Содержание
Зачем Бог создал человека
Еще такой вопрос пришел к нам:
«Меня занимает вопрос, зачем было нужно Богу сотворить человека? Каков был Божий замысел о человеке? Планировался ли он таким несовершенным? Или что-то случилось? Какой-то сбой произошел?».
Удивительно, но на этот вопрос нет ответа.
Нам трудно понять Божий замысел. Потому что несоизмеримо по отношению к человеку велик Бог.
Бог предназначил человека к совершенству и к счастью, а человек опираясь на свою свободу, и используя свою свободу, от этого совершенства и счастья добровольно отказался.
Почему Богу нужна вся драма человеческой истории? С ее взлетами и падениями? С радостью и страданиями? Человеческий разум не может этого понять. А что же нам остается? А нам остается верить в Бога. И жить по Божьему закону. «Тот, кто веру имеет и крестится, тот спасен будет». Какие ясные и простые слова.
В глубине религиозного опыта мы находим ответы. Не рациональные ответы. Ответы на уровне сердца, жизни. Ответы на уровне всей жизни. Всего своего бытия. Поэтому понимая то, что Божественный путь, замысел, промысел сокрыт от человека, мы должны довериться Богу и это доверие обречь в реальные категории нашей жизни. Мы должны научиться жить по Божьей воле. И стараться эту волю не нарушать.
Программа подготовлена по материалам «Первого канала».
ЗАЧЕМ БОГ СОТВОРИЛ АДАМУ И ЕВУ?
Священное Писание повествует о сотворении Евы из ребра Адама. Этот рассказ следует понимать не в буквальном значении творения «из ребра» как кости. Само еврейское слово sela имеет много значений, в том числе и ребро, и грань, и сторону. То есть употребление этого слова следует рассматривать как указание на глубинную связь Евы с Адамом. Ева не творится так, как Адам, в нее отдельно не входит «дыхание жизни» (Быт. 2:7), она происходит из уже существующего человека Адама, с которым навсегда связана как с источником.
Интересно указание причины творения Евы: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18). Это библейское «не хорошо» не следует рассматривать как свидетельство какого-то несовершенства Адама, которое могло быть ликвидировано только творением Евы. Первый человек создан совершенным и не нуждался в усовершенствовании своей природы.
Человек создан не просто по образу Божьему, но по образу Бога-Троицы. Соответственно, это приводит к заключению, что Адам в одиночку не может в полной мере быть образом Троицы. Святитель Григорий Нисский полагает, что Адам, Ева и их ребенок представляют образ Троицы и таким образом реализуют не только совершенства природы, но и совершенство личностных отношений, построенных по образу отношений Ипостасей Святой Троицы.
С другой стороны, у святых отцов можно встретить мнение, согласно которому Ева сотворена в предвидении грехопадения. Такой точки зрения придерживались свт. Григорий Нисский, прп. Максим Исповедник, блж. Феодорит и др. Прп. Иоанн Дамаскин. Помощницей она ему должна была быть в том, чтобы род человеческий и после преступления преемственно сохранился посредством рождения.
Такая интерпретация заставляет задаться вопросом, не получается ли так, что Бог создал Еву в предвидении грехопадения и при этом она сама стала причиной падения Адама. Ведь и апостол Павел пишет: «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление» (1 Тим. 2:13).
В. Н. Лосский в «Догматическом богословии», ссылаясь на свт. Григория Нисского, пишет: «Бог создал пол в предвидении возможности – но именно только возможности – греха, чтобы сохранить человечество после грехопадения. Половая поляризация давала человеческой природе известную защиту, не налагая на нее никакого принуждения; так дают спасательный круг путешествующему по водам, отчего он вовсе не обязан бросаться за борт».
В творениях святых отцов можно встретить идею и о том, что если бы не произошло грехопадение, то брачные отношения создавались бы не такими, как сейчас. «Был, наверное, и другой предназначенный Богом способ, каким люди могли бы плодиться и размножаться, если бы первый человек сохранил заповедь и не впал бы в скотство, злоупотребив собственными силами», – пишет прп. Максим Исповедник. При этом у богослова присутствует концепция о том, что все тварное возникло через разделение.
