Иллюзии, самообманы
Каждый человек понимает, что создание семьи, семейная жизнь — это вызов, к которому можно быть готовым, а можно — не вполне. Но в чем заключается этот вызов, у большинства даже семейных людей понимание смутное, поэтому и представление о готовности у каждого свое.
Большинство людей, размышляя о своей готовности к семейной жизни, ограничиваются узким числом критериев, концентрируя внимание либо на своих достоинствах, либо на недостатках. Например, красивая женщина может считать, что ее красоты достаточно, чтобы быть хорошей женой. Религиозная девушка может думать, что ее религиозность — универсальный ответ на все вызовы семейной жизни. Мало зарабатывающий мужчина, не имеющий своего жилья, может на основе этого делать вывод о своей непригодности к браку. А богатый, наоборот, может считать себя прекрасной партией уже потому, что он богат. Есть и много других «тоннельных взглядов» на этот вопрос.
Все эти точки зрения неверны ввиду своей ограниченности. На самом деле, чтобы создать семью не только по названию, но и по сути, нужен вполне определенный и довольно широкий спектр достоинств. Мы рассмотрим его ниже. Но вначале давайте разберемся, для чего нам нужны все эти качества.
Вызовы и задачи семейной жизни
Для того, чтобы зарегистрировать брак, сыграть красивую свадьбу, съездить в путешествие, а через 6-12 месяцев разбежаться, никаких особых качеств не требуется. К такому браку готовиться не нужно. К какому же браку нужна подготовка?
Мы не будем здесь глубоко рассматривать цели брака и их обосновывать, так как эта сторона вопроса рассмотрена во множестве других наших материалов. Вспомним лишь некоторые черты такой семьи, которую можно считать настоящей, счастливой, исполнившей свое предназначение.
1. Полноценная семья не распадается, когда дети становятся взрослыми. (И тем более — не распадается до того).
2. В течение всей жизни семьи сохраняется любовь между супругами, меняется лишь характер этой любви.
3. Оба супруга ощущают большинство своих личных потребностей удовлетворенными.
4. Оба супруга в течение всей семейной жизни растут как личности и реализуют свои таланты как внутри семьи, так и вне.
5. Дети (если они рождаются) в такой семье счастливы, уверены в любви родителей к ним и выходят во взрослую жизнь психологически сохранными и готовыми к дальнейшему гармоничному развитию.
Не знаю, может ли кому-то этот набор черт показаться легкодостижимым, но на самом деле таких семей меньшинство. И именно потому, что оба супруга или один из них не обладают необходимым набором достоинств. Они не были готовы, регистрируя брак, и не удосужились начать готовиться потом, когда начались проблемы. Ведь гораздо легче обвинить во всем второго партнера и мечтать о том, что если в следующий раз более удачно выбрать супруга, то семья будет гораздо счастливее. Или бесплодно жалеть себя, непутевую, как будто вы не можете измениться в желательную сторону…
Осознать реальность и начать меняться — никогда не поздно. Но счастье вам, если вы поставите себе такую задачу еще до вступления в брак.
А еще лучше — до выбора партнера. Потому что, подготовившись к браку, вы новым взглядом посмотрите на то, какой спутник вам нужен на этом великом пути. Пока вы сами еще не готовы к браку, вы совершенно точно выберете того, кто вам не подходит. Того, с кем не получится создать семью, которую мы описали в пяти пунктах.
Ведь вы не ходите тащить повозку за двоих?
Основные и второстепенные критерии
Наша работа в группе сайтов «Пережить.ру» с тысячами тяжелых семейных и личных ситуаций, удачные и не очень попытки помощи людям, позволили нам с полной определенностью выявить основные категории качеств человека, влияющие на то, как складываются его личные отношения, и семейные в частности. Вот эти три основные категории.
1. Психологическая сохранность (психологическая категория).
2. Мировоззрение (духовная категория).
3. Знания о строительстве семьи (информационная категория).
Ниже мы каждую из них рассмотрим подробно и покажем, почему при слабости хотя бы одного из супругов хотя бы в одном из этих трех пунктов шансы семьи резко снижаются.
Помимо этих трех основных критериев готовности человека к семейной жизни, есть и много второстепенных. В том числе:
— здоровье и внешность;
— доход и достаток;
— полезные навыки;
— дурные привычки;
— образование.
При внимательном рассмотрении этих критериев оценки готовности к семейной жизни легко обнаружить, что большинство людей, оценивая свою готовность к браку, смотрят именно на второстепенные вещи, мало внимания уделяя главным. А мы в этой беседе, наоборот, не будем подробно рассматривать второстепенное, ввиду его очевидности и субъективности, но уделим внимание главному и объективному.
Первый критерий: психологическая сохранность
Речь не об отсутствии у человека серьезных психических заболеваний, этот случай мы не рассматриваем, поскольку психиатрия — область медицины и от самого человека тут мало зависит. Речь о более тонкой материи — психологических нарушениях.
Все мы имеем те или иные психологические нарушения в той или иной мере. Вопрос в степени нашего отклонения от нормы. Чем она больше — тем больше у нас проблем в личных отношениях. Какие, например, это могут быть нарушения?
Например, низкое самопринятие, инфантильность, ложное чувство вины, слишком жесткие или слишком слабые личные границы. Каким образом эти и другие психологические проблемы отравляют нашу личную жизнь и семейные отношения?
1. Мы страдаем в личных отношениях.
2. Наши страдания мешают нам видеть страдания близкого человека и вообще понимать его.
3. Наши страдания заставляют нам причинять боль близкому человеку.
4. Наше непонимание не позволяет нам удовлетворять потребности близкого человека.
5. Теряется трезвое видение ситуации и путей ее разрешения.
