1
«Свидетели Иеговы» – одна из старейших тоталитарных сект. Ее можно охарактеризовать как псевдохристианскую апокалиптическую секту.
«Свидетелей Иеговы» знают прежде всего по их активной прозелитической деятельности. Они более чем какие-либо другие сектанты, ходят по домам, пристают к людям на улицах, раздают свои журналы, навязчиво предлагают изучать вместе Библию и приглашают на свои собрания.
Наиболее серьезные претензии общественности вызывает существующий в секте «Свидетели Иеговы» запрет на переливание крови, приведший к трагической гибели множества ее последователей и их родственников, не исключая и детей.
Иеговисты отрицают любое земное правительство и все, что с ним связано: службу в армии, присягу, государственные праздники, отдание почестей флагу и т.п. Все иеговисты считают себя гражданами единого теократического государства – «Общества сторожевой башни» со столицей в Бруклине (район Нью-Йорка), где находится их центр – «Вефиль» (или «Бетель»), их всемирное правительство – так называемая Правящая (или Руководящая) корпорация.
Сектанты, работающие во всех учреждениях «Общества сторожевой башни», в том числе и в «Вефилях», денег почти не получают. На производствах, принадлежащих секте, – изматывающая, потогонная система. Нервное напряжение сотрудники снимают при помощи алкогольных напитков. Люди, служившие в штаб-квартире, в местных собраниях считаются достойными большего доверия, им поручается слежка за подозрительными членами собраний.
Организация «Свидетелей Иеговы» имеет жесткую иерархическую структуру. Уполномоченные представители Правящей корпорации контролируют «Общество сторожевой башни» в Нью-Йорке, Представительство в Англии, а также другие юридические организации, в том числе 15 и более «зон» по всему миру, управляя представителями филиалов в каждой зоне. На данный момент имеются 98 филиалов. Каждым из них правит комитет, числом от трех до семи членов. Страна, в которой находится филиал, разделена на области, разделенные в свою очередь на районы. В каждом районе около 20 собраний. Областной надзиратель периодически посещает районы своей области. Районный надзиратель контролирует деятельность районных «собраний». Главные в «собрании» – старейшины, которые подчинены районному надзирателю.
Филиалы в каждой стране юридически зарегистрированы таким образом, чтобы секта могла извлечь максимальную пользу из своего статуса.
Главные печатные органы иеговистов – журналы «Сторожевая башня» и «Пробудитесь!». Иеговисты издают свою пропагандистскую литературу миллионными тиражами. Члены секты обязаны распространять эти журналы. Они покупают их на свои деньги, а потом раздают или продают. Это называется их свидетельством, которое каждый член секты обязан исполнять. Минимально допустимое число свидетельств – 10 часов в месяц. Но на самом деле, чтобы быть на хорошем счету в секте, нужно «свидетельствовать» гораздо больше – 60, 80, 100 или более часов. То, что печатается в журналах (анонимно), считается абсолютной истиной, которую критически обсуждать нельзя. Обсуждать то, что там написано, можно лишь с целью более глубокого усвоения и еще более полного одобрения.
На основании содержания журналов строится у иеговистов богослужение. Оно проходит в «Залах Царства. Профессиональных служителей, священников, у них нет – каждый мужчина старше 20 лет может быть предстоятелем. Характерная иеговистская цитата: «Бог же духовенства – это древнее языческое божество, это Ваал, это сам Диавол» (это слово в иеговистских текстах всегда пишется с большой буквы). То есть наличие духовенства для них – критерий диаволопоклонничества религии.
Иеговисты должны раз в неделю посещать особое собрание по изучению книг и дважды в неделю бывать в «Зале Царства». Кроме того, 2 раза в год проводятся районные конгрессы. На одном из собраний действует «теократическая школа», в которой сектантов учат проповедовать и отстаивать точку зрения организации при помощи литературы.
«Свидетели Иеговы» считают себя единственной истинной церковью, а все остальные религии стопроцентно ложными. Даже само слово «религия» они не любят и определяют религию как поклонение идолам, поклонение тварям.
Любая религия, кроме религии «Свидетелей», по мнению анонимных авторов «Сторожевой башни», «похожа на чистый кокаин». Христиане называются предателями Бога и лжецами, а элементы христианского учения и традиции – произошедшими из «древних лжерелигий».
2
«Свидетели Иеговы» представляются христианами, но на самом деле таковыми не являются, поскольку они отвергают основные положения христианства.
Главное в иеговистском учении – отрицание Божества Иисуса Христа, Который для них есть некое высшее творение Божие, но не более того. Они смешивают Христа с Михаилом Архангелом. Дескать вначале это существо якобы звали Логос, который потом стал известен под именем Михаила Архангела, а потом стал человеком. Божественность Спасителя они яростно отвергают и доказывают, как могут, по Священному Писанию, что Он никогда не был Богом и не мог им быть, так как искупить человека мог, по их мнению, только человек.
Иеговисты отрицают и Воскресение Иисуса Христа. Человек Иисус Христос мертв навеки, воскрес Он в духовном теле. Что же касается пустой гробницы, они объясняют это так: либо тело Христа растворилось в газах, либо Бог сохранил его до предъявления на Страшном суде.
