Святослав Можей, руководитель «Символик», делится своими размышлениями на эту важную для каждого христианина тему.
В Евангелии мы слышим слова Спасителя: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8: 34). Как Вы понимаете выражение «нести свой крест»?
― Начну с фразы «отвергнись себя»… Это значит: не думай о своей пользе, не занимайся чрезмерным саможалением, а думай о служении Богу и ближнему. «Следуй за Мной». Это значит: не следуй за своей выгодой, своим комфортом, благосостоянием, а следуй за Господом, живи по Его заповедям и неси крест, который Он тебе дал.
Что значит крест? Он у каждого свой. Дает его Господь. Очень часто люди пытаются убежать от креста к более легкой жизни, пожалеть себя, отказаться от ответственности, груза проблем. Найти уютный тихий уголочек, несложную занятость… Но крест все равно догонит человека, иногда даже более суровый, чем тот, от которого он отказался. Знаю людей, которые получили благословение на монашество у почитаемых старцев, но этот крест на себя не взяли. Могу сказать, что дальнейшая их жизнь сложилась несчастливо.
А если наоборот – крест сверх сил?
― Говорят, на крест не напрашиваются и от него не отказываются. Бывает, человек взваливает на себя больший крест, чем может выдержать. Это другая крайность. Но, на мой взгляд, это лучше, чем от трудностей убегать…
Как христианину распознать, в чем состоит именно его крест? Как по гордости не взять на себя непосильную нагрузку или не спутать свои представления о жизненном кресте с тем крестом, который приготовил для тебя Господь?
― Рано или поздно человек почувствует непосильность креста. Наш разговор надо было начать с того, что у каждого человека должен быть духовник. Сейчас, к сожалению, модно не иметь духовника. Люди оправдываются словами Игнатия Брянчанинова об оскудении духовных наставников… А вот один известный старец советовал духовника себе искать в деревне, подальше от городов. Кто ищет, тот найдет. В деревнях у нас много хороших батюшек … У них тяжелый крест: два, три, пять храмов. С утра батюшка в машину сел – там отпевает, здесь освящает дом, в другом месте встречается с молодежью, в третьем берет просфоры на завтрашнюю службу, — и так целый день!
Как человеку понять, его ли это крест? Состояние, в котором он находится, — уже его крест. Но надо еще, чтобы человек рассудил: а что ему предлагала жизнь через духовника, руководителя на работе, — и от чего он отказался. Ведь, возможно, он отказался от своего креста. Я всем рекомендую книгу «Илиотропион». Читая ее, понимаешь, что все с тобой происходящее – от Бога.
Главное, чтобы человек не жил «по минимуму», без какого бы то ни было служения.
Все мы знаем евангельское выражение «мир во зле лежит» (1 Ин. 5:19), а также слова апостола Павла: «все, желающие благочестиво жить во Христе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12). О каких гонениях здесь идет речь?
― Для спасения каждый христианин претерпевает то же, что претерпел Господь наш Иисус Христос, только в меньшей степени… Он претерпел гонения – значит, и мы должны их терпеть. Многие, когда пришли к Богу, испытывали гонения от своих домашних. В жизнеописаниях старцев, в житиях святых мы читаем, что их не понимали самые близкие, выгоняли из дома, причиняли много зла …
Другой пример. За последний год в интернете было несколько волн травли и осуждения священников. Эти батюшки не грешнее других. Просто для них наступила стадия гонений…
Недавно у меня был мини-отпуск, я поехал по знакомым батюшкам, по монастырям. А батюшки эти святой жизни… Знаете, что я услышал? К одному приезжаю, он рассказывает: «На меня уголовное дело завели. Мы деревья вырубили на своей территории, кто-то написал заявление, что мы вырубили вековые деревья». Приезжаю к другому батюшке: «Прокуратура со мной разбирается. В здании, где был временный храм, пока строился основной, хотели гараж сделать, я запретил, открыл там кружок рисования». А разрешил бы он гараж строить в святом месте, не было бы на него никаких гонений!
А обычные люди, не священники, не святые? Каким образом они претерпевают гонения?
― Если Евангелие исполнять в полноте, что очень сложно, особенно семейным людям, то вы станете неугодным даже тем, кому привыкли доверять. Если вы отречетесь от мирского духа, от стяжательства, — у вас попросят рубашку, а вы дадите две; пойдете в тюрьмы, в больницы, — будьте готовы к гонениям…
Мы живем в социуме, поэтому несение своего креста связано для нас с терпеливым перенесением недостатков других людей. «Друг друга тяготы носите, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2), — говорит апостол. Как Вы определяете для себя, до какой степени нужно снисходить к человеку и терпеть его немощи? Как не сделаться заложником собственной доброты и не впасть в созависимость с человеком, и, главное, не считать такие ложные отношения своим крестом?
