Христос Вседержитель (Пантократор) — икона, занимающая центральное место в церковном и домашнем иконостасе. В храме она находится у Царских ворот, может быть вписана в пространство под куполом. В домашнем иконостасе икона Христа занимает почетное место в центре всех остальных икон. Там, где есть образ Пантократора, присутствует любовь Господа, которой и держится весь мир.
Не знаете где можно купить каноническую православную икону? Рекомендуем посетить религиозный магазин https://ikona7.ru/, где вы можете обрести икону в подарок или для себя.
Содержание
- Основные элементы иконографии
- Помощь от иконы Христос Вседержитель
- Иисус Пантократор — самая важная икона
- Значение иконы Господа Вседержителя
- История иконы Иисуса Христа «Спас Вседержитель»
- Символы в иконографии образа Иисуса Христа
- Иконография руки Спасителя
- Типы иконографии Христа Вседержителя. Христос во славе (Спас в Силах)
- Типы иконографии Христа Вседержителя. Икона Деисус
- Икона Господь Вседержитель, в чем помогает?
- Купить икону Господа Вседержителя в Минске можно в музее-салоне «Иконы из камня”
Основные элементы иконографии
На иконе Христос Вседержитель чаще всего изображается по пояс, реже — в полный рост, сидящим на троне. Символично Его одеяние, которое несет важную информацию о человеческой и божественной природе Господа.
- На правом плече хитона изображен клав — полоска ткани. Во времена земной жизни Спасителя такой знак могли носить только самые знатные римские аристократы. Клав — символ высшего человеческого достоинства Христа.
- Красный цвет хитона символизирует царскую власть, которую имеет Вседержитель, как на земле, так и на небе. Но красный цвет имеет также кровь, пролитая Спасителем для искупления человеческого рода.
- Синий цвет гиматия — плаща, накинутого поверх хитона — символизирует небесную природу Христа, а сочетание красного и синего говорит о том, что Он является истинным Богом и в то же время истинным человеком.
Руки Спасителя изображены по всем каноническим правилам иконописи. Правая рука благословляющим жестом подает помощь Господа молящемуся человеку. Левая рука держит Евангелие — благую весть о спасении. В открытой книге можно прочитать слова, выражающие волю Господа, его заповедь. Закрытая книга должна напоминать о Страшном суде, когда раскроются все деяния человека, и за каждое слово придется держать ответ.
Нимб над головой Христа — особенный, с крестом, вписанным в сияющий круг. Крестными мучениями искупил Вседержитель все грехи людей, прошлые и будущие. Чтобы получить спасение, человеку нужно только покаяться и уповать на помощь Господа в борьбе с греховностью своей падшей природы. На этой иконе Христос изображен как Богочеловек, Царь, Искупитель и Судья всех людей.
Помощь от иконы Христос Вседержитель
Перед иконой Вседержителя можно молиться обо всех нуждах, которые могут возникнуть в жизни людей:
- об избавлении от греховных помыслов и искушений;
- о прощении неправедных поступков и слов;
- об исцелении душевных и телесных недугов;
- о защите от бед и врагов;
- об укреплении духа в периоды жизненных испытаний.
Молитвы Спасителю помогают обрести мир, душевное равновесие и духовную гармонию. Важно обращаться к Господу не только с прошениями, но и со словами благодарности за помощь и избавление от бед.
Икона Христа Пантократора является защитницей семьи. Богородичным образом родители благословляют невесту, а образом Спасителя — жениха. Венчальная пара икон является залогом крепкого брака и счастливой семейной жизни. Икона Пантократора оберегает здоровье детей в семье. При самых неутешительных диагнозах не стоит отчаиваться: Врачеватель душ и телес знает, какое лекарство необходимо в том или ином случае. Часто болезнь ребенка дается для вразумления родителей. Когда они с верой и молитвой обращаются к Богу, по силам становится любой тяжелый крест. Христос, пребывая на земле, показал, что в его власти исцелить любую болезнь, даже воскресить из мертвых. Основным условием успеха Спаситель называл веру просящего. Пусть даже несовершенную — как у отца бесноватого отрока: «Верую, Господи, помоги моему неверию» (Мк. 9:24). Главное, признать перед Спасителем свое несовершенство и просить Его о помощи.
Христос — альфа и омега, начало и конец человеческой жизни — в этом основной смысл иконы Вседержителя.
Если же вы ищете икону Николая Чудотворца, то вы можете посмотреть её на сайте ikona7.ru.