Таким образом, разделение человеческой природы на мужской и женский пол находится в рамках разделения тварных сфер бытия, а человек как объединяющий мир невидимый и мир видимый должен быть сродным этим мирам. С миром ангельским человек соединен своей душой, с миром животным – своим телом, а почти весть мир животных двуполый. Следовательно, и человек как объединяющий миры должен был иметь два пола.
Несмотря на различные мнения святых отцов о причине создания Евы, они едины в том, что Ева имеет равное достоинство с Адамом, но отличается он него своим предназначением. Кроме того, между супругами есть иерархия отношений (Быт. 2:18; 1 Кор. 11:3) , которая, однако, не должна пониматься как уничижительное положение . «Ибо жена, хотя и подчинена нам, но как свободная и равночестная. Так и Сын, хотя повинуется Отцу, но как Сын Божий, как Бог», – пишет свт. Иоанн Златоуст.
Следует обратить внимание на полный вариант стиха 1 Кор. 11:3: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог». Выражение о главенстве мужа над женой контекстуально включает в себя также отношения Бог-Отец – Христос, Христос – муж. Очевидно, что такой контекст не позволяет говорить просто о каком-то внешнем подчинении, предполагающем начальствующий формат.
+СИЛЬВЕСТР,
епископ Белгородский,
викарий Киевской Митрополии,
ректор Киевской духовной академии и семинарии
#Богословие #РекторКДА
Сильвестр Стойчев, Монастырский вестник Украины
Отвечает старец Паисий Святогорец.
Благой Бог сотворил Ангелов, но некоторые Ангелы от гордости стали демонами. Потом создал Бог человека, чтобы восполнить разоренную ангельскую дружину, и оставил демонов свободными на некоторое время, чтобы они помогали нам своею злобою проходить испытания на земле и достигать вечной небесной жизни. До тех пор, пока живет человек на земле, он имеет право проходить через духовные испытания, и нет такого человека, кто прожил бы без них. Итак, будем подвизаться, чтобы построить духовное основание и войти в рай. Аминь.
Кто подвизается духовно, тот воюет против врага диавола, вследствие чего и диавол воюет против него. Человек, который победит мысленного врага, будет увенчан Христом.
Опыт приобретается от демонского обстрела, который принимает воин Христов в духовной брани. Прежде, чем начать войну, враг бомбардирует помыслами. Иисусова молитва является самым сильным оружием против помыслов врага.
Духовное преуспеяние подвизающегося будет зависеть не от хорошего духовного отца, но от благих помыслов послушника.
Послушник, принимающий лукавый помысел о своем старце, теряет доверие к нему и уже сам низвергает себя подобно тому, как обрушивается купол, когда выпадает центральный связующий кирпич.
Чтобы очистились ум и сердце, человек должен не принимать лукавые помыслы и сам не думать лукаво, но трудиться просто и смиренно, и подвизаться усердно.
Величайшую духовную силу имеют чистые помыслы от каждого подвига – поста, бдения и других, для тех, кто подвизается, чтобы сохранить свою душевную и телесную чистоту.
Естественная плотская брань отражается постом, бдением и молитвою, когда нет гордости.
Лукавый помысел, когда соработает ветхому плотскому человеку, делает двойное зло в душе; как и диавол, когда соработает человеку, делает двойное зло в мире.
Все же хульные помыслы от диавола, а не от человека.
Хульными помыслами диавол обычно мучает чувствительных людей, чтобы огорчить их и ввергнуть в отчаяние.
Хульные помыслы подобны самолетам, которые досаждают нам своим шумом против нашей воли, и мы не можем им помешать. Сильнейшая противовоздушная оборона – это псалмопение, ибо оно является и молитвой ко Христу, и презрением к диаволу.
В начале духовной жизни подвизающийся прогоняет плохие помыслы духовным поучением, непрестанной молитвой и усердным подвигом. Потом приходят уже только благие помыслы. Позже останавливаются и благие помыслы и чувствуется некая пустота, и затем приходит к человеку Божественное просвещение.