― Сложный вопрос. Поясню на примере. Раньше я принимал на работу всех. Я считал: раз человек пришел ко мне, ему нужно помочь. Но через несколько лет я убедился, что такой подход неверен. Человек находил у меня теплое местечко, где он мог избежать своего креста. Напрягаться сильно не надо, зарплата небольшая, но стабильная, «шеф» добрый и снисходительный… Держать таких работников у себя – это вред не только компании, но и им самим. Людям нужно развитие. Им нужен крест. А где нет развития, там наступает упадок. И для самой личности, и для общего дела… На какое-то время человеку нужна была помощь, пристанище. Я ему помог, дальше — сам.
Но каждая ситуация индивидуальна. Ты можешь думать, что поступаешь правильно, а на самом деле ошибаться. Самое простое – сказать «это твои проблемы, я не обязан их решать». Иногда надо отказать, но мягко, помолившись, понимая, что человеку так лучше.
Для многих людей несение своего креста связано с терпением самого себя. Осознание своих немощей служит для них в итоге ступенькой ко смирению. Для Вас это так?
― Человек должен стараться исправиться, просить Божией помощи. Если не получается, терпеть и нести свой крест. А вот если он расслабляется и оправдывает свои страсти Божиим попущением, то это уже избегание креста. Вот две ситуации: и там, и там человек не может освободиться от греховной привычки. Но в одном случае несение креста, в другом – избегание.
Со стороны кажется, что Вы закрытый человек, хотя вовсе не нелюдимый. Как Вы относитесь к одиночеству — считаете ли Вы его благом или, наоборот, несчастьем? Можно ли быть одиноким в семье, в коллективе? Одиночество с Богом — это про Вас?
― Одиночество – это данность. Человек рождается одиноким и уходит в мир иной одиноким. Умирает один со своими грехами, если даст Бог, с молитвой, с покаянием… Переживания он переносит один. Никто не может прочувствовать в той же мере, что переживает человек. Понять человека полностью тоже не может никто. «Всяк человек ложь».
Получается, что человек один на один с Богом. А вот когда человек с Богом, тогда еще вопрос, одинок ли он… Но среди людей мы все одиноки. Это важно понять и ощутить. Человек иногда пытается заглушить одиночество. Поэтому он включает музыку или телевизор, создает шумовой фон. Дьявольский шум мира сего глушит человека. Момент, когда мы остаемся один на один с собой, очень важен. Становится понятно, почему святые уходили в затвор…
То есть у вас получается быть одному среди людей?
― Странный вопрос. Я родился одиноким. Если я живу, значит, у меня как-то это получается… я ничем не заглушаю одиночество.
Сформулируйте, пожалуйста, пожелания для нас, Ваших сотрудников: как мы должны нести свой крест в отношении самих себя, друг друга, своей работы, чтобы у нас был настоящий христианский коллектив, за который Вам не стыдно было бы нести ответственность?
― Я бы посоветовал всем минимизировать шум, о котором я упомянул, минимизировать развлечения. Они нужны только в том случае, если человек от своего креста уже изнемогает. Для отдыха полезно посмотреть хороший фильм, почитать журнал, книжку хорошую. Важна физическая нагрузка – прогулка с детьми, активные игры. Не стоит подсаживаться на иглу развлечений, чтобы они не превратились в страсть. Я вижу много людей, у которых есть только две вещи — работа и развлечения, и мне очень за них обидно. Понять их сложно …
У человека должно быть какое-то служение. Оно может быть минимальным, но оно должно быть. Человек должен размышлять об этом.
Самый простой пример: газеты в храмах лежат огромными стопками – в одном «Крестовский мост», в другом «Православная газета», — так возьмите, поменяйте их местами. Стопки станут в два раза меньше, люди прочтут и то, и другое. В подъездах сейчас есть библиотеки — отнесите православную прессу туда. Кстати, немаловажная проблема: когда никого нет, сектантскую литературу изымайте из этих библиотек и выбрасывайте. Там много всякой эзотерики — «Гадание для «чайников”» или «Трансферинг реальности» В. Зеланда, от которого у людей так «крышу сносит», что они потом всю жизнь мучаются и не могут понять, почему.
Возьмите журнал «Русский дом», где публикуют письма заключенных, напишите на 2-3 адреса. Есть подростковые колонии, с ними можно списаться.
