Сегодня мы разберем совсем не однозначную тему – инфантильность. Термин «инфантильность» происходит от слова «инфант».
Из Википедии: Инфа́нт, женская форма инфа́нта (исп. infante, порт. infant) – титул всех принцев и принцесс королевского дома в Испании и Португалии.
Инфантилизм (от лат. infantilis – детский) – это незрелость в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам.
Навигация по статье:
1. Психический инфантилизм;
2. Психологический инфантилизм;
3. Как появляется инфантилизм?
4. Как проявляется инфантилизм?
5. Как выглядит инфантилизм?
6. Что делать?
В переносном смысле инфантилизм (как детскость) – проявление наивного подхода в быту, в политике, во взаимоотношениях и т. д.
Реклама
Для более полной картины необходимо отметить, что инфантилизм бывает психическим и психологическим. И главное их отличие не внешнее проявление, а причины возникновения.
Внешние проявление у психического и психологического инфантилизма похожи и выражаются они в проявлении детских черт в поведении, в мышлении, в эмоциональных реакциях.
Чтобы понять различие психического и психологического инфантилизма необходимо разобраться в причинах возникновения.
Содержание
- Психический инфантилизм
- Психологический инфантилизм
- Как появляется инфантилизм
- Как проявляется инфантилизм
- Как выглядит инфантилизм
- Что делать
- Ошибка 1. Жертвенность
- Ошибка 2. «Тучи разведу руками» или я все проблемы решу за тебя
- Ошибка 3. Чрезмерная любовь, выражающаяся в постоянном восхищении, умилении, возвышении над остальными и вседозволенность
- Ошибка 4. Четкие установки и правила
- Ошибка 5. «Я сама знаю, что ребенку надо»
- Ошибка 6. «Мальчики не плачут»
- Ошибка 7. Перенос своего эмоционального состояния на ребенка
- Кто такой инфантильный человек?
- Признаки инфантильности
- Почему люди не вырастают и не становятся зрелыми?
- Психологическое взросление
Психический инфантилизм
Он возникает вследствие отставания и задержки в психике ребенка. Другими словами происходит задержка становления личности, вызванная задержкой развития в эмоциональной и волевой сферах. Эмоционально-волевая сфера – это база, на которой строится личность. Не имея такой базы, человек в принципе не может повзрослеть и в любом возрасте остается «вечным» ребенком.
Здесь необходимо еще отметить, что инфантильные дети отличаются от умственно-отсталых или аутичных. Умственная сфера у них может быть развита, они могут иметь высокий уровень абстрактно-логического мышления, способны применять полученные знания, быть интеллектуально развиты и самостоятельны.
Психический инфантилизм невозможно выявить в раннем детстве, его можно заметить только тогда, когда у ребенка школьного или подросткового возраста начинают преобладать игровые интересы над учебными.
Реклама
Другими словами, интерес ребенка ограничивается только играми и фантазиями, все, что выходит за рамки этого мира не принимается, не исследуется и воспринимается как что-то навязываемое извне неприятное, сложное, чужеродное.
Поведение становится примитивным и предсказуемым, от любых дисциплинарных требований ребенок еще больше уходит в мир игры и фантазии. Со временем это приводит к проблемам социальной адаптации.
Как пример, ребенок может часами играть на компьютере, искренне не понимая, зачем нужно чистить зубы, заправлять постель, ходить в школу. Все, что за пределами игры – чужеродное, ненужное, непонятное.
Необходимо отметить, что в инфантилизме человека, родившегося нормальным, могут быть повинны родители. Несерьезное отношение к ребенку в детстве, запрет на принятие самостоятельных решений подростку, постоянное ограничение его свободы как раз и ведет к неразвитости эмоционально-волевой сферы.
Психологический инфантилизм
При психологическом инфантилизме ребенок имеет здоровую, без отставаний, психику. Он вполне может соответствовать своему развитию по возрасту, но практически это не происходит, потому что по ряду причин выбирает в поведении роль ребенка.
Реклама
В общем, главное отличие психического инфантилизма от психологического можно выразить так:
Психический инфантилизм: не могу, даже если хочу.
Психологический инфантилизм: не хочу, даже если могу.
С общей теорией понятно. Теперь более конкретно.
Как появляется инфантилизм
По мнению психологов, инфантильность не врожденное качество, а приобретенное через воспитание. Так что же такое делают родители и воспитатели, что ребенок вырастает инфантильным?
Опять же, по мнению психологов, инфантильность развивается в период от 8 до 12 лет. Не будем оспаривать, а просто пронаблюдаем, как это происходит.
В период с 8 до 12 лет ребенок уже может брать на себя ответственность за свои поступки. Но для того, чтобы ребенок начал совершать самостоятельные поступки, ему необходимо доверять. Вот именно здесь и кроется основное «зло», которое и приводит к инфантильности.
Вот некоторые примеры воспитания инфантильности:
- «У тебя не получается писать сочинение? Я помогу, я раньше хорошо писала сочинения», — говорит мама.
- «Я лучше знаю, как правильно!»
- «Будешь слушать маму, и у тебя все будет хорошо».
- «Какое у тебя может быть свое мнение!»
- «Я сказал, так и будет!»
- «Руки у тебя не из того места растут!»
- «Да у тебя всегда все как не у людей».
- «Отойди, я сам сделаю».
- «Ну, конечно, за что он не возьмется, все сломает!»
Так постепенно родители закладывают программы в своих детей. Некоторые дети, конечно, пойдут наперекор, и будут делать по-своему, но могут получить такой прессинг, что желание что-либо делать вообще отпадет и, причем навсегда.
Реклама
С годами ребенок может поверить в правоту родителей, что он неудачник, что он ничего не может сделать правильно, и что намного лучше это могут сделать другие. А если еще идет подавление чувств и эмоций, ребенок никогда с ними не познакомится и тогда его эмоциональная сфера будет не развита.
- «Ты еще мне тут плакать будешь!»
- «Ты чего орешь? Больно? Терпеть надо».
- «Мальчики никогда не плачут!»
- «Что ты орешь, как ненормальная».
Все это можно охарактеризовать такой фразой: «Ребенок, не мешай нам жить». К сожалению, это основное требование родителей к детям, быть тихим, послушным и не мешать. Так чего ж потом удивляться, что инфантилизм поголовен.
