Содержание
Имитация фрески своими руками. Мастер-класс
Мастер-класс по изучению различных техник рисования
Онипко Ирина Викторовна, педагог дополнительного образования, Кагальницкий Центр детского творчества Азовский район Ростовская область
Мастер – класс рассчитан для педагогов дополнительного образования, учителей изобразительного искусства, людей не равнодушных к творчеству.
Назначение мастер-класса:
А) педагогам для изучения с детьми различных техник рисования на необычных поверхностях;
Б) можно использовать в оформлении интерьера как стены так и картины любого формата.
Конспект мастер – класса «Имитация фрески»
Тема «Рисование бабочки».
Цель: познакомить учителей и педагогов с техникой рисования на нетрадиционной поверхности и способу создания имитации фрески.
Задачи:
— Познакомить педагогов с видом монументальной живописи – фреска.
— Обучать особенностям изготовления фрески, рисованию на необычной поверхности.
— Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.
— Воспитывать эстетически – нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве.
Материалы и инструменты: эскиз рисунка, досточка для фрески (двп, потолочная плитка, гипсокартон, стена – выбор поверхности по желанию), шпатлевка ( лучше готовая), клей пва, краски (гуашь), шпатель (маленький резиновый), мешочек с углем, шило, наждачная бумага, кисти художественные, кисть строительная, губка, фен, макетный нож.
Ход мастер-класса:
Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне…
Э. Успенский
Детям очень нравится все необычное. Я хочу познакомить вас с техникой рисования на необычной поверхности – мы будем сегодня рисовать на шпатлевке. Рисование по штукатурке давно известно и идет к нам из глубины веков и называется — ФРЕСКА.
Историческая справка: Фре́ска — (от итал. fresco – свежий, сырой), вид монументальной живописи. Краски наносятся непосредственно на поверхность стены, потолка, свода. Площадь, занимаемая фреской, и её композиция зависят от архитектурных форм здания. Обычно фресками украшают интерьеры; на фасадах зданий, где они могут подвергаться вредному воздействию влаги, их размещают гораздо реже. Фреска включает в себя несколько техник: живопись водяными красками как по сырой штукатурке (аль фреско), так и по сухой (а секко); живопись известково-казеиновыми и темперными красками.
Фреска была распространена уже в эгейском искусстве (2-е тысячелетие до н. э.); большого подъёма достигла она в античной художественной культуре, где использовались многослойные шлифованные грунты с добавлением мраморной пыли. С первых веков нашей эры близкие к фреске росписи создавались у народов Востока (в Индии, Средней Азии и др.). Античные мастера заканчивали фреску по сухому с помощью темперы. Этот приём был характерен и для средневековой фрески, получившей развитие в искусстве Византии, Древней Руси, Грузии, Сербии, Болгарии, Италии, Франции, Германии и других стран Европы. Новый расцвет искусство фрески пережило в творчестве итальянских мастеров эпохи Возрождения (Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Рафаэль, Микеланджело и др.). С XVI в. в Италии распространилась «чистая» фреска («буон фреско») без применения темперы; верхний слой грунта (интонако) в этом виде фрески наносился только на тот участок, который живописец рассчитывал закончить до его высыхания. Традиции фрески в дальнейшем жили в декоративных росписях XVII-XVIII вв. В XIX в. к фреске обращались назарейцы в Германии, а также отдельные представители «модерна» (Ф. Ходлер в Швейцарии и другие). В технике фрески работают многие прогрессивные художники XX в. (А. Боргонцони в Италии, Д. Ривера в Мексике и др.).
В СССР значительный вклад в популяризацию фрески внесли В. А. Фаворский, Л. А. Бруни, Н. М. Чернышёв и др.
Рис. Микеланджело Дельфийская Сивилла (фрагмент фрески).
Процесс изготовления имитации фрески
В больших масштабах фреска требует очень большой многоступенчатой подготовки поверхности, да и сам процесс тоже требует знаний не только как художника, но и архитектора, скульптора, строителя и т.д. В интернете очень много информации о фресках, о изготовлении как в промышленных масштабах, так и для творческих людей, которые просто увлекаются например декупажем.
