Объясняет праведный Иоанн Кронштадтский.
Мы крайне пристрастны к жизни плотской; мы сжились с грехами, приникли к ним и боимся объявить им решительную войну, разорвать с ними всякий союз; мы принимаем против них только полумеры, как бы бережем себя с ними, потому что они сделались нашими как бы природными удами и потому всегда остаемся с ними, и они в нас укореняются все больше и больше, борьба с ними делается труднее и упорнее, мы часто теряем себя для Бога и делаемся каждодневной добычей и стяжанием врага.
Слова Господа: «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее» (Мк.8:35), исполняются над нами всякий день. Мы ежедневно продаемся врагу нашему всеми родами грехов, в нас живущих и действующих; ежедневно умираем духовно, и о! если бы ежедневно же восставали, оживали для Бога через слезное покаяние. Ведь «грехи наши разлучают нас временно от Господа» (Ис.59:2). Они могут разлучить нас и навеки бесконечные, если не обратимся и не раскаемся от всего сердца. Но, посмотрите на примеры многих грешников, сделавшихся святыми: Петра, мытаря, Марии Египетской, Евдокии и других; посмотрите вообще на примеры святых, как они решительно и бесповоротно вступали в борьбу с грехом, со страстями, с диаволом; как искренне возлюбили Бога и правду Его, и, отрекшись от плотской жизни для Христа и Евангелия, сберегли души свои на веки бесконечные. Отчего же нет у нас решительной борьбы с грехом? Мы очень любим жизнь временную, боимся огорчать плоть, боимся искушений сильных, крайне любим мир и его блага, забывая неизбежность смерти и перехода в новую жизнь; рассчитываем жить долгие годы в постоянном благополучии; в погоне за удовольствиями чувственными забываем божественное благородие своей души, предназначение ее к бессмертию и вечному блаженству; забываем, что она бесконечно дороже целого мира со всеми его сокровищами, которые, как тень пройдут.
Обличая такое безумное поведение наше, Господь говорит: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мк.8:36–37) Есть и еще причина, почему мы решительно не оставляем своего грешного образа жизни и остаемся рабами мира и его привычек, обычаев и всего склада светской, суетной жизни. Потому что многие из нас тайно стыдятся своей веры, стыдятся исповедовать Господа, жить по Его заповедям, по Его Евангелию, следовать за Ним, чтобы не потерять уважения в свете, почета в мире прелюбодейном и грешном – и вот они позволяют себе увлекаться потоком мирской, грешной, суетной, часто преглупой и вредной жизни.
Они и сознают, что безрассудно, во вред себе проводят время столь драгоценное; знают и высшую цель жизни человека на земле, знают и о жертве искупления, принесенной за них на кресте, но сложившийся образ жизни, понятия света, своеобразные, превратные взгляды товарищей на жизнь, на веру, на Церковь не позволяют им сойти с того распутья, на котором они себя поставили, и не дают им опомниться и прийти в себя, размыслить о своей судьбе.
Они жалкие рабы своей среды, рабы мира грешного, во зле лежащего. Но если хочешь, христианин, идти за Христом и войти в славу Его, то ты должен непременно следовать за Ним, исполнять Его заповеди, смиряться, молиться, любить Его, страдать и терпеть.
Ст. 34-37 И, подозвав народ с учениками Своими, (Господь) сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (обретет ее. — Мф. 16:25). Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?
