как живут в монастырской гостинице, что едят в трапезной, сколько длится служба и почему нелегка жизнь монаха
«Вот брошу все и уйду в монастырь!» — такие слова почти каждый из нас говорил когда-либо в сердцах, столкнувшись с тяжелой жизненной ситуацией или непониманием людей близких. На самом же деле большинство из нас не понимает, что жизнь в монастыре довольна сложна и не по силам любому, пусть даже и искренне верующему человеку. А человеку обычному, который в церковь заходит время от времени, чтобы свечку поставить да освятить на Пасху кулич, она и вовсе покажется непосильной. Но съездить в монастырь, если есть желание помолиться, прикоснуться к святыням, узнать больше об истории края, стоит.
В Беларуси принимают паломников два действующих монастыря: Спасо-Евфросиниевский женский в Полоцке и Свято-Успенский мужской в Жировичах (Гродненская область). Оба могут посетить и мужчины, и женщины.
Спасо-Евфросиниевский монастырь в Полоцке. Фото Евгении Москвиной
А вот, что нужно знать тем, кто собрался съездить паломником в Спасо-Евфросиниевский монастырь (корреспондент «Витебского курьера» побывала в нем лично и рекомендует посетить это святое место всем верующим):
1. На территории святого места строго-настрого запрещено пить спиртное (и соответственно, появляться в нетрезвом виде) и курить
Так что от вредных привычек придется на время паломничества отказаться. Не бегать же за угол расположенного поблизости Лесного колледжа, чтобы втихаря выкурить сигаретку-другую…Монастыри и храмы — это места, где действует строгий запрет на курение.
Во дворе монастыря. Фото Евгении Москвиной
2. Заселиться в гостиницу при монастыре можно в любое время
Но для начала необходимо обратиться к охранникам, которые подскажут, где найти гостиничную сестру, или же (в ночное время) проведут сами в гостиницу. С собой обязательно стоит взять паспорт. Без него не заселят. За проживание в гостинице фиксированной платы нет. Но пожертвование, которое по силам, стоит сделать. Как отметила паломница Алла, приехавшая из Твери, в монастырях России практически везде нужно заплатить за постой.
Находится же обитель совсем недалеко от вокзала. Минут за десять автобус (или маршрутка) №4 довезет до остановки «Лесной техникум» (возле него и находится монастырь). За полчаса можно добраться и пешком.
3. Все ценные вещи необходимо держать при себе
Дома для паломников располагаются на обычной улице, не на закрытой территории. Поэтому в гостиницу могут наведаться люди, которые не чтут заповедь восьмую («Не кради»). Об этом предупреждают сразу, ведь случаи, когда в открытую дверь входили посторонние, а после пропадали вещи, бывают. Сам монастырь может принять, по словам экскурсоводов, сотню паломников. И не всегда это люди с чистыми намерениями. Живут же в одном домике иногда и больше десяти человек сразу. Удобства (туалет, душ, кухня с холодильником и электрочайником) присутствуют. А вот спать придется на деревянных двухэтажных полатях, где размещается по 10-14 человек одновременно. Но при этом никто не ропщет. Все-таки приехали не за удобствами…
Вот так выглядит гостиница для паломников. Фото Евгении Москвиной
Мужчины и женщины живут в разных домах. Если вы пожелаете посетить монастырь с супругом (супругой), жить будете все равно раздельно. Исключение сделают лишь для семей с маленькими детьми.
4. С собой в монастырь стоит взять предметы личной гигиены
Возьмите с собой зубную щетку-пасту, мыло, полотенце, захватите тапочки, халат. Постельное белье выдадут, есть и чашки-кружки. Паломники, которые здесь бывают, оставляют иногда чай в пакетиках, так что на кружку горячего напитка можно рассчитывать. Да и соседи попадаются гостеприимные, могут угостить и чем-то из съестных запасов.
Купить же иконы, свечи, книги, посвященные вопросам веры, можно в церковной лавке.
Церковная лавка при монастыре. Фото Евгении Москвиной А возле церковной лавки в павильоне можно набрать святой воды. Фото Евгении Москвиной
5. В монастыре есть свой дресс-код
Приезжать сюда в шортах и легкомысленной майке, мини-юбке запрещено. Лицам женского пола необходимо надеть платок на службу в храме. Да, возле входа выдадут (при необходимости) и платок, и юбку, и рубашку, но раз уж вы собрались приехать на пару дней, то стоит позаботиться о комплекте приличной одежды, а косметичку с различными пудрами-тенями-румянами оставить дома. Во всяком случае, ни одна из женщин, проживавших в гостинице, где остановилась корреспондент, не красилась. А вот о чистоте тела и одежды заботились все.
6. Во время пребывания в монастыре паломники питаются в трапезной
Здесь кормят трижды в день. Пища самая простая: каша из круп, картошка, салаты из консервированных и свежих овощей, супы, варенье, чай, компот. Мясных блюд в меню нет. Но как показывает практика, пару-тройку дней без мяса прожить можно!
В этом здании находится трапезная для гостей монастыря. Фото Евгении Москвиной
С собой паломники могут привезти продукты и перекусить на кухне в гостинице. Также можно в монастырской чайной попить травяной чай и кофе, полакомиться вкусной и недорогой выпечкой (стакан чая стоит 3 000, примерно в такую же сумму обойдутся и булочки), домашним печеньем, коврижкой.
Здесь напоят вкусным чаем с домашней выпечкой. Фото Евгении Москвиной
Еще в будний день можно перекусить в столовой Лесного колледжа, который находится неподалеку. Здесь обед из трех блюд (первое, второе, салат, компот) обойдется тысяч в тридцать. Работает столовая с 9.00 до 17.00.
Столовая от Лесного колледжа. Фото Евгении Москвиной
7. Службы в монастыре достаточно длинные
Стоят в храме и молятся по 4-5 часов (для сравнения: в приходских храмах они обычно длятся два часа). Утренняя начинается в 7.00, вечерняя в 16.45. В воскресение — две утренних службы, в 6.30 и 9.30.
Спасо-Преображенский храм на закате. Фото Евгении Москвиной
Человеку, не привыкшему к долгому стоянию на ногах, первый день выстоять на молитве утром и вечером достаточно сложно. Потом станет легче. К слову, принимают паломников максимум на три дня. Можно остаться и на более длительный срок, но для этого требуется благословление настоятельницы.
