«Таблица Наций» перенаправляется сюда. Список стран см. В списке суверенных государств . На этой T- и O-карте из первой печатной версии » Этимологии Исидора » ( Аугсбург, 1472 г.) обозначены три известных континента ( Азия , Европа и Африка ), населенные соответственно потомками Сем ( Сим ), Яфет ( Иафет ) и Чам. ( Ветчина ). Мир , как известно , к евреям по счету Mosaic (1854 карта, исторический учебник и атлас библейской географии по Лаймана Coleman )
В житие Ноя или таблицы Наций , в целом называют Origines Gentium , является родословная сыновей Ноя , согласно еврейской Библии ( Бытие 10: 9 ), и их дисперсии на многие земли после потопа , сосредоточив внимание на основные известные общества. Термин » нации» для описания потомков является стандартным английским переводом еврейского слова » гой » после c. 400 г. н. Э. Латинская Вульгата означает «нации» и не имеет той политической коннотации, которую это слово влечет за собой сегодня.
Список из 70 имен впервые вводит несколько хорошо известных этнонимов и топонимов, важных для библейской географии, таких как три сына Ноя Шем , Хам и Иафет , из которых немецкие ученые 18-го века в Геттингенской школе истории заимствовали расовую терминологию семитов. , хамиты и яфетиды . Некоторые внуки Ноя также использовались для имен народов: от Элама , Ашура , Арама , Куша и Ханаана произошли соответственно эламиты, ассирийцы , арамейцы , кушиты и ханаанеи . Кроме того, из сынов Ханааны: Хетовый , Иевуса и Amorus были получены хетты , иевусеи и Аморреи . Дальнейшие потомки Ноя включают Евера — от Сима (от которого произошли » евреи «); царь-охотник Нимрод — из Куша; а филистимляне — из Мисраима .
Когда христианство распространилось по Римской империи , оно несло идею, что все люди произошли от Ноя. Но традиция эллинистической еврейской идентификации предков различных народов, которая в значительной степени концентрируется на Восточном Средиземноморье и Древнем Ближнем Востоке (описывается ниже), стала растянутой, и ее историчность подверглась сомнению. Не все люди Ближнего Востока были охвачены, и североевропейские народы, важные для позднеримского и средневекового мира , такие как кельты , славянские , германские и северные народы, не были охвачены, как и другие народы мира, такие как южнее Сахары. Африканцы , коренные американцы и народы Центральной Азии , Индийского субконтинента , Дальнего Востока и Австралии . Ученые разработали различные приспособления для приспособления стола, например, скифы , которые присутствуют в традиции, считаются предками большей части Северной Европы.
Согласно Джозефу Бленкинсоппу , 70 имен в списке символически выражают единство человечества, что соответствует 70 потомкам Израиля, которые идут в Египет с Иаковом в Бытие 46:27, и 70 старейшинам Израиля, которые посещают Бога с Моисеем в церемония завета в Исход 24: 1–9 .
Содержание
- Профессор КНИТУ-КХТИ рассказывает о том, как двуязычное обучение умерло в его университете
- «НАЦИЯ, НЕ ИМЕЮЩАЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ, РАНО ИЛИ ПОЗДНО УМРЕТ»
- «ПОТОМКИ ЛЮДЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ЧЕРТОЙ ОСЕДЛОСТИ, СЕЙЧАС В СПИСКАХ FORBES»
- «ДО ТРЕХ ЛЕТ НЕ ЗНАЛ РУССКОГО ЯЗЫКА, А ПРИДЯ В ДЕТСКИЙ САДИК, ЗАБЫЛ ТАТАРСКИЙ»
- «ДВУЯЗЫЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ В КХТИ ДВА ГОДА ТОМУ НАЗАД УМЕРЛО»
- «В ТАТАРСТАНЕ МОЖНО ПРОЖИТЬ ВСЮ ЖИЗНЬ, НЕ ЗНАЯ НИ СЛОВА ПО-ТАТАРСКИ»
- «ЗАЧЕМ РУССКИМ УЧИТЬ ТАТАРСКИЙ В ТАТАРСТАНЕ, МАРИЙСКИЙ — В МАРИЙ ЭЛ?»
Профессор КНИТУ-КХТИ рассказывает о том, как двуязычное обучение умерло в его университете
Исмагил Хуснутдинов не раз на страницах «БИЗНЕС Online» высказывался на животрепещущие темы, связанные с жизнью его вуза и российского высшего образования в целом. На этот раз профессор КНИТУ-КХТИ решил подключиться к дискуссии о судьбе татарского языка. Он размышляет о том, легко ли найти в Казани садик и школу с преподаванием на татарском, к чему приводит решение национального вопроса «через коленку» и почему его решение Российской Федерации может предложить именно Татарстан.
«НАЦИЯ, НЕ ИМЕЮЩАЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ, РАНО ИЛИ ПОЗДНО УМРЕТ»
Мы живем в обществе, которое ксенофобией, национализмом и шовинизмом в целом не поражено. Россияне очень неплохо друг к другу относятся, несмотря на то, что они принадлежат к разным нациям и конфессиям. Я работаю по всей России и ни разу не почувствовал какого-то негативного отношения. Татарстан же в этом плане вообще можно считать образцовым.
