Начавшиеся процессы деинституализации ребенка – сироты в нашей стране позволяют отметить, что число таких детей сокращается, они передаются в семьи граждан, в которых получают семейную заботу различной организационной формы. Передаваемый из учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающую в семью ребенок имеет депривационные нарушения, которые могут характеризоваться различной глубиной и зависят от продолжительности действия депривационных факторов. Дети, оставшиеся без попечения родителей, попадают в специальные учреждения для детей-сирот в различном возрасте, часто по сходным причинам: девиантного родительства. Каждый ребенок имеет собственный набор депривационных последствий, индивидуальную степень травматизациии, различную потребность в компенсирующих воздействиях. Общепризнано, что чем меньше возраст ребенка, тем успешнее можно восстанавливать нарушения привязанности ребенка к значимому взрослому. Каждый воспитанник учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет собственный семейный опыт с различной степенью его дефицитарности и деструктивности. Специалисты отмечают, что такие дети имеют все формы депривации: сенсорную, когнитивную, эмоциональную, депривацию идентичности . Исследования показывают, что лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях, катастрофически сказываются на их социальном, психическом и физическом здоровье. Большинству брошенных детей не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования, необходимого для развития. Наблюдая у таких детей тяжѐлые повреждения личности, самосознания и интеллектуального развития, учѐные высказывали предположение о том, что эмоциональная депривация делает особенно актуальным сам «момент отторжения». Этот травмирующий комплекс сохраняется у ребѐнка на всю жизнь. Неблагоприятное течение адаптации проявляется в выраженных изменениях психоэмоциональной сферы, нарушении произвольной регуляции, в формировании глубоких нервно-психологических расстройств, нарастании отрицательных эмоций, сложении функциональных возможностей и перенапряжении регуляторных механизмов . Нарушение адаптации и социализации в условиях интернатного учреждения, по мнению специалистов, может быть обусловлено следующими факторами: ограниченностью социальных контактов, однообразием, типичностью взаимодействий и отношений, неучастием в организации экономической стороны собственной жизнедеятельности (бюджет, расходы), незнанием социальных ролей и их динамики в жизни личности (сын – отец, мать – дочь и т.д.) .
Не решаемые вовремя задачи адаптации ведут к формированию социально незрелой личности – психическому инфантилизму. Происхождение психического инфантилизма имеет сложную биологическую и социальную природу, но социальный фактор более значим. К признакам социально незрелой личности можем отнести сенсорную жажду – стремление как можно больше узнать, увидеть, вкусить, стремление не приобрести знаний и опыта, а приобретение ради приобретения; романтическую страсть к приключениям, их постоянный поиск, азарт; страсть подражания, отсутствие и боязнь самостоятельного выбора даже жизненно важных сфер, таких как профессия, «стадное чувство»; чрезмерную обидчивость, детскость в поведении; поступки по первому побуждению, безудержность в удовлетворении потребностей и желаний, в том числе и пищевых, материальных и т.д., действуют по форме «захотел – сделал — подумал»; беспечность, нежелание доводить начатое дело до конца; преобладание игровых интересов; легкую, быструю пресыщаемость деятельностью.
Установлено, что наиболее пострадавшей в структуре личности ребенка-сироты является аффективно-личностная сфера, сфера эмоций и привязанностей, ребенка, оставленного без попечения родителей. У детей, воспитывающихся в учреждении интернатного типа (доме ребенка, детском доме, школе – интернате с постоянным пребыванием), развитие эмоциональной сферы страдает по целому ряду характеристик. У них меньше эмоций по количеству, качеству, чем у детей из семьи, эмоциональные проявления бедны, невыразительны. В международном классификаторе болезней депривационные симптомы объединены диагнозами «реактивное расстройство привязанности» и «расторможенное расстройство привязанности» .
Отсутствие системы аффективно-личностных связей, их подмена формальными, поверхностными отношениями, складывающимися в процессе ухода между персоналом и воспитанником дома ребенка, воспитателями и учителями школ-интернатов и детских домов приводит к тому, что ребенок не научается разделять свои переживания с взрослыми, от чего сами эти переживания остаются недостаточно глубокими и яркими. Преобладание объектного отношения к взрослому лишает ребенка средств, позволяющих 160 преодолевать с помощью взрослого страх, а также и стимула к активной познавательной деятельности. Отсюда как следствие задержки и искажения в личностном развитии детей и их познавательной активности.