Кресто-Воздвиженский собор в монастыре. Фото Евгении Москвиной
Так что жизнь монаха отнюдь нелегка. Им-то нужно встать к пяти утра на молитву, а после службы отправиться работать. В Спасо-Евфросиниевском монастыре женщины и на молочной ферме трудятся, и в огороде, и в мастерских, не жалуясь, как многие из нас на низкую оплату труда, плохое начальство, невозможность найти вакансию получше. Да и принять постриг сразу не получится. Его необходимо заслужить ежедневным послушанием.
8. В монастыре необходимо не только помолиться, но и потрудиться
Между службами в храме у паломников остается свободное время. И конечно, если здоровье позволяет, они несут послушание. Что это значит? А то, что в монастыре всегда найдется работа: на кухне, в трапезной, в самом храме. Где-то нужно помочь с уборкой, где-то с приготовлением пищи. И человек верующий относится к подобным обязанностям спокойно, понимая, что это вне стен святого места он может быть человеком при должности, который привык руководить, а здесь такие вещи значения не имеют. Так что приготовьтесь и пол вытирать, и чистить подсвечники. А также спокойно реагировать на вопросы посетителей храма, которые почему-то уверены, что человек, что следит, скажем, за свечами, знает, как правильно молиться, где ставить за здравие-упокой, к какому святому с какой просьбой обращаться, зачем нужны продукты на поминальном столе. Давать консультации не дело выполняющего послушание, а людей, что служат в храме.
Кстати, сами паломники предпочитают не делиться личной информацией: кто где работает, у кого какие проблемы. И любопытство здесь не в почете. После службы в гостинице обсуждаются не какие-то сугубо мирские проблемы, а вещи духовные. Люди рассказывают, в каких святых местах побывали, какие чудотворные иконы видели, как помогает паломникам пребывание в том или ином монастыре. Например, людям, больным раком, рекомендуют съездить в монастырь в Жировичах, где находится нерукотворная икона Божией Матери. К ней обращаются и с другими тяжелыми недугами.
9. Снимать запрещено!
Как объяснили охранники, фотографировать сами здания, расположенные на территории Спасо-Евфросиниевского монастыря, можно. А вот внутри — нет. Таков обычай.
Зачем люди едут в монастыри? Здесь дать однозначный ответ невозможно. У каждого человека свое намерение. Безусловно, практически все паломники, приезжая сюда, спешат поклониться мощам святой Евфросинии. Кому-то она помогает в решении житейских вопросов, кому-то в исцелении болезней. Сами паломники признаются, что необходимо верить искренне, что святая поможет. И тогда вероятны положительные перемены в жизни и здоровье.
Одна из паломниц призналась, что приехала сюда из другой страны, где нарушались ее права. Сейчас она надеется получить разрешение на выезд в Европу, чтобы поселиться там, где демократия не просто красивое слово, а образ жизни. И конечно, она просит святую Евфросинию о заступничестве.
Многие верующие приезжают сюда поклониться Красностокской иконе Божией Матери. Образ щедро увешен цепочками и крестиками, которые оставляют верующие. И как рассказывают паломники, икона действительно помогает тем, кто обращается к Божьей Матери с искренней молитвой. Так, женщина, приехавшая с другого конца Беларуси, поведала о знакомой супружеской паре, которая очень хотела иметь детей. И после молитвы у образа желание действительно исполнилось!
А еще в монастырь приезжают, чтобы обрести покой. Здесь нет (как во многих современных гостиницах) бесплатного Wi-Fi или, скажем, кабельного телевидения. В церковной лавке не продаются светские газеты. Так что можно на время забыть о безработице, кризисах, падении курсов валют и зловредных соседях. И подумать, наконец, о душе.
Что же касается правил пребывания в святом месте, то кому-то они, конечно, могут показаться неприемлемыми. Но, как говорится, в чужой монастырь со своим уставом лезть не стоит.
Здравствуйте. Пожалуйста, помогите мне разобраться. То, что со мной произошло, изменило меня, но мне страшно вспоминать об этом. Даже мимолётное воспоминание приводит в ужас. Я пыталась поделиться с родными… Теперь об этом не упоминаю. Всё началось в прошлом году. Я училась в Пензе, приехала на выходные домой. Когда я вошла в комнату, сразу посмотрела на икону Богородицы, а потом меня сильно потянуло в храм. Я сказала родным, что на следующий день пойду в храм и была крайне удивлена, когда они стали убеждать меня не идти. Они всегда были за то, чтобы мы с сестрой ходили на службу. Я не поддалась, это показалось мне странным, и пошла. Я была удивлена тем, что в этот день была служба перед иконой Богородицы. Но это не единый случай! Я легла спать, видела обычный сон и вдруг картинка меняется: я оказываюсь в храме перед иконой Св. Пантелеймона. Утром я рассказала сон бабушке. Сон оказался вещим. Этот день был днем св. Пантелеймона (возможно, я неправильно выразилась). Потом началось это. Это произошло дома, мы легли спать, я тоже. Уснула, но то, что произошло, было слишком реально. Я оказалась в комнате, где мы спали, где-то между полом и потолком. В комнате было светло и стерильно: не было штор, цветов. А передо мной — они. Они не стояли на полу, а, казалось, были на таком же уровне, как и я. Два существа, имевшие форму человека, но без ног, одежды, лиц. Тени. Я не видела лица, но чувствовала, что они переговариваются, ухмыляются. Меня охватил ужас, который даже описать не могу. Я чувствовала, что волосы у корней встали. Заставляла себя проснуться, но не могла. Один прыгнул на меня, я почувствовала сильный разряд тока в грудь и резко проснулась. Меня трясло, прошиб пот, бегали мурашки, слезы текли ручьём и покалывало в груди. Я не хотела повтора. Словами, скорее от испытанного ужаса, произнесла молитву и закрыла глаза. Опять эта комната и он, уже один. Наверное, прошли секунды, я не успела опомниться и он тоже… Снова разряд, снова неприятное ощущение в груди, слезы.
После этого заметила за собой привычку трясти ногой, начали ломить кости (мне 21 год), чаще стало посещать уныние, отчаяние, лень. Я как будто изменилась.
