Хотите на Рождество порадовать близких и друзей? Vgorode выбрал веселые рождественские колядки для взрослых и детей, которые можно легко выучить или воспользоваться нашей шпаргалкой. Давайте готовиться к Рождеству вместе.
Видео: Телеканал 1+1
Смотрите также: Отмечаем Старый Новый год: лучшие щедровки и посевалки для харьковчан
Харьковчанину на заметку: традиции, гадания и приметы на Старый Новый год
Не перепутай: когда правильно колядовать, щедровать и посевать
Топ-15 колядок на русском языке для детей и взрослых
Топ-15 колядок на русском языке для детей и взрослых
Лучшие колядки для детей на русском языке к Рождеству:
Коляд, коляд, колядушек —
Хорош с медком оладушек!
А без меду — не таков,
Дайте, тетя, пирогов!
***
Не дашь мне ватрушки –
Получишь по макушке!
Не дашь пирога –
Уведу корову за рога!
***
Господин, господа,
Господинова жена,
Двери отворите
И нас одарите!
Пирогом, калачом
Или чем-нибудь еще!
***
Щедрик-Петрик,
Дай вареник!
Ложечку кашки,
Наверх колбаски.
Этого мало,
Дай кусок сала.
Выноси скорей,
Не морозь детей!
***
Поздравляем с Рождеством,
Мы пришли сюда с добром,
Вы подайте нам немножко,
Пирожочка на дорожку,
Чтобы счастье к вам пришло,
Чтоб во всём вам повезло,
Чтоб Господь здоровья дал,
Колядуем, от печаль!
***
Мы колядки-колядушки
Пропоем вам прямо в ушки.
Дайте сладеньких конфеток,
Чтоб Господь послал вам деток.
Дайте денежек хрустящих,
Чтобы в доме было счастье.
Горсть монеток дай, хозяин.
С Рождеством вас поздравляем!
***
Колядую, колядую
Я зайду в избу любую.
Попрошу хозяйку:
Сладостей давай-ка.
И печенья, и конфет,
И с орехами щербет,
И халву, и шоколад,
Пастилу и мармелад,
Вкусное мороженое,
Сладкое пирожное.
Мы и сами будем есть,
И друг друга угощать,
А хозяйку, ах хозяйку
Добрым словом вспоминать!
***
Мы сегодня в доме вашем
В вашу честь споем и спляшем!
Всех зовем на наши святки!
Ждут вас игры и загадки.
Ждут гаданья, пляски, смех!
Шуток хватит здесь на всех!
***
Чтоб веселым был ваш дом,
Красота цвела кругом,
Чтобы вы добро дарили,
Тем же вас благодарили.
Лучшие колядки для детей на русском языке к Рождеству
***
Сколько осиночек,
Столько вам свиночек;
Сколько елок,
Столько и коровок;
Сколько свечек,
Столько и овечек.
Счастья вам,
Хозяин с хозяюшкой,
Большого здоровья,
С Новым годом
Со всем родом!
***
К нам пришла коляда,
Накануне Рождества,
Ты добра нам в руку дай,
А взамен же получай,
Богатство, счастье и тепло,
Господь пошлет тебе его,
Так что щедростью задайся,
На нас ни в чем не обижайся!
***
Коляда, коляда,
Открываем все дома,
Все окошки, сундучки,
Даем конфет и пирожки,
Чтобы было благо вам,
Скажи спасибо небесам,
Бог здоровья всем нам даст,
Ведь на это он горазд
***
Так повелось на белом свете
Уж много лет подряд
В такой чудный, добрый вечер
С небес к нам ангелы летят
Они несут добро, надежду,
Благословенье в каждый дом
Всех с новым годом поздравляю
И с благодатным рождеством!
***
Ты, хозяин, не томи,
Поскорее подари!
А как нынешний мороз
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать:
Либо из печи пироги,
Либо денег пятачок,
Либо щей горшок!
Подай тебе Бог
Полный двор животов!
И в конюшню коней,
В хлевушку телят,
В избушку ребят
И в подпечку котят!
***
Маленький хлопчик
Сел на снопчик.
В дудочку играет,
Колядку потешает.
Щедрик-Петрик,
Дай вареник,
Ложечку кашки,
Кольцо колбаски.
Этого мало,
Дай кусок сала.
Выноси скорей,
Не морозь детей.
Топ-15 колядок на украинском языке
Топ-15 колядок на украинском языке
А теперь смотрите лучшие украинские колядки к Рождеству :
Колядин–колядин!
Я у батька один!
Коротенький кожушок,
Дайте грошей мiшок!
якщо грошей мало –
то давайте сало,
якщо сала нема –
то давайте пирога!
***
Добрий вечір, господарю!
Винесь нам ковбасок пару!
Ой походи коло пічки,
Пошукай нам перепічки.
Винесь сала, не скупися,
Щоб ячмінь твій уродився.
Щоб нажали сто кіп жита,
Щоб сім’я була вся сита!
Щоб скотина водилася,
Щоб пшениця родилася,
Щоб у хаті всього мали —
Колядників пригощали!
***
Коляд, коляд, коляда!
Холод взимку не біда.
Двері швидше відчиніть,
Нас до себе запустіть!
Всі, хто є у вашій хаті,
Будуть дужі та багаті!
На городі вродять густо
І картопля, і капуста,
Помідори й огірочки
І для сина, і для дочки.
Ось промова в нас така!
Ви ж готуйте п’ятака!
***
Коляд, коляд ,коляда
У віконце загляда.
У різдвяну світлу нічку
Запали на радість свічку.
Коляду поклич до хати,
Щоб Ісуса привітати.
Люди добрі, колядуйте,
Сина Божого шануйте!
Видео: Українська Музика
***
Коляд, коляд, колядниця.
Добра з медом паляниця.
А без меду не така,
Дайте, дядьку, п’ятака.
Як не дасте п’ятака,
Візьму бика за рога.
Не давайте копійки,
Бо порвуться кишеньки,
Будьте, люди, гонорові!
Дайте гроші паперові!
***
Коляд-коляд-колядець,
А я хлопець-молодець
Я прийшов до вас додому
У ці царськії хороми.
Я ходив, колядував,
Усе думав та гадав,
Чи дадуть мені грошину
Хоч маленьку копійчину,
Чи дадуть мені цукерку,
Ну або ще щось смачненьке…
Файну колядку знаю я
Ось моя вся коляда
***
Щедрівонька щедрувала,
під віконце підбігала,
Що ти, тітко, напекла,
Винось нам до вікна.
