§ 3. Народы Северного Кавказа
Населенный множеством племен и народов и в наши дни, горный Кавказ и отчасти предгорья в раннее средневековье представляли из себя еще большее скопление этносов. Можно подумать, что именно сюда после разрушения Вавилонской башни устремились разные племена. Нечто сходное с таким определением действительно есть: горный Кавказ издревле являлся убежищем для многих народов, оттесняемых с юга и севера и ассимилируемых там другими этносами. Однако в историческое время на западном Кавказе обитали в основном адыги, на восток от них аланы (осы, осетины), затем предки вейнахов, о которых реальных известий почти нет, и далее различные дагестанские народы (лезгины, аварцы, лакцы, даргинцы и др.). Этническая карта предгорий и отчасти горных районов менялась и до XIII в.: с приходом тюрко-половцев, а еще ранее хазар и булгар часть местного населения, сливаясь с ними, стала основой для таких народностей, как карачаевцы, балкарцы, кумыки.
Еще древние писатели называли на Кавказе местные царства, например, меотов в Приазовье, однако насколько эти названия соответствовали реалиям — сказать трудно. На восточном Кавказе в Дагестане (термин, кстати, поздний, от тюркского «даг» — гора) наиболее древние политические объединения упоминаются с первых веков нашей эры. Так, армянские источники называют «царей лезгин» применительно к IV—V вв. и даже ранее. Однако наибольшее число данных о политической структуре Дагестана связано с периодом иранских шахов Сасанидов (III—VII вв.), с которыми связывают и возникновение местных княжеств, и построение Дербентской крепости.
В центральном Предкавказье, а периодически и на более обширных пространствах уже на рубеже н.э. возник Аланский союз, который был разгромлен гуннами, но возродился после падения Гуннской державы.
Западная часть северного Предкавказья к югу от реки Кубань была издревле населена предками адыгов. Источники называли их либо кашаками (касогами), либо зиками. Термин «черкесы» — поздний, из иранских языков и означает просто воин (чере-кес, где «чери» — войско, а «кес» — человек). Адыгские (кашакские) племена были в раннее средневековье едва ли не самым многочисленным народом Кавказа, уступая, возможно, порой только аланам. Они всегда были раздроблены и враждовали не только с соседями, но и друг с другом. Вот что писал о них ал-Масуди: «За царством алаи находится народ, называемый кашак, живущий между горой Кабх и Румским (Черным) морем. Народ этот исповедует веру магов (т.е. язычников). Среди племен тех мест нет народа более изысканной наружности, с более чистыми лицами, нет более красивых мужчин и более прекрасных женщин, более стройных, более тонких в поясе, с более выпуклой линией бедер и ягодиц. Наедине их женщины, как описывают, отличаются сладостностью… Аланы более сильны, чем кашаки… Причина их слабости по сравнению с аланами в том, что они не позволяют поставить над собой царя, который объединил бы их. В таком случае ни аланы, ни какой другой народ не смогли бы их покорить».
Известия о кашаках X в. говорят об оживленной торговле их с Малой Азией через Трапезунд.
В X в. кашаки столкнулись с русами в районе Тамани. Это случилось при Святославе, который, готовясь к борьбе с Византией, разгромил союзников последней — хазар и закрепился на Таманском полуострове, где русским опорным пунктом надолго стала старая крепость Матарха, которую русские называли Тмутаракань. Владимир, сын Святослава, передал Тмутаракань одному из своих сыновей — Мстиславу, который позже в борьбе с братом Ярославом подчинил себе все русские земли по левую сторону Днепра. На Руси существовали сказания о войнах Мстислава, по своим нравам напоминавшего своего деда Святослава, с касогами и единоборстве русского князя с касожским богатырем Редедей, которого Мстислав зарезал перед рядами касожскими. Очевидно, Мстиславу удалось подчинить себе еще какую-то часть кашакских племен, поставлявших ему храбрых воинов.
Затем степь заполонили половцы, отрезав Северный Кавказ от Руси. Тмутараканское княжество как-то незаметно исчезло в начале XII в. Усилились аланы и Грузия. Часть кашаков вынуждена была признать власть алан, и последние даже в XII в. закрепились в некоторых причерноморских крепостях на территории нынешнего Краснодарского края. Прибрежные кашаки, очевидно, признавали и власть грузинских царей, в XI—XII вв. тесно связанных с аланами.