Отрицают они и Святую Троицу. В иеговистских журналах написано, что всякое учение о Троице исходит от Сатаны. Если, как было отмечено выше, в их текстах слово «Сатана» всегда пишется с большой буквы, то слово «троица» – наоборот, всегда с маленькой. Как они пишут, Иисус Христос Богом не был, а Святой Дух – это не личность, а некая сила, поэтому всякий человек, исповедующий Троицу, исповедует чистый сатанизм. Они постоянно подчеркивают, что Бога зовут Иегова, это Его единственное имя, от которого отказались все церкви, и называют Его как угодно, но не тем именем, каким Он Сам Себя назвал. Этим также доказывается принадлежность всех церквей к сатанизму, как говорят иеговисты. «Иегова» – это, как известно, искаженное произношение древнееврейского слова, переводящегося как «Сущий» (считается более правильным произносить «Яхве»). «Я есмь Сущий» (то есть Тот, Кто есть), – сказал Господь, когда явился Моисею в горящем кусте (Исх. 3: 14-15).
Иеговистское учение о последних временах говорит о том, что якобы было несколько присутствий на земле Иисуса Христа. Первое присутствие – это три с половиной года, период от Его Крещения до смерти; второе присутствие началось в 1914 г., когда Христос, воскресший духовно, обратил внимание на земные дела и начал отделять овец от козлищ и образовывать настоящих христиан, чтобы готовить их к Своему Второму пришествию и к тому, как выжить в грядущем Армагеддоне – то есть сейчас идет предварительный период отделения овец от козлищ.
Иеговисты много раз предсказывали Второе пришествие Иисуса Христа – сначала в 1914 г. (но тогда произошло лишь Его «духовное пришествие», как они потом объяснят), потом в 1918 г. (но Он тоже не пришел), затем в 1925 г., когда, по их предсказанию, должны были воскреснуть Авраам, Исаак, Иаков и другие пророки и явиться на землю, что и есть преддверие Второго пришествия (но опять, как мы знаем, ничего подобного не произошло). В отличие от других сект, которые в таких случаях признавали, что произошла ошибка и пророчество не удалось, иеговисты всякий раз выкручивались и переиначивали свои же предсказания: в 1914 г. состоялось «пришествие Христа в Духе», в 1918 г. Христос «вошел в духовный храм и начал его очищать» – это было начало «предварительного Суда», который должен был закончиться в 1975 г., когда Христос наконец должен был явиться телесно. Но 1975 год прошел, и опять ничего не произошло.
Иеговисты верят, что земная история должна закончиться кровавым Армагеддоном, когда Христос в виде Архангела Михаила сойдет на землю в Своем Втором пришествии, возглавит воинство Иеговы и все неверные будут физически истреблены. В битве верные иеговисты будут на стороне Бога и будут наслаждаться зрелищем истребления неверных.
Однако, по учению иеговистов, полное спасение на небесах получат лишь 144 тысячи первых иеговистов, остальные же члены секты будут после своего воскресения вечно жить в раю на земле, есть бананы и апельсины и ходить среди пальм с добрыми тиграми, львами и змеями (это их любимая картинка). Работа у них будет не более 4 часов в день, жилище – удобное, еда – вкусная, и все будут принудительно счастливы. А 144 тысячи первых будут смотреть на них с неба и ими управлять.
Иеговисты не верят в бессмертие души и отвергают Евангельское учение о вечных муках осужденных грешников. По их мнению, есть люди, которые воскреснут и спасутся, а остальные будут уничтожены навсегда. Спасение же зависит от участия в делах «Общества сторожевой башни», и если вы останетесь в числе его членов, у вас есть шанс на спасение, а если уйдете, то такого шанса лишитесь. То есть если вы всю жизнь распространяли литературу по 40 – 50 часов в неделю, но в один день перестали это делать, то прежние заслуги вам уже не зачтутся. Вы отпали и уйдете в вечное небытие. Поэтому у некоторых людей, призванных уже после того, как были отобраны для спасения 144 тысячи, еще есть небольшой шанс каким-то образом в это число попасть: может быть, кто-то из 144 тысяч в последний момент отпал и есть небольшие вакансии. Поэтому каждый может надеяться, что не только будет есть бананы на земле, но и попадет на небо.
3
Секту «Свидетелей Иеговы» основал в конце XIX в. Чарльз Тейз Рассел (1852 – 1916), галантерейщик из Пенсильвании, имевший пару классов образования. В 16 лет он попал под влияние адвентистов, которые тогда указывали датой Второго пришествия 1874 год. Когда обещанное пришествие в очередной раз не состоялось, он отошел от адвентистов и основал свой журнал – «Сторожевая башня Сиона и вестник присутствия Христова». Это был первый журнал иеговистов, хотя называться «Свидетелями Иеговы» они стали позднее.
Рассел быстро сам вычислил дату Второго пришествия – 1914 г. С приближением этого срока он стал все больше расходиться с традиционным протестантизмом. Именно тогда он начал отходить от веры в Святую Троицу и в Божественность Иисуса Христа и начал публиковать том за томом свои «Исследования Писаний». К моменту своей смерти в 1916 г. он опубликовал общим тиражом 13 миллионов экземпляров шесть томов «Исследований Писаний», которые считал единственно верным истолкованием Библии.
Секта строго ограничивает связи своих членов с внешним миром, «внешними» людьми, даже если они близкие родственники сектантов, исходя из принципа, что «все нечистое – от мира.
Не поощряется любое светское образование, ибо оно, по мнению руководства, лишь затуманивает разум ложным знанием и ослабляет усилия по изучению Священного Писания. Утверждается негативное отношение к любой мирской работе, если она мешает полной отдаче члена секты служению Иегове, которое важнее всего остального, и поэтому для этого служения должно использоваться все свободное время.