Но почему в отношениях между обычными людьми все нормально, а образование на татарском, чувашском, чеченском и других языках находится в загоне? Почему наши законодатели принимают законы в области национального образования, которые не укладываются ни в какие этические рамки и отдают махровым шовинизмом? Могу объяснить это только тем, что межнациональные отношения между простыми людьми и отношение государства к своим гражданам — две большие разницы. То есть государство к своим гражданам относится хуже, чем они сами друг к другу. Это относится не только к татарам, чувашам, евреям, но и к русским, украинцам — ко всем. Спроси любого человека: «Считаешь ли ты, что одна нация хуже, чем другая?», каждый ответит: «Нет, не считаю». И ответит искренне, будучи патриотом своей нации.
То, что сейчас в Татарстане и других республиках в этом плане сделаны определенные шаги вперед, — хорошо, но этого абсолютно недостаточно. Хочу обратить внимание: образование на русском языке для россиян независимо от их национальности тоже находится не в лучшем состоянии.
Вообще, образование — это такая сфера, где человека очень легко обмануть. Он может получить диплом об образовании, но не получить достаточных знаний и навыков и впоследствии не пройти сито отбора на профпригодность. Таких примеров множество.
Спрашиваешь у студентов: «Ребята, какая у вас была сессия?» Они перечисляют два экзамена, три зачета. Говорю им, что на этом курсе у нас в зачетке мест не хватало, чтобы проставить экзамены и зачеты — не верят. Они не понимают, что такие нагрузки могут быть!
В нашем государстве образование выполняет не только роль образования.. На него повесили несвойственные ему социальные функции — держать молодежь под присмотром. В студенческие ряды попадает огромное количество людей, которые не должны быть студентами. Это можно было бы выправить работой преподавателей, но их роль становится все меньше. У нас на этапе обучения выпадает функция отбора и отсева. Соответственно, мы выдаем на-гора не тот продукт, который требуется обществу. Жалобы на то, что качество подготовки выпускников падает, идут изо всех сфер, начиная от медицины и заканчивая химической технологией.
Где в спорте достигаются успехи? Там, где есть тренерская школа, большое количество занимающихся и отбор на разных этапах, начиная с районных соревнований. Если на каждом этапе не отбирать лучших спортсменов, мы никогда не придем к олимпийским медалям. В образовании у нас этот этап выпал. Преподавательская школа начинает рушиться. Государство свои функции в области образования не выполняет. Мы должны понимать, что нация, не имеющая образования на родном языке, будет деградировать и рано или поздно умрет, и от этого не выиграет никто.
«ПОТОМКИ ЛЮДЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ЧЕРТОЙ ОСЕДЛОСТИ, СЕЙЧАС В СПИСКАХ FORBES»
Люди маргинального типа видят будущее России в постепенном уничтожении всех нерусских наций, не оглядываясь на уроки истории. Об этом свидетельствует недавняя перепечатка в «БИЗНЕС Online» с националистического сайта «Спутник и Погром». Такие же черносотенные взгляды уже определяли в России векторы развития, в том числе черту оседлости. Но где сейчас люди, которые находились под чертой оседлости и их потомки? Они в российских и мировых списках Forbes, в элите науки, политики, культуры. А где потомки этих черносотенцев? Их не слышно — не видно, они сгинули как пыль.
Многие россияне ломают голову, имея в виду соседнюю Украину, где присутствует националистическое антироссийское настроение: «Почему же нас там так не любят?» Выстрел в спину украинско-российских отношений был сделан около 300 лет назад, когда запретили спектакли, литературу, обучение, церковную службу на украинском языке. Раздражение копилось годами и сейчас выплеснулось. Черносотенцы за 300 лет свою задачу частично выполнили: часть украинцев превратилась в русских, часть потеряла свой язык, а часть озлобилась.
Например, в Шотландии на своих кельтских языках говорят не больше пары процентов населения: они разговаривают на диалекте английского языка. Английские «черносотенцы» свою задачу тоже выполнили. Но отношение шотландцев к Англии — отдельная тема. Если обратить внимание на их черный юмор в отношении англичан и на то, за кого они болеют на футболе, сразу становится понятным, что у них никогда не будет теплых отношений и совместного будущего. И последние референдумы, когда они чуть-чуть не добрали до отделения Шотландии от Великобритании, говорят сами за себя.
В Северной Ирландии на ирландском говорит только 10% населения. Еще недавно у них была стрельба, гибли люди. Вроде бы языковый вопрос решен, а политический и межнациональный — нет, то есть взаимная ненависть людей осталась. В этом плане в России, слава Богу, дело обстоит намного лучше. Но это не заслуга тех царей, императоров, генсеков, которые решали национальные вопросы. Нормальное отношение разных народов друг к другу сложилось благодаря контактам простых людей и взаимопроникновению культур.
Если наше государство позиционирует себя как цивилизованное, то от пещерного разделения языков и наций по сортам и определения места каждой нации под солнцем надо отходить или официально прописать в Конституции, что у нас есть нации первого, второго и третьего сортов. И тогда останется ждать, когда Россия взорвется изнутри. Если же мы не хотим этого, нам надо внимательно изучить опыт Российской империи и Советского Союза.
«ДО ТРЕХ ЛЕТ НЕ ЗНАЛ РУССКОГО ЯЗЫКА, А ПРИДЯ В ДЕТСКИЙ САДИК, ЗАБЫЛ ТАТАРСКИЙ»
В Татарстане есть люди, которые хотят учить своих детей на родном языке: это татары, чуваши, марийцы и другие народности. С другой стороны, есть русскоязычное население — не обязательно русские по национальности люди, для которых татарский, чувашский, марийский неродной, но они живут в многонациональной республике. Интересы этих двух групп надо соединить, найти компромисс.