Потом повторилось снова — я тоже была дома, легли спать. А я как будто сплю и не сплю. Снова слишком реально. Я почувствовала себя снова между полом и потолком, прошла через зал, где спала мама, но я ее (маму) не почувствовала, как будто ее там и не было. Прошла мимо бабушкиной спальни: она там. Я зашла в ванную комнату, там было светло и… меня снова охватил тот ужас, снова попытки проснуться, молитвы от ужаса, которые как мне казалось были не искренни. И моя рука, которая против моей воли хлопала это существо не дотрагиваясь до него. Оно было маленьким черным клубочком, без лица, частей тела, но я чувствовала, и внутренне видела, что оно улыбалось. Какая то льстивая улыбка. Я чувствовала исходившую от него ненависть. Похоже хлопки ему надоели, я чувствовала, что злость его растет и он готовится прыгнуть. Меня захлестнуло отчаяние. Он прыгнул, я проснулась от сильного разряда в лицо, словно током ударило. Лицо покалывало, пот и слезы градом. Истерика. После этого отчаяние похоже стало моим спутником, стали посещать и мысли об убийстве родного человека, священника, о самоубийстве. Когда я бывала дома, прятала ножи от самой себя, я чувствовала, что схожу с ума. Я люблю свою семью и не хочу причинять им боли. Но тогда я боялась саму себя. И знала, что надо что-то делать, мне нужна была помощь. Кончать с собой мне мешало чувство запрета, что мне нельзя это делать, получу по заслугам. Я стала воровкой, лгуньей и обленилась вконец, знала только, что спать и есть, и кости к тому же ломили, места ногам не находила. Пошла в храм. Стала подходить к нему, что-то мешает, не дает пройти, словно отталкивает. Дорога к храму вела через небольшое кладбище. Я посмотрела на могилку. И поняла, что в ней только тело, мясо. А раньше побаивалась мертвецов. Поняла, что это как бабочка освобождается, оставляя свой кокон на земле и улетая, так и душа, оставляя тело, устремляется в положенное ей место. Я перекрестилась, «Господи помилуй» и смогла пройти дальше к храму, преграды больше не было. В храме не могла спокойно стоять: левое плечо словно кто тисками сцепил, как будто кость выворачивают. Не выдержала вышла из храма. Плечо как будто и не болело. Зашла в избушку, купила свечку и вернулась в храм. Плечо опять схватило. Прошла, поставила свечки, и поставила свечку Прс. Матроне со словами «Ты знаешь, чем помочь, помоги…» После службы собралась домой. Я хотела доехать на автобусе, у меня было 50 руб. Стала спускаться на остановку, стоит человек с протянутой рукой. Меня потянуло отдать эти деньги ему, но я прошла мимо. Это желание стало сильнее, «они ему нужнее». Я вернулась, положила денежку ему в руку, а сама пошла пешком. Я до дома дошла налегке, ноги как будто и не болели. Чувствовала, что это Матронушка мне помогла. Пришла и легла, голова все к подушке клонилась, но я не хотела спать. Только прикрыла глаза и сразу их открыла… В голове громко прозвучал голос женский, очень приятный, добрый. Он произнес только одну фразу о помощи, что-то типа «чем еще помочь» или что-то другое, я в своем тогдашнем состоянии уловила слово»помочь». Я хотела написать о своих переживаниях на бумаге, только начну и чувствую, что нельзя. Порвала.
После я еще в два храма сходила. Я хотела знать, что мне делать, нужна была помощь опытного человека. Хотела сходить к психологу, она еще директор воскресной школы при храме, может поможет. Не получилось, то я откладывала, то ее не было. Пошла в храм, там в ячейке стояли книжечки для продажи. Зрение у меня плохое, название читать не стала, потянулась за одной. «Православная исповедь». Я чувствовала, что это ответ на мой вопрос о том, что мне делать. Приехала домой, сходила в храм, исповедалась, но не причастилась. Я забыла многие свои грехи, но те, что терзали душу, исповедовала. Мне было плохо за то, что меня не наказали за мои грехи. А они тяжкие: надо было пальцы отрубать за мое воровство, язык отрезать за мою ложь и обман, за осквернение иконы, за блудодейство, за блудные мысли, за желание смерти родному человеку, священнослужителю, за попойки по вечерам. Прости, Господи, и помилуй.
После исповеди стало немного полегче, уехала на учебу. Перед зачетом увидела во сне тетрадь свою с зачетной работой. На ней ярко красными буквами было написано: «…(начало не помню) По благословению Господа Иисуса Христа зачтено». Когда я пришла в институт, работа была зачтена. Перед устным зачетом перекрестилась со словами «Господи, благослови!» и… получила зачет (когда на очном отделении этот преподаватель мне экзамен не поставила). Она задала вопрос, который я знала, а второй вопрос даже не спросила. Для меня это было чудо.
Это произошло тоже дома. Легли спать. И снова это чувство: я между полом и потолком в нашей бане. Передо мной, боком (я находилась по левую сторону от нее) на коленях стояла женщина и молилась о своем сыне. Было ощущение, что она обращалась ко мне, хоть и стояла, как я заметила, лицом на запад. Я с ухмылкой сказала ей, что Бог милостив. В этот момент открылась печная дверца, скользнул яркий луч света. Послышался мужской голос: «Дух Святый отошел». Женщина сразу исчезла, стало очень темно. Я теперь стояла лицом к двери. Я чувствовала, как сгущается мрак, его можно было пощупать. В нем что-то копошилось, послышались противные голоса «Потяни меня за нос…» И раздался мужской голос, он сказал: «Уходи отсюда, сам сатана здесь». Я оказалась на улице, между нашим домом и баней. Не было времени года, все было серым, без листьев. Я ощутила сильное одиночество, как будто я совершенно одна. Я заставила себя проснуться. Помолилась и снова уснула. И снова в бане, но меня окружал свет, остальная часть бани была во мраке.
