Между судьбой Иешуа и страдальческой жизнью Мастера видна явная параллель. Связь между историческими главами и главами о современности усиливает философские и нравственные идеи романа.
В реальном плане повествования Булгаков изобразил жизнь советских людей в 20–30-х годах ХХ века, показал Москву, литературную среду, представителей разных сословий. Центральными персонажами здесь являются Мастер и Маргарита, а также московские литераторы на службе у государства. Основная проблема, волнующая автора, — взаимоотношения художника и власти, личности и общества.
Образ Мастера имеет много автобиографических черт, но знак равенства между ним и Булгаковым ставить нельзя. В жизни Мастера в художественной форме отражены трагические моменты судьбы самого писателя. Мастер — бывший безвестный историк, отказавшийся от собственной фамилии, «как и вообще от всего в жизни», «не имел нигде родных и почти не имел знакомых в Москве». Он живет, погруженный в творчество, в осмысление идей своего романа. Его как писателя волнуют вечные, общечеловеческие проблемы, вопросы смысла жизни, роли художника в обществе.
Само слово «мастер» приобретает символическое значение. Судьба его трагична. Он серьезный, глубокий, талантливый человек, существующий в условиях тоталитарного режима. Мастер, как и Фауст И. Гете, одержим жаждой познания и поиском истины. Свободно ориентируясь в древних пластах истории, он ищет в них вечные законы, по которым строится общество людей. Ради познания истины Фауст продает душу дьяволу, а Мастер у Булгакова знакомится с Воландом и уходит с ним из этого несовершенного мира.
У Мастера и Иешуа есть схожие черты и убеждения. Писатель отвел этим персонажам немного места в общей структуре романа, но по своему значению эти образы наиболее важны. Оба мыслителя не имеют крыши над головой, отвергнуты обществом, оба преданы, арестованы и, невинные, уничтожены. Их вина в неподкупности, чувстве собственного достоинства, преданности идеалам, глубоком сочувствии к людям. Эти образы взаимно дополняют, подпитывают друг друга. В то же время между ними есть различия. Мастер устал бороться с системой за свой роман, добровольно устранился, Иешуа же за свои убеждения идет на казнь. Иешуа полон любовью к людям, прощает всех, Мастер, напротив, ненавидит и не прощает своих гонителей.
Мастер исповедует не религиозную истину, а правду факта. Иешуа — трагический герой, созданный Мастером, гибель которого мыслится им как неизбежная. С горькой иронией автор представляет Мастера, который появляется в больничном халате и сам говорит Ивану, что он сумасшедший. Для писателя жить и не творить равнозначно смерти. Отчаявшись, Мастер сжег свой роман, вот почему «он не заслужил света, он заслужил покой». Роднит героев еще одна общая черта: они не чувствуют, кто их предаст. Иешуа не догадывается, что Иуда предал его, но предчувствует, что с этим человеком случится несчастье. Материал с сайта //iEssay.ru
Странно, что замкнутый, недоверчивый по характеру Мастер сходится с Алоизием Могарычом. Более того, уже находясь в сумасшедшем доме, Мастер «до сих пор» «скучает» по Алоизию. Алоизий «покорил» его «своею страстью к литературе». «Он не успокоился до тех пор, пока не упросил» Мастера прочесть ему «роман весь от корки до корки, причем о романе он отозвался очень лестно…». Позже Алоизий, «прочитав статью Латунского о романе», «написал на Мастера жалобу с сообщением о том, что он хранит у себя нелегальную литературу». Целью предательства для Иуды были деньги, для Алоизия — квартира Мастера. Не случайно Воланд утверждает, что страсть к наживе определяет поведение людей.
Иешуа и Мастер имеют каждый по одному ученику. Иешуа Га-Ноцри — Левия Матвея, Мастер — Ивана Николаевича Понырева. Ученики сначала были очень далеки от позиции своих учителей, Левий был сборщиком податей, Понырев — малоодаренным поэтом. Левий поверил, что Иешуа — воплощение Истины. Понырев постарался все забыть и стал обычным служащим.
Создав своих героев, Булгаков прослеживает изменение психологии людей на протяжении многих веков. Мастер, этот современный праведник, уже не может быть таким искренним и чистым, как Иешуа. Понтий понимает несправедливость своего решения и чувствует вину, а гонители Мастера уверенно торжествуют.