Первая группа испытывает огромные проблемы. Если я захочу отдать своего ребенка в школу с татарским языком обучения, мне, скорее всего, придется возить его на занятия через весь город: этих школ в Казани раз-два и обчелся, хотя образование они дают замечательное. Та же ситуация с детскими садиками с воспитанием на татарском языке. Формально их достаточное количество, реально значительно меньше. Если у человека есть потребность дальше учиться в вузе на татарском языке, то это вообще огромная проблема.
А за пределами национальных республик данные проблемы жестче на порядок.
За последние 25 лет наша республика сделала гигантские шаги в этом направлении: у нас появились татарские школы и детские садики. Татарский язык начал проникать в вузы, причем без ущерба для русскоязычного населения. Одним словом, прогресс существенный.
Например, когда мне пришло время учиться, отец, занявшись поиском в Казани татарской школы, нашел всего две. Одна была где-то на улице Тукая. Возить туда ребенка в 80-е годы было просто нереально. Вторая находилась в Московском районе, недалеко от нас. Но папе там прямо сказали: «Не приводите своего сына. Эта школа для того, чтобы деревенских ребят переучивать на русский язык». Детских садиков не было. Стандартная история для татарина 50 лет: до трех лет не знал русского языка, а придя в детский садик, забыл татарский.
Сейчас выбор есть. Проблема в недостаточности государственной и политической воли, направленной на решение этого вопроса.
Наше государство должно вести в этом плане более активную политику. Все мы платим налоги в казну РФ, все заинтересованы в целости и благополучии нашей страны, потому это общая задача. Не могу давать рецепты, каким образом ее решить. Должны быть национальные каналы, федеральные программы по сохранению языков народов России. И на них должны тратиться такие же деньги, как на сохранение русского языка. Я, кстати, считаю, что и на его сохранение тратится не так много, всего около 7 млрд рублей в год. Для России это три копейки. Про национальные языки вообще молчу. Это какие-то десятки миллионов рублей: просто ни о чем.
«ДВУЯЗЫЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ В КХТИ ДВА ГОДА ТОМУ НАЗАД УМЕРЛО»
Плохо ли, хорошо ли, но садики и школы с преподаванием на татарском языке начали работать, в том числе в городах. Появилась масса выпускников, которые учились в школе на двух языках и могут учиться на них в вузе. А предложений в вузах практически нет.
Хотя во многих высших учебных заведениях Татарстана был и есть опыт обучения на двух языках: русском и татарском. Он точно был в КХТИ. В нашем вузе я знаю ситуацию очень хорошо, потому что, будучи деканом, активно в этом процессе участвовал. Был создан центр двуязычного обучения, который возглавил Николай Валентинович Максимов, человек, который специализировался на переводе с татарского на русский и обратно. Он и организовал двуязычное обучение.
К большому удивлению сотрудников деканата, двуязычные группы из года в год показывали лучший результат на своем курсе. Хотя набор был примерно одинаковый, количество медалистов — тоже. Возможно, это было связано с тем, что люди были более мотивированы.
Роль мотивации огромна. Мне пришлось учиться в двух студенческих группах. В первой, где было больше казанских ребят, до конца доучилось 60–65 процентов. А потом я перешел в группу, где 75–85 процентов составляли ребята из деревень и небольших городов, и впервые понял, что такое мотивированные люди. Попасть на экзамен первым было нереально: стояла очередь. Причем ее занимали заранее. Из этой группы до конца доучились 90 процентов учащихся. Это официальная статистика деканата нефтяного факультета за 1999–2006 годы.
Мне смешно слышать фразу: «Как можно учиться в вузе не на русском языке?» Потому что точно так же можно сказать: как можно учиться не на английском, не на французском, не на немецком? Высшее образование в России на русском языке появилось не так давно. Еще 250 лет тому назад — плюс-минус пару десятков лет — обучение велось на латинском, немецком, французском и только благодаря патриотичной позиции Ломоносова перешло на русский. В тот момент мы потеряли один иностранный язык. И это была большая потеря для российского образования.
Когда я читаю лекцию по первому предмету нашей специальности «Химия нефти и газа», студенты не понимают часть фраз, особенно терминологию. В науке и высшем образовании 80, если не 90 процентов терминов не русские, не татарские и не чувашские: они международные. Приведу только один: «Процесс реформинга на бифункциональных катализаторах», «Reforming process on bifunctional catalysts», «Бифункциональ катализаторларда риформинг процессы». В этой фразе нет и не будет русских и татарских слов.
Но когда Николай Валентинович начал показывать очень хорошие результаты, по отношению к нему организовали форменную провокацию. И вместо центра двуязычного обучения создали кафедру двуязычного обучения. Формально поставили во главе татарку, которая могла учить только на русском языке. И все двуязычное — я имею в виду русско-татарское — обучение в КХТИ умерло. На мой взгляд, нельзя отказываться от тех наработок, которые у нас были созданы: это десятки учебников и лекционных программ, семинарских занятий. И через это обучение прошли сотни студентов. Сейчас пытаются организовать русско-английское обучение для иностранных студентов.
Не хочу бросать камень в чей-то огород: в этом случае государственный, по сути, вопрос решала группа энтузиастов за очень маленькие деньги, которые выделял кабмин.
Поэтому обучение в высшей школе на татарском языке, так же как на чувашском, аварском, якутском, чеченском и других, совершенно не проблема с технической стороны. Это проблема политическая и экономическая.