Иисус Пантократор — самая важная икона
Икона Господь Вседержитель является центральным православным образом, который располагают как с другими православными иконами, так и порознь.Икона Вседержителя есть в любой православной церкви или храме. Если Вы желаете заказать домашний иконостас из камня, то предлагаем, в первую очередь, купить икону Господа Вседержителя.
Значение иконы Господа Вседержителя
Слово «Пантократор» в переводе с греческого означает всевластный, всесильный, всемогущий. В греческой версии Ветхого Завета (LXX) παντοκρατωρ переводится как «Правитель мира» или «Властитель Всего». В книге Откровения Пантократор упоминается около девяти раз в образе того, кто воплощает единство и силу Бога.
Икона «Христос Пантократор» подчеркивает всемогущество Иисуса, Его силу создавать что угодно. Иисус является небесным Правителем, поддерживающим все. Символика Христа Пантократора заимствует многое у изображений римских императоров, чтобы дополнительно подчеркнуть его царскую власть. Ранние христиане использовали свои культурные символы, чтобы превознести суверенную силу воскресшего Христа.
Решение располагать образ Христа Пантократора в апсиде в церквях ( не конкретно сам купол, а именно задняя часть церкви или храма) имеет сакральный смысл. Византийские церкви были созданы по образцу римской базилики, которые, в свою очередь, служили и в роли судебных залов при императорском дворе. Апсида же являлась местом, где находились чиновники или другие лица, обладающие властью решать судьбы простых смертных. Позиция Иисуса в апсиде заявляет, что он является законным правителем и суверенным судьей над всеми. Или, если использовать греческое слово, он – Пантократор.
История иконы Иисуса Христа «Спас Вседержитель»
Христиане начали наиболее активно пытаться визуализировать образ Иисуса в конце 300-х годов, когда Великое Гонение, начавшееся при императоре Диоклетиане, поутихло. В этих изображениях Христос предстает как стоическая фигура, восседающая на престоле и держащая в руке свиток, тогда как уже в 600-х годах Господь Вседержитель появился как упрощение этого раннего изображения, которое не будет меняется на протяжении последующих 1500 лет.
Старейшей иконой, изображающей Спас Вседержителя считается расписное деревянное панно, изготовленное примерно в VI м веке для монастыря Святой Екатерины, расположенного на горе Синай, в Египте. Этот образ считается одной из древнейших византийских икон и является самой ранней из известных работ изображающей Христа. Икону изготовили в Константинополе, по заказу императора Юстиниана, врученную в дар Синайскому монастырю, в котором в этот момент возводилась базилика и укреплялись стены. Икона некоторое время спустя была утеряна и уже многим позже ее обнаружили в XIX веке в стенах монастыря, после чего было установлено, что икона примерно в XIII веке обновлялась темперными красками. Черты, обозначенные древним живописцем, впоследствии станут для иконографии Христа каноническими.
Остальные ранние изображения Иисуса Христа были уничтожены во время иконоборческого периода (726–842 гг.). Иконы Христа Пантократора в церквях Каппадокии, датируемые 850–1100 гг. н.э., являются одними из старейших сохранившихся художественных изображений Иисуса, а в Темной церкви (в Гёреме) представлены лучшие из них. Благодаря тому, что на фрески не падал солнечный свет, они сохранились в практически первозданном виде.
Символы в иконографии образа Иисуса Христа
В каноническом образе Вседержителя, согласно оригинальному списку, Иисус с мрачным лицом смотрит вперед, а длинные каштановые волосы и борода очерчивают светлый лик.
Образ включает в себя только верхнюю часть тела Иисуса, а в роли одеяний выступает хитон (туника) — род одежды, пошедший от древних греков и представлявший собой кусок ткани, чаще всего хлопок, перекладываемый через правый бок и закрепляемый на левом плече. Поверх хитона изображается гиматий — кусок прямоугольной ткани, также являвшийся частью повседневной древнегреческой одежды.
Иисус держит книгу, изображающую Евангелие, в левой руке, а другая рука согнута в жесте благословения. Над головой Христа изображается крестообразный нимб, а по бокам отображены буквы «IC XC».
На правом плече изображается клав, украшение в виде нашивки, которое могли носить только благородные римские аристократы, что символизирует высшее человеческое достоинство Христа.
Красный цвет на хитоне Вседержителя является символом царской власти, используемую им чтобы править как на небе, так и на земле. В тоже время, красный цвет является цветом крови, которую пролил Спаситель в искупление человеческих грехов.