Внесло изменение и появление на восточном берегу Черного моря итальянских (в основном генуэзских) торговых факторий, которые стали возникать по договорам с Византией уже в середине XII в. В это время в районе Керчинского пролива известен и город Росия, очевидно, связанный с какой-то уцелевшей русской колонией в этих местах.
На Центральном Кавказе доминировали аланы или осы (осетины). О вейнахах (предках чеченцев и ингушей) мы почти ничего не знаем. Они упоминаются в «Армянской географии» VII в., а также под названием «дурдзуки» в грузинских летописях.
Аланы же упоминаются на Кавказе с начала н.э, хотя пришли они сюда, несомненно, раньше, вместе с прочими сарматскими племенами. Аланский союз был разгромлен гуннами, но возродился после распада империи Аттилы. Долгое время аланы были верными союзниками хазар в их борьбе за гегемонию на Кавказе. Уже в силу этого они являлись врагами арабов и союзниками Византии. От Византии к аланам рано проникло христианство, хотя официально аланский царь стал христианином где-то в начале X в., после чего возникла и Аланская митрополия. Это, однако, вызвало недовольство хазар, и после неудачной войны с последними аланы вынуждены были официально отречься от христианства. После разгрома хазар Святославом ситуация изменилась, аланская знать вернулась в лоно христианской церкви. Когда это случилось, точно неизвестно, но поскольку в конце X в. Аланская епархия занимала в списке подчиненных Константинополю епископств 61-е место вслед за Русью, это, очевидно, произошло где-то в 90-х годах X в.
В XI—XII вв. Алания находилась в тесных отношениях с Грузией. Грузинские и аланские правители часто роднились друг с другом. Известно, что вторым мужем царицы Тамар был аланский царевич Давид Сослан, мать которого была грузинка. Поэтому в XI—XII вв. в Алании переплетаются и византийское, и грузинское влияние, особенно в архитектуре сохранившихся церквей. Возникло на греческой основе и аланское письмо, от которого до наших дней дошли лишь жалкие остатки. Однако ареал сношений правителей Алании был еще шире и доходил до Северо-Восточной Руси — жена Всеволода Большое Гнездо была аланка.
Алания XI—XII вв. выглядит как довольно сильное, хотя и не вполне централизованное государство. Власть царей была ограничена знатью или ос-богатарами, как их называют источники. Столицей Алании был город Магас (буквально Большой, Великий). Его точное местоположение неизвестно, хотя он упоминается даже китайскими источниками в связи с походами монголов.
Больше всего мы знаем о народах и ранних политических объединениях на территории Дагестана, который издавна был тесно связан через Закавказье с Ираном и семитскими цивилизациями Передней Азии. Здесь же в самом узком месте, где горы ближе всего подходят к Каспийскому морю, находился наиболее удобный проход на север в Предкавказье, известный под иранским названием Чола или Чора (узкое ущелье). Контроль над ним издревле был важен не только для небольших государств Восточного Закавказья, но и для мощных ближневосточных империй, типа Ахеменидской, Парфянской и Сасанидской. Заинтересованы были в укреплении этого прохода и Рим, а затем Византия, которые в период их мирных отношений с Ираном даже вкладывали средства для возведения и поддержания здесь в должном порядке укреплений. Археологические изыскания показывают, что древнейшие оборонительные сооружения здесь появились еще в VIII—VII вв. до н.э., т.е. были, очевидно, воздвигнуты местным населением против двигавшихся с севера скифов. Особое внимание этому району уделяли иранские Сасаниды (III—VII вв.), при которых в V—VI вв. и были воздвигнуты те мощные крепость и стены, что в основе сохранились до наших дней, получив уже тогда иранское название Дербент (Закрытые ворота). В период арабо-хазарских войн Дербент обычно находился под арабской властью и халифы уделяли огромное внимание поддержанию и ремонту его укреплений. Сюда с VII—VIII вв. переселялись и арабы, даже в XII в. их потомки сохраняли свой язык. Естественно, сюда в первую очередь проникал и ислам. Однако проникновение ислама в горные районы шло очень медленно. и население горного Дагестана исповедовало либо местные языческие культы, связанные с поклонением силам природы, либо христианство. Последнее проникло в Дагестан из Кавказской Албании и Грузии и еще в IX—X вв. и даже позже занимало прочные позиции у аварцев, лезгин и других дагестанских аборигенов. Вместе с тем о глубоком проникновении христианства в народную среду здесь, как и на остальном Северном Кавказе, вряд ли можно говорить. К примеру, крупнейшим политическим объединением Дагестана в IX—XII вв. была так называемая страна владетеля золотого трона («сахиб сарир аз-захаб»), чаще всего именуемая, не совсем верно, в литературе Сарир. Мнения о ее пределах расходятся. Большинство исследователей считает, что это область аварцев, которые известны и под последним названием и как хундзы (в грузинских источниках). Однако можно предполагать, что под властью «владетеля золотого трона» находились и другие части горного Дагестана (области лакцев и, возможно, частично, даргинцев и даже лезгин). Сам титул «сахиб сарир аз-захаб» происходит от легенды, по которой некий сасанидский правитель пожаловал или подарил этот трон одному из владетелей Дагестана. В IX—X вв. глава этого государства и его окружение были христиане, а остальное население — язычники.