Я систематизировала материал и адаптировала его под школьный возраст. Мне очень нравится давать детям что то необычное, потому что это их увлекает, развивает фантазию, воображение! Процесс изготовления фрески не сложный, справятся и дети дошкольного возраста (при условии соблюдения техники безопасности). Поэтому предлагаю вам эту технику и надеюсь что она принесет вам удовольствие, а вы уже в свою очередь заразите этим удовольствием своих учеников (воспитанников).
Итак: Имитация фрески (по сухой штукатурке)
Нам понадобятся материалы и инструменты: эскиз рисунка, досточка, шпатлевка, клей пва, краски (гуашь), шпатель, мешочек с углем, шило, наждачная бумага, кисти художественные, кисть строительная, губка, фен, макетный нож.
И, конечно же, если эта работа проводится с детьми (зависит от возраста) нужно рассказать о технике безопасности при использовании колющихся и режущих инструментах, о предназначении шпатлевки (инструкция по применению). Если считаете что использование, какого – либо инструмента опасно для ребенка, то лучше показать или использовать опасный инструмент лично педагогом.
Первый этап — это подготовка поверхности — нанесение шпатлевки.
1. Подготовка поверхности.
А) На деревянную (любую) поверхность нанести шпатлевку (состав = сухая смесь шпатлевки + краска для фона + пва + вода) Консистенция густой сметаны. Поверхность куда наносится шпаклевка подойдет любая — мы использовали и двп, и гипсокартон. В моем мастер- классе используется потолочная плитка. Наносить шпаклевку нужно очень тонким слоем не больше 4- 5 мм и беспорядочными частыми движениями, не нужно стараться выравнивать поверхность. Чем больше будет не ровностей, тем эффектней будет смотреться наша фреска. Можно использовать уже готовую акриловую шпатлевку. Сушить 24 часа (см. инструкцию по применению фабричная).
Б) Когда шпатлевка просохнет, слегка прошкурить наждачной бумагой поверхность, не сильно, слегка по выступающей поверхности, где неровности. Убрать пыль сухой кистью.
В) Покрыть тонким слоем сухую шпатлевку пва+вода. Разводить клей с водой примерно 1 часть клея и 1 часть воды. Дать просохнуть клею.
Второй этап – это подготовка и перенос рисунка.
Пока сохнет шпаклевка можно выбрать рисунок, нарисовать в натуральную величину (по размеру вашей досточки) эскиз.
2. Подготовка рисунка. Выбираем рисунок. Я выбрала бабочку.
Почему бабочку?
У древних греков бабочка была символом бессмертия души, а в названиях бабочек часто встречаются имена древнегреческих богов и героев. Даже богиню Психею изображали в виде девушки с крыльями бабочки.
С особенным трепетом к бабочкам относятся в Юго-Восточной Азии. Считается, что увидеть бабочку у себя в доме — это к счастью.
В Индии на свадьбах влюбленные дарят друг другу бабочек в знак верности и любви.
Выражение «бабочки в животе» означает безграничные чувства к любимому человеку.
Благодаря бабочкам человечество получило шелк.
С глубочайшим почтением относятся к бабочкам буддисты: ведь именно к бабочке обратился Будда со своей проповедью.
В Японии бабочка является символом страны. По верованиям японцев, бабочка символизирует молодую женщину.
У христиан стадии жизненного цикла бабочки олицетворяли жизнь, смерть и воскресение, поэтому бабочку иногда изображали в руке младенца Христа как символ возрождения и воскресения души.
Бабочки являются популярными объектами в современной культуре. Их изображения часто используются в рекламе, элементах декора и дизайна.
Бабочки в качестве центральных образов фигурируют в целом ряде кинофильмов.
Образ бабочек встречается в произведениях множества художников, писателей и поэтов со всего мира. Первые художественные изображения бабочек известны по древнеегипетским фрескам, возрастом 3500 лет.
Вопрос: Какие варианты переноса рисунка на изделие вы знаете?
Варианты ответов
— Нарисовать или срисовать самостоятельно.
— Симметричное вырезание контура бабочки.
— Нанесение рисунка с помощью копировальной бумаги.
Я предлагаю такой вариант переноса рисунка.
Подготовка и перенос рисунка на штукатурку.
А) На эскизе по контуру рисунка через одинаковое расстояние проставить точки шилом.
Б) Перевернуть рисунок
В) С изнанки слегка пройтись по выступающим точкам наждачной бумагой.
Г – Д) Рисунок прикладываем к штукатурке и по нему проходим мешочком с углем (или пастелью).
