Содержание
«Церковная рокировка» породила православный майдан на родине Ленина и тревожные перешептывания в Казани
«Господь привел меня сюда, и если суждено будет, то у престола готов буду принять мученическую смерть. Но отказываться от призвания Господа я никогда не буду!» — заявил накануне бывший казанский митрополит Анастасий, комментируя шумную обструкцию, которую устроила ему в Ульяновске группа местных прихожан. В том, как и почему в околоцерковной среде Казани и Ульяновска создается искусственное напряжение, разбирался корреспондент «БИЗНЕС Online».
«АНАКСИОС! АНАКСИОС!»
Неласковой оказалась встреча владыки Анастасия, который вот уже неделю именуется митрополитом Симбирским и Новоспасским, в Ульяновске. В понедельник, 20 июля, он прибыл в столицу своей новой епархии. Первое богослужение с его участием было назначено в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе на 17 часов вечера. Тогда же новый архипастырь должен был явить себя симбирской пастве и клиру. Но приезд бывшего казанского митрополита неожиданно обернулся церковным майданом.
Вечером на площадь перед ульяновским Спасо-Вознесенским кафедральным собором съехались на «Газелях» противники митрополита Анастасия. Как заявили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе симбирской митрополии, их было не больше 40 — 50 человек, однако ульяновские интернет-ресурсы сообщают о сотнях православных «протестантов». На видео, появившемся в сети, действительно можно увидеть внушительную группу людей — в основном женщин среднего и пожилого возраста в головных платках, которые при появлении Анастасия начинают скандировать вряд ли им прежде знакомое греческое слово «Анаксиос!» (с греч. «недостоин!» — прим. ред.).
Бывший казанский митрополит, как это хорошо видно на видеозаписи, быстро проходит мимо толпы, прикрываясь высоко поднятой над головой иконой. Но гонители иерарха врываются следом за ним в Спасо-Вознесенский собор, продолжая гневно кричать. Растерявшие казаки (их на площади, как нам рассказали в Ульяновске, было от силы человек 15), которые должны были обеспечить порядок, пытаются противостоять провокаторам, но не могут ничего сделать против фанатично настроенных женщин. Редкие потасовки с мужчинами, участниками православного майдана, не перерастают в драку. В церкви скандирование фактически срывает намеченную литургию: многие из толпы снимают происходящее на мобильные телефоны. Митрополита не видно, но несколько фигур в церковном облачении растерянно стоят в алтаре. По версии ульяновских СМИ, Анастасию в этот момент стало плохо с сердцем.
Далее «церковный бунт» утихомирился сам собой: подавлять его не пришлось. Как сообщили «БИЗНЕС Online» в симбирской митрополии, полиция на место происшествия вызвана не была.
СОЦСЕТИ НА СЛУЖБЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ФРОНДЫ
Между тем скандал можно было предвидеть, благо зреть он начал сразу после того, как стало известно о «церковной рокировке». В интернете появилось открытое письмо за подписью симбирского протоиерея Иоанна Косых и его единомышленника, ульяновского иерея Георгия Рощупкина, в котором они предъявляли претензии к новому митрополиту по поводу того, что он не «обелился» от обвинений в гей-скандале полуторагодовой давности (скандал в Казанской духовной семинарии, связанный с якобы имевшими место сексуальными домогательствами к семинаристам со стороны проректора заведения — прим. ред.). При этом священнослужители обращались к своему бывшему владыке митрополиту Феофану, который, уже получив назначение в Казань, оставался некоторое время в Ульяновске.
«Когда мы узнали о том, что вас, горячо любимого нами архипастыря, перевели на Казанскую кафедру, то сердце наше наполнилось болью и огорчением, — писали Косых и Рощупкин Феофану. — Однако еще большей болью отозвалось назначение на древнюю симбирскую кафедру митрополита Казанского Анастасия».