«Свидетели Иеговы» исповедуют настоящий культ своей организации, объявляя ее «детищем Иеговы», Его «видимой небесной организацией». Поэтому от каждого сектанта требуется безусловное подчинение воле и целям организации. Вне организации невозможно постичь правильное учение Бога, Священное Писание.
Изучение Библии – дело коллективное, а не индивидуальное, и изучать ее можно только под руководством организации. Поэтому же не признается ценность индивидуальной молитвы, ибо Иегову интересует организация, а не отдельные лица: индивидуальные молитвы бог иеговистов не принимает. Все должно быть на виду, все должно быть под контролем. Молитва тут не исключение – она тоже должна быть коллективной, на виду и на слуху у всех.
Никто не может просто так покинуть организацию, он может только покинуть ее как отлученный, как проклятый ею.
Быть членом этой «божественной организации» – значит принадлежать к категории избранных Богом Иеговой. Эта избранность очень ко многому обязывает: сектанты должны придерживаться единообразия во всем: в мышлении, в поведении, в одежде. Все до мелочи у них регламентируется и все контролируется. Ни о какой свободе личности для сектанта не может быть и речи.
Каждый служитель Иеговы (член секты) обязан точно и искренне отчитываться перед соответствующим органом (лицом) о проделанной миссионерской работе (количестве посещенных квартир, проданных журналов, количестве людей, с которыми изучалось учение).
Он обязан также: не обсуждать данные ему старейшиной распоряжения и приказы; докладывать старейшине о грехе, совершенным другим членом секты, помня о том, что иначе он возьмет этот грех на себя; не сомневаться в учении Иеговы, ибо сомневающимся нет места в Его организации; не задавать вопросов организации, так как сомнение в ней есть сомнение в Самом Иегове; помнить, что только организация переживет Армагеддон, но это не дает никому гарантии на спасение; быть всегда удовлетворенным всем, что делается в организации, и продолжать с энтузиазмом работать на нее дальше; никогда ни по каким вопросам «не вмешиваться» и «не мнить о себе» слишком много.
Таким образом мы видим, что каждый член организации является самым настоящим рабом «Сторожевой башни» и находится под ее неустанным и всеобъемлющим контролем.
4
Нашей страны иеговизм впервые достиг в 1891 г., когда Расселл посетил Одессу.
В начале Второй мировой войны, в 1939 г., когда советские войска заняли Западные Украину и Белоруссию (то, что было частью Польши), иеговисты, проживавшие на этих территориях, оказались в нашей стране. Обращенные иеговистами люди и обеспечили ту преемственность, благодаря которой иеговисты продержались весь советский период, а также оказались тем плацдармом, с которого они начали разворачивать свою активную деятельность после начала перестройки в нашей стране.
Содержание
Примеры употребления слова очевидец в литературе.
Стараясь, чтобы мой голос звучал, как должно, я сообщил, что Алла исчезла, и будто бы, по словам очевидцев, неизвестные люди посадили ее в машину и увезли.
Нашлись очевидцы, которые собственными глазами видели, как трупы Бармы и даже Постника, которого и на Москве не было, везли на дровнях, завернутые в грязные рогожи.
Исидро говорил, что вампиры легко узнают, когда на их след напали друзья или родственники убитого: такие люди начинают расспрашивать очевидцев, обшаривать кладбища.
Очевидцем глубочайшего единства Духа, отрицателем всяких границ индивидуальности был и несравненный Бен Джонсон, взявшийся за литературное завещание, дабы удостоить современников положенной хвалы или хулы, но ограничившийся тем, что собрал воедино отрывки из Сенеки, Квинтилиана, Юста Липсия, Вивеса, Эразма, Макиавелли, Бэкона и Скалигеров — старшего и младшего.
Очевидцем глубочайшего единства Духа, отрицателем всяких границ индивидуальности был и несравненный Бен Джонсон, взявшийся за литературное завещание, дабы удостоить современников положенной хвалы или хулы, но ограничившийся тем, что собрал воедино отрывки из Сенеки, Квинтилиана, Юста Липсия, Вивеса, Эразма, Макиавелли, Бэкона и Скалигеров — старшего и младшего.
Еще он приводил точные справки: в ночь с какого на какое число, — и не в ночь вовсе, а сразу после обеда, во время которого было подано немало соленых лимонов и ананасов на гарнир, был зачат государь император Александр Павлович его августейшими родителями, какие способы применялись для такового зачатия, и многое другое интимное, о чем прилагал Вроблевский показания семи очевидцев оного зачатия, заверенные у нотариуса.
Как рассказывал один из очевидцев, оба самурая, все еще с пеной на губах, стояли, обнявшись, и долго повторяли одно слово: — Вши, вши.
Он увидит, что ожидает нацизм, увидит самого себя на скамье подсудимых в Нюрнберге, и наконец станет очевидцем своего собственного самоубийства с помощью яда, принесенного в геморройной свече.
Тогда я перестал бы быть немым очевидцем событий, а Хунвульф вошел бы в дверь, которую Гудрун в отчаянном порыве разнесла вдребезги.
Когда, еще будучи в каталажке, я прочитал повесть, то для уточнения написал несколько писем очевидцам.
Когда вместо страдающих от климакса матрон и худосочных деревенских жителей с больной щитовидкой в роли очевидцев стали выступать президенты банков, полисмены, сенаторы и профессоры-физики, спор перешел в новую стадию: его перестали считать развлечением чокнутых.