Уголь (пастель) просыпается сквозь дырочки и получается точечный рисунок.
Лучше использовать пастель и не слишком темных оттенков. С углем детям оказалось очень грязно работать. Взрослый еще справится при условии аккуратности выполнения.
На практике с детьми мы пользуемся копировальной бумагой.
Как приготовить мешочек?
1. растолочь в пыль уголь (пастель)
2. высыпать угольную (пастельную) пыль на кусочек марли ( марля свернута в 2-3 слоя)
3. связать ниткой, собрав марлю в форме мешочка.
Третий этап – это уже сама роспись рисунка. Самое интересное! Здесь вам простор для фантазии!
3. Роспись рисунка.
А) По контуру рисунка проходим черным цветом (необязательно).
Б) Цветом расписываем рисунок (фон) – использовала акварель.
В) Цветом расписываем сам рисунок – бабочку; использовала гуашь (разводим с ПВА).
Краска должна просохнуть (можно сушить феном ).
Можно использовать краски: темпера, акриловые, акварель, гуашь. Если гуашь, то развести ее с клеем пва.
Четвертый этап – заключительный – это состаривание поверхности. Этот этап можно и не рассматривать с детьми, но я вам покажу и расскажу, а вам уже решать.
4. Состаривание поверхности.
А) Макетным ножом делаем «трещины времени» (неглубоко, лишь намек). Шкурим аккуратно по всей поверхности и по рисунку тоже.
Б) Полусухой мягкой губкой с краской (золото, серебро и т. д.) легкими движениями проходим по выступам штукатурки. Можно использовать строительную кисть.
В) Опять слегка зашкуриваем.
· Можно вскрыть лаком.
Готово! Успехов!
Наши фрески готовы!
Готовая работа
Свой мастер-класс по имитации фрески я проводила с учителями по изобразительному искусству, трудовому обучению и воспитателями ДОУ.
И вот что у нас получилось!
Участник конкурса для педагогов «Лучший мастер-класс»
Искусством создания фресок сегодня владеют сравнительно немногие художники, это мастерство было более популярно в эпоху раннего Возрождения. А сама техника росписи по сырой штукатурке появилась несколько тысячелетий назад.
Храмовые росписи с давних времен обеспечивали гармоничность мировосприятия, причем лики и фигуры на фресках, как правило, были неразрывно связаны с исторической и бытовой средой своего времени. Храмы того периода расписывали великие художники – Микеланджело, Джотто ди Бондоне, Рафаэль, Сандро Боттичелли и многие другие.
Фреска и икона – в чем разница?
Для неподготовленного человека разница между фреской и иконой несущественна, но на самом деле между этими двумя элементами убранства имеются значительные отличия. Икона – это сравнительно автономный образ, с которым молящиеся вступают в непосредственное общение. Она не привязана к тому или иному храму, ее могут перевозить с места на место.
И, конечно, икон в храме может быть лишь какое-то конечное количество. А фрески покрывают полностью все храмовые стены, так что куда бы ни падал взор, мы обязательно увидим лик кого-либо из святых угодников.
Фреска, в отличие от иконы, неразрывно связана с конкретным храмом. Византийские и славянские фрески композиционно и тематически строго согласованы с архитектурным обликом храма, ведь каждое из зданий имеет в определенной степени уникальную форму. Для каждого святилища священнослужители выбирают особое место, которое соответствует определенным канонам и правилам. Кроме того, здание должно наилучшим образом гармонировать с окружающим ландшафтом, поэтому архитектурный облик каждого храма поистине уникален.
Внутреннее храмовое пространство неразрывно связано с его внешними формами. К примеру, если здание имеет полукруглые стены, фрески будут размещаться по иному принципу, нежели в храме с прямоугольными внутренними помещениями. Да и тематика изображений в этих двух случаях может быть совершенно разной.
Фрески не нацелены на прямой контакт с людьми, которые пришли в храм. Их главная задача состоит в создании эффекта присутствия изображенных лиц. В храме, расписанном фресками или украшенном мозаикой, вы как будто попадаете прямо в небесное пространство. Собственно, весь храм являет собой целостный образ Небесного царства.