Далее симбирские священники припоминали Анастасию «позорящие его» публикации, появившиеся с легкой руки протодьякона Андрея Кураева во всемирной паутине, и недоумевали: почему он не попытался оправдаться? Ведь к его услугам, по мнению авторов письма, были СМИ и суд, в который можно было подать иск о защите чести и достоинства. В том, что именно так и надлежало сделать, Косых и Рощупкин не сомневались, ссылаясь при этом на 90-е правило свода Карфагенских соборов (точнее 79-е правило Карфагенского поместного собора образца 401 года от Рождества Христова). То обстоятельство, что в начале V века не существовало ни СМИ, ни тем более интернета, священнослужителей не смутило. Открытое письмо содержит и прямую цитату из карфагенского свода: «Попещися о доказательствах своея невинности, да учинят сие в течене года». Таким образом, Анастасию, следуя логике этого правила, следовало либо «обелиться», либо уйти на покой. А он, не сделав ни того ни другого, вместо этого занял симбирскую кафедру.
Под обращением к митрополиту Феофану священникам Косых и Рощупкину, как говорят, удалось собрать подписи некоторых своих прихожан. По крайней мере, призыв подписываться под письмом прозвучал в пятницу, 17 июля, по окончании ульяновского крестного хода, посвященного памяти святых царственных мучеников.
Не дождавшись, впрочем, реакции на свои обращения, авторы кампании выступили уже с гневным воззванием, которое в ночь на 20 июля было опубликовано на странице «ВКонтакте» Иоанна Косых: «Сегодня… мы услышим голос народа на встрече митрополита Анастасия, — сообщал священник. — Готов ли митрополит услышать «Анаксиос! Анаксиос! Анаксиос!» Приходите, братья и сестры! Ведь без вас голос Церкви не полный, без вас Церковь не соборная». Как оказалось, призыв достиг цели.
АНАСТАСИЙ: «ДА, Я ГРЕШНЫЙ ЧЕЛОВЕК…»
История, однако, на этом не заканчивается. Дерзкие и наверняка искренние в своем негодовании симбирские клирики Косых и Рощупкин вспомнили мало кому известные правила Карфагенского собора, но при этом забыли хорошо всем знакомую цитату из Нагорной проповеди Христа: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить…» В ней Христос тоже ничего не говорит про суд и СМИ, зато предписывает (в другом месте Нового Завета) «благословлять проклинающих вас». Отталкиваясь от этого азбучного «блаженства» и выстроил речь в свою защиту митрополит Анастасий.
Как только гул проклинающих его голосов в Спасо-Вознесенском соборе утих, Анастасий нашел в себе силы обратиться к пастве: «То, что совершилось, я думаю, найдет возмездие у Господа, — сказал в своей обычной мягкой манере митрополит Анастасий. — Я не могу ничего сказать в свое оправдание, потому что я знаю, что ничего сказать нельзя. Мой духовный отец Иоанн Крестьянкин (почитаемый старец РПЦ, осужденный в 1950 году за антисоветскую агитацию — прим. ред.), у которого я воспитывался и много лет находился под духовным руководством, по навету вот таких же людей понес наказание и 7 лет отбывал тюремное заключение. А я, слава Богу, только сегодня услышал такие анафематствования — думаю, не от православных людей».
Анастасий напомнил, что он прослужил церкви 46 лет, из них 26 лет в архиерейском сане. «Если бы я был недостоин этого служения, то, наверное, Святейший Патриарх давно бы прекратил мою пастырскую деятельность, — предположил Владыка. И указал на наглядные успехи своей епархии. — Кто бывал в Казани, наверняка знают, какие прекрасные храмы и какие святыни находятся в нашем городе…»
В заключение своей краткой речи новый митрополит Симбирский и Новоспасский практически впервые не постеснялся публично упомянуть имя своего главного обидчика. «Никакие Кураевы (протодьякон Андрей Кураев, выступивший основным обвинителем Анастасия — прим. ред.) и никакие кураевские последователи не могут разрушить ту церковь Христову, которую Господь создал и сказал: «Я с вами до скончания века», — подвел черту Анастасий.
Вчерашний праздник иконы Казанской Божией Матери прошел в Ульяновске спокойно. Правда, на всякий случай рядом со Спасо-Вознесенским собором дежурил полицейский наряд. На праздничной литургии Анастасий уже более уверенно обратился к своим новым прихожанам. Он признал, что «вчерашнее событие потрясло и патриарха, и наших синодальных архиереев», но «с вашей помощью, дорогие отцы, братья, сестры, таких выступлений больше не будет».