І вареник, і пиріг
Неси швидше на поріг!
Що ти, дядьку, там напік,
Винось нам аж на тік.
А ви тітко на запаску
Кладіть в торбу ще й ковбаску.
Щоб добро у вас бувало
Несіть нам шматочок сала.
Хай вам Бог за ці дари
Дасть багатії отари,
Поросята і корови.
Та бувайте всі здорові!!!
***
Колядую-дую,
Ковбасу чую,
А ще мало,
Дайте сало.
Сало велике
Тягну за лико.
Лико порвалось,
Сало зосталось.
Добривечір!
***
Коляд, коляд, колядниця,
Добра з медом паляниця,
А без меду не така,
Дайте, дядьку, п’ятака.
Одчиняйте скриньку
Та давайте сливку.
Одчиняйте сундучок
Та давайте п’ятачок.
***
Сніжком запорошило все:
Стежинку і дорогу.
Спішить, спішить колядочка
До нашого порогу.
Несе вона в торбиночці
Про щастя світлу мрію,
Дарує нам колядочка
І віру і надію.
Лунають ніжно дзвоники
Від хати і до хати.
Спішить, спішить колядочка
Нам щастя побажати!
Популярные украинские колядки к Рождеству
***
По цьому дому, по веселому,
Чи дозволите колядувати,
Колядувати, ваш дім звеселяти,
Діточок збудити, діточок збудити,
Христа Славити!
***
Хтось веселий надпис вивів
На тоненькому льоду:
«Гей! Свята прийшли у гості!
Зустрічайте коляду!»
Трійка коней прудконогих
Мчить по білому сніжку —
Коляда везе в санчатах
Сто гостинців у мішку!
Чуєш, дзвоники співають:
Тілі-тілі-тілі-бом!
Ідуть ряжені на конях
Нас вітати із Різдвом!
***
Сніжком запорошило все:
Стежинку і дорогу.
Спішить, спішить колядочка
До нашого порогу.
Несе вона в торбиночці
Про щастя світлу мрію,
Дарує нам колядочка
І віру і надію.
Лунають ніжно дзвоники
Від хати і до хати.
Спішить, спішить колядочка
Нам щастя побажати!
***
Я колядник хоч куди,
В мене гарні чобітки.
Маю теплий кожушок
Та порожній ще мішок!
Ось я вам заколядую!
Слів для вас не пошкодую!
Ну а ви ж мені на свято
Накривайте стіл багато:
Шмат ковбаски, сиру трішки,
Можна яблука й горішки,
Тортик «Празький» солоденький,
Ще й цукерочок дві жменьки!
Я ж бажаю всій родині
Дні яскраві, теплі, мирні!
Хай Господь дарує радо
Вам в сім’ю «Тойоту Прадо»!
Щоб завжди були у парі,
Побажаю ще й «Ферарі»,
Замок в Австрії та Римі,
Де басейнів аж чотири.
До смачненького слівця
Побажаю шмат сальця!
Діамантів ще бажаю
Та мішечок наставляю!
***
Я дівчина маленька,
В мене платтячко рябеньке.
Я ще не знаю, ні аз, ні буки,
Дайте мені червінчика в руки.
Будьте з празником здорові!
Топ-10 колядок для взрослых
Современные колядки на русском и украинском языке к Рождеству . Учите и удивляйте друзей:
Коляда, коляда!
Дайте виски, дайте льда!
А вот на закуску надо
Фейхоа и авокадо!
***
Рождество твое Христово
Деньги пропили шестого
Голова болит-кружится,
Дай хозяин похмелиться!
***
Колядую, колядую,
Самогонку носом чую,
Колбасу и сало бачу.
Наливай, а то заплачу
***
Коляда, коляда
Дід на бабу погляда
Баба на ікону
Дайте самогону
***
Коляда, коляда!
Рождество я не продам!
И пойду лишь на попятный
Я за BMW X5-й!
***
Коляда, коляда…
Мы танцуем все года.
А еще на четвереньках
Мило лазим по ступенькам.
Коляда, коляда…
Не болеем никогда.
Затевают жены спор –
Бежим голыми во двор.
Коляда, коляда…
Веселись, народ, всегда!
Ведь грустить нам не пристало,
Наслаждаясь жизни балом.
Коляда, коляда…
На столе – свеча, еда.
Мило елочка сияет.
И всех Бог благословляет.
Видео: Faine video
***
Колядую, колядую,
Запах водки носом чую,
Наливайте по сто грамм,
будет счастье Вам и нам.
***
Коляд, коляд, колядниця,
Дайте тітко похмелиться,
Сала, м’яса, ковбаси
Та двадцятку на труси!
***
Коляд, коляд, коляда!
Дід на бабцю погляда,
Бабця ж і не дивиться,
Все на діда кривиться!
Ой, дідусю, не журись!
На онуків лиш дивись!
Відмикай-но сундучок
Та давай нам п’ятачок!
А ти ж, бабцю, не жартуй
Та скоріше стіл готуй!
Бо ж колядка над двором!
Всіх вітаємо з Різдвом!
Ми вам, рідні, колядуєм,
Дуже любим і цілуєм!
Зичим щиро вам здоров’я,
Жити довго і з любов’ю!
***
Открывай, хозяин, хатку,
Слушай славную колядку.
Быстро к кошельку метнись,
На подарки не скупись.
Щедрым людям будет счастье,
Обойдут их все ненастья,
Будет изобильным дом.
Поздравляем с Рождеством!
с. Хохол-Тростянка Острогожского р-на
Коляда, Коляда, Накануне Рождества Мы ходили, мы искали Святую Коляду. Мы нашли Коляду Во Николином двору. У Николы-то двор На семи столбах, На восьми верстах А дядя Мирон Выносил пиво во двор Мы пива не пьём, Вина в рот не берём. Как на улице мороз Подмораживает, Не велит долго стоять, Велит скоро подавать: Выдавай-ка, не ломай, Выноси — не труси.
с. Верхняя Хава Верхнехавского р-на
Коляда, коляда!
Пришла коляда накануне Рождества. Мы ходили, мы искали Коляду святую По всем дворам, по проулочкам. Нашли коляду у Иванова-то двора. Иванов-то двор — железный тын. Середи-то двора три терема стоят, Во первом терему светел месяц, В другом терему — красно солнце. А в третьем терему частые звёзды. Светел месяц — сударь свет Васильевич, Красно солнце — Марья Ивановна, Частые звёзды — то дети их. Здравствуй, хозяин с хозяюшкой, На долгие веки, на многие лета!
