Сразу за центральным входом в Храм Гроба Господня справа две лестницы ведут вверх, на Голгофу.
Голгофа — небольшая скала или холм, где был распят Иисус Христос. Наряду с Гробом Господним является одной из двух главных святынь христианства.
Согласно традиции, в начале I в. Голгофа находилась за городскими стенами Иерусалима, на северо-западе от города. Сегодня она является частью Храма Гроба Господня. Начиная с конца XIX в. некоторые исследователи выдвигали другие версии о её местоположении.
Схема расположения Голгофы и Гроба Господня в современном храме.
Считается, что своим названием Голгофа обязана черепам, которые складывались на месте казни преступников в древнем Иерусалиме. Также существует предание, что на месте Голгофы был похоронен Адам.
Пространство на Голгофе разделено между тремя алтарями: Алтарь распятия, Алтарь гвоздей и Алтарь «Стабат Матер».
Распятие за престолом
Алтарь распятия
Слева находится Алтарь распятия, принадлежащий греческой православной церкви. Этот алтарь расположен над скалой там, где был установлен Крест, на котором распяли Иисуса Христа.
Вокруг алтаря под стеклом можно увидеть поверхность Голгофы.
Под алтарём находится отверстие, куда можно опустить руку и дотронуться до скалы именно в том месте, где стоял крест с распятым на нём Христом.
Здесь находится XII стояние Крестного пути.
Алтарь гвоздей
Алтарь гвоздей
Алтарь гвоздей находится справа от Алтаря распятия. На этом месте солдаты сорвали с Христа одежды и разыграли их в кости. После этого здесь они пригвоздили Иисуса Христа ко Кресту. Алтарь гвоздей принадлежат францисканскому католическому ордену.
Здесь находятся X стояние и XI стояние Крестного пути.
Алтарь «Стабат Матер». Голгофа
Алтарь «Стабат Матер»
Небольшой католический алтарь «Стабат Матер» — Стояния Богородицы, расположен между алтарями Распятия и Гвоздей.
Он отмечает место, где по преданию, Богородица стояла при Распятии Сына у основания Креста.
Над алтарем возвышается вырезанная из дерева статуя Богоматери, подаренная в 1778 г. королевой Португалии и привезенная из Лиссабона. Рядом можно видеть множество драгоценностей, пожертвованных паломниками.
Меч пронзает сердце Святой Богородицы, символизируя пророческие слова Симеона Богоприимца:
Здесь расположена XIII стояние Крестного пути.
Альбрехт Альтдорфер.
Распятие. Христос на кресте, Мария и Иоанн.
1515-1516.
В старых христианских произведениях, — см. например, «Сказание о крестном древе», — объявленных сегодня апокрифическими, утверждается, что крест, на котором распяли Христа, был сделан из райского древа, то есть из дерева, которое когда-то росло в Раю.
Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко. Царь славян.
* * *
Альбрехт Альтдорфер.
Распятие Христа.
Андреа Мантенья.
Распятие.
1457-1460.
Антонелло да Мессина.
Распятие.
Антонелло да Мессина.
Распятие.
Василий Васильевич Верещагин.
Распятие на кресте у римлян.
Василий Игоревич Нестеренко.
Распятие.
Еще одна весьма распространенная надпись, присутствующая на распятиях Христа и даже упоминаемая в Евангелиях, такова: «Иисус Назорей, Царь Иудейский».
В Евангелии от Иоанна сказано: «Пилат же написал и надпись и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский… Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский… Пилат отвечал: что я написал, то написал» (Иоанн 19:19-22). Спор между первосвященниками и Пилатом теперь вполне понятен. Ведь Андроник — Христос был уже свергнут с престола, поэтому его противники требовали от Пилата исключить слово «Царь». Действительно, для только что свергнутого царя вопрос о том — писать или не писать его царский титул — становится спорным. Однако Пилат настоял на своем.
Таким образом, Ромейская или Византийская империя XII века, со столицей в Царь-Граде на Босфоре, названа в Евангелиях ИУДЕЕЙ. Это прекрасно соответствует нашей реконструкции, согласно которой Иудея — это Византия, впоследствии Османия = Атамания, а потом — Турция. А Израиль — это Русь-Орда, а в более широком смысле — вся Великая = «Монгольская» Империя, включающая и Османию = Атаманию. Кстати, в Библии проводится именно такая точка зрения: Иудея является небольшой частью Израиля, выделившейся из него при разделении царства после царя Соломона. Однако именно в Иудее находилась старая столица Империи — Иерусалим. Он же, согласно нашим исследованиям, — Троя, Царь-Град, Константинополь, Стамбул.
Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко. Царь славян.
* * *
Василий Шульженко.
Распятие.
Виктор Михайлович Васнецов.
Распятый Иисус Христос.
Плафон главного нефа. Эскиз росписи для Владимирского собора в Киеве.
Джованни Беллини.
Распятие.
Диего Веласкес.
Распятие.
Иван Глазунов.
Распни его.
Илья Ефимович Репин.
Голгофа (Распятие Христа).
Йорг Брей Старший.
Агсбахеровский алтарь. Распятие.
Лука Синьорелли.
Распятие.
Лукас Кранах Старший.
Распятие Христа.
Мастер Аахенского алтаря.
Аахенский алтарь. Распятие.
Мастер новгородской школы.
Распятие.
Мастерская Джотто.
Распятие с Богоматерью, святым Иоанном Евангелистом и пеликаном на верхнем конце креста.
Матис Готхарт Грюневальд.
Инзенгеймский алтарь. Распятие.
Матис Готхарт Грюневальд.