А на краю, где кончается свет и начинается мрак, сидит оно, как и в прошлый раз, на зеркале и ухмыляется, даже ластится ко мне. Но ужас заставил молиться и усердно. Я просила помощи. И вдруг ощутила в руках маленькую баночку с освященным маслом, я обмочила в нем пальцы и во Имя Отца и Сына и Святого Духа перекрестила это существо. Оно отлетело в сторону и со злобой уставилось на меня, а свет, окружавший меня, распространился, охватывая радиус побольше. Я в ужасе начала крестить себе руки, ноги. Я ощущала на пальцах это масло, потом почувствовала, что оно пересохло и проснулась. Было страшно от непонимания того, что это за встречи и благодарность за великую милость Бога, что помог мне.
Кости не переставали болеть, уныние, отчаяние не проходили. Я заметила, что серединки моих ладоней стали пульсировать. В ладони стало отдавать теплом, когда я не прикасаясь водила ими над кем-то (я проверила на сестре, на небольшом расстоянии от нее я водила рукой и чувствовала исходящее от нее тепло) и холодом, когда над столом или другим предметом. В руках скапливалась энергия и было ощущение, что поверь действительно в то, что я сдвину кружку, так и было бы. Вокруг тела стала видеть что-то похожее на прозрачное, но плотнее воздуха, серебристое что-то. Оно выделялось и повторяло контуры тела. Сначала меня это испугало, потом свыклась, да и видела я его не всегда. Я начала читать Библию. Поняла, что я очень мало знаю, появилось стремление к знанию, но не ВУЗ-овскому, а к тому, которое рассказывает о душе, религии. Родные заметили, что со мной происходит что-то не то. Попытки рассказать об этом, заканчивались для меня плачевно. Но почему? Ведь это не сон, не вымысел, я все чувствовала физически, реально!
Потом перестала им рассказывать об этом, видела, что они начинают злиться. «Не молишься, вот и лезет в башку всякое!»
Я решила стать лучше, не делать глупостей. Но без посещения храма срывалась. Я устала от этих кошмаров, не могла избавиться от страха перед случившимся. Любое место, где я «их» видела (комната, ванная комната, баня) вызывает неприятное воспоминание. А в баню я вообще стала бояться ходить.
Уже в Пензе, вдали от дома, в общежитии, где я жила, это произошло снова, но другое. Я поменяла местами подушки и легла спать. Я оказалась в этой самой комнате, где спала между полом и потолком, между столом и кроватью. А напротив, на другой стороне стола было Оно. Это было светящееся существо. Я настолько была напугана прошлым опытом, что не заметила одной детали: меня не окутывал ужас, не было страшно и холодно. Было только тепло и приятный покой. Я швырнула в Него попавшейся стопкой журналов. Но Оно улыбалось. От Него исходила искренняя любовь (хотела бы я также любить, как Оно). Я не видела Его тела, конечностей. Оно светилось и казалось бесформенным. И все же я видела, что Оно улыбается. Оно стало подходить ближе, я отступала в сторону. Перекрестила Его, но почувствовала вибрацию и мою руку отбросило в сторону, перекрестила снова — опять отбросило. Оно подошло совсем близко, и я увидела, как из меня вышло три темных существа, похожих по форме на шарики. А Светлое существо мягко слилось со мной, и я резко проснулась. Кости не болели, в ладонях перестало пульсировать, на душе невыразимый покой и сладкая тишина.
Сейчас, я чувствую, что этот мир угнетает меня своими «порядками»: дискотеки, курево, алкоголизм, разврат, стремление к власти, карьере, деньгам, брань — все это стало чуждым для меня. Мое прошлое — как эпизод из жизни другого человека. Я учусь на факультете русского языка и литературы — но эта литература претит мне, мне стала ближе духовная литература. Я стала чувствовать, что мой дом там, где воспитывают смирение, там, где можешь послужить Тому, Кого любишь. Среди вас мой дом, а не здесь. И я тоскую по нему. И хочу пойти в монастырь, так как там мой дом. И я чувствую это. Это мой путь и внутренне я отдаляюсь от современного общества. Мне стало тяжело жить в миру. Я не хочу ничего, что из этого мира: ни карьеры, ни власти, ни замужества, хотя я очень люблю детей. Я уйду в монастырь, хотя родные против. Но сначала отдам долги (мама с бабушкой воспитали меня, не хочется быть не благодарной). Пожалуйста, помогите мне понять, что произошло и может вы знаете женские монастыри в лесу или глубинке, где немного людей. Заранее спасибо. Прошу ваших молитв.
Кристина
г.Никольск
Россия
Православная
Дата — Tuesday, 22 Sep 2009, 03:58:07
<< Часть 1 << Часть 2 << Часть 3 << Часть 4 << Часть 5 << Часть 6 << Часть 7 << Часть 8
О вступлении в монашество
Авва Дорофей и прп. Досифей
Хотя вступление в монашество – дело благое и богоугодное, но старцы и опытные духовники далеко не всех благословляли и советовали поступать в него. В житиях и в воспоминаниях о них очень часто встречаются случаи, когда старцы не благословляли идти в монашество, предвидя духовными очами будущие падения и катастрофы, которые могут быть с людьми слабыми и немощными. Таким они советовали смиренно жить в миру, чем, вступив в монашество, нарушать обеты и порочить нерадивым житием идеалы монашеской жизни.
Так, святитель Феофан Затворник писал одной из своих знакомых: «И Вы в монастырь. Вам теперь нет дороги туда. Дома устрояйте монастырь. Вам это очень можно. Ведь и супруг ваш с монашескими задатками…», а о. Иоанн (Крестьянкин) также советовал одному из чад своих: «Не связывайте себя обетами, которые ни Вам сейчас, ни другим не принесут предполагаемой пользы».
Помнится один характерный случай, который произошел на нашей памяти: одна известная раба Божия приехала к нам в Печорский монастырь на прием к о. Иоанну выпрашивать благословения на монашеский постриг. Препятствий к постригу никаких не было, и все складывалось более чем благополучно. Еще до приезда к батюшке она уже заручилась благословением лаврских старцев и, поскольку была лично знакома со Святейшим Патриархом, то взяла благословение на постриг у Его Святейшества. Но о. Иоанн категорически не советовал ей принимать монашество, а оставаться в том чине, в котором она пребывала доселе. А она была директором известного учебного заведения. К сожалению, эта уважаемая всеми женщина не послушала о. Иоанна, посчитав, что старец не понял искренности ее намерений, и для подтверждения своей правоты она отправилась на остров Залит к старенькому о. Николаю Гурьянову. К радости будущей монахини, о. Николай ее благословляет на монашество. Остаются одни формальности, и подготовка к постригу движется полным ходом. Вот уже назначили и день пострига, который должен был совершить по благословению Святейшего архиепископ Истринский Арсений. И все бы хорошо, да только новопостригаемая раба Божия вдруг заявляет: «Я буду постригаться только в том случае, если, во-первых, меня будет постригать сам Святейший Патриарх и, во-вторых, если меня в постриге назовут в честь святой Марии Магдалины». Тут всем стало ясно, что постригаемая совершенно не готова к монашеству, и постриг отменили.
