Адрес: ул. Даниловский вал, 22
Телефон: +7 (495)961-14-80 с в 9:00-17:00 в рабочие дни
Время работы: монастырь открыт для посетителей с 6:00 до 21:00.
Как добраться до Данилова монастыря: от ст. метро Тульская (из центра — последний вагон), выйдя из метро, повернуть назад, дойти до трамвайных путей и повернуть направо, идти прямо до монастыря; или от ст. метро Павелецкая, далее на любом трамвае до остановки Свято-Данилов монастырь.
Данилов монастырь в Москве основал святой князь Московский Даниил, младший сын князя Александра Невского и княгини Вассы. В возрасте 11 лет (в 1272 г.) князю Даниилу по жребию досталось управление Московским княжеством – бедным в сравнении с тем, которыми управляли его старшие братья. В то время, когда Русь была под игом татаро-монголов и раздиралась княжескими междоусобицами, миролюбивый и сердечный князь Даниил умел миновать кровопролития и улаживал все конфликты миром. За тридцать лет управления князь Даниил лишь раз принимал участие в военных действиях. Рязанский князь Константин с помощью отряда татарских воинов хотел захватить московские земли, но святой Даниил отбил нападение. Одержав победу под Переславлем Рязанским, московский князь не захватил Рязанское княжество, как было принято в то время. Князя Константина он взял в плен, но содержал в Москве как гостя до тех пор, пока не было заключено перемирие.
Благородство и мудрость князя Даниила снискали ему всеобщее уважение. Когда в 1296 году князь Даниил получил титул Великого князя всея Руси, то его власть распространилась и на Переславль-Залесские земли. За 30 лет своего правления князь Даниил сумел сделать Москву влиятельнейшим княжеством во всей Руси. А также положил начало объединению русских княжеств вокруг Москвы и стал первым Московским Великим князем всея Руси.
Князь большое внимание уделял не только своему княжеству, но и стольному граду – Москве. Приблизительно в 1282 году на правом берегу Москвы-реки, в пяти верстах от Кремля он основал самый первый в Москве мужской монастырь с деревянным храмом в честь преподобного Даниила Столпника. Незадолго до своей смерти князь Даниил принял схиму в Даниловском монастыре, где и скончался в марте 1303 года, в возрасте всего 42-х лет. Согласно завещанию, князя похоронили в Даниловой обители.
За 700 лет своего существования Даниловский монастырь пережил многое. В 1330 году монастырскую братию перевели в Кремль, в основанный при храме Спаса на Бору новый Спасский монастырь. В период правления Иоанна III Спасский монастырь переместили на Кутицкий холм, и он стал называться Новоспасским. А сам Данилов монастырь в течение почти двухсот пятидесяти лет пребывал в запустении. На его месте действовал небольшой приходский храм и кладбище. Но согласно легенде, на могиле благоверного князя Даниила начали происходить чудеса и совершаться исцеления больных, и при царе Иване Грозном Даниловский монастырь стал возрождаться из небытия. Здесь был построен новый каменный храм во имя Святых Отцов Семи Вселенских соборов, вновь появились иноки. В 17 веке Русская Православная Церковь причислила князя Даниила к лику святых, а также были обретены святые мощи Даниила.
Данилов монастырь являлся монастырем-сторожем, защищавшим южные границы Москвы. Когда в 1591 году на Москву шел крымский хан Каза-Гирей, Данилов монастырь сыграл важную роль в обороне города. В 1606 году у стен монастыря велись бои воинов царя Василия Шуйского с бунтовщиками, возглавляемыми Болотниковым. Лжедмитрий II при побеге из столицы в 1610 году поджег монастырь, но он вскоре был отстроен заново и обнесен стеной из кирпича. А в 1812 году наполеоновские солдаты осквернили и разграбили монастырь. Как и при всех монастырях, при Даниловской обители существовало кладбище. На котором похоронены многие известные люди, такие как: В.Г. Перов, Н.Г. Рубинштейн и другие выдающиеся деятели различных сфер жизни.
После Октябрьской революции у Данилова монастыря стали отбирать храмы, и в 1930 году он окончательно закрылся – последним из московских храмов. Большинство иноков расстреляли в 1937 году, а мощи святого князя Даниила исчезли. Храмы начали перестраивать, часть могил перенесли на другие кладбища – это касалось погребений наиболее известных лиц, а сам некрополь был уничтожен. На территории бывшего Даниловского монастыря расположились склады и детская колония.
В 1983 году Даниловский монастырь возвратили Русской Православной Церкви. К празднованию тысячелетия крещения Руси, которое отмечалось в 1988 году, почти полностью разрушенная обитель была восстановлена и отреставрирована. Монастырским строениям вернули их исторический облик, который сформировался в 17-18 веках. Сейчас на территории монастыря действует храм Святых Отцов Семи Вселенских соборов, храм Покрова Пресвятой Богородицы, и самый крупный собор Даниловского монастыря – Троицкий. Кроме того, в обители воссозданы несколько церквей и часовен.
В период 2003-2008 годов при содействии многих лиц, в том числе и граждан США, Даниловскому монастырю был возвращен набор из 18 колоколов, представляющих огромную историческую ценность. В 30-е годы 20 века эти колокола были куплены американским промышленником Чарльзом Крейном по инициативе научного сотрудника Гарвардского университета Томаса Виттемора, служившего в Москве в американской благотворительной миссии. Эти колокола были подарены Гарвардскому университету, а сейчас вернулись на свою родину. Вернулись в монастырь и частицы мощей святого князя Даниила.
Сейчас на территории Даниловского монастыря находится резиденция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, который является настоятелем этой обители. Будничной жизнью монастыря управляет его наместник архимандрит. По уставу Даниловский монастырь является общежительным. В нем ежедневно совершаются богослужения. Монахи принимают участие в благотворительных делах, помогают в больницах, в местах заключения, преподают в учебных заведениях. При монастыре работает воскресная школа, курсы для взрослых, издательство, экскурсионная служба и различные мастерские. Даниловский монастырь не имеет своей гостиницы, потому паломники не имеют возможности здесь остановиться.
Экскурсия с посещением Данилова монастыря
Святыни Первопрестольной
Историческая справка:
1282 г. — был основан первый в Москве мужской монастырь с деревянным храмом в честь преподобного Даниила Столпника
1303 г. — в умер основатель монастыря князь Даниил, был похоронен в обители
1330 г. — монастырскую братию перевели в Кремль, в основанный при храме Спаса на Бору новый Спасский монастырь 15 век – монастырь переселили на Кутицкий холм, и он стал называться Новоспасским
1591 г. – Данилов монастырь участвовал в защите города от войск крымского хана Казы-Гирея
1606 г. — у стен монастыря велись бои воинов царя Василия Шуйского с бунтовщиками, возглавляемыми Болотниковым 1610 г. — Лжедмитрий II при побеге из столицы поджег монастырь, но он вскоре был отстроен заново
1812 г. — наполеоновские солдаты осквернили и разграбили монастырь
1930 г. — он окончательно закрылся – последним из московских храмов
1937 г. – расстреляли иноков Данилова монастыря
1983 г. — Данилов монастырь возвратили Русской Православной Церкви
1988 г. – Данилов монастырь в Москве был отреставрирован
Даниловский монастырь в центре Москвы, основанный в конце XIII века, отреставрируют. Работы проведут в трех зданиях на территории обители: в братском корпусе, церкви Троицы и доме настоятеля. Мосгорнаследие уже выдало разрешение на разработку проекта реставрации.
