечать на ее телефонные звонки и ходить к ней в гости. Если так складываются отношения, эти отношения – неправильные, и девушка не получает духовной пользы. Я могу раскрыть одну небольшую духовную тайну: часто бывает так, что когда девушка выходит замуж, все ее духовные вопросы, проблемы и трудности почему-то исчезают, и на исповедь она перестает ходить часто, появляется достаточно редко. Мне кажется, это говорит о том, что раньше, до замужества, у нее была не настоящая духовная жажда, а неудовлетворенное одиночество, которое, с одной стороны, – реальная проблема, но, с другой стороны, избавляться от него за счет низведения духовных отношений до дружеских – неправильно.
Понять, что это неправильные отношения, можно так: если они становятся душевными, а не духовными, то есть если появляется привязанность, обида, ревность, зависть к тем, кто отнимает у духовника больше времени, – значит, в этих отношениях что-то не так, значит, в них есть что-то неправильное и с этим нужно бороться.
По поводу стремления компенсировать недостаток общения с людьми общением с животными следует сказать, что человек – существо удивительно богатое, в его жизни есть разные элементы, включающие в себя в том числе и общение с животными. Я знаю одну девушку, которая замечательно общается с лошадьми, с собаками, однажды она спасла вороненка, перевязав ему крыло, – но все это вовсе не вместо общения с друзьями, так как одно другому не мешает. Сердце человека – достаточно широко и может вместить в себя очень многое, всё многообразие отношений с земными существами, с животными, населяющими этот мир.
Сестры милосердия
Я думаю, чувство одиночества возникает, когда человек не ощущает любви Божией и стремится ее получить от других людей, но люди никогда не дадут человеку того, что может дать Бог, поэтому в этом случае лучше всего помолиться Богу. А Евангелие прямо говорит нам: «Не делайте добра тем, кто вам ответит на это, а делайте добро тем, кто ответить на это не сможет «. /Ср.:Мф. 5,44-47/ То есть Евангелие зовет нас научиться любви бескорыстной, возвыситься над естественным порядком вещей, который существует в этом мире. Но, с другой стороны, по человеческой немощи мы всё же нуждаемся в друзьях. И у самого Христа были друзья, Лазаря Он называл Своим другом /Ср.: Ин. 11,11/, так что дружеское общение является естественным и в какой-то мере необходимым.
Причем в Церкви мы стараемся все-таки говорить о факторе духовном, а не психологическом, и друзья прежде всего должны быть близки духовно. Психологический фактор оказывается на втором плане: часто случается, что люди совершенно разные становятся замечательными друзьями.
Старец отец Павел Груздев говорил: «Всех люби и всех бойся». Эти слова подразумевают и некоторую осторожность, и определенную дистанцию в общении с другими людьми, потому что общение может быть не только любовью, не только дружбой, но и привязанностью и иметь какие-то перекосы.
Иногда одиночество – это хорошо. Я порой очень хотел бы остаться в одиночестве, но мне этого Бог не дает, потому что приходится общаться с разными людьми, заниматься многими делами, а побыть одному иногда бывает полезно и необходимо. В Евангелии сказано, что, чтобы помолиться, нужно затворить двери, остаться одному и в одиночестве обратиться к Богу /Ср.: Мф. 6,6/. Святые искали одиночества, уходили в пустыню, скрывались от людей в лесах.
Порой и для многодетной мамы хорошо оставаться на какое-то время одной, потому что ей тоже нужно побыть с Богом, помолиться. Это очень важно для мамы – находиться иногда в тишине. Но в то же время нужно нести свой крест и следовать воле Божией.
Если говорить о настоящих друзьях – их можно найти и на работе, и во время учебы. Одна из выпускниц училища сестер милосердия рассказывала, как она нашла друзей, пока училась в училище. Так что для молодых людей есть такой способ поиска товарищей: найти место, где учатся единомышленники, где находятся люди, которые одинаково с тобой думают, одинаково с тобой мыслят, стремятся к подвигу, ищут служения ближним…
Если жить с Богом, молиться Богу – всё можно преодолеть, и само одиночество, которое так тяжело переживается людьми, может быть во благо человеку, если он ищет спасения своей души, если он с Богом.
Марина ВАСИЛЬЕВА, координатор службы добровольцев «Милосердие»: Я обычно сталкиваюсь с чувством одиночества не в себе, а в других людях: наших подопечных или друзьях. Причем если друзьям еще можно дать прочитать эти слова (они как православные люди постараются хоть в какой-то мере применить к себе Ваши советы), то вот с подопечными ситуация гораздо более сложная.
Да, с одной стороны, мы (добровольцы) и нужны для того, чтобы своим присутствием, и общением, и помощью восполнять недостаток любви у наших подопечных насколько это в наших силах. С другой стороны, чувство одиночества у них часто настолько обострено, что отношения с добровольцами переходят в некий «террор», когда добровольцу начинают почти приказывать: «приходи ко мне каждый день», «почему ты мне не звонишь каждые два часа» и т.п.