Более того, в моей практике были случаи, когда нетатары, не владеющие или недостаточно владеющие татарским языком, просились в двуязычные группы и замечательно там учились. Я специально интересовался у преподавателей: «К вам перешел молодой человек, нетатарин, татарский знает чуть-чуть. Как учится?» «Да никаких проблем, — говорят. — Единственное, отвечает на вопросы на русском языке».
И этот принцип хорош везде. Расскажу то, свидетелем чему был сам. Отдаю ребенка в татарскую гимназию и встречаю на ее пороге бывшую сотрудницу. Она русская, муж у нее русский, то есть татарским там вообще не пахнет. Оказалось, что ее ребенок учится в этой же школе, только он на два года старше. Я не сдержал удивления: «Как вы тут оказались?» Отвечает: «Очень просто. Я посмотрела школы вокруг. Эта понравилась мне больше всего». Интересуюсь: «И как вы, ведь ваш ребенок не знал татарского языка?» Говорит, что тоже переживала по этому поводу. И ребенок поначалу нахватал троек. Но учитель успокоил: «Не переживайте. Это заслуженная тройка. Пройдет немного времени — и он будет отличником». И действительно: сейчас этот мальчик — один из лучших учеников в своем классе. То есть русский парень, с русской фамилией и родословной учится в татарской гимназии на татарском языке еще намного лучше, чем некоторые татары, владеющие татарским.
Другой пример. Сейчас в казанских вузах обучается много иностранцев. Многие из них доучиваются до пятого-шестого курса, не очень хорошо зная русский язык. Но это могут быть лучшие по успеваемости студенты в группе. К чему я это говорю? Не надо делать догму из языка обучения. Если у какой-то группы населения есть желание учиться на том или ином языке, государство должно помогать.
Мы прежде всего говорим «русские, татары». Но ведь в нашей республике живут также чуваши, марийцы, азербайджанцы, греки, грузины, евреи и представители многих других народов. Они тоже имеют право учить своих детей на родном языке. Знаю, что еврейская школа в Казани есть. А как насчет марийской, мордовской, чеченской? Если в городе есть определенная сообщность людей, государство должно помочь им получить образование на родном языке. Я думаю, что вопрос образования на родном языке для представителей любой проживающей здесь национальности можно осуществить в рамках Татарстана как пилотный проект для РФ.
«В ТАТАРСТАНЕ МОЖНО ПРОЖИТЬ ВСЮ ЖИЗНЬ, НЕ ЗНАЯ НИ СЛОВА ПО-ТАТАРСКИ»
Часто ставят в упрек: методика обучения татарскому языку плохая, дети мучаются. По своему личному опыту могу сказать, что у учителей, которые учат наших детей на татарском языке татарскому языку, все нормально с методикой. В ту же татарскую гимназию — намеренно не называю ее номер — пришли несколько детей, которые вообще не знали татарского. За полгода их научили, и они нормально учатся. Причем по многим предметам лучше, чем татары, которые знали татарский с детства. Способность к обучению не зависит от того, какой язык для тебя родной, она зависит от способности усваивать знания.
Могу вас заверить, что при обучении на русском языке в школе я точно так же мучился. У меня было все замечательно по литературе, но правила для меня были просто каким-то кошмаром. Точно так же мучаются, изучая правила татарского языка, татароязычные школьники и их родители. Обучение — это всегда труд.
Понятно, что татарам и чувашам нужно образование на национальном языке. А зачем оно русским? Положа руку на сердце, скажем: в Татарстане можно спокойно, без всяких ущемлений прожить всю жизнь, не зная ни слова по-татарски, что, кстати, и происходит с миллионами людей.
Но приведу пример собственной семьи. В 20-е годы прошлого века, во время голода и коллективизации, многие из моих родных и близких, спасаясь от гибели, уехали в Среднюю Азию. Никто их там не угнетал по национальному признаку. Их приняли, дали работу. Более того, будучи высококвалифицированными специалистами, они заняли хорошие должности. Практически все мои родственники, жившие в Средней Азии, вне зависимости от того, родились они там и выросли или приехали, знали местные языки. Более того, одна родственница, татарка, учила туркменских детей туркменскому языку. Друг нашей семьи, татарин, был профессором в Самарканде и читал лекции на узбекском языке. Мама три года прожила в Самарканде. Владеющему татарским узбекский выучить не проблема: он с татарским сильно перекликается. Но она за полгода выучила таджикский! Мой дядя разговаривал со своим соседом и другом-туркменом на туркменском, причем это был полноценный диалог. Как результат у них были добросердечные отношения.
Знаю, что многие европейцы, жившие в Средней Азии, считали ниже своего достоинства учить местные языки. На мой взгляд, пренебрежение местными языками в Средней Азии, Прибалтике и на Украине, в Грузии и других регионах — это одна из причин развала Советского Союза. Если бы государственная политика в СССР была направлена на взаимную интеграцию народов и не делила их на «старших» и «младших», он бы продержался дольше, а возможно, существовал бы и до сих пор. И от развала страны в первую очередь пострадало русскоязычное население, оказавшееся за границами РФ. Эти люди были вынуждены эмигрировать.
Что сейчас происходит? Ребенок в 7 лет приходит в школу. До этого он, может быть, знал три татарских слова из мультика, но самого языка не знал и теперь должен выучить татарский язык как иностранный. На мой взгляд, это неправильно: ребенок должен приходить в школу уже с базовым татарским языком. Его надо начинать учить в детском садике. Это не требует гигантских средств.