А некоторым, напротив, старцы советовали идти в монастырь, прозревая их монашеское предназначение. Так, митрополит Вениамин (Федченков) вспоминает о том, как он искал ответа на вопрос о поступлении в монашество и за разрешением такого трудного дела ездил к разным старцам. Один из них (о. Никита Валаамский) прямо сказал будущему владыке, что на его поступление в монашество есть воля Божия. Или вот еще случай из жизни преп. Симеона Псково-Печерского: «Жил я в дому своего отца в деревне Псковской губернии. В семилетнем возрасте я помню, как в дом отца моего приезжал, бывало, отец Корнилий, монах Крыпецкого монастыря. Иногда и ночевал у нас и ложился спать всегда со мною и, бывало, говорил мне: «Будешь ты монахом, будешь старец великий”». Но, надо отметить, что на такие откровения были способны единицы, те, которые были награждены от Бога даром прозорливости и врачевания душ людских. Кстати, и упоминаемый выше отец Корнилий Крыпецкий был одним из таких старцев. Он причислен к лику святых РПЦ в 2005 году.
Но все-таки перед вступлением в монашество необходимо хорошо себя проверить. Свт. Василий Великий советует проверять всех приходящих к монашеству: «Должно вводить их в приличные упражнения, долговременностью и трудными подвигами испытывая их суждение, чтобы безопасно допустить их, если найдем в них некоторую твердость, а в противном случае отослать от себя, пока еще не приняты».
Отец Иоанн (Крестьянкин) советует не спешить с поступлением в монастырь. Он рекомендует присмотреться к обители, пожить в ней, испытать себя, проверить твердость своего произволения: «Желание твое благое, но с осуществлением спешить не надо. Приезжай сначала в отпуск в монастырь и поживи в нем паломником, не нарушая ничего пока дома и на работе своей. Поживешь в монастыре и посмотришь на монашескую жизнь наяву, а не на книжную», – пишет он в одном письме. Или в другом письме: «Качественность твоего желания нетрудно проверить. Возьми благословение у священника, которому исповедуешься, и у родителей своих и поезжай на Соловки в качестве трудника. Поработай, присмотрись к себе и к монастырскому укладу жизни».
Такое же мнение мы можем прочитать и в письмах преп. Макария Оптинского: «Родители твои с болезнию сердца пишут ко мне, что ты просила у них дозволения отпустить тебя в монастырь. Похвально твое чувство. Однако ж скоро не спеши, испытай своего сердца чувства, готово ли оно к призванию сему. «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет” (Мф. 16: 24 ). Надобно отвергнуть свою волю и разум и покорить другим, могущим тебя вести спасенным путем». Старцы знали по опыту, что далеко не все желающие смогут понести тяжелый крест монашеской жизни и советовали некоторым с монашеством повременить; и только тогда, когда видели непреклонное желание ищущего и узнавали волю Божию об этом человеке, то, уже не сомневаясь, благословляли на монашество.
Старец Паисий Святогорец рекомендует всем ищущим монашества завести дневник и записывать туда все впечатления от пребывания в разных монастырях, чтобы можно было выбрать лучший: монастырей много, и выбор их достаточно большой, и когда просмотришь записи, то станет видно, где более всего было хорошо, чтобы потом не смущаться, что не туда попал: «Начиная с Божией помощью монашескую жизнь и оставив свою земную родину, будь осторожен, чтобы случайно не увлечься первым же монастырем, который встретится на твоем пути, и сразу же не поступить в него. Прежде всего, узнай, какие монастыри более духовные, войди в общение с духовными старцами и посоветуйся. Затем отметь для себя две-три более духовные обители и поживи в них сначала просто как паломник, записывая свои впечатления от каждой из них. Потом выясни, какая из всех этих обителей имеет лучшие духовные условия, и уже после этого поступай в монастырь».
Ответственность перед вступлением в монашество подчеркивалась всеми святыми отцами и современными духовниками. Так, о. Иоанн говорил: «Выбор должно делать не в парении духа и отдавая себе отчет, к какому кресту протягиваешь руки».
А старец Паисий Святогорец советовал: «Итак, когда придет благословенный час уходить из мира в монастырь, сначала проверь себя, цело ли твое сердце и принадлежит ли оно полностью тебе, или, может быть, кто-то взял частицу твоего сердца себе. Не дерзни, брат, уйти в монастырь, прежде чем не овладеешь своим сердцем полностью, потому что иначе потерпишь неудачу». Когда святые отцы говорят о «целости сердца», это значит, что они говорят о том, что, идя в монастырь нельзя двоедушничать. Нельзя ставить пред собой иные задачи, кроме покаяния и богоугождения, иначе в духовной жизни человека с раздвоенным сердцем будет полный провал. Ни похвала людская, ни какие-то выгоды, ни неудачи мирской жизни, ни алкоголизм, ни наркомания, ни другая какая страсть – ничто не должно делать монашество палочкой выручалочкой. «Неужели вы думаете, что в монастырь ее влечет черная ряса и ограда монастыря? Нет! Стало быть, есть что-то другое, влекущее ее к себе. Любовь Божия и глас Его, внутренно зовущий: «Возмите иго Мое на себе, иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть!” (Мф. 11: 29–30)». Кроме любви к Богу и совершенной жизни в Боге иного стимула принимать монашество не должно быть. Святитель Феофан говорит: «Только, идя в монастырь, полагай с сердцем завет: всю душу свою единому Господу предать, все земные желания и надежды отбросивши».