Кроме Сарира известны и другие политические объединения (Гумык, Хайтак и т.д.). Заметим, что и в древности, и в средние века Дагестан, особенно южный, был органически связан с северо-восточной частью нынешнего Азербайджана (Ширвана). Последний населяли родственные лезгинам и аварцам племена, которые очень поздно (в XVI—XVII вв.) были тюркизированы. Эту органическую связь Дагестана с Ширваном отчетливо видел местный историк Бакиханов (XIX в.), написавший исторический труд, посвященный именно прошлому Ширвана и южного Дагестана (одно из первоначальных его названий и было «История Дагестана»). Труд был написан Бакихановым на двух языках — персидском и русском. Хотя Бакиханов был потомком бакинских ханов, рассматривать его как историка только азербайджанского нет оснований.
До X в. значительная часть северного Дагестана находилась под хазарской властью, против которой боролись местные племена и арабы. Уже в середине X в. здесь отмечается определенное влияние Руси (поход на Бердаа совместно с лезгинами и аланами). Позже, с возникновением русского владения на Тамани, контакты русов с народами Кавказа еще более усиливаются, очевидно, нося разное содержание. В 80-х годах отмечается присутствие русов в качестве союзников одной из борющихся групп в Дербенте, где, судя по остаткам местных летописей, русы были хорошо известны. А в 30-х годах XI в. русы совершают походы в Восточное Закавказье и даже овладевают крупнейшим там городом Байлаканом (опять-таки в союзе с определенными местными силами). Это, несомненно, было связано с деятельностью Мстислава Владимировича (см. ниже). В XII в. с усилением Грузии укрепляется и ее престиж в Восточном Закавказье, куда грузинские цари совершают походы до Дербента. Однако о закреплении их там на сколько-нибудь продолжительное время известий нет. Тем не менее лозунг «Грузия от Никопсы до Дербента» (Никопса находилась приблизительно в районе нынешней границы Грузии и Российской Федерации) возник именно в XII—XIII вв. и позже был весьма популярен в определенных политических кругах Грузии (в частности, в период меньшевистского правительства 1918—1921 гг.).
Содержание
- § 2. НАРОДЫ И ГОСУДАРСТВА СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ
- РАЙОН СЕВЕРНОГО КАВКАЗА 61 .
- Глава XV Общий очерк военно-политического положения в начале 1918 г. Украины, Дона, Кубани, Северного Кавказа и Закавказья
- Кавказская линия и колонизация Северного Кавказа
- Глава II Краткий обзор современных народов Северного Кавказа
- Глава 6 Возвращение депортированных народов Северного Кавказа. Волнения русского населения в Грозном в 1958 г
- Глава 10. Народы Причерноморья, Кавказа Средней и Центральной Азии
- Об украинизации печати в украинских районах Северного Кавказа
- § 3. Народы Северного Кавказа
- Российские республики Северного Кавказа
§ 2. НАРОДЫ И ГОСУДАРСТВА СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ
§ 2. НАРОДЫ И ГОСУДАРСТВА СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ Скифы. Древнейшими племенами юга нашей страны были киммерийцы. Письменные свидетельства о них содержатся в трудах Гомера, Геродота, Страбона. Киммерийцев вытеснили из Северного Причерноморья скифы, которые оказали
РАЙОН СЕВЕРНОГО КАВКАЗА 61 .