Мы стараемся – опять же насколько это в наших силах – способствовать воцерковлению этих людей. Но даже когда удается более-менее наладить духовную сторону жизни подопечных: они читают Евангелие, молитвы, регулярно причащаются, имеют возможность побеседовать со священником – все равно одиночество их ОЧЕНЬ сильно преследует. Может быть это такой некий «голод по любви», который не утоляется даже несколькими годами неодинокой жизни?
Если же человек жил духовной жизнью до того, как постарел, заболел, остался один – у него обычно не бывает таких переживаний.
Хотя наверное, на самом деле, все проще – это мы не в состоянии им дать настоящей любви – вряд ли люди рядом со святыми чувствовали свое одиночество?
Прот. Аркадий ШАТОВ: Как-то один очень хороший батюшка, отец Александр Киселев, сказал своему собеседнику, который давал ему советы, как не скорбеть после смерти жены: «Да-а-а-а! Советы давать легко, все равно, что камушки вниз бросать с колокольни, а выполнять их – все равно, что тяжелые камни снизу наверх на колокольню таскать!».
Подавляющее большинство наших добровольцев молоды и здоровы, и прочувствовать горе одиноких, брошенных, больных, пожилых людей мы не можем. Мы можем в меру наших сил помочь, утешить этих людей, усердно о них помолиться, терпеть их капризы и придирки.
Их страдания не должны ввергать нас в уныние и отчаяние. Есть Тот, Кто любит их больше нас и больше нас может им помочь. Они совершают свой подвиг терпения болезни и одиночества, мы должны поддержать их в этом.
Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил мне, что задача сестры милосердия научить больного полюбить свою болезнь, понять ее смысл.
Не знаю, есть ли среди нас люди, которые могли бы это исполнить. Для этого нужно самому любить свой крест, испытать болезни и скорби, преодолеть уныние, научиться любви.
Будем делать то, что можем, будем стараться сами исполнять советы святых отцов и евангельские заповеди, а все наши и не-наши скорби и печали возлагать на Господа, у Которого нет недостатка в любви!
PSYCHOLOGICAL SCIENCES
THE LONELINESS OF MAN IN MODERN SOCIETY 1 2 Birbichuk T.V. , Fedoseenkov A.V. (Russian Federation)
Email: Birbichuk441@scientifictext.ru
1Birbichuk Tatiana Vasilievna — Bachelor, DEPARTMENT OF ACCOUNTING, ANALYSIS AND AUDIT;
ОДИНОЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
12 Бирбичук Т.В. , Федосеенков А.В. (Российская Федерация)
1Бирбичук Татьяна Васильевна — бакалавр, кафедра бухгалтерского учёта, анализа и аудита;
2Федосеенков Александр Владимирович — кандидат философских наук, доцент, кафедра философии и социально-гуманитарных наук, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону
Аннотация: одинок ли современный человек? И можно ли избавиться от навязчивого ощущения одиночества, просто подобрав хорошую компанию? Эта статья предлагает взглянуть на старые вопросы под новым углом. Используя последние исследования социологов и статистику, можно попытаться найти ответы на прежде нерешаемые вопросы отчуждения человека. Но поиск новыми методами рождает неожиданные открытия, которые были описаны в этой статье. В одиночестве индивидуума не всегда виноват он сам. Напротив, во многом это влияние его окружения. Подвергается сомнению и внешнее благополучие современного общества, где недоверие и отчужденность друг к другу стали негласной догмой.
Ключевые слова: одиночество, общество, человек, отчуждение, личность, жизнь.
УДК 316.613.5
Он огляделся вокруг — и не увидел ничего другого, кроме себя самого.
Тогда он для начала воскликнул: «Я есмь!» Потом он испугался; ибо страшно человеку, если он один.
Брихадараньяка Упанишад
Мы нужны друг другу
Человек — социальное существо. Это значит, что каждому из нас требуется общение с себе подобными. Но что случится с человеком без общения с другими людьми?
Еще в 1797 французские селяне обнаружили в лесу неизвестного дикаря. Спустя два года его поймали. Дикарю оказалось примерно двенадцать лет. Мальчика назвали Виктор. Попытки его социализировать оканчивались провалом. Виктор отличался странными повадками: избегал людей, питался только сырыми овощами и всячески пытался сбежать из общества {1}. На сегодняшний момент нет единой версии, объясняющей его поведении. Но верно то, что без должного внимания и общения с людьми ребенок может превратиться в дикаря и потерять многие социальные признаки человека. Одичавших детей нередко воспитывают животные. Писатель Редьярд Киплинг в «Книге Джунглей» рассказывает о Маугли — ребенке, воспитанном волками. Но история знает реальные примеры людей, с детства выросших без человеческого общества. Оксана Малая — украинская девушка, родившаяся в неблагополучной семье. Из-за безнадзорности родителей ее отдали в детский дом. Там девочка прибилась к бродячим собакам и переняла многие черты их поведения {2}. Это затормозило развитие человеческих навыков, таких как: речь, поведение и ходьба. Несмотря на проведенный курс реабилитации, детская травма от общественной изоляции навсегда оставила свой след. Но изоляция от общества вредит не только детям. В 2008 психолог Ян Роббинс совместно с BBC провел {3} эксперимент: посадил шесть добровольцев на 48 часов в звукоизолирующие камеры. Результатом стали тревожные мысли, нарушения психики и даже галлюцинации испытуемых. Почему это происходит? Ответ кроется в человеческой природе. Люди, как и другие приматы, очень плохо переносят одиночество и социальную изоляцию. Именно поэтому мы так нужны друг другу даже на уровне биологии. Нас формирует окружающая среда, и мы влияем друг на друга. «Объективная действительность является тем источником совершенства личности и средой становления, в которой культивируется и определенная субъективность» {4}.
