В начале декабря телеканал Cartoon Network объявил в России «Месяц антибуллинга»: в рамках социальной инициативы на протяжении месяца телеканал совместно с профильными экспертами будет раскрывать различные стороны буллинга в школах и того, как ему противодействовать, в своём блоге на «Меле».
Школьная дружба может закончиться после выпускного или через несколько лет после вручения аттестатов, а может остаться и на всю жизнь. Как бы то ни было, люди, прошедшие с нами путь взросления, очень важны.
Ребёнок, который учится дружить, одновременно учится быть внимательным к окружающим, эмпатичным, заботливым. Кроме того, он понимает, как отстаивать свои границы и искать компромиссы, ведь каждая настоящая дружба рано или поздно подвергается проверке на прочность. В этих процессах не последнюю роль играет учитель, ведь многое в детском коллективе зависит от того, какого стиля общения придерживается сам преподаватель.
Как педагогу выстроить дружескую атмосферу в классе, рассказывают преподаватель истории, заслуженный учитель России, заведующая кафедрой истории в гимназии № 1567 Тамара Эйдельман, а также клинический и кризисный психолог АНО «БО «Журавлик» и программы «Травли NET» Мария Зеленова.
«Дружба в школе помогает детям самоидентифицироваться в окружающем мире», — рассказывает Мария Зеленова. По её словам, ребёнок, который сумел построить здоровые отношения со сверстниками в детском и подростковом возрасте, вырастает во взрослого с адекватной самооценкой, способного отстаивать свои границы при уважительном отношении к окружающим, не испытывающего страха при сближении с другими людьми.
Важную роль в становлении личности ребёнка играют взрослые — родители и учителя. Педагог должен в первую очередь уважать детей, говорит Тамара Эйдельман. Она отмечает, что взаимоотношения преподавателя и ребёнка не должны быть панибратством. «Всё-таки дружба между учителем и учеником невозможна, ведь она не может строиться в ситуации, где один ставит отметки другому. Но педагог в любом случае должен соблюдать простые правила человеческих взаимоотношений», — объясняет преподаватель гимназии № 1567.
Содержание
Не повышать голос
«Тон учителя задаёт атмосферу в классе, особенно в начальной школе, когда ученики смотрят на классного руководителя, как на бога», — говорит Тамара Эйдельман. Если педагог кричит и хамит, то и дети будут отвечать тем же.
«Чем жёстче структура класса, чем авторитарнее стиль преподавания, тем вероятнее проявление нетерпимости в данном коллективе, повышается риск буллинга. Однако, это не значит, что в классе не должно быть никаких границ», — говорит Мария Зеленова.
По её словам, спокойный тон, искренняя заинтересованность учениками и доходчивые примеры выхода из конфликтных ситуаций помогают преподавателю на личном примере формировать здоровые отношения в коллективе. Самое главное, чем отличается буллинг от конфликта — это систематичность, с другими отличительными особенностями можете ознакомиться в инструкции для родителей от телеканала Cartoon Network.
Не унижать
Учитель в первую очередь обычный человек, ему может кто-то из учеников нравиться больше, а кто-то — меньше. Но нельзя этого показывать, нельзя выделять детей, которым всё прощается. По словам Тамары Эйдельман, часто ситуации буллинга возникают, когда педагог открыто транслирует пренебрежительное отношение к отдельному ученику, например, всё время упоминает его низкие оценки или плохое поведение. Дети быстро такое подхватывают.
«Именно в наблюдении за взрослыми дети могут почерпнуть, как правильно давать грамотную обратную связь касательно своих эмоций, недовольства, как решать конфликты, как не позволять себя использовать, как мириться и как дружить. А если не дружить, то хотя бы уважать другого», — объясняет Мария Зеленова.
