Памятники внутри часовни будут также благоустроены
В Государственном Лермонтовском музее-заповеднике «Тарханы» в июле начали работы по восстановлению исторического вида захоронений М.Ю. Лермонтова и членов его семьи. Немного истории. Как известно, Михаил Лермонтов был убит на дуэли в Пятигорске 15 июля (по старому стилю) 1841 г. Его бабушка Елизавета Арсеньева хлопотала о перевозе его праха в родные Тарханы. Высочайшее соизволение было получено, и 23 апреля 1842 г. свинцовый гроб с телом поэта был похоронен по русскому обычаю в подземном отдельном склепе, выложенном из кирпича. Там, также в отдельных склепах, уже были похоронены его дед и мать, а позднее в 1845 году рядом с внуком упокоилась и его бабушка. В 1939 году при подготовке к открытию музея власти приняли решение вскрыть склеп М.Ю. Лермонтова и оставить его гроб для осмотра посетителям. Начались работы. Пол разобрали, и первое захоронение, на которое наткнулись, оказалось бабушкиным («ее узнали по ладанке и крестику»). Останки перенесли в нишу в северной стене, за ее памятную доску. Поиски продолжались; следующим оказался склеп поэта со свинцовым ящиком. К нему проложили вход, благоустроили, сделали ступени, и на протяжении последних 74 лет к гробу спускались люди. Посетителей в музее становилось все больше, условия в склепе становились все хуже: смена сезонов, температур создавали высокую влажность (по стенам текло). Появилась реальная угроза сохранности и склепов, и гроба поэта. Что касается самой часовни, которая была возведена над захоронениями в 1842 году, то ее состояние хорошее, так как периодически велись поддерживающие реставрационные работы. На этот раз с пола уберут мраморную плитку 1976 года, и заменят природным камнем – песчаником, из которого сделаны паперти обеих церквей в селе и ступени в часовню. Будут обновлены и две пары дверей в часовне, благоустроена прилегающая территория. Средства в четыре миллиона рублей на эти цели были выделены из федерального бюджета Министерства культуры Российской Федерации. Все работы закончатся к октябрю. Таким образом, захоронениям Лермонтова и членов его семьи будет возвращен первоначаль-ный вид. На вопрос, не было ли закрытие склепа Лермонтова воспринято верующей общественно-стью как-то сурово, директор музея-заповедника Тамара Мельникова ответила, что пока получены лишь положительные отклики. — Восстановить первоначальный вид памятников, находящихся на территории музея — наша прямая обязанность, — говорит Тамара Михайловна. — За благословением о закрытии склепа мы обратились к пензенскому владыке Вениамину, он отнесся к этому с пониманием. Лично я считаю, что посещение склепа поэта и всей его семьи на протяжении стольких лет было кощунством. Новое в музее Помимо восстановления захоронений в музее еще ведется другая работа. Проект, в котором была прописана вся необходимая инфраструктура в музее, у Тамары Мельниковой лежал четыре года. Год назад из федерального бюджета на него выделили 106 миллионов рублей. Теперь работы в музейно-просветительском центре идут полным ходом. В октябре в «Тарханах» откроют большую столовую, выставочный зал, актовый, он же конференц-зал. Кроме того построена еще одна небольшая гостиница на 15 мест в здании бывшей амбулато-рии. Учитывая старую гостиницу, в «Тарханах» в скором времени смогут с комфортом размес-титься больше 60 человек. По словам Тамары Мельниковой, цена за сутки в гостинице будет более чем приемлемая. — Тарханы нужно смотреть не менее трех дней. Помимо основных выставок у нас проводятся балы, фольклорные праздники, можно кататься на лодках, на лошадях. В этом месте не стоит спе-шить. Часть экспозиции – Дом мельника теперь в себе сочетает еще и харчевню. Через два-три ме-сяца в «Тарханы» можно будет совершать настоящее литературное паломничество. Вчера в знаменитой усадьбе был день рожденья музея – 74 года. А на следующий год в «Тарханах» отметят двойной юбилей — 200 лет со дня рождения Михаила Лермонтова и 75 лет музея.
Поэт и прозаик Михаил Лермонтов был убит в Пятигорске в возрасте 26 лет на дуэли с отставным майором Николаем Мартыновым 27 июля 1841 года. Его смерть по сей день окружена ореолом тайны и продолжает порождать новые слухи. «Газета.Ru» рассказывает подробности гибели самого молодого русского классика.