Вверху находится лик Иисуса Христа, а ниже обычно помещают святых апостолов и угодников Божиих, получивших особую благодать от Господа. На уровне человеческого роста расположены изображения местночтимых святых, канонизированных для почитания в данной конкретной епархии. Их лики напоминают прихожанам, что царство Божие достижимо для каждого из верующих. Важным элементом храмовой росписи является оформление сводов, здесь обычно изображаются херувимы и серафимы, а также медальоны с ангелами.
Конечно, молиться мы привыкли именно перед иконами. Довольно сложно представить себе вознесение молитвы у фрески. Однако храмовые росписи и не предназначены для этого: они выполняют функцию формирования мистического пространства храма, которое глубоко воздействует как на духовное, так и физическое состояние каждого человека, вошедшего в храм. Фрески как бы разговаривают с каждым из прихожан от имени святилища, вот почему византийская храмовая архитектура изначально подразумевает наличие храмовых росписей.
Фрески в православной культуре
Многие искусствоведы пытаются классифицировать цветовое решение фресок в соответствии с общепринятыми стандартами. К примеру, принято считать, что красные оттенки символизируют кровь, а зеленые – возрождение. С этим сложно спорить, но все же цветовые метафоры более применимы к сравнительно простым изображениям, а попытка применить их к фрескам, как правило, наталкивается на высокую сложность стеновых росписей.
Тенденция к всеобщей классификации во многом обедняет истинное значение храмовых росписей, поэтому следует пытаться понять общий смысл изображения и цветового решения, а не пытаться расшифровать зрительные образы «дословно». Ведь отдельные фрагменты, вырванные из общего окружения, в значительной степени теряют свой смысл и силу воздействия.
Фрески каждого храма подчинены строгому ритму и представляют собой целостный ансамбль, привязанный к реальной архитектурно-пространственной среде. Они поражают своей цельностью, при этом колористическое решение подчеркивает нематериальность изображения. Роспись купола ни в коем случае не должна давить на человека, она делается легкой и воздушной. Поэтому ключевым фоновым цветом обычно является лазурно-голубой – этот оттенок синонимичен Небесному свету.
Общее цветовое решение фресок создает в храме особый мир – нарядный, радостный и торжественный. Храмовые росписи мгновенно ослепляют и покоряют каждого вошедшего, подготавливая к общению с Господом. Композиции на стенах всегда четко уравновешены, характеризуются четкой завершенностью и покоряют плавностью линий. В богатой колористической гамме росписи православных храмов переплетаются самые разные оттенки – зеленые, золотисто-желтые, белые, серебристо-серые, розоватые, коричневые и, конечно же, небесно-голубые.
Огромная роль в восприятии фресок принадлежит освещению. В утренние часы солнечные лучи заставляю «гореть» желтые, пурпурные и розовые оттенки. А в пасмурную погоду на первый план в восприятии росписей выходят спокойные синие и белые цвета.
Фресковое искусство сегодня
В средние века русские стенописцы были настоящими профессиональными художниками, которые широко использовали в своем творчестве разнообразные технические приемы и средства живописи. Достаточно вспомнить храмовые росписи Дионисия или фрески Рублева. Лики и фигуры святых кажутся сотканными из воздуха, подчеркивая идею бесплотности угодников Божиих.
А вот в наши дни искусство храмовых росписей во многом утрачено. Это связано в основном с тем, что создание фресок требует от мастера тщательной и разноплановой подготовки, а профессионалов в этом искусстве сегодня немного. Техника фрески очень трудна для начинающих, поскольку при росписи по сырой штукатурке нельзя вносить изменения, а также сложно судить о колористических оттенках. Ведь после высыхания цвет красок изменяется. Понимание подобных нюансов приходит только с опытом.
Но радует то, что строительство храмов ширится, и все чаще их стены стремятся украсить росписями. И это дает надежду, что утраченное искусство непременно возродится.
Особенную популярность этот вид искусства получил во времена эпохи Возрождения, когда украшать стены дворцов было модно выполненной в особой технике росписью по сырой штукатурке. Художественное оформление стен фресками было достаточно дорогостоящим, выполнение работ поручалось только талантливым художникам, обладающим отточенной техникой нанесения рисунка — ведь выполнять его можно только на сырую штукатурку. В наше время технологии изготовления несколько модернизировались, часто владельцы квартир изготовляют фрески на стену собственными руками.
Где расположить
За много веков интерес к фрескам не пропал, они очень оживляют помещение, привносят в интерьер особое настроение, делают его необычным и оригинальным.