Синий цвет гиматия является символом небесной природы Иисуса, в то время как сочетание синих и красных цветов говорит о двойственности его природы, когда он одновременно является и Богом, и человеком.
Нимб над головой Спасителя столь же примечателен, как и остальные атрибуты иконографии Спаса Вседержителя. Крест, вписанный в сияющий круг нимба является своеобразным образом крестных мучений, благодаря которым были искуплены все грехи рода людского, как прошлые, так и будущие.
Иконография руки Спасителя
Жест правой руки Иисуса имеет множество значений, происхождение которых диктуется культурным подтекстом. Ораторы древнего греко-римского мира использовали жесты рук для общения со слушателями, каждый их взмах должен быть выверенным, чтобы эффект от их речей был максимальным, что было перенято ораторами современности. В изводе «Христа Пантократора» ораторский жест руки Иисуса говорит, что он хочет сказать что-то важное, донести важную, сакральную мысль, но в византийской художественной традиции и теологии этот жест также указывает на благословение. Христос как бы благословляет смотрящего на него верующего и этим же жестом пользуются православные священники во время литургии. И самое интересное — это точная форма жеста, демонстрируемого Иисусом. Под определенным углом они образуют символы «IC XC». Это аббревиатура имени Иисуса, составленная из первых и последних букв греческого IHCOYC (Иисус) XPICTOC (Христос).
В левой руке Господь Вседержитель держит книгу, а иногда и свиток. Из-за книги в руках Иисуса Христа также называют Христом Учителем. Книга обычно закрыта, но иногда открывается на Иоанна 8:12: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.». Этот стих имеет несколько значений, особенно в сочетании с образом Спаса Вседержителя. Сначала рассмотрим физический контекст. В нем верующий, находясь в темной пещерной церкви, окруженный ореолом от мерцающих, слегка подрагивающих свечей, смотрит на лик Иисуса Христа и видит яркий, освобождающий Истинный Свет, преодолевающий и разгоняющий всю тьму как снаружи, так и внутри него. Теологически слова Иисуса повторяют слова Бога при сотворении: «Да будет свет» (Бытие 1: 3). Иисус предстает как тот самый мощный свет Бога, который прямо на глазах смотрящего в единый момент воссоздает мир. На личном уровне, эти слова дают надежду и утешение. Исторически, пещерные церкви функционировали как места погребения. Уже умершие люди были похоронены очень близко к церкви. Человек, смотрящий на Христа Пантократора и находящийся в подобном месте, хотя и близкий к смерти, мог видеть Свет и Жизнь.
Типы иконографии Христа Вседержителя. Христос во славе (Спас в Силах)
В каппадокийских пещерных церквях сохранились два подвида Христа Пантократора — «Христос во славе» и «Деисус». Они оба такие же, как Христос Пантократор, но имеют большое количество дополнительных деталей и фигур.
«Христос во славе» (Также известный как «Спас в Силах») показывает Иисуса Христа в полный рост, сидящего фронтально на престоле в окружении небесных фигур. Вокруг Иисуса есть множество ангелов: простые ангелы в поклонении, ангелы-серафимы с шестью крыльями или архангелы Михаил и Гавриил. Престол Христа находится внутри мандорлы, особой формы нимба, сияния овальной формы. Это сияние символизирует полную святость Иисуса.
По образу Пантократора, четыре животных также могут окружать Иисуса. Это четыре живых существа символически изображающих ветхозаветных пророков Иезекииля и Даниила. В случае ранних христиан эти существа могли символизировать четырех евангелистов — Матфея (человек), Марка (лев), Иоанна (орел) и Луки (вола). В нескольких картинах четверо зверей объединены в мифическое существо (тетраморф).