Не сплетничать
Обсуждать учеников за их спиной с другими детьми неприемлемо для учителя. Неприемлемы и подобные обсуждения с коллегами. Тем более, если у педагога сложились доверительные отношения с кем-то из учеников, и он рассказывает ему какие-либо свои тайны. Но здесь есть тонкая грань, отмечает Тамара Эйдельман. Доверие может пересекаться с моральной ответственностью, например, если тайна ребёнка касается его здоровья. Допустим, ученик рассказал учителю, что он употребляет наркотики. Оказавшись в таком положении, педагогу следует действовать аккуратно, подумать, с кем можно обсудить эту ситуацию. Например, если в школе есть психолог, то поговорить с ним, не называя фамилий. Конечно, следует рассказать о случившемся родителям, ведь учитель не должен брать на себя всю ответственность за ребёнка.
Создавать общую активность
Для дружеской атмосферы важна совместная деятельность учеников — организация и проведение праздников, чаепития, экскурсии, работа в группах, уроки доброты. Зеленова говорит, что групповой сплоченности в классе способствует живая, подвижная система, когда ученики выполняют задания постоянно с разными одноклассниками, сидят по двое-пятеро за столами, а учитель организует их общение друг с другом и не пресекает его из страха потерять контроль над поведением.
Тамара Эйдельман добавляет, что ещё один важный элемент общей активности — это просмотр и обсуждение фильмов. Например, в восьмом классе на уроках, посвященных теме конфликта, ученикам показывают «Чучело», а после просмотра дети и учитель рассуждают о причинах поступков главных героев картины.
По словам Марии Зеленовой, педагог может также проводить периодические анонимные анкетирования и диагностики, позволяющие поддерживать лояльность и высокую мотивацию как в общении между детьми в классе, так и в общении с преподавателями. Эйдельман отмечает, что опросник для подобного анкетирования учитель может составить совместно с психологом или социологом.
Замечать
Ситуации, когда одни ученики позволяют себе насмешливые и пренебрежительные выражения в адрес других, можно пресечь, если вовремя их заметить. Это может произойти не на уроке, а на перемене, но если учитель стал свидетелем такой сцены, то побеседовать с задирой нужно. Делать это стоит деликатно, не при всех, а индивидуально, замечает Эйдельман. Она советует расспросить ученика, зачем он это делает, почему, понимает ли, что эти слова могут обидеть одноклассника, сделать ему больно.
Зеленова говорит, что учитель должен чётко проявлять нетерпимость к насмешкам и проявлению жестокости между детьми и не отказывать ребёнку, если тот готов поделиться личными переживаниями.
Что касается привлечения родителей к разрешению конфликтных ситуаций, Зеленова и Эйдельман сходятся, что общение педагога с родными детей должно базироваться на уважении, как и с учениками. Эйдельман также советует учителям сразу проговаривать с родителями, что сложившиеся обстоятельства — это проблема, которую нужно решать сообща.
Держать дистанцию
Каждый педагог должен понимать, готов ли он выстраивать дружескую атмосферу в классе, помогать ученикам в сложных моральных ситуациях или нет. По словам Тамары Эйдельман, всё это — индивидуальный выбор учителя. Если нет, то ему стоит держать дистанцию — обсуждать с учениками вопросы, касающиеся непосредственно предмета, и не брать классное руководство.
Узнать, вовлечен ли ваш ребёнок в ситуацию буллинга, вы можете, пройдя онлайн-тестирование на сайте Cartoon Network.
Подружиться — это одна из самых трудных и неловких вещей в жизни, особенно в университете, где у вас сотни людей.
За шесть месяцев обучения в университете я обнаружил в себе много вещей, о которых я никогда не знал, в том что касается дружбы в этом конкретном блоге. Во-первых, люди, которые, кажется, не имеют ничего общего с вами вне вашего курса обучения (которого, я думаю, достаточно для начала разговора), будут шокировать вас тем, насколько вы похожи.
Во-вторых, то, что подружиться намного проще, чем вы думаете, это может начаться либо с комплимента, который вы дали этой девушке, потому что вы думали, что ее тюрбан симпатичен, либо с парнем, которого вы слышали, говорите знакомым тоном и Оказывается, вы принадлежите к тому же племени (говорит по опыту).