По большому счету родители бессознательно подавляют в ребенке и волю и чувства.
Реклама
Это один из вариантов. Но есть и другие. Например, когда мама одна воспитывает сына (или дочь). Она начинает опекать ребенка больше, чем ему требуется. Ей хочется, чтобы он вырос каким-то очень известным, чтобы доказал всему миру, какой он талант, чтобы мать могла им гордиться.
Ключевое слово – мать могла гордиться. В данном случае о ребенке и не думается, главное удовлетворить свои амбиции. Такая мама с удовольствием найдет для своего ребенка то занятие, которое будет ему по душе, положит на это все силы и деньги, а все трудности, которые могут возникнуть во время такого увлечения, возьмет на себя.
Вот и вырастают талантливые, но ни к чему не приспособленные дети. Хорошо, если потом найдется женщина, которая захочет служить этому таланту. А если нет? А если еще так окажется, что и таланта-то по существу нет. Догадываетесь, что ждет такого ребенка в жизни? А мама будет горевать: «Ну, почему он у меня такой! Я столько для него сделала!». Да не для него, а ЗА НЕГО, вот поэтому он и такой.
Еще пример, когда родители не чают души в своем дитяти. С детства он только и слышит, какой он замечательный, какой талантливый, какой смышленый и все в этом роде. Самомнение ребенка становится настолько высоко, что он уверен, что достоин большего просто так и не приложит ни какого труда, чтобы этого большего достичь.
Родители сами за него все сделают и будут с восхищением смотреть, как он ломает игрушки (он такой любознательный), как он обижает детей во дворе (он такой сильный) и т.п. А столкнувшись с настоящими трудностями в жизни, он сдуется, как пузырь.
Еще один, очень яркий пример зарождения инфантилизма, бурный развод родителей, когда ребенок ощущает себя ненужным. Родители выясняют отношения между собой, и заложником этих отношений становится ребенок.
Все силы и энергия родителей направляется на то, чтобы «досадить» другой стороне. Ребенок не понимает, что же на самом деле происходит и зачастую начинает брать ответственность на себя – папа ушел из-за меня, я был плохим сыном (дочкой).
Эта ноша становится непомерной и происходит подавление эмоциональной сферы, когда ребенок не понимает, что же с ним происходит, а рядом не оказывается взрослого, который помог бы понять ему самого себя и того, что происходит. Ребенок начинает «уходить в себя», замыкаться и жить в собственном мире, где ему комфортно и хорошо. Реальный мир представляется как что-то пугающее, злое и неприемлемое.
Я думаю, что вы и сами можете привести множество таких примеров, а может быть, в чем-то даже узнаете себя или своих родителей. Любой результат воспитания, который ведет к подавлению эмоционально-волевой сферы, приводит к инфантилизму.
Только не торопитесь во всем винить своих родителей. Это очень удобно и это тоже одна из форм проявления инфантильности. Лучше посмотрите, что вы сейчас делаете со своими детьми.
Понимаете, чтобы воспитать личность, самому необходимо быть личностью. А чтобы рядом росло сознательное дитя, надо чтобы и родители были осознанными. Но так ли это на самом деле?
Не сбрасываете ли вы на своих детей раздражение за свои неразрешенные проблемы (подавление эмоциональной сферы)? Не пытаетесь ли вы навязать детям свое видение жизни (подавление волевой сферы)?
Мы бессознательно совершаем те же самые ошибки, которые совершали наши родители, а если мы не осознаем их, то наши дети будут совершать те же ошибки в воспитании уже своих детей. Увы, это так.
Еще раз для понимания:
Психический инфантилизм – неразвитая эмоционально-волевая сфера;
Психологический инфантилизм – подавленная эмоционально-волевая сфера.
Как проявляется инфантилизм
Проявления психического и психологического инфантилизма практически одинаковые. Отличие их в том, что при психическом инфантилизме человек не может сознательно и самостоятельно изменить свое поведение, даже если у него появляется мотив.
А при психологическом инфантилизме, человек может изменить свое поведение при появлении мотива, но чаще всего не меняет из желания оставить все, как есть.
Давайте рассмотрим конкретные примеры проявления инфантилизма.
Человек добился успехов в науке или в искусстве, но в бытовой жизни оказывается совершенно не приспособленным. В своей деятельности он ощущает себя взрослым и компетентным, но абсолютным ребенком в быту и во взаимоотношениях. И старается найти кого-то, кто возьмет на себя ту сферу жизни, в которой можно оставаться ребенком.
Взрослые сыновья и дочери продолжают жить со своими родителями и не создают своих семей. С родителями все привычно и знакомо, можно оставаться вечным ребенком, за которого будут решаться все бытовые проблемы.
Создать свою семью – это взять на себя ответственность за свою жизнь и столкнуться с определенными трудностями.
Предположим, что с родителями становится жить невыносимо, они тоже начинают что-то требовать. Если в жизни человека появляется другой, на которого можно переложить ответственность, тогда он уйдет из родительского дома, и будет продолжать вести тот же образ жизни, что и с родителями – ничего не брать на себя и не за что не отвечать.
Только инфантилизм может толкнуть мужчину или женщину бросить семью, пренебречь своими обязательствами ради попытки вернуть свою ушедшую молодость.
Постоянная смена работы из-за нежелания прилагать усилия или приобретения мифического опыта.
Поиски «спасителя» или «волшебной таблетки», это тоже признаки инфантилизма.
Основным критерием можно назвать неумение и нежелание брать на себя ответственность за свою жизнь, не говоря уже о жизни близких людей. И как написали в комментариях: «самое страшное быть с человеком и знать, что на него нельзя положиться в критический момент! Такие люди создают семьи, рожают детей и перекладывают ответственность уже на другие плечи!»
Как выглядит инфантилизм
Не всегда можно с первого взгляда определить – инфантильный перед вами человек или нет. Инфантильность начнет проявляться во взаимодействии, а особенно в критические моменты жизни, когда человек как бы тормозит, не принимает ни какого решения и ждет, что кто-то возьмет за него ответственность.
Инфантильных людей можно сравнить с вечными детьми, которых ничего особо не заботит. Причем их не только не интересуют другие люди, но они и о себе не хотят (психологический инфантилизм) или не могут (психический) позаботиться.