Следующий рассказ — о том, как вел себя Роб Рой, когда к нему обратился один из его контрактантов, — представил для меня большой интерес, потому что я услышал его от очевидца — одного старика из Леннокса.
Я встретился здесь с Марией Рубачевой, с бывшим кооператором Иваном Кузьменко, с колхозником Павлом Ивановым, тем самым, что когда-то оказался очевидцем расстрела Силина в Кременчугском лагере, и, наконец, с бывшим сельским старостой, другом и помощником Силина Иваном Константиновичем Калашником.
По свидетельству очевидцев, купальские огни, зажигаемые в Иванову ночь на Карпатах и Судетах в Польше и Чехии, представляют великолепное и торжественное зрелище на пространстве в несколько сот верст26.
Тем не менее, меня пугает то, что я просто не могу вспомнить большинство из того, что сообщалось о моем поведении в Кучинге, но эти свидетельства должны быть верны, потому что о моем поведении и о том, что я говорил, сообщали несколько очевидцев.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Вопрос об именах Божиих, о том, как называть Бога – далеко не праздный. Это вопрос о том, что открывает Бог человеку о себе и как, какими словами человек может это выразить. Следует задуматься над русским словом «Бог» и его эквивалентами в библейском изложении.
В представлении древних имя совсем не было условным обозначением; но определяло место, которое должен занимать в мире его носитель. Бог завершает творение, нарекая имена элементам творения: дню, ночи, небу земле, морю (Быт.1.2-10), называя каждое светило его именем (Ис. 40.26) и этим определяет место положения во вселенной этих элементов мироздания. Или, Бог предоставляет Адаму наречь имена всем животным (Быт. 2.20), и этим самым определить их место и роль в мире Адама. Впоследствии люди стали давать имена местам, с которыми связано какое-либо значительное событие и имя также определяло статус места (к примеру, «Вефиль» по-еврейски «Дом Божий», Быт. 28.19). А при рождении человека, его имя обозначало его судьбу или деятельность (Иаков — «занимающий место другого», Быт. 27.36). Иногда имя указывало на особенность рождения (Моисей — «вынутый из воды»), или на предназначение человека (Исайя — «Да спасет Бог»). Имя считалось «как бы самой личностью человека и воздействовать на Имя – значило воздействовать на него самого». Если такое почтение усваивалось именам человеческим, то тем более почиталось имя Божие. Это убеждение было свойственно всем народам. Израильский Бог Сам соизволил назвать Себя Моисею: «Я есмь Сущий» (Исх. 3. 13-16). Имя Божие, присутствующее в народе, означает и Самого Бога присутствующего среди народа. Священному Имени с самых ранних времён придавалось немалое значение: Имя раскрывало призывающему тайну присутствия Божия в мире и в душе человека, призывание его было, возможно, древнейшей молитвенной практикой верующих яхвистов (запрет на произнесение священного Имени появляется сравнительно поздно). Священное Имя появляется в древнейшем из известных нам сегодня гимне (Исх 15:3), и там же прославляется величие Божие и Его всемогущество (Исх 15:7-12). Освящение Имени Бога означает, что все признают Всевышнего Творцом и Хранителем Вселенной и Управителем истории всего человечества. Если Израилю удастся освятить Имя Бога, его миссионерское предназначение будет исполнено и смысл его существования как народа оправдан.
О кардинальном отличии древнего понимания имени от того, которое господствует в наши дни, необходимо помнить при рассмотрении богословия имени в Евангелии от Иоанна. Имя воспринимается Библией как полное и действительное выражение именуемого предмета или именуемой личности. В Библии имя имеет не отвлеченный или теоретический, а жизненно-практический характер: значение имени – не вербальное или словесное, а реальное или действительное. На языке Библии имя – не просто условное обозначение того или иного лица, или предмета: имя указывает на основные характеристики своего носителя, являет его глубинную сущность. Имя, кроме того, определяет место, которое его носитель должен занимать в мире. Имя таинственным образом связано с душой: когда имя произносят, оно возносится к душе своего носителя.
Библейское понятие об имени включает не столько набор звуков или букв для отличия одного человека от другого, сколько связь с самим человеком. Узнать чье-либо имя значит войти в связь с носителем имени, познать его внутреннюю суть. Человек в Ветхом Завете воспринимался по принципу «каково имя его, таков и он». Если перейти к Евангелиям, то окажется, что в них Имени Божию отведена значительная роль. Например, каждое из Евангелий так или иначе заканчивается упоминанием имени Божьего (или Иисуса Христа?). Евангелие от Иоанна представляет собой зрелую стадию христологического развития, на которой не утрачивается связь с прежними идеями (посланничество, вознесение и прославление) и титулами (Мессия, Сын Человеческий, пророк, Сын Божий), но все это по-особому интерпретировано св. Иоанном Богословом.
Логос в Прологе Евангелия от Иоанна
Евангелие от Иоанна открывается, пожалуй, самым загадочным текстом во всем Священном Писании. В Евангелии от Иоанна мы находим возвышенное свидетельство Христа о Своей божественной тайне. Замысел евангелиста – показать схождение в мир божьего Слова и Его восхождения к Отцу. Этому замыслу подчинена и композиция Иоанна. Пролог является ярким свидетельством такого теологического совершенства Иоанновой мысли. Пролог, написанный в форме литургического гимна, сближает сказание книги Бытия о сотворении мира с Откровением о воплощении Слова. Главной целью Пролога было подготовить читателей к историческому описанию жизни и учения Иисуса. Пролог Евангелия от Иоанна, говорящий о Боговоплощении, вместе с тем напоминает нам о другой великой тайне христианства – о тайне Св. Троицы.