На этой странице материал по темам:
- иешуа образ
- роднит ли что либо иешуа и мастера
- что общего между мастером и иешуа
- сравнить мастера и иешуа по роману мастер и маргарита
- что сближает образы иешуа и мастера
Роман Мастера, главного героя произведения Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита», повествует о временах Ершалаима. В этой истории особое место занимает образ Иешуа Га-Ноцри, философа-бродяги, которого можно назвать идеальным персонажем.
Содержание
Место героя в романе
Иешуа Га-Ноцри есть почти во всех сюжетных линиях романа «Мастер и Маргарита». Этот образ появляется в самом начале повествования и действует на протяжении всего сюжета, в том числе – в финале романа. После того как Иешуа фактически заканчивает свое существование, герой получает вечную жизнь, которую может проводить, беседуя с Понтием Пилатом.
Все произведение М. А. Булгакова построено на принципе двойничества. Ершалаимский мир идет параллельно с московским обществом. В двух мирах выделяются образы Иешуа и Мастера, которые имеют и своих последователей, и своих предателей. Левий Матвей – ученик Иешуа, а Иван Бездомный – ученик Мастера. Га-Ноцри предает Иуда из Кириафа, а Мастера – Алоизий Могарыч. Для полного раскрытия произведения, необходимо понимать, что оба мира тесно переплетены друг с другом.
В то же время образ Иешуа Га-Ноцри интересен в сюжетной линии, связанной со столкновением взглядов данного героя с взглядами Понтия Пилата. Несмотря на то что этих персонажей можно назвать антиподами с различными точками зрения на жизнь, друг в друге они нашли интересных собеседников. И их беседы наполнены философскими мыслями, интересными для всего повествования.
Характеристика образа
Характеристика Иешуа Га-Ноцри в наибольшей степени дается при помощи цитат. Портретная характеристика дана довольно скупо, потому что автор хотел, чтобы читатель обратил внимание на мировоззрение персонажа, на его мысли и взгляды на жизнь, а не на внешность. Иешуа – это человек, «не сделавший никому в жизни ни малейшего зла». Несмотря на жизненные трудности и невзгоды, герой добр по своей природе. Он считает всех людей такими же добрыми: «Злых людей нет на свете». Добрым человеком герой называет даже Крысобоя. По мнению Иешуа, в мире нет злых людей, «есть только люди несчастливые».
Иешуа Га-Ноцри, хотя и является безобидным и ни в чем не виноватым человеком, никого не винит в предстоящей ему казне. Прощение – вот главный принцип Иешуа. Он прощает даже трусость Понтия Пилата, несмотря на то что считал самым главным людским пороком именно трусость. Иешуа умирает, ни разу за свою жизнь не предав собственные убеждения. Он чист перед самим собой.
Значение образа
Иешуа Га-Ноцри – своеобразный Иисус Христос в булгаковской версии. Существует множество точек зрения по поводу такого отождествления. Многие исследователи до сих пор спорят, является ли Иисус прототипом героя, почему герой назван именно так и с какой целью это сделал М. А. Булгаков.
Вероятнее всего, писатель не называет героя именем Иисуса, чтобы показать его человеческое начало. Отличается и возраст Иисуса Христоса и героя романа М. А. Булгакова. Иешуа не обожествлен, он простой человек, который страдает, боится, чувствует боль и радуется любому проявлению жизни. Га-Ноцри – образ человеческой любви к ближним, который в произведении выступает как доброе начало, противопоставленное злым началам (Воланд и его свита).
Перед писателем не было цели описать образ Христа, он показал простого человека, прототипом которого был сам Иисус.
Несмотря на то что образ Иешуа не имеет божественного начала, он идеален, показывает каждому читателю необходимость добра в мире. Только благодаря добрым поступкам человек может управлять целым миром. Не зря автор показывает то, что другие люди за ним «ходили по пятам». Даже то, что Иешуа смог избавить прокуратора от головной боли, говорит о силе этого человека.
Иешуа является человеком, философские мысли которого затрагивают душу каждого. Именно данный герой учит, что на свете не существует злых людей. Однако Иешуа не пытается распространить свое учение, он высказывает свои мысли в надежде, что они смогут быть поняты каждым человеком.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Иешуа Га-Ноцри в «Мастере и Маргарите”, рассматривает место и значение образа Иешуа в романе М. А. Булгакова.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
- для самых рациональных — Краткое содержание «Мастер и Маргарита»
- для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Мастер и Маргарита»
- для самых компанейских — Главные герои «Мастер и Маргарита»
- для самых занятых — Читательский дневник «Мастер и Маргарита»
- для самых любопытных — Анализ «Мастер и Маргарита» Булгаков
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 16
В каких годах был написан роман «Мастер и Маргарита»?