Если у ребенка, который пришел в садик, дома никто ни слова не говорит по-татарски, но на татарском языке разговаривает воспитательница, с ним произойдет то же самое, что произошло со мной. Придя в садик с татарским языком, я выучил русский. То же самое должно быть по отношению ко всем языкам. Ребенок должен выучить в садике родной татарский или, допустим, чувашский и без страха идти с новым языком в школу. Это требует политической воли, согласия граждан, наконец, денежных затрат. Но эта игра стоит свеч, потому что тем самым мы снижаем градус межнационального напряжения и сближаем народы РФ. Какая в этом плане ситуация в мире? Те страны, которые решили языковый вопрос цивилизованно, — Канада, Швейцария, Финляндия, Бельгия — при наличии больших разноязычных диаспор живут дружно, не собираются «разводиться». Там же, где его решали «через коленку», методом силы, народы до сих пор пытаются друг от друга отделиться, в том числе с оружием в руках.
«ЗАЧЕМ РУССКИМ УЧИТЬ ТАТАРСКИЙ В ТАТАРСТАНЕ, МАРИЙСКИЙ — В МАРИЙ ЭЛ?»
Сфера образования у нас слишком политизирована. Ее пытаются приравнять к идеологическому фронту. Например, некогда в Казани были татаро-турецкие лицеи, в которых учили на английском, турецком, русском и татарском. Мой опыт декана и отзывы родителей говорят о том, что это были лучшие школы в Татарстане. И выпускники этих лицеев были лучшими абитуриентами и студентами, которых я только знал. Но потом татаро-турецкие лицеи вдруг в одночасье стали закрывать. Возможно, на всякий случай, испугавшись идеологического влияния Турции. Я разговаривал со многими выпускниками татаро-турецких лицеев. Среди них нет ни одного патриота Турции. Да, они нормально относятся к Турции, понимают менталитет турок, знают их язык. А уж английский у них был просто великолепный, они могли дать сто очков вперед любому выпускнику спецшколы.
В то же время у нас открываются английские школы. По своей структуре это традиционные католические школы, какие были в Ирландии, Шотландии и выполняли функцию продвижения английского языка. Их что, тоже закроем? Идеология рождается по большому счету в семье, в обществе. На долю школы приходится только чуть-чуть.
Для того чтобы сохранить Российскую Федерацию без социальных взрывов в отдельных регионах, надо предпринимать любые шаги для того, чтобы этого избежать. Изучение местных языков — это один из способов. Зачем русскоязычным учить татарский в Татарстане, марийский — в Марий Эл, якутский — в Якутии, чеченский — в Чеченской Республике? Для того, чтобы Россия не повторила судьбу Российской империи и Советского Союза и наши внуки и правнуки не расхлебывали ошибки в национальных вопросах, доставшиеся им но наследству от нас, ныне живущих.
Добавить «БИЗНЕС Online» в избранное Яндекс.Новости Подписаться на нас в Яндекс.Дзен Читать полную версию
Важна ли для христианина его национальность, или же он не должен радеть за свой народ? Почему за грех Хама был проклят его сын Ханаан? Как проявляется хамство? Продолжаем читать Книгу Бытия с историком и сектоведом Андреем Ивановичем Солодковым.
Ной делает вино. Хамов грех. Мозаика кафедрального собора Монреале, Сицилия
Грех – смерть души?
Итак, Бог очистил землю водами потопа от греха. Ной вышел из ковчега, устроил жертвенник Богу, отслужив благодарственный молебен. С ним вышли из ковчега и его дети – Сим, Хам и Иафет.
Читаем в главе 9 Книги Бытия:
«И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю … все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все» (Быт. 9: 1, 3).
Преподобный Ефрем Сирин пишет: «И благословил Бог Ноя и сынов его, чтобы плодились и множились и чтобы боялась их всякая плоть и в море, и на суше. Только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте, то есть не вкушайте закланного животного и мяса, пока не истекла из него кровь, в которой душа животного». Бог заключает завет с Ноем и напоминает заповедь о рождении детей и распространении людей по всему лицу земли. В следующей лекции – о Вавилонской башне – мы увидим, что эта заповедь будет нарушена. Нарушается она и по сей день.
По поводу души животных, которая содержится в крови, мы говорили во второй беседе нашего цикла, когда рассматривали вопрос о творении души человека и затронули тему ошибочного понимания текстов Библии сектой свидетелей Иеговы. На этом заблуждении базируется запрет этой сектой на переливание крови, от чего многие, в том числе и дети членов секты, нуждающиеся в экстренном случае в данной операции, погибают. Напомню, что в иврите есть три слова со значением «душа»: нэфэш, нэшама и руах. Слово нэфэш (душа) употребляется в основном применительно к животным и обычной земной жизни всех живых существ. Это слово не употребляется, когда говорится о бессмертной душе человека. Для именования бессмертной души используется чаще слово нэшама. А руах – это дух, который Господь вдунул в человека при сотворении, и стал человек «нэфэшалим», то есть живым существом.
Святитель Григорий Палама: «Отделение Бога от души есть смерть души. И это есть главным образом смерть»
О бессмертии души говорится во многих текстах Ветхого и Нового Завета, например: Ис. 14: 9–16; Иез. 32: 21–31; Мф. 10: 28; Лк. 12: 4–5; 2 Кор. 5: 1–10; Флп. 1: 23–24 и др.