Фактически св. Иоанн начинает свое повествование с христологического утверждения. Но что представляет собой этот загадочный Логос? Откуда Он? Прежде всего, Логос – это начало всех начал. Более того, в тексте пролога встречается лексика, которую мы находим и в Быт. 1. Св. Иоанн сразу же обращает внимание своих читателей на событие творения, представляя Логос как его непосредственного участника.
Тут важно знать и помнить, что это «Слово» означает не только слово уже произнесенное, как в русском языке, но и мысль, разум, мудрость, выражаемую словом. В термине Логос апостол Иоанн предлагает новое и оригинальное учение – о предвечном рождении Сына от Отца, а термин «Логос» здесь употребляется для указания на Божественную Личность Сына Божия. Наименование Сына Божия «Словом» значит то же, что наименование Его «Премудростью» (см. Лк. 11:49 и Мф. 23:34). Св. ап. Павел так и называет Христа «Божией Премудростью» (1 Кор. 1:24). Как и ветхозаветный, «Логос» является творческим началом, но не безличной силой Божества, а самостоятельной Личностью. Будучи вечным проявлением самосознания Бога, эта Личность есть высказанный Разум, абсолютное Слово, что роднит это евангельское учение с концепциями логоса в греческой мысли. Св. Иоанн писал о том, что известно было ему еще из священных книг Ветхого Завета, чему он научился как возлюбленный ученик от Самого Своего Божественного Учителя и что было открыто ему Духом Святым.
Св. Иоанн ставит своих читателей перед лицом загадочного «нового Бытия». В прологе Логос показан прежде всего, как посредник в творении. Он являлся Тем, через Кого Бог, абсолютный Источник всего, сотворил мир. Подобно этому, «премудрость» в творении также играла посредническую роль: «Премудрость… понималась как действенная движущая сила, посредством которой Бог все сотворил». Эта идея видна в книге Притч 3:19; 8:27, 30, да и вообще во взаимоотношениях Бога и «премудрости» проявляется посредническая функция последней. Подобно тому как Логос был посредником Бога в деле Творения и искупления мира, «премудрость» описана как посредник в творческой активности Бога. Неудивительно поэтому то, что теология «премудрости», в той степени, в какой она является теологией, — это форма теологии творения, вот почему не следует удивляться тому, что в христианском гимне «премудрости» весьма большое место отводится Сыну до и во время процесса Творения.
Говоря об участии Логоса в процессе Творения, мы неизбежно сталкиваемся с идеей Его предсуществования. На протяжении всего исторического прошлого, истории Израиля, Он приходил в этот мир и просвещал тех, которые принимали Его (Ин. 1:9). Моисей и пророки писали о Нем (Ин. 1:45; 5:46), и Авраам «увидел день Его» (Ин. 8:56). Исаия в своем видении (Ис. 6) видел Его славу (Ин. 12:41). Но никто не видел Его Самого, так как никто не видел и Бога (Ин. 1:18; 6:46). И нет сомнения в том, что для Иоанна Логос был вдохновением пророков, исполнением того, на что они указывали. Характерным здесь является то, что в Прем. Сол. 10-19 подобные роли приписывались персонифицированной премудрости, которая была с Израилем в пустыне и давала воду из скалы (Ин. 11:4), манну (Ин. 16:26), спасала праведников, включая Лота и Иосифа (Ин. 10:6), и помогала Аврааму (Ин. 10:5). Она «вошла» в Моисея, даровав ему силу совершать знамения и чудеса (Ин.10:16) и наделив его даром пророчества (Ин. 11:1, ср. 7:27). Иисус в Евангелии от Иоанна представлен как Слово или Премудрость, Которая помогала Божьему на роду на протяжении всех предыдущих поколений.
С Оригена и первых отцов Церкви начинается долгая и устойчивая традиция отождествления Бога-Сына, Логоса, второй ипостаси Троицы, с ветхозаветной Премудростью Божией, с которой и в которой Бог сотворил мир, т. е. с творческим началом Бога, с Его творящим Принципом. «Спаситель наш есть Премудрость, а Премудрость – это сияние вечного света». Святоотеческое понимание понятия «Логос» основывается на своеобразном толковании книг Премудрости Ветхого Завета. Ориген описывает Премудрость как хотя и «бестелесное бытие многообразных мыслей, объемлющее логосы мирового целого», но в то же время как «одушевлённое и как бы живое». «Премудрость рождена вне всякого начала, о каком только можно говорить и мыслить» (Deprincipiis. I. 2. 3.).
Другим аспектом теологии Логоса является Его отношение к Богу. Предсуществующий Логос находился рядом с Богом. Мы видим здесь учение о Логосе, Который был Богом и тем не менее не был полностью идентичен Ему. Можно говорить практически об отождествлении Христа и «премудрости» Божьей в Евангелии, что само по себе уникально, поскольку нигде более этого в Новом Завете.
