Икона Святой Троицы всегда имела особое значение для верующих христиан. Однако если вы когда-либо были в восточно-православных церквях, вы, вероятно, заметили, что эти иконы разнятся по внешнему виду. На самом деле существует два основных вида икон этого типа. Некоторые восточно-православные иконы Святой Троицы изображают трех ангелов, в то время как другие показывают нам Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа в образе голубя.
Ветхозаветная Троица
Ветхозаветная Троица является наиболее узнаваемой вариацией икон Святой Троицы, во многом благодаря Андрею Рублеву и иконе, которую он написал между 1408 и 1425 годами. Этот образ основан на библейской истории об ангелах, которые явились Аврааму у дубравы Мамре (Быт.18:1-15). Согласно этому сюжету, на иконе изображены три ангела, сидящие под деревом, вокруг стола, в центре которого находится чаша с головой тельца. Эта голова символизирует Агнца Божьего, а агнец, как вы знаете, символизирует Христа. Таким образом, смысл этой религиозной иконы – жертвенная любовь.
Что касается ангелов Ветхозаветной Троицы, они представляют собой Бога Отца (слева), правой рукой благословляющего чашу, Бога Сына (в центре) в одежде, которая часто изображается на иконах Иисуса Христа, готового пожертвовать собой ради спасения человечества, и Святого Духа (справа), который завершает композицию, подтверждая высокий смысл жертвенной любви.
Также стоит отметить, что существуют и другие версии этого образа. Помимо трех ангелов, иконы этого типа могут также изображать сцены со слугой, убивающим тельца, с Сарой, готовящей хлебцы, с Авраамом, омывающим ноги ангелов, и некоторые другие. Икона Святой Троицы Рублева не содержит ни одной из этих деталей.
Новозаветная Троица
Иконы Новозаветной Троицы, также называемые иконами Триединого Бога, были особенно популярны среди старообрядцев, что делает их чрезвычайно ценными для коллекционеров старинных русских икон. Этот вариант икон Святой Троицы показывает нам Бога Отца и Бога Сына, сидящих рядом на троне. Бог Отец изображен как пожилой человек с белой бородой, иногда с очень необычным нимбом в виде треугольника или двух ромбических фигур. Бог Сын может изображаться с открытым Евангелием в левой руке и крестом в правой руке. Святой Дух на такой религиозной иконе изображен в виде голубя, парящего над их головами.
Эта версия православных икон Новозаветной Троицы называется «Сопрестолие». Однако есть и еще одна версия, известная как «Отечество». Она изображает Бога Сына в образе мальчика, сидящего на коленях Бога Отца. Святой Дух показан в виде голубя, парящего в воздухе или изображенного в сфере.
Как вы можете видеть, иконы Святой Троицы действительно показывают сильную связь с Богом, что делает их очень важной иконографической темой. Неудивительно, что ими очень дорожат и их очень почитают верующие христиане по всему миру.
Время чтения: 3 мин
Содержание
Символ Троицы, и как понять почему Бог триедин.
Символ Троицы: кто в Троице главный?
«Чаще всего люди задают именно этот вопрос: «Почему Бог не один, и кто из этих троих главный?» — говорит наместник Киево-Печерской лавры владыка Павел. — Троичность можно увидеть во всем, на что бы ни взглянули. Например, солнце — круг, тепло и свет. Дождь — вода, снег, пар. Дерево — ствол, ветки, корень.
Троичность совсем не означает, что кто-то выше, кто-то ниже — это же не пальцы на руке. Хотя вопрос действительно очень непростой. Троичность Бога мирским умом не понять, и дана она для того, чтобы мы могли получить милосердие Божие. Не каждому человеку дано постичь суть Троицы.
Владыка Павел о празднике Троицы: «Временами я стараюсь вникнуть в богословскую терминологию, но, чтобы не стать книжником и фарисеем, я в какой-то момент отпускаю все и говорю лишь: «Верую!»
Временами я стараюсь вникнуть в богословскую терминологию, но, чтобы не стать книжником и фарисеем, я в какой-то момент отпускаю все и говорю лишь: «Верую!»Простая молитва, от души, значит больше, чем все мудрствования мира.
Символ Троицы: Троица в Ветхом Завете
Господь явился Авраму в виде трех ангелов, но тем не менее Аврам обращается к трем, как к единому: «Владыко», то есть Господи. Есть такое благочестивое предание.
Перед явлением Аврааму Троицы завистники перегородили вход в селение, где он жил. Три дня к Аврааму (тогда его еще звали Аврам) никто не приходил за советом, он взял пост и молился. Когда же местные жители разобрали завалы на дороге, преграждавшие путь странникам, люди приходили к Авраму вновь.