В-третьих, многие вещи не имеют значения, когда речь заходит о друзьях, такие как возраст, раса, религия, пол и другие вещи, которые обычно вызывают разрыв и даже курс обучения. Не поймите меня неправильно, важно иметь друга или 20 (не предел) из вашего курса обучения, так как вы поймете, что высказывание «никто не остров» — это правда. Я осознал, что некоторые из лучших друзей — те, которые формируются в самых незапланированных обстоятельствах, либо встречаясь в обществе, сидя рядом друг с другом на лекции 9am, либо натыкаясь друг на друга на милю карри, когда вы собираетесь получить шаурма
Одна вещь, которую я нашел, помогает вам, когда вы являетесь иностранным студентом, подружиться с кем-то из той же страны, что и вы, поверьте мне, это очень поможет, когда наступит декабрьская домашняя болезнь.
Итак, в заключение, когда речь заходит о том, чтобы заводить друзей в университете, вам просто нужно выйти из своей зоны комфорта и поговорить с людьми. Для вашего психического здоровья важно, чтобы вы не изолировали себя от других.
Подростковый возраст – период переломный и сложный, причем как для ребенка, так и для родителей. Некоторые взрослые вступают в фазу напряженного ожидания, как бы их дитя чего не натворило под влиянием взыгравших гормонов. У девочек пик трудного возраста приходится на 12-13 лет, у мальчиков – 13-14.
За психологической помощью в Центр здоровья молодежи на базе Витебского областного детского клинического центра обращается все больше подростков. Так, за прошлый год кабинет детского психолога посетила без малого тысяча человек, а за девять месяцев нынешнего – уже 819. О том, что терзает души современных взрослеющих девушек и юношей и в чем главные ошибки родителей, которые не могут найти понимания со своими детьми, рассказала психолог центра Инна Титова.
Уязвимый возраст
– В основном детей приводят к нам проблемы взаимоотношения со сверстниками, чувство одиночества, неумение общаться, отсутствие друзей, комплекс неполноценности или повышенная тревожность. И причина чаще всего кроется в семье, – говорит специалист.
Среди пациентов подросткового психолога в основном девочки, они больше готовы идти сами на контакт и поделиться чувствами. Мальчикам свойственно замалчивать свои проблемы.
На практике замечено, что проблемы с девочками-подростками чаще возникают в полных семьях, а с мальчиками – если мать одна воспитывает ребенка.
Иногда ситуация запущена настолько, что только психологической помощью не обойтись. Так, в прошлом году 30 подростков из общего числа обратившихся в Центр здоровья молодежи были перенаправлены к психиатру. В основном это связано с тревогой и депрессией.
– Все чаще у подростков возникают апатия и психомоторная заторможенность, утрачиваются аппетит и сон, сильно страдает память (школьник учился хорошо, сейчас не может текст запомнить). В подростковом возрасте идет гормональная перестройка, поэтому дети в это время особенно уязвимы, – поясняет Инна Владимировна.
«Когда родители меня заметят?»
Такой вопрос часто звучит в кабинете психолога. Дети сейчас испытывают дефицит внимания со стороны родителей. Как правило, забота сводится к накормить, одеть, дать образование, а терзания юных сердец всерьез не воспринимаются взрослыми и остаются проигнорированными.
Так, одна школьница не нашла иного выхода, как поделиться своими любовными муками с психологом, по сути, с посторонним человеком. Она рассталась с парнем, а тот назло начал встречаться с ее лучшей подругой-одноклассницей. Девочка из-за переживаний не может ни есть, ни спать, зайти в класс для нее стало невыносимо, начала болеть, пропускать уроки.
Даже в более критических ситуациях родители порой не протягивают руку помощи. Одну девочку переживаемый ею кризис довел до того, что та пришла в кабинет психолога с горстью таблеток спросить, помогут ли они быстро и безболезненно распрощаться с жизнью.
История началась с того, что еще в младшей школе девочку дразнили из-за полноты. Когда она рассказала об этом матери, та посчитала, что школьные дела ее не касаются, пусть дети разбираются сами. И девочка начала давать сдачу, даже была поставлена на учет в учреждении образования, но буллинг продолжался. Но это не насторожило мать, поскольку расценивалось как умение дочери постоять за себя. А школьница все время чувствовала себя одинокой и никому не нужной, даже своим близким. Критической точкой стало, когда подростки намеренно разозлили ее, сняли на видео, как она буйствует, и выложили в интернет. Такие насмешки вызвали горькую обиду школьницы на весь мир и желание покинуть его.