Все три уровня души – нэфэш, нэшама, руах – являются бессмертными, потому что сотворенное Богом не может исчезнуть в никуда. Душа и тело воскреснет, человек, живущий в земной жизни со Христом и во Христе, – преобразится. Если говорится, например, у пророка Иезекииля и в других местах Священного Писания: «Душа (нэфэш) согрешающая, та умрет» (Иез. 18: 4), это не означает, как учит теория эволюции и секулярная философия или секта свидетелей Иеговы, что душа исчезнет или умрет в атеистическом понимании: мол, «лопух на могиле вырастет, и этим всё закончится». Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Когда ты слышишь «смерть души”, не подумай, что душа умирает подобно телу. Нет, она бессмертна. Смерть души есть грех и вечное мучение. Поэтому и Христос говорит: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне” (Мф. 10: 28). Погибшее остается только в удалении от лица Того, Кто погубил». И еще: «Есть смерть телесная, есть и духовная. Подвергнуться первой не страшно и не грешно, потому что это дело природы, а не доброй воли, следствие первого грехопадения… Другая же смерть – духовная, так как происходит от воли, подвергает ответственности и не имеет никакого извинения». Об этом пишет евангелист Иоанн Богослов в Апокалипсисе: «И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это – смерть вторая… побеждающий не потерпит вреда от второй смерти» (Откр. 20: 14; 2: 11). То есть первая смерть постигнет всех, а смерть вторая – смерть отделения души от Бога – постигнет грешников, и душа согрешающая потерпит вред, так как при жизни земной оделила себя от Бога. Святитель Григорий Палама пишет так: «Ибо как отделение души от тела есть смерть тела, так отделение Бога от души есть смерть души. И это есть главным образом смерть, смерть души».
Итак, слова «душа животных в крови» не означают, что в крови содержится какая-либо субстанция души. Тут имеется в виду то, что жизнь любого живого существа теплится до тех пор, пока он не истек кровью.
Что же касается непосредственно запрета на вкушение крови животных, то этот запрет утверждается не только ветхозаветным законодательством. На Апостольском Соборе также было принято определение о воздержании от вкушения крови. Когда возник вопрос, как принимать язычников в Церковь: обрезывать или нет, Собор постановил: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (Деян. 15: 28–29). Так, запрещается пролитие крови человека – из-за мести и зависти: «Взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его, как определил наказание и Каину за кровь Авеля. То же означают и сии слова: кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека» (преподобный Ефрем Сирин).
«Я поставляю завет Мой»
«Пейзаж с жертвоприношением Ноя», И.А. Кох, ок. 1803. Государственная галерея, Франкфурт-на-Майне
Но вернемся к главе 9 Книги Бытия. Читаем далее:
«И сказал Бог Ною и сынам его с ним: вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякою душою живою… и не будет уже потопа на опустошение земли» (Быт. 9: 8–11).
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Чтобы исторгнуть всякое беспокойство из его ума и удостоверить, что этого более уже не будет, Бог говорит: как потоп Я навел по человеколюбию, чтобы пресечь зло и остановить дальнейшее его распространение, так и теперь по человеколюбию же Моему обещаю впредь не делать этого, дабы вы проводили настоящую жизнь без всякого опасения. Для этого Он и говорит: вот, Я поставляю завет Мой, то есть заключаю договор. В делах человеческих, когда кто обещает что-нибудь, то заключает договор и тем доставляет надлежащее удостоверение. Так и благой Господь говорит: вот, Я поставляю завет Мой. Премудро сказал: поставляю, то есть возобновляю то, что было совершенно разрушено за грехи людей; и вот, Я поставляю (восстановляю) завет Мой с вами и с потомством вашим после вас. Заметь человеколюбие Господа: простираю, говорит, завет не до вас только, но объявляю, что он будет ненарушим и с вашими потомками. Потом, чтобы показать Свою щедрую благость, говорит: и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами, и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными; поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли. Видишь величие завета? Видишь несказанную важность обетований? Смотри, как Он простирает Свою благость и на бессловесных, и на зверей – и не без причины. Что прежде я часто говорил, то же повторю и теперь. Так как эти животные сотворены для человека, то теперь и они участвуют в благодеянии, оказываемом человеку. Правда, завет кажется равно общим и для него, и для бессловесных, но на самом деле не так. Это делается для утешения человека, чтобы он знал, какой он удостоен чести, когда благодеяние не останавливается на нем одном, но из-за него и все эти (животные) участвуют в благости Господа».
И, как знамение Завета, человеку дается в напоминание, что потопа больше не будет, радуга. Когда мы видим радугу, будем помнить, что потопа больше не будет.
«Назначив им пределы обитания»
Далее мы с вами читаем, что сыновья Ноя (18-й стих) вышли из ковчега – это Сим, Хам и Иафет. Есть упоминание и о внуке Ноя Ханаане. Ковчег был разделен на разные отделения для животных и для людей. Мужья и жены находились раздельно друг от друга, и все брачные отношения были запрещены. Когда входило семейство Ноя в ковчег, о внуке не было ничего сказано, но мы читаем: «Хам же был отец Ханаана» (Быт. 9: 18). У Хама рождается сын, внук Ноя, Ханаан. Святитель Иоанн Златоуст пишет по этому поводу: «Писание хочет этим указать нам на крайнее невоздержание Хама, на то, что ни столь великое бедствие (потоп), ни такая тесная жизнь в ковчеге не могли обуздать его, но между тем как старший его брат доселе еще не имеет детей, он во время такого гнева Божия, когда погибала вся вселенная, предался невоздержанию и не удержал необузданной своей похоти».