с. Малые Ясырки Эртильского р-на
Мы ходили, мы искали Коляду святую По проулочкам, закоулочкам. Мы нашли Коляду у Серёгина двора. Серёгин двор железом крыт. Серёд двора два терема стоять. Как в одном терему месяц светя, А в другом терему часты звёзды. Тут ехали баяры, сосёнку срубили, Мосток намостили,
Сукном выстилали, гвоздями выбивали.
Хто ня едя, хто ня йдё:
— Хозяин с хозяюшкой,
На добрую здоровьюшку,
А ты, старый старичок,
Открывай сундучок,
А ты, старая старушка,
Выноси хлеба краюшку,
Ты няси, не тряси,
Ты давай, не ломай.
п. Анна Аннинского р-на
Коляда, Коляда, Коляда святая. Мы искали Коляду По всем городам, По переулочкам, Закоулочкам. Очутилась Коляда У Афанасия на дворе. Она сидит за столом.
— Здравствуй, хозяин,
— Здравствуй, хозяюшка,
— С праздничком!
с. Верхний Мамон Верхнемамонского р-на
Ой, Калёда, ходила-блудила,
Приблудила ко двору Тятьянушки,
Ты Фёдор-господин, да ты выйди сюда,
Ты выведи нас, из лесу, лесу,
Из тёмнай дубравы,
Поставь нас рядом,
Сам стань передом,
Мы тебя адорим, стальным городом,
Мы у хату вайдём и быка паведём,
За бутылку пропьём.
с. Шубное Острогожского р-на
Осинова Коляда По проулочку бегла. Ко Ивану забегла, У Ивана на дворе Шатёр стоит.
Как под этим под шатром
Три оконушка.
Как под первым под окном
Сам Иван сидит,
Под вторым под окном
Его жёнушка.
Как под третьим под окном
Его детушки.
У него сто коров,
Девяносто быков
Они в стадо идут,
Все помыкивают,
А из стада идут,
Все побрыкивают.
Пришли домой
Легли пластом,
Оделися хвостом,
Свинячие ушки
Растут на макушке.
Выносите пирога,
А то корову за рога,
Выносите сало,
Чтоб свинья плясала.
с. Пчелиновка Бобровского р-на
Коляда-моляда, Уродилась Коляда! Кто подаст пирога -Тому двор живота, Ещё мелкой скотинки Числа бы вам не знать! А кто не даст ни копейки -Завалим лазейки, Кто не даст лепёшки -Завалим окошки, Кто не даст пирога -Сведём корову за рога, Кто не даст хлеба -Уведём деда, Кто не даст ветчины -Тем расколем чугуны!
с. Мастюгино Острогожского р-на
Коляда светлая, Пришла Коляда Вперед Рождества, Вперед Масленицы. Зашла Коляда К добрым людям на двор. Доброму хозяину -Корову с теленочком, Овцу с ягненочком, Лошадь с жеребеночком, Свинью с поросеночком!
с. Мастюгино Острогожского р-на
Как пошла Коляда Вдоль по улице гулять, Вдоль по улице гулять, С Новым годом поздравлять!
— Коляда, Коляда, Где ты раньше была?
— Я во поле ночевала, Теперь к вам пришла.
с. Мастюгино Острогожского р-на
Хозяин, хозяюшка, Дайте блин, пирожок, Свиную ножку, Всем понемножку! Унеси — не треси. Давай — не ломай! У доброго мужика Родись рожь хороша: Колоском густа, Соломкой пуста У скупого мужика Родись рожь хороша: Колоском пуста, Соломкой густа
с. Руская Гвоздевка Рамонского р-на
Коляда, Коляда,
Отворяй ворота!
Снеги на землю падали,
Перепадывали.
Как пришло Рождество
К господину под окно.
Ты вставай, господин,
Разбужай, госпожу,
Хлебом-солью нас корми,
Путь-дорожку укажи.
Как у нашей-то матки
Телятки-то гладки,
Скачут через грядку,
Копытцами щёлкают,
Землю не хватают.
Что у нашей-то хозяйки
Устои-те толсты,
Сметаны-те густы,
Масла-те желты,
Мы берём не рупь, не полтину,
Одну четвертину,
Пирог да шаньгу,
Золоту деньгу.
Вы скажите, прикажите,
У двора не держите.
Не дадите пирога —
Мы корову за рога.
с. Малые Ясырки Эртильского р-на
Коляда, Коляда,
Тут ходила Коляда
По проулочкям, закавулочкям.
Тут прасила Коляда
Кусок сала.
Кусок сала мала,
Дай кусок, калбасу,
Я домой понясу.
А ты, старая старушка,
Выноси хлеба краюшку,
А ты, старый старичок,
Отпирай сундучок.
п. Анна Аннинского р-на
Коляда, Коляда, Ты подай пирога, Или хлеба ломтину, Или денег полтину, Или курочку с хохлом, Петушка с гребешком! Или сена клок, Или вилы в бок.
с. Руская Гвоздевка Рамонского р-на
Коляда, Коляда, Подавай пирога, Блин да лепёшку В заднее окошко!
с. Малые Ясырки Эртильского р-на
— Колёда-дуда,
Где ж ты была?
— Коней стерегла.
— Чего выстерегла?
— Коня в седле, В золотой узде.
— А где ж твой конь?
— За вратами стоит.
— А где ж врата?
— Вода снесла.
— А где ж вода?
— Быки выпили.
— А где ж быки?
— За горы ушли.
— А где ж горы?
— Черви выточили.
— А где ж черви?
— В тростники ушли.
— А где ж тростники?
— Гуси выклевали.
— А где ж гуси?
— В камыш ушли.
— А где ж камыш?
— Девки вырубили.
— А где ж девки?
— За мужья ушли.
— А где ж мужья?
— На войну ушли.
— А где ж война?
— Посеред гумна.
с. Перлевка Семилукского р-на
Коляда, Коляда, Оржаная борода! И где ж ты была? Чего стерегла? Чего выстерегла?
— Коня с уздой,
С золотой звездой.
— А и где твой конь?
— А конь за ворота ушел.
— А и где ворота?
— Да вода снесла.
— А и где вода?
— Да река унесла.
— А и где быки?
— В камыши ушли.
— А девки-то где?
— А девки за ворота ушли.
с. Верхний Мамон Верхнемамонского р-на
Коледа, Коледа, дай мне косу,
На что косу? — Сено косить.
На что сено? — Коня кормить.
А иде твой конь? — За воротами стоит.
А иде вода? — Быки выпили.
А иде быки? — За бугры ушли.