Сфера общения с взрослыми у детей – сирот характеризуется напряженными потребностями общения. На фоне стремления общения с взрослым и одновременно повышенной зависимости от взрослых особенно обращает на себя внимание агрессивность воспитанников детского дома по отношению к взрослым. Это говорит о неумении взять на себя ответственность за процесс общения, за то, как в нем складываются отношения, а также демонстрирует потребительское отношение к взрослым, тенденцию ждать или даже требовать решения своих проблем от окружающих.
Нами было предпринято исследование сферы психических состояний: тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности ребенка-сироты.
При изучении психических состояний воспитанников детского дома обнаружено, что 37 % воспитанников характеризуются высоким и средним уровнем тревожности. Полученные данные свидетельствуют о том, что более трети воспитанников испытывают беспокойство, тревогу как в новых и так привычных условиях, сомневаются в своих силах. В результате исследований психического состояния фрустрации установлено, что 68 % опрошенных воспитанников испытывают состояние блокировки, т.е. невозможности удовлетворить базовые психологические потребности: в любви, защите, признании. Дети считают себя отверженными, изгоями, никому не нужными людьми. В психологии это состояние называется фрустрацией. Состояние фрустрации сопровождается защитным поведением, сопровождаемым различными формами психологической защиты, среди которых регрессивное поведение, рационализация, депрессивные поведенческие реакции, но наиболее частой формой для таких детей является агрессивное поведение. По результатам нашего исследования 53% отмечают у себя высокий и средний уровень агрессивности, которая может проявляться в различных формах, быть адресованной сверстникам, взрослым и даже самому себе.
При изучении психических состояний воспитанников детского дома выявлено, что они характеризуются высоким уровнем ригидности психики (72% воспитанников имеют высокий и средний уровень ригидности), т.е. устойчивости, консервативности приобретенных привычек, форм поведения, в том числе и социально негативного, деструктивного и даже опасного содержания.
Мы видим признаки психического неблагополучия, дисгармонии внутреннего мира воспитанников детского дома, порожденных их статусом социального сиротства, переживанием реальной отверженности живыми родителями и близкими родственниками. Специалисты называют этот симптомокомплекс «синдромом сиротства», связанный с потерей любви и привязанности ребенка к матери. На основе этого чувства у ребенка формируется особое отношение к миру, нарушается отношение привязанности, недоразвиваются социальные навыки, развивается эмоциональная глухота. Отсутствие базисного доверия к миру рассматривается как самое тяжелое и самое труднокомпенсируемое последствие материнской депривации. Оно порождает страх, агрессивность, недоверие к людям и к самому себе, нежелание познавать мир, лишает ребенка возможности нормального психического, социального и сенсорного (потребность в разнообразных впечатлениях) развития.
Наблюдая детей, изъятых из девиантной семьи в дошкольном детстве, мы отмечаем, что в своих рассказах о семье, ее членах и матери дети сохраняют в памяти только благополучные черты и события, всячески нивелируют образ родителей, стараются, как могут, оправдать сам факт нахождения в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С полной убежденностью тринадцатилетняя девочка утверждает, что мама не может ее взять в семью, т.к. перенесла тяжелую операцию аппендицита, последствия которой не преодолены в течение шести лет, которые она находится в детском доме, также удивительными по своей защитной силе звучат их рассказы о ремонтах, командировках родителей, их чрезвычайной занятости на работе и пр.
Детям, воспитывающимся вне семьи, свойственна бедность эмоционального и социального опыта, недоразвитие общения, образного мышления, несформированность образа «Я», неуверенность в себе, отсутствие жизненной перспективы, что приводит к депривации идентичности. Личностная депривация воспитанников детских домов и интернатов заключается в нарушении отношения к самому себе, в формировании своего «Я». В исследовании мы обнаруживаем, что у них преобладает либо заниженная самооценка, либо завышенная.
Социокультурная депривация заключается в недостатке либо фрагментарности социального взаимодействия детей, оставшихся без попечения родителей, с другими людьми, прежде всего с взрослыми. Л.С.Выготский говорил: «в ходе общения и совместной деятельности в условиях детского дома не просто усваиваются образцы социального поведения, но и формируются основные психологические структуры, определяющие в дальнейшем всѐ течение психических процессов личности ребѐнка лишенного семейного окружения». Специалисты утверждают, что отношение к будущему, жизненные планы, временная перспектива во многом определяется «социальной ситуацией развития» ребѐнка. Проблемы социального характера ребенка, оставшегося без попечения родителей, проистекают из социального статуса ребѐнка – он «ничей» ребѐнок. Для поступающих в интернатные учреждения детей характерна нарушенная социализация, имеющая широкий спектр проявлений: от неумения вести себя за столом и неспособности адаптироваться к незнакомой среде новым обстоятельствам. Ограничения социальной активности ребѐнка, недостаточное включение его в различные виды практической деятельности не способствуют усвоению им социальных норм и социального опыта. Воспитанники детских домов не готовы решать самостоятельно проблемы трудоустройства, дальнейшего получения образования и иных жизненных ситуаций. Он не может на основании накопленных знаний самостоятельно конструировать правила и нормы поведения и руководствоваться ими в обществе .