К 1840 году судьба Михаила Лермонтова, на первый взгляд, складывалась блестяще. С Кавказа, куда он был отправлен за стихотворение «На смерть поэта», он вернулся победителем — за бой на Валерике, «речке смерти», для него испрашивался орден святого Владимира 4 степени с бантом.
В Петербурге уже вышел отдельной книгой сборник его стихотворений, а «Героя нашего времени», последний рассказ для которого писатель выслал незадолго до своего возвращения в Петербург, раскупили нарасхват после хвалебной рецензии в «Северной пчеле».
Тем не менее, награждению помешали злопыхатели, роман вызвал неудовольствие Николая I, а вольности опального офицера в столице вывели из себя великого князя Михаила Павловича. Как вспоминал позднее граф Соллогуб, на балу графини Воронцовой-Дашковой, куда Лермонтов явился в армейском мундире с короткими фалдами, младший брат императора не сводил глаз с отбывающего наказание поэта, который посмел явиться вместе с членами монаршего семейства.
«Великий князь, очевидно, несколько раз пытался подойти к Лермонтову, но тот несся с кем-либо из дам по зале, словно избегая грозного объяснения. Наконец графине указали на недовольный вид высокого гостя, и она увела Лермонтова во внутренние покои, а оттуда задним ходом его препроводила из дому. В этот вечер поэт не подвергся замечанию», — рассказывал он.
Военное начальство не оставило без внимания подобный проступок и выпустило распоряжение о скорейшем возвращении Лермонтова на Кавказ. Стараниями близких ему удалось было получить отсрочку. Однако его могущественный враг генерал Бенкендорф приложил все усилия, чтобы не дать молодому писателю выхлопотать себе столь желанный продленный отпуск, который в будущем мог обернуться и полным увольнением от службы.
Из столицы поэт уехал сначала в Москву, откуда уже вместе со своим родственником Алексеем Столыпиным отправился в Ставрополь, где они встретили ремонтера Борисоглебского уланского полка Петра Магденко, который позднее так описал приезд Лермонтова в город, где ему суждено было найти свою смерть:
«Промокшие до костей, приехали мы в Пятигорск и вместе остановились на бульваре в гостинице, которую содержал армянин Найтаки. Минут через 20 в мой номер явились Столыпин и Лермонтов, уже переодетыми, в белом, как снег, белье и халатах. Лермонтов был в шелковом темно-зеленом с узорами халате, опоясанный толстым поясом с золотыми желудями на концах. Потирая руки от удовольствия, Лермонтов сказал Столыпину: «Ведь и Мартышка, Мартышка здесь! Я сказал Найтаки, чтобы послали за ним». Именем этим Лермонтов приятельски называл старинного своего хорошего знакомого Николая Соломоновича Мартынова».
К моменту встречи с Лермонтовым Мартынов, мечтавший когда-то о чинах и наградах, был в отставке в звании майора, не имел серьезных наград и «сделался каким-то дикарем: отрастил огромные бакенбарды, в простом черкесском костюме, с огромным кинжалом, в нахлобученной белой папахе, мрачный и молчаливый».
Его суровый вид и напускной «байронизм» стали поводом для постоянных насмешек со стороны Лермонтова, неоднократно изображавшего «Мартышку» в карикатурных набросках, которые пользовались большой популярностью в узком кругу друзей. Главной темой для его шуток был как раз кинжал, с которым Мартынов не расставался и который считал атрибутом настоящего мужчины, а потому не переносил издевок на эту тему.
«Я показывал ему, как умел, что не намерен служить мишенью для его ума, но он делал как будто не замечает, как я принимаю его шутки. Недели три тому назад, во время его болезни, я говорил с ним об этом откровенно; просил его перестать, и, хотя он не обещал мне ничего, отшучиваясь и предлагая мне, в свою очередь, смеяться над ним, но действительно перестал на несколько дней. Потом, взялся опять за прежнее», — говорится в показаниях, которые дал Мартынов через два дня после дуэли.
Объяснение произошло на танцах в доме генерала Верзилина. Поводом стал разговор падчерицы хозяина дома с поэтом — Лермонтов вновь упомянул злосчастный кинжал, который оставался на его сопернике даже во время танцев, в ответ на что девушка обратила его внимание на недовольство Мартынова.
«Под шумные звуки фортепьяно говорили не совсем тихо, а скорее сдержанным только голосом. На замечание Эмилии Александровны Лермонтов что-то отвечал улыбаясь, но в это время, как нарочно, Трубецкой, взяв сильный аккорд, оборвал свою игру. Слово poignard (кинжал) отчетливо раздалось в устах Лермонтова», — описал эту ситуацию биограф писателя Павел Висковатов.