Если говорить о мужском инфантилизме, то это однозначно поведение ребенка, которому необходима не женщина, а мама, заботящаяся о нем. Очень многие женщины попадают на эту удочку, а потом начинают возмущаться: «Почему все время должна делать я? И деньги заработать, и дом содержать, и за детьми ухаживать, и отношения выстраивать. И вообще есть ли рядом мужчина?»
Сразу напрашивается вопрос: «Мужчина? А за кого вы выходили замуж? Кто был инициатором знакомства, встреч? Кто принимал решения, как и где провести совместный вечер? Кто все время придумывал, куда пойти и что делать?» Эти вопросы бесконечные.
Если вы с самого начала брали все на себя, сами все придумывали и делали, а мужчина просто послушно выполнял, то разве вы выходили замуж за ВЗРОСЛОГО МУЖЧИНУ? Мне кажется, что вы выходили замуж за РЕБЕНКА. Только вы были так влюблены, что сразу этого не заметили.
Что делать
Это самый главный вопрос, который возникает. Давайте его сначала рассмотрим относительно ребенка, если вы родители. Потом относительно взрослого, который продолжает оставаться ребенком по жизни. (Данные вопрос рассматривается в статье Что делать, если у вас инфантильный муж. прим.ред.)
И последнее, если вы увидели в себе черты инфантилизма и решили все-таки что-то поменять в себе, но не знаете как.
1. Что делать, если у вас растет инфантильный ребенок.
Давайте рассуждать вместе – что вы хотите получить в итоге в результате воспитания ребенка, что вы делаете и что необходимо делать, чтобы получить желаемый результат?
Задача каждого родителя состоит в том, чтобы максимально приспособить ребенка к самостоятельной жизни без родителей и научить жить во взаимодействии с другими людьми, чтобы он мог создать свою счастливую семью.
Существует несколько ошибок, в результате которых развивается инфантилизм. Вот некоторые из них.
Ошибка 1. Жертвенность
Проявляется эта ошибка тогда, когда родители начинают жить для детей, стараясь дать ребенку самое лучшее, чтобы у него все было, чтобы одет он был не хуже других, чтобы в институте учился, при этом отказывая себе во всем.
Своя жизнь как бы становится не важной по сравнению с жизнью ребенка. Родители могут работать на нескольких работах, недоедать, недосыпать, не заботиться о себе и о своем здоровье, только бы у ребенка было все хорошо, только бы он выучился и вырос человеком. Чаще всего так поступают одинокие родители.
На первый взгляд кажется, что родители вкладывают всю свою душу в ребенка, но результат оказывается плачевным, ребенок вырастает неспособным ценить своих родителей и ту заботу, которую они давали.
Что же происходит на самом деле. Ребенок с малых лет привыкает к тому, что родители живут и работают только ради его благополучия. Он привыкает получать все готовое. Возникает вопрос, если человек привык получать все готовое, сможет ли он, потом сам, что-то делать для себя или будет ждать, что кто-то сделает за него?
И при том не просто ждать, а требовать своим поведением, что вы должны, потому что опыта что-то делать самостоятельно нет, и именно родители не дали этот опыт, ведь все всегда было для него и только ради него. Он на полном серьезе не понимает, почему должно быть по-другому и как это вообще возможно.
И ребенок не понимает, почему и за что он должен быть благодарен родителям, если так и должно было быть. Жертвовать собой – это как калечить свою жизнь, так и жизнь ребенка.
Что делать. Начинать надо с себя, научиться ценить себя и свою жизнь. Если родители не будут ценить свою жизнь, ребенок примет это как данность и тоже не будет ценить жизнь родителей, а, следовательно, и жизни других людей. Для него жизнь ради него станет правилом во взаимоотношениях, он будет использовать других и считать это абсолютно нормальным поведением, ведь его так научили, по-другому он просто не умеет.
Задумайтесь, интересно ли ребенку с вами, если вам, кроме заботы о нем нечего дать? Если в вашей жизни ничего не происходит такого, что могло бы привлечь ребенка, чтобы разделить ваши интересы, чтобы почувствовать себя членом сообщества – семьи?
И стоит ли потом удивляться, если ребенок будет на стороне находить развлечения такие, как выпивка, наркотики, бездумное гулянье и т.п., он ведь привык только получать то, что ему дают. Да и как он может гордиться вами и уважать вас, если вы ничего из себя не представляете, если все ваши интересы только вокруг него?
Ошибка 2. «Тучи разведу руками» или я все проблемы решу за тебя
Проявляется эта ошибка в жалости, когда родители решают, что на век ребенка еще хватит проблем, и пусть хоть с ними он останется ребенком. А в итоге вечным ребенком. Жалость может быть вызвана недоверием, что ребенок в чем-то сам может о себе позаботиться. А недоверие опять же возникает из-за того, что ребенка не научили самостоятельно заботиться о себе.
Как это выглядит:
- «Ты устал, отдохни, я доделаю».
- «Успеешь еще наработаться! Давай я сделаю это за тебя».
- «Тебе еще уроки делать, ладно, иди, я сама помою посуду».
- «Надо договориться с Мариванной, чтобы она сказала кому нужно, чтобы ты без проблем поступил учиться»
И все в таком духе.
По большому счету родители начинают жалеть своего ребенка, он устал, у него большая нагрузка, он маленький, не знает жизни. А то, что родители сами не отдыхают и нагрузка у них не меньше, и сами не все когда-то знали, об этом почему-то забывается.
Вся домашняя работа, устройство в жизни, ложится на плечи родителей. «Это же мой ребенок, если я его не пожалею, не сделаю что то для него (читай: за него), кто еще о нем позаботится? А через какое-то время, когда ребенок привыкает к тому, что за него все сделают, родители удивляются, почему ребенок ни к чему не приспособлен и им все приходится делать самим. Но для него это уже норма поведения.
К чему это приводит. Ребенок, если это мальчик, будет искать себе такую же жену, за спиной которой можно тепло устроиться и спрятаться от жизненных невзгод. Она накормит, обстирает и денег заработает, с ней тепло и надежно.