А иде бугры? — Черви выточили.
А черви иде? — У камыш ушли.
А камыш иде? — Девки выжигли.
А девки иде? — Замуж вышли.
А мужья иде? — На войну угнали.
А война иде? — Посередь гумна.
с. Истобное Репьёвского р-на
— Каледа-дуда, И где была?
— Коней стерегла.
— А где кони?
— За ворота ушли.
— А где ворота?
— Вода унесла.
— А где вода?
— Быки выпили.
— А где быки?
— Их хозяин забрал.
с. Никольское-2 Воробьевского р-на
Коляда, Коляда,
К нам пришла Коляда!
— Чего тебе надо?
— Сальца кусочек.
— Зачем тебе сальце?
— Помазать брусочек.
— Зачем тебе брусочек?
— Косу точить.
— Зачем тебе коса?
— Сено косить.
— Зачем тебе сено?
— Коровушку кормить.
— Зачем тебе коровушка?
— Молочко доить.
— Зачем тебе молочко?
— Детушек кормить.
с. Моховое Аннинского р-на
Дуда-Коляда, Ты где была?
— У бабушки.
— Что делала?
— Кашку варила, Гостей кормила. Приехали гости, Сели на доски, Доски хрясь,
А гости — в грязь.
с. Верхний Мамон Верхнемамонского р-на
Отворяй ворота Коляда пришла, Коляда пришла, Рождество принесла.
с. Коротояк Острогожского р-на
Калядушка, Каляда,
По проулочку прошла,
Блина на ладошку.
Подайте в окошко,
Не ломайте, а цельный давайте.
с. Тресоруково Лискинского р-на
Калядушка, Каляда,
Па праулочку прашла,
И к Родькиным зашла,
Блин да ладошку, дайте в окошку,
Или в зубы качерёшку.
с. Копанище Лискинского р-на
Коляда, Коляда, отваряй ворота, Блин, да лепёшка, задняя окошка, Подавай не ломай, по целой краюшке, Поминай Андрюшки
с. Бодеевка Лискинского р-на
Коляда, Коляда,
Дай краюху пирога,
Шишовы ребята горох молотили,
Цепи поломали, за овин покидали.
Ой, Коляда!
с. Новогольское Грибановского р-на
Каляду, Каляду, Бегла свинка по леду, Утеряла каравай, Найди, тетка, посбирай, Не щипай, не ломай, Нам по целому давай.
с. Хохол-Тростянка Острогожского р-на
Каледу, Каледу, Сидит бабка на ляду, Открывай сундучок, Доставай пятачок. Пятачка мало, Давай кусок сала. Куска сала мало, Дай рубль, дай пятак, Не уйдем из дому так.
с. Хохол Хохольского р-на
Коляду, Коляду Сидит бабка на леду Открывает сундучек Доставает пятачок. Хоть рубль, хоть пятак Не уйду из хаты так.
с. Монастырщина Богучарского р-на
Коляда, Коляда, Я у бабушки одна, На горбу мешочек, Подайте пирожочек. Не дадите пирога -Я корову за рога.
с. Осетровка Верхнемамонского р-на
Калядин, калядин,
Я у бабушки один Сел на диванчик,
В дудочку играю, Христа вспоминаю.
с. Осетровка Верхнемамонского р-на
Коляд, коляд, колядин,
Я у батьки один,
Меня батька прислал,
Чтоб я денег достал.
Коляд, коляд, Коляда,
Я у батьки одна —
Синеглазка, дайте колбаски,
А колбаски нету, дайте конфету,
А конфеты нету, дайте монету.
с. Монастырщина Богучарского р-на
Маленький мальчик Залез в стаканчик, А стаканчик на бочок -Давай, бабка, пятачок. Пяточка мало -Давай кусок сала.
с. Истобное Репьёвского р-на
Я маленький мальчик Влез на диванчик. Диванчик на бочок, Пожалуйте пятачок.
с. Колыбелка Лискинского р-на
Маленький мальчик
Залез в стаканчик,
А стаканчик хруп —
Давай, бабка, руб.
А рубля мало,
Давай пышку под мышку
И пошёл в подпрыжку.
с. Истобное Репьёвского р-на
Маленький мальчик Сел на стаканчик, А стаканчик — хрупь, Пожалуйте рубль!
с. Верхний Мамон Верхнемамонского р-на
Я маленькая девочка Влезла на веточку, А веточка — хруп, Подавай рупь.
с. Колыбелка Лискинского р-на
Маленький хлопчик Сел на снопчик, Во дуду играет, Колядку потешает. Пришла Колядка, Отворяй ворота! Дайте коровку, Маслину головку. Ты мне дай пирожок Ради праздничка, Пышки, лепёшку, Поросячьи ножки -В печи сидят, На нас глядят.
с. Олень-Колодезь Каширского р-на
Сяду, сяду на порог, Дайте сала и пирог, Чтобы телятки телились, Чтобы поросятки поросились, Чтобы уточки велись, Чтобы курочки неслись.
с. Верхний Мамон Верхнемамонского р-на
Сяду на коленку, Дайте копейку. Сяду на порог, Дайте пирог. Не дадите пирога, Сведу корову со двора.
с. Верхний Мамон Верхнемамонского р-на
Слазь, бабка, с печки, Зажигай свечки, Полезай в сундучок, Доставай пятачок. А если мало, Подавай кусок сала, А если сала нет, Давай сто грамм конфет.
с. Россошь Репьевского р-на
Воробей летит, Хвостом вертит. А вы, люди, выбегайте Нам по стопочке давайте.
с. Русская Журавка Верхнемамонского р-на
Коляд, коляд, колядница, Добра с мёдом поляница, А без мёда не така, Возьму вола за рога, А кобылку я за гривку, И поведу на могилку, А с могилки у кабак, И пропью за пятак.
с. Россошь Репьевского р-на
Кто не даст нам яйца — околеет овца, Кто не даст нам пирог — околеет телок, Хотите, чтоб корова пала -Не давайте хлеб и сала.
с. Хохол Хохольского р-на
А я маленькая крестьянка Пришла вам сказать, хозяйка, Мало грамоты я знаю: «Аз» да «буки», Пожалуйте копеечку в руки.
с. Новая Сотня Ольховатского р-на
Коляда, коляда,
Отворяй ворота.
С неба ангел к нам спустился
И сказал: «Христос родился».
Он пришёл Христа прославить
И вас с праздником поздравить.