Таубербишофсхаймский алтарь. Распятие.
Неизвестный художник.
Распятие с предстоящими Богоматерью, Иоанном Богословом и Марией Магдалиной.
1465-1470.
Никола Турнье.
Распятие со святым Винцентом.
Поль Дельво.
Распятие.
1951-1952.
Пьетро Перуджино.
Голицынский триптих. Распятие с Марией и евангелистом Иоанном.
Рембрандт Харменс ван Рейн.
Распятие.
Робер Кампен.
Распятие Христа.
Рогир ван дер Вейден.
Распятие.
Фра Анджелико.
Распятие с Марией и св. Домиником, Голгофа и череп Адама.
Франсиско де Сурбаран.
Распятие.
Ханс Мемлинг.
Алтарный триптих любекской Мариенкирхе. Распятие.
Ханс Мемлинг.
Распятие.
Хусепе де Рибера.
Распятие.
Шарль Лебрен.
Распятие.
Эль Греко.
Распятие.
Ян Провост.
Распятие.
Начало XVI века.
Последние часы земной жизни Иисуса Христа изображали многие знаменитые художники, но даже они писали свои полотна тяжело, иногда им приходилось по нескольку раз переписывать картины. Эту центральную фигуру христианства писать трудно даже профессионалам — что уже говорить о начинающих художниках…
Тем, кто пытается изобразить распятие Иисуса на кресте, нужно проникнуться его жертвенностью и понимать, ради чего была принесена эта огромная жертва. Если же преисполниться христианской верой в то, что Христос умер за человеческие грехи, и подойти серьезно к работе, то любой человек сможет изобразить Иисуса на Голгофе.
Если вы прониклись настроением сюжета, то попробуйте изобразить распятие, пользуясь поэтапными рекомендациями.
Сначала делаем набросок тела — проводим серединную линию, а затем пририсовываем круг, который вскоре превратится в голову. Добавляем две части туловища, а к ним пристраиваем линии, основы конечностей:
Закругляем прямые линии, придавая рукам и телу плавную форму. Детализируем голову — изображаем бороду, длинные волосы и глаза:
Чертим верхнюю часть креста, после чего продолжаем рисовать фигуру. Прорисовываем плавными линиями ноги, завершаем набросок рук, после чего изображаем набедренную повязку:
Дорисовываем нижнюю часть креста, детализируем повязку на бедрах, а затем приступаем к наброску ангельских крыльев, распростертых за спиной Иисуса:
Убираем все лишние линии ластиком и занимаемся перьями на крыльях. Перья прорисовываем в несколько рядов, причем длина перьев кверху уменьшается:
Рисунок распятия Христа готов — он хорошо выглядит в черно-белом карандашном исполнении:
При желании рисунок можно немного изменить и изобразить последние часы жизни Иисуса в цвете, например, так:
Искусство Нидерландов 15 и 16-го веков
Картину Иеронима Босха «Несение креста» отличает щемяще холодная интенсивность цвета. И лишь на лице Христа – его голова опущена, как бы прижата точкой пересечения диагоналей – теплые, человеческие оттенки, живой румянец. Но только цвет и выделяет его. Ибо черты лица родственны у всех. И даже светлое, почти белое лицо святой Вероники той же природы, что и других фигур (в ее головном уборе слияние желтого с синим приобретает ядовитый, циничный оттенок). Босх на картине изображает Иисуса Христа среди беснующейся толпы, плотно заполняя пространство вокруг него злобными, торжествующими физиономиями. Босх приходит к утверждению мрачного, иррационального и низменного характера жизни. Он не только выражает свое мировосприятие, свое чувство жизни, но дает ей морально-этическую оценку.
Для Босха образ Христа – олицетворение безграничного милосердия, душевной чистоты, терпения и простоты. Ему противостоят мощные силы зла. Они подвергают его страшным мукам, физическим и духовным. Христос демонстрирует человеку пример преодоления всех трудностей. Картина считается поздним произведением Босха. Сцена, изображенная крупным планом, помогает добиться эффекта безжалостной злобы, искривляющей лица людей. Но безмятежен лик Христа, склонившегося под тяжестью ноши, причем его образ, запечатленный на фоне полотна ткани святой Вероники, смотрит прямо на зрителя. Перед лицом своей участи Христос бесстрастен и непоколебим, тогда как разбойник, тоже осужденный на казнь, бледен от ужаса.
В этой работе Босх применяет эффектный прием особого стиля маньеризма, который станет затем модным в Антверпене. К концу зрелого периода Босх отказывается от композиций, изобилующих маленькими подвижными фигурками, и возвращается – уже на новом творческом уровне – к простому построению, крупным формам и светлым тонам своих ранних работ. Обличительная направленность картины «Несение креста» оказывает сильнейшее воздействие на зрителя. Фьеран писал об этой вещи: «Все человеческое здесь атрофируется, все скотское гипертрофируется.
В карикатурной манере художник множит низкие лбы, толстые губы, крючковатые клювы, перебитые носы, двойные и тройные подбородки. Тем самым он создает почти клинические образы глупости, ипохондрии, жестокости, трусости, идиотизма, кретинизма и т.п. Скотская сущность налицо». По своим художественным качествам гентское «Несение креста» противоречит всем живописным канонам. Босх изобразил сцену, пространство которой утратило всякую связь с реальностью. Головы и торсы выступают из мрака и во мраке же исчезают. Но что бы ни создавал Босх, он никогда не бывает ни тривиальным, ни грубым. Уродство, как внешнее, так и внутреннее, он переводит в некую высшую эстетическую категорию, которая и спустя шесть столетий продолжает будоражить умы и чувства.