Ошибается тот, кто ищет в монашестве успокоения. Об этом часто предупреждали старцы неразумных искателей иноческого образа: «Вы ищете покоя и утешения и для этой цели собрались идти в монастырь. А я вот напомню завещание печальника земли русской преп. отца нашего Сергия: «Уготовайте души свои не на покой и беспечалие, но на многие скорби и лишения”. А потому уверяю вас: Ваши нынешние трудности, по сравнению с монастырскими, покажутся вам ничтожными». Амвросий Оптинский часто приговаривал: «Если в миру скорбей воз, то в монастыре их целый обоз»; а его духовный учитель преп. Макарий Оптинский вот как говорил по этому вопросу: «Когда же угодно Господу кого позвать к монашеской жизни и устоять там, то там откроются и брани гораздо более, нежели в мире пребывающим».
Что такое призвание Божие? Святитель Феофан разрешает этот вопрос таким образом: «Если, несмотря на предложения и подходящего жениха, желание не вязать себя замужеством остается в силе преобладающей, то ей надо поступить по указанию апостола и сотворить лучшее сие. Ее желание явный имеет признак призвания Божия». Постоянное и преобладающее над другими желание совершенной жизни во Христе, когда в течение долгого времени свободный и независимый человек добровольно и сознательно влечется к такой жизни, когда ему не мило в жизни сей ничего, кроме пребывания со Христом, – это явный признак Божиего призывания. Вот что говорит по этому поводу преп. Макарий Оптинский: «Стремление твое к оставлению мира и вступлению в обитель иноков, конечно, есть призвание Божие, тем паче что оное постоянно в тебе возрастает». А о. Иоанн (Крестьянкин) добавляет, что желание монашества настолько сильно в человеке, что «при желании монашества помысл о женитьбе не возникает».
Монашество есть и должно рассматриваться как особое церковное призвание. И как особое Божие призвание оно реализуется на протяжении длительного времени – начинается с первой мысли о монастыре и заканчивается последним вздохом подвижника в этой жизни. И момент, когда воля Божия проявляется со всей очевидностью, например в момент пострига и произнесения обетов безбрачной жизни, есть не начало пути, а завершение некоего этапа, в котором призванный к иночеству осознает призвание Божие как свое собственное решение, требующее непременного исполнения.
Если же человек колеблется, что ему избрать, и не знает, как определиться, по какому пути ему пойти, то такому необходимо много молиться и искать воли Божией через святых людей и духовников, прося их молитв. Кроме того, есть испытанное средство – многолетний монастырский искус. Только убедившись путем долгого пребывания в монастыре, что решение о монашестве не случайно, не ослабевает от времени и является глубоко осознанной необходимостью, тогда можно просить пострига. Но все равно выбор монашеского пути зависит от самого человека.
Отец Иоанн (Крестьянкин) говорит: «Загляни в себя!.. (Есть ли в самом тебе монашеское устроение? Или только мечты о монашестве и никаких дел.) Возраст твой таков, что уже пора делать выбор жизненной стези. Но делать это должна ты сама – продуманно и ответственно, да еще с учетом возможностей своих». Однако опрометью бросаться в монашество никак нельзя, думая: «А! будь, что будет!». Из безрассудного поступка ничего не выйдет. «Выбор должно делать не в парении духа и отдавая себе отчет, к какому кресту протягиваешь руки». И еще в другом месте о. Иоанн (Крестьянкин) предупреждает, что для монашества надобно созреть: «Повзрослеешь и сама сознательно сделаешь выбор и пойдешь на посильный подвиг, а спасаются и в миру, и в монастыре, но и погибель не дремлет и там и тут».
Кроме того, обязательным условием и святитель Феофан Затворник, и о. Иоанн (Крестьянкин) считают при выборе жизненного пути родительское благословение: «На монашескую и на семейную жизнь благословение родительское надо иметь. Поэтому молись о своих близких, чтобы Господь умудрил их». И еще: «Родительское благословение созидает дома детей. Таков дар дан родителям от Бога. А потому ни замуж, ни в монастырь идти без благословения мамы Вам нельзя. Но прежде чем брать благословение у нее, надо все хорошо продумать». А святитель Феофан говорит так: «Родительское благословение надо вымолить, чтобы оно сопутствовало тебе».
Монашество есть образ терпения, смирения и послушания, отсечения своей воли, воздержания и целомудрия, чистоты и святости. И, в общем, монашество есть подражание Христу, Который послушлив быв, смирил Себя даже до смерти, смерти же крестной. Всякий идущий в монашество, обрекает себя на скорби и страдания, за которыми следует радость во Христе. Но некоторые не понимают этого и ищут монашества из других побуждений. «Иногда случается, что некоторые… принимают мантию, даже и добиваются оной из тщеславия и честолюбия, а мантия есть образ смирения, и если без сего последнего ее носим, то она бывает уже не полезным бременем и не благим игом, но сопротивным». И далее преп. Макарий поясняет: «Одно принятие образа (монашеского) нимало не поможет без дел, приличных оному: самоотвержения, смирения, терпения, любви и прочее. Не одни только правила от нас требуются, а исправление жизни». Посему всякий вступающий в монашество должен помнить: «Желаешь монашества? Оно состоит не в одежде, но в смирении, терпении, любви и прочее. Имей его в сердце твоем, никто от тебя его не отнимет; а будет воля Божия, и оное внешнее получишь».
Учение о внутреннем монашестве можно встретить у многих отцов и подвижников благочестия, которые придавали ему огромное значение, гораздо большее, чем внешнее монашество. Одно лишь внешнее монашество святыми отцами осуждается и обличается. Монах без внутреннего наполнения монашеского духа есть лишь «черная головешка», как говорил преп. Серафим Саровский.
Об оставлении монашества
В письме к одной монахине о. Иоанн (Крестьянкин) совершенно четко и ясно говорит, что «монах, изменивший своим обетам, вменяется в самоубийцу и даже лишается христианского погребения». А в другом письме к некоему о. Максиму указывает: «Монах, и тем более иеромонах, жениться не может. И кем она становится с тобой? Блудницей, жертвой ада. Ты же по канонам, если не прекратишь своих беззаконных отношений и не успеешь покаяться в этих своих деяниях и умрешь, то вменяешься в самоубийцу и лишаешься православного погребения». И это далеко не единичное мнение о. Иоанна, потому что оно находит подтверждение в Предании.