О поведении Хама мы поговорим еще чуть позже, а сейчас обратим внимание на слова:
«От них населилась вся земля» (Быт. 9: 19).
Так после потопа появляются три ветви национальностей – семиты, хамиты, иафетяне.
Единство во Христе не означает необходимости отрешиться от своей Родины и народа
В Толковой Библии проф. А. Лопухина находим следующий комментарий: «Потомство Сима (семиты) населило Армению, Месопотамию, Сирию и Аравию… потомство Хама эмигрировало главным образом в Африку, и, наконец, потомки Иафета распространились по северной части Азии, в Индии, проникли в Европу и даже, вероятно, в Америку». В книге Деяний Апостолов мы читаем речь апостола Павла в греческом ареопаге: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян. 17: 26). Бог назначает, как видим из этих слов, каждому народу «пределы обитания», то есть у каждого народа есть своя земля, свой дом, своя родина. Таково повеление Бога, которое, как мы видим, противоречит сегодняшней политике космополитизма. Да, во Христе «нет ни Еллина, ни Иудея» (Кол. 3: 11), но это не означает, что человек должен забыть о своем народе и своей национальной принадлежности. Говорится о единстве во Христе, в Его Церкви, а не о призрачном единстве на принципах интернационализма, экуменизма, национал-социализма или навязчивого космополитизма. Единство во Христе не означает необходимости отрешиться от своей Родины и народа. Апостолу Павлу не был чужд дух патриотизма и любви к своему народу: «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим. 9: 3). Не говорит: по вере, по духу – но именно по плоти. Он так любил свой народ, что сам готов был пожертвовать собой ради спасения своей нации. И он «высказывает желание быть отлученным от Христа по любви к Богу. Все обвиняли Бога, что Он изгнал и лишил чести евреев, удостоенных усыновления, пользовавшихся особенной славой и называвшихся предками Христа, и вместо них ввел людей, никогда не знавших Бога, язычников, и высказывали ропот и хулу на Промысл, как будто сие делалось несправедливо и Бог обманывал праотцев, которым обещал дары. Поэтому-то Павел терзался, скорбел о славе Божией и желал сам быть отлученным, только бы спаслись иудеи и прекратилась их хула на Бога», – пишет святитель Иоанн Златоуст.
«Видишь ли, – говорит блаженный Феофилакт, – что он по пламенной любви к Богу желает, если возможно, быть отлученным от сонма вечно живущих со Христом – не от любви Его, но от славы Его и наслаждения ею. Итак, рассуждает апостол, я, совершивший несчетное множество подвигов, любящий Бога безмерно, желаю для славы Божией лишиться славы Христовой. А это не значит лишиться, но скорее приобрести. Словами «за братьев моих, родных мне по плоти” указывает на самую нежную и пламенную любовь свою к иудеям».
Только христианство способно наполнить содержанием патриотические чувства
Национальность – это не выдумка человеческая и не продукт эволюционного развития. Национальности – Промысл Божий о человечестве. И в этом смысле только библейское и святоотеческое основание способно наполнить содержанием патриотические чувства, продвинуть их, застрявших лишь на высказываниях: «Спасибо деду за победу», «Трофей» и «На Берлин!». Такое мировоззрение способно здравомысленно отрегулировать миграционную политику, привить ответственную любовь к своему народу и уважительное отношение к другим национальностям. Все искусственные секулярные попытки решения этих вопросов, как показывает история, приводят к фашизму, нацизму, геноциду и другим уродливым проявлениям.
Хамов грех
Но читаем далее:
«Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и, выйдя, рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему. И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет. Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер» (Быт. 9: 20–29).
Преподобный Ефрем Сирин пишет о причине опьянения Ноя: «Опьянение Ноя произошло не оттого, что он выпил много вина, но оттого, что долгое время он не пил вина вообще».
«И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и, выйдя, рассказал двум братьям своим…» Грех хамства – это когда дети высматривают недостатки своих родителей, высмеивают их и осуждают. Так поступил Хам со своим отцом. Но наказывается не Хам, а его сын Ханаан. Почему? По истолкованию отцов, по той причине, что Хам был благословлен Богом при вхождении в ковчег. За грех родителя наказывается его ребенок: «ибо Я… Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов» (Исх. 20: 5).
И.Ксенофонтов. Ной проклинает Хама Но всегда ли дети наказываются за грехи родителей? Конечно, нет. Если человек впадает в согрешения, но раскаивается в них, искореняет грехи и страсти молитвой, постом, добродетелями, то грехи изживаются. Сказано: «Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя» (Ис. 44: 22). Тогда дети и потомки не понесут наказания. Поэтому давайте не грешить, хотя бы ради своих детей, а если и впали в согрешения, то находить силы в Боге для покаяния и вставать на путь борьбы с грехами и страстями.
В житийной литературе есть такой рассказ. Однажды инок пришел к старцу и спросил:
– Авва, я впал в согрешения. Что мне делать?
Старец ответил:
– Встань.
Тогда он снова приходил после каждого падения к духовнику, но слышал один и тот же ответ:
– Покайся, встань, коли пал.
Однажды он спросил:
– Авва, сколько же можно каяться? Я снова падаю.
Старец ответил:
– Сколько падаешь, столько и вставай.