В Евангелии, на первый взгляд, мы не находим цельного и последовательного учения о Св. Троице, которое могло бы лечь в основу церковного понимания этого вопроса. Однако учение это отсутствует в Евангелии лишь на первый взгляд: именно Пролог Евангелия от Иоанна излагает его, притом в такой полноте и глубине, по сравнению с которыми традиционные догматические формулы оказываются лишь кратким комментарием. Уже в Книге Притч и в Книге Премудрости Соломона образ Премудрости был описан как личностное и предвечное Существо, бывшее вместе с Богом прежде творения мира. Тот же образ вдохновил Евангелиста Иоанна, когда он описывал Иисуса Христа как Логос или Предвечное Слово Божие.
Теология взаимоотношений Отца и Сына.
В Евангелии от Иоанна существуют прекрасные пассажи о Лицах Пресвятой Троице, открывающие Их единство и равенство, а также их отличительные свойства. Откровение о Боге, как об Отце, есть откровение Троичности, ибо Отчество предполагает сыновство, и Отец есть Отец Сына. Имя Отца есть имя ипостаси, и указывает на отношение Первого Лица ко Второму и к Третьему. Отец именуется также Началом и Источником, ибо он есть корень и источник Божества.
Речения Иисуса Христа о Себе являются наиболее важными свидетельствами об именах Божьих в евангелии от Иоанна. Апостол Иоанн учит о мистическом единении с Богом через Христа. В отличие от язычников-пантеистов, люди библейской веры не могли помышлять о единении с всемогущим Богом. Лишь после того, как Единородный Сын явил Себя, Он стал «дверью» в Царство Божественного. Христос у ап. Иоанна открыто повторяет священную формулу «Я есмь», которая была синонимом Имени Божьего и считалась запретной (Ин. 8:24, 28, 58; 13:19). Во Христе осуществились чаяния ветхозаветного человечества: сама Премудрость Божья сошла в мир (Сир. 24). Чудеса в Евангелии от Иоанна служат раскрытию смысла спасительных деяний Слова.
Таким образом, мы подходим к внутритроичной тематике Отца и Сына. О Христе в Евангелии неоднократно говорится, что Он послан Отцом (Ин. 3. 34; 5. 36 и др.). Об этом свидетельствует и Сам Христос: «Отец любит Сына и все дал в руку Его» (Ин. 3. 35). Тем не менее, сыновство Иисуса Христа подчеркивает Его зависимость от Отца и послушание Отцу («…Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он, то и Сын творит также» (5. 19; ср.: 7. 28; 8. 26, 42; 10. 32, 37; 12. 49)). Сын делает все в совершенном согласии с волей Отца («Как Отец знает Меня, и Я знаю Отца» — 10. 15). Поэтому Сын «открывает» Отца («Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» — 1. 18; ср.: 8. 38; 15. 15; 17. 25-26). Евангельские слова о единстве Отца и Сына указывают прежде всего на Их единство в деле откровения и спасения человечества (8. 16; 10. 25-30; 14. 10-11; 17. 10). Ключ к ответу лежит в антиномии Отеческого-и-Сыновнего отношения: Отец, как Отец, всегда больше Сына, но Сын, как Сын, всегда равен Отцу. Когда Христос использовал имя «Сын человеческий» по отношению к Себе, Он придавал ему новый смысл. В то время как арамейское «bar nasha» могло обозначать человеческое существо в обычном смысле, некоторая двусмысленность, свойственная этому выражению, позволяла Иисусу придать ему более широкое и глубокое значение; таким образом оно одновременно вызывало представление как о Его Божественном происхождении, так и о Его последующих страданиях (Ин 1:51; Мк 9:12).
Именно на теологии Евангелия от Иоанна зиждется православная доктрина о взаимоотношениях Отца и Сына. Отличительное свойство Первой Ипостаси – нерожденность (?????????) – состоит в том, что Отец: «ни от кого не получил бытия, ни от кого не сотворен, не рожден и не исходит», «имеет жизнь в самом себе» (Ин. 5, 26),»сам от себя имеет бытие и из того, что имеет ничего не имеет от другого; напротив, Он Сам есть для всех начало». Рождение ???????? от безначального Отца является личным свойством Сына и это рождение:»безвременно и безначально, ибо не из чего сущего приведен в бытие Сын Божий, но Он был присно со Отцом из Которого родился вечно и безначально. Ибо Отец никогда не существовал, когда не было Сына», Он всегда пребывает «в недре Отчим» (Ин. 1, 18). Личное свойство Святого Духа состоит в том, что Он не рождается, а исходит, ?????????? от Отца: «так же непостижимо и недоведомо, как и рождение Сына».
Также, по Гал. 4:4, Иисус Христос – единственный Сын Бога Отца. Называя Его Единородным Сыном, апостол Павел перекликается с подобным выражением евангелиста Иоанна (Ин. 1:18). Это слово обозначает то, что Иисус Христос есть единственный Сын, причем в собственном смысле этого слова, рожденный Отцом по Божеству. Сын Божий – точнейшее и совершеннейшее отображение сущности Отца. Это выражение очень точно указывает на подлинное Богосыновство Христа.
Итак, для Евангелия от Иоанна характерно, что Иисус именуется Сыном Отца. В достаточно прикровенной форме Иисус соотносился со слугой Яхве, «ebed Yahweh» у пророка Исайи (Ис. 52-53), который должен был пострадать вплоть до смерти, приняв на себя грехи избранного народа Ираиля. В той же мере, как и страдающий слуга, невинный Иисус должен был быть оправданным Богом (через воскресение) и вознесен в славу (Ис 52:13; 53:10-12; Ин 12:32 – намек на Его вознесение в двойном смысле: вознесение на крест и вознесение в славу Отца).