«Да, я грешный человек, — продолжил митрополит, — и не достоин, может быть, пасторского служения по меркам тех людей, которые стоят сейчас во главе этого майдана. Но не им судить. Господь — мой судья, Господь — мой руководитель. Господь привел меня сюда, и если суждено будет, то у престола готов буду принять мученическую смерть от рук таких людей. Но отказываться от призвания Господа я никогда не буду».
Конечно, вряд ли священники Косых и Рощупкин жаждали именно «мученической смерти» владыки Анастасия, но в злом умысле на организацию внутрицерковной смуты в симбирской епархии их уже обвиняют. «Против нового митрополита Симбирского и Новоспасского Анастасия в Ульяновске прошла спланированная акция, — прокомментировали корреспонденту «БИЗНЕС Online в пресс-службе симбирской митрополии. — Однозначно, это не глас народа. Больше нигде никаких подобных акций в Ульяновске не проходило».
Пока неизвестно, будет ли эта акция иметь последствия для своих организаторов или мягкосердечный Анастасий положится на Божий суд, оставив в небрежении земную юрисдикцию. Тем не менее напряжение в Ульяновске продолжает сохраняться, и не только в околоцерковной, но и в чиновничьей среде. Насколько известно, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, хорошо и плодотворно работавший с Феофаном, пока не встретился с новым митрополитом и не высказал свою позицию по поводу последних событий.
ЗА НАЗНАЧЕНИЕ ФЕОФАНА ОТВЕТИЛ КОЗЛОВ?
Некоторое напряжение, связанное с неожиданной церковной рокировкой, чувствуется и в Казани. Здесь, в свою очередь, тоскуют по владыке Анастасию, считая его «миротворцем» и опытным архипастырем в деле налаживания диалога между разными конфессиями и национальностями. Феофана же пока, похоже, побаиваются.
Околоцерковные дискуссии тоже разворачиваются в интернете, но в отличие от Ульяновска, они не выходят за рамки виртуальной паутины. По крайней мере, встреча нового митрополита Казанского и Татарстанского в Благовещенском соборе Казанского кремля прошла спокойно и торжественно.
На этом фоне диссонансом прошла разве что новость о возможном увольнении одного из татарстанских чиновников — начальника управления по взаимодействию с религиозными объединениями АП РТ Владимира Козлова. Согласно распространенной агентством Regnum информации, Козлов в настоящее время отправлен в отпуск на два месяца, что не исключает его последующую отставку. Источник агентства предположил, что Козлов поплатился за то, что «прозевал» назначение в Татарстан нового митрополита и «не смог предупредить подобное развитие событий». В результате казанский Кремль оказался поставлен перед фактом: хорошо знакомый и «удобный» Анастасий неожиданно отбыл в Ульяновск, а вместо него в столице РТ появился совершенно самостоятельный и близкий к московскому патриарху архипастырь Феофан.
В тот же день местный ресурс KazanFirst со ссылкой на отдел кадров АП РТ распространил информацию, что Козлов написал заявление об отпуске с последующим увольнением еще 2 июля, то есть за 11 дней до того, как на заседании священного синода в Петербурге рассказали о смене Анастасия на Феофана. Вскоре, однако, эта новость была с сайта удалена, что, разумеется, породило еще больше слухов.
Сам владыка Феофан в своих неоднократных заявлениях как в Ульяновске, так и в Казани не перестает повторять, что он за мир и диалог между конфессиями, за конструктивные отношения с местными властями. Более того, в этом он обладает большим опытом. Разумеется, меньше всего в каком-либо напряжении в столь деликатной сфере заинтересованы в Кремле.
Тем не менее пока что ни президент РТ Рустам Минниханов, ни кто-либо еще из официальных лиц республики не нашли времени для публичной встречи с только что назначенным митрополитом, что вполне объяснимо плотным графиком. Однако в этой связи в РПЦ не могут не обратить внимание на анонсированную на правительственном сайте встречу татарстанского лидера с предстоятелем русской православной старообрядческой церкви Корнилием, который по этому случаю сегодня специально приедет в Казань. Что это: протокольный ляп или осознанный сигнал?
Добавить «БИЗНЕС Online» в избранное Яндекс.Новости Подписаться на нас в Яндекс.Дзен Читать полную версию
Первично освящён епископом Вениамином (Смирновым) 24 августа 1880 года. Действовал приходской храм, как домовая церковь для Детского приюта Екатеринбургского Благотворительного общества, и как полковая церковь. В конце 20-х годов Крестовоздвиженский храм, сохранивший верность Митрополиту Сергию, стал Кафедральным собором Екатеринбурга. Служили в нём тогда 12 священников, отчего и храм носил народное название «Собор двенадцати апостолов».