РАЙОН СЕВЕРНОГО КАВКАЗА61. Образцы медных изделий были найдены в некоторых из северокавказских захоронений, которые могут быть отнесены к третьему тысячелетию до н.э.; т. е. к периоду, в который как Украина, так и Центральная Россия все еще были в эпохе неолита. В
Глава XV Общий очерк военно-политического положения в начале 1918 г. Украины, Дона, Кубани, Северного Кавказа и Закавказья
Глава XV Общий очерк военно-политического положения в начале 1918 г. Украины, Дона, Кубани, Северного Кавказа и Закавказья Итак, распад центральной власти вызвал временную балканизацию русского государства по признакам национальным, территориальным, историческим,
Кавказская линия и колонизация Северного Кавказа
Кавказская линия и колонизация Северного Кавказа После русско-турецкой войны 1768–1774 гг. настало время обустройства Кавказской линии, оборудованной и защищенной границы между оседлым населением южных российских губерний и горскими племенами.Кавказский край в это время
Кавказская линия и колонизация Северного Кавказа После русско-турецкой войны 1768–1774 гг. настало время обустройства Кавказской линии, оборудованной и защищенной границы между оседлым населением южных российских губерний и горскими племенами.Кавказский край в это время
Глава II Краткий обзор современных народов Северного Кавказа
Глава II Краткий обзор современных народов Северного Кавказа Все народы Европы, принадлежащие к так называемому кавказскому племени, произошли от одного общего первобытного племени — арийцев, т. е. было то время, когда, по выражению Макса Мюллера, предки арийцев, как то:
Глава 6 Возвращение депортированных народов Северного Кавказа. Волнения русского населения в Грозном в 1958 г
Глава 6 Возвращение депортированных народов Северного Кавказа. Волнения русского населения в Грозном в 1958 г «Синдром возвращения» В середине 1950-х гг. были восстановлены национальные автономии репрессированных в годы войны калмыков, чеченцев, ингушей, карачаевцев и
Глава 10. Народы Причерноморья, Кавказа Средней и Центральной Азии
Глава 10. Народы Причерноморья, Кавказа Средней и Центральной Азии Скифское царство в Крыму Скифы и геты, составляющие основную часть населения в III в. до н. э., упорно отражали все попытки македонян проникнуть к северу от Дуная. В 331–330 гт. наместник Александра
Об украинизации печати в украинских районах Северного Кавказа
Об украинизации печати в украинских районах Северного Кавказа (22 ноября 1930 г. Постановления Секриатариата ВКП(б) Северо-Кавказского края).Констатировать, что директивы Крайкома об украинизации печати для украинских районов края не выполняются, постановление Крайкома
§ 3. Народы Северного Кавказа
§ 3. Народы Северного Кавказа Населенный множеством племен и народов и в наши дни, горный Кавказ и отчасти предгорья в раннее средневековье представляли из себя еще большее скопление этносов. Можно подумать, что именно сюда после разрушения Вавилон-ской башни
Российские республики Северного Кавказа
Российские республики Северного Кавказа С трудом завоеванные и «замиренные» в XIX в. районы Северного Кавказа по завершении советского периода стали главной проблемой, доставшейся в наследство Российской Федерации, – из-за попытки отделения, предпринятой чеченцами, и
Первые три национальности России удержали свои позиции
В Российской Федерации проживают представители свыше 160 национальностей. При переписи населения было получено более 800 различных вариантов ответов населения на вопрос о национальной принадлежности.
Семь народов, населяющих Россию — русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне, имеют численность населения, превышающую 1 миллион человек. Численность еще 11 народов превысила 0,5 миллиона человек. Наиболее многочисленны русские — 116 миллионов человек (80% жителей страны). Около 1,5 миллиона человек не указали свою национальную принадлежность.
Рисунок 4. Национальный состав населения Российской Федерации (тысяч человек)
Итоги переписи показали, что состав первой «двадцатки» народов, проживающих в России, изменился не сильно: по сравнению с переписью 1989 года, в ней нет только евреев, а появились азербайджанцы, хотя ранговые места народов в ней претерпели достаточно существенные изменения. Башкиры, чеченцы, армяне, аварцы, казахи, кабардинцы, даргинцы повысили свои ранговые места, а чуваши, мордва, белорусы, удмурты, марийцы, буряты, якуты — понизили (табл. 1). Ранговые места русских, украинцев, татар и осетин остались неизменными.