В этом смысл христианской жизни. Через покаяние приходит исправление и искоренение греха. Главное условие в деле совершения нашего спасения – покаяние. Это первые слова Христа Спасителя, вышедшего на служение людям: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3: 2). Мы как-то за поисками новых форм и методов в церковном служении, за наукообразием наших статей и докладов, за бесконечными презентациями своей деятельности и кучей отчетов подзабываем о главной вести, обращенной к этому миру и порученной нам Христом, – призвать мир к перемене ума и образа жизни этим простым словом: покайтесь. Ведь без покаяния невозможно принять другой вести – об упразднении смерти: Христос воскресе! Возможно, из-за этой увлеченности и подзабывчивости о главном условии принятия Христа – покаянии – и возникают такие хамские проекты, как, например, ювенальная юстиция.
Бесконечные пересуды священноначалия – это проявление Хамова греха сегодня
Есть и другая сторона хамства: это бесконечные пересуды священноначалия.
В Послании к Коринфянам апостол Павел пишет: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов: я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор. 4: 15). Есть родители, которые родили нас в эту временную жизнь. Есть у нас и родители, которые родили и рождают нас в жизнь вечную через Таинство Крещения. К отцам и матерям относятся также и крестные родители, дающие обещание перед Богом и Церковью воспитывать крестников «во всяком благочестии и чистоте». Необходимо почитать и крестных родителей и молиться за них. Непочтение крестных есть тоже некий вид хамства. Как крестные молятся за своих крестников, так же и крестники молятся за своих крестных. Молиться надо и за священников, как и священники молятся за народ. А если мы и узнаём о падении священнослужителя, то надо молиться о нем, а не осуждать его. Всякий человек может впасть в согрешение, но наша обязанность – поддержать человека, даже если это пастыреначальник. Вспомним историю из Книги Исход. «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча» (Исх. 17: 11–13). Священник молится за каждого человека и за весь народ и, как видим из этой истории, нуждается в нашей поддержке.
Будем учиться не осуждать друг друга, не хамить, а молиться друг за друга и прощать. Иначе как же нам молиться молитвой «Отче наш», в которой есть слова: «как и мы прощаем», а сами не прощаем, но осуждаем?! Тогда уж более честной будет такая молитва: «и осуди нас, как и мы осуждаем». Да не будет впредь этого с нами, а если и впадем в такое искушение, не замедлим встать. Будем подражать Симу и Иафету. О них сказано, как мы прочитали выше: «Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего».
Мы можем только, слушая поучения священноначалия, проверять, по согласию отцов ли учат, нет ли отклонения в ересь. Грехи же – это дело исповеди каждого человека, будь он мирянин, священник или епископ. Есть хорошая пословица: «Овцы, не пасите пастырей!»
А что же произошло с Ханааном? Когда Ной произнес слова проклятия, то Ханаан почернел. Он стал негром. От него берет свое начало ветвь хамитов.
Да избавит нас Господь от почернения душ наших и помилует нас от впадения в хамские согрешения!
Здравствуй, молодой литературовед! Хорошо, что ты решил читать сказку «Откуда пошли разные народы (Долганская сказка)» в ней ты найдешь народную мудрость, которой назидаются поколениями. Десятки, сотни лет отделяют нас от времени создания произведения, а проблематика и нравы людей остаются прежними, практически неизменными. «Добро всегда побеждает зло» — на этом фундаменте созиждится, подобные данному и это творение, с ранних лет закладывая основу нашего миропонимания. Просто и доступно, ни о чем и обо всем, поучительно и назидательно — все входит в основу и сюжет данного творения. Главный герой всегда побеждает не коварством и хитростью, а добротой, незлобием и любовью — это главнейшее качество детских персонажей. Каждый раз, прочитывая ту или иную былину, чувствуется невероятная любовь с которой описываются изображения окружающей среды. Прочитывая такие творения вечером, картины происходящего становятся более живыми и насыщенными, наполняясь новой гаммой красок и звуков. Сказка «Откуда пошли разные народы (Долганская сказка)» читать бесплатно онлайн непременно полезно, она воспитает в вашем ребенке только хорошие и полезные качества и понятия.
В старину были очень жестокие зимы. Однажды поднялась страшная пурга. Люди даже высунуться не смели из чумов. Гуси и разные другие птицы зарылись в снег с головами. Лишь один человек оказался смелым и отправился в путь. Долго блуждал он и вот набрел на теплую страну. Вернулся он к своим людям и сказал:
— Я нашел хорошее, жаркое место.
Услыхала его рассказ маленькая птичка-чирок и оповестила весь свой птичий народ. Узнали о теплой стране гуси, лебеди и другие птицы, и все улетели. И люди из племени того человека, который весть принес, тоже стали собираться в путь. А человек этот сказал:
— Все теперь слышали мою весть!
Но сам он не пошел, остался на прежнем месте. Сшил он себе теплую доху, чтобы спастись от холода. Надел эту доху и в птицу луня превратился
Идут люди все вместе, держатся друг за друга, ищут дорогу в теплую страну. По пути подстреливают дичь для своего пропитания. У старинных людей оружием были луки. Чтобы стрелы летели прямо в цель, люди привязывали к их нижним концам орлиные перья. Однажды убили эти люди по пути орла и стали делить его перья. Из-за дележа принялись спорить и пререкаться: одному, мол, мало, а другому много перьев досталось Один человек другому стал говорить:
— Мало перьев дал ты мне. Не стану теперь говорить на твоем языке!
И каждый из этих людей стал говорить на другом языке. Вот откуда пошли долгане, якуты, тунгусы и самоеды. Вот почему появились народы, говорящие по-разному.