КУПИТЬ ВИЛЛУ В ХОРВАТИИ КАК ПОЛУЧИТЬ ВИД НА ЖИТЕЛЬСТВО В ЕВРОПЕ
На территории страны существуют национальные меньшинства боснийских мусульман, венгров, словенцев, итальянцев, чехов и албанцев.
Хорваты в большинстве своем — католики, а сербы — православные христиане. Из-за этого в стране происходили массовые волнения. Еще живы в памяти сербов девизы радикальных хорватских партий, что сербов надо вешать на столбах.
В 1995 году в результате военных действий численность сербов в Хорватии значительно сократилась — с 580 тыс. до 130-150 тыс. человек. Около 750 тысяч беженцев из Боснии и Герцеговины нашли убежище в Хорватии.
Около миллиона хорватов проживают в других республиках бывшей Югославии, в Боснии и Герцеговине, северной Воеводине и близ залива Котор в Черногории.
Около 2,3 миллионов этнических хорватов проживают за границей: 1,5 миллиона — в США, 270 тысяч — в Германии, 240 тысяч — в Австрии, 150 тысяч — в Канаде, 150 тысяч — в Аргентине. В Питсбурге и Буэнос-Айресе существуют самые многочисленные общины хорватов за пределами Европы.
Хорватия всегда была территорией демографической нестабильности, резкие изменения численности населения связаны с региональной политической неустойчивостью, массовой эмиграцией (начиная с 1880-х годов), большими потерями населения в войнах и относительно низким уровнем рождаемости.
В 2000 возрастная группа до 15 лет составляла 18% всего населения, от 15 до 65 лет — 67%, старше 65 лет — 15%. В том же году естественный прирост населения оценивался в 0,93% (рождаемость 12,82 на 1000 человек, смертность 11,51 на 1000 человек). Младенческая смертность составляла 7,35 на 1000 новорожденных. Средняя ожидаемая продолжительность жизни — 73,67 года (для мужчин — 70,04, для женщин — 77,51).
К сожалению, этническая дискриминация в стране закреплена законом о гражданстве, принятым в октябре 1991 года хорватским парламентом. В законе говориться, что стать гражданином Хорватии человек сможет, если продемонстрирует знание хорватского языка, латинского алфавита и докажет свою принадлежность к хорватской культуре. Все это в равной степени относится и к сербам, родившимся в Хорватии.
Двойное гражданство упраздняется, и дети, родившиеся от смешанных браков, должны принять хорватское гражданство, чтобы получить разрешение на работу и иметь возможность владеть какой-либо собственностью на территории страны. Государственные служащие, отказавшиеся дать клятву на верность Хорватии, подлежат увольнению.
Язык
Государственный язык хорватский — родственный сербскому. Азбука — латинская. Имеет общие корни со старославянским языком, поэтому языковой барьер легко преодолим. Повсеместно употребляется немецкий, в Истрии многие говорят по-английски и по-итальянски.
Религия
В Хорватии 76,5% — католики, 11,1% — православные, 1,2% — мусульмане, 1,4% — протестанты, 3,9% — атеисты и 6,9% — остальные
Особенности национального характера
Главная особенность хорватского национального характера – сдержанность и спокойствие. Прожив несколько дней в хорватском городе, невозможно не обратить внимания на такую черту хорватов, как их глубокую приверженность католицизму. В самом маленьком городке есть несколько старинных церквей, а в больших городах их уже десятки. В стране множество монастырей с тысячами монахов и монахинь (в Задаре, к северу от Сплита, главной городской достопримечательностью служит средневековый подземный ход между мужским и женским монастырями). Повсеместно строятся новые церкви.
15 июля 2018 года на Чемпионате Мира по футболу в МОСКВЕ хорватская сборная дошла до финала и уступила французам чемпионский титул, став вице-чемпионами мира.
КАК ЖИТЬ В ШВЕЙЦАРИИ
Хорватия, как большинство европейских стран, исповедует христианство. Однако, на протяжении многих веков соотношение католиков и православных хорватов в стране постоянно менялось.
История принятия христианства
Касаясь вопроса истории возникновения христианской веры на территории Хорватии в VII в., нельзя не отметить, что на тот момент ни одна славянская страна еще не приняла крещение. Хорватия стала первым государством, которое признало новую веру, заменившую собой старославянские обряды и верования.
При этом, среди хорватских христиан не было единства, поскольку на территории страны пересеклись интересы двух влиятельных направлений христианской церкви — католицизма и православия.
Какая религия в Хорватии
До Х века большая часть хорватов относилась к православным христианам, которые находились «под опекой» Византийской Церкви. На протяжении этого периода службы в церквях правились на старославянском или хорватском языке, который уже тогда был признан государственным языком Хорватии.