Даниловский Вал, дом 22
«Даниловский монастырь является объектом культурного наследия федерального значения. Для начала специалисты изучат историю обители по архивным документам и библиографическим исследованиям, а также инженерно-технические особенности сооружений на ее территории. Затем будет сформирован эскизный проект реставрации с учетом исторических, архитектурных и конструктивных решений, используемых при постройке зданий. Проработаем и меры по обеспечению пожарной безопасности памятника архитектуры», — сообщил глава Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.
Братский корпус (дом 22, строение 4) — двухэтажное каменное строение, выполненное в стиле московского классицизма. Главный фасад расположен напротив Святых врат. Каменная церковь Троицы (дом 22, строение 1) спроектирована с одним куполом в стиле позднего русского классицизма. В 1930-х годах Троицкий собор был закрыт, его интерьер перепланировали. В итоге оказались утрачены даже портики северного и южного фасадов. В 1980-х годах церковь реставрировали: ее убранство воссоздали в виде, близком к первоначальному. А дом настоятеля (дом 22, строение 6) имеет Г-образную конфигурацию. Трехэтажное здание (третий этаж надстроен в ХIХ веке) располагается параллельно южной стене Святых врат. В 1819–1820 годах дом настоятеля перестраивали, верхний этаж корпуса выложили из белого камня. Во второй половине ХIХ века в монастыре проводили ремонт и реконструкцию старых зданий, в 1888 году к сооружению пристроили каменный тамбур с лестницей внутри.
Об истории Даниловского монастыря
Обитель была основана на берегу Москвы-реки московским князем Даниилом Александровичем в 1282 году. Она стала первым монастырем в городе. Первым зданием Даниловского монастыря был деревянный храм, окруженный кельями и хозяйственными постройками. После основания обитель неоднократно упоминалась в разных источниках, однако со второй половины XIV до середины XVI века сведения о ней пропали. В XVI веке на этой территории построили собор Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. В 1610 году обитель разграбили и подожгли, после чего ее долгое время окружал деревянный плетень.
В середине XVII века монастырь начали возрождать: здесь построили каменные стены и Святые врата, а также юго-западную и северо-западную башни. Ограду выполнили из кирпича на белокаменных цоколе и фундаменте. В XIX веке в монастыре открыли церковную школу для бедных и приют для монашествующих. В 1902 году обитель преобразовали в больницу для служителей Московской епархии.
После революции 1917 года в Даниловском монастыре жили архиереи, лишенные кафедр. В 1930-м его закрыли, в обители устроили детскую колонию. Монастырь возвратили Русской православной церкви в начале 1980-х годов, после чего его сооружения восстанавливались. Например, отреставрировали Троицкий собор и монастырь, иконы и иконостас в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, построили надкладезную и поминальную часовни.
Братский корпус Дом настоятеля
Как в Москве восстанавливают памятники
Восстановление и сохранение памятников архитектуры — одно из важных направлений работы Департамента культурного наследия. Так, в скором времени реставрация ждет Мостовую башню на Измайловском острове. Трехъярусное кирпичное сооружение построено в 1671–1679 годах несколькими зодчими, среди которых М. Иванов, И. Кузнечик, Т. Макаров, К. Мымрин, А. Фомин и Я. Янов. Недавно также был утвержден проект реставрации здания зимнего сада с готической башней и амбаром дачи Лямина в парке «Сокольники».
Кроме того, выдано разрешение на проведение научных и изыскательских работ в павильоне № 51 «Мясная промышленность» на ВДНХ. Он был построен в 1951–1954 годах по проекту архитекторов В. Лисицына и С. Чернобая и до 1956-го назывался «Главмясо». Заканчивается реставрация каменной церкви Петра Митрополита. Церковь — хорошо сохранившийся памятник ренессансной архитектуры. Она была построена по проекту архитектора Алевиза Нового в 1514 году. Здесь восстанавливают и укрепляют фундамент главного собора монастыря, дорожки вокруг него и ступени крыльца главного входа, выложенные крупной гранитной плиткой. Стены храма укрепили специальным раствором, оштукатурили и покрасили в красный цвет по технологиям XVI века.
Святой благоверный князь Даниил Московский
Каждому верующему понятно: монастырь — это, прежде всего, место молитвы, место уединенного и сокровенного разговора с Богом. Но вместе с тем каждый монастырь — это также часть истории и культуры нашего Отечества. Взглянуть на Данилов ставропигиальный мужской монастырь именно с этой, культурно-исторической, точки зрения предложил корреспонденту «Прихожанина» заведующий офисом Даниловой обители, куратор группы экскурсоводов монастыря Александр Николаевич Блохин.
— Наш монастырь, основанный в XII столетии святым благоверным князем Даниилом Московским, по сути, представляет собой средоточие самых разных культур и эпох. В стенах нашей обители вы можете проследить древнюю историю Москвы допетровской Руси и увидеть Россию XIX века, ставшую крупнейшей европейской державой. Хотя, конечно, немало ценных исторических памятников на территории Данилова монастыря в советские времена сильно пострадали, и их пришлось восстанавливать в 1983 году, когда монастырь был возвращен Церкви.
— Александр Николаевич, а какой памятник в Данилова монастыря можно считать самым древним?
Храм святых отцов семи Вселенских Соборов
— Самой древней, несомненно, является церковь в честь Святых отцов семи Вселенских Соборов. Она вобрала в себя четыре храма: Покровский собор в нижней части (самая древняя часть этого памятника, которая относится к XVII векe); храм пророка Даниила, который примыкает к Покровскому собору; надстройка XVIII века, где собственно расположена церковь в честь Святых отцов и древний престол монастыря — храм Даниила Столпника. Говоря «престол», я, конечно же, имею в виду не само место, а церковное значение этого понятия. Первый каменный храм обители был построен в правление царя Иоанна Грозного, по его личному приказу, так как царь весьма почитал князя Даниила Московского.
— Если я не ошибаюсь, Москва досталась князю Даниилу в княжение чуть ли не во младенчестве, это так?
— Очень близко — когда ему было два года. Даниил был самым младшим из четырех сыновей cвятого благоверного князя Александра Невского. В 1263 году князь Александр Невский на пути из Орды на Русь заболел и вскоре умер. После его смерти старшие сыновья начали делить между собой большие и великие княжества — Владимирское, Новгородское, Киевское, а малолетний Даниил получил в наследство лишь Московское княжество, которое и княжеством назвать было трудно, небольшие земли, управляемые наместниками.
Святой благоверный великий князь Александр Невский
В младенчестве Даниил в Московских землях не жил — он воспитывался во Владимире подле брата Александра Невского — князя Ярослава, и на московские берега прибыл лишь, когда ему исполнилось 11 лет. А вот приехав сюда, князь Даниил стал управлять своим малым княжеством очень и очень эффективно.
По своей натуре князь Даниил был человеком очень добрым, миролюбивым, совестливым и благочестивым. Во многом такие черты его характера объясняются воспитанием: в благочестии и любви к ближнему Даниила воспитывала его мать — Александра Брячиславна (в иночестве — праведная Васса). Добрый и спокойный характер помогал юному князю Даниилу в те беспокойные и суровые времена любые конфликты и ссоры решать исключительно мирным путем.