6. Мы искажаем, нарушаем саму систему и иерархию семьи.
Это лишь некоторые, наиболее общие последствия наших психологических проблем для семьи. Есть и множество других. В результате мы не можем полноценно выполнять свою семейную роль. В нашей семье все страдают, и, что особенно печально, страдают и становятся наследниками наших психологических проблем наши дети.
Самой распространенной психологической проблемой является низкое самопринятие (не путать с самооценкой). Низкое самопринятие — плод того, что в детстве мы не получили достаточно принимающей любви от родителей. Человек с низким самопринятием испытывает в любых личных отношениях сильные эмоции (далеко не всегда радостные), принимая их за любовь. Но на самом деле любви там мало, больше любовной зависимости.
Зависимый человек встречает в личной и семейной жизни огромные проблемы. Начиная с того, что часто он выбирает себе в супруги кого-то проблемного, кому нужна помощь и с кем будет тяжело. Например, человека, также склонного к зависимости (любовной, алкогольной и пр.) Или гуляку, человека, неспособного хранить верность. В браке зависимый человек склонен к ревности, подозрениям, тревогам. Ему всегда не хватает внимания партнера. Он редко чувствует себя счастливым. Воображая, что он весь себя отдает семье (и действительно, уделяя семье много времени и внимания), он не дает подлинной принимающей любви ни супругу (супруге), ни детям, из-за чего все чувствуют себя обделенными в главном и не развиваются как личности должным образом либо деградируют (например, жених, еще только склонный к выпивке, становится явным алкоголиком).
Второй критерий: мировоззрение
Мировоззрение — это представление человека об этом мире и своем месте и пути в нем. Важнейшая составляющая мировоззрения — осознанное или подсознательное представление о смысле своей жизни.
Личность человека иерархична: более базовые вещи влияют на все остальное. Например, от понимания человеком смысла своей жизни прямо зависит видение им смысла своей семейной жизни.
Возьмем, например, такое популярное мировоззрение, которое можно выразить известным рекламным слоганом одного газированного напитка: «Возьми от жизни все!» Суть его в том, что человек стремится получить от жизни максимум разнообразных, по возможности приятных, ощущений. Может ли человек с таким мировоззрением создать настоящую семью?
Конечно, нет!
Нормально — стремиться быть счастливым. Но стремиться «взять все», накушаться разных ощущений, эмоций — совсем другое. Стремление «взять все» не может родить ничего доброго. Да, из стремления к приятным ощущениям может родиться ребенок. Но воспитать ребенка душевно здоровым и счастливым новоявленный родитель, исходя из «взять все», не сможет. Он даже, скорее всего, не сможет остаться в семье — ведь ему еще много чего нужно взять в других местах. И неизвестно, что хуже, присутствие такого человека в семье или его уход.
Чем более высока главная жизненная цель человека, тем более высокую цель человек может поставить для своей семейной жизни. И только с самой высокой целью семья может быть полноценной — такой, какую мы описали выше. То есть любовь (в правильном ее понимании) должна иметь в жизни человека наивысший приоритет.
И совершенно определенно можно сказать, что человек, у которого любовь в правильном ее понимании на первом месте, старается вести целомудренную жизнь. Потому что внебрачные связи уменьшают его способность любить. Длительные или частые интимные связи и тем более сожительства понижают нашу готовность к созданию семьи.
Важной составляющей мировоззрения человека является его представление о своей способности к изменениям и желание развиваться. К сожалению, многие люди путают себя с персонажами компьютерных игр, удел которых пройти определенный путь приобретений, потерь и дел и завершить игру точно такими же, как и начали.
Но жизнь человека бессмысленна без совершенствования самого себя, своей личности. Все жизненные кризисы, неизбежные на нашем пути, а в семейной жизни их будет много, ставят нас перед необходимостью меняться, преодолевать свои слабости ради счастья обоих. Если у человека хватает самокритичности, позитивного настроя, то он меняется, через это изменение преодолевает кризис — в результате семья сохраняется и выходит на новый уровень любви.
А человек-камень, компьютерный человечек меняться не хочет. Поэтому он не проходит испытания кризисами, и в его семье сначала умирают имевшиеся зачатки любви, а потом приходит конец и семье.
Третий критерий: знания о строительстве семьи
Бедой многих людей, особенно женщин, является слепая вера в созидательную веру эмоций. Им кажется, что взаимные чувства их всему научат в семейной жизни.
Это так же наивно, как думать, что если человеку очень хочется построить себе дом, то он чисто интуитивно, ничего не изучая, за счет одного своего желания, сообразит, как его построить. То есть страстное желание построить хороший дом поможет ему составить проект дома, придумать, как устроить фундамент, определить пропорции строительного раствора и даст ответ на сотни других вопросов, возникающих в процессе строительства.
Но никто так дома не строит, потому так дом построить невозможно. Если человек очень хочет построить себе дом, не являясь строителем, он много чего читает, изучает, советуется. В общем, приобретает знания о строительстве домов.
А несчастные строители семейных домов зачастую ограничиваются пересудами с подругами и приятелями — такими же неграмотными в вопросе семейного строительства, как и они сами. Плачевный результат закономерен.
На самом деле, построить семью ничуть не проще, чем построить дом. И, как в строительстве домов, в семейном строительстве есть свои правила, закономерности, навыки, которым нужно учиться. Иногда мы выносим верные представления о семье из семьи своих родителей, но мало кому так везет, и даже этих знаний может оказаться недостаточно.