В чем служение Богу и ближнему? В самых простых вещах. Пусть о вере свидетельствуют ваши дела. Перекреститесь, проходя мимо храма. Выпала из урны бутылка – поднимите. Где нужно, помогите добрым советом. Если, например, у знакомого в семье несчастье за несчастьем – посоветуйте человеку сходить в храм. Не надо его пугать наказаниями за грехи, Господь Сам с ним разберется. Вы только направьте: «Дойди до храма, постой на службе, на исповедь сходи, — откроется тебе, почему так происходит в твоей жизни». Прочитали книгу хорошую – дайте другому. С возвратом, без возврата, не важно…
Далее. Интернет пестрит просьбами о помощи. Пишет одинокая мамочка: нас муж бросил, двое детей, за газ платить нечем, за электричество долг, нас выселят, помогите. Да, мошенников много. Свяжитесь с местным батюшкой, спросите, живет такая-то на вашей территории? Нуждается? Если информация подтвердится, поделитесь у себя на страничке, пошлите хоть 100 рублей человеку, теплые слова напишите. Уж 100 рублей-то можно в Москве найти! Порекомендуйте человеку обратиться в фонд «Русская береза», сами напишите о нем в этот фонд. Иногда человек в отчаянии не знает, куда обращаться. Так и напишите: «Мы проверили, обращались к такому-то батюшке, эта женщина существует, действительно нуждается, давайте поможем».
А сколько мы видим бездомных людей! Ну и что, что они пьют. Мы не знаем, что с человеком произошло, как он дошел до такой жизни. Не хотите ему деньги давать — принесите свитер, рубашку, носки, смену белья, пусть хоть переоденется.
Это и есть служение. Люди живут в том же информационном пространстве, видят, сколько горя и проблем у окружающих, у всех есть страницы в соцсетях. Но многие почему-то садятся на иглу развлечений, а служения избегают. Как стать счастливым? Начните помогать тем, кому хуже, чем вам. Вот и весь рецепт! И уныние пройдет, и радость жизни почувствуете!
Спасибо Вам за столь подробный и развернутый ответ! Хочется отправиться на поиски радости прямо сейчас!
― В добрый путь!
Беседовала Анна Кириллова
Многие люди в своей речи используют крылатые выражения, не всегда понимая их смысл. Что означает выражение «Нести свой крест»?
Председатель Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви митрополит Рязанский и Михайловский Марк:
— Первое, что следует отметить: в этом выражении слово «крест» употребляется в переносном смысле. Крест в данном случае — это судьба, жизненные трудности и испытания, которые сопровождают человека на всем его земном пути.
И на протяжении веков главной целью жизни большинства людей было стремление избежать, оградить, защитить себя и своих родных от трудностей и испытаний и обрести спокойную, безмятежную жизнь. Это естественное человеческое желание отразилось, в том числе, и в словах церковной молитвы: «Да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте…»
Однако жизнь без скорбей невозможна в этом мире, лежащем во зле. И тут главный вопрос заключается не в том, как с ними бороться, а как их воспринимать, как относиться ко всем этим трудностям и скорбям. Как к неизбежному злу, которое отравляет жизнь и заставляет страдать? Или… как к благословению?
Святые отцы, рассуждая о скорбях, почитали их за проявление внимания Бога к нам, грешным людям. Они называли скорби и болезни Божиим посещением.
Да, жизнь человека – это череда испытаний. Но испытаний, которые должны закалить нашу душу, очистить ее и сделать достойной наследницей Царства Небесного. В наших скорбях мы уже являемся наследниками Христа, Который принял на Себя, по собственному произволению, страшную участь – Он взошел на Крест, Он испытал невыносимые страдания – ради нас! Ради того, чтобы даровать спасение всему человечеству.
Есть такое выражение: «Господь терпел и нам велел». Таким образом, нести свой крест – это значит, терпеливо, с христианским смирением, по примеру Христа, нести все тяготы, выпадающие на нашу долю.
И еще один важный момент! Церковь говорит нам о том, что каждому предназначается крест по его силам. В связи с этим в заключение расскажу такую притчу. Один человек очень страдал от мысли, что его жизнь непомерно тяжела, что ему на долю выпало слишком много горя и несчастий. И он очень просил у Бога, чтобы Тот даровал ему жизненный крест полегче. Господь пожалел этого человека и пригласил в комнату, где у стен стояло множество жизненных крестов разной величины и веса, и предложил человеку самому выбрать тот крест, который покажется наиболее подходящим. Человек долго выбирал. Ходил по комнате. Присматривался. Взвешивал. И, наконец, в самом дальнем углу увидел маленький крестик и радостно воскликнул: «Вот этот, Господи! Я хочу вот этот!» А Господь улыбнулся и говорит: «Бери, чадо! Это и есть твой крест!»