Известно, что в результате нашествия хана Батыя Русь была практически разорена. По этому поводу существуют интересные данные. Согласно историку Борисову, до нашествия Батыя на Руси существовало порядка 300 городов, в которых проживало около 10 миллионов человек (!). После татаро-монгольского нашествия треть городов никогда не восстановилась, а население в 10 миллионов человек Россия смогла достичь лишь к XVII столетию, то есть через пять веков.
Что представляла собою Русь в ту эпоху? Отдельные княжества, постоянно враждовавшие друг с другом. Родные братья князя Даниила ради наследства, оставленного им отцом, святым князем Александром Невским, вели между собой постоянные войны.
Князь Даниил Московский
Единственным, кто сумел выбрать правильную политику, нацеленную на объединение и укрепление Русских земель, был самый младший из братьев — князь Даниил. Он постоянно уговаривал братьев перестать враждовать и объединиться для защиты Руси от внешних врагов. Благодаря такой миролюбивой позиции князя Московское княжество потихоньку крепло и разрасталось, на Московские земли стремились люди из других княжеств, разоренных или разоряемых. Они понимали, что Москва — это тихая гавань, место, где можно спокойно жить под защитой мудрого князя.
К сожалению, об этом мало упоминается и историками, и современными политиками, но святой благоверный князь Даниил был, без сомнения, именно тем человеком, который первым заложил основы будущей российской государственности со столицей в Москве. Он взрастил росточек будущего великого государства, в котором мы сегодня живем. Именно князю Даниилу, миротворцу и собирателю земель Русских, мы обязаны тем, что Москва заняла главенствующее место в числе других русских городов и княжеств.
Поэтому с момента причисления к лику святых князь Даниил считается небесным покровителем Москвы. И, по сути, Москва начинается отсюда — с холма, на котором князь Даниил в XIII столетии основал наш монастырь.
Архиепископ Никифор (Феотокис)
— Вы уверены? А как же Боровицкий холм, Кремль?
— Это не мое мнение, а точка зрения археологов.
Несколько лет назад мы проводили раскопки, пытаясь найти захоронение одного известного ученого и богослова греческого происхождения — архиепископа Никифора (Феотокиса). Греки до сих пор называют его одним из учителей нации. Он приехал в Россию во второй половине жизни, занимался просветительством, много проповедовал и дослужился до архиепископа Астраханского. Позже, в старости, архиепископу Никифору поручили управлять Даниловым монастырем. Здесь же он был и похоронен. А поскольку владыка был человеком известным, то Святейший Патриарх Алексий II благословил найти его могилу, что оказалось делом весьма непростым: ведь в 30-е годы прошлого века монастырь был сильно разорен, могилы уничтожены, надгробия вывезены. И понять, где может находиться могила архиепископа Никифора, было сложно. Тем не менее, большая и кропотливая работа велась, в ней принимали участие историки, эксперты-архивисты и даже криминалисты. И захоронение архиепископа Никифора (Феотокиса) было найдено!
Вы спросите, почему я об этом вспомнил. Так вот, в ходе этих раскопок ученые-археологи, которые помогали нам, сделали интересное открытие: древняя летописная Москва — это не привычный нам Боровицкий холм, где находится Кремль. Территория древней Москвы — это не одно, а несколько поселений: и Боровицкий холм, и место, где находится нынешнее Коломенское, и Дьяково село, и территория Данилова монастыря. И именно здесь, в границах Даниловой обители, по мнению историков и археологов, находилось самое древнее поселение. По мнению историка Леонида Беляева, на территории, где сегодня находится Данилов монастырь, люди жили еще в III веке до Рождества Христова, и от того момента до настоящего времени жизнь в этих местах не прерывалась.
Могила архиепископа Никифора (Феотокиса)
Возможно, этим объясняется то, что князь Даниил остановился именно здесь, в пяти верстах от Боровицкого холма. Здесь была его резиденция, здесь он основал монастырь в честь своего небесного покровителя святого Даниила Столпника. И именно здесь зарождалась древняя Москва.
В 1303 году, незадолго до своей смерти, князь Даниил принял схиму и завещал похоронить себя на кладбище Данилова монастыря как простого монаха. Так и было сделано.
Правда, сын князя Даниила, Иван Калита, позже перенес княжескую резиденцию на Боровицкий холм и даже перевел в Кремль, где основал Спасо-Преображенский монастырь на Бору, всю братию Данилова монастыря. В наших местах остался простой деревянный приходский храм, и постепенно монастырская территория зарастала, приходила в запустение. Так продолжалось сто с лишним лет, пока… Однажды некто из свиты великого князя Ивана III проезжал в этих местах и случайно увидел странного монаха, который вышел ему навстречу из леса. Монах приблизился к юноше и сказал: «Передай своему князю, что его родственник захоронен здесь. Я — его предок, князь Даниил Александрович Московский. И сегодня я забыт и не почитаем». Когда юноша передал увиденное и услышанное князю Ивану III, тот приказал регулярно совершать в этих местах панихиду в честь предков великих князей.
А еще столетие спустя уже первый царь всея Руси Иван IV Грозный решил не только восстановить на этой территории монашескую жизнь, но и сделать Данилов монастырь центром церковных соборов. И церковь в честь Святых отцов семи Вселенских Соборов — это отголосок желания царя.
— Интересно, а чем так полюбился благочестивый и миролюбивый князь Даниил Московский жестокому царю Ивану Грозному?
— Ну, во-первых, это был его прямой предок. Во-вторых, как я уже говорил, князь Даниил первым начал проводить политику объединения русских земель. По сути, он делал то же, что впоследствии делал царь Иван Грозный, просто методы у них были разные. И, в-третьих, известно, что после того как при Иване III началось почитание князя Даниила Московского, здесь, на территории монастыря, стали происходить чудеса. Люди, приходившие сюда молиться, получали исцеление от разных болезней. Это и побудило Ивана Грозного восстановить монашескую жизнь в обители.
— Александр Николаевич, а что случилось с мощами святого благоверного князя Даниила? Удалось ли найти его могилу?
— Не сразу. Мощи святого князя Даниила были обретены лишь в 1652 году. По повелению царя Алексея Михайловича они были перенесены в храм Святых отцов семи Вселенских Соборов. Позже в страшные послереволюционные годы мощи князя сначала перенесли в Троицкий собор, где они находились до 1930 года, времени, когда монастырь был закрыт и превращен в колонию для беспризорных детей и детей репрессированных «врагов народа». После святые мощи благоверного князя какое-то время находились в храме Воскресения Словущего за южной стеной Данилова монастыря. Спустя два года был закрыт и этот храм. С этого момента мощи святого князя Даниила Московского считаются утраченными.
В наших монастырских храмах имеются лишь малые частицы его мощей…
— Как же удалось их сохранить?
— Частица мощей принадлежала последнему перед закрытием настоятелю монастыря архиепископу Феодору (Поздеевскому) и была увезена в Америку, где хранилась в Американской Православной Церкви. Когда Данилов монастырь был возвращен Церкви, то Предстоятель Американской Православной Церкви митрополит Феодосий ее нам вернул, и сейчас она находятся в храмах Даниловой обители.
Другая часть мощей князя Даниила хранилась дома у академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. В свое время их ему передал его учитель профессор Игорь Евгеньевич Аничков. Тот получил их во время ссылки на Соловки от неизвестного епископа. Перед смертью профессор Аничков отдал их Лихачеву, и тот тайно хранил их у себя дома, в деревянном пенале, а потом передал нашему монастырю. Теперь одна их часть находится в Троицком соборе, а другая хранится в храме Святых отцов.