Таблица 1. Численность народов первой «двадцатки» (по данным переписей населения), тысяч человек
Перепись 2002 года |
Перепись 1989 года |
||||
Русские |
Русские |
||||
Татары |
Татары |
5522,1 |
|||
Украинцы |
2943,5 |
Украинцы |
4362,9 |
||
Башкиры |
1673,8 |
Чуваши |
1773,6 |
||
Чуваши |
1637,2 |
Башкиры |
1345,3 |
||
Чеченцы |
Белорусы |
1206,2 |
|||
Армяне |
1130,2 |
Мордва |
1072,9 |
||
Мордва |
844,5 |
Чеченцы |
|||
Белорусы |
814,7 |
Немцы |
842,3 |
||
Аварцы |
757,1 |
Удмурты |
714,8 |
||
Казахи |
655,1 |
Марийцы |
643,7 |
||
Удмурты |
636,9 |
Казахи |
635,9 |
||
Азербайджанцы |
621,5 |
Аварцы |
|||
Марийцы |
604,8 |
Евреи |
536,8 |
||
Немцы |
597,1 |
Армяне |
532,4 |
||
Кабардинцы |
520,1 |
Буряты |
417,4 |
||
Осетины |
514,9 |
Осетины |
402,3 |
||
Даргинцы |
510,2 |
Кабардинцы |
386,1 |
||
Буряты |
445,3 |
Якуты |
380,2 |
||
Якуты |
Даргинцы |
353,3 |
— А не отвлекают ли танцы от занятий в школе?
— Совсем нет, график занятий мы полностью подстраиваем под школьников. При этом у системы дополнительного образования есть своя специфика. Сюда мы берем детей вне зависимости от их успехов и оценок. Наша цель — помочь каждому ребенку раскрыться и найти свой собственный путь. Занятия у нас служат для ребенка стимулом лучше учиться. Например, получил ученик в школе плохую оценку, родитель говорит ему: «Ты не будешь ходить на танцы, пока не исправишь свои оценки». И дети усердно учат уроки, чтобы не пропустить занятия во Дворце детского и юношеского творчества.
— А если говорить о личности ребенка, что в этом плане ему дают кавказские танцы?
— Они помогают стать уверенными в себе. К нам дети приходят слегка зажатыми. Мы стараемся помочь ребенку преодолеть свое «я стесняюсь, не могу, не хочу». Характер и воля должны дать ему возможность идти дальше.
Кроме того, если у ребенка действительно заложен внутренний лидерский потенциал, то танцы народов Кавказа помогут ему развить в себе эти качества. Конечно, это случится не сразу, а спустя три месяца, полгода…
Также мы делаем огромный упор на организованность. Когда ребенок в пять лет приходит в коллектив, он еще не умеет распределить свое время, а это очень важно. Мы сами никогда не опаздываем на занятия и к этому приучаем детей. И еще, мы учим ребенка работать в коллективе. Я им всегда говорю: «Вы на сцене несете свет, но если за кулисами в ваших отношениях разлад и вы не дружите между собой, то это будет нечестно по отношению к зрителю», то есть еще воспитываем в них честность.
— Расскажите об успехах вашего коллектива.
— Как я уже говорил, в конкурсах у нас участвуют воспитанники старшей группы. В начале декабря они приняли участие в XIV Международном конкурсе «Играй, танцуй и пой!».
Организатором выступило Российское агентство творческих технологий (РосАТТ) «Конкурсант» при поддержке «Союза композиторов России», «Российского фонда культуры» и «Российского Детского Фонда». Мои подопечные были награждены дипломами лауреатов I и III степеней.
Еще одним нашим достижением стало участие во Всероссийском конкурсе-фестивале «Донские самоцветы» (пос. Целина, Ростовская область). Ребята стали обладателями Гран-при конкурса-фестиваля. Но на этих достижениях мы не собираемся останавливаться. Сейчас разучиваем новые танцы, чтобы потом достойно выступить на каких-нибудь соревнованиях и привезти домой очередной комплект наград высшей пробы. Пытаемся подключать фантазию, чтобы были свои визитки.
Ученики старшей группы уже дополняют своими элементами классические кавказские танцы. Думаю, следующий год станет для нас успешным!