Был один простодушный поселянин, который жил трудaми рук своих, но зaрaбaтывaл очень мaло: едвa достaвaло ему, чем прокормить себя и семью свою. Рaз пошёл он к берегу моря, присел нa кaмень и стaл смотреть, кaк к пристaни подходили большие корaбли с богaтыми товaрaми, и кaк потом эти товaры выгружaли и везли в город для продaжи. И зaпaлa ему в голову грешнaя мысль: «Зaчем Господь одним людям послaл богaтство и всякое довольство, a других остaвил жить в бедности?» И нaчaл он роптaть нa свою горемычную долю. Между тем полуденное солнце сильно пекло; беднякa стaлa одолевaть дремотa, и он незaметно зaснул. И снится ему, что стоит он у подошвы высокой горы; подходит к нему почтенный стaрец с длинною бородою и говорит ему:
— Иди зa мной!
Он послушaлся и пошёл зa ним. Долго они шли и, нaконец, пришли нa тaкое место, где лежaло великое множество крестов всякого видa и рaзличной величины. Были кресты большие и мaлые, золотые и серебряные, медные и железные, кaменные и деревянные. И говорит ему стaрец:
— Видишь, сколько здесь крестов? Выбирaй себе любой и неси его нa вершину той сaмой горы, которую ты видел пред собой.
Взглянул нaш простец нa золотой крест: тaкой он крaсивый, точно крaсное солнышко блестит. Понрaвился ему этот крест, и он хотел взять его нa плечи, но сколько ни трудился, не мог этот крест не только поднять, но и с местa сдвинуть.
— , — говорит ему стaрец, — видно, не внести тебе этого крестa нa гору. Бери другой — серебряный. Может быть, он будет по силaм.
Взял простец серебряный крест. Этот был, прaвдa, легче золотого, но всё-тaки и с ним он ничего не мог поделaть. То же было и с медным, и с железным, и с кaменным крестaми.
— Нечего делaть, — говорит ему стaрец, — бери один из деревянных крестов.
Тогдa взял себе простец сaмый мaлый из деревянных крестов и легко и скоро отнёс его нa ту гору. Обрaдовaлся он, что нaшёл, нaконец, один крест по своим силaм, и спросил своего спутникa:
— А кaкaя нaгрaдa мне будет зa это?
— Чтобы ты сaм рaссудил, чем нaгрaдить тебя, — отвечaл ему тот, — я открою тебе, что это зa кресты, которые ты видел. Золотой крест, который тaк тебе снaчaлa приглянулся, — это цaрский крест. Ты себе думaешь: кaк хорошо и легко быть цaрём. А того не сообрaжaешь, что цaрскaя влaсть — сaмый тяжёлый крест. А серебряный крест — это крест всех тех, кто влaстью облечён, — это крест пaстырей Церкви Божией, крест ближaйших слуг цaрёвых. У всех них тоже много зaбот и скорбей. Медный крест — это крест всех тех, кому Бог богaтство послaл. Ты вот им зaвидуешь и думaешь, кaкие они счaстливые. А богaтым тяжелее жить, чем тебе. Тебе, после своих трудов, можно спокойно уснуть: никто не тронет твоей убогой хaты и твоего мaлого добрa. А богaтый человек всегдa — и днём и ночью — боится, кaк бы кто-нибудь не обмaнул его, не обокрaл, не поджёг его дом. Кроме того, богaтый зa богaтство своё ответ Богу дaст: кaк он своё богaтство употребляет. А случится бедa — обнищaет богaч: сколько скорбей тогдa нa него обрушится! А вот железный крест — это крест людей военных. Порaсспроси тех, которые бывaли нa войне, и они скaжут тебе, кaк им чaсто приходилось проводить ночи нa голой, сырой земле, терпеть голод и холод. Кaменный крест — это крест людей торговых. Тебе нрaвится их жизнь, потому что им не приходится рaботaть, кaк тебе? Но рaзве не бывaет, что едет купец зa море, трaтит весь свой кaпитaл нa товaр, a товaр весь гибнет от корaблекрушения, и возврaщaется несчaстный купец домой совершенным бедняком? А вот деревянный крест, который ты тaк легко внёс нa гору, это и есть твой крест. Ты жaловaлся, что жизнь у тебя труднaя, a теперь вот видишь, что онa горaздо легче, чем жизнь других людей. Знaл сердцеведец Господь, что во всяком другом звaнии и положении ты погубил бы свою душу, вот Он и дaл тебе крест сaмый смиренный, сaмый лёгкий — крест деревянный. Итaк, ступaй и не ропщи нa Господa Богa зa свою бедную долю. Господь дaёт кaждому крест по его силaм — сколько кто может снести.
При последних словaх стaрцa поселянин проснулся, поблaгодaрил Богa зa врaзумительный сон и с того времени никогдa больше не роптaл нa Богa.