Если ребенок девочка, то она будет искать себе мужчину, который будет выполнять роль папы, который будет за нее решать все проблемы, содержать ее и ничем не обременять.
Что делать. Во-первых, обратите внимание, чем ваш ребенок занят, какие обязанности по дому он выполняет. Если никаких, то в первую очередь необходимо, чтобы и у ребенка были свои обязанности.
Не так сложно научить ребенка выносить мусор, мыть посуду, убирать за собой игрушки и вещи, содержать свою комнату в порядке. Но обязанности необходимо не просто вменить, а научить, как и что нужно делать и объяснить для чего. Ни в коем случае не должна звучать подобная фраза: «Ты главное хорошо учись, это твоя обязанность, а по дому я все сделаю сама».
За свои обязанности он должен нести ответственность. Устал ребенок, не устал, не важно, в конце концов, можно отдохнуть и выполнить свои обязанности, это его ответственность. Вы разве не так сами поступаете? За вас кто-то что-то делает? Ваша задача научиться не жалеть и не выполнять за него работу, если вы хотите, чтобы он не вырос инфантильным. Именно жалость и недоверие, что ребенок может что-то сделать сам хорошо и не дает возможности воспитать волевую сферу.
Ошибка 3. Чрезмерная любовь, выражающаяся в постоянном восхищении, умилении, возвышении над остальными и вседозволенность
К чему это может привести. К тому, что он никогда не научится любить (а значит, и отдавать), и родителей в том числе. На первый взгляд будет казаться, что он умеет любить, но вся его любовь, она условна и только в ответ, а при любом замечании, сомнении в его «гениальности» или при отсутствии восхищения, будет «пропадать».
В результате такого воспитания ребенок уверен в том, что весь мир должен им восхищаться, потакать. А если этого не происходит, то все вокруг плохие, не способные любить. Хотя именно он и не способен любить, его этому не научили.
В итоге он выберет защитную фразу: «Я такой, какой есть и принимай меня таким, не нравится, не держу». Любовь других он будет принимать спокойно, как должное и, не имея внутри отклика, делать больно тем, кто его любит, в том числе и родителям.
Часто это воспринимают как проявление эгоизма, но проблема намного глубже, у такого ребенка не развита эмоциональная сфера. Ему просто нечем любить. Находясь все время в центре внимания, он не научился доверять своим ощущениям и у ребенка оказался не развит искренний интерес к другим людям.
Еще один вариант, когда родители «защищают» своего ребенка, стукнувшегося о порог, таким образом: «У, какой порог не хороший, обидел нашего мальчика!». С детских лет ребенку внушается, что все вокруг виноваты в его бедах.
Что делать. Опять необходимо начинать с родителей, которым тоже пора повзрослеть и перестать видеть в своем ребенке игрушку, предмет обожания. Ребенок – это самостоятельная автономная личность, которой для развития необходимо находиться в реальном, а не придуманном родителями мире.
Ребенок должен увидеть и пережить всю гамму чувств и эмоций, не убегая и не подавляя их. А задача родителей – научиться адекватно реагировать на проявление эмоций, не запрещать, не успокаивать без необходимости, а разбирать все ситуации, которые вызвали негативные эмоции.
Совсем не обязательно, что кто-то другой «плохой» и поэтому ваш ребенок плачет, посмотрите на ситуацию в целом, что ваш ребенок сделал не так, научите его не зацикливаться на себе, а самому идти навстречу людям, проявляя к ним искренний интерес и находить выходы из сложных ситуаций, без обвинения других и себя. Но для этого, как я уже написала, родителям самим необходимо повзрослеть.
Ошибка 4. Четкие установки и правила
Большинству родителей очень удобно, когда рядом растет послушный ребенок, четко выполняющий указания «делать это», «не делать то», «с этим мальчиком не дружить», «в этом случае поступать так» и т.п.
Они считают, что все воспитание заключено в командовании и подчинении. Но совершенно не задумываются, что лишают способности ребенка мыслить самостоятельно и брать на себя ответственность за свои поступки.
В итоге они воспитывают бездушного и бездумного робота, которому нужны четкие инструкции. А потом сами страдают от того, что если что-то не сказали, то ребенок и не сделал. Здесь подавляется не только волевая, но и эмоциональная сфера, потому что ребенку нет необходимости замечать эмоциональные состояния как свои, так и других людей, и для него становится нормой действовать только по инструкции. Ребенок живет в постоянной навязчивости действий и полном эмоциональном игнорировании.
К чему это приводит? Человек не учится думать и становится не способным размышлять самостоятельно, ему постоянно нужен кто-то, кто будет давать ему четкие указания что, как и когда делать, виноваты у него всегда будут другие, те, кто не «откорректировал» его поведение, не сказал что делать и как поступить.
Такие люди никогда не проявят инициативы, и всегда будут ждать четких и конкретных инструкций. Не будут способны решать какие-то сложные задачи.
Что делать в таких случаях? Учиться доверять ребенку, пусть он сделает что-то не так, вы просто потом разберете ситуацию и вместе найдете правильное решение, вместе, а не за него. Больше разговаривать с ребенком, спрашивать его, чтобы он высказывал свое мнение, не высмеивать, если его мнение вам не нравится.
А главное, не критиковать, а разбирать ситуации, что было сделано не так и как можно было сделать по-другому, постоянно интересуясь мнением ребенка. Другими словами, ребенка необходимо учить думать и размышлять.
Ошибка 5. «Я сама знаю, что ребенку надо»
Эта ошибка является разновидностью четвертой ошибки. А заключается она в том, что родители не прислушиваются к истинным желаниям ребенка. Желания ребенка воспринимаются как сиюминутные капризы, но это не совсем одно и то же.
Капризы – это мимолетные желания, а истинные желания это то, о чем мечтает ребенок. Цель подобного поведения родителей – реализация ребенком того, что не смогли реализовать сами родители (как варианты – семейные традиции, вымышленные образы будущего ребенка). По большому счету из ребенка делают «второго себя».
Когда-то, в детстве, такие родители мечтали стать музыкантами, известными спортсменами, великими математиками и теперь они стараются свои детские мечты воплотить через ребенка. В итоге ребенок не может найти для себя любимое занятие, а если и находит, то родители воспринимают это в штыки: «Я лучше знаю, что тебе надо, поэтому ты будешь делать то, что я тебе говорю».