В 1930 году храм был закрыт и подвергся разрушительной перепланировке (снесены купол и колокольня). Возвращён Церкви в 1993 году и до основания монастыря действовал как приходской храм.
Первый настоятель монастыря иеромонах Филарет (Шестаков) тяжко заболел во время утверждения его кандидатуры Священным Синодом и вышел по болезни за штат в начале 1996 года. Ныне священноархимандритом монастыря является Правящий Архиерей Екатеринбургской епархии Высокопреосвященнейший Кирилл, Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский. От его имени управляет монастырём наместник игумен Флавиан (Матвеев), выпускник МДС. Количество братии 5 человек. Монастырь расположен на маленькой территории на оживлённом перекрёстке в центре города, с двух сторон соседствует с зоопарком. Такие условия не способствуют ни покою, ни уединению, поэтому братия монастыря не прибавляется.
Единственное старинное строение в монастыре – Крестовоздвиженский храм XIX века.
Святыни монастырского храма – частица Честного и Животворящего Креста Господня в каменном ларце, Иверская икона Божией Матери с мощами святителя Тихона Задонского, святителя Митрофана Воронежского, праведного Симеона Верхотурского, преподобного Далмата Исетского, преподобного Арефы Верхотурского (местночтимый святой), блаженного Космы Верхотурского (местночтимый святой), мощехранительные иконы мученика Вонифатия, преподобного Серафима Саровского, святителя и исповедника Луки Симферопольского (Войно-Ясенецкого), мученицы Валентины, священномученика Фаддея, Архиепископа Тверского, икона Екатеринбургских святых с мощами священномучеников Красноуфимских: Льва Ершова, Александра Малиновского и Алексия Будрина, а также чтимые иконы Божией Матери Тихвинской и святителя Николая Чудотворца (афонского письма).
Сейчас в Крестовоздвиженском мужском монастыре службы совершаются ежедневно утром в 9.00 и вечером в 16.00. Исповедь совершается вечером.
Стали известны эксклюзивные подробности захвата заложницы в ульяновском храме Сретения Господня в микрорайоне Репино. Как уже сообщалось, вечером 11 октября в практически пустую церковь вошел 25-летний парень и захватил в заложницы 61-летнюю работницу храма. Он угрожал взорвать ее и себя если не получит возможности пообщаться с губернатором.
«Террорист» размахивал сумкой, в которой, якобы, находилась взрывчатка — по его словам, 20 килограммов в тротиловом эквиваленте. К счастью, обошлось без взрывов и жертв — вместо бомбы в сумке у террориста оказались бутылки, провода и прочий хлам, который не представлял никакой угрозы.
Выяснилось это, когда неадекватного молодого человека задержала полиция, а вот работнице церкви поначалу пришлось несладко. Как нам рассказал настоятель храма «Сретения Господня» протоиерей Иоанн Косых, женщина убирается в церкви, помогает в иконной лавке. Службы в тот вечер не было и она занималась хозяйством. Парень, взяв ее в заложницы, разрешил сделать один телефонный звонок.
— Она позвонила мне в 18.20 и сообщила, что в храме беда – ее взяли в заложники. Я спросил: «Вам угрожают», она ответила: «Да». Сразу же вызвал полицию и сам поехал в храм. Физического насилия он не применял, вел себя корректно. На момент моего приезда полиция была уже на месте. Пытался поговорить с парнем, но он кричал, чтобы никто не подходил, иначе он все взорвет. Нашу работницу он обхватил руками, прикрываясь ей, как щитом. Из сумки у него торчали какие-то провода, — рассказал отец Иоанн.
Батюшка вспомнил, что парень года два назад очень часто приходил в храм и подолгу молился, едва ли не по полдня стоял на коленях на бетонном полу. Однако потом отец Иоанн перестал пускать его в церковь, потому что молодой человек стал вести себя неадекватно – мог громко что-то выкрикивать, грубил сотрудникам, не реагировал на уговоры.
