Мы живем в золотую эпоху многозадачности. Благодаря технологиям мы можем отправлять электронные письма в дороге, писать смски любимому человеку на работе и играть в Candy Crush на занятиях. Мы можем общаться с кем-то и в то же время пролистывать Twitter; читать статью и заносить данные в таблицу.
К сожалению, сегодня мультитаскинг – не навык, которому следует обучаться, а скорее барьер, которого следует избегать. Согласно недавнему исследованию, мультитаскинг серьезно сказывается на наших мозговых клетках и способствует ухудшению памяти.
И хотя многозадачности сегодня просто невозможно избежать, можно научиться контролировать его и не причинять вред мозгу. Вот как это сделать:
Содержание
- Помните, вы не такой хороший мультитаскер, как вам кажется
- Фокусируйтесь короткими рывками
- Выключите уведомления
- Проверяйте почтовый ящик раз в час
- Закройте вкладки в браузере
- Практикуйте осознанность
- Как человеческий мозг реагирует на многозадачность?
- Как я построил свой рабочий процесс, который базируется на поочередном выполнении задач
- Больше – не значит лучше
- Однозадачность дает лучшие результаты
- Как стать «однозадачником»?
Помните, вы не такой хороший мультитаскер, как вам кажется
Мультитаскинг причиняет вашему мозгу вред в долгосрочной перспективе, в то же время, он сбивает вас с толку в краткосрочной. «Когда человек выполняет две вещи одновременно, всегда наблюдаются какие-то помехи», – утверждает Гордон Логан, профессор психологии в Университете Вандербильта.
И хотя многие утверждают, что они отлично справляются с несколькими задачами одновременно, существует лишь 1% так называемых супермультитаскеров, чье качество работы от этого не страдает.
Фото: Brainscape
«Многие переоценивают свои способности выполнять несколько задач одновременно. 50% людей считают, что они отличные мультитаскеры, но лишь 1% действительно таковыми являются; остальные же 49% только вредят себе», – утверждает Майкл К. Гарднер, профессор образовательной психологии в Университете Юты.
Фокусируйтесь короткими рывками
Фокусироваться только на одном занятии очень трудно, поскольку мы настолько привыкли переходить из одной вкладки в другую, что стали одержимы этим. Однако если вы обучите мозг концентрироваться на одной задаче определенный промежуток времени, вы сможете побороть желание переходить по разным ссылкам.
Гарднер советует уделять каждому заданию как минимум 15 минут, прежде чем переключать свое внимание.
Выключите уведомления
Мы слишком часто отвлекаемся. Мы работаем над задачей, потом нам приходит уведомление о новом имейле и мы сразу бежим его читать.
В реальности же большинство этих отвлечений могут подождать. «Дело в том, что время от времени нам приходит по-настоящему срочное сообщение, на которое нам следует незамедлительно ответить, и мы боимся его пропустить. Однако это случается довольно редко, и все остальное время мы лишь проверяем уведомления», – утверждает Гарднер.
Фото: Unsplash
Научитесь противостоять соблазну. Пусть Slack присылает вам оповещения, когда кто-то пишет вам напрямую, выключите уведомления о новых электронных письмах и поставьте телефон в беззвучный режим. Попросите членов семьи и друзей звонить вам лишь в экстренных ситуациях.
Проверяйте почтовый ящик раз в час
Даже когда вы выключите уведомления, важно не давать отвлекаться самому себе – например, не проверять электронную почту. Одно исследование показало, что человек в среднем проверяет почтовый ящик 15 раз в день. Это число можно явно сократить. «Я понимаю, что нельзя не проверять почту целый день, но постарайтесь делать это раз в час, и 15 минут выделяйте на ответы на письма», – объясняет Гарднер.
Даже если вам пишет начальник, не обязательно сразу же отвечать на его сообщение. «Многие говорят мне, что их начальник требует от них мгновенного ответа. Однако когда я говорю с руководителями команд, они отвечают мне: «Нет, я нанял человека, чтобы он думал и выполнял свою работу, я не хочу, чтобы он постоянно проверял почту”», – говорит психолог Джошуа Эрлих.