К чему это приводит. К тому, что у ребенка вообще никогда не будет цели, он так никогда и не научится понимать свои желания, и всегда будет находиться в зависимости от желаний других и вряд ли добьется каких-то успехов в реализации желаний родителей. Он всегда будет ощущать себя «не на своем месте».
Что делать. Учитесь прислушиваться к желаниям ребенка, интересуйтесь, о чем он мечтает, что его привлекает, учите его высказывать свои желания вслух. Наблюдайте, что привлекает вашего ребенка, чем он с удовольствием занимается. Никогда не сравнивайте ребенка с другими.
Помните, желание, что ваш ребенок станет музыкантом, художником, знаменитым спортсменом, математиком – это ваши желания, а не ребенка. Стараясь внушить свои желания ребенку, вы сделаете его глубоко несчастным или добьетесь обратного результата.
Ошибка 6. «Мальчики не плачут»
Неумение самих родителей выражать свои эмоции приводит к тому, что и эмоции ребенка начинают подавлять. Происходит запрет на сильные переживания положительных и отрицательных эмоций, соответствующих реальной ситуации, так как родители сами не знают, как на них реагировать.
А если что-то не знаешь, то часто выбор делается в сторону ухода или запрета. В результате, запрещая ребенку выражать свои эмоции, родители по большому счету запрещают ребенку чувствовать, а в конечном итоге – жить полной жизнью.
К чему это приводит. Вырастая, ребенок не может понять себя, и ему необходим «поводырь», который будет ему объяснять, что же он чувствует. Он будет доверять этому человеку и полностью зависеть от его мнения. Отсюда и возникают конфликты между матерью и женой мужчины.
Мать будет говорить одно, а жена – другое, и каждая будет доказывать, что именно то, что она говорит, мужчина и чувствует. В итоге мужчина просто отходит в сторону, предоставляя женщинам возможность «разбираться» между собой.
Что же происходит с ним на самом деле, он не знает и последует решению той, которая победит в этой войне. В итоге он все время будет жить чей-то жизнью, но не своей, и когда не познакомится с собой.
Что делать. Позвольте своему ребенку плакать, смеяться, выражать себя эмоционально, не спешите успокоить таким образом: «Ну ладно, ладно, все образуется», «мальчики не плачут» и т.п. Когда ребенок испытывает боль, не прячьтесь от его чувств, дайте понять, что вам в подобной ситуации тоже было бы больно, и вы понимаете его.
Проявите сочувствие, пусть ребенок познакомится со всей гаммой чувств без подавления. Если он чему-то рад, порадуйтесь вместе с ним, если опечален, выслушайте, что его тревожит. Проявите интерес к внутренней жизни ребенка.
Ошибка 7. Перенос своего эмоционального состояния на ребенка
Нередко родители переносят свою неустроенность и неудовлетворенность жизнью на ребенка. Это выражается в постоянных придирках, повышении голоса, а иногда просто в срыве на ребенке.
Ребенок оказывается заложником неудовлетворенности родителя и не способным противостоять ему. Это приводит к тому, что ребенок «выключается», подавляет свою эмоциональную сферу и выбирает психологическую защиту от родителя «уход в себя».
К чему это приводит. Вырастая, ребенок перестает «слышать», закрывается, а нередко просто забывает, что ему говорили, воспринимая любые слова, обращенные к нему, как нападение. Ему приходится десять раз повторять одно и то же, чтобы он услышал или дал какую-то обратную связь.
Со стороны это выглядит как безразличие или пренебрежение к словам других. Прийти к взаимопониманию с таким человеком сложно, потому что он никогда не высказывает своего мнения, а чаще этого мнения просто не существует.
Что делать. Запомните: ребенок не виноват в том, что ваша жизнь не идет так, как вам хочется. То, что вы не получаете желаемого, это ваша проблема, а не его вина. Если вам необходимо «выпустить пар», найдите более экологичные способы – натрите полы, переставьте мебель, сходите в бассейн, усильте физическую нагрузку.
Неубранные игрушки, не вымытая посуда – это не причина вашего срыва, а только повод, причина внутри вас. В конце концов, научить ребенка прибирать игрушки, мыть посуду – это ваша ответственность.
Я показала только основные ошибки, но их намного больше.
Главное условие, чтобы ваш ребенок не вырос инфантильным – признание его, как самостоятельной и свободной личности, проявление вашего доверия и искренней любви (не путать с обожанием), поддержка, а не насилие.
Кто такой инфантильный человек?
О чем вы думаете, когда слышите фразу: «он/она – инфантильные»? Наверняка, вам представляется эмоциональный человек, открыто проявляющий свои эмоции, возможно, выглядящий несерьезно, и занимающийся несерьезным делом. Но так ли это? Дело в том, что в житейской психологии и научной психологии понятие «инфантильность» несколько отличаются.
Давайте сразу оговоримся, что мы не станем говорить об инфантилизме как о незрелости в развитии, сохранении в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам. Мы будем говорить о переносном смысле, как проявлении наивного подхода в быту, в политике и т.д., также неумение принимать своевременно продуманные решения, нежелание брать ответственность.
Чем отличается взрослая позиция человека от детской (инфантильной)?
Детская позиция – это опора на внешние факторы, взрослая – это опора, прежде всего, на себя. В этом смысле, часто дети более зрелые, чем многие взрослые. Зрелость – это переход от опоры на окружающих к опоре на самого себя. Цель психотерапии – помочь сделать так, чтобы клиент не зависел от других.
Часто можно услышать жалобы на инфантильное поведение одного из супругов, однако при анализе таких случаев нередко оказывается, что речь идет о несовпадении семейных сценариев, нежели об инфантильности.
Признаки инфантильности
Эгоцентризм (не путать с эгоизмом).
Зацикленность на себе, неспособность почувствовать и понять другого человека. Для детей это вполне нормально, они не могут воспринимать мир также как взрослые. Таким людям свойственна уверенность в собственной правоте, дргуие люди нужны только для удовлетворения собственных потребностей. Мир должен крутить вокруг меня! А если случаются слоности во взаимоотношениях, то звучит «они не понимают меня»
Неспособность принимать решения.