Однажды парень уже брал заложницу. Он привел в храм девушку и, угрожая предметом, похожим на пистолет, попросил всех удалиться, чтобы совершить какое-то действо, призванное спасти мир. После это случая парня осудили и поставили на учет в психдиспансере. Он проходил лечение, которое, видимо, не особо помогло. Как нам рассказали в Росгвардии, вчера террорист опять что-то говорил про какую-то девушку, про какие-то проблемы, которые, якобы, под силу решить только губернатору.
Когда на место происшествия прибыли наряды групп задержания вневедомственной охраны Росгвардии и полиции, они заблокировали доступ к зданию и оцепили прилегающую территорию. Перговоры с террористом шли минут 50. В ходе переговоров, которые вел представитель регионального ГУВД, офицеры Росгвардии проникли в пристройку храма и задержали парня, а также освободили заложницу. Задержанного передали сотрудникам полиции, он до сих пор находится там, с ним ведется работа. Кстати, сотрудники инженерно-технической группы ОМОН Росгвардии по Ульяновской области провели осмотр сумки террориста – там были две пластиковые бутылки, перемотанные скотчем и радиодетали. Взрывчатых веществ не обнаружено.
Алина Николаева
Иеромонах Филарет (Кузьмин)
Иеромонах Филарет (Кузьмин Сергей Игоревич).
Должность: проректор по учебной работе
Телефон: (843) 278-89-70
Факс: (843) 278-89-70
E-mail:
Образование: Казанская духовная семинария, пастырское отделение; Казанский Федеральный Университет, экономический факультет.
Повышение квалификации: курсы при Библейском богословском институте им. Андрея Первозванного
Стаж педагогической работы: с 2005
Преподаваемые дисциплины:
Катехизис
Общая и церковная история
Священное Писание Нового Завета
Спецкурсы:
Методика написания дипломных работ
Пастырская эстетика
Область научных исследований: теолингвистика; конфликтология; управление организационным развитием научно-образовательных комплексов.
Знание языков: английский
Дополнительные сведения:
Награжден медалью «В память 1000-летия Казани»
Награжден грамотой отдела по делам молодежи РПЦ
Научная деятельность:
Грант Российского гуманитарного научного фонда: РГНФ 12-34-01322 «Богословие Иоанна Дамаскина в церковнославянской традиции и рецепции (XVI-XVIII вв.)
Публикации:
Кузьмин С.И. Особенности греческих житийных текстов// Православный собеседник. — 2004. — 3(8). — С. 225-230
Кузьмин С.И. Концепт «совесть» в полисемантическом пространстве православной ментальности// Православие в поликонфессиональном обществе. – Казань: Магариф, 2006. – С. 327-330
Кузьмин С.И. Изобразительные особенности канона Иоанну Златоусту на материале древнегреческого, древнеславянского и русского языков// Православный собеседник. – 2007. – 1(14). – С. 51-53
Кузьмин С.И. Концептуальный анализ в практике преподавания «наук о духе» в высших учебных духовных заведениях// Хрестоматия теолингвистики. – Симферополь: Универсум, 2008. – С. 183-190
Николаева Н.Г., Кузьмин С.И. К вопросу изучения рукописной и старопечатной традиции XVIIвека// Традиции и современность в сохранении и развитии русской культуры в Татарстане. – Казань: Заман, 2009. – С. 92-96
Кузьмин С.И Концептуальный анализ в практике преподавания богословских дисциплин в высших учебных духовных заведениях // Православный собеседник. – 2009. – 1(19). – С. 23-30
Николаева Н.Г., Кузьмин С.И. Ратная символика в древнеславянском переводе Песни Песней: опыт теолингвистического анализа// Ученые записки Казанского университета. – 2010. – 152. – С. 45-52
А.С. Поникарова, Л.Р. Хамидуллина, С.И. Кузьмин Теоретические подходы к формированию кадрового потенциала как инструмента повышения эффективности процессов реинжиниринга на предприятии// Вестник КНИТУ №13. – 2012. – с.265-269
Кузьмин С.И., Поникарова А.С., Кобак К.В. Организационные изменения в подходах к развитию кадрового потенциала предприятий как условие достижения устойчивости их инновационного развития в долгосрочной перспективе // Российское предпринимательство (в печати)
Кузьмин С.И. История слова вещь в богословском дискурсе//Теолингвистика. Международный тематический сборник статей. – Београд, 2013. – С. 167-174