Человек Божий знает лукавого, в то время, как лукавый не знает благих помыслов людей.
Величайшая болезнь нашей эпохи – это суетные помыслы мирских людей, которые приносят беспокойство. Болезнь эту исцеляет только Христос с помощью душевной тишины и вечности, но нужно только, чтобы человек покаялся и обратился ко Христу.
Возвращение к Богу от земли на Небо
Вопрос: Когда Бог создал ангелов?
Ответ: Попытка определить, когда Бог создал ангелов, содержит определенные сложности, потому что все, что Он совершил «до основания мира», ставит это вне времени. Время и пространство – это характеристики нашей реальности, а не Божьей. Он не ограничен часами, днями и годами, как мы. На самом деле Библия говорит нам, что «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петра 3:8).
Мы знаем, что Бог создал ангелов прежде сотворения физической вселенной. В книге Иова говорится, что ангелы поклонялись Господу, когда Он создавал мир: «Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?» (Иова 38:4-7).
Рассматривая функции ангелов, можно прийти к выводу, что Господь создал их незадолго до сотворения человечества, потому что одна из их обязанностей заключается в том, что они – «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евреям 1:14). Мы также знаем, что они существовали до Эдемского сада, потому что сатана, бывший ранее ангелом по имени Люцифер, находился там уже в своем падшем состоянии. Однако, поскольку другая функция ангелов состоит в том, чтобы поклоняться Богу у Его престола (Откровение 5:11-14), возможно, что они существовали миллионы лет – согласно нашему исчислению времени – до того, как Господь сотворил мир, поклоняясь и служа Ему.
Итак, хотя Библия конкретно не говорит, когда Бог создал ангелов, это произошло в определенное время до сотворения мира. Было ли это за день до этого, или за миллиарды лет, – опять-таки, согласно нашему летоисчислению – мы не можем знать наверняка.
Согласно описанию Сотворения мира в Ветхом Завете, в Книге Бытия, человек был заключительным творением Бога. Это не значит, что Бог не продолжает создавать. Как раз наоборот, в Новом Завете Христос говорит:
Отец Мой доныне делает, и Я делаю. (Евангелие от Иоанна, глава 5)
Это означает, что Бог продолжает творить. Когда мы говорим, что заключительным творением Бога был человек, мы имеем в виду процесс Сотворения мира, который длился шесть дней и описан в первых двух главах Книги Бытия.
Бог создал человека иначе, нежели животных.
Почему человек главное творение Бога? Просто потому, что человек не принадлежит ни к материальному миру, ни к духовному. Он – дитя двух миров: он имеет духовное начало (душу) и материальное тело. Человек, таким образом, является связующим звеном между духовным и материальным мирами. Чтобы лучше это понять, давайте посмотрим, что говорит Священное Писание о том, как Бог сотворил человека.
Бог создал всех животных и птиц одним лишь только словом. Но создавая человека, он избрал совершенно другой способ — действие.
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. (Книга Бытия, глава 2)
Мы видим, что Бог иначе творил человека – Он сделал особые усилия, Он дал человеку душу и тело, и сделал его царем на земле, чтобы тот имел власть над всеми земными тварями.
Бог создал человека по образу своему.
Когда Бог творил человека, сказал Он:
сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему (Книга Бытия, глава 1)
Но что значит для нас быть сотворенными по образу и подобию Бога? Быть сотворенными по образу – не значит быть внешне похожими. Бог не имеет отношения к материальному телу. По образу Божьему означает, что мы суверенны и независимы. То есть, у нас есть свобода выбора. Без свободы выбора человек не был бы совершенным.
«Подобие» – образ в действии, это использование свободной воли человека для того, чтобы морально совершенствовать себя. Это движение к святости и совершенству.
Быть созданным по образу и подобию Бога означает иметь необходимые качества личности, интеллект и ум, чувственность и чувство, и волю, то есть способность делать моральный выбор. Этих качеств нет у других существ. Они позволяют человеку общаться с Богом, а также быть морально ответственным за свои действия.