Когда мать пригласили в кабинет психолога, она была ошарашена, поскольку считала, что в семье достаточно доверительные отношения, по возможности разговаривала с дочерью, хоть и загружена работой. На что девочка, присутствовавшая на встрече, привела свой контраргумент: «Когда ты со мной последний раз разговаривала не об оценках?». Женщина не нашла, что ответить, и заплакала…
Не оценками едиными
Зацикленность на успеваемости ребенка в школе – тенденция современных родителей, которая, по мнению психолога, таит немало подводных камней. Подтверждение тому – примеры из практики. Одной девочке высокие оценки в дневнике, участие во всех предметных олимпиадах стоят здоровья – у нее расшатана нервная система, она часто теряет сознание, периодически попадает в больницу. Родители корня проблемы не видят, считают, что достаточно полечиться в больнице, а выслушать душевные страдания подростка не хотят, ведь это все для ее же блага, главная цель – поступление в престижный вуз.
– Родители не понимают, что ребенок растрачивает нервную систему. Вдобавок к этому дети не умеют выражать свои чувства, говорить о них, а болезни могут идти от невыраженных эмоций, – констатирует Инна Владимировна.
Кроме того, проводимые специалистом тесты на концентрацию внимания, память, логическое мышление нередко показывают, что ребенок-отличник имеет средние показатели. Получается, что он работает на пределе своих возможностей, а это чревато срывом. Так, в Центр здоровья молодежи обратилась взволнованная мать, когда дочь заявила, что покончит с собой, если не выиграет важную олимпиаду, открывающую ей двери в один из лучших университетов.
– Быть отличником, обязательно поступить в вуз – эту планку ставят изначально родители, а не сами дети. Хочется донести до взрослых, что главное – здоровье ребенка, как физическое, так и психическое. А не только учеба, – говорит Инна Титова.
От тотального контроля до полной свободы
Еще одна проблема современных подростков – неумение общаться. И виной тому нередко бывают родительские ошибки. Боясь, что чадо свяжется с плохой компанией, взрослые стараются всячески оградить его от внешнего мира, в том числе посредством тотального контроля.
– В подростковом возрасте общение со сверстниками играет ключевую роль, они через это развиваются. Если ребенок не отделится от родителей, то ему сложно придется в самостоятельной жизни.
Кроме того, от взрослых передается ощущение тревоги, даже если они ее и не озвучивают, дети все чувствуют. Потом ко мне на прием приходят подростки, говорят, что не знают, как общаться с людьми, из-за страха, неуверенности вовсе отказываются от контактов, но потребность остается, что не дает покоя. С помощью групповых тренингов учим детей вести элементарные беседы, преодолевать боязнь общения, – говорит психолог.
В семьях с тотальным контролем события разворачиваются, как правило, по двум сценариям. Дети с сильным «Я» могут сами вырваться на волю, уйти в компанию, в том числе и асоциальную, будут искать общения и понимания на стороне. Если ребенок послушный, то он смирится с семейной догмой, велика вероятность, что вырастет несамостоятельным, зависимым от родителей.
Яркий пример тому – пусть и немного казусная, но жизненная ситуация. Однажды в кабинет к Инне Титовой женщина привела 30-летнего сына, считая, что он застрял в отрочестве. Жаловалась, что он до сих пор с ней живет, привык, что она готовит, стирает, убирает, а не создает свою семью и не дает ей долгожданных внуков.
– Чаще такие симбиотические связи устанавливаются между сыновьями и матерями, которые одни воспитывают ребенка или имеют плохие отношения с мужем. Позднее обе стороны понимают, что это плохо, но разорвать их уже не могут, – комментирует специалист.
Бывает и наоборот: как только сыну или дочери исполнилось 15-16 лет, им предоставляется полная свобода. Но не все дети разумно ею пользуются, некоторых несет к приключениям, они начинают проверять границы дозволенного. А потом взрослые обращаются в Центр здоровья молодежи, чтобы помогли их отбившееся от рук чадо вернуть в рамки.