х. Степной Каширского р-на
1. Ой, Калёда, ходила-блудила. Зап. в с. Хохол-Тростянка Острогожского р-на (Сидкина Е.П. 1912 г.р.) ВГУ АКТЛФ 1983.
4. Мы ходили, мы искали коляду святую. Зап. в р.п. Анна Аннинского р-на (Батракова Г.Н. 1970 г.р.) ВГУ
АКТЛФ 1970.
9. Коляда светлая. Зап. в с. Мастюгино Острогожского р-на (Нефедова О.Я. 1948 г.р.) ВГУ АКТЛФ 1987.
10. Как пошла Коляда. Зап. в с. Мастюгино Острогожского р-на (Золотарева З.С. 1939 г.р.) ВГУ АКТЛФ 1987.
11. Хозяин, хозяюшка. Зап. в с. Русская Гвоздевка Рамонского р-на (Кастырина М.В. 1904 г.р.) ВГУ АКТЛФ 1986.
12. Коляда, Коляда, отворяй ворота! Зап. в с. Малые Ясырки Эртильского р-на (Дорофеева П.Е. 1915 г.р.)
ВГУ АКТЛФ 1985.
13. Коляда, Коляда, тут ходила Коляда. Зап. в р.п. Анна Аннинского р-на (Батракова Г.Н. 1950 г.р.) ВГУ
АКТЛФ 1970.
14. Коляда, Коляда, ты подай пирога. Зап. в с. Русская Гвоздевка Рамонского р-на (Кастырина М.В. 1904 г.р.)
ВГУ АКТЛФ 1986.
15. Коляда, Коляда, подавай пирога. Зап. в с. Малые Ясырки Эртильского р-на (Дорофеева П.Е. 1915 г.р.)
ВГУ АКТЛФ 1985.
18. Коледа Коледа дай мне косу. Зап. в с. Истобное Репьёвского р-на (Маслова М.Ф. 1920 г.р.) ВГУ АКТЛФ 1979.
19. Каледа-дуда, и где была? Зап. в с. Никольское-2 Воробьевского р-на (Лушникова С.А. 1915 г.р.) ВГУ
АКТЛФ 2001.
20. Коляда, Коляда, к нам пришла Коляда! Зап. в с. Моховое Аннинского р-на (Торопцева А.А. 1931 г.р.)
ВГУ АКТЛФ 2000.
21. Дуда-Коляда, ты где была? Зап. в с. Верхний Мамон Верхнемамонского р-на (Гапченко П.П. 1919 г.р.) ВГУ АКТЛФ 1991/3.
23. 23.Колядушка-коляда, по проулочку. Зап. в с. Тресоруково Лискинского р-на (Сафонова В.Е. 1930 г.р.)
ВГАИ КНМ № 380/7.
25. Коляда, коляда, отворяй ворота. Зап. в с. Бодеевка Лискинского р-на (Муховнина Е.В. 1936 г.р.) ВГАИ КНМ № 212/31.
26. Коляда, Коляда, дай краюху пирога. Зап. в с. Новогольское Грибановского р-на (Синицына А.И. 1912 г.р.)
ВГУ АКТЛФ 2000.
27. Каляду, Каляду, бега свинка по леду. Зап. в с. Хохол-Тростянка Острогожского р-на (Байданникова Е.Ф. 1926 г.р.) ВГУ АКТЛФ 1983.
28. Каледу, Каледу, сидит бабка на леду. Зап. в с. Хохол Хохольского р-на (Казарцева В.М. 1928 г.р.) ВГУ
АКТЛФ 2001.
29. Коляду, Коляду сидит бабка на леду. Зап. в с. Монастырщина Богучарского р-на (Головинова П.А. 1935 г.р.) ВГУ АКТЛФ 1998/2.
30. Коляда, Коляда, я у бабушки одна. Зап. в с. Осетровка Верхнемамонского ВГУ АКТЛФ 1996. Встречается в сб.: Лазутин, 1993, с.68.
32. Коляд, коляд, колядин. Зап. в с. Монастырщина Богучарского р-на (Горбунова А.А. 1928 г.р.) ВГУ
АКТЛФ 1998/2.
33. Маленький мальчик залез в стаканчик. Зап. в с. Истобное Репьёвского р-на (Гололобова О.В. 1955 г.р.)
ВГУ АКТЛФ 1979.
34. Я маленький мальчик влез на диванчик. Зап. в с. Колыбелка Лискинского р-на (Дергачева А.Г. 1922 г.р.) ВГУ АКТЛФ 1994/8.
35. Маленький мальчик залез в стаканчик. Зап. в с. Истобное Репьёвского р-на (Васильева Е.И. 1939 г.р.)
ВГУ АКТЛФ 1979.
37. Я маленькая девочка. Зап. в с. Колыбелка Лискинского р-на (Дергачева А.Г. 1922 г.р.) ВГУ АКТЛФ 1994/8.
39. Сяду, сяду на порог. Зап. в с. Верхний Мамон Верхнемамонского р-на (Елфимова М.Д. 1923 г.р.) ВГУ АКТЛФ 1994/2.
40. Сяду на коленку. Зап. в с. Верхний Мамон Верхнемамонского р-на (Казакова П.И. 1917 г.р.) ВГУ АКТЛФ 1994/2.
41. Слазь, бабка, с печки. Зап. в с. Россошь Репьевского р-на (Матвеева М.А. 1930 г.р.) ВГУ АКТЛФ 1976/2 42.
43. Коляд, коляд, колядница, добра с мёдом полянина. Зап. в с. Россошь Репьевского р-на (Матвеева А.А. 1930 г.р.) ВГУ АКТЛФ 1976/2.
44. Кто не даст нам яйца — околеет овца. Зап. в с. Хохол Хохольского р-на ((Казарцева В.М. 1928 г.р.) ВГУ
АКТЛФ 2000.
45. А я маленькая крестьянка. Зап. в с. Новая Сотня Ольховатского р-на (Михайленко К.И. 1928г.р.) ВГУ
АКТЛФ 1980.
46. Коляда, коляда, отворяй ворота. Зап. в х. Степной Каширского р-на (Кубышкина М.Г.1937 г.р.) ВГУ
АКТЛФ 2004.
УДК: 78.067.26
Шинтяпина И. В.
К. п. н., доцент,
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ» им. В.И. Вернадского в г. Ялте
ОБРЯДОВАЯ ПЕСНЯ В ПРАЗДНОВАНИИ КОЛЯДЫ
В статье рассматриваются вопросы анализа и оценки роли народной обрядовой песни в праздновании Коляды, этапы формирования ее стилистики и перерождения из языческой в христианскую.