Стремление будущих супругов отвергнуть весь опыт человечества и заняться в своей семье безграничным творчеством по принципу «А мы все сделаем по-своему. Как договоримся между собой, так и сделаем» неизбежно приведет к разочарованиям. Безусловно, каждый человек и каждая семья уникальны. Но духовные законы едины для всех. Хоть письменный договор составьте, хоть кровью его скрепите, но если там будет написано, что кирпич должен падать вверх, он все равно полетит вниз.
У людей, которые строят семью не на знаниях, а на эмоциях, особенно у тех, которые строят ее в форме сожительства, есть расхожий штамп: «Мы вместе, пока у нас сохраняются чувства». Тот, кто из этого исходит, уже проиграл, потому что не знает, что чувствами можно управлять, и как именно ими управлять. Представьте себе, что два человека выехали на санях, запряженных парой лошадей, по дороге, ведущей из Петербурга в Москву. Но поводья они в руки не берут, а говорят горделиво: «Мы едем из Петербурга в Москву, покуда нас лошади везут в Москву».
Глупо. Смешно. Грустно.
Знания о том, как сохранять любовь, как сделать, чтобы через испытания она прошла не убитой, а окрепшей — в этом суть всех знаний о строительстве семьи. Но ввиду сложности человеческой природы, объем необходимой информации довольно существенен и не приобретается чисто опытным путем.
Что делать? (Как готовиться?)
После всего сказанного выше, естественным будет вопрос: «И что делать? Как готовиться?»
Прежде всего, нужно привыкать познавать себя. Это не так просто. Узнать себя труднее, чем кого-то постороннего. Но при достаточном желании все получится. Главное тут, помимо желания, не бояться узнать что-то о своих недостатках. То есть нужно иметь самокритичность и избегать самооправданий, потому что самооправдания — смертельный враг движения вперед.
Основным источником информации для познания себя является наше общение с людьми. И особенно — то, что в общении с людьми вызывает у нас положительные и отрицательные эмоции. Что нас радует, а что, наоборот, угнетает или раздражает. Наблюдая за своими реакциями на события и обладая при этом определенными знаниями, можно будет сделать о себе вполне объективные выводы.
Если окажется, что у нас имеются существенные психологические проблемы, ими нужно заниматься. И самостоятельно, и с психологом. Рассчитывать, что психолог все сделает за вас, ни в коем случае не стоит. Максимум, если очень повезет, — он поможет вам узнать себя и укажет верное направление, куда двигаться, что менять в себе. Львиную долю работы в любом случае вам придется проделать самостоятельно.
Причем, чем существеннее проблема, тем больше времени уйдет на ее устранение. Например, проблема самопринятия, любовной зависимости, может потребовать и трех, и пяти лет, в зависимости от ее степени и вашего усердия. Но все-таки лучше потратить 3-5 лет и потом создать полноценную семью, чем поторопиться и потом несколько лет мучать себя и других людей в искаженной семье, а в итоге остаться на развалинах с еще большими душевными травмами.
Изменить мировоззрение очень сложно, но возможно. Прежде всего, конечно, нужно читать. Много и разное. Мой совет — ни в коем случае не упускать из своего круга чтения православную святоотеческую литературу (начать можно с книг Иоанна Лествичника, Аввы Дорофея, Никодима Святогорца, Иоанна Кронштадтского). Ничего более глубокого и стройного о смысле человеческой жизни не найдете.
Частой ошибкой в поиске верного смысла жизни является мнение, что окончательно наше представление формируется на основе нашего трезвого анализа прочитанной литературы. Это не так! Нам только кажется, что мы трезво все проанализировали и сделали выводы. На самом деле, как говорят психологи, «Структура мышления определяется структурой деятельности». То есть наш образ жизни оказывает решающее влияние на формирование нашего мировоззрения.
Поэтому усовершенствовать свое мировоззрение можно только усовершенствовав свое поведение.
Допустим, человек ведет довольно нецеломудренную жизнь, регулярно (пусть и не часто) меняет половых партнеров. И такой человек решил подготовиться к созданию семьи, почитать литературу о смысле жизни. Так вот, если в процессе попыток познания такой человек не изменит своего поведения, у него не получится исправить свое мировоззрение. Если в психологической книжке будет сказано о том, что лучше воздерживаться от секса до брака, он придумает объяснение, почему это неправда или к нему не относится. А православную литературу такой человек не сможет даже взять в руки — настолько его мышление изуродовано его сомнительным поведением. Поэтому единственный вариант для такого человека что-то понять о своей жизни — взять «мораторий» на половые связи хотя бы на несколько месяцев. И только потом уже начинать что-то серьезное читать и обдумывать.
Что касается третьей составляющей вашего будущего счастья — знаний о строительстве семьи, это самое простое. Стоит почитать сайт «Настоящая любовь» и качественную практическую психологическую литературу (не вузовские учебники, но и не попсу). Задачи — понять цель семейной жизни, устройство семейной иерархии, потребности супругов. Заранее узнать типичные трудности, которые возникают в семейной жизни и то, как они решаются. Кто предупрежден — тот вооружен.
Прекрасное подспорье в деле подготовки к семейной жизни — курс Заочной школы Любви «Основные принципы строительства семьи». С его помощью за довольно короткое время можно хорошо проработать информационную составляющую и отчасти — психологическую.
© Realove.ru
( 21 голос: 4.95 из 5 )
Статья помогла? Поддержите работу сайта!
Перевести средства на работу сайта
Помочь делом
Последние сообщения в форуме
| Главная | Наши книги | Волонтерская помощь | Аудиокниги | Аудиотека | Авторы | Станьте автором! | Помочь проекту | Наши баннеры | | Карта сайта | О проекте | © «Настоящая любовь». 2007-2016. Группа сайтов «Пережить.ру».
Без разрешения редакции допускается использование на одном сайте не более одного материала с www.realove.ru.