- 1927 – 1939;
- 1928 – 1940;
- 1930 – 1948;
- 1931 – 1949.
Начать тест(новая вкладка)
Главная>Характеристики героев Мастер и Маргарита
Характеристика героя Иешуа
Иешуа Га-Ноцри – персонаж романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», а также главный герой, написанного мастером романа, восходящий к евангельскому Иисусу Христосу. Согласно Синодальному переводу Нового Завета, прозвище Га-Ноцри может означать «Назареянин». Считается, что «Иешуа Га-Ноцри» – не изобретение Булгакова, так как ранее он упоминался в пьесе С. Чевкина. Будучи одним из ключевых героев в романе «Мастер и Маргарита», он является повелителем сил Света и антиподом Воланда.
Также как Христос, Иешуа был предан Иудой, а затем распят. Однако в отличие от библейского персонажа, он не был окутан ореолом мистицизма и выступал обычным человеком, испытывающим страх перед физической расправой и наделенным неблагообразной, а обычной внешностью. В начале романа он предстает перед прокуратором Иудеи и рассказывает о своем происхождении. Он был бедным философом из Гамалы, не имеющим постоянного места жительства. Город Гамала упоминается не случайно. Именно этот город фигурировал в книге Анри Барбюса «Иисус против Христа». Родителей своих Иешуа не помнил, но знал, что отец был сирийцем. Будучи добрым и грамотным человеком, он обладал большой силой, с помощью которой вылечил Пилата от головной боли.
Несмотря на то, что в нем сосредоточены все силы света, автор подчеркивал, что все было не совсем так, как написано в Библии. Когда Иешуа заглянул в записи своего ученика Левия Матвея, то ужаснулся, так как там было вовсе не то, что он говорил. Он также отметил, что эта путаница может продолжаться довольно долго. В результате герой погиб невинным, не предав своих убеждений. И за это он был удостоен Света.
см. также:
Характеристики главных героев произведения Мастер и Маргарита, Булгаков
Краткое содержание Мастер и Маргарита, Булгаков
Сочинения по произведению Мастер и Маргарита, Булгаков
Краткая биография Михаила Булгакова
28 октября, 20:00
Третий день научного фестиваля «КСТАТИ» представляет public talk: Тайное счастье россиян
Cпикеры:
Алексей ВОДОВОЗОВ,
Алнксей ПАЕВСКИЙ,
Константин МИЛЬЧИН,
Евгений СТЕПИН
От чего зависит «субъективное благополучие» (т.е. счастье на языке психологии)?
И почему россияне счастливее, чем кажутся?
Участие по предварительной регистрации: https://myatom.ru/kstatipage/
Сегодня вместе с Евгением Осиным, ведущим научным сотрудником международной лаборатории позитивной психологии и качества жизни НИУ ВШЭ, будем обсуждать «субъективное благополучие» – так на языке психологии и социологии называется счастье.
По всему миру учёные регулярно проводят исследования, чтобы понять: от чего зависит субъективное благополучение, как его можно измерить, насколько успешны «министерства счастья» в некоторых странах?
❔Вопросов много, но главный – какова формула счастья, которую вывели британские учёные?
С 2012 года Организация Объединённых Наций ежегодно проводит опрос населения разных стран мира с целью создания Всемирного доклада о счастье.
🌐По данным такого отчета за 2020год в третий раз наиболее счастливой страной названа Финляндия, далее в рейтинге расположены Дания, Швейцария, Исландия и Норвегия. США занимает 11 позицию, Россия — на 73-м месте. Последнее место занял Афганистан. Всего в рейтинге участвовали 156 стран.
☑️Вот критерии, по которым оценивался уровень счастья, согласно опросу ООН в 2020 году:
1️⃣ Положение в жизни (оценка своей текущей жизни по шкале от 0 до 10, где 0 — это совсем плохо, а 10 — лучше не бывает)
2️⃣Покупательская способность (оценка ВВП на душу населения — показатель экономической активности и качества жизни населения в отдельно взятой стране.)
3️⃣Социальная поддержка (поддержка близких, друзей, партнера).
4️⃣Ожидаемая продолжительность жизни (важный демографический показатель – уровень средней продолжительности жизни населения. Анализируются данные ВОЗ с 2000 по текущий год.)
5️⃣Свобода выбора (свобода граждан самостоятельно принимать жизненно важные решения).
6️⃣Щедрость (насколько часто вы жертвуете средства на благотворительность)
7️⃣Отношение к коррупции (два вопроса: «Широко ли распространена коррупция в органах государственной власти и в бизнесе?»)