Образ Христа во Славе, также называемый Христом в Величии, был первым христианским изображением Иисуса, созданным в конце 300-х годов. В 600-х годах Византийская империя начала ослабевать, а вместе с тем уменьшились размеры новых церквей. Поэтому, чтобы икона Иисуса правильно вписывалась в маленькую округлую апсиду, был разработан образ Христа Пантократора — уполовиненая версия Христа во Славе без окружающих его фигур. Среди каппадокийских пещерных церквей, церковь Креста (в Красной долине) и Панчарлыкская церковь (в Ортахисаре) имеют наиболее продуманные и тщательно сохранившиеся изображения «Христа во славе»
Типы иконографии Христа Вседержителя. Икона Деисус
Подобно Христу во Славе, образ Деисуса является более полной версией иконы Господа Вседержителя. Он может быть представлен как единичной иконой, так и их группой, в которых Спаситель снова восседает на престоле во весь рост, держа книгу в одной руке и согнув вторую руку в благословляющем жесте. По бокам от фигуры Христа изображаются Божия Матерь и Иоанн Креститель, стоящими рядом с поднятыми в молитвенном заступничестве руками (т.н. трёх фигурный Деисус). Икона образ может быть дополнен изображениями апостолов, святых отцов и т.д. (многофигурный Деисус). Название иконы Diesis означает молитва или моление по-гречески. Главный смысл всей композиции, это заступничество за людей, пред грозным взором Небесного Царя и Судьи. В период после иконоборчества в Византии, Деисус обычно изображался на архитравах в храмах Византии. По своей сути сцена повторяет «Христа во славе», но окружение Спасителя подчеркивает молитву и ходатайство вместо поклонения и ожидания суда.
Старейшим изображением Деисуса считается чудом уцелевшая фреска в церкви Санта-Мария-Антиква в Риме (XVII век) где Спаситель изображен во весь рост, а Иоанн Креститель складывает руки не в молящем, а указующем жесте. В церковных апсидах образ стал часто появляться в конце первого тысячелетия.
Икона Господь Вседержитель, в чем помогает?
Перед этой иконой Христа обычно молятся практически о всех нуждах, возникающих у людей. Молитву Иисуса Христу возносят:
- О помощи в работе;
- О здравии ребенка и семьи;
- О прощении грехов;
- О замужестве;
- Об исцелении душевных и телесных недугов.
Вознося молитву Господу Вседержителю, человек обретает мир, покой и душевное равновесие. При этом важно обращаться ко Христу не только в час большой нужды или беды, но также и с благодарностью за помощь. Икона Господа Вседержителя защищает семью. Своим жестом Иисус благословляет молодоженов на счастливую жизнь, а в составе венчальной пары оберегает здоровье детей. Господь поможет всем и каждому, главное, признать свое несовершенство перед Спасителем и искренне попросить Его о помощи.
Купить икону Господа Вседержителя в Минске можно в музее-салоне «Иконы из камня”
Специалисты нашей мастерской икон воссоздали образ Христа Пантократора в натуральном мраморе. Этот нерукотворный, благородный материал, созданный силами самой природы, обладает собственным очарованием, воспеваемым человечеством на протяжении веков. Будучи вложенным одухотворенным художником в Образ Святого оживляет икону и наполняет ее новым, возвышенным и загадочным смыслом, вознося человеческое мастерство иконописца на невиданный уровень. Бесконечное сочетание возможных цветов мрамора и оникса, фактурность травертина, скомбинированные камни в Иконе Святого каждый раз открывают новые грани увековеченного образа, несмотря на то, что в каждой из наших икон Господа Вседержителя используется один и тот же иконографический извод.
Каждая изготавливаемая на заказ Икона Пантократора уникальна, неповторима и не поддается доподлинному воспроизводству. Все иконы прописываются нашими иконописцами вручную и к каждой работе используется индивидуальный подход. В нашей обширной коллекции Вы можете выбрать и купить Икону Господа Вседержителя или же мы можем изготовить икону Святого на заказ в соответствии с Вашими пожеланиями. Икона Иисуса Христа статусный подарок для юбиляра или начальника.
Мы работаем в следующих техниках:
- Рельефные объемные иконы из полудрагоценного оникса и итальянского мрамора, украшаются натуральным сусальным золотом и серебром;
- Иконы комбинированные из нескольких сортов камня, украшаются также натуральным сусальным золотом и серебром;
- Иконы в технике «под старину»;
- Плоскостные гравированные иконы.
Монастырь Пантократор, занимавший седьмое место на Святой Горе Афон, также как и монастырь Кутлумуш, посвящён Преображению Господня. Он расположен на скалистом мысу, на северо-востоке Афона. По легенде монастырь основал Алексий Комнин, но основателями монастыря следует считать и братьев Алексия (командующего военным лагерем) и Иоанна Примикериоса (занимавшего высокий пост в суде).
Точная дата строительства монастыря неизвестна. Впервые он упоминается в документальных источниках 1358года. Существует и такое мнение, что обитель была перестроена патриархом Каллистом I. В эти же годы в состав монастыря вошли более мелкие монастыри святого Дорофея, святого Авксентия, Равдуш, Фалакр, Кинопод и Факен. В 1368 году скончался основатель Пантократора Алексий.
