Второе Пришествие, Господь будет судить вы узнаете о том, что будет страшный суд. Первое пришествие было в образе смиренном, а теперь Бог придёт как Судья.
И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, и Царству Его не будет конца.
Первый приход на землю Господа Иисуса Христа было смиренным, Он воспринял на Себя «образ раба» ( Флп.2:7).
Второе Его пришествие будет иным, Он снова придет, но уже как Судья, для того, чтобы судить дела людей, как доживших до Его второго пришествия, так и уже умерших.
Второе пришествие будет весьма грозным.
Сам Господь говорит о нем так:
«как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого»,- и далее Второе Пришествие это когда: «солнце померкнет и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются.
Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачут все племена земные, и увидят Сына Грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. И пошлет ангелов Своих с трубой громогласной; и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их»(Мф.24:27-31).
Когда произойдет Второе Пришествие? Спаситель говорит нам:
О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой Один» (Мф.24:36).
Содержание
Второе Пришествие и лжепророки
Раньше и в наше время нередко появлялись всевозможные лжепрепедсказатели, которые пророчествовали о конце света и даже называли точную дату этого события. Никому, кто будет сообщать число или точное время Страшного Cуда верить нельзя, это неведомо никому, кроме Бога.
К тому же для любого из нас каждый день нашей жизни может стать последним, и мы должны будем ответить перед Нелицеприятным Судией.
Игнатий Брянчанинов о нашей собственной кончине
Вот, что говорит о кончине этого мира, и о нашей собственной кончине святитель Игнатий Брянчанинов:
«Неизвестны день и час, в которые Сын Божий прекратит жизнь мира пришествием на суд; неизвестен день и час, в которые по повелению Сына Божия прекратится земная жизнь каждого из нас, и мы будем призваны к разлучению с телом, к отданию отчета в земной жизни, к тому частному суду, прежде общего суда, который ожидает человека после его смерти.
Возлюбленные братия! Будем бодрствовать и приготовляться к страшному суду, ожидающему нас на гранях вечности для невозвратного решения нашей участи навеки.
Будем приготовляться, запасаясь всеми добродетелями, особенно милостию, которая заключает в себе и увенчивает собою все добродетели, так как любовь – побудительная причина милости – есть»совокупность»христианского Кол.3:14).
Милость соделывает человеков, преисполненных ею, богоподобными (Мф.5:44,48; Лк.6:32,36)!
«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут; суд без милости не оказавшему милости» (Мф.5:7; Иак.2:13).
Признаки Второго Пришествия Христа
Перед концом мира будут, предсказанные в Священном Писании:
- войны
- смуты
- землетрясения
- голод
- народные бедствия
- массовые заболевания
Произойдет оскудение веры и нравственности. Явится «человек погибели», Антихрист, лжемессия – человек, который захочет стать вместо Христа, занять Его место и иметь власть над всем миром. Достигнув верховной земной власти, Антихрист потребует себе поклонения как Богу. Власть Антихриста будет уничтожена пришествием Божиим.
О Страшном Суде
После своего пришествия Господь будет судить всех людей. Как будет происходить Страшный суд?
Святитель Филарет Московский (Дроздов) пишет, что Бог «будет судить так, что совесть каждого человека откроется пред всеми и обнаружатся не только все дела, какие кто сделал в продолжении всей своей жизни на земле, но и все сказанные слова , тайные желания и помышления».
Другой святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан- Францисский также говорит:
«Страшный Суд не знает свидетелей или протокольной записи. Все записано в душах человеческих и эти записи, эти «книги» раскрываются. Все становится явным всем и самому себе, и состояние души человека определяет его направо или налево. Идут одни в радость, другие в ужас.
Воздействие греха после смерти человека
Когда раскроются «книги», всем станет ясно, что корни всех пороков в душе человека. Вот пьяница, блудник – когда умерло тело, кто-то подумает – умер и грех. Нет, в душе была склонность и душе грех был сладок.