При воспроизведении материала обязательна гиперссылка на www.realove.ru
ПОДГОТОВКА ДЕВУШЕК К СЕМЕЙНОЙ
ЖИЗНИ
В ЭТНОПЕДАГОГИКЕ НОГАЙЦЕВ
©юн Тарасова Н.А.
Карачаево-Черкесский государственный университет
В статье рассматривается роль семьи в духовно-нравственном становлении личности; обосновывается необходимость изучения и использования средств и методов ногайской этнопедагогики в воспитании девушек.
Ключевые слова: семья, духовно-нравственное воспитание, трудовое воспитание, эстетическое воспитание, преемственность, ногайская этнопедагогика.
Брачно-семейные отношения во все времена играли важную роль в жизни каждого человека, оказывая влияние на все сферы его жизнедеятельности. Стабильность общества определяется стабильностью семьи и наоборот. Семья играет важную роль в духовно-нравственном становлении личности будущего гражданина и семьянина. Именно в семье закладываются и формируются характер человека и его нравственные качества и ценностные ориентиры. В семье получает каждый человек свои первые представления о внутрисемейных отношениях, о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, о воспитании детей и др. Если семья не справляется со своей воспитательной функцией, там, где родители не осознают свою ответственность за нравственное воспитание своих детей, происходит отчуждение личности от семьи. Следствием же ослабления духовных связей родителей и детей является то, что взгляды молодежи на мир, на все многообразие явлений природы и общества, на общественные и личные отношения, на свое место в этом мире часто формируются только под воздействием средств массовой информации, а также опыта ближайшего окружения сверстников, которые нередко оказывают негативное влияние, истинные ценности, основанные на вековых гуманистических традициях народа, при этом подменяются ложными. Духовно-нравственное воспитание возможно только при условии преемственности поколений, тесной духовной связи с культурным наследием прошлого. Такую связь обеспечивает полноценная семья.
Последствия экономических и социально-политических преобразований нашего общества привели к кризису института семьи в стране. Общество столкнулось с целым
рядом важных и острых проблем, таких как снижение престижа семьи, неблагоприятная демографическая ситуация, рост разводов и др.
Поэтому в настоящее время актуальным является вопрос о духовно-нравственном воспитании молодых людей, об их подготовке к будущей семейной жизни. Для успешного решения данной проблемы необходимо изучение и использование духовно-нравственного опыта народной педагогики, в котором отражается национальное своеобразие системы воспитания каждого народа и который составляет основу традиционного семейного воспитания. Ведь именно семья служит хранительницей и главным ретранслятором педагогических идей и опыта народа, нашедших отражение в фольклоре, самобытных традициях, обычаях, песенно-музыкальном, декоративно-прикладном искусстве, художественных произведениях и исторических материалах. Эти идеи и воспитательный опыт являются составной частью культурного наследия народа. Гуманистический, общечеловеческий характер народной педагогики, богатейший запас методов и приемов воспитания могут оказать неоценимую помощь в духовно-нравственном воспитании молодого поколения, в частности девочек.
Духовно-нравственному воспитанию девочек у ногайцев, как и у других народов, уделялось особое внимание, обусловленное пониманием исключительной роли женщины-матери в воспитании и развитии личности ребенка, а значит, и будущего народа. Как отмечает А. Э. Измайлов, «в народной педагогике материнство рассматривается как высшая социальная ценность, как естественная потребность в продолжении человеческого рода. Все народы заслуженно возвеличивают женщину-мать, создают культ матери. …Мать — единственный человек, чья любовь к детям благородна, бескорыстна, удивительна по своей мудрости, безграничности и мужественности» .
Именно женщина-мать, рождая и воспитывая детей, закладывает основы духовно-нравственных ценностей в своих детях, сохраняет и передает следующему поколению проверенные временем нравственно-этические традиции и нормы морали, обеспечивая тем самым не только физическое продолжение человеческого рода, но и духовно-нравственную преемственность. Именно поэтому воспитание девочек заключалось в формировании в них качеств, необходимых для будущей семейной жизни, для выполнения ими социальных ролей дочери, жены, матери. К ним относились такие качества, как скромность, трудолюбие, уважение к старшим, отзывчивость, доброта, женственность, веселый нрав и др. О великом предназначении матери в жизни человека, ее решающей роли в воспитании народ говорил языком пословиц и поговорок: «Атасыз оьксиз ярты оьксиз, анасыз оьксиз — керти оьксиз» («Потерявший отца — сирота наполовину, потерявший мать — полный сирота»).
Подчеркнем, что духовно-нравст-венную подготовку юноши или девушки в традиционной системе воспитания у ногайцев невозможно рассматривать вне контекста трудового воспитания. Именно поэтому среди основных качеств семьянина особое место занимает трудолюбие, умение и желание трудиться на благо семьи. Формированию трудолюбия и уважительного отношения к труду способствовало раннее включение детей в трудовую жизнь семьи: «Балады ястан, келинди бастан тербиялав» («Ребенка воспитывай с малых лет, а невестку — с первых дней»), С раннего возраста у ребенка вырабатывали самостоятельность, трудовую активность, что благоприятно сказывалось на всем физическом и духовном развитии, на
формировании индивидуальности. Кроме того, совместное проживание в семье нескольких поколений создавало необходимые условия для выработки идеала семьи и подготовки к семейной жизни в естественных условиях. Прочность семейных отношений, родственных связей, единство целей и интересов, совместная деятельность на благо семьи и ее отдельных членов способствовали тому, что семья как коллектив обладала большой воспитательной силой. Вот почему результаты семейного воспитания были значительными, удовлетворявшими семью и общество.