На пожертвования братьев — основателей монастыря, были построены подворья, которые существуют и на сегодняшний день. Икона, подаренная братьями монастырю, сейчас хранится в Эрмитаже. Благодетельницей обители была и русская императрица Екатерина Великая.
В XVI веке монастырь перестроился, в связи с чем, он начал расширятся. В XIX веке была построена Колокольня монастыря.
В обители жили такие святые как Патриарх Каллист II Ксанфопул, архиепископы Солунские и Симеон и Феона.
После падения Константинопол, Пантократор существовал на пожертвования тех стран, которые расположены в низовьях Дуная.
В 1393, 1773 и 1948 годах в монастыре произошли пожары, но, к счастью, он не был разрушен полностью.
Основатели монастыря иноки Алексий и Иоанн похоронены в главном соборе, где и хранится чудотворная икона Божией Матери — Герондисса – Старица. По одному из преданий, через эту икону Матерь Божия возвестила о близкой кончине игумена монастыря и попросила одного из священников, который вел литургию, поскорее закончить ее, дабы игумен перед смертью успел причаститься.
На территории монастыря расположены 7 храмов, и столько же за ее пределами, 5 келий в районе Карей. Обитель имеет большое количество подворий в Греции, Валахии и Малой Азии. Пантократору подчинен скит пророка Илии, 38 калив на Капсале и 5 келий.
В монастыре хранятся множество святынь, среди них мощи великомученика Феодора Стратилата, святых Космы и Дамиана, частица Животворящего Креста, часть щита святого Меркурия, иконостас собора и иконы XIV века.
В библиотеке Пантократора хранятся приблизительно 350 рукописных кодексов и около 3.500 печатных книг.
В монастыре проживают 15 монахов.
Престольный праздник монастыря – это Преображение Господня, которое отмечается 6(19) августа.
Пантократор
Пантократор
Пантократоров монастырь стоит на скале, о которую бьются волны обычно бурного моря, на северо-восточной стороне Афона. Монастырь празднует праздник Преображения Спасителя (6 августа).
Основателями монастыря считаются два мужа – «великий стратопедарх» («начальник лагеря») Алексий и «великий примикирий» («первый сановник») Иоанн, которые жили приблизительно в середине XIV века и поначалу были монахами в келье Пантократора, которая существовала ранее на этом месте и постепенно была преобразована в монастырь. Впрочем, их начинаниям в значительной степени способствовал византийский император Иоанн V Палеолог, который был родственником Иоанна и подарил новосозданному монастырю подворье на острове Лемнос. Помощь монастырю продолжали оказывать и последующие императоры.
Пантократор
После турецкого завоевания монастырь стал переживать экономический кризис, преодолеть который тем или иным способом помогали различные греки или греческого происхождения господари придунайских княжеств. Как это имело место и в случаях с другими монастырями, затем последовала помощь от России, а именно дар и привилегии, данные Пантократорову монастырю Екатериной II в 1762 году, позволившие монахам собрать деньги в России.
Монастырь пережил два разрушительных пожара – в 1773 году и относительно недавно – в 1948 году. Значительный труд по восстановлению монастыря после первого пожара проделал его ризничий Кирилл, а последствия второго пожара были ликвидированы Реставрационной Службой.
В плане монастырские здания составляют неправильный многоугольник, который окружает крепостная стена, а на западной стороне его возвышается крепостная башня. Большинство построек монастыря появились в более позднее время.
Собор монастыря
Относительно небольшой собор, в котором похоронены оба ктитора монастыря Алексий и Иоанн, находится в северной части мощенного плитами двора. Архитектура его следует общему афонскому типу, хотя имеет и некоторые особенности, проявляющиеся в расстоянии между хорами для певчих и алтарной частью: это расстояние больше, чем в других соборах. Кроме того, професис и диаконикон образуют две небольшие башни с куполами. При этом, в 1847 году оба нартекса соединили друг с другом и пристроили новый застекленный наружный нартекс. В то же время на средства архимандрита Мелетия была построена примыкающая к нартексу башня звонницы.
Созданные в XIV веке фрески храма в настоящее время находятся под слоем более поздних росписей, которые были сделаны в 1854 году агиографом Матфеем Иоанном из Наусы. Из ранних фресок можно увидеть изображения Успения Богородицы, Моления и некоторых святых.
Пантократор
Фиал водосвятия в том виде, в котором он известен в большинстве афонских монастырей, в Пантократоровом монастыре отсутствует.