Но мы не теряем надежды найти святые мощи преподобного и благоверного князя Даниила. В свое время Патриарх Алексий I обратился к председателю комитета по делам религий с просьбой вернуть Церкви мощи митрополита Алексия Московского и князя Даниила Московского. Мощи митрополита Алексия Московского вернули, и сегодня они находятся в Богоявленском соборе. А вот почему не вернули Церкви мощи князя Даниила — неизвестно. Возможно, власти не захотели их отдавать. А возможно, они утрачены до поры до времени и просто ждут своего часа. В любом случае их судьба пока покрыта завесой тайны, но работы по их поиску мы не прекращаем.
— Какой интересный рассказ у Вас получился, Александр Николаевич! Я так понимаю, все это экскурсоводы Данилова монастыря рассказывают и тем, кто приходит сюда на экскурсию?
— Да, мы рассказываем экскурсантам много интересного: и о князе Данииле, и о Церкви, и о монастырских храмах, и о некоторых особо почитаемых и чудотворных иконах.
Владимирская икона Божией Матери
К примеру, о Владимирской иконе Божией Матери, что находится в храме Святых отцов. Она была написана в XVI веке по повелению царя Ивана Грозного — специально для Данилова монастыря. Помимо того, что Владимирский образ Божией Матери — это чудотворная икона, она еще величайший шедевр мирового значения.
То же можно сказать и об иконе Божией Матери «Троеручица», которая находится в Троицком соборе и принадлежит монастырю с XVIII века. Считается, что она написана учеником известного иконописца Симона Ушакова.
Есть в нашем монастыре и другие реликвии, в частности, частицы мощей святого князя Александра Невского, переданные нам из Московского Кремля. Есть и мощевик с крупными частицами мощей апостолов и святых раннего христианского периода. Это — великая святыня. Изображение каждого святого дано в эмалевой иконке, а под ним частица его мощей. И все это в одном большом ковчеге…
— Александр Николаевич, а кто может заказать экскурсию по Данилову монастырю?
— В принципе любой человек или группа людей. Раньше к нам приезжало много школьников, но сейчас, в связи с террористической опасностью, школьные экскурсии проводятся редко. Обычно провести экскурсию нас просят из Патриархии или Московского Правительства. Но любого желающего мы можем присоединить к готовой экскурсии или для этого человека будет устроена отдельная экскурсия.
— А если экскурсанты захотят подняться на звонницу или попросят осмотреть монастырскую просфорню, которая, как известно, делает просфоры для храмов всей Москвы? Это возможно?
— Что касается звонницы, то на колокольню ведет очень узкая и крутая лестница, по которой далеко не каждый человек сможет подняться. Это реально опасно. И, конечно, о посещении колокольни надо заранее договариваться с главным звонарем монастыря отцом Романом.
Что касается просфорни, она находится под храмом Святых отцов семи Вселенских Соборов. Вы правы, она снабжает просфорами и артосами многие московские храмы… Но туда мы экскурсии не водим. Это же производство, и как всякое производство оно имеет свои технологические особенности, с которыми мы должны считаться.
— А могут ли экскурсанты поближе узнать жизнь монахов Даниловской обители? И, интересно, самих монахов не раздражает, когда они видят группы экскурсантов?
— Подобное может раздражать лишь бездельных людей. А монахи постоянно в трудах: ведь, помимо ежедневных богослужений, они выполняют многочисленные послушания.
Что касается монашеской жизни, наши экскурсоводы могут ответить на любые вопросы. Расскажут, к примеру, о трех обетах, которые дают монахи, уходя от мирской жизни: нестяжания, послушания и безбрачия. Порой люди спрашивают, дают ли монахи обет не есть мяса. Такого обета монахи не дают — это традиция. И если вы придете в монастырскую трапезную, то самые скоромные блюда монашеского обеда в непостные дни — это блюда рыбные и молочные.
Мы рассказываем также о том, почему человек, принимая монашеский постриг, меняет имя; и о том, как монахи защищали монастырь во время страшного набега крымского хана Казы-Гирея на Москву летом 1591 года.
— Монахи воевали?
— Только те монахи, которые не имели священного сана. Вместе с крестьянами из близлежащих поселений они с оружием в руках обороняли монастырь от татарских полчищ. И отстояли: монастырь не сдался врагу. Когда рассказываешь эту историю, возникает чувство гордости за наших предков, защищавших Отечество.
Или история о том, как братия монастыря освящала атомную подводную лодку «Даниил Московский»…
Подводная лодка «Даниил Московский»
— Постойте! А как монастырь оказался замешан в ситуации с атомной подлодкой?
— Дело в том, что в 1996 году у монастыря возник тесный контакт с руководством Северного флота, конкретно — с адмиралом Кузнецовым. Если вы помните, 90-е годы были очень тяжелыми для нашей армии. Военным не платили зарплату, не хватало запчастей… Представляете: морская дивизия с девятью атомными подлодками… и голодные моряки, которые не могут выйти в море, потому что нет продовольствия и запасных частей.
В результате тесного сотрудничества возникло решение назвать одну из атомных подводных лодок именем святого князя Даниила Московского. Монахи освятили подлодки на военно-морской базе в Видяево, а после опекать ее взялся Южный округ Москвы. С благословения монастыря администрация Южного округа стала «подтягивать» финансирование. Аккумуляторы не работают — собрали средства и купили новые, выделили автобус для личного состава, подготовили гуманитарную помощь — продовольствие для экипажа…
Сегодня у нас с моряками атомной подлодки «Князь Даниил Московский» очень тесная дружба, они всегда приезжают в нашу обитель на дни памяти благоверного князя Даниила. А еще можно вспомнить такой интересный факт: по примеру нашей подлодки и другие подводные лодки Российского флота стали называть именами древних русских городов, и администрация этих городов обеспечивала финансированием «свои» суда. В трудные 90-годы годы дивизии атомных подлодок были самыми боеспособными в нашей армии.
— Как интересно! Спасибо Вам, Александр Николаевич, за увлекательный рассказ. И остается последний вопрос: как заказать экскурсию в Даниловом монастыре?
— По телефону: +7 (495) 958-05-02. Всегда есть дежурный экскурсовод, который сможет принять заявку на конкретное время. Мы приглашаем всех желающих, кто хочет прогуляться по территории Данилова монастыря и послушать увлекательные рассказы наших экскурсоводов о славных страницах истории нашей обители: благочестивом и миролюбивом князе Данииле, зарождении Москвы на этих берегах, монастырских храмах и чудотворных иконах.
Беседовал Петр Селинов
Интернет-журнал «Прихожанин»
Свято-Данилов – один из первых монастырей в Москве, о которых в настоящее время известно историкам. Обитель основана в конце XIII века на самых опасных южных подступах к Москве. В дальнейшем обнесенный крепостными стенами, монастырь-сторожа – сильный форпост, способный принять на себя первый удар наступающих на стольный град вражеских войск. Младший сын святого благоверного князя Александра Ярославича Невского Даниил (1261-1303) получил Москву в удел и стал родоначальником княжеской династии собирателей русских земель. Около 1282 года в пяти верстах от Кремля на правом берегу Москвы-реки основана обитель с храмом в честь преподобного Даниила Столпника – тезоименитого покровителя князя. В 1300 году первая в Московском княжестве архимандрития учреждена именно в Даниловом монастыре. 17 (4 ст.ст.) марта 1303 года в возрасте 42 лет святой благоверный князь Даниил отошел ко Господу.