Общество и одиночество
Мне нужно поговорить, а слушать меня некому. Я не могу говорить со стенами, они кричат на меня. Я не могу говорить с женой, она слушает только стены.
Рэй Брэдбери. 451 градус по Фаренгейту
Если вы читаете эту статью, вам повезло. Вы не полностью изолированы от общества и наверняка можете общаться с другими людьми. А современные технологии позволяют вам общаться практически с кем угодно и когда угодно. Рамки коммуникаций стираются, и возможностей для диалога друг с другом становится все больше. Но значит ли это что жизнь в обществе среди людей — это жизнь без одиночества? Для этого зададимся вопросом — что такое одиночество?Одиночество -социальное и психологическое явление. Для человека это, прежде всего эмоциональное состояние, связанное с отсутствием связей с другими людьми. На первый взгляд это нам действительно не грозит одиночество. По крайней мере, даже у замкнутых личностей есть возможность общения с другими людьми. Но может, стоит копнуть глубже? В июне 2006 года в США было опубликовано исследование {5}, согласно которому 25% американцев признались: у них нет близких друзей или людей, которым они могли бы доверить личное или высказаться. Это в полтора раза больше, чем в конце 20 века. По данным {6}британского Красного Креста, в стране от одиночества страдает каждый седьмой житель страны. А это не меньше девяти миллионов. Шведское общество для многих считается эталоном счастливой и спокойной жизни. Но одиночество здесь — одна из самых серьезных социальных болезней. Почти половина шведских семей — одинокие, бездетные взрослые. Они часто посещают психологов, но едва ли это кардинально решает проблему. Подобная ситуация наблюдается во многих развитых странах. Но почему же так происходит? У нас есть общество, и мы не находимся в социальной изоляции. Но чувствуем одиночество. Социальный психолог Эрих Фромм так отвечал {7} на этот вопрос: Отчуждение — вот участь отдельного человека при капитализме. Каковы же взаимоотношения современного человека с его собратьями? Это отношения двух
абстракций, двух живых машин, использующих друг друга. Работодатель использует тех, кого нанимает на работу, торговец использует покупателей. В наши дни в человеческих отношениях редко сыщешь любовь или ненависть. Пожалуй, в них преобладает чисто внешнее дружелюбие и еще более внешняя порядочность, но под этой видимостью скрывается отчужденность и равнодушие. И немало тут и скрытого недоверия. Недостаточно просто находится в обществе, что бы счастливым. Люди выше простых биологических потребностей. Нам нужно, что бы нас ценили и уважали, чтобы нас боялись потерять. Но могут ли они найти это в современном обществе? Вышеуказанная статистика показывает: многие из нас так и не смогли найти счастье и преодолеть одиночество. Может, это вовсе не проблема каждого человека отдельно, а трагедия общества современности?
«Человеческая субъективность получает возможность обогатить свою сущность, … если человек в состоянии определить себя как самость для того, чтобы противопоставить ее внешней объективности». Но современному человеку нечего противопоставлять. Он отчужден и от других, и от себя самого {8, 150}. Есть ли альтернатива?
«Личность. это человек самостоятельный, целеустремленный, имеющий собственное мнение и способный справляться с разного рода сложностями в жизни» -такими словами хотелось бы описать современного человека. Но проблемы современной жизни ставят большой крест на этом желании. И одна из причин этого «креста» — человеческое одиночество. Но можем ли мы предоставить альтернативу этому положению вещей {9, 109}? Невозможно массово решить проблему человеческого одиночества, избегая других проблем общественной системы. Гедонизм, тотальная коммерциализация отношений, алчность и нигилизм — это элементы общества существовали достаточно долго. Но именно в современном обществе они взросли до невероятных размеров. «Исторические матрицы культуры являются механизмом взаимной трансформации личности и социума» {10}. Но это вовсе не значит, что мы бессильны перед обстоятельствами. Жизнь каждого конкретного человека, прежде всего, в его руках. И если нас действительно не устраивает одиночество в толпе, мы в состоянии доказать: можно иначе. Протянуть руку ближнему и личным примером показать, что человек — это не безразличие под маской дружелюбия, не враг и не безликий прохожий. А все люди, прежде всего -братья, а не конкуренты. Скорее всего, решить что-то глобально не удастся. Но спросите себя: если хоть один упавший духом человек поймет, что он не одинок -ваши усилия будут напрасны? «Для субъекта деятельности перспектива познания открывается только в той мере, насколько он в состоянии представить себя «другим». В таком движении обретаются качественно новые состояния» {11}.
Большая душа никогда не бывает одинокой. Как бы судьба ни отнимала от нее друзей, она в конце концов всегда их себе создает. Роллан Р.
Список литературы /References
4. Федосеенков А.В. Культура субъективности. В сб.: Путь в науку. Ростов-на-Дону, 2001. С. 123.