В своем отношении к оставлению монашеского образа святые отцы выражают полное и абсолютное единогласие. Вот мнения древних отцов Иоанна Златоуста и Василия Великого.
Святитель Иоанн Златоуст сравнивает монаха, изменившего своим обетам, с воином из царского войска, который трусливо убегает с поля боя. Такое поведение называется дезертирством и подлежит наказанию. Святитель уподобляет монашество духовному браку, который заключает душа человека с Богом. И делает вывод, что если в обществе человеческом супружеская измена называется прелюбодеянием, то тем более измена Богу. И она должна наказываться строже, так как Бог гораздо выше человеков. И добавляет, что если по закону мирского супружества жена не властна своим телом, но муж, и наоборот, то тем более монах уже не властен своим телом, но Бог.
Святитель Василий Великий в отношении монашества приводит такую аналогию. Он говорит, что монах должен соблюдать себя для Бога как священное приношение: «Посему, не дав еще обета строгой жизни, можно желающему, согласно с дозволением и законом, вступать в житейские связи, предаваться брачному союзу. Но кто произнес уже свой обет, тому надобно соблюдать себя для Бога как одно из священных приношений, чтобы тело, посвященное Богу обетом, осквернив опять служением обыкновенной жизни, не подпало суду за святотатство».
Святитель Великий Василий в отношении монашеских обетов рассуждает таким образом. Если человек не произнес еще публичных обетов пред Богом и людьми, то он волен поступать как хочет: или заводить семью, или жить свободным. Вины никакой здесь нет, так как он публично не посвящал себя Богу. Но если человек добровольно произносит обеты и обрекает себя (свое тело и душу) на служение Богу, тут уже возникает ответственность. И не просто уголовная, когда нарушают законы и обязательства общественной жизни, и не просто пред государством, когда попирают его законы, а ответственность более высокая, потому что Бог занимает высшее место.
Святитель Василий приравнивает оставление монашества греху, который сделали Анания и Сапфира: «Будем внимать себе, чтобы, поступая в чем-нибудь недостойно обета, не подпасть одному суду с Ананиею». В самом деле, что же такого сделал Анания и Сапфира, что Господь их так покарал публично и беспощадно? «Анании в начале можно было бы не обещать имения своего Богу. Но поелику, имея в виду славу человеческую, в обете посвятил уже свое имение Богу, чтобы удивить людей щедростию, а цену утаил, то возбудил на себя такой гнев Господень (служителем же его был Петр), что не обрел даже двери покаяния».
Святитель Василий называет оставивших монашество святотатцами, так как они украли то, что им уже не принадлежит: «Посвятивший себя Богу и потом бежавший к другому роду жизни стал святотатцем, потому что сам себя похитил и присвоил себе Божие приношение».
К сожалению, падения в среде монашествующих встречались всегда, и в этом нет ничего удивительного, ведь «наша брань не против плоти и крови, но против начальств и князей мира сего – духов злобы поднебесной» (Еф. 6: 12). Преподобный Макарий Великий объясняет, почему даже у великих подвижников бывали сокрушительные падения. Искоренить в себе грех есть непосильная задача для человека, утверждает преподобный, потому что если бы это дано было человеку здесь на земле, то не нужно было бы приходить Сыну Божию. Ибо спасает человека не собственное его дело, но только Бог, который может даровать силу.
Чаще всего бывает так, что человек долго подвизался и даже вкусил обильно благодати, но сердце такого человека остается нечисто, а он этого не замечает или не верит сему, потому что не видит и не чувствует глубину коренящихся внутри себя страстей. Поэтому начинает доверять себе как очищенному и совершенному. «Потому и падали падавшие, ибо они не верили, что с благодатью пребывает в них дым греха». Святой Макарий говорит о тех подвижниках, которые при сильном действии благодати уже начинали думать, что более не подвержены похоти. Вот тут-то и подвергались они сильнейшим нападениям, которых они не ожидали, и в мгновение ока из состояния бесстрастия оказывались на краю погибели. И если бы не милость Божия, то никто бы из них не остался в живых. Незаметно враг начинал всевать помыслы гордыни в сердца подвижников, чтобы, поверив им, лишились они покрова Божия.
Хитрость врага такова, что он на длительное время может отойти от человека, чтобы усыпить его бдительность, но уходит враг не навсегда, а отступает на время, выжидает случая, чтобы напасть и погубить подвижника. Бывали случаи среди монахов, повествует преподобный Макарий, что после многих подвигов и трудов они в продолжение многих лет удостаивались вкусить бесстрастия, но злобный враг внезапно делал такие сильнейшие нападения на них, что приводил последних в ужас. «Посему никто из благоразумных людей не смеет сказать: так как благодать со мною, то я уже свободен от греха. Ибо в одном и том же уме действуют два духа, то есть благодать и похоть». И преподобный Макарий Великий предупреждает: «Человек должен содействовать благодати, иначе она останется бесплодною в нем или совсем удалиться».
Собрание творений святителя Иоанна Златоуста начинается с послания к монаху Феодору, который впал в плотской грех и после сего пришел в отчаяние. Тогда святитель Иоанн пишет ему послание, где увещевает его не отчаиваться, а найти в себе силы восстать и заново начать подвизаться, чтобы разрушить силу диавола. Святитель внушает ему прибегнуть к милосердию Божию, не сомневаясь, что Бог может простить этот грех; напротив, уверяет святой, Бог ждет покаяния от человека и исправления его жизни.
Феодор, к которому относятся предлагаемые увещания, написанные около 369 года по Р.Х., был сверстником и другом святителя Иоанна Златоуста и вместе с ним в юности посвятил себя подвигам отшельнической жизни, но вскоре оставил их для удовольствий мира сего. Святитель Иоанн не жалеет для дела спасения ближнего ни времени, ни усилий. Он в своих увещаниях призывает его к раскаянию изображением гибельности состояния грешников, кратковременности и тщетности настоящих благ, изложением грозных и утешительных истин христианской веры и другими убеждениями, которые подействовали на падшего Феодора так, что он возвратился в общество отшельников и впоследствии был возведен в сан епископа Мопсуэтского. С помощью Божией святитель Иоанн Златоуст достигает желаемого – спасает душу грешника от вечной погибели.