Для повышения уровня сенсорного, интеллектуального и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей в детских домах и интернатах предпринимаются попытки совершенствования процесса социализации личности, такие как: создание материальной базы для комфортного проживания воспитанников, обстановки, приближенной к домашней – это благоустроенные спальни, игровые комнаты, классы для учебных занятий; создание обогащенной развивающей среды: компьютерный класс, тренажерный зал, изостудия, кабинет социально – бытовой ориентации, библиотека; активизация развивающего потенциала окружающего позитивного социума: сотрудничество с спортивными школами, учреждениями культуры, привлечение волонтерских молодежных организаций и др.
Обогащенная сенсорная и коммуникативная среда, разнообразные культурно- досуговые, просвещенческие мероприятия, различные виды творчества, организуемые для детей-сирот, усилия многочисленных специалистов: социального педагога, психолога, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, организующие работу образовательных и развивающих кружков, факультативов и секций, оказываются мало эффективными.
Работа педагогических коллективов школ-интернатов и детских домов, которые стремятся дать детям как можно больше знании и умений, необходимых им в дальнейшей жизни, часто встречает сопротивление, безразличие воспитанников. Они индифферентно относятся к самым ярким, эмоциональных, эстетически насыщенным событиям, которые они проживают в интернатном учреждении, часто не сохраняют в памяти эти события, либо потребительски требуют их организации. Мы считаем, что данное обстоятельство связано с неудовлетворением базовой потребности в безопасности, с отсутствием сопровождения другой эмоциональной природы – семейной заботы, наполненной любовью и привязанностью.
Пребывание детей в учреждении для сирот усугубляет депривацию, искажает развитие личности ребенка, оставшегося без попечения родителе, в силу сниженной доверительности общения и сопровождения, его групповой, а не индивидуальной направленности, формальности и непостоянства контактов со взрослым (у воспитателя – это функциональная обязанность, состав воспитанников может меняться), жесткая регламентация поведения и деятельности воспитанников, режимный характер учреждения, а также фиксированный социальный статус ребенка как оставшегося без попечения.
В условиях процесса подготовки замещающих родителей считаем необходимым освещать проблему депривации ребенка, оставшегося без попечения родителей, раскрывать для потенциальных замещающих родителей механизм возникновения данного болезненного переживания ребенка, системный характер этого явления, а самое главное, необходимо научить преодолевать симптомокомлекс сироты. В школе приемных родителей необходимо сформировать умения по созданию развивающей среды, персонифицированного жизненного пространства, отвечающиго таким ведущим потребностям детей, как потребности в любви, безопасности, защищенности, впечатлениях, общении, социальных контактах, двигательной активности, комфортности, динамичности, открытости. Замещающим родителям следует раскрыть богатый воспитательный потенциал таких средств как общение, бытовой семейный труд, семейные традиции, социальное обучение, игра, совместная деятельность.
Процесс воспитания детей, принятых в замещающую семью объективно будет сопряжен с рядом трудностей, потребует определения индивидуальной траектории развития для каждого, совокупности методов и технологий сопровождения, выделения показателей успешности замещающей семейной заботы, среди которых мы выделяем наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений; степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной и трудовой деятельности; уровень развития полезных знаний, навыков, умений (спортивных, трудовых, технических, творческих и т.д.); разнообразие и глубина полезных интересов; адекватное отношение к воздействиям, оказываемым замещающими родителями, наличие эмоционального контакта, процесса формирования привязанности; внимательное, чуткое отношение к окружающим, способность к сопереживанию, эмпатия; навыки саморегуляции поведения волевые качества. Способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении; внешняя культура поведения (аккуратность, культура речи, вежливость); преодоление и отказ от дурных привычек и форм асоциального поведения (употребление алкоголя, курение, употребление нецензурных выражений).