Закройте вкладки в браузере
Когда у вас в браузере открыто множество вкладок одновременно, легко не удержаться и перейти в одну из них. Если же вы их закроете, вы обманете мозг, и он забудет о твите, который вы только что отправили.
Еще один вариант – открыть ненужные программы в другом окне, чтобы они не мелькали у вас перед глазами.
Практикуйте осознанность
Согласно Эрлиху, если вы научитесь на время выключать мозг, негативные эффекты мультитаскинга сильно снизятся. «Практикуя осознанность и фокусируясь лишь на текущей задаче, вы сможете сократить негативное влияние многозадачности. Да, это произойдет не сразу. На это уйдут тысячи часов практики. Но когда вы этому научитесь, вы ощутите неоценимые преимущества», – утверждает Эрлих.
Для большинства из нас выполнение нескольких задач одновременно делает нас менее продуктивными. Так почему же нам так нелегко сконцентрироваться на одной единственной вещи?
Мы все хорошо знаем о том, что для эффективной работы нужно фокусироваться на чем-то одном и изо всех сил избегать многозадачности. И тем не менее, каким-то образом мы забываем об этом, ужиная перед экраном телевизора с открытым ноутбуком на коленях. Мы пишем письма, просматриваем ленты новостей, заглядываем в Facebook и Twitter, общаемся в чатах – все это одновременно с выполнением нашей главной задачи. И несмотря ни на что в глубине души своей мы убеждены, что способны справиться со всем этим ворохом многозадачности без вреда для нашей продуктивности, ну, или, пожалуй, с минимальными ее потерями.
Недавно я начал свой новый рабочий проект, который направлен на «однозадачность». Результаты моей же работы в режиме «не все сразу» меня просто поразили, именно поэтому я решил углубиться в изучение этого вопроса. Мне было интересно понять, что творится в наших головах и получить ответ на давно волнующий меня вопрос:
Почему мы вообще беремся за несколько дел одновременно? Почему мы вырабатываем у себя привычку хвататься за все сразу?
Я нашел поразительные результаты исследований и ответ на мой наболевший вопрос оказался прост, если не прозаичен: Это приносит нам моральное удовлетворение.
Но ирония заключается в том, что люди, которые выполняют много дел одновременно, вопреки разбивающей веру в многозадачность статистике, чувствуют себя очень продуктивными и в большинстве своем твердо уверены, что с легкостью переплюнут самого Юлия Цезаря. И, когда мы видим такого уверенного в себе человека, мы хотим походить на него. А чем, собственно, мы хуже? Сказано – сделано. И вот уже незаметно для нас самих мы плавно овладеваем искусством многозадачности, сначала с трудом «навешивая» на себя новые и новые дела, затем привыкаем и радуемся ощущению того, что мы познали дзен и вступили в лигу супер-продуктивных людей. В это время ежедневная производительность только снижается, как показали исследования.
Как человеческий мозг реагирует на многозадачность?
Самое интересное, что наш мозг совершенно не приспособлен к многозадачности. Когда мы ужинаем, общаемся в Facebook и параллельно просматриваем ленты новостей, наш «главный мыслитель» не фокусируется на всех этих действиях одновременно – напротив, он судорожно пытается переключаться между различными видами деятельности, которые мы на него нагрузили.
На расположенном ниже изображении вы можете увидеть различную активность головного мозга при выполнении нескольких действий и то, как он переключается между задачами, когда вы концентрируетесь на каждом деле по нескольку секунд за раз.
Исследователь из Стэндфордского университета Клиффорд Насс (Clifford Nass) предполагал, что те люди, которые делают много дел одновременно, в любом случае развивают какие-то другие удивительные способности. Ему казалось, что они должны быть великолепны в сортировке информации и быстром переключении между задачами, а также обязаны обладать хорошей кратковременной памятью.
Как ни печально, но в результате своих исследований профессор Насс открыл, что все его предположения оказались ошибочными – ни одно из трех не подтвердилось:
«Мы были просто шокированы. Мы все ошибались. Оказалось, что те, кто делает несколько дел одновременно, просто ужасны во всех аспектах многозадачности».