В летописи говорится, что Иван Калита «приведе» архимандритию в кремлевский храм Спаса на Бору, где был устроен новый монастырь – Спасский, который при Иване III переместят на Крутицкий холм и назовут Новоспасским. Два с половиной века на месте Данилова монастыря находился лишь небольшой приходской храм, и погост. Обитель возродилась чудесами и исцелением недужных, происходившими на могиле святого князя Даниила. Сохраненное в Степенной книге предание «Иже о блаженном великом князе Даниле сказания», повествует, как князь Даниил Александрович явился отроку из свиты его потомка великого князя Ивана III Васильевича. Святой упрекнул великого князя за то, что он не хранит память о своем предке. Укоренный этим Иван III устроил «соборные панихиды» и стал раздавать милостыню, дабы молились о душах его предков.
Во времена правление Василия III случилось чудо. Не вняв предупреждению местного жителя, садясь на коня, князь И.М. Шуйский попрал ногой камень, лежавший на могиле князя Даниила. Сильно занедужив, князь едва не умер и был исцелен лишь после молебна у могилы князя, который священник отслужил. Во времена правления царя Ивана IV произошло новое чудо. В столицу из Коломны приехал купец с больным сыном. Ко гробу святого Даниила он принес сынаи сталистово молиться. Здесь Господь исцелил недужного.
В середине ХVI века в Даниловой обители возобновили монашескую жизнь. Митрополит Московский Макарий освятил новый каменный храм во имя святых Отцов Семи Вселенских Соборов в 1561 году. По преданию, святой князь Даниил явился во сне царю Алексею Михайловичу и по его повелению 30 августа 1652 года патриарх Никон с собором епископов в присутствии царя вскрыл гробницу, святые мощи князя были обретены нетленными. Мощи перенесли в собор в честь св. Отцов семи Вселенских Соборов. В 1677 г. церковный Собор постановил, что святой князь Даниил заслуживает, чтобы «панихиды, и литургии служити, и милостыню творити». Историк церкви Е.Е. Голубинский полагает, что мощи князя «обретены были только в чаянии прославления их чудотворениями», празднование же святому князю установили в конце XVIII – начале XIX в. Установлены два дня памяти святого благоверного князя Даниила Московского — 17 (4) марта и 12 сентября (30 августа). Настоятель монастыря архимандрит Константин составил первую службу святому Даниилу в 1761 году, полвека спустя митрополит Платон (Левшин) составил житие святого князя Даниила и новую службу. Данилов монастырь охранял южный пределы столицы.
В 1591 году во время подходе на Москву войска хана Казы-Гирея «велел государь боярам и воеводам всем полки ставитца по Москве реке на лугех под Коломенским и под Даниловским монастырем». В ночном сражении защитники обители отбили нападение неприятеля (Разрядная книга 1550-1636 гг. М., 1976. Т. 2. С. 81-82). В 1606 году у Данилова монастыря произошло сражение отряда Ивана Болотникова с войсками воеводы М.В. Шуйского. В 1607 году близ Данилова монастыря был казнён казацкого «царевича Петрв», Илейку Муромца, соратника Болотникова. Во время подхода на Москву войска гетмана Жолкевского казаки Тушиского Вора Лжедмитрия II сожгли монастырь в 1610 году.
В 1771 году во время эпидемии при Даниловском монастыре устроили городское кладбище для умерших от чумы, учитывая удаленность от центра. После того как зимой моровое поветрие прекратилось, кладбище засыпали, но остался обычай погребения в обители имонахов и мирян. В некрополе Данилова монастыря были похоронены многие выдающиеся деятели русской культуры: великий русский писатель Н.В. Гоголь, поэт Н.М. Языков, декабристы В.М. Голицын и Д.В. Завалишин, музыкант Н.Г. Рубинштейн, славянофилы А.С. Хомяков, А.И. Кошелев и Ю.Ф. Самарин, основатель знаменитой галереи С.М. Третьяков, художник В.Г. Перов. Однако монастырь восстановили и обнесли крепостной стеной с семью башнями.
В Отечественную войну 1812 года наполеоновские захватчики украли серебряный оклад с гробницы святого князя Даниила и разграбили монастырские храмы. Троицкий соборпостроенпо проекту архитектора О.И. Бове в стиле позднего русского классицизма в 1833-1836 годах. Святой митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) освятил в 1838 году главный престол храма в честь Святой Троицы. Северный придел храма освящен в честь зачатия праведной Анны, южный – преподобного Алексия, человека Божия. В 1989 году в подклете собора устроен придел в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. В этом соборе находятся: главная святыня – ковчег с частицей мощей святого благоверного князя Даниила, а также чудотворные иконы Божией Матери «Троеручица» и преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Последний настоятель обители с 1917 года – епископ Волоколамский Феодор (Поздеевский).
В 1919 году большевистские власти закрыли монастырь. Насельников и прихожан монастыря зарегистрировали как приходскую Даниловскую общину. После разорения Троице-Сергиевой лавры, Оптиной пустыни и других великих русских обителей монастырь стал духовным центром нашей страны. В 1929 году закрыли Троицкий собор и передали под склад муки Союзхлебу. В конце 1920-х гг. разобрана колокольня Данилова монастыря. Колокола со звонницы были спасены от переплавки американским промышленником и дипломатом Чарльзом Крейном и находились в Гарвардском университете. В 2008 году колокола возвращены монастырю. В 1930 году принято специальное постановление о закрытии монастыря и организации в нем приемника-распределителя НКВД для беспризорных детей и несовершеннолетних правонарушителей. В храме св. Отцов семи Вселенских Соборов находилась детская тюрьма, т.н. Серпуховской арестный дом. В 1931 году в монастырском дворе установлен памятник Ленину. В 1937 году по делу «Даниловского братства» были расстреляны настоятель монастыря Федор (Поздеевский) вместе с пятьюдесятью монахами. Летом 1931 года весь некрополь монастыря снесли. На Новодевичье кладбище перенесли прах Н.В. Гоголя, Хомяковых, Языкова, Рубинштейна, князей Черкасских; в Донской монастырь – захоронение В.Г. Перова. После восстановления монастыря на месте кладбища воздвигли поминальную часовню.
Накануне 1000-летия Крещения Руси Патриарх Московский и всея Руси Пимен и Свящ. Синод обратились к властям СССР с просьбой о возвращении Церкви одного из московских монастырей для создания духовно-административного центра Русской Православной Церкви. Данилов монастырь первым был возвращен Русской Православной Церкви в 1983 году. За пять лет, к 1988 году, в ознаменование 1000-летия Крещения Руси, полностью разрушенную обитель восстановили и отреставрировали.
В монастыре находится резиденция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Современный Данилов монастырь имеет статус ставропигии, то есть его священно-архимандритом (настоятелем) является Патриарх Московский и всея Руси. Реставраторы и строители возвратили Данилову монастырю облик, исторически сложившийся в XVII-XIX веках. Храм Святых Отцов семи Вселенских соборов – древнейший из сооружений, включающий в себя несколько церквей. В храме установлен иконостас Костромской школы XVII века. На первом этаже находится храм Покрова Пресвятой Богородицы. Самый большой собор монастыря — Троицкий — построен в 1838 году по проекту архитектора О. Бове, интерьер собора старались воссоздать в виде, близком к первоначальному. В Троицком соборе совершаются воскресные и праздничные богослужения. Воссозданы или построены заново церкви: надвратная преподобного Симеона Столпника (1732 г.), в честь Рождества Иоанна Предтечи, преподобного Серафима Саровского; поминальная и надкладезная часовни.