Ролики появятся на сайтах: forum.littleone.ru, conf.7ya.ru, v7u.org, а также на портале социального проекта «Радио России». Ролики уже сейчас можно найти на федеральном сайте www.usynovite.ru, где размещается информация о сиротах, ждущих усыновления, со всей России.
Как рассказала Агентству социальной информации директор фонда Светлана Ковалева, это – очередной этап развития проекта «Детям пора домой».
«Мы налаживаем контакты и выходим на как можно большее количество ресурсов, которые помогут нам добиться главной цели проекта: чтобы у детей, ждущих своих родителей, было как можно больше шансов на усыновление, а у будущих приемных мам и пап появилась возможность услышать голос и смех своего будущего ребенка, узнать, о чем он мечтает и скорее забрать его домой! – рассказала Светлана Ковалева. – Сейчас мы также ведем переговоры с крупным порталом pravmir.ru о возможности использования их ресурса для распространения анкет. Получено предварительное согласие одного из создателей ИРСУ (Институт развития семейного устройства, Москва) – Людмилы Петрановской – на знакомство выпускников их ШПР с расширенными видеоанкетами наших подопечных».
В этом году формат анкет изменили, теперь ролик, рассказывающий о ребенке, содержит больше конкретной информации о нем самом, хотя продолжительность ролика сокращена.
Кроме того, впервые благотворительный фонд «Счастливые дети» снял музыкальный клип о воспитанниках детских домов. В съемках, проходивших в Красноярске и Москве, приняли участие 18 воспитанников детских домов региона.
«Детям пора домой!» – это большое направление деятельности фонда «Счастливые дети», – отметила Светлана Ковалева. – Благодаря видеоанкетам более 160 детей нашли семьи в разных уголках России».
Разумеется, здесь дети тоже остаются без родителей, они могут оказаться на улице, остаться сиротами, а могут быть просто брошенными. Разберёмся, как работает механизм государственной защиты детей, оставшихся без попечения родителей в Соединенных Штатах.
Американцы хорошо известны своим отношение к семье, семейным ценностям. В целом американское общество очень традиционное. Идея дома, семьи играет огромную роль в системе восприятия мира: ребёнок должен находиться под защитой родителей; семья, как правило, создаётся, чтобы завести детей. Возможно, поэтому детские дома не прижились на этом континенте. Хотя более ста лет назад в Нью-Йорке, Филадельфии и Бостоне были созданы приюты для защиты детей, оставшихся по разным жизненным обстоятельствам без родителей и семьи.
Также ставилась задача их перевоспитания, если дети уже поддались негативному влиянию улицы. Но довольно быстро организаторам таких приютов стало ясно, что справиться с воспитанием ребёнка в условиях детского дома невозможно. Такие приюты могли только дать крышу над головой, обеспечить едой, но никак не заменить матерей и отцов. И тогда государством законодательно была утверждена концепция «фостерной» семьи. Foster в переводе на русский язык обозначает «воспитывать, ухаживать, покровительствовать».
Сейчас этот механизм отточен юридически и ставит целью прежде всего заботу о детях и защиту их прав. После подтверждения властями факта, что конкретный ребёнок остался без семьи, его судьбу решает специальное ведомство. Департамент по оказанию помощи детям и семейных услуг (Department of children and family services – DCFS) находит в самые краткие сроки «замещающую семью» – людей, с которыми ребёнок будет находиться до того момента, пока не найдутся желающие и имеющие возможность усыновить/удочерить ребёнка. В «фостерной» семье ребёнку создаются все условия для проживания, о нём заботятся, он обеспечен всем необходимым.
Время пребывания детей в приёмной семье определяется прежде всего желанием самой семьи и ребёнка. Бывает, что в силу разных обстоятельств семья не подходит ребёнку, и тогда решается вопрос о его передаче в другую, более подходящую семью. Он может находиться в семье до совершеннолетия, а может случиться так, что почти сразу найдутся желающие его усыновить.
На сегодняшний день почти 428 000 американских детей находятся в приёмной семье: от младенческого возраста до 18 лет. Средний возраст принятых на воспитание детей составляет 9 лет, мальчиков больше, чем девочек. Среднее количество времени, в течение которого ребёнок находится в приёмной семье, составляет чуть больше года. Но эти приёмные родители не станут для приёмных детей мамами и папами, только если не примут решения усыновить попавшего к ним ребёнка. На практике часто бывает, что сначала родители выступают в статусе замещающей семьи, а позже решают остаться с ним.