Сотворение человека: Бох вдохнул в человека душу.
Душа человека, как его духовная составляющая, имеет большое значение, настолько большое, что даже Христос говорит нам:
Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Евангелие от Марка, глава 8)
Библия часто говорит нам о душе и духе. Дух человека – это его душа. Его не следует путать со Святым Духом, или Духом Божьим. Сначала Бог создал тело человека, а затем он вдохнул в человека «живую душу». Так Бог сотворил человека. Душа и тело человека задуманы и созданы одновременно. Именно данный факт стоит в основе того, что Церковь выступает против абортов. Считается, что в душа ребенка существует с момента зачатия – с момента появления первой клетки его тела.
Бог создал тело человека.
И тело также имеет большую ценность, так как душа неразрывна с телом. Тело – это храм души, которая обитает в нем.
Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? (Первое послание Павла к коринфянам, глава 6)
Тело освящается духом Божьим, который живет в нем. Человек получает тело и кровь Христа во время Святого Причастия. После смерти тело вернется в землю, но во время второго пришествия Христа человек будет воскрешен. Воскрешен и воссоединен с душой.
Бог создал женщину.
Когда Бог создал человека, он решил создать ему помощника и партнера. Он создал Еву из ребра Адама.
Почему женщина была создана из ребра? Это было сделано таким образом, чтобы не было никаких сомнений в том, что женщина имеет ту же природу и сущность, что и мужчина, и поэтому всегда будет сотрудничество и любовь между ними. Мужчина дополняет женщину, а женщина дополняет мужчину; оба дополняют друг друга. Они живут не в одиночку, а вместе. Женщина не уступает мужчине, и не превосходит его. Она плоть от плоти его. Женщина равна мужчине, так природа человека была установлена Богом.
Все люди являются потомками Адама и Евы. Это кажется странным, особенно если вспомнить, что есть несколько рас и множество языков. Даже после Великого потопа, во времена Ноя,
На всей земле был один язык и одно наречие. (книга Бытия, глава 11)
Это означает, что существует одна раса людей на земле, и что все они говорили на одном языке. Тогда что случилось? Как мы были раздроблены? Люди размножились. Они стали гордыми и перестали уважать Бога. Они решили построить Вавилонскую башню, но не для славы Божией, а для собственной славы.
Бог сошел и смешал их языки – и люди разделились на народы и расселились по земле. Проживая в разных климатических условиях, они изменились внешне. Однако, не стоит забывать, что все люди происходят от одного предка, Адама, от одной пары, Адама и Евы. От одной крови. Апостол Павел в Деяниях:
От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию (Деяния святых апостолов, глава 7)
Человек – венец творения.
Первая глава Книги бытия дает нам представление о сотворении всего сущего, включая человека. Но человек имеет столь важное значение, что вторая глава Книги Бытия сосредоточена на дополнительных сведениях о создании человечества. То, что человек был кем-то особенным для Бога свидетельствует тот факт, что бог создал дом для человека:
И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке (Книга Бытия, глава 2)
Следует обратить внимание на особую заботу Бога о человеке, он не создал для человека сад, а насадил его, приложил усилия для того, чтобы человеку было хорошо. Бог проявил личную заботу о человеке.
Согласно Библии, первый человек был совершенен, создан по образу Бога.
Бог Всевышний согласился поделиться с человеком господством и властью над животным миром.
Бог наделил человека некоторыми из его божественных атрибутов, тем самым отделяя и отличает его от зверей. Какие особые Божественные качества получил человек? Их шесть:
- язык,
- творчество,
- любовь,
- святость,
- бессмертие,
- свобода.
Для чего Бог создал человека?
Зачем Бог создал человека? Бог создал нас, чтобы явить свою благость и поделиться с нами своим вечным счастьем на небесах.
Создавая мир, Бог не увеличил свое счастье, так как он был бесконечно счастлив от всей вечности, но он явил Свою славу и Свою благость внешне.
Бог создал человека, чтобы особым образом проявить свою славу. Он дал человеку разум и волю. При жизни Бог дает нам свет Своей славы и свою благодать.