Слушай! Это для всех. Это обстоятельство для всех, и этого не минешь! Подмечай, как это открываемое слово Господь делает общим законом и как нарочито подчеркивает его неминуемость. Господь был отозван Петром в сторону от народа и даже учеников, и Петр прекословил Господу, не понимая предреченных Господом Его страданий (ст. 32). Господь отворачивается от Петра, и смотрит на учеников, и произносит Свое прещение Петру: «Отойди…» (ст. 33). А теперь совсем покидает Петра и уже не только смотрит, а и зовет, зовет, не только учеников, но и народ. Не ясно ли, что говорится Божественное слово, обращенное ко всем, как для всех обязательное и неминуемое? Это во-первых. И во-вторых, не ясно ли, что говорится какое-то особенное слово, если Господу угодно было оборвать беседу с избранным учеником, резко, с прещением отстранить его, сейчас же подозвать к Себе всех, стоявших поодаль, и к ним обратить Свое слово? Да, это было особенное слово. Почему же надо было ждать особенного слова? Да уже по одному тому, что ни много ни мало речь шла обо всем Господнем деле. Апостол Петр исповедал Христа Божьим Сыном (ст. 29), и ученики услышали в ответ основной закон христианства — закон непримиримости его с миром зла и отсюда закон страданий, закон смерти и закон победы в воскресение (ст. 31). Петр не понимает и не принимает закона страданий и хочет примирения с миром зла: «Будь милостив к Себе, Господи!» Петр хочет по-человечески повернуть христианство. Господь с резким прещением отстраняет от Себя избранного ученика, поворачивается ко всем и говорит. О чем же? Ну, конечно, Господь выправит грубую ошибку Петра, за которую назвал его «сатаною», и авторитетно еще раз утвердит истинную сущность Своего учения и дела, как они должны мыслиться — не по-человечески, а по-Божески. Но сейчас Господь говорит уже не о Себе. О том, что закон непримиримости с миром зла, и отсюда закон страданий, Он утвердит Своим личным примером, Господь сказал уже Своим ученикам (ст. 31). Сейчас Христос говорит и ученикам и народу, что это закон основной и потому общий и неминуемый, что каждому неминуемо пройти путем, по которому прошел Он, Спаситель, и что другого пути христианской жизни нет. Вот о каком важнейшем предмете будет Господня речь. Смотри Божие слово: «Кто хочет идти за Мною…» Так указывается путь всем, всем без изъятия: священнику, мирянину, а не только монаху, подвижнику и отшельнику. Всякий, кто хочет идти за Ним, т.е. называться и быть Его учеником, всякий неминуемо должен исполнить то, что дальше указал Господь, кем бы человек ни был, где бы ни стоял, чем бы ни занимался. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя». «Отвергнись себя»… Вот он неминуемый путь: отвергнуться себя. Как это? Отвергнуть что-либо — значит осудить как негодное, с решительностью отказаться, пренебречь и отбросить. Вот так и надо поступить с собой. Всего себя осудить, как последнего, негодного, и без малейшей жалости к себе отказаться от себя, с негодованием от себя отвернуться, с презрением пренебречь и с гневом отбросить себя в мусорную яму. Господи! Как же это? Господь продолжает: и не только этого Я требую от тебя. Я указываю тебе больше: погуби себя, как бы убей себя. Вот что нужно. Тогда ты Мой ученик. «Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю» (ст. 35). Страшный закон! Великий закон! Бросить себя в мусорную яму, погубить себя. Погубить всего себя, каков ты есть, целиком без остатка, а потом уже идти, и только тогда ты станешь Его учеником. Так решительно водворяется для будущих учеников закон отречения от мира зла, от греха. Требуется возненавидеть себя, отказаться от себя и погубить себя старого, греховного, естественного, каков ты есть по Адаму, каков ты есть без Христа. Надо, чтобы ты, Адамов, стал, как мертвый. Короче: надо, чтобы ты умер. Это закон смерти. Его так и обозначил Христос в другом месте, когда сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12:24). Значит, по слову Господа, если ты ищешь у Христа плода истины и плода жизни, то надо тебе, естественному человеку, человеку мира и греха, надо тебе идти на собственное уничтожение, гибель, смерть, как гибнет пшеничное зерно, тогда