6. . Режим доступа: https://www.redcross.org.uk/get-help/get-help-with-loneliness/ (дата обращения: 04.12.2018).
7. . Режим доступа: https://scepsis.net/library/id_898.html/ (дата обращения: 04.12.2018).
8. Федосеенков А.В. Культура субъективности. В сб.: Путь в науку. Ростов-на-Дону, 2001. С. 123.
9. Ивко Е.В., Федосеенков А.В. Проблемные аспекты современной концептуализации категории счастья в условиях морально-этической и ценностной диффузии общества. Сб. научных статей 2-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых, 2017. С. 149-153.
10. Федосеенков А.В. Содержание механизмов маргинальности. В кн.: Социально-экономические проблемы реформирования общества Материалы международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 1997. С. 108-110.
11. Федосеенков А.В. Культура субъективности. В сб.: Путь в науку. Ростов-на-Дону, 2001. С. 123.
Таким образом, личность, испытывающая одиночество по причине нарушения коммуникаций, как правило, не обладает четким представлением о существующих средствах и методах его преодоления. Необходимость справляться с одиночеством и находить выход из него мотивирует к развитию социальных качеств, помогающих человеку преодолеть отчуждение, вернуться в общество, найти собственное место в мире.
1. Тоффлер Э. Третья волна. М. : ООО «Фирма «Изд-во АСТ»», 1999. 583 с.
2. Jaspers C. Reason and Existenz. New York: Noonday Press, 1955. 157 p.
3. Давыдов В. Разум и экзистенция // Развитие личности. 2004. № 3. С. 242-247.
4. Бубер М. Проблема человека. Перспективы // Лабиринты одиночества. М. : Прогресс, 1989. С. 88-97.
5. Садлер У., Джонсон Т. От одиночества — к аномии // Лабиринты одиночества. М. : Прогресс, 1989. С. 21-51.
6. Миюскович Б. Одиночество: междисциплинарный подход // Лабиринты одиночества. М. : Прогресс, 1989. С. 52-87.
УДК 128
СМЫСЛ И ОДИНОЧЕСТВО
В статье автор предпринимает попытку выявить связь между одиночеством и смыслом. Одиночество и смысл понимаются феноменально, т. е. как переживания. Для обнаружения такой связи необходимо предварительно преодолеть поверхностное понимание одиночества. Автор доказывает, что переживание одиночества не имеет необходимой связи с социальной изоляцией. Одиночество рассматривается как комплексный феномен, порождать который могут как природно-социальные причины, так и причина чисто метафизическая: отсутствие смысла. Смысл в данной статье понимается как приближение к ценности. Духовная жизнь человека не может быть здоровой без смысла. Такого рода нездоровье может приводить к ноогенным неврозам по терминологии В. Франкла. Частным случаем такого невроза автор считает переживание одиночества.
Ключевые слова: смысл, одиночество, ценность, дух, невроз.
7. Покровский Н. Е. Человек, одиночество, гуманизм // Лабиринты одиночества. М. : Прогресс, 1989. С. 5-20.
8. Кинг Дж. Человеческий панк. М. : АСТ, 2006. 384 с.
9. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. № 3-4. 2002. С. 1-12.
10. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М. : Айрис-Пресс, 2004. 464 с.
11. Рыжакова Е. В. Одиночество как философская проблема // Вестник КГУ. 2011. № 2. С. 72-76.
13. Лежебоков А. А., Сергодеева Е. А., Сергодеев В. А. Сетевые общества в социальных медиа Рунета. Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2017. 174 с.
14. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам. М. : Эксмо-Пресс, 2000. 272 с.
© Монастырская Н. И., 2018
M. K. MocueHKO M. K. Mosienko
SENSE AND LONELINESS
Keywords: sense, loneliness, value, spirit, neurosis.
, И. С. Кона , чьи работы выходят за рамки чисто психологического исследования и имеют большое значение для философского понимания исследуемого предмета. Отдельно необходимо отметить концепцию отчуждения — ключевую для понимания специфики феномена одиночества, сформулированную К. Марксом и получившую в дальнейшем развитие в трудах неомарксистов и экзистенциалистов.
В обыденном сознании одиночество часто понимается как нехватка связей с другими людьми, отчужденность от
других людей в силу неблагоприятных обстоятельств или в силу неспособности установить с ними приносящий удовлетворение контакт. Такой взгляд скользит по поверхности явления, не проникая в его суть.
Существуют ситуации, в которых связи с другими людьми есть, они не нарушены, но переживания одиночества это не исключает. В языке это находит отражение в оборотах вроде «одиночество в толпе» и им подобных. Рассуждение обычно короткое и сразу заводит в тупик: «Людей вокруг много, так почему же мне одиноко?».
На теоретическом уровне рассматриваются две полярные позиции, касающиеся свойств человеческого одиночества. Первая — полагает одиночество принципиально неустранимым свойством человеческого существования. Вторая — делает акцент на обусловленности одиночества, его ситуативности. С такой точки зрения одиночество является функцией от социально-экономических отношений и/или биопсихологического статуса конкретного человека. Вторая позиция кажется нам более взвешенной.