Архимандрит Алексий (Поликарпов)
Доклад наместника Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы архимандрита Алексия (Поликарпова) на XXV Международных Рождественских образовательных чтениях. Направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь. 26–27 января 2017 года)
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые отцы игумены и матушки игумении, братия и сестры!
Ввиду того, что тема моего выступления: «»Светильники духа” – служение духовного наставничества монашествующих в годы гонений на Церковь в XX веке» слишком обширна, я полагаю ограничить ее рассказом о духовном наставничестве некоторых из братии Данилова монастыря в 1920–1930-е годы и в послевоенное время.
Данилов ставропигиальный мужской монастырь – старейший в Москве. За свою более чем семисотлетнюю историю он пережил годы расцвета и забвения, разрухи и возрождения. Именно Даниловой обители в годы страшных богоборческих гонений было суждено сыграть важнейшую роль в истории Русской Православной Церкви. В суровых условиях тех лет ее насельники сумели сохранить полнокровную монашескую жизнь. Это было, несомненно, связано с тем фактом, что 1 мая 1917 года настоятелем Данилова был назначен епископ (с 1923 года архиепископ) Волоколамский Феодор (Поздеевский). По воспоминаниям современников, это был монах строгой, по-настоящему аскетической жизни, вызывающий у хорошо знавших его людей глубокое уважение и любовь. До назначения в Данилов на протяжении восьми лет, с 1909-го по 1917 год, владыка Феодор был ректором Московской духовной академии. Одной из главных своих задач он считал привлечение в монастырь ученых иноков и создание братства монахов-подвижников, подлинных защитников Православия, способных противостоять натиску всевозможных «революционных» и «реформаторских» течений в Церкви. Вслед за учителем в Данилов пришли многие его бывшие студенты, помощники и единомышленники. Здесь нашли пристанище и многие архиереи, лишенные властями своих кафедр.
С самого начала своего существования новая власть в России занялась насаждением воинствующего безбожия. Уже с августа 1918 года было развернуто полномасштабное наступление на московские монастыри . Когда в двадцатые годы обновленческий «епископат» с помощью властей захватил большую часть храмов, верующий народ перестал в них ходить – они пустовали . В то же время храмы Данилова монастыря всегда были полны народа. Именно в эти годы монашеская жизнь в Данилове достигла необычайной духовной высоты. Обитель стала центром духовной жизни столицы, да и всей православной Руси. Верующие шли сюда помолиться на уставной монастырской службе, исповедоваться у опытных духовников, получить молитвенную поддержку, утешение и совет. Даниловская братия славилась своими духовниками, этими «светильниками духа», не давшими угаснуть пламени веры среди моря воинствующего атеизма, внедряемого безбожной властью в умы людей, особенно молодежи.
Самые известные из даниловских духовников – преподобный Георгий (Лавров); архимандрит Симеон (Холмогоров); архимандрит Поликарп (Соловьев); архимандрит Стефан (Сафонов); архимандрит Серафим (в схиме Даниил, Климков); иеромонах Павел (Троицкий). О них известно главным образом благодаря воспоминаниям их духовных чад, а также из следственных дел 1920–1930-х годов, которые в наши дни стали доступны для исследователей. С первых лет восстановления Данилова монастыря братия и сотрудники работают в архивах, стараясь по крупицам восстановить историю обители и ее насельников. Многочисленные отчеты об их исследованиях публикуются на страницах монастырского альманаха «Даниловский благовестник».
***
Одним из самых любимых даниловских батюшек тех лет был архимандрит (прославленный ныне преподобноисповедник) Георгий (Лавров), который почитался как московский старец. Постриженик Оптиной Путыни, в 1915–1918 годах он был последним перед закрытием настоятелем Мещовского Георгиевского монастыря Калужской губернии. В 1918 году он был арестован и приговорен к расстрелу, но чудесным образом спасся. Находясь в заключении в Таганской тюрьме в Москве, освоил основные медицинские навыки и помогал другим арестованным как санитар, а главное – тайно исповедовал заключенных.
В это же время в Таганской тюрьме находились многие архиереи, например, митрополит Кирилл (Смирнов), настоятель Данилова монастыря епископ Феодор (Поздеевский) и другие. Митрополит Кирилл, увидев в отце Георгии явный дар Божий к утешению страждущих, благословил его на старчество. Владыка Феодор после своего освобождения в 1922 году взял его «на поруки» в Данилов монастырь. Отец Георгий по послушанию принимал исповеди прихожан. Слух о нем быстро облетел всю Москву. В будни в маленькой церковке на первом этаже храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, а в праздники – в Троицком соборе, около раки с мощами преподобного князя Даниила Московского, он принимал «скорбный московский люд, текущий рекой в заветный уголок утешения» .
По воспоминаниям монахини Екатерины (в миру Елены Владимировны Чичериной), отец Георгий «имел дар утешения и прозорливости. К каждому человеку у него был особый подход. Он как бы видел указываемый Богом жизненный путь человека и направлял его на этот путь. Многие, приходя к нему в беспросветной скорби, уходили облегченными. Часто можно было слышать: «От батюшки выйдешь – как на крыльях полетишь…” Помнится, в юности придешь к нему с огромным списком грехов, недоумений, вопросов. Все это смешано, неясно для самой себя. Смотришь, после первого же разрешенного греха или недоумения в списке уже почти ничего не остается, как-то сразу несколькими словами он ликвидируется, и вся эта длинная хартия становится ни к чему. И так станет легко и беззаботно, да батюшка и скажет, бывало: «У тебя, деточка, все хорошо”. И вполне и надолго успокоишься, и порхаешь себе пташечкой…» .
У отца Георгия окормлялись и монашествующие, и миряне – простой народ и интеллигенция. На каждой службе к нему на исповедь стояла большая очередь. Особенно много внимания он уделял молодежи. «Путь человека складывается смолоду, и потом трудно его изменить», – говорил отец Георгий. Из числа его духовных детей вышли ряд видных деятелей науки и культуры. Батюшка привлекал к себе людей своим добрым и простым отношением ко всем, душевной теплотой, умением утешать в скорбях и жизненных невзгодах. Он умел проникать в самое сердце человека и направлять его на доброе устроение всей жизни.
Агроном Игорь Константинович Фортунатов, духовный сын батюшки, позже сам прошедший за веру тюрьмы и лагеря, писал в своих воспоминаниях, что «отец Георгий учил внимательно относиться к людям и усердно исполнять свои семейные и служебные обязанности. Он требовал от духовных детей постоянства в вере и ежедневной молитвы, пусть краткой по необходимости, но внимательной и искренней, и доказательства веры добрыми делами. Всегда говорил, что нужно и можно быть подвижником в повседневной жизни. Батюшка советовал жить трудовой, размеренной, мирной и благочестивой жизнью. Не поощрял пустой болтовни о религии за увеселительным чаем и говорил, что веру нужно утверждать в себе, в семье и в окружающих постоянными добрыми делами, соединенными с молитвою» .