Люди, которые часто занимаются всем сразу, хуже фильтруют бесполезную информацию и значительно медленнее переводят внимание от задачи к задаче по сравнению с теми, кто сконцентрирован на чем-то одном.
Большинство исследований показывают, что такая практика очень вредна для нас – страдает не только наша продуктивность, но и способность отфильтровывать ненужную информацию.
Я все это заметил еще до тщательного изучения этой темы. И для того, чтобы снова повысить продуктивность своей работы, я решил расставить все точки над «i», упорядочив все мои рабочие процессы (особенное внимание было уделено работе в режиме онлайн) и забанив многозадачность раз и навсегда.
Как я построил свой рабочий процесс, который базируется на поочередном выполнении задач
До того, как я узнал обо всем том, что было изложено мною в начале статьи, у меня уже было достаточно проблем с попытками сделать все и сразу. Обычно во время работы у меня были открыты Google Chrome со множеством вкладок, два окна почты, Facebook и программа обмена сообщениями. Со всем этим богатством я чувствовал себя загнанным и не мог нормально сконцентрироваться – мозги-то у меня взрывались, но работа нехотя ползла вперед черепашьими темпами. Мне нужно было немедленно покончить с этим и начать работать эффективно. Для борьбы с горячкой многозадачности мне пришлось распрощаться с привычным мне рабочим ритмом и создать для себя ряд правил:
Одна вкладка в браузере
Как вы уже могли догадаться, эта стратегия заключается в том, что я ограничиваю себя только одной вкладкой в браузере – так мне приходится расставлять приоритеты и работать именно с той задачей, которая для меня наиболее важна.
Я обрисую это на примере. Некоторые из моих ключевых задач связаны с написанием писем в электронной почте, общением в чате, написанием твитов и постов в блоге. Раньше я открывал все это разом, теперь же я работаю с каждой по очереди: закончив одно дело, я закрываю активную вкладку и перехожу к следующей.
Это реально и эффективно только в связке с другим важным пунктом:
Составление плана
Благодаря этому правилу моя идея работать с одной лишь вкладкой в браузере не осталась лишь призрачной фантазией, а стала вполне реальным фактом и даже переросла в привычку. Каждый вечер я сажусь и устраиваю мозговой штурм на тему: что мне нужно сделать завтра. Это не мое изобретение – техника эта довольно распространенная, и, возможно, вы сами уже долгое время делаете что-то подобное.
В моем же случае я внес изменения в идею составления to-do-списка: в конце рабочего дня я обговариваю свои задачи с нашим гендиректором, и это привело к серьезным улучшениям продуктивности.
Теперь вместо того, чтобы полуавтоматически набросать список заданий, мне нужно обдумать их и быть готовым объяснить другому, почему я выбрал эти цели, и, самое главное – как я к ним приду. И благодаря этому ко мне пришло лучшее понимание того, чем именно я буду занят в течение каждого следующего рабочего дня и каждый проект четче обрисовывается в моей голове – а это уже половина работы. Вы можете кооперироваться с коллегами для таких 10-минуток – это и полезно для вашей продуктивности, и просто здорово – общаться и обсуждать свои проекты.
Постановка целей с помощью SmartProgress
Это продукт, который не только помогает мне ставить перед собой цели, но и методично идти к ним. Во многих статьях о продуктивности и достижении целей говорится, что для успешного выполнения всего задуманного нужно поделиться своими идеями с другими людьми, громогласно заявить о своих начинаниях. Сервис SmartProgress дает эту возможность. Он помогает обрести очертания тому, что когда-то было лишь призрачными задумками. В сообществе обязательно находятся те люди, которые с радостью дают советы и могут поделиться своим опытом в достижении тех целей, к которым мне еще предстоит прийти.
Но то, что мотивирует более всего, – это необходимость отчитаться в своем прогрессе. Засевшая в подсознании современного человека пресловутая боязнь провала и осуждения, которая нередко стоит на пути к успеху, здесь играет мне на руку. Нежелание прилюдно признать, что я потерпел неудачу, проявил слабоволие и не сдержал сам себе данное обещание, подталкивает меня вперед. Идти к целям нелегко, и поэтому особенно важно позаботиться о том, чтобы вашей мотивации хватило на весь путь от начала до конца.