В опыте трудового воспитания ногайцев достаточно четко прослеживается возрастной и дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек, что распространяется на воспитание в целом, а значит и на общую подготовку к семейной жизни юношей и девушек. Следует отметить, что у ногайцев, как и у других народов, взрослая полноценная жизнь предполагала создание семьи. Это являлось нравственным долгом каждого достигшего брачного возраста человека. Поэтому главной целью семейного воспитания было формирование необходимых в будущей семейной жизни качеств. Содержание же воспитания, его основные направления определялись особенностями жизнедеятельности, многовековыми национальными обычаями и традициями ногайцев.
Первые годы жизни дети воспитывались под присмотром матери и бабушки, но уже с 4-5 лет начиналось дифференцированное обучение и воспитание мальчиков и девочек. В частности, с 4-5лет мальчиков осваивали верховую езду, а с 11-14 лет участвовали в конных состязаниях. Их учили ухаживать за скотом, выделывать шкуры и т. д. Девочек же с раннего возраста приучали работать по дому, помогать по хозяйству, шить, вязать и пр. Уже с 10-12 лет девочек не выпускали из дома без сопровождения. В них воспитывали скромность, мягкость, а в мальчиках — мужество, ловкость, силу. И тем и другим передавались знания норм поведения в семье и обществе. И тех и других готовили к выполнению будущих социальных ролей: мальчиков к роли отца — главы семьи, мужа, защитника семьи и Родины, а девочек, соответственно — к роли матери, жены, хозяйки дома . Находясь, как правило, в женском обществе, включающем мать, бабушку, других женщин семьи, девочки с раннего возраста приучались к выполнению посильных работ по дому, обучались тем видам трудовой деятельности, которыми им придется заниматься в будущем, в замужестве. Помимо хозяйственных работ девочек учили прясть шерсть, ткать, валять войлок, вязать и т. д. Большое внимание уделяли умению аккуратно и чисто убирать жилое помещение. За девочкой закреплялись определенные обязанности по выполнению конкретных поручений. И всегда мать или бабушка контролировали качество их выполнения.
По словам нашего информанта Майи М. (62 г., с. Кызыл-Юрт), в детстве, когда в селе не было электричества и водопровода, в ее обязанности входило принесение воды, специально для чего были сделаны маленькие ведерки, чистка стекла керосиновой лампы от копоти, и бабушка каждый вечер давала ее работе оценку, применяя при этом такие приемы поощрения, как похвала, одобрение, добрые слова, подчеркивающие значимость ее труда. По словам информанта, ее мама и бабушка говорили, что в их времена девочкам давалось такое воспитание, чтобы, входя в дом мужа, она с первых дней могла вести хозяйство, умела готовить еду, шить, изготавливать шерстяные изделия, ухаживать за ребенком и др. (ногайские семьи тогда, как правило, были многодетными, и опека старшими детьми младших была обычным занятием).
Придавая большое значение воспитанию трудолюбия, ногайцы исходили из того, что только в труде можно сформировать полноценную личность и достойного члена общества: «Аьдаемди аьдем куллык эткен» («Труд делает человека человеком»).
То, что трудолюбие выступало в ногайской народной педагогике мерилом нравственности и достоинства человека, своего рода гарантией счастливой и благополучной жизни, способом самоутверждения и самореализации, отражено в устном народном творчестве, а наиболее кратко, но ярко — в пословицах: «Оьнерли оьлмес, оьнерсиз куьн коьрмес» («Трудолюбивый не пропадет, а ленивый не увидит счастливого дня») ; «Оьнерли оьлмес, оьнерсиз кун коьрмес» («Владеющий искусством не умрет с голоду, а не владеющий не увидит достатка»),
В настоящее время этот опыт ценен тем, что ребенок, вовлеченный с ранних лет в посильный домашний труд, приученный к работе, к выполнению поручений, вырастает полноценной личностью, креативной и способной принимать самостоятельные решения, т. е. в детстве он приобретает социальный опыт, который затем переносит во взрослую жизнь, поэтому сможет обеспечить себя и свою семью, будет психологически готовым к воспитанию собственных детей. К сожалению, у современных детей, и девочек в частности, такой опыт часто отсутствует. Они стремятся создать семью, будучи неподготовленными ни к супружеству, ни к материнству, результатом чего становится развод, от которого страдают и взрослые, и дети.
В пользу того, что традиционный опыт трудового воспитания девочек востребован и в современных условиях, свидетельствует наш полевой материал. Так, М. А. Булгарова из г. Черкесска рассказала, что десять лет назад ей довелось принимать участие в телепередаче «На золотом крыльце», посвященной трудовому воспитанию девочек в современной ногайской семье. Мнения участников круглого стола тогда разделились: одна группа выступала за активное трудовое воспитание, основанное на народных традициях, другая группа была категорически против приобщения девочек к домашним делам, мотивируя свою позицию тем, что домашний труд автоматизирован и что все можно купить. А девочкам лучше дополнительно давать музыкальное образование, обучать иностранным языкам и т. д. Наш информант на основе личного опыта доказывала, что приобретенные ею в родительском доме умения и навыки помогли ей потом в личной семейной жизни: «Меня в моей семье приучали с 6-7 лет принимать посильное участие в домашней работе. Я постепенно обретала опыт, который мне очень пригодился во взрослой самостоятельной жизни. Если в молодых семьях зачастую возникают проблемы из-за отсутствия такого опыта, то у меня их не было. Я с удовольствием готовила, создавала уют в доме. Мне не было тяжело вести дом и одновременно работать. Успевала себе сшить платье, юбку или подшить брюки мужу, связать дочке шапку, нарядное платье. Исходя из своего опыта, я пришла к выводу, что девочку в семье надо готовить к взрослой жизни, помогать обретать навыки, необходимые женщине, будущей матери, хозяйке дома». При встрече через 10 лет оппонент М. А. Булгаровой признала ее правоту: сама жизнь доказала, что знание языков и музыки и пр. не должно исключать приобретения трудовых навыков. Опыт семейной жизни ее дочери, привыкшей легко получать все, что только пожелает, оказался неудачным.