Ключевые слова: обрядовая песня, колядная песня, христианство.
Постановка проблемы. Сегодня высказываются разные предположения о происхождении и значении праздника Коляды. Многие исследователи (Аничков Е., Бычков А., Демин В.) придерживаются версии о том, что Коляда — Бог веселых застолий, что это имя имеет происхождение от термина «коло» (круг), что праздник колядования проходит благодаря ему и, возможно, имеет мистическое значение. Но большинство фольклористов, историков, антропологов (Казаков В. Кайсаров А., Глинка Г., Рыбаков Б., Петрухин В., Топоров В.) убеждают нас в понимании Коляды, как великого учителя жизни, призванного «спасти человечество от духовного вырождения». По их мнению, именно он поведал славянам о Великом Коло Сварога, о дне и ночи, а также основал первый календарь.
Но те и другие единодушны в определении главенствующей роли в древнем празднике музыкально-певческого начала, а именно колядок — обрядовых песен, являющихся частью так называемого календарного цикла — наиболее древней и устойчивой части славянского фольклора.
Целью настоящей статьи является анализ и оценка роли народной обрядовой песни в праздновании Коляды, этапы формирования ее стилистического своеобразия и перерождения из языческой в христианскую.
Изложение основного материала.
В момент зарождения традиций колядования этот процесс тесно связан с языческими корнями славянских народов. Колядные песни исполнялись в день зимнего солнцестояния в праздник Коляды, когда солнце поворачивалось от Зимы к Лету. Но, вскоре, традиция начала утрачивать языческие корни. Именно на рубеже, когда постепенно воспоминания о языческом празднике Коледы стали угасать в народе, исполняющиеся в честь праздника песнопения стали заменяться новыми, слагающимися в духе христианских норм и традиций. Так стали зарождаться рождественские духовные колядки. А у их исполнителей — колядников появилось новое имя — христославы.
Все колядные песнопения исследователи условно разделяют на «христославные» (рождественские) и «посевные» (языческие). Первые, песни о которых идет речь, непосредственно посвящены моменту Рождения Христа, встрече с Волхвами, восхвалению Богородицы, вторые, чаще всего, исторически более древние, их тематика — языческий культ плодородия, семьи, рода. Главное содержание таких песнопений — пожелания богатого урожая, плодовитости скотины, благополучия в доме и семье хозяев. Более древние языческие колядки своей текстовой основой отражали зависимость человека от природных стихий и были обращением к ним, божествам, отвечающим за солнцеворот, дождь, ведь весь крестьянский уклад напрямую зависел от урожая.
Сам термин «Коляда» — это имя божества, к которому обращались колядующие в разных регионах. Он мог отличаться в разных регионах: Таусень, Авсень, Виноградень. В традиционных припевах русских колядок, чаще всего повторяющих одно из распространненых имен, любую колядную песню возможно классифицировать по
региональному признаку: Коляда — характерна для Курской области, Виноградие — для Архангельской области и Русского Севера, Таусень — для Рязани. Во всех регионах сохранялось правило исполнять колядки только в пределах «новогоднего» обряда .
На территории современной Украины колядку называли старинной обрядовой рождественской песней, в Белоруссии — древнерождественской песней; мнение о том что коляда именно обрядовая песня, подтверждается в фольклоре разных славянских народов: чехов, словаков, поляков, сербов. Болгары считают Коледу (коляду) «песней и даром».
Разновидностью колядок на территории Украины является щедровка с 8-сложной структурой стиха, с припевом или без него, чаще всего исполняемая группой девушек или детским ансамблем. Щедровки имеют характерный звукоряд меньшего объема, по сравнению с колядками.
Щедрщ щедр1к, щедр1вочка, Прилетша ласт1вочка.
Стала соб1 щебетати, Господаря викликати.
Существовали закрепившиеся традиции в праздновании Коляды, так, например, колядников одаривали подарками, сладостями, именно поэтому у многих славянских народов колядка ассоциировалась с подношением даров. Само определение «коляда», в понимании чего-то подаренного, восприняли от славян в Венгрии, Литве и Латвии. Это подтверждает тот факт, что у народов, принявших христианство из греческих источников, слово колядка означало старинную рождественскую торжественную песню, посвященную новорожденному Иисусу Христу .
Сегодня большинство текстов рождественских колядных песнопений разделяют на два типа. К первому относят рождественские колядки, прославляющие празднование Рождества со всеми его действующими лицами. Ко второму относятся рождественские колядки, которые содержат в себе поздравления с праздником и желанием получить у хозяев подарков и угощений .
Коляда, коляда, Накануне Рождества!
Тетенька добренька, Пирожка-то сдобненька
Не режь, не ломай, Поскорее подавай.
Дохристианские колядные песни — это простые мелодические последовательности. Их ладовое строение, метроритмические и мелодико-гармонические особенности характеризуются в своем большинстве бесполутоновым звукорядом в основном диапазоне квинты либо кварты, иногда объемом до сексты. Такие обрядовые песни, исполняются в основном одноголосно и отличаются ритмическим многообразием. Как отмечает Ф. А. Рубцов , «связь обрядовых песен с языческим ритуалом придавала им функцию магическую, заклинательную (вызывание дождя, плодородия). Поэтому обрядовые песни часто носят характер закличек, построенных на основе простых и кратких, но ярких выразительных мелодико-ритмических формулах типа заклинательных возгласов, нередко повторяющих призывные попевки. Каждый обряд обладал своими песнями с характерными напевами-формулами»
Обычай колядовать в канун Рождества появился после Крещения Руси в период переосмысления христианской культурой языческих обычаев и традиций.
Основное содержание рождественских колядок — это рассказ о событиях, связанных в Рождением Младенца Христа: поклонение Волхвов, появление Ангела, ликование пастухов. Эти песнопения — светлые, добрые, торжественные мелодические композиции. В трогательных и немного нивных стихах и мелодиях колядок как будто возрождается история Рождества Спасителя: тихая ночь над Палестиной, вертеп, в окружёнии домашних животных, волхвы, несущие дары Царю Царей, Ирод, жестоко преследующий невинного Младенца.
Нынче Ангел нам спустился и пропел:
«Христос родился!».
Мы пришли Христа прославить,
А вас с праздником поздравить.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Колядки разных народов имеют общие, типологические черты: они имеют общее строение (запев-припев), характерные призывные интонации, несложные по структуре мелодии.