Смена декораций (хотя бы раз в день)
Это то, что очень помогает мне продуктивно работать и оставаться сконцентрированной на одной задаче. Мы нередко слышим о том, что нам нужно комфортное рабочее место. Как выяснилось, мне нужно много таких мест, чтобы после окончания одной задачи я мог бы сменить декорации и приступить к чему-то новому. Я пробовал делать 5-минутные перерывы, закрывать ноутбук и уходить за кофе или что-то подобное – не помогает. Поэтому привычной частью моей ежедневной рабочей рутины стала перемена места. В основном я работаю дома в первой половине дня, затем иду в кафе. У меня даже составлен список кофеен, где могу продолжить трудиться на благо компании, но уже в другой атмосфере. Я знаю, что такая возможность доступна не каждому, но, это правило могло бы послужить на пользу тем, кто, как и я, имеет удаленную работу.
И лирическое отступление напоследок (хочу обрадовать меломанов, к армии коих сама принадлежу): прослушивание музыки во время работы не является многозадачностью, которая подорвет вашу эффективность. Уже известный нам профессор Клиффорд Насс упомянул, что «за прослушивание музыки отвечает особая часть нашего мозга, так что мы можем слушать любимые композиции во время того, как занимаемся чем-то другим». А хорошо подобранная музыка способна даже увеличить нашу продуктивность.
А как вы относитесь к выполнению нескольких задач одновременно при работе в режиме онлайн? Есть ли у вас механизмы, которые помогают вам бороться с тем, что вас отвлекает? Что вы делаете, чтобы избежать многозадачности?
Многозадачность приходит в нашу жизнь тогда, когда на нас сваливается куча дел. Все так делают — дети одновременно едят и смотрят телевизор (или играют на iPad), взрослые одновременно идут по городу и что-то разглядывают в своем смартфоне. Мы гордимся своими способностями в плане многозадачности – ведь так мы представляем больше ценности для работодателя и домочадцев. Но это – неправильно!
Вспомните свою последнюю работу в условиях многозадачности, и ответьте на вопрос «А я на самом деле сделал(а) больше и с тем же качеством»? То-то и оно.
Наша любовь к переделыванию всех дел в один временной промежуток говорит о том, что мы стремимся работать продуктивно. Но многозадачность – точно не лучший способ это сделать.
Но здесь у нас есть очень серьезный враг – наш мозг. Когда мы делаем несколько рутинных, скучных операций за один раз, он вознаграждает нас выбросом «гормона радости» дофамина. Он вызывает очень приятные ощущения, и мы хотим испытывать их снова и снова. Вот поэтому-то от многозадачности так тяжело избавиться. А стоило бы.
ПО ТЕМЕ: Как научиться читать в 5 раз быстрее и лучше запоминать прочитанное.
Больше – не значит лучше
Почему? Ведь каждый из нас с детства знает, что чем больше дел делаешь одновременно, тем лучше. Но научные исследования опровергают это мнение. Ученые уверены – наш мозг просто не создан для того, чтобы сосредотачиваться на нескольких вещах одновременно.
Иными словами, если вы прямо сейчас должны сконцентрироваться на двух вещах сразу, то ни за что не сможете полностью контролировать и то, и другое. Всё, что может сделать ваш мозг в такой ситуации – это очень быстро переключаться между объектами и создать у вас иллюзию того, что вы на 100% и там, и там.
В таком режиме работы вы не можете быть настолько же эффективны, как при выполнении только одной задачи. Как следствие – ошибки (т.к. мозг после переключения на очередную задачу должен вновь сосредоточиться, а это происходит не сразу) и ощущение стресса из-за того, что вам постоянно надо переключаться между задачами. Страдает память – и, разумеется, качество работы. Да, к концу дня благодаря многозадачности вы можете сделать больше. Но как насчет качества? Успели ли вы как следует подумать над тем, что делаете?