Начиная с ХI века, когда к власти пришел король Петр Крешимир началась экспансия католической Римской церкви, миссионеры которой занимались перекрещиванием хорватов из православных христиан в католиков. Король ввел обязательный обет безбрачия для священников, освободил церковь от налогообложения и запретил использовать хорватский язык при богослужениях. Вместо него активно насаждалась латынь, которая была официальным языком Римской католической церкви.
Современные религиозные проблемы
На вопрос о том, какой сегодня официальный язык в Хорватии, можно ответить просто — хорватский. А вот однозначно сказать, какая религия в стране основная, невозможно. Вплоть до начала ХХ века в Хорватии как-то уживались представители католицизма и православия, территориально разделив между собой государство. Но в первой половине ХХ столетия, до начала второй Мировой войны, католическая церковь подвергалась гонениям, а ее священников зачастую арестовывали.
Только в 1990 году, когда экономика страны находилась в упадке, католическая церковь вновь добилась доминирующей позиции, что объясняется массовыми миграциями православных сербов из Хорватии в другие европейские страны. Сегодня доля католиков в общей массе хорватских христиан составляет около 75%.
Хорватия является довольно терпимым в плане религии государством. Многонациональный состав населения страны способствует развитию различных религиозных направлений, в том числе мусульманства и иудаизма.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ислама на территории бывшей Югославии связано с экспансией в этом регионе Османской империи, которая в течение XIV-XV веков сумела поставить под свой контроль большую часть Балканского полуострова. В результате проводимой турецкими властями исламизации, часть христианского славянского населения приняла ислам. Это стало возможно благодаря тому, что в доисламской Боснии и Герцеговине сложилась атмосфера веротерпимости, так как здесь главенствующее положение занимала богомильская Боснийская Церковь. Кроме того, принятие ислама приносило облегчение налогового бремени и давало некоторые юридические права.
В течение XV-XVIII веков в этот регион переселилось большое количество турок, арабов и курдов. Эти переселенцы были ассимилированы принявшими ислам славянами. Таким образом, ко второй половине XIX века сформировалась этническая группа, получившая впоследствии название «мусульмане» или «босняки». Для славян-мусульман их религиозные воззрения (ислам суннитского толка) стали той основой, на которой формировалось их национальное самосознание.
Конфликты, разгоревшиеся впоследствии на территории Боснии и Герцеговины, носили чисто религиозный оттенок, ведь все конфликтующие стороны (сербы, хорваты и мусульмане) — славяне и говорят на одном и том же языке — сербохорватском.
Во время Второй мировой войны большая часть мусульманского населения оказалась на территории Независимого Государства Хорватия (НГХ). Руководство НГХ проводило политику террора по отношению к сербскому православному населению либо уничтожая сербов, либо насильно переводя их в католическую веру. Мусульман же усташи рассматривали в качестве союзников в борьбе с сербами, поэтому славяне-мусульмане обладали несравненно большими правами, чем стоявшие вне закона сербы. Тогда же был поднят вопрос о том, кто является предками мусульман. Усташская пропаганда утверждала, что мусульмане-боснийцы — это те же хорваты, только перешедшие в ислам. В соответствии с этой теорией усташи частенько привлекали мусульман для проведения этнических чисток. Так, глава местного самоуправления сербского села Тршич господин Попович (1926 г.р.), ветеран партизанского движения, в беседе с автором статьи рассказывал, как мусульмане весной 1943 года вырезали за одну ночь население двух сел в Северо-Восточной Боснии (скорее всего это сделали части дивизии СС «Хонджар», которая была сформирована из мусульман в 1943 году и расформирована за проявленные зверства по отношению к мирному населению по личному приказу Гиммлера?????? уже в 1944 году). Господин Попович был очевидцем этой трагедии и чудом выжил, но погибли все его родственники.
В то же время некоторые видные мусульманские общественные деятели выступали против зверств, проводимых как усташами, так и своими единоверцами. Так, по свидетельству профессора Белградского университета Виктора Новака, ряд глав мусульманских общин Боснии и Герцеговины в ноябре 1941 года подали прошение на имя главы НГХ Анте Павелича с просьбой прекратить преследования и уничтожение сербов. Зачастую православное население переходило в ислам, лишь бы не быть обращенным в католичество (наиболее известный случай — жители села Бегово Брдо из презрения к католическому священнику-миссионеру Медведю перешли в ислам).
В период существования СФРЮ Социалистическая Республика Босния и Герцеговина называлась титовской пропагандой символом межэтнического мира, поскольку, по мнению коммунистического руководства, в этой республике мирно уживались три народа: католики-хорваты, православные-сербы и мусульмане.