И если она в том грехе не покаялась, не освободилась от него, она на Страшный Суд придет с тем же желанием сладости греха и никогда не удовлетворит своего желания. В ней будет страдание ненависти и злобы. Это адское состояние.
«Геенна огненная» – это внутренний огонь, это пламень порока, пламень немощи и злобы, и «тут будет плач и скрежет зубов» бессильной злобы.
Судить мир будет Христос
Судить мир будет Господь Иисус Христос.
«Ибо Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин.5:22).
Почему? Потому что Сын Божий, есть и Сын Человеческий. Он жил здесь на земле, среди людей, испытывал скорби, страдания, искушения и саму смерть. Ему ведомы все скорби и немощи человеческие.
Последний суд будет страшным, потому что пред всеми от кроются все человеческие дела и прегрешения, и еще потому, что после этого суда уже ничего нельзя будет изменить, и каждый получит достойное по делам своим.
Как человек жил на земле, как готовился к встрече с Богом, и какого состояния достиг, то и пойдет с ним в вечность. И пойдут достойные, праведные в вечную жизнь с Богом, а грешники в муку вечную, уготованную дьяволу и его слугам. После этого наступит вечное Царство Христа, Царство добра, правды и любви.
О милосердии Бога к грешникам
Но Господь не только Грозный Судья, Он и Милосердный Отец, и конечно Он по милосердию будет использовать возможности, чтобы не осудить, а оправдать человека.
Об этом пишет Святитель Феофан Затворник:
«Господь хочет всем спастись, следовательно, и вам… Господь на страшном суде будет не то взыскивать, как бы осудить, а как бы оправдать всех. И оправдает всякого, лишь бы хоть малая возможность была».
Первые фресковые изображения Страшного Суда были обнаружены в катакомбах IV века. Первоначально сюжет представлял собой лишь отделение овец от козлищ и притчу о десяти девах. Отдельные сцены самого Суда появились в V–VI веках, а законченная композиция лишь в VIII веке в Византии.
На Руси наиболее ранние фресковые изображения Страшного Суда появились в XII веке в Кирилловом монастыре Киева, а также в Георгиевском соборе Старой Ладоги, в Дмитровском соборе Владимира, в церкви Спаса Нередицы и Николо-Дворищенском соборе Новгорода. В Успенском соборе Владимира и сейчас можно увидеть росписи сцен Страшного Суда, написанные прп. Андреем Рублевым и Даниилом Черным.
А самое раннее иконописное изображение относится к XV веку – икона в Успенском соборе Московского Кремля.
В подробностях
В центре композиции Страшного Суда изображается Иисус Христос, которому предстоят Божия Матерь и св. пророк Иоанн Предтеча, ходатайствующие за род человеческий. У их ног Адам и Ева. По сторонам сидят апостолы (шесть с каждой стороны) с открытыми книгами в руках. За апостолами Ангелы с четырьмя Архангелами – Михаилом, Гавриилом, Рафаилом и Уриилом. Под апостолами изображены народы, идущие на Суд, справа от Христа – праведники, слева – грешники.
В верхней части иконы часто изображается Бог Саваоф, Ангелы света, низвергающие с Небес ангелов тьмы (бесов). Здесь же мы видим небо в виде свиваемого Ангелами свитка, как символ конца мира.
Под изображением Христа пишется уготованный престол, на котором лежат одежда Иисуса, Крест, орудия страстей и раскрытая «Книга бытия», в которой записаны все слова и дела людей. Ниже можно увидеть Божественную десницу, держащую множество фигурок младенцев – это «праведные души в руце Божией». Еще ниже весы – «мера дел человеческих». У весов идет борьба Ангелов с бесами за душу человека, которую можно увидеть рядом в виде обнаженной фигуры.
В нижней части иконы изображаются сцены «Земля и море отдают мертвецов», «Видение отрока Даниила» и композиции рая и ада. Земля представляется в виде темного круга, в центре которого полуобнаженная женщина, олицетворяющая землю. Ее окружают поднимающиеся из земли фигуры людей, воскресших из мертвых. Тут же звери, птицы и пресмыкающиеся выплевывают тех, кого пожрали. В окружающем землю море плавают рыбы. Они тоже отдают воскресших на Суд Божий.