– С подростками нельзя полностью отпускать ситуацию и ставить их слишком в жесткие рамки. Должны быть определенные ограничения, в их числе время прихода домой, пользования гаджетами даже в подростковом возрасте, так как еще формируются волевые качества, – советует психолог.
Любви бывает много
– Новая проблема – родители до того избаловали детей, что с наступлением подросткового возраста страдают от тирании с их стороны. Такие дети используют взрослых, даже травмируют психологически. Возникает агрессия, чаще ее проявляют девочки по отношению к матерям, – обращает внимание Инна Титова.
В подобных ситуациях нередко приходится работать именно с родителями. К слову, в Центре здоровья молодежи психолог ведет и индивидуальные беседы, и групповые консультации со взрослыми по проблемам воспитания подростков. За минувший год было принято 130 родителей.
Одна женщина не могла совладать с дочерью, которая может позволить себе дома не ночевать, уходит гулять, когда ей вздумается, проявляет агрессию и мать ей не указ. И здесь, по мнению психолога, причина в воспитании. Женщина одна растила дочь, полностью растворилась в ребенке, своей жизнью не жила, до старших классов делала с ней уроки, а если школьница не выполнила домашнее задание, то звонила учителю с просьбой не вызывать ее чадо.
– Иногда ребенок все же должен столкнуться с негативными последствиями своих проступков. Если он чувствует себя в семье кумиром, взрослые вращаются вокруг него, то родители должны вспомнить, что у них есть личная жизнь, свои интересы, занятия. Если начинает меняться один член семьи, за этим идет разворот всей системы, – считает специалист.
***
В семьях все меньше готовы говорить о своих чувствах, переживаниях, чувствительные юные создания замалчивают свои обиды, а родители погрязнув в бытовых проблемах и заботах, переживают собственные тревоги. А ведь такая затянувшаяся холодная война может привести к трагическим последствиям.
Если у вас вопросы или проблемы по воспитанию ребенка или непонимание с родителями, можете обратиться на телефон доверия (8-0212-61-60-60) или в Центр здоровья молодежи в Витебске (8-0212-57-24-71).
Фото из открытых источников.
При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны
Некоторые дети уже в песочнице с легкостью заводят знакомства со сверстниками, охотно включатся в совместные игры. Становясь старше, они быстро «обрастают» друзьями и в детском саду, и в школе. А другие дети держатся особняком, предпочитают играть в одиночестве. В школьном возрасте они с трудом сближаются с одноклассниками. Бывает, что им некого пригласить на день рождения… Как родители влияют на степень общительности ребенка, его умение находить друзей и единомышленников? И стоит ли бить тревогу, если у ребенка нет друзей? На вопросы обозревателя портала www.interfax.by ответил врач-психотерапевт, психолог-консультант Александр Мусихин (Иркутск).
– Какие дети чаще всего сталкиваются с проблемой «Со мной не хотят дружить»?
– Любой ребенок может оказаться в ситуации, когда сверстники отвергают или сторонятся его. Причин может быть миллион. Например, дети, общаясь друг с другом, иногда манипулируют: не сделаешь того-то – не буду с тобой играть. В начальной школе одноклассники могут отвернуться от ребенка, если учитель демонстрирует неприязненное отношение к нему. В зоне особого риска – застенчивые, агрессивные и обидчивые или требующие особенного к себе отношения дети.
Застенчивый ребенок, оказываясь в компании сверстников, испытывает много тревоги, смущения, стыда, поэтому ему трудно вступать в контакт и взаимодействовать с детьми. Он живет с ощущением, что с ним что-то не так, он какой-то «не такой», недостаточно хороший. Если у застенчивого ребенка нет друзей, ситуация усугубляется, потому что он видит в этом подтверждение своей «ущербности».