Принятие решений требует развития воли, а это одна из характеристик взрослого человека. Инфантильные люди не могут мобилизовать собственные силы для реализации решений, вопреки собственным «не хочу, устал, трудно».
Отказ от принятия ответственности за собственную жизнь.
Наиболее легкий путь – вообще не принимать решений, переложив эту ответственность на другого. Нередко в окружении таких людей действительно находятся близкие люди, которые принимают за них решение. Это сопровождается такими фразами: «Тебе надо, ты и делай», «Куда хочешь туда и пойдем».
Отсутствие перспектив будущего.
Для детей жизнь представляется «бесконечным сейчас», не нужно думать о будущем, об этом думают его родители. Последствия будут где-то далеко, не сейчас, поэтому можно жить не по средствам, удовлетворяя свои «хочу» сейчас, и не думая про свои реальные возможности. Именно про таких людей вы слышите истории, когда они взяли большое количество кредитов и не в состоянии их погашать.
Ориентация на игру.
В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности. Однако инфантильные люди, повзрослев, предпочитают именно игру всем видам другой деятельности. Сегодняшняя цивилизация может предложить большое количество развлечений. Игра необходима для того, чтобы избегать страшного для ребенка и инфантильного человека чувства – скуки. У таких людей игра занимает не часть их досуга, а весь досуг. Это компьютерные игры, покупка вещей, бесконечные походы в бары и дискотеки, походы по магазинам и шопинг. С такими людьми бывает весело развлекаться, но совершенно нечего делать, когда нет праздника.
Иждивенчество.
Это не обязательно жизнь за счет другого, но нежелание и неспособность обслуживать самого себя. Иногда ответственный на работе сотрудник, приходя домой, становится инфантильным мальчиком. Аргументы могут звучать разные: «это не мужское дело», «я зарабатываю деньги».
Неспособность к рефлексии
(самопознание и самооценка). Инфантильные люди не задаются экзистенциальными вопросами «кто я?», «что я хочу?», «куда я иду?», «зачем мне это нужно?». Дети не чувствуют возраста, они не оглядываются назад. Это хорошо для детей, но плохо для взрослых. Такие люди неспособны извлекать опыт из собственной жизни, потому что их жизнь представляется как череда событий. С годами взрослые люди становятся интереснее и глубже, а инфантильные люди не меняются, а даже упрощаются. Мудрость приходит с годами, но иногда годы приходят одни (с)
Почему люди не вырастают и не становятся зрелыми?
Вырасти очень опасно и рискованно. Большинство людей предпочтут жить как полутрупы, чем жить рискованно и осознанно. Многие хотят иметь «страховой полис» от неудач, от неприятных переживаний, от чувства собственной ничтожности. Как только осознавания становятся нам неприятны, мы немедленно их прекращаем.
Я в теме про материнство упоминал про сепарацию (отделение от родителей, от матери).
Настоящая сепарация – это полный переход к автономному существованию и взрослой позиции.
Но многие матери и родители будут делать все от них возможное, чтобы сохранить свой контроль и влияние на детей. Мне нередко звонят такие мамы с вопросом » у моего ребенка проблемы», а начинаешь расспрашивать и оказывается «ребенку» уже 20-25, а то и 30 лет. Наиболее частая незавершенная ситуация, или незавершенный гештальт – это отношения с родителями. До тех пор, пока вы не отпустите своих родителей, вы будете чувствовать себя ребенком. И неважно, сколько вам лет, есть ли у вас своя семья, и проживаете ли вы на своей территории. Важно, что вы по-прежнему чувствуете себя девочкой или мальчиком в отношении с родителями.
Психологическое взросление
Неужели взрослые люди – это старички без эмоций и непосредственности?
Конечно нет! Эмоциональная открытость, честность, непосредственность, легкость, умение удивляться этому миру, впечатлительность – это те качества, которые могут сделать жизнь богаче и ярче. Понаблюдайте за детьми, у них есть чему поучиться! Они легко могут познакомиться с незнакомым сверстником, просто взяв его за руку и сказав «давай дружить». Их каждый день наполнен массой эмоций и переживаний, потому что непохож друг на друга, хотя взрослым он кажется «днем сурка».
Все детские переживания настоящие, они практически не умеют притворяться. Некоторые ошибочно полагают, что сознательная регрессия является чем-то нехорошим и даже патологическим, нам внушили, что это стыдно. Однако, сознательное отступление в такую позицию – это возможность обеспечить себе поддержку и почувствовать безопасность.
Удивительно, когда я встречаюсь с людьми, которые отчаянно нуждаются в жалости и поддержке, наотрез отказываются ее получать, предпочитая справляться с собственными переживаниями самостоятельно. Пожалеть может сильный слабого, и чтобы получить это, мне необходимо «уменьшиться, стать уязвимым, довериться». Для части людей это недоступно, потому что им кажется, что они навсегда перестанут быть взрослыми. Однажды женщина, которая прорыдала у меня на плече 30 минут в итоге призналась, что так долго ее еще никто не жалел в этой жизни. Мне стало грустно от таких слов. Поэтому в своем желании вырасти или повзрослеть, не стоит отказываться от всех ресурсов, которыми обладает детство. Важно лишь уметь использовать осознанно.
Растите большими!
читать другие статьи на этом сайте:
возраст взросления постепенно отодвигается
обязанность жены и мужа
сложности семейных отношений
про сильных женщин и слабых мужчин
Боб Марсович 376 5 месяцев назад Создатель контркультурных эскизов bobmarsovich.blogspot
Этот ответ написан и доступен на
Этот ответ написан и доступен на Яндекс Кью
С одной стороны… Даже тот, кто не развивается и не учится, кто не принял такое решение, на самом деле принял другое решение — не развиваться и не учиться. И это решение обосновано какой-то позицией, например нет у человека такой цели, согласно которой ему нужно развиваться и учиться, чтобы её достичь. А если цели нет, то зачем собственно говоря стараться то? Для чего…
С другой стороны… Даже тот, кто не развивается в чём-то одном, например в карьере, на самом деле развивается в чём-то другом, например в умении писать посты вконтакте, кто его знает. Мы не можем не развиваться, если что-то делаем постоянно, а не делать ничего мы не в состоянии, даже когда просто лежим и думаем, происходит какая-то деятельность в нейронах…
А может быть человек на пути к этому БОЛЬШЕМУ не видит другого способа, как ущемлять других, а этого делать ему не хочется. Не хочется воевать, состязаться, идти по головам, вытеснять, опережать кого-то… А другого способа ему на ум не приходит возможно по причине его непонимания, как ещё действовать то… И возможно круг людей не тот рядом или примеров на кого равняться и кем вдохновляться нет у человека. Ну и много разных причин может быть на самом деле. Мы можем назвать таких людей неудачниками, не разбираясь в сути этого явления…. Но тогда, в таком случае чем мы сами будем отличаться от тех зашоренных людей, тех топорных и шаблонно мыслящих, которых критикуем на позиции бездельников и неудачников?