ты принесешь плод. Святой апостол Павел в Послании к Римлянам подробно излагает этот неминуемый закон смерти естественного человека, когда он пошел за Христом, чтобы получить плод. Он прямо так и пишет, что ветхий человек «умер», и не только умер, но и «погребен». «Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним (Христом), чтобы упразднено было (истреблено, уничтожено) тело греховное… (что) мы умерли со Христом…» (Рим. 6:3, 6, 8). И вы, пишет Апостол христианам, вы «умершие». «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха» (Рим. 6:11). И вы погребены. «Мы погреблись с Ним (Христом) крещением в смерть» (ст. 4). Так водружается закон смерти. В дальнейших словах ученикам и народу Господь объясняет этот великий и страшный закон. Господь утверждает, что для человека, если он хочет жить, нет выбора: ему неминуемо уничтожить себя. Как бы человек ни старался беречь себя и лелеять себя, как бы ни заботился о своем теле и как бы ни окружал всем вниманием свою душу, все равно конец его один — смерть, да не только физическая смерть, а — что ужаснее — духовная смерть, т.е. банкротство души еще при физической жизни. И никуда не укрыться от этого уничтожения смерти. Смерть неминуема для естественного человека потому, что природа его есть природа греха, а грех есть болезнь и отрава души и тела. Чем же может кончиться это систематическое изо дня в день, из часа в час отравление жизни, как не смертью? Это тоже всеобщий закон. О нем, как непререкаемом, говорит и святой апостол: с грехом вошла в мир смерть, и стала смерть неизбывным «оброком греха», которым расплачивается бедный человек (Рим. 5:12, 6:23). Апостол спрашивает естественного человека: «какой же плод (результат) вы имели» от своей естественной жизни? И отвечает: плодом вашим были дела, конец которых — смерть (Рим. 6:21). Так стала незыблемым законом жизни потеря жизни, смерть: «Кто хочет душу свою (жизнь свою) сберечь (по-земному), тот потеряет (погубит) ее» (Мк. 8:35). Это незыблемо во все дни до скончания века. Это закон. Проверь на примерах. Присмотрись к жизням вне Христа. Все они кончают смертью, и громадное большинство — еще при физической жизни. Смерть наступает или в результате сужения жизни до животных процессов, при которых постепенно атрофируется и отмирает человеческое, и человек движется до своей физической смерти руководимый животным инстинктом и злом, или же в результате тяжело переживаемого и сознаваемого душевного банкротства, когда человек бесплодно мечется из стороны в сторону в поисках оправдания жизни, а оправдания нет, покоя нет, счастье и удовлетворение неуловимы. А зло наступает, и захлестывает, и душит все лучшее, что крохами еще теплится в естественном человеке. Последний тип, конечно, морально выше первого, но и его конец — смерть души как ее банкротство, как невозможность построения жизни по правде без Христа. Так властвует закон жизни, по которому «оброком» неминуемого греха является неминуемая смерть. И некуда человеку податься. И нет у человека выбора, потому что кто же, не лишенный совсем рассудка, будет стараться приобретать и весь мир захватить приобретением, зная, что по существу-то дела копает могилу для себя, и что, чем больше он уходит в вещи мира, тем глубже его могила? Нет выбора для человека, потому что не может подыскать человек уравновешивающее гибель души. И чем же человек может компенсировать себя за смерть души? Какой выкуп даст человек за душу свою? Нет выбора! Вот почему и водружает Господь великий закон добровольной смерти. Это выход. Почему?! Закон неминуемой смерти, как расплата за грех, все равно властвует. И Господь напоминает об этой неминуемости… Он открыто объявляет людям ту крайнюю точку, тот тупик, в который вгоняет их грех. Показав всю безысходность жалкого положения человека, преданного греху и смерти, на этих разлагающихся гнилушках жизни, имеющих только видимость живого, Господь водружает новый великий закон — закон добровольного уничтожения себя. Зачем? Да затем, что на этом добровольном гробе сеется семя новой жизни. Устраняется ветхое — очищается почва для молодого; выкидывается больное — творится здоровое; погребается мертвое — встает