После этого Аврам и удостоен был увидеть Живоначальную Троицу в виде трех ангелов, от которой получил благословение: быть не Аврамом, а Авраамом, что подчеркивает «сомножество», а жена его Сара стала Саррой и родила ему в 90 лет (!) сына Исаака. Это было обетование, когда именно Троица и явила свою милость.
Символ Троицы: Троица в Новом Завете
В Новом Завете мы видим несколько раз образ Троицы. Первый момент, это когда Господь принимал Крещение. Отец глаголет, Сын входит в Иордан, и Дух Святый в виде голубя спускается с неба. Триединый Бог совершает освящение воды и разрушает там гнездящуюся голову Змия.
Второе явление Живоначальной Троицы — на горе Преображения, названной Фавор. Голос Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте», Сын преображается, а Дух Святой в виде облака снисходит на гору и покрывает апостолов, самого Христа. Спаситель меняется не только в лице, но даже одежды становятся белыми.
И когда мы смотрим везде и всюду, мы видим образ троичности. Поэтому и триедино составлен человек — дух, душа и тело. Но если раньше дух и душа властвовали над телом, то после грехопадения над человеком властвует тело. Потому после смерти тело возвращается в землю и становится прахом, а душа выходит и идет к Богу. Потому наша задача здесь и сейчас — очистить себя и душу в молитве и покаянии».
Смысл Троицы
«По православному вероучению, Бог един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святой Дух, — к говорит протоиерей Георгий из храма в честь Преображения Господнего. — Троица единосущная и нераздельная. Мы в духовном космосе — младенцы, и нам приоткрыта малая толика духовных истин, поэтому, насколько можем, давайте примем это с верой. В истории христианства очень много людей заблудились из-за своих излишних мудрствований.
Что означает этот праздник для нас? Если у нас нет сил физических, психологических, нам сложно что-либо делать, именно Бог нам дает эти силы, мудрость, утешение, поддержку по нашей вере, пониманию, по нашим трудам. Он всегда рядом и всегда готов помочь.
В результате решения Собора, в православии канонической иконой Троицы считается икона в исполнении Андрея Рублева, на которой изображены три ангела (из истории Ветхого Завета, когда к Аврааму пришли три ангела)».
Не пропустите также Святой хирург архиепископ Лука — 1000 операций в год, тюрьмы и ревнивая жена
Понравилась статья? Что думаете? Расскажите нам Post Views: 645
В День Святой Троицы на середину храма выносят праздничную икону. На ней изображены три Ангела, сидящие за столом под деревом. Иногда сюжетная композиция дополняется фигурой прислуживающего им Авраама. Почему именно так изображается Троица? О чем рассказывает нам икона преподобного Андрея Рублева и в чем состоит новаторство гениального иконописца?
Гостеприимство Авраама
До XV века иконография этого образа, который получил название «Ветхозаветная Троица», была чаще всего обстоятельным рассказом с описанием бытовых подробностей библейского события. В основу иконы положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама», изложенный в восемнадцатой главе книги Бытия. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре трех таинственных странников (в следующей главе они названы Ангелами).
Во время трапезы Аврааму было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака. И несмотря на то, что Аврааму в этот момент исполнилось уже 100 лет, а его жене Сарре 90, он поверил Господу. Эта великая вера, которая проявлялась и как доверие всем словам Божиим, и как готовность следовать любому повелению Господа, отличала праотца. Господь говорит: Ибо я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним (Быт. 18, 19). То есть Бог избрал не народ, а именно этого человека, чтобы он ходил перед Господом. Только от такого человека, преданного воле Божией, мудрого и смиренного, всегда готового услышать голос Истины, должен был произойти не только его сын Исаак, но и Сам Спаситель мира.
После беседы с праведником два Ангела отправляются в Содом — город, который должен был погибнуть за многочисленные грехи его жителей, а Авраам остается беседовать с Господом.
Никто из святых отцов и учителей Церкви не сомневался, что в этом рассказе скрывается одно из бывших Аврааму Богоявлений. Однако существовали разногласия: явился ли Аврааму Господь с двумя Ангелами, или это были три Ангела, служившие средством к внешнему обнаружению через них Божества, или же это все три Лица Святой Троицы в образе Ангелов.
К примеру, святитель Амвросий Медиоланский считал (один из немногих), что в виде трех Ангелов явились три лица Святой Троицы. Августин Блаженный полагал, что это были просто три Ангела. И, наконец, целый ряд отцов — мученик Иустин Философ, священномученик Ириней Лионский, святитель Иоанн Златоуст — считали, что это было явление двух Ангелов и Сына Божия. Одним из главных аргументов в пользу этого мнения является то, что уже после этого Богоявления говорится, что два мужа пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа (Быт. 18, 22).