Психология — странная «наука». Здесь куча специальных терминов, которые, вроде бы, указывают на что-то конкретное, но на деле являющихся абсолютной фикцией — личной проекцией тех, кто ввел эти термины в широкий оборот. Так повелось, начиная прямо с Фрейда, который выстроил всю свою психоаналитическую теорию, взяв за точку отсчета самого себя и свои комплексы на сексуальной почве. То же самое можно сказать и о Юнге с его мистическим взглядом на мир и психику, и о любом другом исследователе: вынести себя за скобки в этой сфере попросту невозможно. Каждый психолог волей-неволей навязывает окружающим свой взгляд на мир, а вместе с этим свои больные места и заморочки. И я, разумеется, тоже не исключение.
Тем не менее, есть ряд устоявшихся терминов, указывающих на некоторые общепризнанные, легко наблюдаемые феномены, и инфантильность — один из них. Обычно этим словом обзывают обозначают человека, устойчиво демонстрирующего модели поведения не соответствующие его фактическому возрасту и принятым в обществе взрослых людей стандартам. Такому человеку присущи чрезмерная зависимость от чужого мнения, неспособность принимать самостоятельные решения, безответственность, легкомысленность и так далее.
Инфантильность не считается самостоятельной болезнью, а в сущности является симптомом… неизвестно чего. Считается, что отставание в психическом развитии связано с неправильным воспитанием, когда родители не позволяют ребенку формировать свое мнение, принимать самостоятельные решения, воплощать их в жизнь и нести за них ответственность. Но это только один отдельный аспект того, что делает человека инфантильным в чужих глазах. Безответственность и несамостоятельность — это далеко не все, и оно скорее является следствием, а не причиной всех бед.
Инфантильных людей кругом полно: в любом коллективе, в любой компании легко выделить человека, который производит впечатление «наивного ребенка” по сравнению с остальными. Иногда это естественным образом связано с возрастом человека — тот, кто младше, тот и выглядит, и ведет себя «младше», — но частенько можно наблюдать и такую ситуацию, когда более взрослый физически человек ведет себя инфантильнее тех, кто сильно его моложе. Большого значения этому обычно не придается, но лидерами такие люди никогда не становятся и повышение им дают в последнюю очередь, ибо уважения своей наивностью и детскостью они к себе никак не заслуживают.
А чаще всего упрек в инфантильности можно услышать именно от психологов, указывающих своим пациентам на то, что те отстали в своем психологическом развитии и должны срочно браться за голову, если не хотят лишиться шансов на тихое человеческое счастье. И, в общем-то, это абсолютно верно, но чтобы в этом убедиться, нужно разглядеть самую суть того, что направо и налево называется инфантильностью. И дело тут далеко не в безответственности, зависимости или слабости характера, а в чем-то другом, что как раз и порождает все эти более поверхностные аспекты незрелого поведения.
Вообще говоря, это не великой важности вопрос, но всегда приятно наблюдать, как всё новые и новые элементы вписываются в красивую единую схему. Элегантные, удачно всё объясняющие теории очаровывают, так ведь? Вот и инфантильность тоже очень хорошо вписывается в идею о том, что все психологические проблемы в основе своей содержат столкновение иллюзий с реальностью.
Смотрите, как складно все получается. Человек кажется незрелым и инфантильным тогда, когда его модели поведения не соответствуют фактической ситуации. Но не просто не соответствуют, а исходят из той картины мира, которая свойственна какой-то предыдущей стадии развития сознания (или личности, если угодно). Точно так же взрослые смотрят на ребенка. Они понимают ограниченность детского сознания, поскольку и себя тоже помнят в подобном положении. И с их точки зрения очевидно, что ребенок плохо понимает и осознает устройство окружающей действительности, и именно поэтому ему пока простительны его детские реакции.
Но для своих сверстников тот же самый ребенок вовсе не выглядит неадекватно, поскольку инфантильность можно обнаружить только находясь на более высокой стадии развития и обладая более широким и реалистичным взглядом на жизнь. И то же самое происходит со взрослыми людьми. Инфантильным среди равных по возрасту взрослых людей выглядит именно тот, чья картина мира по какой-то причине не скорректировалась с наступлением очередного жизненного этапа, а осталась относительно узкой и наивной — детской.
Интересно здесь то, что такая инфантильность относительна, поскольку развитие сознания и расширение картины мира лишь косвенно связаны с физическим возрастом. Точно так же, как есть люди отстающие в психологическом развитии, есть и те, чья личность под давлением тех или иных обстоятельств вынуждена взрослеть раньше и быстрее обычного. И с точки зрения такого человека, инфантильными будут выглядеть даже те, кто в общем и целом вполне вписываются «в среднюю температуру по больнице”.
Есть, однако, важное различие между ребенком, демонстрирующим детское поведение, и взрослым, застрявшем в психологических играх предыдущего возрастного этапа. Заблуждение ребенка искреннее — ему еще только предстоит узнать, что реальная жизнь в корне отличается от жизни дома, под крылом у родителей. Заблуждение же взрослого человека в определенном смысле злонамеренное и происходит из внутреннего протеста против действующих в жизни правил игры.
В этом и состоит различие между иллюзиями и самообманом. Ребенок просто заблуждается, взрослый же себя обманывает: он видит те же факты, что и все остальные вокруг, но не хочет корректировать свою картину мира в соответствии с ними, а вместо этого снова и снова воспроизводит детскую модель поведения, с помощью которой он манипулировал родителями и всеми окружающими в детстве — он обижается, капризничает, психует, закрывает глаза на реальное положение дел и рассчитывает на то, что жизнь можно разжалобить или еще как-то прогнуть под свои ожидания. И именно поэтому — по причине наличия надежды на корректировку правил игры лично для него — он отказывается корректировать свои взгляды и свое поведение.