Мартынов потребовал «оставить эти шутки, особенно в присутствии дам», и вечер продолжился. Мало кто из присутствовавших придал значение произошедшему, однако в конце вечера отставной майор снова подошел к Лермонтову, чтобы поставить точку в их конфликте. Между ними произошел следующий разговор:
«— Вы знаете, Лермонтов, что я очень долго выносил ваши шутки, продолжающиеся, несмотря на неоднократное мое требование, чтобы вы их прекратили.
— Что же, ты обиделся?
— Да, конечно, обиделся.
— Не хочешь ли требовать удовлетворения?
— Почему ж нет?!
— Меня изумляют и твоя выходка, и твой тон… Впрочем, ты знаешь, вызовом меня испугать нельзя… хочешь драться — будем драться».
Дуэль между ними состоялась 27 июля 1841 года. Противники могли стрелять стоя на месте, подойдя к барьеру или на ходу, но обязательно — между счетом «два» и «три». Лермонтов стоял на возвышении, что, по словам секундантов, лишало его преимущества.
После команды «Сходись» Мартынов пошел по направлению к барьеру быстрыми шагами, тщательно наводя пистолет, Лермонтов вытянул руку с пистолетом вверх, не сдвигаясь с места.
«Выстрел раздался, и Лермонтов упал, как подкошенный, не успев даже схватиться за больное место, как это обыкновенно делают ушибленные или раненые. Мы подбежали… В правом боку дымилась рана, в левом сочилась кровь… Неразряженный пистолет оставался в руке…», — вспоминал после дуэли князь Васильчиков.
Смерть поэта мгновенно отрезвила его убийцу, у которого вырвался крик: «Миша, прости мне!» Сразу после случившегося Мартынов поехал к коменданту, чтобы отдать себя в руки закона.
По словам флигель-адъютанта полковника Лужина, император встретил новость о произошедшем словами «собаке — собачья смерть» и только после укоров со стороны великой княгини Марии Павловны объявил: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».
Лермонтов был похоронен на пятигорском кладбище через два дня после дуэли, его гроб несли на плечах представители всех полков, где он служил. Через 250 дней после похорон император дал разрешение его родственникам на перевозку тела в семейный склеп, расположенный в селе Тарханы, где 5 мая прошло погребение поэта рядом с могилами матери и деда.
афиша, события и экскурсии
Полная афиша Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»
Памятные даты и ежегодные мероприятия: дата основания — 25.02.1936 дата открытия — 30.07.1939
|
Описание:
Тарханы (ныне село Лермонтово) — бывшее имение бабушки М.Ю. Лермонтова, где прошли детские и отроческие годы великого поэта. Здесь он провел половину своей короткой 26-летней жизни. Здесь покоится его прах, а в фамильной часовне-усыпальнице находится не только могила М.Ю. Лермонтова, здесь могила его матери, дедушки и бабушки. Рядом с часовней могила отца поэта — Юрия Петровича Лермонтова.
Сейчас в селе расположен музей-заповедник «Тарханы» — уникальный историко-культурный памятник федерального значения. В экспозиционный комплекс входят помещичья усадьба с барским домом, две церкви, построенные на средства бабушки поэта: церковь Марии Египетской (на усадьбе) и церковь Михаила Архистратига (в центре села); восстановленные дом ключника и людская изба. Живописная усадьба с прудами, садами, парками, вековыми липами и вязами хранит память о том времени, когда в ней жил поэт.
В музее-заповеднике воссоздана жизнь первой половины XIX века. Здесь проводятся театрализованные представления, балы, фольклорные праздники, поздравительные программы, разыгрывается «Тарханская свадьба», на мастер-классах обучают старинным тарханским ремеслам. Посетители с удовольствием катаются на лодочках и лошадях. Вниманиие! Театрализованные представления — по предварительной договоренности
Здание(я):
Церковь Марии Египетской, Церковь Михаила Архистратига, часовня — мемориальные здания, построенные на средства Е.А. Арсеньевой, бабушки поэта, и сохранившиеся до настоящего времени
Основатель: Александр Иванович Храмов (1901-1958), первый директор музея
Лермонтов и Тарханы в контексте эпохи
«Русский народ — этот сторукий исполин…»
«Сады благоуханием наполнились живым…»
«Эх, прокачу!»