Наряду с трудовым воспитанием девочек приучали к личной гигиене, к уходу за собой, своей внешностью, о чем свидетельствует народная детская
песня:
Аьруьв кызлар эртенъ мен турар,
Аьрув кызлар бет пен колларын ювар,
Аьруьв кызлар шашларын тарар,
Шашларыннынъ ушына сылтыратып пул кадар,
Аьруьв кызлар эртенъ минен уьй йыстырар,
Аьруьв кызлар эртенъ минен сув аькелер…
Хорошие девочки рано утром встают,
Хорошие девочки лицо и руки моют,
Хорошие девочки расчесывают волосы,
Хорошие девочки монисты в косы вплетают,
Хорошие девочки с утра дом убирают,
Хорошие девочки рано утром по воду идут…
В девушке, конечно же, высоко ценились физическая красота и здоровье, которые воспевались в устном народном творчестве. Так, в лиро-эпической поэме «Карагайдар и Кызыл-Гуль» звучит песня Карагайдара, посредством которой герой извещает любимую о своем появлении и которая выражает народный эстетический идеал девичьей красоты:
«Бел зимою белый снег -Кызыл-Гуль того белей;
Поздним летом ал гранат -Губы Кызыл-Гуль алей,
Словно мед ее слова -Слаще всех других сластей…»
(Перевод Н. Капиевой )
Отметим, что и в имени девушки отражено представление народа о женской красоте: Кызыл-Гуль в переводе означает красная роза, то девушка должна быть так же красива и прекрасна, как цветок, доставляя радость и эстетическое наслаждение. Если же девушке не посчастливилось родиться красивой, то народ советует: «Кызынъ яман болса, кызыл кийгист» («Если твоя дочь некрасивая, наряжай ее во все красное»), В нравственном идеале ногайцев красота, добро, милосердие, благочестие, уважение к старшим тесно переплетались с трудолюбием, ответственностью за порученное дело, умением вести себя в обществе. Важное значение в подготовке молодежи к семейной жизни, и в частности девушек, имели народные свадебные традиции и обряды, красочность и выразительность которых способствовали пробуждению радостных переживаний, ярких впечатлений, давали понимание глубинного нравственного смысла обрядности.
Особое место девочки в ногайской семье отмечает С. Ш. Гаджиева: «Девочка в ногайской семье занимала привилегированное положение, ей, по возможности, поручались легкие, «чистые» работы. С 11-12 лет как невесте ей отводили отдельное помещение, а если семья такой возможности не имела, то угол, который отделяли занавеской. Девочку с ранних лет одевали лучше, чем мальчика, учили кроить, шить, вышивать. В богатых семьях ее учили и золотошвейному искусству» .
Однако, придавая большое значение природным физическим данным девушки, народ в большей степени ценил ее духовную красоту, ее поведение, определяемое ее нравственными качествами, такими как скромность и трудолюбие, хозяйственные умения и навыки, а также знание народных обычаев и этикета. Также воспитание девушек предполагало выработку умений петь, танцевать, играть на народных музыкальных инструментах, слагать лирические куплеты, рассказывать поучительные сказки и др., и включало «весь комплекс явлений традиционной духовной культуры,
реализуемый в словах, идеях, представлениях, звучаниях, движениях» . В народе говорили: «Кыз кылыгы ман суйдирер» («Девушка заставляет полюбить себя своим поведением»), И именно этим руководствовались при выборе невесты.
Таким образом, народ всегда осознавал важность использования методов воспитания, нацеленных на выработку этики поведения, трудолюбия и других нравственных качеств. При этом методы нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания носили взаимопроникающий, взаимодополняющий характер и выступали в тесном единстве и взаимодействии. К наиболее распространенным методам относились личный пример, упражнение, приучение, а также беседа, убеждение, объяснение и т. д. Важное место занимали поощрение и порицание, определяющие некоторые рамки функционирования нравственного сознания.
Сегодня крайне важно изучение и приведение в научную систему опыта народного воспитания и разработка научно-теоретических основ его использования в воспитании современных девушек.
Примечания
Асмаковец Елена Сергеевна
кандидат психологических наук,
доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии
Лазутина Ольга Евгеньевна
студентка специальности «Социальная работа»
ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»
Омск
Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли. И это не удивительно, семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. По мнению Т.В. Андреевой, семья – это социальный институт, обладающий определенными социальными нормами, образцами поведения, санкциями, правами и обязанностями, осуществляющий организацию и регулированию поколений. Роль семьи в обществе несравнима по своей значимости ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
Но в настоящее время, отмечается тенденция разрушения семей. По данным статистических исследований Росстата на первый квартал 2010 года в Росси на 100 браков приходится более 80 разводов. А по данным статистики Омской области за первые полгода 2011 года на 100 браков приходилось 63 развода. Абсолютное большинство разводов приходится на адаптационный период семейной жизни, период «молодой семьи».
Молодая семья – это супруги активного, репродуктивного возраста (до 28 лет) проживающие совместно с момента фактического образования супружеского союза не менее двух лет, с родственниками или без них, с детьми или без них, с любыми ориентациями на детность .
В молодых семьях формируется модель будущих семейных отношений — распределение власти и обязанностей, духовные связи между супругами, поиск такого типа отношений, который удовлетворял бы их обоих, вырабатываются общие семейные ценности. Специалисты утверждают, что этот процесс напрямую зависит от неготовности супругов к семейной жизни.