Как проходит процесс усыновления? Агентства сводят будущих родителей и родителей, желающих отказаться от ребёнка, или мать, планирующую оставить ребёнка после его рождения. Проводится консультация о последствиях усыновления для обеих сторон. Если малыш после рождения будет отдан другим родителям, то родители-усыновители компенсируют матери-роженице стоимость расходов на медицинское обслуживание, проживание в течение беременности и нескольких месяцев после неё, а также за юридические услуги, связанные с беременностью и усыновлением. Поэтому стоимость этого процесса может колебаться от $3000 до $40 000+. Причём усыновляют не только младенцев, но и детей старшего возраста.
По американским законам биологические родители всегда могут истребовать отданного ими ребёнка на усыновление назад за исключением случаев, когда они были лишены родительских прав. Это одна из причин, почему американцы, чтобы стать родителями, часто ищут детей за рубежом. Факт, что ребёнок в семье появился в процессе усыновления, как правило, от общественности и от самого ребёнка не скрывается.
Усыновление детей в культуре США, на мой взгляд, обусловлено прежде всего историей страны. Думаю, это связано с тем, что американская нация складывалась из людей, имеющих свои корни в разных странах мира, и кровность уз в семье не имеет главенствующего значения. Ежегодно в Соединенных Штатах усыновляют около 135 000 детей. Из них 26% детей из других стран, 59% – из «фостерных» семей, и 15% – дети, от которых матери отказались сразу после рождения.
Как государство поддерживает заменяющие и усыновляющие семьи? Первым положена заработная плата, и часто это единственный источник дохода для таких семей. Вторым положен существенный возврат налогов. Кроме того, обучение в государственных колледжах и университетах для усыновленных детей бесплатное. В некоторых штатах приёмные родители получают пособие на приёмных детей с особенностями развития и бесплатное медицинское обслуживание.
Чтобы усыновить ребёнка, вовсе не обязательно иметь свой дом и обладать отменным здоровьем. В большинстве штатов финансовое положение, возраст, доход, сексуальная ориентация не играют роль при принятии решения об усыновлении или опеке. Главное – желание дать хотя бы ещё одному ребёнку ощущение семьи, сделать его счастливым. Собственно, только это желание приёмных родителей общее для двух таких разных государств – США и Казахстана в плане заботы о детях, которые остались одни.
Ребёнок — исследователь от природы. Ему всегда и всё интересно, он щупает, трогает и пробует на вкус. Но со временем познавательный интерес ребёнка уменьшается и родители разводят в недоумении руками.
Сегодня, в рубрике Развивай-ка, своим бесценным педагогическим опытом в области вовлечения детей в исследовательский процесс делится Ольга Астраханцева, автор блога «Магия Биологии».
Начну издалека. Жил-был на свете Цицерон. Слыл он лучшим оратором в Древнем Риме. И был у него секрет составления лучших речей. И знаете какой? Не знаете?
Цицерон умел задавать вопросы и давать правильные ответы в своей речи. Это универсальный ряд вопросов, который может пригодиться любому человеку, чтобы донести свою мысль до аудитории максимально точно. Этот же способ я использовала на своих уроках биологии для разбора понятий, и для подготовки защитной речи исследований своих проектников.
Содержание
Что? Где? Когда? Как? Чем? Зачем? Почему?
Цицерон понял, какую силу имеет вопрос. Вопросительный знак – это ключ ко всякой науке. Любой исследователь начинается с умения задавать вопросы. Начнем?
ЧТО?
Начну с немного скучной теории. В педагогическом обиходе, с недавних пор, появилось понятие «исследовательская компетенция». Это элемент надстройки над базовыми умениями: читать, считать, воспроизводить информацию.
Исследовательская компетенция – это системное логическое мышление, которое позволяет читать сквозь строки, связывать факты по вертикали и горизонтали, это способность выдвигать гипотезу, проверять ее на практике и делать умозаключение. Это умение видеть целостность картины, выявлять закономерности мироустройства.
Умный человек – это не тот кто много знает, а тот, кто из двух фактов может получить третий, то есть вывести новое знание теоретически, а потом проверить его на практике. Он обладает развитой исследовательской компетенцией, это непременное условие.
У многих людей закрепилось в сознании, что исследования – это эксперимент. Но эти понятия не тождественны. Исследования включают в себя постановку актуальной проблемы, выдвижение гипотезы, выбор метода её проверки, собственно проверку (эксперимент), и выводы на основе полученных данных.
Исследование должно обладать новизной, то есть нужно посмотреть на исследуемый объект с необычной точки зрения. При этом, только правильно зафиксированный материал будет иметь научную (или хоть какую-то) ценность.