В 1928 году, еще до окончательного закрытия монастыря, архимандрит Георгий был вновь арестован. Обвинили его в том, что он якобы «играл роль «старца” в черносотенном Даниловом монастыре». Сообщалось, что «обслуживаемый им контингент состоял главным образом из интеллигентов, бывших людей, торгашей и т. д.», а также о том, что количество «духовных детей Георгия Лаврова достигало тысячи человек, причем они собирались у него большими массами, до трехсот человек и Лавров вел среди них антисоветскую пропаганду» .
Архимандрит Георгий был выслан в Казахстан сроком на три года. За ним последовали некоторые его духовные дети. Чтобы облегчить батюшке тяготы ссылки, его навещали московские чада, хотя путь был не близок и опасен. В тяжелых условиях отец Георгий заболел раком гортани и, возвращаясь из ссылки, скончался после Причащения, с Чашей в руках, в Нижнем Новгороде, 4 июля 1932 года.
Духовные семена, посеянные отцом Георгием в душах своих пасомых, принесли обильные плоды. И после смерти батюшки его чада держались вместе, стараясь друг друга поддерживать. Через полгода многие из них были арестованы и высланы из Москвы, но даже эти испытания не поколебали их веры, не заставили отойти от Церкви. Преподобный Георгий воспитал по-настоящему верующих православных людей, стойких воинов Христовых.
В 2000 году архимандрит Георгий был причислен Архиерейским Собором к лику святых. Святые мощи преподобноисповедника Георгия почивают в Покровском храме Данилова монастыря.
Трагична судьба еще одного Даниловского исповедника, архимандрита Симеона (Холмогорова), духовного друга и соученика владыки Феодора по Казанской духовной академии. В 1906 году отец Симеон был назначен на должность ректора Тамбовской духовной семинарии, а 7 апреля 1907 года был тяжело ранен одним из взбунтовавшихся семинаристов. Пуля попала отцу Симеону в поясной позвонок, вследствие чего нижняя часть тела осталась парализованной. Долгое время он мог только лежать. Впоследствии его поднимали, сажали в кресло и возили в церковь. Однако всякое движение было сопряжено с мучительными болями, которые не покидали его всю жизнь. Когда в 1917 году архиепископ Феодор был назначен настоятелем Данилова монастыря, отец Симеон последовал за ним.
Архимандрит Симеон пользовался всеобщей симпатией и уважением богомольцев. Трудно было определить, что являлось причиной этого, но совершенно бесспорно, что расположение к нему рождалось как-то самопроизвольно, с первого взгляда, – вспоминал прихожанин Данилова монастыря того времени Михаил Михайлович Макаров.
Сохранились воспоминания духовной дочери отца Симеона, игумении Иулиании, о том, как он принимал исповедников.
«Вся обстановка исповеди и самая исповедь у батюшки была особенная. Когда вы приходили, он надевал, лежа на своей кровати, епитрахиль и тушил электричество. Вы становились, по обычаю монастырскому, на колени у его кровати. Горела одна лампадка в киоте. Отец Симеон читал молитвы перед исповедью всегда наизусть, и начиналась исповедь с того, что он перечислял все те грехи, которыми он был грешен перед вами как духовник, и просил прощения. Потом он обычно сам начинал спрашивать, но спрашивал так, что вы, конечно, во всем были грешны. Батюшка не спрашивал никогда, как многие другие духовники и старцы: «Не оклеветали ли кого-нибудь?” А спрашивал: «Не обидели ли кого-нибудь, хотя бы выражением своего лица”. Не спрашивал: «Не лгали ли?” А ставил вопрос так: «Не прибавили ли, когда говорили, или в свою пользу, или чтобы было интереснее?” Если вы были больны, не спрашивал: «Не роптали ли на Бога?” А: «Вы были больны? А Бога благодарили?” Всё перечислить нет возможности. В конце исповеди у вас оказывалось такое множество грехов, что все ваше самомнение, какое у вас было, исчезало, и вы вдруг вспоминали еще куда больше своих грехов, чем перечислил батюшка» .
Одно из требований отца Симеона своим духовным чадам заключалось в том, чтобы никогда и ни в чем не было елейности: чтобы не было никаких разговоров о чудесах, если они случались или с ним, или с кем-либо из них, и вообще, чтобы не было никаких попыток показать свою якобы праведность . Келейник отца Симеона, Михаил (Карелин), отмечал, что отец Симеон всегда был снисходителен к человеческим немощам, считая, что человек – одно, а немощи его – другое. Он мог даже в самой незначительной мелочи проявить большую любовь к человеку .
29 декабря 1936 года отец Симеон был арестован. В сентябре 1937 года осужден как «руководитель подпольной контрреволюционной организации церковников и монашества «Иноческое братство князя Даниила”». По материалам дела, он был расстрелян 9 сентября 1937 года во Владимирской тюрьме, но есть подозрения, что он умер в тюрьме задолго до этого.
***
Сохранились воспоминания еще об одном даниловском духовнике, преданном ученике епископа Феодора (Поздеевского) в Московской духовной академии – архимандрите Поликарпе (Соловьеве).
После того как в 1917 году владыка стал настоятелем Данилова, за ним в монастырь перешел и отец Поликарп, который некоторое время был иеродиаконом в Оптиной Пустыни. С 1920-го по 1927 год он был фактически наместником Данилова монастыря, так как владыка Феодор, начиная с 1920 года, почти постоянно находился под арестом или в ссылках и назначал наместников из числа братии.
Отец Поликарп был необыкновенно добрым человеком. Он выделялся среди братии особенной сдержанностью, скромностью, молчаливостью, сосредоточенностью. Казалось, что он постоянно молится про себя. Его духовные дарования сочетались с блестящей богословской образованностью. Братия и прихожане монастыря уважали и любили его. «Это была светлая личность, – вспоминал об отце Поликарпе архимандрит Даниил (Сарычев), почивший уже в наше время, в 2004 году, а в те годы бывший послушником и регентом в Данилове. – Кротость – необыкновенная, никогда никому вслух замечаний не делал. Заметит оплошность, подзовет человека и кротко с ним поговорит. И человек исправляется».
Каким отец Поликарп был духовником – мы узнаем из воспоминаний Михаила Ивановича Макарова: «Отец Поликарп обладал особым даром совершения исповеди. Те, кого он исповедовал, говорили, что у него необыкновенно легко исповедоваться, хотя он часто накладывал на исповедующихся епитимии. Но неоднократно приходилось слышать, что его духовные дети освобождались от закоренелых тяжких грехов и греховных привычек и, раскаявшись в них, никогда уже к ним не возвращались. Такова была благодатная сила совершения им исповеди и его молитв за духовных детей» .
Архимандрит Поликарп был в те годы духовником даниловской братии, сам же он был духовным чадом владыки Феодора (Поздеевского). На всех, кто был знаком с отцом Поликарпом, он производил неизгладимое впечатление. О том, какое влияние оказывал отец Поликарп как монах, как духовный руководитель на окружающих, какую светлую память оставил он о себе в душах людей, причем на долгие годы, можно судить еще по одному рассказу Михаила Макарова:
«Как-то после войны, году в 1946-м, я случайно встретился с Анатолием, бывшим монастырским звонарем-любителем. В разговоре вспомнили о Даниловом монастыре, закрытом в 1930 году. На мой вопрос, известно ли что-либо об отце Поликарпе, Анатолий отвечал:
– Мне ничего не известно. Я ведь как поступил в МГУ, так навсегда отошел от монастыря.