Если вы хотите работать хорошо, то вам стоит отказаться от многозадачности в пользу работы только над одной задачей за один промежуток времени.
ПО ТЕМЕ: Влияет ли IQ на успех, или что мешает нам стать успешными людьми?
Однозадачность дает лучшие результаты
Исследования показывают, что работа только над одной задачей улучшает способность контролировать внимание, память и снижает стресс – ведь у «однозадачников» префронтальная кора головного мозга, отвечающая за концентрацию внимания, принятие решений, прогнозирование, эмоции, волю, мыслительную деятельность в целом и поведение, лучше контролирует более древнюю лимбическую систему мозга (отвечает за базовые вегетативные и соматические реакции, которые мы не можем контролировать).
ПО ТЕМЕ: 9 вещей, которые надо успеть сделать до 30 лет.
Как стать «однозадачником»?
Вот несколько простых советов:
- Отлючите ненужные уведомления на смартфоне во время работы!
ПО ТЕМЕ: Как включать, отключать и настраивать уведомления на iPhone и iPad.
- Открывайте только одну вкладку в браузере. Как часто вы открываете 15-20 вкладочек за один раз? Так делают все – и совершенно напрасно, ведь в тщетной погоне за многозадачностью мы теряем концентрацию, а потому делаем свои дела хуже, чем могли бы. Так что запомните – только одна вкладка, и только одна задача.
- Начните с малого. Если перейти на «однозадачность» резко, ваш мозг испугается – и вполне может похоронить благое начинание. Не торопитесь, действуйте постепенно. Сегодня поешьте в тишине, без телевизора или не за ПК. Завтра, когда придете в кафе, выключите телефон. Боритесь с многозадачностью в таком темпе – и быстро заметите, что ваша жизнь стала осмысленнее.
- Задайте приоритеты. У всех нас есть сотни, если не тысяч вещей, заслуживающих нашего внимания. Но давайте будем реалистами. Лучше выделить из их числа главные и сделать их хорошо, чем делать всё и сразу впопыхах по принципу «и так сойдет».
ПО ТЕМЕ: Как избавиться от последствий «выгорания на работе» (бёрнаута)?
- Не беритесь за сто дел. Научитесь говорить «нет» хотя бы некоторым делам. Задач много, а вы – один.
- Скажите коллегам. Они-то ещё не знают, что вы расставляете приоритеты по-новому, и в течение дня то и дело отвлекают вас разными мелкими делами. Расскажите им, что и как вы делаете – и с высокой долей вероятности они всё поймут, да еще и проникнутся к вам уважением.
Все эти советы помогут вам обуздать свой беспокойный (или, как говорят буддисты, «обезьяний») ум. Каждый раз, когда вы будете отказываться от многозадачности в пользу разумной однозадачности, вы будете «прокачивать» свой навык внимания. А со временем привычка делать несколько дел одновременно уступит место новому, куда более полезному навыку – умению быстро и хорошо концентрировать внимание.
Два шага, которые позволят навести порядок в своих делах и желаниях, излагает известный коуч Лео Бабаута.
Одна из тех вещей, которая расстраивает многих из нас — то, что нам слишком много надо сделать, а времени для этого, кажется, недостаточно. Мы чувствуем перегруз.
Конечно, «недостаточно времени» — это лишь ощущение. Времени у каждого из нас одинаковое количество, но мы часто наполняем наши дни слишком большим количеством дел и занятий.
Проблема в том, что мы впихиваем слишком много вещей в маленький контейнер (24 часа). Если же посмотреть на управление задачами и временем просто как на внутреннюю организацию контейнера, все становится проще. Так как же втиснуть все, что нам нужно сделать, в эту маленькую коробочку?
Нужно упрощать.
И прощаться.
Гарантирую: эти два шага позволят вам справиться с проблемой, что дел слишком много, а времени слишком мало.
Упрощение задач
Если осознать, что мы пытаемся уместить слишком много всего (дела, рутинные задачи, обязательства) в маленький контейнер (24 часа), станет очевидно, что более объемный контейнер получить нельзя. Поэтому нужно избавиться от некоторых дел. Они все равно не влезут.