В исследовании на выходе должно получиться новое знание. Которое ещё нужно будет защитить перед общественностью. А эксперимент, это всего лишь часть от исследования, на этапе проверки гипотезы. Теперь, когда мы уточнили понятия, я могу продолжить разговор.
ГДЕ?
Я не знаю лучшего способа развития исследовательской компетенции, чем занятия биологией. Да! Это предмет, словно специально создан для постановки мышления. Нет ничего более наглядного и интересного в раскрытии исследовательского потенциала ребёнка, чем наблюдения в живой природе.
Полученные навыки можно легко переносить и на другие отрасли познания. Окружающая нас среда сама по себе обладает высоким потенциалом развития. Остается только к ней присмотреться.
КОГДА?
Когда же можно начинать формировать исследовательскую компетенцию в ребенке? Подождать когда он начнет читать и считать? Пойдёт в школу?
Сразу скажу, что в школе для этого уже поздновато. Да, возможно, там обучат методологии исследовательского проекта, и разовьют фактическую базу знаний, но исследовательская компетенция начинает своё становление задолго до школы.
Это непрерывный процесс, который начинается с рождения. И весь секрет здесь в том, чтобы не мешать.
Всё начинается с любопытства. Любопытство — это базовое инстинктивное стремление к познанию, которое характерно не только для людей, но и для животных. Оно обеспечивает биологический прогресс, успех в эволюции, хотя иногда чревато попаданием в щекотливые ситуации.
Народный фольклор отразил это в пословицах «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали» или «Любопытство сгубило кошку». У ребенка функция любопытства встроена по умолчанию с рождения в его настройках. И только от мудрости родителя зависит, куда сместится полюс этой настройки.
Хочу рассказать одну очень показательную историю. В середине 60-х годов 20 века, Мартин Селигман (тот самый, что стал основоположником направления позитивной психологии) с удивлением сделал открытие через эксперимент с собаками.
Собаки находились в тесном ящике и получали разряд тока. Сначала собаки пытались найти выход из тесного ящика и метались. Но через серию повторов, они ложились на пол, и, сжимаясь, покорно ожидали своей участи.
Но самым поразительным оказалось то, что когда ящик открыли, собаки продолжали в нем находиться, хотя могли убежать.Через несколько лет он выяснил, что сходная модель реагирования есть и у людей. Это состояние он назвал выученной беспомощностью.
Если родитель всё время бьет маленького ребёнка по рукам, постоянно сдерживая его исследовательские порывы в изучении мира, то у ребёнка очень быстро формируется состояние выученной беспомощности.
В двух словах, под выученной беспомощностью понимается пассивная модель поведения. Характеризуется отказом от деятельности, поскольку личный опыт показал, что за действием идет наказание, а попытки что-либо изменить оканчивались неудачей, у ребёнка укореняется в сознании, что бесполезно и пытаться.
Дать исследовательскую свободу способна не каждая мать. Особенно, это трудно даётся женщинам, помешанным на чистоте и порядке, а также авторитарным личностям, которые стремятся всё контролировать, равно как и чрезмерно тревожным мамочкам (упадёшь, замараешься, промочишь ноги).
Здесь в качестве ящика будут выступать жёсткие и тесные рамки требований, а в качестве ударов тока – одёргивания. Плоды такого подхода будут видны не сразу, они созреют позже, когда ребёнок вступит в переходный период.
Среди проявлений — нежелание учится, ребёнку ничего не интересно, часто он будет находиться в психологической позиции жертвы, и иметь склонность к депрессии, страдать комплексом неуверенности в своих возможностях.
В целом, мой педагогический опыт показывает справедливость формулировки. Именно, у выше описанных типажей родителей, дети часто имеют проблемы с обучением в плане мотивации и успешности в переходном возрасте. Родители даже не понимают, что сами способствовали этой проблеме, отключив функцию любопытства в раннем детстве у своего ребёнка.
Поэтому, когда собираетесь что-то запретить, одёрнуть малыша, подумайте, в чем причина? Это угроза жизни и здоровью ребёнка или вам не хочется лишний раз убирать за ним?
Но и впадать в другую крайность – существования без рамок во вседозволенности тоже не стоит. Важно найти золотую середину. Освойте метод переключения внимания на другие процессы. У ребёнка должен быть вариативный выбор.
КАК?