Неготовность к браку проявляется в нереалистичности ролевых ожиданий и установок супругов. Осознание того, что реальный человек не соответствует идеальному образу, играет деструктивную роль, приводит к глубокой неудовлетворенности партнером, собой, отношениями в целом. А стабильная семья может быть создана при определенной готовности молодых людей к семейной жизни.
Поэтому, чтобы помочь семьям избежать разводов на начальном этапе семейной жизни, супругов нужно готовить к браку. Средством такой подготовки может являться разработка и внедрение соответствующих программ. Нами была разработана программа формирования готовности к браку молодых супругов.
Разработке программы предшествовало выявление особенностей готовности к браку молодых супругов совместно проживающих от 2 до 4 лет, в возрасте от 18 до 24 лет, со средним специальным или высшим образованием, без детей.
Под готовностью к браку, вслед за Ю.Е. Алешиной, мы понимаем систему социально-психологических установок личности, определяющую эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества . И выделяем: социально–нравственную; мотивационную; педагогическую и психологическую готовности . Помимо выделения компонентов готовности к браку, важно обратить внимание на то, что готовность к браку определяется не только уровнем развития ее компонентов, но и соотношением ожиданий и установок супругов.
Для выявления особенностей готовности к браку молодых супругов мы использовали: методику «Ролевые ожидания и притязания» (РОП) А.Н. Волковой; методику «Уровень субъективного контроля» Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинда (шкалу интернальности в сфере семейных отношений).
Мы определили параметры оценки составляющих готовности к семейной жизни и с помощью описанных выше методик:
Социально – нравственная готовность предполагает гражданскую зрелость, понимание социальной значимости семьи, обладание чувства ответственности, уважение будущего супруга, знание прав и обязанностей вступающих супругов в брак, здоровый образ жизни способствует развитию духовной культуры человека, укреплению внутрисемейных отношений, поддержанию дружеских и высоконравственных отношений с окружающими людьми. Поэтому параметрами оценки являются следующие шкалы: эмоционально-психотерапевтическая, социальная активность, хозяйственно-бытовая, личностная идентификация с супругом, интернальность в сфере семейных отношениях.
Мотивационная готовность включает в себя любовь как основной мотив создания семьи, готовность к самостоятельности, чувство ответственности за создаваемую семью, готовность к рождению и воспитанию детей. Поэтому параметрами оценки являются следующие шкалы: хозяйственно-бытовая, интернальность в сфере семейных отношениях
Педагогическая готовность включает в себя педагогическую грамотность, хозяйственно-экономические умения и навыки, сексуальную воспитанность. Поэтому параметрами оценки являются следующие шкалы: интимно-сексуальная, хозяйственно-бытовая, родительско-воспитательная.
Психологическая готовность — это наличие развитых навыков общения с людьми, единства или схожести взглядов на мир и семейную жизнь, умения создать здоровый морально-психологический климат в семье, устойчивости характера и чувств, развитых волевых качеств личности. Поэтому параметрами оценки являются следующие шкалы: эмоционально-психотерапевтическая, социальная активность, личностная идентификация с супругом.
Проведенное нами исследование показало, что уровень компонентов готовности к браку у молодых супругов высокий (показатели находятся в пределах среднего и высокого уровня):
— социально-нравственная готовность: у супругов присутствуют внесемейные интересы, являющиеся основными ценностями в процессе межличностного взаимодействия супругов; общность интересов и потребностей; ответственность за события, происходящие в семье (при чем уровень ответственности у мужчин выше, чем у женщин);
— мотивационная готовность: молодые супруги проявляют самостоятельность, ответственность за свою семью, готовность к рождению и воспитанию детей;
— психологическая готовность: супруги обладают навыками общения с людьми, им свойственно единство и схожесть взглядов на мир и семейную жизнь, общность интересов, ценностных ориентаций, внесемейных интересов, в тоже время, анализ результатов исследования показал, что у мужчин и женщин присутствует потребность в получение эмоциональной и моральной поддержки со стороны супруга(и), при чем, женщины более активны в оказании такой поддержки, нежели мужчины;
— педагогическая готовность: супруги проявляют активность в хозяйственно-бытовой организации семьи, они обладают педагогической грамотностью и сексуальной воспитанностью.
Несмотря на то, что уровень готовности у супругов высокий, присутствуют пары, в которых у супругов отмечается несоответствие ожиданий и притязаний, т.е. несоответствие между идеальным образом супруга, и виденьем своей роли в семье, что способствует возникновению конфликтов в семье, приводит к глубокой неудовлетворенности партнером, собой, отношениями в целом, что является фактором риска благополучия и целостности семьи и нуждается в коррекции или даже в формировании новых более конструктивных.
Полученные результаты подтверждают необходимость разработки и проведения программы формирования готовности к браку за счет коррекции и формирования ожиданий и притязаний супругов в молодых семьях.
Разработанная нами программа формирования готовности к браку в молодых семьях направлена на коррекцию и формирование ожиданий и притязаний супругов за счет выявления внутренней картины конфликтов у супругов; помощи супругам эксплицировать имеющиеся у каждого из них представления об идеальном партнере и расхождения в образах идеального и реального супруга, сблизить эти образы; повышения уровня позитивности восприятия супруга(и), создав, таким образом, адекватное представление о супруге как о личности, о равноправном субъекте, а не объекте общения; оказания помощи в развитии взаимной эмпатии и конструктивной рефлексии у обоих супругов; обучения брачных партнеров подачи обратной связи, которая по форме и содержанию была бы приемлемой для супруга; научения супругов нести ответственность за свои взаимоотношения и отношения в своей семье.