Наша концепция одиночества заключается в следующем: одиночество точнее было бы понимать не как изоляцию от других людей, а как дефицит жизненной энергии, т. е. в первую очередь это биопсихологический кризис, в значительной мере физиологическое состояние. В значительной мере, но не исключительно. Это комплексный феномен, который могут порождать несколько причин: слабость нервной системы, общее плохое состояние организма индивида, отсутствие смыслов. Фоном для проявления одиночества является дефицит поддержки со стороны других людей. На этом необходимо остановиться подробнее. Мы полагаем это условием, а не причиной одиночества. Во-первых, дефицит может быть как реальным, объективным отсутствием контактов, так и субъективно переживаемой нехваткой поддержки. Во-вторых, человек часто рационализирует свое переживание как нехватку близкого общения, тогда как фактически он испытывает не жажду общения, а жажду помощи, переживая так собственную слабость.
Итак, реальный или кажущийся дефицит помощи является условием одиночества, фоном, на котором оно контрастно различимо, как специфическое, имеющее качественное своеобразие переживание. Теперь проясним наше понимание причин одиночества. Мы упомянули слабость нервной системы и плохое состояние организма, поскольку видим в них два разных момента телесности: первый — фундаментальный, устойчивый, медленно меняющийся и второй — более ситуативный. Так, даже физически здоровый человек при сильном истощении — голоде, травмах, недостатке сна — может почувствовать себя одиноким. Реальной причиной такого одиночества будет ослабление в норме сильного организма. Человек же с исходно слабой нервной системой в целом больше подвержен переживанию уязвимости, частной вариацией которого является переживание одиночества.
Эти две причины, строго говоря, не являются предметом философского рассмотрения, но мы находим нужным упомянуть их, так как для целостного понимания одиночества они крайне важны. Как метко по этому поводу однажды заметил в своей лекции физиолог Д. Жуков: «Если у вас плохое настроение — побегайте». Проблема таким образом
решалась бы просто, не будь она комплексной. Как объяснить ситуации, когда физически с человеком абсолютно все в порядке, но ему одиноко? Мы полагаем, что в таких случаях причиной является нехватка смысла. Понять, что это такое, почему она возникает и каковы могут быть контрмеры — это уже философская задача.
Дискуссии о смысле жизни в обыденном сознании в первую очередь ассоциируются с философией. Парадоксально, что при этом внутри самого философского сообщества задавать вопрос о смысле жизни сегодня кажется дурным тоном: об этом неприлично говорить серьезному философу. Пристало говорить о логике, о новых онтологиях, о социально-философских проблемах, но смысл жизни — это для профанов, для людей от настоящих исследований далеких. Отрицается либо сама постановка вопроса в такой форме, либо демонстрируется пренебрежение к его сложности: вопрос-то решенный, и так всем ясно, в чем он. Психология, однако, не была столь высокомерна в исследованиях смысла, поэтому открыла относительно смыслов нечто важное, к чему полезно было бы присмотреться и современной философии. В первую очередь мы имеем в виду созданный В. Франклом проект логотерапии. Впервые в современной истории открыто был высказан и систематически обоснован тезис о том, что смысл — метафизическая реальность — прямо влияет на физическое, в том числе психическое состояние человека. Суммируя идеи В. Франкла предельно сухо и сжато, можно сказать, что духовная жизнь человека — метафизика человека — прямо и непосредственно влияет на физику человека, работу его психики и тела. Конкретный механизм такой связи непонятен, но факт ее очевиден многим наблюдателям, в первую очередь психотерапевтам, психиатрам, социальным работникам, работникам религиозных организаций, т. е. специалистам, чаще других наблюдающим такое влияние на практике.
Здесь необходимо пояснить, что же конкретно мы имеем в виду под «духом», «духовной ситуацией» и тому подобными формулировками, противопоставляя это тому, что мы называем «физическим», да еще и включая в понятие «физического» человеческую психику, часто выделяемую в область «ментального» в философии сознания. Мы исходим из следующей рабочей посылки: внутренняя реальность человека конституируется психическим и духовным. Психическое есть физически детерминированное измерение человека. Связь психики и тела, а через тело связь психики и мира физических явлений сегодня уже не вызывает сомнений и продемонстрирована во множестве экспериментов. Это позволяет нам отнести психическое к области физических явлений. Внутренняя реальность человека, однако, несводима к психическому измерению, но имеет недетерминированную, свободную составляющую, которую мы называем «дух». Мы обозначили рабочую гипотезу без приведения аргументов в ее пользу, поскольку это исходная гипотеза, необходимая нам для прояснения сущности связи между одиночеством и смыслом. Мы можем привести те слабые аргументы в ее пользу, что она популярна в самых разных культурах и удобна в качестве отправной точки для дальнейшего рассуждения о внутренней жизни человека. Опровергающие существование человеческой свободы концепции подталкивают к рассмотрению человека
как мыслящей и переживающей вещи, что, на наш взгляд, является исследовательским тупиком — никакое дальнейшее философское рассмотрение человека с этой позиции уже невозможно, поскольку человек перестает быть предметом метафизики, становясь исключительно предметом внимания физики.