Итак, мы подходим к центральному постулату. Я назвала его лестницей настоящего исследователя. Любопытство — первая ступень к любознательности. Любознательность — ступень к формированию внутренней мотивации к процессу познания у человека. А внутренняя мотивация — ступень закрепления потребности в этом процессе, через получение интеллектуального удовольствия. Это слагаемые успеха для ребёнка в обучении.
На стадии базового любопытства для родителя важным будет направлять стихийную мощь в позитивное русло любознательности. Когда рос мой сын, я очень внимательно присматривалась к его проявлениям любопытства. Старалась ухватить искру интереса и реализовать это в системном подходе. То есть, ребёнок сам определял для себя траекторию развития, а я лишь поддерживала и укрепляла её, комплексно формируя умения и навыки через игру.
Для наших занятий темы исходили от ребёнка. Равно как и длительность. Тема могла себя исчерпать за день, а могла затянуться на месяц. При этом могло проходить несколько тем параллельно. Главное, ребёнок чувствовал себя причиной происходящего, осознанно выбирал.
То есть родителю стоит проявить гибкость в поддержании любознательности. Если Вы расписали на год вперёд тематические недели, подготовили пособия, запаслись книгами, и вдруг это не срабатывает, становится немного обидно. Но помните, что обучение должно вызывать у ребёнка положительные эмоции!
Каждый ребёнок — особенный, он индивидуален, и ваша задача, как родителя, раскрывать этот потенциал днем за днём. Поставьте ребёнка в центр его развития.
ЧЕМ? И снова КАК?
Любопытство — это важное качество любого натуралиста и исследователя. Но чем же отличается любопытство от любознательности? Любознательность начинается с того момента, когда появляются вопросы творческого характера. Это непременное качество гения.
Ребёнок входит в стадию «почемучки». Я обожаю этот возраст! Дети ещё не обросли стереотипами мышления, они способны смотреть и видеть неожиданные стороны явлений. На данном этапе важно правильно отвечать на их вопросы. Не давать готовый ответ сразу, а вместе сделать открытие в тех случаях, когда это возможно.
Почему это удобно? Потому что родитель и сам, бывает, не знает ответа на вопрос. И в этом нет ничего зазорного. Пусть у ребенка сформируется уверенность, что любое знание можно обрести не только в результате экспертного ответа, но и через исследования. Я рекомендую начать осваивать технологию ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и технологию моделирования процессов и объектов.
По технологии ТРИЗ есть хороший курс А. Гина «Воспитание креативности в семье» на портале «Универсариума». А моделирование хорошо представлено на примере биологии у Романа Соловьева. Оба подхода мне очень близки.
Как правильно себя вести чтобы развивать познавательный интерес ребёнка?
К примеру, задает ребёнок вопрос: «Почему у паука 8 глаз?». Вы не знаете ответа на этот вопрос.
Ищите ответ вместе
Говорите ребенку, что будете искать ответ вместе.
Найдите ответ но не сообщайте его ребёнку сразу
Набираете в поисковике вопрос. Знакомитесь с версией ответа. К примеру, на вышеуказанный запрос вы получили ответ: «У пауков нет шеи, голова срастается с грудью, образуя головогрудь. Паук либо вынужден поворачиваться, чтобы увидеть, что происходит сзади, либо приобрести глаза на затылке».
Визуализация вопроса
Подумайте, как можно это продемонстрировать ребёнку. Вариантов много. Используйте наблюдения за живыми объектами, видео, иллюстрации. Изготовьте модель, чтобы понять, как это работает.
На данном этапе, вы можете обнаружить вариативность возможного решения проблемы. Это очень важно, показать ребёнку, что любая проблема имеет более одного решения.
В нашем случае можно пойти посмотреть на паука, и выяснить в процессе наблюдения, что у него нет шеи. Попросите ребёнка зажать шею ладонями, чтобы нельзя было ею поворачивать и пусть теперь ребёнок выяснит, а что твориться у него за спиной. Когда он повернется всем телом, сказать, что так приходится делать и паукам. Задайте вопрос: «А почему так многие пауки не делают?»
Сформулируйте противоречие.
Паук не может повернуть голову назад, но ему как-то надо знать, что происходит сзади. Напомните ему основной вопрос о глазах. Ребёнок имеет два факта — 8 глаз и паука, у которого нет шеи, но он не поворачивается, чтобы посмотреть, что происходит сзади, он каким-то образом знает об этом.
Помогайте наводящими вопросами.
Ребёнок должен почувствовать себя причиной успешного решения задачи. Так Вы формируете очень важный момент – уверенность в том, что он может справиться с задачей.