Чаще всего фрески используют при создании интерьера в классическом стиле.
Рассматривая фрески на фото можно заметить, что тематику они имеют очень разнообразную, следовательно, размещать их можно в любом помещении: спальне или гостиной, в коридоре, на кухне, в ванной комнате.
Фрески на холсте
Одним из наиболее популярных видов фресок на сегодня являются фрески на холсте. При их изготовлении принято применять только природные материалы: песок, известь, клей, изготовленный на основе растительных материалов, или же — извлеченных из останков животных. Технология изготовления таких фресок довольно сложная, требует особых знаний, опыта и умения, обычно такие фрески заказывают мастерам, стоимость их может достигать 1000 долларов за квадратный метр.
Изготовление фрески начинается с подготовки холста, являющегося штукатурной основой. На него наносится выбранный рисунок, который затем при помощи специальных приемов состаривается. Можно приобрести также готовые фрески на холсте работы итальянских и испанских художников. Продаются они в виде рулона или в рамке. Работа будет заключаться в наклеивании фрески на поверхность стены при помощи клея, предназначенного для тяжелых обоев. К недостаткам такого украшения можно отнести сложность ухода за ним. При очистке изделия от пыли нельзя применять моющие и чистящие средства — они повредят воск, которым покрывается поверхность.
Как изготовить фреску своими руками
Конечно, не каждый из нас готов выложить за фрагмент настенной росписи такую сумму, кроме того, иногда огромный интерес представляет сам процесс декорирования собственного дома. Учитывая, что далеко не каждому из нас дан талант живописца, следует рассмотреть технологию изготовления фрески в квартиру, которая позволит создать красивое художественное произведение любому желающему. Для начала выберем подходящий сюжет, приобретем акриловые краски или гуашь, малярные кисточки, кракелюрные лаки.
Подготовка поверхности стены будет заключаться в придании ей идеальной ровности и гладкости: может понадобится нанесение выравнивающего слоя штукатурки. Определившись с размерами будущей фрески следует перенести выбранное изображение на лист бумаги, увеличив его до нужных размеров.
Также следует продумать метод, при помощи которого можно будет без особых трудностей перенести рисунок на стену. Возможно, к примеру, использование копировальной бумаги. Линию, полученную при обводе контуров можно слегка процарапать, так чтобы она стала легко различимой.
Края, ограничивающие рисунок, следует аккуратно оклеить малярной лентой. Для продолжения работы понадобится хорошо увлажнить поверхность штукатурки на участке, где будет выполняться рисунок. Цвет краски для основы выбирается в соответствии с сюжетом. После нанесения слоя краски придется дождаться ее полного высыхания, времени может понадобиться пару суток.
Затем можно приступить к нанесению красок разных оттенков. Смешивать краски, в том случае если нет палитры, можно на обычной плоской тарелке. После высыхания красок можно наносить лак кракле. Работу следует выполнять аккуратно, кисточкой, мелкими мазками — в противном случае контуры изображения могут стать размытыми. После просыхания лака его покрывают еще одним декоративным слоем лака кракле, который способен создать эффект старения — на его поверхности при высыхании образуется сеть мелких трещинок. Такие фрески в интерьере смотрятся очень естественно и привлекательно, придают помещению особый шарм.
Очень простой способ самостоятельного создания фресок
Есть способ создания фресок еще более простой, чем роспись оштукатуренной поверхности. Заключается он в наклеивании фрагментов красивых рисунков с бумажных салфеток. Как и в предыдущем варианте, поверхность штукатурки смачивают водой и наносят на нее слой краски-основы. Дав краске подсохнуть на протяжении 10-12 минут к ней прикладывают подготовленные фрагменты рисунка. Границы его должны быть неровные, так линия перехода от изображения будет выглядеть более естественно.
Для надежного крепления к стенке, поверхность фрагмента рисунка пропитывают клеем ПВА, делать это следует очень аккуратно, чтобы не повредить рисунок. Фреска в готовом виде может содержать несколько хорошо скомпонованных фрагментов рисунка. Для придания фактурности поверхности между фрагментами рисунка, губкой, смоченной в жидком растворе шпаклевки наносят декоративный слой. После подсыхания на будущую фреску повторно наносят фоновую краску, через сутки можно вскрыть ее лаком кракле.