Задача взрослых – убедить ребенка, что с ним все в порядке, а его хорошесть не зависит от того, как к нему относятся окружающие. Если это удастся сделать, то ребенок перестанет болезненно переживать из-за того, что Маша или Петя не захотели с ним играть. Ему не придет в голову винить себя: «Это потому что я плохой». Он будет рассуждать иначе: «Даже если Маша со мной не играет, со мной все в порядке. Пойду найду других детей для игр».
Тревожные и застенчивые дети очень нуждаются в безусловной родительской любви и частом подтверждении, что с ними все хорошо. Это помогает им поверить в себя и научиться контактировать с окружающими.
Если ребенок агрессивный, сначала нужно выяснить, в каких типичных ситуациях (обычно их одна-две) он проявляет агрессию, а затем научить его вести себя адекватно. Бессмысленно говорить: «Не дерись!» Бессмысленно ругать за это. Если ребенок машет кулаками, он делает это зачем-то, он удовлетворяет какую-то важную для себя потребность. И он будет это делать, несмотря на крики и наказания. Например, некоторые дети слишком боятся, что кто-то нарушит их границы, нанесет какой-то вред. Поэтому превентивно бьют кулаком в нос потенциальному обидчику, который просто оказался рядом. В этом случае ребенка нужно учить различать опасность и безопасность, объяснять, что свои границы можно обозначать словами: «Не подходи так близко, мне некомфортно». Бывает, что в одном месте (например, дома) ребенок копит недовольство, а в другом (например, в детском саду) отыгрывает его. Вообще, есть очень много причин, почему ребенок бывает агрессивным.
Ребенок, требующий особенного отношения, чувствует себя некомфортно, если не превосходит других детей в чем-то, не получает львиную долю внимания от педагога или не стал лидером в группе. Важно выяснить, что произошло, почему у ребенка возникает острая потребность, например, всегда быть главным. Его важно убедить: «С тобой все в порядке, даже если ты не главный», «Тебя любят, даже если ты не в центре внимания», «Ты хороший, даже если сегодня не совершил ничего грандиозного».
– Как родителям вести себя с ребенком, который в детском саду или школе чувствует себя одиноким, переживает из-за того, что дети не принимают его в свою компанию?
– Пожалеть и утешить, это первое и самое главное. Часто ребенок, оказавшийся в непростой ситуации, хочет, чтобы родители всего лишь проявили сочувствие, напитали его любовью, поддержкой и принятием. А взрослые спешат дать ценные советы, в которых он, может быть, вовсе не нуждается.
С какой бы проблемой ребенок ни приходил к родителям, самое главное – отреагировать на его эмоции, и только после того, как они схлынут, помогать в «работе над ошибками». Расстроенного, подавленного ребенка, которого отвергают сверстники, родитель может поддержать и ободрить подобными фразами: «Я тебя понимаю. Я вижу, что ты огорчен. Если бы я был на твоем месте, мне тоже было бы обидно. Мне жаль, что так случилось». От обещаний вроде: «Все будет хорошо», «Ты сильный, ты обязательно справишься» следует воздержаться. Вместо этого лучше сказать: «Я тебя люблю, и для меня ты хороший, даже если Маша, Петя, Вася с тобой не дружат. Пусть с тобой все не дружат, а я с тобой дружу и играю».
– Когда родителям необходимо вмешиваться в ситуацию, подключать воспитателя, учителя?
– Вмешаться следует, если ребенок просит о помощи. Если негативное отношение к нему провоцирует воспитатель или учитель, то с ними, конечно, нужно разговаривать. В остальных случаях рассчитывать на помощь воспитателя или учителя не стоит, у них все-таки другие задачи. Инициатива должна исходить от родителей. Можно попросить учителя: «Дайте, пожалуйста, моему Пете и живущей по соседству Маше одно задание на двоих, чтобы они его вместе делали и подружились». Можно вызваться провести внеклассное мероприятие, где дети будут тесно взаимодействовать. Визит в театр или кино для этой цели не подходит, а вот поход с активными играми, конкурсами – то, что нужно.
– Если ребенок достиг подросткового возраста, может быть, ему надо предоставить возможность самостоятельно налаживать контакт с одноклассниками?