И ребёнок выводит САМ новое знание – что глаза у паука будут на затылке! И потому у паука много глаз, что он не может крутить головой, а глаза позволяют ему видеть всё вокруг, располагаясь не только впереди головы, но и сбоку и сзади.
Закрепляйте позитивные эмоции
Момент получения удовольствия от интеллектуальной деятельности очень важен. Вы работаете на следующую ступень развития исследователя — потребность изучать, познавать, и испытывать счастье от этого процесса.
Смотрите на реакцию
Внимательно наблюдайте, не породит ли этот поиск ответа на вопрос новых «Почему?». Если это случается, вы на верном пути. Каждое качественно законченное исследование ставит новые вопросы, новые проблемы, которые интересно решать. Продолжайте развивать тему, выходите на тематические занятия.
ЗАЧЕМ? и ПОЧЕМУ?
Безусловно, это более затратный процесс работы с вопросами, по сравнению с чтением книги с готовыми ответами. Но именно он развивает мышление вашего ребёнка. Важно не просто знать факты, но и оперировать ими.
Но чтение почемучкиных книг тоже полезно, хотя оно и из категории пассивного познания, дающего готовое знание. Без этого тоже не обойтись. Ведь чем больше мы знаем фактов, тем больше у нас возможностей построить между ними связи. Кроме того, вы и сами получите удовольствие от процесса активного поиска ответа на вопрос и от общения с ребёнком.
Одна из лучших серий — «Наука 2.0» А. Гина из цикла почемучкиных книг для детей постарше, подростков. Она объединяет в себе два подхода: пассивного и активного познания. Очень близкий мне формат, с которым я работаю при обучении биологии. Об этих энциклопедиях и их структуре можно прочитать в блоге «Магия биологии».
Повторяйте ребёнку фразу о том, что любая проблема имеет более чем одно решение. Как противоядие, от школьных тестов, внушающих, что правильный вариант решения может быть только один, и только тот, который внесён в базу ответов.
Жизнь – это не тесты, в ней очень мало закрытых задач с одним ответом, она состоит из открытых проблем, с вариативным решением.
Что же, можно поблагодарить Цицерона за предоставленный им вопросительный ряд. Подводя итог, своей многолетней педагогической практикой могу подтвердить, что успешность обучения связана с уровнем развития исследовательской компетенции.
Блог «Магия биологии» ориентирован на развитие исследовательского потенциала. Вот небольшая цитата из него, иллюстрирующая матрицу «КАК?»:
Исследовать можно всё и повсюду. Например, отправляемся с ребёнком на прогулку, и замечаем на мелководье много перьев. Любопытство привлекает наше внимание к необычному факту. Начинаются вопросы: откуда здесь столько перьев; что стало тому причиной; чьи это перья?
Теперь любопытство перетекает в любознательность. Далее выдвигаются гипотезы, которые могут удовлетворять эти вопросы.
Рассуждая, обсуждая, взвешивая, вы совершите отбор наиболее вероятных причин и объяснений. Возможно, пока вы будете делать такой анализ, природа продемонстрирует вам ответ на загадку.
Каков восторг ребёнка, если он оказывается прав! И в наших силах незаметно подсказать ему правильное направление, создавая положительную мотивацию. Вот, например, мы раскрыли тайну перьев на воде — это место водопоя голубей, которые массово занимают чердаки близлежащих домов.
Это активное познание, приносящее огромное интеллектуальное удовольствие, обладает огромным потенциалом для развития мышления ребёнка, мотивируя его внутренне на познание и формируя потребность этого. Именно, активное познание делает нашу жизнь интересной.
Пользуясь случаем, я хочу рассказать о возрождении рубрики детских вопросов на страницах блога «Магия биологии», в обновленном формате. Впереди лето, и вас ждут наблюдения в живой природе. Дети, наверняка, будут задавать биологические вопросы, на которые в интернете нет однозначных ответов. Записывайте их, и задавайте мне, по адресу: «Биосекретики для почемучек», и мы вместе поищем на них ответы в творческом ключе.
Ещё от меня Вам подарок – в блоге выпущен авторский сборник «Биологические вопросы от Василисы Премудрой», который можно скачать бесплатно. Из него Вы узнаете: » Где туалет в муравейнике?», «Почему у кувшинки такой лист?», «Можно ли есть мухоморы?» и многое другое. Я жду Вас с интересными вопросами, и постараюсь дать максимально интересный и компетентный ответ на вопрос в области биологии.
Ольга Астраханцева.
Источник фото: личный архив Ольги Астраханцевой.