обновленное и вечно живое. И выходит, что теряющий приобретает и жертвующий собой находит себя. Пшеничное зерно, упадшее в землю и разложившееся, приносит плод. «Кто потеряет (погубит) душу свою ради Меня, тот обретет (найдет) ее» (Мф. 6:25). Эта мысль о новой, живой жизни, вместо гниющей старой, подробнее развита Спасителем в беседе с Никодимом (Ин. 3:1-2). Беседа эта является как бы продолжением речи о погублении души, и в ней раскрывается дальнейшая мысль о росте новой жизни взамен отпадшей и погребенной. Господь указывает Никодиму, что надо ему вновь родиться для новой жизни, а в ответ на недоумение Никодима, как же ему, старому человеку, вновь родиться, Спаситель снова утверждает: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (ст. 5). И продолжает дальше: «Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (ст. 7), а затем объясняет, как происходит новое рождение от Духа (ст. 8). Значит, там — погубление, здесь — обретение. Там — смерть, здесь — новое рождение в жизнь. Видишь теперь, почему водружается Христом великий закон смерти: уничтожение ветхого Адама нужно для того, чтобы очистить место для нового человека. Погубление греховной души нужно потому, что на пепле мира, греха и тления, возрастает новая, вечная жизнь мира нетления и Царства славы. И, наконец, Господь Спаситель в этом Своем слове ученикам и народу обозначает путь, по которому неминуемо пойдет отвергшийся себя и возрождающийся в новую жизнь от Духа. Он обозначает его очень кратко, всего одним словом «Крест». «Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (ст. 34). Чем же будет этот путь Креста? Очевидно, он будет противоположным тому, который погребен. Тот был путь мира зла и греха — этот будет путем отрицания мира греха, путем праведности во Христе. И очевидно, этот путь обнимает собою всякую жизнь, все возрасты, все формы жизни, все роды людской деятельности, когда в них человек уже перестал быть рабом греха, а ведет борьбу с ним и хочет быть сыном Света, истинным сыном Небесного Отца. Тот, погребенный, был путь гибели, разложения и смерти — этот будет путем восстановления жизни и вечности. А почему он путь Креста? Очевидно, Господь обозначает его по примеру Своего пути. Его путь также был путем борьбы с грехом и злом, и он был путем крестным, путем страданий, и он закончился Крестом в собственном смысле. Так и путь Своего ученика Господь называет путем Креста, потому что и он есть путь борьбы с грехом. Вот почему и сказано: «Следуй за Мной», т.е. безбоязненно, как Мой ученик, иди по пути, по которому Я прошел… Иди с Крестом к своей Голгофе и через нее к своему воскресению. Этот неминуемый путь (за Господом) был, есть и навеки останется Крестом, т.е. путем страданий, потому что, во-первых, борьба с грехом всегда останется подвигом, насилием, т.е. соединена со страданием; во-вторых, и потому, что в мире зла и греха человек, идущий путем праведности, всегда будет не своим, встретит враждебность и на каждом шагу и с каждым днем будет чувствовать несродность окружающего, переживать конфликты с ним, страдать, доколе не «разрешится» от тела и со «Христом будет», т.е. пока окончательно не освободиться от соприкосновения с миром зла, как желал того апостол («Имею желание разрешиться и быть со Христом». — Фил. 1:23). Так вот каков закон смерти и закон Креста и восстания. Помни. Это обязательный и непреложный закон. Смотри, не подмени его компромиссными суждениями «своего» христианства! Это закон и объявлен в устранение человеческого суждения Петра. Там было утверждение мира и отрицание страданий, борьбы со злом, здесь — отрицание мира и утверждение борьбы со злом. Так поправил Петра Сам Христос. Это незыблемо, как сама истина. Это свято. А потому безжалостно осуди и похорони себя старого, греховного… пойди путем Креста, путем очистительных страданий за твоим Спасителем. Побори до конца грех Голгофою страданий, и ты, как победитель тленного, увенчаешься нетлением. И Первенец из мертвых Христос сделает тебя причастником Своего Воскресения. «Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его (через путь Креста), то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим. 6:5).
Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.
– Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя. И возьми крест свой, и следуй за Мной. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее. А кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее.
Что значит потерять свою душу? Господь Иисус Христос сказал ученикам Своим, а через них и всем истинным Своим последователям: кто хочет быть Моим последователем и учеником не на словах, а на деле, тот да отвержется себе. Забудет свое самолюбие. И возмет крест свой. Как Я взял Мой крест. И идет за Мною туда, куда Я несу Свой крест.
– Отвернуться себя, говорит Святитель Филарет Московский, не значит бросить душу и тело без внимания, без попечения. Но только отвергнуть пристрастие к телу и его удовольствиям. К жизни временной и ее благополучию. И даже к наслаждениям душевным, почерпаемым из неочищенной природы. К желаниям собственной воли. К любимым понятиям собственного мудрования.
Для чего же требуется самоотвержение? Для того, что без этого желание идти по Христе осталось бы несбыточным, человек был бы неспособен идти за Христом.
– Отвергается самого себя, пишет Святитель Феофан Затворник, тот, кто всегда был невоздержан, а ныне стал воздержанным. Таким был апостол Павел, отвергшийся себя, по его собственным словам: И уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2. 20). Он принимает и крест, умерев и распявшись для мира.
– Господь, поучает Святитель Феофан, требует решительного самоотвержения.
Отвергнись себя. Можно это выразить и так: брось свои интересы и преследуй одни интересы Господа. Это исполнишь, когда будешь всегда творить угодное Ему.
Как же это сделать? Смотри внимательно за тем, что в тебе внутри и что около тебя вовне. И строго определив как угодно Господу, чтобы ты поступил в том или ином случае, внешнем или внутреннем, поступай так. Не жалея себя и не вмешивая сюда своих расчетов, с полным самоотвержением.
Скажешь: определить это мудрено. Нет, не мудрено.
У нас есть заповеди ясные и определенные. Они выражают все, что угодно от нас Господу.
Остается только сделать применение их к данному случаю, а это не представляет больших трудностей. Достаточно иметь здравый смысл.
Не догадаешься – спроси у духовного отца своего или у другого кого, чье слово уважаешь, и поступи по указанию. Но всячески лучше изощрять свое рассуждение посредством чтения слова Божия и отеческих писаний, чтобы всегда иметь решателя с собою.
– Возьми крест свой. Крест Христов, говорит Святитель Филарет, составляет Его страдания, искушения и убиение. Претерпев един все это для нас, Он имеет совершенное право требовать, чтобы каждый из нас претерпел все это для Него.
Но чтобы не сокрушить нас тяжестью сего беремени, под которым Он Сам являлся изнемогающим, Он не возлагает на нас Своего великого креста. Но заповедует только каждому взять свой собственный крест.
Потерять душу значит, быть готовым понести столько страданий, искушений, внешних и внутренних, сколько на каждого в отдельности наведет наказующая, очищающая, и вместе, милующая судьба всем управляющего Провидения.
Не наше дело предназначать себе жребий. Наш долг – уметь принимать тот, который Господь нам назначает. И Христос не избирал и не умножал Себе страданий. А принял те, какие предоставила Ему премудрость, правда и судьба Отца Его.
Тем более нескромная и потому ненадежная была бы дерзость обрекать себя на многое трудное для нашей немощи. Которая не может и малое, легкое понести без вышней помощи.
Потому-то Господь не говорит: да умножит человек себе страдания, да распнет сам себя. Но меньше, снисходительнее – Возмет крест свой.
Что такое взять крест? Не убегать скорбного посещения. Не упорствовать против него. Быть в готовности принять оное.
Кротко дать себя вести, как овца на заклание. По образу Агнца и Пастыря – Христа. Если нужно пострадать за правду, если такова воля Отца Небесного.