В отличие от обрядовых песен, рождественские колядки в большинстве многоголосны и предназначены для исполнения ансамблем колядующих. Для них является характерным большее жанровое разнообразие: колыбельные («Спи Иисусе»), романсы («Тихая ночь»), лирические песни («Ой не спить»), гимны («Бог предвiчний»).
Проведенный анализ музыкального и гармонического строя христославных славянских колядок дает возможность утверждать, что большинство из них происходит с территорий нынешней Украины. До наших дней в южных регионах России христианские колядки можно встретить чаще, чем языческие, также как и традиция колядовать на Рождество на этих территориях сохранилась лучше. Мелодический язык древних языческих колядок, как правило, очень прост, этим объясняется возможность их быстрого запоминания и исполнения: музыкальный язык их не слишком отличается от других народных куплетов-попевок и прибауток. Христославные колядки немного сложнее в музыкальном плане. Им характерна более сложная метрическая и ритмическая организация, темповое разнообразие и широкий диапазон мелодии.
На территории России и Украины с давних времен накануне Рождества колядовали все: и взрослые, и дети, — но чаще всего колядовали разными группами: отдельно бабы с мужиками, отдельно подростки и дети, хотя встречались и смешанные группы. Считалось, что чем больше за день зайдет колядовщиков в дом, тем удачнее будет год, благополучнее жизнь. Начинали колядовать с рождественской ночи, сразу после богослужения, и продолжали исполнять традиционные песни до самого Крещения. Хозяева заранее готовили угощения в благодарность колядовщикам, те в свою очередь все полученное за день вскладчину, съедали вместе.
В отличие от языческого переодевания в звериные личины, «христославные» колядовщики ходили шествием с Вифлеемской звездой, что в традиции олицетворяло поклонение волхвов Младенцу Христу и сопровождалось пением рождественских колядок и тропаря Рождества. Среди традиционных христославных колядок есть и такие, которые не содержат рождественских сюжетов, а только являют собой пожелания благополучия и богатства хозяевам. Часто в колядных песнопениях встречаются и смешанные варианты, где по пашне «идет Христос и сеет жито», а помогает ему Богородица. Скорее всего, это древние языческие колядки, позже переработанные на христианский лад. От языческого прошлого таких колядок оставался припев, текст которого также уже мог быть смешанным: «Пришла коляда накануне Рождества» .
Еще одним замечательным явлением в традиции исполнения колядок является вертеп — театрализованное действо, передающее рождественскую евангельскую историю средствами кукольного театра. В оригинале вертеп — это передвижной кукольный театр, трехъярусный ящик с ширмой. Путешествующие артисты показывали представление, во время которого неоднократно исполняли колядки, каждая из которых обозначала появление того или иного персонажа, и только при появлении ангела — исполнялся рождественский тропарь.
К сожалению, традиция пения колядок в России почти исчезла. На территории Белоруссии, Украины, особенно в Карпатах, сегодня на Рождество колядуют практически все. В большинстве российских деревень обычай колядовать, к сожалению, почти ушел в прошлое, в городах эта традиция возрождается только в театрализованной форме. Конечно, исполнение христославных колядок — это не просто фольклорная традиция, они выражают живую веру во Христа, и она должна быть очень крепкой, чтобы проявляться во всех сферах жизни.
Выводы. Таким образом, можно констатировать, что колядка на протяжении нескольких тысячелетий прошла сложный путь становления, а затем преобразования и перерождения. Сосредоточив в себе историю и традиции славянских народов, колядка принесла в современный мир древнее очарование и магическое совершенство. Возрождение и изучение культурных традиций — одна из задач исследователей и исполнителей народного фольклора.
Литература
1. Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. М., 2001.
2. Демин В.Н. Заветными тропами славянских племен. М., 2002.
3. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга / Сост. А.И.Баженова, В.И. Вардугин. Саратов, 1993.
4. Рубцов Ф. Л. Основы ладового строения русских народных песен // Статьи по музыкальному фольклору. Л.; М., 1973. С. 27-33.
Что такое колядки, история колядок
Что такое Рождество? Это один из самых светлых праздников в году, а преддверие его окрашено особенным звучанием. Рождественская музыка — это, прежде всего, колядки. Незамысловатые короткие песенки, отражающие национальные фольклорные традиции, звучат из уст взрослых и детей, знаменуют наступление особенной поры, времени, когда всё плохое должно остаться в прошлом, а хорошее и доброе — стать настоящим.
Историю колядок и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
Что такое колядки
Рождественская музыка включает песни, гимны, положенные на мелодию поэмы, традиционно исполняемые в канун соответствующего праздника. К такой категории относятся и колядки. В православной традиции колядовать принято не только непосредственно в преддверии Рождества. Допустимы проведения обрядов с песнопениями в течение всего святочного периода (от рождественской ночи о Крещения).
Колядками считаются обрядовые песни, исполняемые под Рождество. Чаще всего, это простые четверостишия, положенные на простой запоминающийся мотив. Этимология «уводит» вглубь славянской языческой мифологии. Колядой называли богиню, покровительствовавшую сбору богатого урожая. Таким образом, первые колядки исполнялись задолго до того, как на Руси было принято христианство, и являлись примером традиционной «сезонной» песни, посредством которой люди старались вымолить у богов милость.
Популярные колядки
Старинные песенки на русском и украинском языке отражают не только христианские, но и языческие мотивы, ибо их история уходит глубоко в века и имеет отношение к осуществлению древних национальных обрядов. Стихотворный сюжет колядок может прославлять рождение Иисуса Христа или восходить к героям былин и народных сказаний. Популярны, к примеру, такие колядки:
- «Уродилась Коляда накануне Рождества».
- «В стране Иудейской Вифлеем стоит».
- «Коляда-моляда прикатила молода».
- «Христос Спаситель в полночь родился».
- «Нынче ангел нам спустился и пропел: «Христос родился!».
В католическом мире к колядкам относятся скептически, считая их пережитками язычества. Однако католичество, будучи одной из ветвей христианства, поддерживает существование аналогов колядок. Ими являются рождественские песнопения, без которых светлый и добрый праздник не мыслим. Их принято исполнять за семейным праздничным столом.
«Silent Night» — одно из самых известных и любимых Рождественских песнопений у католиков. Впервые песня была исполнена в 1818 году в церкви Св. Николая в небольшом австрийском поселении Оберндорф на реке Зальцах. Впоследствии местечко обрело невероятную популярность среди туристов как родина рождественского гимна «Тихая ночь» (песня имеет множество вариантов перевода, в том числе — на русский язык). Оригинальный текст на немецком был написан священником по имени Иосиф Мор. Мелодию создал Франц Грубер, школьный учитель и органист.