Право называться национальностью славяне-мусульмане получили лишь в 1971 году. Во многом это объясняется тем, что в 70-е годы резко обостряются межнациональные противоречия в Югославии. Хотя по сравнению с Хорватией и Косово (где в 1981 году было введено военное положение) ситуация в Боснии оставалась относительно спокойной и мирной. Хрупкий межэтнический мир сохранялся даже тогда, когда в соседней Хорватии в 1991 году во всю шла война. Это объясняется скорее всего тем, что население, особенно в смешанных общинах, не желало повторения хорватского сценария. Но, к сожалению, вопросы мира и войны простой народ не решает. А политики, независимо от национальности и конфессиональной принадлежности, не желали искать мирного пути решения проблемы. Хотя были среди политиков считавшие, что главное — это сохранить мир (на первых свободных выборах, прошедших в апреле 1990 года, большинство голосов среди мусульман Боснии получили не фундаменталисты Алии Изетбеговича, а сторонники умеренного Фихрета Абдича).
Ситуация в Боснии и Герцеговине в начале 90-х гг. была крайне сложной. Лидеры сербского меньшинства в Боснии считали, что Босния и Герцеговина должна быть частью федеративной Югославии. Хорватские политические деятели в этой республике были убеждены, что хорватские общины Боснии и Герцеговины должны войти в состав независимой и единой Хорватии. Руководство мусульманских националистических партий (самая крупная — Партия демократического действия во главе с Алией Изетбеговичем), которые имели большое влияние среди мусульманского населения, имело влиятельнейших союзников среди политиков Запада и некоторых мусульманских государств, выступало за создание независимого мусульманского государства Босния и Герцеговина, в котором сербы и хорваты обладали бы статусом национальных меньшинств.
В связи с этим образовалось три фронта противостояния: сербо-мусульманский, хорвато-мусульманский и хорвато-сербский. Каждая из сторон создало свое государственное образование. Сербы — Республику Сербскую Боснии и Герцеговины. Хорваты — Республику Херцег-Босна. А мусульмане — Республику Боснию и Герцеговину.
Постепенно под давлением превосходящих сил сербов, хорваты и мусульмане были вынуждены объединиться для совместной борьбы.
В 1995 году были подписаны известные Дейтонские соглашения, которые, во-первых, констатировали поражение сербов в войне, а во-вторых, закрепляли единство Боснии и Герцеговины (с двумя автономными самоуправляемыми единицами: Республикой Сербской, которая была оккупирована войсками НАТО, и Мусульмано-Хорватской федерацией). Причем начало созданию Мусульмано-Хорватской Федерации положил Святой Престол, установивший полноправные дипломатические отношения с режимом Алии Изетбеговича в разгар боевых действий и способствовавший сближению мусульман и хорватов в борьбе против сербов.
Страны Запада и Востока не остались «равнодушными зрителями» этого конфликта и приняли активное участие в его разрешении. По мнению руководителя Центра исследования югославского кризиса Института славяноведения и балканистики РАН Елены Гуськовой, вооруженные силы как мусульман, так и хорватов получали военную помощь от стран НАТО.
Так же действует и Гаагский трибунал, который в основном ищет доказательств преступной деятельности сербов (этнических чисток и т.д.). Несомненно, сербская сторона совершала военные преступления. Чего стоит одно только уничтожение мусульманского анклава Сребреница.
Но и мусульмане, и хорваты также несут ответственность за многочисленные преступления, совершенные их войсками. Надо отметить, что мусульманские общественные деятели играли не последую роль в деятельности Гаагского трибунала. Так, председателем и ответственным за сбор и анализ доказательств по военным преступлениям комиссии ООН, созданной в 1992 году, был назначен видный мусульманский общественный деятель, известный своими книгами исламистского толка, Мамуд Шериф Бассиуни. Именно он создал систему выборочного подхода к свидетельствам и уликам. Кроме того, надо отметить, что большая часть средств (около 90%) для деятельности Гаагского трибунала поступало от Пакистана и Малайзии. Лидеры ряда арабских стран финансовые средства для поддержки мусульман. На стороне мусульман воевали несколько тысяч добровольцев из арабских стран.
По мнению профессора Белградского университета д-ра Пивака, существовал и существует теснейший контакт между мусульманами Боснии и организациями албанских сепаратистов, что дает право утверждать о так называемом едином мусульманском фронте.
Все выше перечисленные факты могут свидетельствовать лишь об одном: роль исламского фактора в развитии югославского кризиса крайне велика. И именно благодаря деятельности мусульманских «общественных организаций» развитие югославского кризиса пошло именно по тому пути, что мы наблюдали.