Это отступление было необходимо, чтобы прояснить нашу исходную исследовательскую установку в отношении связи смысла и одиночества. Такая необходимость возникла по следующей причине: смысл не является понятием из области физического мира, а значит, и из области психических явлений. Смысл — это то, что человек ощущает с помощью духа, а не с помощью тела или психики. С этой точки зрения можно рассматривать дух, как «орган смысла» подобно тому, как ухо является органом слуха. Этот орган способен, как и другие наши чувства, улавливать не только наличие чего-то, но и тонко реагировать на отсутствие. В ситуации переживания одиночества человек ощущает нехватку смысла, но рационализирует это как нехватку общения или близких отношений с людьми.
Можно было бы поставить на этом точку: переживание бессмысленности равно переживанию одиночества. Такое грубое приближение не кажется нам достаточным. Что порождает переживание бессмысленности? Для ответа на этот вопрос необходимо прояснить хотя бы предварительное понимание смысла относительно человеческой жизни.
Вот как, к примеру, описывают смысл жизни И. Т. Фролов и П. С. Гуревич: «…подлинный смысл жизни, «тайна бытия» человека, заключен в содействии разрешению назревших задач общественного развития, в созидательном труде, в ходе которого формируются предпосылки для всестороннего развития личности. Лишь такая форма жизнедеятельности человека обладает объективной ценностью и смыслом» . Данное определение подчеркивает связь смысла и ценности. В качестве рабочей гипотезы определим смысл как ощущение значимости действия, по причине связи этого действия с ценностью. Причем связь эта такова: действие каким-то образом приближает реализацию ценности. Кажется, что такое определение не говорит нам ничего о конечной природе смысла, но только прячет его за понятием ценности. Однако это не так, поскольку прояснить, что такое ценность на практике оказывается несложно — набор ценностей более-менее универсален: это, например, истина, красота, справедливость. Каждый конкретный конечный список может содержать разные ценности, но в значительной мере такие закрытые списки будут пересекаться. Подобное пересечение образует универсальные ценности. Итак, подведем итог: смысл — это ощущение, что действие приближает к ценности. Субъективно это вряд ли кем-то переживается именно так, чаще люди сообщают о том, что какое-то дело им интересно, увлекательно, захватывающе и т. п. На наш взгляд, за подобной поглощенностью какой-то деятельностью всегда лежит ощущение ее осмысленности, переживание продвижения к какой-либо ценности, являющейся для человека предельным благом.
Прояснив понятие смысла, вернемся к его связи с одиночеством. Выше мы высказали тезис, что одной из причин
одиночества как переживания является нехватка смысла. По какой-то причине человек не ощущает, что его действия направлены к чему-то ценному. Это заставляет его ощущать себя уязвимым. При этом он может принять такое переживание этой специфической, порожденной смыслодефицитом уязвимости, потребности в помощи за нехватку близкого общения с другими людьми. Определенная поверхностная логика в такой рационализации есть: «нет близкого общения — не получишь и помощи, ведь чужие люди помощь не дают, дают только близкие». Как и в случае с любой рационализацией, если человек всерьез верит в такое объяснение и начинает искать расположения других людей вместо того, чтобы в деятельности обнаружить личные смыслы, это может обернуться жизненной катастрофой для него. Лечить одиночество такой этиологии наращиванием социальных контактов — это лечить рак микстурой от кашля. Но это именно то, что люди часто делают, поверхностно установив причину тяжелого переживания.
Какие рекомендации можно было бы высказать в случае одиночества такого происхождения? В. Франкл определяет более широкий класс болезненных состояний, вызванных дефицитом смысла, под названием «нооген-ные неврозы». Подклассом такого невроза, на наш взгляд, можно считать одиночество. В. Франкл рекомендует опытным и спекулятивным путем (пробуя и воображая) отыскивать любые личные смыслы. Он утверждает, что смысл -это не то, что конструирует человек произвольно, но нечто объективно наличествующее в реальности, требующее, однако, для своего отыскания действий со стороны человека. Смыслы, по В. Франклу, скрыты в каждой реальной ситуации, они «ждут» того, что их обнаружат, как спрятанные в комнате новогодние подарки для детей. Он прямо советует своим пациентам задавать себе вопрос «Какой смысл для меня может быть скрыт в этой ситуации?». Заметим, что человек хорошо приспособлен к осмысленному видению реальности. Это проявляется и в феномене апофении, и в том, что некоторые люди достаточно легко мыслят нарративно: сценариями, историями — не только режиссеры, писатели и политики — такое «организующее» события в историю мышление доступно в норме вообще всем людям. На наш взгляд, совет активно подходить к поиску личных смыслов абсолютно оправдан: ожидание, что внимание само наткнется на смысл не так эффективно, если бы это происходило так, люди вообще не страдали бы от ноогенных неврозов.
Задавать вопрос относительно личного смысла разворачивающейся истории — это спекулятивная часть поиска смысла. Скажем несколько слов также и относительно опытной части. Под ней мы понимаем практическое испытание новых действий. Перебирая разные виды деятельности, человек, даже не ища в них смысла активно и специально, может все же наткнуться на него просто в ходе перебора, ощутить, что какая-то деятельность откликается в нем как устремленная к ценности. Часто именно это стихийно делают родители, стремящиеся записать детей «на все», или скучающие люди, начинающие экспериментировать и пробовать что-то новое.