– В нашем обществе подростки часто остаются один на один со своими проблемами. Родители уверены, что их ребенок уже большой и сам справится. Но никакой гарантии нет. Если человек не умеет, например, знакомиться, то это умение не появится само по себе ни в 12, ни в 17, ни в 30 лет.
Очень здорово, если родитель остается для подростка другом, авторитетным лицом. И ребенок знает, что всегда может рассчитывать на его поддержку. Если родители общаются с подростком административными методами (пойди туда, сделай то), он отдаляется. И взрослые не знают, как наладить контакт. Но это не значит, что подросток не нуждается в их помощи. Вероятнее всего, он просто не надеется эту помощь получить.
– Нужно ли что-то делать, если у ребенка друзей нет, но его это нисколько не огорчает?
– Признаюсь, у меня возникают сомнения, правда ли ребенок не переживает по этому поводу. Возможно, он просто делает вид, что ему все равно. Или в принципе не в курсе, что друзья могут быть очень ценным ресурсом, привносить в жизнь новые краски. У него нет опыта подобного общения. Он не знает, зачем нужны друзья.
Дружба – многогранное понятие, очень общее слово. Дружбой может быть деловое партнерство, когда люди общаются по принципу «ты мне – я тебе», периодически обмениваются полезной информацией. В основе дружбы может лежать душевная близость. Дружбой может быть поддержка – один человек поддерживает другого или оба поддерживают друг друга. Одним словом, от дружбы можно получать много «вкусных», интересных и полезных штук в жизни. С другой стороны, дружбой может быть потеря времени, когда люди не знают, чем заняться, и от скуки идут в гости или прокручивают ленту друзей в Фейсбуке или ВКонтакте в надежде, что смогут развлечься.
Бывает, что ребенок и рад бы обзавестись друзьями, но что-то его пугает. Например, он в силу своего темперамента, характера не любит шумных компаний, неуютно чувствует себя на вечеринках. Это не значит, что такому ребенку не нужны друзья. Просто ему комфортнее в обществе одной-единственной подружки, которую можно позвать в гости, попить чаю с конфетами и поболтать.
– Какие убеждения, качества, навыки важно развивать у ребенка, чтобы он с легкостью находил общий язык с другими людьми, «обрастал» друзьями в любом коллективе?
– От родителей зависит, сформировано ли у ребенка ощущение «со мной все в порядке». Это ключевое. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя хорошим вне зависимости от поведения других людей: «Играет со мной Вася или нет – я остаюсь хорошим», «Дам я Маше со своей игрушкой поиграть или не дам – я имею право поступить и так, и так, со мной все хорошо в том и другом случае». Сложность в том, что многие родители не могут этому научить. В нашем обществе редко встретишь взрослых, рассуждающих в подобном ключе: «Даже если я совершил ошибку, я продолжаю себя любить. Даже если кто-то отозвался обо мне плохо, я продолжаю хорошо относиться к себе». А вот любителей самобичевания – предостаточно.
Также родители ответственны за то, каким навыкам общения они обучат детей. Например, на детской площадке ребенок хочет подойти к незнакомому мальчику, но стесняется. Как должен поступить родитель? Взять за руку, подойти к мальчику и сказать: «Привет! Как тебя зовут? А это Маша. Испеките с Машей куличик – вот вам ведро и лопатка». Когда родитель таким образом познакомит Машу раз, другой, третий, рано или поздно она сама по привычке подойдет к незнакомому ребенку в песочнице и скажет: «Привет! Я Маша. Давай лепить куличики».
Ближе к четырем годам дети начинают играть в ролевые игры. И родителям следует научить ребенка реагировать на манипуляции вроде «Если не будешь играть со мной в эту игру, я с тобой не буду дружить». Пусть ребенок выбирает себя, а не Васю-манипулятора. Надо выяснить, в какую игру ребенок хочет играть. А затем посоветовать ему или найти товарища, которому она тоже интересна, или договориться с Васей играть по очереди, или объединить игры.
Если человек в детстве научится устанавливать контакт, договариваться, отстаивать свои интересы, то во взрослом возрасте ему будет намного легче знакомиться, находить общий язык и поддерживать здоровые отношения с окружающими.
Беседовала Ирина Барейко