В гости к «милой тетеньке»
Дополнительные услуги:
киоск или магазин, кафе или бар
В организации имеются коллективы:
театральные, фольклорные
Образовательные услуги:
Музейная педагогика — работа со школами, училищами: выездные лекции, литературно-музыкальные вечера, викторины, мастер-классы, подготовка юных экскурсоводов
Конный кружок для школьников и кружок для детей «рукодельница»
Поблизости имеются:
гостиницы и места группового питания
Местные достопримечательности:
Музей-усадьба В.Г. Белинского (г. Белинский)
Поимский историко-архитектурный музей (с. Поим)
Музей А.И. Куприна
Троице-Сканов монастырь (с. Наровчат)
профессионалу
Основные должностные лица:
Директор: Мельникова Тамара Михайловна, тел. (84153) 2-07-90
Заместитель директора: Потапова Надежда Константиновна, тел. (84153) 3-56-00
Главный хранитель: Ульянова Вера Петровна, тел. (84153) 3-56-00
Ученый секретарь: Печникова Юлия Викторовна, тел. (84153) 3-56-00
Тел. дирекции:
(84153) 2-07-90, Факс: (84153) 2-07-90
Адрес дирекции:
442280, Пензенская область, Белинский район, село Лермонтово, ул. Бугор 1/1
Даты открытия и основания:
основан: 25.02.1936
открыт: 30.07.1939
Бюджетный статус:
Федеральный
Организационно-правовая форма:
некоммерческое учреждение
Тип организации:
культурно-массовая, исследовательская
Классификация организации:
архитектурно-ансамблевая , литературная , музей-заповедник
Площади организации:
экспозиционно-выставочная 981,4м2
временных выставок 49,8м2
фондохранилищ 193м2
парковая 97,5га
Количество сотрудников:
179, из них 13 научных
Среднее кол. посетителей в год:
181670
В структуре организации имеются:
архив, научная библиотека
Вышестоящая организация:
Министерство культуры Российской Федерации — R152
Членство в организациях:
Ассоциация музейных работников — R52
Российский национальный комитет международного совета музеев — ИКОМ России — R158
Организации партнеры:
Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля — M289
Дом-музей М.Ю. Лермонтова — M313
Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковского — M443
Спонсоры, меценаты и грантодатели:
Меценаты: Брыжик А. В. (генеральный директор АО «Осколцемент, С. Оскол), Бочкарев В.К. (глава Железнодорожного района Пензенской области), Вяхирев Р.И. (председатель Правления РАО «Газпром», Москва), Дорофеев О.П. (начальник Пензенской таможни), Крашенникова Е.И. (генеральный директор «Пензнефтепродукт»), Сойнова Е.В. (директор Каменского АПОН), Богдановский П.Г. (управляющий банком «Менатеп», Пенза), Пономарев М.Н. (вице-губернатор Ямало-Ненецкого округа), Неелов Ю.В. (губернатор Ямало- Ненецкого округа), Суханов А.В. (вице-президент ПМБК «Очаково», Москва), Шнайдер И.К. (заместитель губернатора Пензенской области), Блинохватов А.Ф. (ректор Пензенской государственной сельскохозяйственной академии), Зайцев Б. Г. (генеральный директор Караваевской бумажной фабрики), Евсеенко А.Н. (директор ООО СМП «Сибтеатрмонтаж», Новосибирск), Российское телевидение (I канал, игра «Кто хочет стать миллионером?»), ООО «Мегафон- Поволжье», Кобзон И.Д. (народный артист России, депутат Государственной думы), Рыбкин А.П. (поэт, г. Москва), Токарев Н.П. (президент ОАО «АК «Транснефть», Москва), Чернышев А.А. (генеральный директор ОАО «Пензтяжпромарматура», Пенза), Клыгина О.Ю. — директор ОАО «Биосинтез»
Единиц хранения:
21006, из них 16202 предметов основного фонда
Коллекция мемориальных предметов — 45 ед. хр.
Коллекция книг — 8 242 ед. хр.
Коллекция декоративно-прикладного искусства — 1 003 ед. хр.
наиболее интересные предметы фондов
Выездные и обменные выставки:
«Лермонтов — художник» — выставка знакомит с живописным наследием М.Ю. Лермонтова
«М.Ю. Лермонтов в изобразительном искусстве» — коллекцию составляют иллюстрации русских и советских художников к произведениям М.Ю. Лермонтова
«Тебе, поэт…» — работы выпускников Пензенского художественного училища
«Юные таланты «Тарханам» — выставка детских рисунков
«Кругом родные все места…» — фотовыставка фотографа-художника музея-заповедника «Тарханы» В.И. Иващенко
Виртуальные ресурсы:
см. выше сайт(ы) музея
Примечание:
Официальное название организации: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы».
информация от: 13.01.2019