В сцене «Видение пророка Даниила» мы видим четырех зверей, символизирующих царства, которым предстоит погибнуть – Вавилонское, Македонское, Персидское и Римское, или антихристово. Первое – в образе медведя, второе – в образе грифона, третье – в образе льва, четвертое – в образе рогатого зверя.
В виде «геенны огненной» изображается ад, внутри которого страшный зверь, на нем сидит сатана с душой Иуды в руках. В огне горят грешники. Грешники, подвергаемые различным мучениям, изображаются также в отдельных клеймах иконы, как правило, внизу. Из огненной пасти адского зверя вверх, к ногам Адама, поднимается извивающийся змей, олицетворяющий грех. Иногда вместо змея изображается огненная река.
Рай обычно представляется несколькими сюжетами. Среди них «Лоно Авраамово», изображающее праотцов Авраама, Исаака и Иакова с душами праведников, которые сидят среди райских деревьев; Божия Матерь на престоле с двумя ангелами и благоразумным разбойником по сторонам на фоне деревьев; ворота рая, к которым подходят праведники во главе с апостолом Петром, держащим в руке ключи от рая.
Вверху пишется священный град Горний Иерусалим с блаженствующими в нем праведниками. Ниже видны летящие в рай схимники. Между сценами рая и ада изображается «милостивый блудник», прикованный к столбу, который «ради милостыни избавлен вечных мук, а ради блуда лишен Царства Небесного».
В христианском вероучении догмат о всеобщем воскресении, о Страшном Суде, который будет вершить Иисус Христос во время Своего Второго Пришествия, о воздаянии является одним из основополагающих. Литературные источники иконографии Страшного Суда — это Апокалипсис Иоанна Богослова, эсхатологические пророчества из книг Ветхого Завета, евангельские тексты, апокрифические, житийные сочинения и др.
В византийском искусстве иконография Страшного Суда, пройдя несколько стадий, сложилась к X— XI вв. С XI в. она прочно вошла в систему храмовых росписей. На русской почве образ Второго Пришествия был известен еще до принятия христианства. Согласно Повести временных лет, во время рассказа о христианской вере греческий философ показал равноапостольному князю Владимиру изображение Страшного Суда. Древнейшие русские фрески на этот сюжет относятся к XII в., наиболее древняя сохранившаяся икона датируется XV в. В русском искусстве иконография Страшного Суда со временем приобрела определенное своеобразие.
Композиция иконы разделена на несколько регистров. В верхнем регистре в центре в окружении ангельских сил на престоле восседают Господь Саваоф и Иисус Христос, над ними в образе голубя изображен Святой Дух. Это «Новозаветная Троица», или «Сопрестолие». Слева — Горний Иерусалим в виде палат, расположенных в несколько ярусов. В нем представлено блаженство праведников.
Во втором ярусе, в центре, — образ Судии, пришедшего «судити живым и мертвым» — Иисуса Христа на престоле во «славе». По сторонам от Него — Богоматерь и Предтеча, главные молитвенники за род людской во время Страшного Суда. Ниже — праведники и грешники, образы рая и ада, земли, моря, животных, рыб, отдающих своих мертвецов.
Иконы Страшного Суда дают полное представление о Божественном замысле о человеке — от Предвечного Совета до жизни «Будущего века», напоминают о необходимости покаяния и исправления, пробуждают надежду на милосердие Божие.
Страшный суд Божий, Христов. Сикстинская капелла. Смотреть фото, значение, где находится, какой художник написал.
Страшный суд — каноническая фреска итальянского мастера эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти. Она выполнена на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Работа над фреской заняла четыре года, примерно между 1536 и 1541 гг. (подготовка стены за алтарем началась в 1535 году.) Микеланджело начал трудится над этой картиной примерно 25 лет спустя после окончания росписи потолка Сикстинской капеллы.