Участие супружеских пар в тренинге предоставляет им возможность своими глазами увидеть неадаптивные формы межличностных отношений и обучиться новым. Во время занятий важны взаимная поддержка членов группы с аналогичными проблемами и использование опыта других людей. С помощью членов группы каждый ее участник может исследовать и отрепетировать различные формы поведения и оценить его результаты. Группа оказывает моральную поддержку каждому ее члену, укрепляет в нем чувство собственного достоинства необходимое для выхода из катастрофической зависимости от партнера. Помимо этого группа помогает каждому участнику адаптироваться к семейной ситуации, что позволяет сохранить семью.
Программа реализуется в форме тренинга-семинара и включает в себя пять блоков. Задачи каждого блока:
Блок 1. Самовосприятие и осознание собственного ролевого репертуара: дать возможность участникам тренинга оценить себя; обучить выявлению «Я»‑концепции и ее связи с окружающими людьми; развивать умение видеть себя глазами других и понимать окружающих.
Блок 2. Семейные ценности, традиции семьи: стимулировать размышления о семейных ценностях и обсуждение их значимости в семейном кругу; продемонстрировать уникальность данной семьи среди других семейных союзов, пробудить чувство гордости ею; передать в игровой форме ту мысль, что каждая семья – объединение личностей с разными характерами, ценностями, интересами и запросами.
Блок 3. Семейные роли и установки: продемонстрировать участникам тренинга амбивалентность стереотипного мышления, его положительные аспекты и опасности; показать зависимость поведения от ожиданий других людей; способствовать осознанию влияния доминирующего мнения, предубеждений, заведомо принятых решений на проявляемые в семейной жизни модели поведения; позволить супругам взглянуть на свой брак и увидеть его и друг друга по-новому, стимулировать открытое и честное обсуждение своих желаний и стремления к переменам и обновлению; способствовать отказу от негативного восприятия партнера, помочь участникам преодолеть внутренние барьеры, страх и неуверенность перед изменениями; способствовать изменению стереотипов восприятия; продемонстрировать на практике различия, присущие подходу различных людей к одной и той же проблеме, рассмотреть существующие методы и подходы к ее разрешению; способствовать осознанию важности определенных качеств характера для построения качественных, демократичных, укрепляющих семью партнерских отношений; проанализировать представления о гендерных различиях и их влияние на формирование личности, на совместную семейную жизнь.
Блок 4. Коммуникативная компетентность: проинформировать о 3-х компонентной структуре общения: социально-перцептивная сторона общения (психологические механизмы создания образа собеседника), коммуникативная сторона общения (вербальные и невербальные средства общения) и интерактивная сторона общения (позиции и роли); способствовать осознанию важности определенных качеств характера для создания благоприятной семейной атмосферы; сформировать навыки сознательной постановки и снятия «блоков коммуникации», чтении невербальных признаков «закрытого и открытого» межличностного взаимодействия; демонстрация того, что каждая семья; объединение личностей с разными характерами, ценностями, интересами и запросами; расширить диапазон коммуникативных возможностей, усилить способность к эмпатическому сопереживанию; сформировать навыки концентрации внимания на партнере; способствовать развитию навыков «обратной связи» партнеру.
Блок 5. Конструктивное поведение в конфликтах: проинформировать о конфликтах: видах, основных структурных элементах, динамике, механизмах возникновения, конструктивных и неконструктивных стратегиях поведения в конфликте; способствовать осознанию своего поведения в конфликте; сформировать навыки конструктивного поведения в конфликтах; продемонстрировать многообразие подходов к проблеме; мобилизовать внимание и творческую фантазию супругов в ходе решения групповой задачи, актуализировать внутренний коммуникативный потенциал семьи; продемонстрировать супругам принятые в семье коды и подходы к решению проблемы/задачи; способствовать осознанию положительных и отрицательных факторов доминирующего поведения; дать возможность высказаться по проблематике семейных отношений (что иногда позволяет предотвратить разрастание конфликта, его переход в межличностное столкновение); способствовать развитию гибкости и толерантности, навыков преодоления внутреннего диссонанса, конфликта, связанного с противоречивыми взглядами на проблему; сформировать навыки бесконфликтного взаимодействия и позитивного отношения к проблемной ситуации; способствовать осознанию эмоциональных состояний, сопровождающие конфликтное взаимодействие; проанализировать разрушительные иррациональные убеждения; проанализировать вторичные выгоды от нерешенного конфликта.
Программа формирования готовности к браку молодых супругов была реализована нами в период с ноября по декабрь 2011 года. В апробации программы участвовали супруги из молодых семей, которые принимали участие на первом этапе нашего исследования. В этих парах было выявлено несоответствие ожиданий и притязаний супругов, что является фактором риска благополучия и целостности семьи и нуждается в коррекции.
Через неделю после окончания тренинга, нами была проведена повторная диагностика с помощью методик, использованных нами на первом этапе исследования.
Анализ результатов диагностики после проведения тренинга показал, что у супругов после участия в программе отмечается сближение показателей ожиданий и притязаний, т.е. идеальный образ супруга (и) сблизился с виденьем своей роли в семье самого супруга(и), что способствует укреплению семьи и снижает риски возникновения конфликтов в семье, приводит к глубокой удовлетворенности партнером, собой, отношениями в целом.
Литература:
1. Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем семейной жизни: Дис. … канд. психол. наук. — М., 1995. — 250 с.
2. Андреева Т.В., Кононова А.В. Распределение ролей в молодой семье / Психология и политика. Тез. научно-практ. конф. Ананьевские чтения, 2002. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2002.
3. Сизанов А.Н. Здоровье и семья. Психологический аспект. – Беларусь, 2008. – 463с.