Фрески-обои
Довольно интересным вариантом получения фресок являются фрески-обои, т.н. афреско. Они очень красивые, представляют собой нанесенный на флизелиновую основу слой фактурной штукатурки. Для создания таких обоев используются оригинальные, созданные вручную эскизы.
Купленное полотно полностью готово к приклеиванию на стенку, клей при этом используется такой, как для тяжелых обоев. Существует две разновидности обоев афреско с трещинками кракелют или с гладкой поверхностью.
Какой сюжет выбрать
Учитывая тот факт, что фреска на стене играет в интерьере роль смыслового, а иногда и цветового акцента, к выбору сюжета следует подходить с особым вниманием. К примеру, в гостиной будут уместны сюжеты с изображением городской улицы, деревенского пейзажа, цветущего или осеннего сада.
Фреска на кухне может по теме перекликаться с темой помещения, здесь будут уместны изображения фруктов, ваз, посуды, красивого пейзажа.
Для спальни, которая предназначена для отдыха и релаксации наиболее подходящими вариантами будут изображения цветов, картинок природы, ангелочков — в этой комнате все должно настаивать на покой или-же создавать романтическую обстановку.
Если общий стиль оформления квартиры предполагает что-то более современное, то можно прибегнуть к использованию изображений абстрактных, они уместны во всех помещениях. В общем, выбор тематики должен зависеть от общего стиля дома и от ваших личных предпочтений.
На территории главного храма Вооруженных сил появятся мозаика с изображением президента России Владимира Путина и других руководителей государства, а также фреска с изображением Иосифа Сталина. Они будут называться «Бескровное воссоединение Крыма» и «Парад Победы», сообщил «МБХ медиа» член Патриаршего совета по культуре, протоиерей Леонид Калинин. Он подчеркнул, что речь идёт не о выражении какой-то политической позиции, а о передаче исторических фактов.
Представитель строящего храм фонда «Возрождение» сообщил «Открытым медиа», что в подмосковном храме будет также мозаика, посвящённая операции российских войск в Сирии. По его словам, речь идёт о тематической серии мозаичных панно, «изображающих победы России от древнейшего времени до наших дней: от Куликовской битвы до операции по присоединению Крыма». Среди других тем – «борьба с международным терроризмом в Юго-Восточной Азии, странах Африки, Центральной Америки, Средней Азии, Закавказья и Сирии».
«МБХ медиа» ранее опубликовало фотографии незаконченных мозаик, которыми будут украшены стены главного храма Вооруженных сил России в подмосковной Кубинке. Снимки прислал неназванный подписчик в телеграм-бот издания.
На одном из фото видны изображения президента России Владимира Путина, министра обороны Сергея Шойгу, главы Совета Федерации Валентины Матвиенко, председателя Госдумы Вячеслава Володина, секретаря Совета безопасности Николая Патрушева и директора ФСБ Александра Бортникова.
Стены главного храма вооруженных сил России, строительство которого заканчивается в подмосковном парке «Патриот», украсят мозаикой с изображениями Владимира Путина, Сергея Шойгу и Иосифа Сталина. Фото: МБХ медиаhttps://t.co/O5AlRk3Pbl pic.twitter.com/TUxHW8LxXO
— МБХ Медиа (@MBKhMedia) April 23, 2020
На ещё одной мозаике изображен Парад Победы 1945 года на Красной площади в Москве. На ней виден портрет Иосифа Сталина. На другом панно изображены несколько женщин и надпись «Крым наш».
- Главный храм Вооружённых сил России планируется открыть 9 мая 2020 года к 75-летию победы в Великой Отечественной войне в парке «Патриот» в подмосковной Кубинке.
- Высота здания составит 95 метров, что сделает его третьим по высоте православным храмом мира.
- Приделы храма будут посвящены покровителям родов войск, на стенах будут установлены рельефные изображения эпизодов Великой Отечественной войны, в том числе выдуманных.
- Строительство храма обошлось в почти шесть миллиардов рублей. Половину из этой суммы составили пожертвования, остальные средства выделили власти Москвы и Подмосковья.
- В списке жертвователей средств на строительство – много известных лиц, среди них – предполагаемый полковник российской военной разведки Анатолий Чепига, которого в Великобритании обвиняют в попытке отравления Сергея и Юлии Скрипаль.