Резюмируем наше рассуждение. Одной из причин одиночества может являться нехватка смысла. Смысл — это
ощущение приближения к ценности. Ценность — это предельное благо. Например, красота, справедливость, истина и т. п. Если одиночество такого типа опознается как нехватка общения, человек избирает неверную стратегию его преодоления. Верной стратегией будет отыскание смыслов деятельности. Отыскивать их можно спекулятивно, с помощью воображения и рассуждения, а также задавая себе вопрос о смысле этой конкретной ситуации лично для себя, или опытно, путем практических проб новых видов деятельности.
Человечество, если и не побороло окончательно, то уже усмирило и сдерживает многие болезни. Мы не разделяем взгляд некоторых исследователей на принципиальную неустранимость одиночества человека. Получившее большое распространение в современном мире одиночество однажды, возможно, станет для людей такой же исторической экзотикой, как оспа — известная больше по описаниям, чем из опыта.
2. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М. : Политиздат, 1990. 415 с.
УДК 130.2
СОИЗМЕРИМОСТЬ БИОГРАФИЧЕСКОГО ОПЫТА И ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА
В статье рассматриваются понятия герменевтического метода и биографического опыта в их взаимосвязи. Дается развернутое определение этих ключевых дефиниций и осуществляется их сопоставительный анализ, в ходе которого выявляется возможность взаимодействия герменевтики и современного жизнеописания.
Ключевые слова: биография, герменевтика, научно-биографический опыт, герменевтический метод.
На сегодняшний день мы наблюдаем повышение исследовательского интереса к герменевтической сфере философской науки. Герменевтика проявляет себя в качестве особого интерпретационного метода в самых разных областях: в науке, искусстве, культуре и даже в повседневности. Важной чертой герменевтического знания является осмысление жизненного мира индивида, что оказывается главной особенностью биографического жанра. Личность конкретного человека как субъекта деятельности и как субъекта собственной жизни становится основой любого биографического произведения. Учитывая сколь существенные жанровые трансформации проходит современная биография, герменевтическая интерпретация ее текстуально-семантичес-
4. Хайдеггер М. Время и бытие // Метафизика. 2011. № 1. С. 205-224.
5. Бердяев Н. А. Смысл истории. М. : Мысль, 1990. 176 с.
6. Шестов Л. И. На весах Иова (Странствования по душам). М. : ACT ; Харьков : Фолио, 2001. 464 с.
7. Франкл В. Человек в поисках смысла. М. : Прогресс, 1990. 368 с.
8. Фромм Э. Бегство от свободы. М. : Прогресс, 1990. 272 с.
9. Перлз Ф. Эго, голод и агрессия. М. : Смысл, 2000. 358 с.
10. Ялом И. Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти. М. : Эксмо, 2009. 352 с.
11. Кон И. С. Многоликое одиночество // Знание — сила. 1986. № 12. С. 37-42.
12. Маркс К. Экономические рукописи. 1857-1859 гг. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М. : ИПЛИ, 1969. Т. 46. Ч. 2. С. 213-214.
© Мосиенко М. К., 2018
А. Б. Николаева A. B. Nikolaeva
THE COMBINANCE OF BIOGRAPHICAL
EXPERIENCE AND THE GERMANEVTIC METHOD
Keywords: biography, hermeneutics, scientific and biographical experience, hermeneutic method.
ких особенностей приобретает высокую научную ценность и актуальность. На этом основании можно ставить вопрос о соизмеримости и взаимодоказательности биографического опыта и герменевтического метода. На наш взгляд, этот процесс развивается в нескольких направлениях.
Герменевтический метод онтологизирует процесс осмысления, интерпретации как в отношении текста, так и в направлении события. Текст в герменевтической трактовке позволяет осуществить дальнейшее движение мысли и начать, и продолжить процесс научной или культурной рефлексии. «Шлейермахер сформулировал основную цель герменевтического метода: понять автора и его труд лучше, чем он сам понимал себя и свое творение» . Интер-
Чем дольше вы испытываете чувство одиночества, тем больше склонны к гипертонии, высокому холестерину и ожирениюФото: EAST NEWS
Одиночество негативно сказывается на здоровье человека, считают ученые.
Однако при этом они также обращают внимание на то, что прежде чем продолжать разговор, нужно разобраться, что именно понимается под словом «одиночество».
Итак, одиночество — это не значит быть не замужем или неженатым. В современном мире наличие семьи уже не является приоритетом. Более того, некоторые достаточно самодостаточные люди без штампа в паспорте чувствуют себя бодрее, чем если бы были обременены семейными узами и тяготами. Если у вас нет мужа/жены, зато много друзей, вы часто с ними встречаетесь, есть интересная работа и увлечения, это вовсе не одиночество.
Одиночество – это долгосрочное чувство изоляции и отсутствие общения, именно это оказывает негативное влияние на здоровье человека в долгосрочной перспективе.
Ученые назвали 9 факторов здоровья, на которых в наибольшей степени сказывается одиночество.
ИМУННАЯ СИСТЕМА
Ощущение одиночества и «никому не нужности» может активировать те же гормоны, что и стресс. А те, в свою очередь, давят на иммунную систему. Не в лучшую сторону. Вот почему одинокие люди чаще болеют, а их лечение и процесс выздоровления часто проходит медленнее.