Потом Анатолий помолчал, раздумчиво посмотрел на меня и сказал:
– Миша, ты знаешь, я атеист. Но каждый раз, когда я вспоминаю Поликарпа, мой атеизм начинает рушиться, и я тут же стараюсь забыть Поликарпа, чтобы не стать снова верующим» .
Таким остался отец Поликарп в памяти знавших его людей.
Архимандрит Поликарп (Соловьев) неоднократно в 1920–1930-е годы был в заключении и ссылках. В 1937 году был вновь арестован, проходил по одному делу с владыкой Феодором и в октябре, почти в один день они были расстреляны.
***
Самым молодым духовником в Даниловом монастыре в 1920-е годы был иеромонах Серафим (Климков). Он родился в 1893 году в Галиции, принадлежавшей в то время Австрии (ныне Львовская область, Украина). Хотя в крае было сильно влияние католичества, семья Климковых исповедовала Православие. С 1915-го по 1919 год учился в Московской духовной академии, был учеником владыки Феодора, оказавшего решающее влияние на всю его жизнь. В 1921 году принимает монашество и поступает в Данилов монастырь. В обители его послушанием было принимать исповедь прихожан. В Данилов в то время ходило много народа. На исповедь выстраивались длинные очереди, и, пожалуй, одна из самых длинных – к отцу Серафиму. Батюшка был очень строгим духовником, но число окормляющихся у него с каждым днем все увеличивалось. Великим постом он мог исповедовать до трех часов ночи, часто доходил до полного изнеможения, а уходя – уносил с собой пачку тетрадей и листков, это были подробные исповеди, откровение помыслов и вопросы духовных чад. И каждому он потом письменно отвечал на все вопросы и недоумения. Отец Серафим требовал от своих пасомых полного откровения и послушания, и на себя брал ответственность за них перед Богом. Такой способ общения сохранился у отца Серафима на всю жизнь. Когда он скрывался от преследований и чада не могли приезжать к нему, он вел с ними переписку. Кто-нибудь из доверенных людей привозил ему письма, и батюшка обязательно отвечал каждому.
К отцу Серафиму ходило очень много молодежи. Бывало, что, попав к нему на исповедь случайно, как правило, становились его духовными чадами на всю жизнь. Как, например, Прасковья Емельяновна Мачкина (в схиме Даниила, †1999), даниловская прихожанка того времени, одна из немногих доживших до возобновления монастыря. Матушка рассказывала, как она стала духовной дочерью отца Серафима. Семья Мачкиных жила недалеко от Данилова, однажды юная Паня с мамой пришла на исповедь и попала именно к отцу Серафиму. Батюшка сразу велел ей неделю говеть и в следующий раз написать полную исповедь. Паня сначала решила, что всё это слишком тяжело для нее, но очень скоро стала одной из самых усердных и преданных чад. Это изменило всю ее жизнь – она стала активной прихожанкой, помогала даниловской братии в тяжкие годы гонений. В их доме под Каширой несколько месяцев жил, скрываясь от новых арестов, архиепископ Феодор, хотя это было опасно и для самой Пани.
В 1927 году архимандрит Серафим был впервые арестован и сослан на пять лет на Север, в город Обдорск (ныне Салехард). После освобождения жил под Москвой, в 1936 году поселился вместе с другими даниловцами в городе Киржач под Владимиром. В 1937 году чудом избежал ареста и расстрела вместе со всеми. Батюшка, скрываясь от «органов», нелегально жил у своих духовных детей под Москвой, переходя от одного к другому. В первые месяцы войны оказался на оккупированной территории, пешком добрался до родных мест на Львовщине и там всю войну служил в храме. В 1945 году мог уехать к родственникам за границу, но ради своих пасомых остался. Вскоре был арестован, осужден на 10 лет лагерей. После освобождения в 1956 году жил в Москве, по-прежнему окормляя многочисленных духовных чад.
Как и все даниловские насельники, отец Серафим пострадал за веру, но ни аресты и допросы, ни годы ссылок и лагерей, ни десятилетия гонений и скитаний не сломили его. Начав свой пастырский подвиг в Даниловом монастыре в 1920-е годы, он самоотверженно продолжал его на протяжении полувека. Скончался отец Серафим 14 февраля 1970 года; похоронен на Котляковском кладбище в Москве.
***
Как и все священнослужители в нашей стране, даниловская братия не избежала репрессий конца двадцатых – начала тридцатых годов и кровавого 1937 года.
После окончательного закрытия Данилова монастыря монашествующие, несмотря на все трудности, несмотря на то, что постоянно подвергались арестам и ссылкам, и в миру старались по возможности держаться вместе, жить хотя бы небольшими общинами, поддерживать общение между собой (и лично, и через переписку), чтобы была возможность совместной молитвы, помощи и поддержки друг друга, чтобы продолжал существовать Данилов монастырь, чтобы продолжалась монашеская жизнь. И конечно же, были преданные чада, даниловские прихожане, которые не оставляли своих духовных отцов в это трудное время. Продолжала существовать не только даниловская братия, но и даниловская община верующих.
Общение монашествующих между собой, их совместное проживание, контакты с окормляемыми создавали удобный повод для того, чтобы власти смогли сфабриковать фальшивые групповые следственные дела, по якобы «разоблачению» контрреволюционной организации «Всероссийское иноческое братство».
В 1937 году почти все насельники монастыря, около двадцати человек, проходившие по «делу о даниловском братстве» и другим делам, вместе со своим настоятелем архиепископом Феодором (Поздеевским) приняли мученическую кончину. Несколько десятков преданных даниловских прихожан также были осуждены и отправлены в лагеря и ссылки. Но даниловская духовническая традиция не была прервана, она хранилась в сердцах выживших даниловцев и, благодаря их воспоминаниям и рассказам, дошла до нашего времени.
И в заключение хотелось бы привести воспоминания монахини Анны (Тепляковой), даниловской прихожанки тех лет. Она рассказывала, что годы такие были, что люди тянулись к крепкой молитве. В Даниловом монастыре был именно монашеский дух, была сильная духовная настроенность как монастырских насельников, так и мирян. В Данилов шли молиться и молились так, что не было суеты, не было мирского духа – как будто все, кто стоял в большом соборе, были монахами. Огромное было влияние насельников на мирян, – многие, кто ходил в то время в Данилов монастырь избрали монашеский путь .
И этот даниловский молитвенный дух, эту верность Церкви, эту несгибаемую веру помогли пронести через годы тяжелейших богоборческих гонений даниловские духовники. Эти «светильники духа» воспитали целое поколение верующих людей, готовых на любые лишения и испытания ради веры. Именно благодаря им не прервалась и дотянулась до нас эта нить настоящей веры. И эта вера ведет все новых и новых людей в Царство Небесное.
См.: Козлов Владимир. Москва безбожная // Московский журнал. № 3. 1991. С. 68.
См.: Анна (Теплякова), монахиня. Воспоминания. – М.: «Новая книга», 1998. С. 40.
Цит. по: У Бога все живы. – М.: Даниловский благовестник, 1996. С. 19.
Там же.
Там же. С. 165.
Там же. С. 45.
Архимандрит Симеон. Даниловский благовестник. 1999. Выпуск № 10. С. 45.
Там же.
Там же. С. 50.
Макаров М.И. Сокровенная память души. – М.: Данилов мужской монастырь. С. 177.