В Евангелии от Иоанна Иисус несколько раз восклицает: «Я открыл имя Твоё…» (17:6, 26), т.е. «Я сделал известным имя Твоё», или: «Прославь имя Твоё…» (12:28). Значит, святить имя Божие — то же, что открыть. Когда мы обращаемся к Господу: «Святи имя Твоё», это означает, что мы просим: «Открой имя Твоё», «Яви имя Твоё людям». Здесь заключены две идеи. Первая идея типична и неотъемлема для Ветхого Завета. Это идея имени. В Ветхом Завете имя употребляется особенным образом. Оно отражает не только имя, которым человека зовут, но весь его характер, насколько его возможно познать. Псалмопевец говорит: «И будут уповать на тебя знающие имя Твое» (Пс. 9,11). Те, которые знают, каков Бог, знают Его характер и природу, будут рады довериться Ему. Об этом псалме иудеи говорили, что он пророчествует о Мессии и том деле, которое Он совершит, и что дело это будет заключаться в том, что Мессия откроет людям имя Божие и характер Бога. Поэтому, когда Иисус говорит: «Я открыл человекам имя Твое», Он имеет в виду: «Я сделал людей способными видеть, какова природа Бога на самом деле». Фактически это то же, что сказано в другом месте: «Видевший Меня, видел Отца» (Ин. 14:9). Высочайшее значение Иисуса в том, что в Нем люди видят разум, характер и сердце Бога. Иисус утверждает, что Он открыл людям истинную природу и характер Бога, и приблизил Его настолько, что даже самый скромный христианин может произносить Его непроизнесенное ранее имя.
«Спаситель мира».
Иисус — «Спаситель мира» (Ин. 4:42; это выражение встречается вновь в 1 Послании Иоанна 4:14 и более нигде в Новом Завете). Это не означает, что каждый человек в мире обязательно будет спасен, но подразумевает, что спасение, принесенное Христом, есть не «спасение в границах прихода», но доступно людям везде, каковы бы ни были их раса и национальность. Важно, что эти слова были сказаны самарянскими новообращенными; они были первенцами распространения спасения в мире за пределами иудаизма. Их утверждение не единственное. Бог послал Своего Сына, «чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:17), а Иисус отдал Свою плоть «за жизнь мира» (Ин. 6:51). Иисус искал Своих овец не только в израильском стаде (Ин. 10:15-16). Когда Каиафа дал свой циничный совет, что лучше погибнуть одному человеку, чем всему народу (Ин. 11:50), Иоанн истолковал его так, что Иисус умрет не только за народ, но также «чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» (ст. 52). Иисус видел цель Своего «вознесения» в том, чтобы привлечь к Себе «всех людей» (Ин. 12:32). А упоминание «всякой плоти» в молитве Тайной Вечери (Ин. 17:2), возможно, следует понимать, как еще одно указание, что Его забота простиралась на все человечество. Назвав Себя «светом миру» (8:12), Иисус, видимо, опять имел в виду Свое мессианство, так как раввины могли бы здесь вспомнить, что «свет – имя Мессии». Свет – одно из важнейших понятий в Евангелии от Иоанна, и автор не считает его искони присущим человеку. Его может дать только Иисус, который Сам – Свет миру. И это предназначение Иисуса – еще одна из сторон Его мессианства.
В Евангелии от Иоанна мы находим возвышенное свидетельство Христа о Своей божественной тайне. Замысел евангелиста – показать схождение в мир божьего Слова и Его восхождения к Отцу. Спасение есть цель жизни Самого Иисуса: Он пришел на землю, чтобы «не погублять души человеческие, а спасать» (Ин. 9. 56; 19. 10), не для того, «чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был» (Ин 3. 17; 12. 47). Он обращает Свое Слово к людям, чтобы они спаслись (Ин. 5. 34). Он – та дверь, входя через которую каждый спасен будет (Ин. 10. 9). Согласно Иоанну, пришествие Спасителя совершается в истории. Стремясь показать, что Иисус – это исполнение ветхозаветных чаяний, он, конечно, не использует Ветхий Завет так же широко, как синоптики, однако во многих местах цитирует пророчества, чтобы показать, что они исполняются в тех событиях, которые имели место в жизни Иисуса. Смысл прихода Спасителя в том, чтобы даровать людям откровение о вечной жизни.
Обетование Утешителя и возвращение Христа в Духе.
Важной темой Евангелия от Иоанна является обетование ниспослания Духа Утешителя и учение о Нем, к которому снова и снова – четыре раза на протяжении Прощальной беседы и с возрастающей ясностью – обращается Господь. В Прощальной беседе Святой Дух именуется Духом Истины и противополагается миру, который, в отличие от учеников, Его не видит и не знает. Ниспосланный Утешитель, в контексте беседы, поставляется в зависимость от исполнения учениками заповеди Иисуса, исполнения, в котором, как мы только что видели, получает свое выражение их любовь к Нему. Но любовь учеников друг к другу есть и содержание заповеди. По молитве Сына Дух Святой будет послан Отцом ученикам как союзу любви. Ученики, соединенные любовью с Иисусом и друг с другом. Дух Святой действует в Церкви.