«Silent Night» (слушать)
«O Holy Night» — автором рождественской песни является Адольф Адам. В 1847 году он специально создал стихотворный текст, отражающий размышления о значимости появления на свет Христа и необходимости искупления человеческих прегрешений, для музыкальной поэмы на французском языке «Полночь, христиане! Это торжественный час». Автором этого масштабного произведения, именуемого религиозной марсельезой, значится виноторговец, поэт и вольнодумец Пласидо Каппо. Содержание песни интересно тем, что Христос, согласно тексту, предстаёт не только как мученик, но и избавитель от несправедливости всего заблудшего мира.
«O Holy Night» (слушать)
«I Heard the Bells on Christmas Day» — текст песни основан на содержании поэмы «Рождественские колокола». Авторство принадлежит американцу Генри Лонгфелло, чей жизненный путь охватил сложный исторический период Гражданской войны. В тексте, созданном в 1863 году, отражены глубокие переживания, связанные с печальными событиями жизни автора: его молодая супруга погибла при пожаре, а сын без благословения родителя ушёл на фронт, где был тяжело ранен.
«I Heard the Bells on Christmas Day» (слушать)
История колядок
История колядок условно развивалась в двух векторах. Это связано с трансформацией господствовавших в мире религиозных убеждений и с тем, что постепенно пришедшее на смену языческим верованиям христианство в разное время в различных странах «оформилось» в качестве католичества и православия (раскол произошёл в XI веке).
На Востоке
Изначально у славянских народов колядки были исключительно «посевными», то есть исполнялись, чтобы задобрить богов и богинь в пору работы на полях. Колядование в урочные дни происходило так: ранним утром к домам прибегали дети, они пели колядки, бросали в образа горсти зерна. Считалось, что эти действия «благоволят» плодородному сезону.
Традиция наряжаться для колядок также возникла в языческий период. Предполагалось, что устрашающие костюмы и маски помогают связаться с могущественным миром мёртвых, а усопшие, согласно древним сказаниям, имели власть на миром живых, могли влиять на события будущего как в хорошую, так и в дурную сторону.
В истории славянских народов первые колядки по смысловому наполнению были различными и не всегда отражали выраженный религиозный подтекст. Короткие простые песенки исполняли на различных праздниках, приуроченных к важным событиям: сбору урожая, началу посевного сезона, свадьбе или ожиданию прибавления в семье.
С распространением среди славян христианства пришло некое переосмысление языческих традиций, многие из них канули в Лету, другие — были адаптированы под иное мировоззрение, ставшее общепринятой догмой. Последнее относится и к колядкам. Песенки сохранили своё название, но стали частью принципиально новой традиции, обычая восхвалять Рождение Христа и делиться радостью с родными, близкими людьми. Понятие «колядовать» приобрело тот вид, в котором дошло до наших дней. Оно стало означать следующее — ходить в гости, наряжаться, петь песенки и получать за это «дары». Отказаться пускать на порог коляду — означало накликать беду, прогневить Господа, а значит, весь следующий год терпеть неудачи.
На Западе
Смысловыми «предшественниками» колядок являются религиозные гимны, первые из которых появились в Риме в IV-ом веке. Эти труды были написаны священнослужителями на латыни. К X столетию начинает оформляться отдельное направление в стихотворчестве — рождественские секвенции, структура которых подразумевала наличие рифмованных срок. Добавлять музыку к таким литературным произведениям стали постепенно начиная с XII века. Подобная практика появлялась и распространялась исключительно в стенах монастырей, где монахи получали образование, а значит, имели возможность не только заниматься творчеством, но и записывать его, передавать потомкам, создавая основу для появления преемственности традиций.
Впервые на Западе само понятие «колядовать» появилось в XIV столетии в Англии и быстро распространилось по территории Европы. Так, в частности во Франции, исполнение колядок непременно сопровождалось танцем, хороводом. Структура песенок была примерно одинакова: произведение состояло из нескольких коротких куплетов и припева.
С наступлением XV века колядки стали видоизменяться. Церковь, имевшая огромное влияние на общество в средние века, весьма благосклонно относилось к песням с религиозным содержанием, поэтому новая рождественская традиция стремительно распространялась, чему активно способствовали миссионеры и францисканцы. Последние, члены основанного Франциском Ассизским монашеского ордена, представляли в Англии влиятельную диаспору. Представитель «серых братьев» Джеймс Райман из города Кентербери лично написал 119 песен, которые были собраны в одной рукописной книге, датированной 1495 годом. В целом, со средневекового периода до наших дней дошли более 500 произведений. Почти неизменным в них остался текст, а вот оригинальное музыкальное сопровождение сохранилось лишь в одной четвёртой части всего наследия подобного рода.
В период Реформации (XVI-XVII вв) религиозные песни не утратили актуальности, так как представители протестантизма во всех его ответвлениях весьма лояльно относились к музыке вовремя богослужений.
Во второй половине XIX века был издан первый сборник религиозных рождественских песен «Christmas Carols, New and Old». Книга в значительной степени поспособствовала популяризации жанра не только в строгом викторианском обществе чопорной Англии, но и в соседних европейских регионах. В 1961 году рождественские католические песни были изданы в формате пятитомника под редакцией Дэвида Уилкокса и Реджинальда Жака.
Интересные факты о колядках
- Исследования, проводимые относительно музыкальной гармони, присущей колядкам, привели учёных к выводу, что большинство песенок на русском языке имеют всё же украинское происхождение. Об этом свидетельствует присутствие определенных мелодических канонов.
- Языческие колядки имели примитивную музыкальную канву, а появившиеся позднее христославные песенки уже демонстрировали относительно сложные мотивы.
- В давние времена на Руси колядовать ходили группами: взрослые — отдельно, дети — отдельно. Считалось, что чем больше в Сочельник в дом придёт колядующих, тем удачливее сложится наступивший год.
- Традиция колядовать под Рождество в России постепенно исчезает. Обычай поддерживается разве что в деревнях и провинциальных городках. Зато на территории Западной Украины очень бережно относятся к традиции. В Закарпатье, к примеру, наступление Рождества не обходится без атмосферных гуляний с исполнением колядок, участие принимают практически все, от мала до велика.
- В 2011 году композиция «Silent Night» была признана нематериальным наследием Австрии и была внесена в соответствующий список ЮНЕСКО. Со временем песня была записана в различных жанрах и исполнялась многими певцами. Версия американского исполнителя Бинга Кросби, записанная в 1935 году, стала четвёртым самым продаваемым синглом всех времён.