Степень того, насколько нереалистично человек воспринимает реальную жизнь, как раз и определяет уровень его инфантильности в глазах окружающих. Если все вокруг уже поняли, что нет никакой возможности избежать ответственности и гораздо проще ее «принять», чем от нее бегать, то человек, продолжающий от нее бегать в наивной надежде убежать, будет выглядеть для них наивно и инфантильно. Если все вокруг уже поняли, что полагаться можно только на себя, а другой человек продолжает делать ставку на чужое покровительство, защиту и поддержку, он будет выглядеть для них наивно и инфантильно. И так далее.
С этой точки зрения, никакой такой объективной инфантильности не существует — она всегда относительна и зависит от широты взглядов наблюдателя. И в буквальном смысле слова к детскости это явление не имеет никакого отношения, поскольку речь тут идет о разнице между более широким и более узким, а не между взрослым и детским взглядами на мир.
Инфантильностью это начали называть, видимо, потому что чаще и контрастнее всего это явление наблюдается на стадии перехода от детской жизни к взрослой. Кому-то этот переход дается проще, а кто-то почему-то застревает и этому переходу сопротивляется. Но даже самый психологически взрослый среди всех взрослых будет вызывать то же самое узнаваемое ощущение инфантильности у старика или мудреца, находящихся на еще более высокой стадии развития сознания и видящих острую ограниченность его мировоззрения и связанного с ним поведения.
Таким образом, инфантильность — это не более чем контраст между более развитым и менее развитым сознанием, между более реалистичной и менее реалистичной картинами мира, и с фактическим возрастом это вообще никак не связано. И по этой причине термин «инфантильность» ошибочен, так как указывает на застревание именно в детских взглядах на жизнь и моделях поведения. Но, например, всеми воспеваемая и абсолютно «взрослая» ответственность есть результат узости картины мира, которая становится очевидной с более высокого уровня развития. И то же самое можно сказать про все прочие обычные атрибуты взрослости, которые принято считать признаком здоровой развитой личности, — с более строгой и более реалистичной точки зрения все это будет казаться сущим детским садом.
И все это возвращает нас к тому, что развитие сознания не должно останавливаться… во всяком случае, не на стадии обычной человеческой взрослости. Стать уверенным в себе, умеющим принимать решения, ответственным и независимым человеком — это, безусловно, важная задача. И даже с ней справляются далеко не все. Но на этом этапе развитие ни в коем случае не должно останавливаться, иначе через некоторое время вся эта с трудом достигнутая взрослость окажется безнадежной инфантильностью с точки зрения тех, кто в своем развитии не остановился, а продолжил двигаться дальше.
Принятый в нашем обществе идеал душевного состояния и психологического развития относителен! Это и есть всего лишь «средняя температура по больнице” или средний рост по стране. Равняться на этот идеал можно лишь до поры до времени, но ни в коем случае нельзя воспринимать его как конечную станцию. Общепринятая душевная зрелость со всеми ее замечательными и, безо всяких оговорок, достойными атрибутами — это лишь небольшой полустанок в красивом и уютном месте. Но путь продолжается дальше, и если, оглядываясь на себя прошлых и инфантильных, вы радуетесь тому, что повзрослели и стали смотреть на жизнь шире, если глядя на тех, кто отказался от развития и застрял в детском сознании, вы испытываете печаль и сочувствие, то такие же чувства у вас будут по поводу своего сегодняшнего состояния. Что может быть печальнее, чем застрять на полпути к вершине, убедив себя в том, что уже ее достиг?
Ребенок держится за свое детство и потому отказывается взрослеть. Но и взрослый тоже держится за свою взрослость и потому отказывается мудреть. Но ни один взрослый еще не пожалел о том, что повзрослел и перерос себя ребенка. Более того, взрослого всегда пугает эта вполне вероятная перспектива, что он мог так и не повзрослеть. Лишаться иллюзий страшно и часто болезненно, но тот, кто их уже лишился никогда не согласится вернуться к бреду и кошмару прежнего состояния.
Проверьте это на себе — хотели бы вы вернуться во времена наивной молодости? Только смотрите внимательнее, чем обычно, ведь это предполагает не возврат себя-взрослого в детство, это подразумевает отказ от себя-сегодняшнего, ради себя-вчерашнего. И вот на такой обмен уже никто не согласится, потому что, когда человека посещают фантазии о том, чтобы вернуться в детство, в них к детской жизни возвращается именно взрослое сознание, знающее, как ему лучше этим детством распорядиться. А хотели бы вы вернуться в детство и в психологическом смысле тоже? Хотели бы вы откатиться назад в психологическом развитии? Что ж, быть может вам повезет, и вас чуть позже настигнет старческое слабоумие — оно примерно об том же самом, о деградации сознания. Точно этого хотите?
А теперь еще раз постарайтесь ухватить мысль, что ваше нынешнее состояние со следующей стадии развития будет выглядеть точно так же, как для вас сейчас выглядит ваше детство, со всей его наивностью, зашоренностью, глупым максимализмом и всеми прочими атрибутами инфантильности, от которых вам, к счастью, удалось уже избавиться. И насколько грустной была бы перспектива застрять в том детском состоянии навсегда, настолько же грустной представляется картина до конца жизни застрять во взрослости… просто сейчас это может быть не вполне очевидно.
Инфантильность — это ни что иное, как добровольная остановка в развитии. На любом этапе. Даже если на этом этапе вас приводят другим людям в пример в качестве эталона взрослости. А все, что удерживает человека от дальнейшего развития, это иллюзии, за которые он держится… и вся беда в том, что на тот момент они кажутся ему не иллюзиями, а голосом разума, проявлением выстраданной житейской мудрости. Но если внимательно проследить корни своих нынешних убеждений и идеалов, какими бы красивыми и близкими сердцу они ни были, за ними всегда обнаружится пустота и страх столкнуться с реальным положением вещей — знанием, что вы себе врете…