Истина дарована, вверена Церкви во всей полноте и пребудет в ней вечно, как и сама Церковь. Непреложным ручательством тому служит то, что Церковь имеет Духа Божия, Который во Всем руководит Ею (Ин.16,13). Церковь – есть Церковь Бога Живого (1 Тим. 3,15), Который Сам есть величайшая Истина (Ин. 14,6) и живет в Церкви, как в доме. Церковь, хотя и учреждена Христом на земле, но не «от мира сего» (Ин. 17, 16). Она – небесна, «небесна по своим совершенствам, силам, по телесному сосуду с небом, с которым она составляет единое целое и образует в себе небесных граждан. Все истинные члены Церкви – в сожительстве со святыми, в сыновстве Богу». Христос для Церкви – «хлеб жизни (Ин.6,48) и Пастырь добрых (Ин.10,11)» и члены ее «все в совокупности произошли от его плоти и костей (Еф.5,28-30)».
У Иоанна представлена мысль о скором возвращении Христа как о Его возвращении во Святом Духе. Это – возвращение во Святом Духе, возвращение, обусловленное Его отшествием в Страстях и Славе (ср. 16. 7 сл.). Об этом свидетельствует прежде всего дар Святого Духа, которого Иисус сообщает ученикам (20. 22).
В Прощальной беседе обетование Святого Духа было неизменно связано, в той или иной форме, со ссылкой на Отца. Являясь ученикам по своем Восхождении, Господь говорил им: «Как послал Меня Отец, и Я посылаю вас». Посланничество учеников в обладании Святым Духом возводит к Отцу. Подразумевается, посылая учеников, Иисус не возложил на них никакого нового поручения сравнительно с тем, которое дал Ему Отец. В даровании Духа закон полагает воля Отца.
В Евангелии от Иоанна тема имени Иисуса является лейтмотивом. Апостол Иоанн очень хорошо чувствует, что Иисус начал новую эпоху, порождающую ту реальность, которая предвосхищалась в ветхозаветном миропорядке. Иисус – это исполнение ветхозаветной мессианской надежды, и этот факт подтверждается тем, что Иоанн используют те же термины, что и синоптики (Мессия, Царь Израилев, Сын Человеческий, Сын Божий), даже если несколько иначе. Немаловажно, что Сам о Себе Иисус никогда не говорит как о Слове (Логосе) Божием. Так о Нем говорит лишь Апостол Иоанн.
Ианнуарий(Ивлиев), архим. Лекции по библейскому богословию в СПбДА.
См.: CazellesH. Имя. / Словарь Библейского Богословия… Указ. Соч. Кол. 448.
См. Сорокин В. В. Новое небо над новой землей (размышления над Библией).
Миссия Государства Израиль и Еврейского народа. www.istok.ru.
Верховской С. Об имени Божием. — Православная мысль. Вып. VI. Париж, 1948. С. 39.
Неофит (Осипов), архимандрит. Мысли об Имени. — Начала № 1—4,1998. С. 6.
Словарь библейского богословия под ред. К. Леон-Дюфура. Брюссель, 1990. С. 448.
Иларион (Алфеев), епископ. Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров. Т 1. с.17.
Иларион (Алфеев), епископ. Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров. Т 1. с.17.
Макдональд У. Толкование на Евангелие от Иоанна. С. 340.
Мень А., протоиерей. «Словарь по библиологии». М., 2002. Том 1-й. Стр. 398.
См.: Гатри Д. «Введение в Новый Завет». «Библия для всех», СПб. 1996.
Аверинцев С. С. София // Словарь «София – Логос». – Киев: Дух и Литера, 2000. С. 159 – 161.
Ориген. О началах. Казань, 1899. 500 с.
Мень А. Библиологический словарь. Т. 1. – М.: 2002.
См. Кассиан (Безобразов), еп. Водою и кровию и духом: Толкование на Евангелие от Иоанна. — Медон, 1996.
Брек И., иерей. Чтение Священного Писания по учению Святых Отцов. — Журнал «Альфа и Омега» №2 (32). Москва, 2002, с.48-63.
Макарий (Булгаков), архиеп. Харьковский. Догматическое богословие. – СПб., 1868. – Т. 1. — С. 262.
Иоанн Дамаскин, свят. Точное изложение Православной веры. – М., 1992. С. 171.
Иоанн Дамаскин, свят. Точное изложение Православной веры. – М., 1992. С. 167.
Иоанн Дамаскин, свят. Точное изложение Православной веры. – М., 1992. С. 169.
Прот.Н.Малиновский. Очерк Православного догматического богословия. В 2-х тт. М., 2003, т.1, с.160.
А.П.Лопухин. Послание к Евреям. Толковая Библия. Т.11. Пг., 1913, с.437.
Моррис Л. Теология Нового Завета. — СПб. Христианское общество «Библия для всех», 1995.
Брек И., иерей. Чтение Священного Писания по учению Святых Отцов. — Журнал «Альфа и Омега» №2 (32). Москва, 2002, с.48-63.
См. Чистяков Г.П. Над строками Нового Завета. М.: Истина и Жизнь, 1999. — 340 с.
Баркли У. Толкование Откровения Иоанна / У. Баркли. — ВСБ, 1987.
Моррис Л. Теология Нового Завета. — СПб. Христианское общество «Библия для всех», 1995. С. 325.
Моррис Л. Теология Нового Завета. — СПб.: Христианское общество «Библия для всех», 1995.
Полянский П. Первое послание святого апостола Павла к Тимофею. Опыт историко-экзегетического исследования. с. 412.
Никанор, еп. Толковый Апостол. Ч.II. СПб., 1904; с.420.
Иларион (Алфеев), епископ. Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров. Т 1. с.17-58.