Святитель Филарет Московский говорит о том, что «обыкновение Церкви представлять на иконах тайну Святой Троицы в образе трех Ангелов, явившихся Аврааму, показывает, что благочестивая древность точно в числе этих Ангелов полагала символ Святой Троицы, ибо, впрочем, в лицах их нельзя искать сего символа, поелику Бога Отца и Бога Духа Святого никогда никто не представлял в образе Ангелов».
Предвечный совет
Далеко не все наши современники ассоциируют этот образ с библейским сюжетом. После слов «икона Троицы» многие просто автоматически готовы добавить «Рублева». Древнерусский иконописец совершенно по-новому увидел этот образ, и его решение стало эталоном для последователей.
Имя преподобного Андрея Рублева связано с московской иконописной школой. Среди его заказчиков были сыновья святого благоверного князя Димитрия Донского, а также ученики и последователи преподобного Сергия Радонежского, основателя Троице-Сергиевской Лавры.
Жизнь святого Сергия была идеалом для современников Рублева. Первый биограф святого Епифаний Премудрый писал, что преподобный Сергий основал Троицкий монастырь для того, чтобы «воззрением на Святую Троицу побеждался ненавистный страх розни сего мира». Преподобный Андрей Рублев мысль о необходимости и благотворности любви, наполняющей Троицу, воплотил в красках.
В житии преподобного Никона, второго игумена Троицкого монастыря, упоминается, что Рублев написал «Троицу» в похвалу преподобному Сергию Радонежскому. Преподобный Никон очень сокрушался, что вновь воздвигнутый белокаменный Троицкий собор не был украшен живописью. Предчувствуя свою скорую кончину и желая завершить убранство собора, он призвал для работы преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного — прославленных живописцев, «изрядных вельми, всех превосходящих и в добродетели совершенных». Их работа заключалась не только в том, чтобы расписать храм фресками. Нужно было написать большое количество икон для высокого многоярусного иконостаса. А кроме того преподобный Никон еще при жизни своей хотел увидеть храмовый образ Троицы, который должен был стать главным памятником «в похвалу Сергию Радонежскому».
Библейский рассказ в интерпретации преподобного Андрея Рублева утратил все повествовательные черты, которые традиционно включались в композицию иконы на этот сюжет. Нет Авраама и Сарры, нет сцены заклания тельца, даже атрибуты трапезы сведены к минимуму: Ангелы представлены не вкушающими, а беседующими.
В «Троице» Рублева фигуры Авраама и Сарры впервые не написаны сознательно. В иконе представлены не гостеприимство Авраама, а выражена философская идея единства и нерасторжимости Лиц Святой Троицы. Бесконечная любовь пронизывает, объединяет всех лиц нераздельной и неслиянной Троицы, делая и нас сопричастниками горней любви. Единство трех ипостасей Святой Троицы является совершенным прообразом всякого единения и любви: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин. 17, 21).
Жесты Ангелов, плавные и сдержанные, свидетельствуют о возвышенном характере их беседы. Левый Ангел, символизирующий Бога Отца, благословляет чашу — однако рука его находится в отдалении, он как бы передает чашу центральному Ангелу, который также благословляет ее и принимает, наклоном головы выражая свое согласие: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26, 39).
Свойства каждой их трех ипостасей Святой Троицы раскрывают и их символические атрибуты — дом, дерево, гора. Исходным моментом Божественного домостроительства является творящая воля Бога Отца, и поэтому над символизирующим Его Ангелом Рублев помещает изображение палат Авраама.
Дуб мамврийский переосмысляется как древо жизни и служит напоминанием о крестной смерти Спасителя и Его воскресении, открывающем дорогу к вечной жизни. Он находится в центре, над Ангелом, символизирующим Христа.
Наконец, гора — символ восхищения духа, то есть духовного восхождения, которое осуществляет спасенное человечество через непосредственное действие третьей ипостаси Троицы — Духа Святого. В Библии гора есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали Завета, Преображение Господне совершается на Фаворе, Вознесение — на горе Елеонской.
Сколько людей со времен преподобного Андрея застывало в восхищении перед этой иконой, сколько иконописцев пытались повторить чудный образ! «Троица» Рублева — одно из самых знаменитых и таинственных произведений мировой иконописи, повествующее нам о горнем свете и любви.
Подготовила Марина Шмелева
* * *
Читателям
В настоящее время «Троица» преподобного Андрея Рублева находится в зале древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи. К празднику Святой Троицы ее передают в храм Николы в Толмачах при Третьяковской галерее.