А для этого нужно упростить все то, что нам нужно сделать.
Постарайтесь обратить внимание на все то, что вы будете делать сегодня и завтра, отметить все-все, что вы пытаетесь вместить в коробку своего дня. На какие сайты вы заходите по утрам? А вечером? В какие игры играете на телефоне? Что читаете? Как изображаете занятость? Сколько времени проводите за электронной почтой, в Фейсбуке, в Твиттере, Инстаграме? А сколько в блогах, в онлайн-магазинах, на Youtube? Сколько смотрите телевизор? Сколько тратите на уборку, личную гигиену, заботу о других людях? Сколько времени на поездки по району или до работы? На что уходит ценный ресурс вашего внимания?
На этом этапе вы можете осознать, что втискиваете в свою коробку слишком много мусора. Выбросьте часть. Запретите себе определенные сайты и приложения, пока не сделаете хотя бы несколько действительно важных дел.
Также обратите внимание, что вы берете на себя много обязательств. Они занимают вашу жизнь. Начните отказываться от старых обязательств и от тех, которые только появляются у вас.
Теперь посмотрите на свой список дел: много ли из них вы можете реально сделать сегодня? На мой взгляд, три.
Если бы вы могли сделать сегодня только три дела, какие бы были самыми важными? Если вы когда-нибудь играли в бейсбол, то знаете, что главное — не то, с какой силой вы бьете битой по мячу, а то, соприкасается ли мяч с нужным участком биты. То же самое нужно сделать с вашим списком задач: найдите те, что дают наибольший эффект, что больше всего важны для вашей жизни. Выбирайте тщательно, потому что места в вашей жизни немного.
Затем задайтесь вопросом: какое бы дело вы сегодня сделали, если бы могли сделать только что-то одно? На этой задаче и нужно сосредоточиться теперь. Только одна задача. Вы не сможете выполнить весь список за сегодня, и вы не сможете выполнить три самых важных задачи прямо сейчас. Поэтому сосредоточьтесь на одной самой важной. А все остальное уберите в сторону.
Вы можете выбирать важные дела, а можете приятные. Главное — сознательно делать выбор. Относитесь к своему времени как к драгоценному дару: он ограничен, ценен, его нужно наполнять только лучшим и не нужно переполнять.
Искусство прощания
А все вот эти остальные дела, что вы хотите сделать (или считаете, что вам необходимо сделать)? Что, если они не помещаются в вашу коробочку?
Вот здесь пригодится веселое мастерство прощаться.
Слишком много вещей вы хотите запихнуть в свой контейнер, и вы уже решили, что будете засовывать туда только самое важное и прекрасное. А значит, ряд вещей, про которые вы решили, что вам «надо» их сделать, не влезут.
Вы можете взяться за них потом. Или вообще не браться. В любом случае сегодня они уже не поместятся никуда.
Само по себе это не проблема. Это становится проблемой, когда вы расстраиваетесь, что не можете все успеть. Ваше расстройство проистекает из идеального представления, что вы должны быть способны успеть все, вычеркнуть все из списка. И даже больше: вы хотите путешествовать, заниматься спортом, медитировать, осваивать новые навыки, больше читать, быть идеальным супругом (или найти такового), быть идеальным родителем, другом, братом или сестрой, рисовать, писать музыку и так далее.
Но этот идеал не соответствует реальности. Реальность состоит в том, что вы не можете сделать все это за сегодня или даже за эту неделю. Вы можете выбрать несколько из этих занятий, но другим придется подождать или вообще быть вычеркнутыми.
Найти больше времени нельзя. Можно только скорректировать свои идеалы. Вы можете выстроить такой идеал: что этот момент будет в точности таким, какой он есть. Старый же идеал можете отправить в свободное плавание в океане, потому что он наносит вам только вред, пробуждает в вас разочарование. Попрощайтесь с ним радостно и с облегчением.
Новый идеал: настоящий момент идеален, и он заслуживает места в вашей коробочке.
Оригинал
Интересная статья? Подпишитесь на , чтобы получать на почту еженедельный newsletter с анонсами лучших материалов «Идеономики» и других СМИ и блогов.