Это послание можно адресовать всякому монаху, потерпевшему крушение. Описанный святителем случай можно назвать классическим примером падений иночествующих, они случаются и в наше время. Поэтому увещания Иоанна Златоуста адресованы ко всем падшим монахам, и их стоит конспективно здесь привести.
Бог сильнее диавола и силен восстановить падшего, лишь бы тот этого сам восхотел.
В отчаяние ввергает не множество грехов, а нечестие души пред Богом.
Диавол отчаянием и беспечностью накладывает на душу оковы, но душа мужественная и доблественная разбивает эти оковы диавольские и воспаряет к Богу надеждою.
Надежда на Бога – вот священный якорь, спущенный для нас с Неба. За него будем держаться и не унывать и мало-помалу восходить к Богу.
Надежда на Бога – легкое бремя Христово, а отчаяние – тяжелый жернов осельский на шее того, кто поверил неприятелю, которым тот увлекает всех на дно адово.
Смерть душевная вызывает большее сожаление, чем смерть телесная, так как слезами невозможно воскресить тела, сколько бы их ни пролили, но душу возродить всегда возможно, только не будем отчаиваться, не будем отказываться от возвращения на путь покаяния и исправления.
Лукавый всевает помысл отчаяния для того, чтобы падшие не хотели бы уже сопротивляться ему, то есть чтобы сдались и отказались от борьбы с ним, а следовательно, не могли бы низринуть его.
Гнев Божий бесстрастен и делает все по человеколюбию и для исправления, а не со злобой и мщением.
Бог никогда не отвергает истинного раскаяния. Пример Ахава: за одно умиление и сокрушение на одре он был помилован Богом: «Сего ради не наведу зла во днех его за то, что он плакал пред лицом Моим» (3 Пар. 21: 29). Затем указывает на пример нечестивого царя Манассии, который также покаялся пред Богом и был прощен.
Покаяние ценится не по продолжительности времени, а по душевному расположению. Пример тому – Ниневия и благоразумный разбойник.
Тяжко не само падение, а то состояние, чтобы падши лежать и не вставать. И если так настроим свою совесть на покаяние, что возненавидим прежде порочную свою жизнь и изберем противоположный путь с такою силой, какой хочет Господь, то от времени ничего не потеряем.
Помыслы отчаяния прикрывают слабость воли кающегося.
Имея такие примеры, как покаяние блудного сына, не станем коснеть в пороках и откладывать обращение, но скажем и мы: «Иду ко Отцу моему», – и приблизимся к Богу.
Господь создал нас быть участниками вечных благ, а геенна огненная приготовлена не для грешников, а для диавола и ангелов его.
Святитель рассказывает Феодору об известном ему монахе Фениксе, сыне некоего Урвана, который в юности избрал подвижническое житие, но потом пал и вернулся к жизни в миру со всеми его пороками и страстями. И как молитвами и стараниями святых подвижников-монахов он покаялся и стал еще более ревностным иноком. Далее приводит пример Иоанна Богослова, как тот возвратил к покаянию своего ученика, ставшего разбойником. И пример апостола Павла, принявшего Онисима в свои объятия через покаяние.
Корнем и матерью отчаяния святитель Иоанн Златоуст называет беспечность: «Кто не предается беспечности, тот не впадает в отчаяние». И в конце увещевает Феодора: «Обо всем этом размыслив, стряхни с себя пыль, встань с земли, и ты будешь страшен противнику. Он поверг тебя, думая, что ты уже не встанешь, а когда увидит тебя с поднятыми на него руками, то, пораженный неожиданностью, потеряет охоту опять бороться с тобой, а ты сам будешь впредь безопаснее от получения подобной раны. Только не отчаивайся, не падай духом, это я не перестану повторять тебе при всякой беседе, где бы тебя ни увидел и через других».
Беседа с архимандритом Адрианом (Кирсановым) о монашестве
В удобное для батюшки время я пришел к о. Адриану и задал ему несколько вопросов, касающихся монашеской жизни.
– Батюшка, скажите, пожалуйста, сколько вы человек сами постригли?
– Я постриг 30 человек, в большинстве своем это были женщины за 40 лет, которые хотели принять постриг и вступить в монашество, но поскольку раньше монастырей было очень мало, то постригать приходилось мне, а жить они оставались в миру. Но я оставался их духовником.
– А как осуществлялся такой постриг?
– Конечно, сначала они обращались в письменной форме к правящему архиерею с прошением, где указывали обстоятельства своей жизни и почему хотят вступить в монашество, и упоминали, кто является их духовником, потому что требовалось согласие духовника. Иногда ко мне присылали этих женщин с просьбой постричь. Так, даже Святейший Патриарх Пимен, помнится, ко мне прислал трех женщин для пострига. Потом они уехали. А многие оставались жить при Псково-Печерском монастыре, и здесь осуществлялось их духовное руководство. Последней из тех, кого я постриг, была монахиня Наталия.
– Кто-нибудь из этих монахинь возвращался затем в мир?
– Нет, таких случаев ни разу не было.
– А из ваших духовных чад – монахов кто-нибудь уходил в мир?
– Да такой был один иеромонах N: он ушел и женился. А монаха D выгнали за плохое поведение, но он не женился. Ныне он уже убиенный… Да еще раньше ушел монах Р., но он почему-то не пишет и не приезжает; говорят, что его где-то рукоположили и он теперь служит где-то на приходе. Были, конечно, и другие случаи, но не с моими духовными детьми.
– Батюшка, что бы вы хотели сказать тем монахам, которые ушли в мир?
– Монаху нельзя жить в миру, потому что там правит балом князь мира сего – диавол, который хочет всеми силами погубить монаха. Такому монаху обязательно надо возвращаться в монастырь для покаяния, тогда он может еще спастись; если же он останется в миру, да еще будет и женатым, то может погибнуть. Потому что монах, ушедший в мир, называется самоубийцей и приравнивается к самоубийце. Такому не будет уже оправдания. И поэтому над ним даже не совершается отпевание.
– Что бы вы сказали тем, кто только вступает на эту трудную стезю – монашество?
– Как мне ответил в письме архимандрит Софроний (Сахаров), когда я его спрашивал об уходе из монастыря. Он мне сказал вот что: «Нет, дорогой отец Адриан, с креста не сходят, с креста снимают, поэтому терпи до конца».