— Мы обнаружили, что у людей, у которых было меньше поддержки, как домашней, так и социальной, симптомы простудных заболеваний были более серьезными по сравнению с остальными. И это касалось всех, независимо от размера социальной сети индивида, — говорит соавтор исследования, психолог Энджи Лерой из Университета Райса в Хьюстоне.
АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ
По мнению экспертов, одиночество, продолжающееся четыре или более лет, может увеличить вероятность высокого кровяного давления, независимо от других факторов, таких как возраст, пол, диета или семейный фон. Поэтому часто врачи, назначающие кучу анализов и не могущие найти причину гипертонии у человека, должны поинтересоваться его социальным окружением, увлечениями и наличием близких.
Женщины чаще страдают депрессиямиФото: GLOBAL LOOK PRESS
СНИЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
Активный образ жизни помогает нам оставаться здоровыми как на уровне физического здоровья, так и психического. Одна из самых больших ошибок, которые совершают одинокие люди, это прекращают тренироваться. Если так поступать, то поначалу люди не будут замечать, как начинается ухудшаться их их состояние. А когда заметят – будет уже сложно вернуться на прежние позиции. Поэтому эксперты призывают одиноких людей проявлять особую активность в тренировках (и не только).
«Прогуляйтесь с друзьями, идите в спортзал, заведите собаку и начинайте бегать вместе с ней – главное, действуйте! Это лучший способ заставить организм чувствовать себя лучше. Норма упражнений для человека — не менее 2,5 часов в неделю.
УМСТВЕНЫЕ СПОСОБНОСТИ
Одиночество также может оказать негативное влияние на память и способность решать проблемы. А также увеличивает вероятность заболеваний мозга, таких как болезнь Альцгеймера. Поэтому эксперты рекомендуют продолжать заниматься в любом возрасте и неизменно поддерживать связь с другими людьми.
КУРЕНИЕ И ДРУГИЕ ЗАВИСИМОСТИ
Курение связано с рядом заболеваний — начиная от диабета и заканчивая раком легких. Этот порок поражает почти все органы тела. И как видно из статистики — среди одиноких людей большинство курящих (а также тех, кто любит «закладывать»).
Хотя часто чувство одиночества как раз и становится причиной того, что человек становится жертвой пагубных привычек. Курение, алкоголь и наркотики могут дать ложное чувство повышенного настроения. Но это никогда не будет длиться долго — со временем человеку требуется доза все больше и больше.
Одинокие подхватывают простуду чащеФото: Елена ВАХРУШЕВА
ПРОБЛЕМЫ С СЕРДЦЕ
Чем дольше вы испытываете чувство одиночества, тем больше склонны к гипертонии, высокому холестерину и ожирению. А одинокие женщины имеют и более высокий уровень заболеваемости ишемической болезни сердца.
ДЕПРЕССИЯ
От одиночества до депрессии один шаг. Если вы испытываете такие симптомы, как чувство безнадежности, отсутствие интереса к вещам, которые всегда вам нравились, усталость, проблемы со сном или изменение вкуса, обратитесь к специалисту. Чтобы ваш стресс или депрессия не превратились в хроническое состояние.
ИЗБЫТОЧНЫЙ ВЕС
Одинокие люди также более склонны к избыточному весу и ожирению. Это, опять же, из-за отсутствия физических упражнений. А также переедания: одинокие чаще едят для успокоения, а также по причине наличия большого количества свободного времени — вместо времяпрепровождения с семьей или друзьям, одинокие частенько коротают вечера перед телевизором с упаковкой чипсов или булочкой с чаем.
Если вы вдруг начали набирать вес, стоит проанализировать не только свой рацион, но и свои эмоции.
Из-за негативных чувств у вас могут быть проблемы со сном. И наоборот!Фото: GLOBAL LOOK PRESS
СОН
Из-за негативных чувств у вас могут быть проблемы со сном. В результате также меняется и настроение, и гормоны, и другие параметры. А также развиваются такие болезни, как диабет, гипертония, ишемическая болезнь сердца, депрессия или ожирение. Вывод? Он напрашивается сам собой: ищите себе общение и решайте проблему с одиночеством!
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
* По данным ВОЗ, от депрессии страдает 350 миллионов человек из всех возрастных групп.
* Депрессия излечима, однако до сих пор около 50% серьезных депрессивных состояний остаются нелеченными.
* Депрессия является основной причиной инвалидности в мире и вносит значительный «вклад» в глобальное бремя болезней.
* Женщины в большей мере подвержены депрессии, чем мужчины.
* Депрессия — частая причина самоубийств.
КСТАТИ
Нейрофизиологи из Великобритании нашли серьезные различия в том, как проявляется депрессия у мужчин и у женщин. Оказалось, что представители сильного пола чаще страдают от постоянной депрессии, в то время как женщинам свойственны эпизодические приступы хандры. Кроме того, развитие этого заболевания у мужчин обычно ведет к более серьезным последствиям. В частности представители сильного пола могут начать употреблять наркотики или вовсе покончить с собой. Однако при этом женщины страдают от депрессии чаще.