Эта достаточно масштабная работа (1200 см. х 1370 см.) изображает второе пришествие Христа и последний суд Божий над всем человечеством. Души людей возносятся в рай или опускаются в ад, в зависимости от решения Христа, окруженного выдающимися святыми: Екатериной Александрийской, Петром, Варфоломеем, Павлом, Иоанном Крестителем и другими.
В католической контрреформации, Страшный суд был объектом тяжелого спора между критиками, и теми, кто понял идею художника и его стиль, стиль маньериста живописи. Микеланджело обвинялся в том, что он нечувствительный к надлежащему этикету, и щеголяет личным видением по уже существующим описаниям данного сюжета. Совет Трент выпустил декреты, которые запрещали такие представления в священном искусстве, и всё нежелательное искусство должно было быть изменено или разрушено. Конферансье Папы Римского, Бьяджо да Чезена сказал относительно этой фрески такие слова: «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что эта картина не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». В ответ на такие обвинения, Микеланджело пририсовал лицо Чезены Миносу, судье загробного мира, которого он изобразил с ослиными ушами (намек на его глупость), а его наготу прикрыл завитками змеи. Говорят, что когда Чезена пожаловался Папе, понтифик пошутил, что его юрисдикция не распространяется на ад, поэтому портрет останется.
Бьяджо да Чезена в роли Миноса, судьи загробного мира (фрагмент).
Гениталии на фреске, которые вызывали возражения, были зарисованы, после того как Микеланджело умер (1564 год). Это было поручено сделать художнику Даниеле да Вольтерра, когда Совет Трент осудил наготу в религиозном искусстве. Постановление Совета в части гласит: «Каждое суеверие должно быть удалено … любую похотливость следует избежать, в таком понимании, что фигуры не должны быть изображены или украшены так чтоб вызывать похоть … чтоб не было видно ничего профанского, вызывающего смущение, неблагопристойного… чтоб видели, что святость стала домом Божьим. Эти требования должны точно соблюдаться. Святейший Синод заповедует, что никто не допускается к любому священному месту, или церкви, чтобы разместить какие-либо необычные изображения, за исключением того, что изображение было утверждено епископом «.
В период с 1980 по 1994 гг., фреска, вместе со сводом Сикстинской капеллы, была восстановлена. Восстановление проводилось под руководством куратора музеев Ватикана Фабрицио Манчинелли. В это время, около половины цензуры «кампании фигового листа» было удалено. После чистки были выявлены многочисленные фрагменты и их, захороненные под сажей, детали.
Некоторые выдвинули гипотезу, что Микеланджело изобразил себя в виде снятой кожи, которую держит в руках Св. Варфоломей, так как мог ощущать презрение, когда был приглашен рисовать сцену страшного суда. Когда его идея получила общественную поддержку, все большее людей, принадлежащих к художественному историческому сообществу, последовательно опровергало эту теорию. Микеланджело, в некотором отношении, мог чувствовать себя потерявшим всю свою силу и власть. Ему было примерно 66 лет, когда он закончил эту картину, и утверждалось, что сцена сдирания Варфоломеем кожи означает сдирание плоти в ожидании нового перерождения.
Апостол Варфоломей (фрагмент).
Общая структура картины, кажется, вертится вокруг Христа в центре, заменяя, таким образом, традиционную композицию, которая обычно состояла из горизонтальных слоев с изображением неба сверху, земли в середине и ада внизу. Безбородая и мускулистая фигура Христа окружена светом.
Ежедневно Сикстинскую капеллу посещают тысячи паломников и туристов, чтобы полюбоваться монументальным описание второго пришествия Христа, фреской Микеланджело Буонарроти Страшный суд, которая не перестает восхищать и оставляет на память незабываемые ощущения.
Поделись в соц. сетях:
Рекомендуем к прочтению:
Картины Микеланджело Буонарроти. Сикстинская капелла. Сотворение Адама картина фреска Микеланджело. Картины Леонардо да Винчи. Фото с названиями.