Трапезная встроена в сторону, на которой располагаются кельи, напротив фасада собора. она была построена в 1741 году и, спустя 8 лет, украшена фресками довольно посредственными живописцами.
Кроме центрального храма, в монастыре есть 8 часовен на территории внутри монастырских стен, а также еще 7 других часовен в различных экзартимах. Наиболее значительная из них – Успенская часовня, слева от литийного притвора, в соборе, с фресками 1538 года, которые были покрыты новым слоем живописи в 1868 году. Другие часовни с фресками – Святого Николая у входа в монастырь и Иоанна Предтечи в его южном крыле.
По дороге из монастыря в Карею находится поселок Капсалы с большим числом монашеских калив, 36 из которых принадлежат Пантократорову монастырю, а другие – другим монастырям. В Карее и ее окрестностях разбросано еще 15 келий, из которых выделяется бывший монастырь, а ныне келья Равдуха (Жезлоносца), посвященная Введению во храм Пресвятой Богородицы и занимавшая в начале XIV века четырнадцатое место среди монастырей того времени. Однако этот монастырь существовал, по крайней мере, с Х века – этим временем датируются изображения (два креста) старого собора в подземелье нынешнего храма: они относятся к нижнему слою фресковой живописи, т.е. предшествовавшему слою, на котором изображены апостолы Петр и Павел и который датируется ХII веком. Еще одна келья того же монастыря – Успенская келья, называемая также «Axion esti» («Достойно есть») и связанная с одноименной чудотворной иконой Богородицы, которая находилась ранее здесь, а ныне хранится в алтарной части храма Протата.
Пантократор
Пантократорову монастырю принадлежит также русский общежительный скит Пророка Ильи, стоящий на возвышенности напротив монастыря, на расстоянии около получаса ходьбы. Здесь находилась ранее келья, отданная в 1757 году выдающемуся украинскому монаху и великому реформатору Паисию Величковскому. Аскеты, главным образом молдаване и украинцы, постепенно становились его учениками, и поскольку число их все возрастало, Паисий Величковский преобразовал келью в скит и при том общежительный, что вообще имело место среди скитов Афона впервые, Затем скит находился в руках русских монахов, число которых весьма возросло, что привело к необходимости построить ряд новых больших зданий, похожих на церковь Святого Андрея. В итоге это вызвало беспокойство патриархии, Священного Кинота и главенствующего монастыря. Поэтому между скитом и Пантократоровым монастырем пошли нескончаемые судебные разбирательства, конец которым положила грамота патриарха Неофита VIII от 1892 года. Новейшая, весьма впечатляющая главная церковь (kyriakon) скита была открыта в 1900 году. В ней хранятся две ценные иконы Богородицы – Млекопитательницы и Лиющей Слезы.
Предание.
Икона Божией Матери Геронтисса
Некогда в Пантократорском монастыре проживал благочестивый старец, игумен. Господь послал ему великую скорбь — он был тяжело болен. Во время болезни он узнал о своей скорой кончине. Перед тем, как покинуть дольний мир, он пожелал причаститься Святых Христовых Таин. С этой просьбой он обратился к седмичному иеромонаху, чтобы тот поспешил исполнить это Святое Таинство. Однако иеромонах не обратил особого внимания на важность просьбы. Вскоре во время совершения Божественной литургии он услышал от иконы Богоматери грозный голос, повелевающий ускорить ход службы и немедленно исполнить волю старца.
С тех пор эта икона получила символическое название Старицы. Многие люди считают ее покровительницей всех стариков.
Ныне она располагается в Соборном храме обители возле восточной колонны левого хора. Икона отреставрирована и заключена в серебряный оклад. Сосуд, изображенный на иконе, тоже связан с преданием – о чудесном умножении елея в обители по молитвам некоего игумена.
Есть и еще один рассказ, повествующий о чуде…
Во времена сарацинского нашествия на обитель эта икона была брошена захватчиками в колодец недалеко от монастыря. Впоследствии она была найдена по указанию родственников одного из варваров. Несчастный, лишившись разума, захотел расколоть святую икону и использовать ее для растопки кальяна. Но он тут же ослеп. Раскаявшись в своем безумии и надеясь получить облегчение посмертной участи, сарацин повелел родным после того, как он умрет, отправиться на Афон и найти в колодце образ, не сомневаясь, что он обретается там в сохранности и целости. Родственники, исполняя это повеление, прибыли на Святую Гору и указали монахам место, где (по описанию) икона находилась. Она была в колодце! — и братия с почестями извлекла ее оттуда и водворила в храм.