12 мая отмечается Всемирный день медицинских сестер. Идея их чествования возникла в 1953 году, спустя ровно сто лет после начала Крымской войны, когда на бастионах Севастополя появились первые отряды сестер милосердия.
Международный день медсестры приурочен к 12 мая потому, что в этот день в 1820 году родилась англичанка Флоренс Найтингейл. Именно ее принято считать зачинательницей первого отряда сестер милосердия, который она сформировала для оказания помощи солдатам британской армии. В Великобритании она является национальной героиней. А все потому, что Флоренс отправилась на Крымскую войну, где спасла огромное количество британских солдат. Но в это же время в осажденном Севастополе возникло и волонтерское движение «севастопольских патриоток». А возглавила его простая русская 18-летняя девушка Дарья Михайлова, оставшаяся в истории, как Даша Севастопольская. В состав русского отряда сестер милосердия вошли сестры, жены и матери бойцов, оборонявших крымский рубеж.
Даша работала наравне со всеми: помогала раненым на поле боя, вытаскивала их из огня, оказывала неотложную помощь. А еще организовала «карету горя», которая стала первым в истории санитарным боевым передвижным пунктом. По этому подобию были созданы еще несколько пунктов, где оказывалась первая помощь раненым. Никакого медицинского образования Дарья не имела, «пользовалась» лишь природной смекалкой и народным опытом лечения больных. Только вот в отличие от Флоренс Найтингейл помощь Даша Севастопольская оказывала всем раненым — и своим, и чужим. И по праву заслужила звание первой русской сестры милосердия.
В 1912 году была учреждена медаль имени Флоренс Найтингейл, которая и по сей день является высшей наградой медсестрам, присуждаемой за исключительную преданность своему делу и храбрость при оказании помощи раненым и больным, как в военное, так и в мирное время.
С 12 мая 1920 года — день первого награждения медалью имени Флоренс Найтингейл — обладательницами этой награды стали немногим более 1.400 человек. В бывшем Советском Союзе их было 46, в России — четверо. Первой среди награжденных в СССР стала участница Великой Отечественной войны Ирина Левченко. До апреля 1942-го, будучи рядовым санинструктором, она вынесла с поля боя, оказав первую медицинскую помощь, почти 170 раненых. После тяжелого ранения, несмотря на заключение медицинской комиссии об увольнении из армии по состоянию здоровья, она добилась оставления в кадрах. Однако выходить на поле боя ей запретили. Тогда она окончила ускоренный курс Сталинградского танкового училища и, начиная с 1943-го, до победоносного завершения войны служила в танковых войсках. Закончила войну в должности офицера связи 41-й гвардейской танковой бригады, имея за свои подвиги три ордена Красной Звезды и десять медалей. Уволилась в запас в 1958 году в звании подполковник.
Через три года Советское добровольное общество Красного Креста впервые за свою историю выдвинуло кандидатуру И.Н.Левченко для награждения медалью имени Флоренс Найтингейл. А 6 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и мужество гвардии подполковнику танковых войск запаса Левченко Ирине Николаевне было присвоено звание Герой Советского Союза.
В числе награжденных медалью Международного комитета Красного Креста была и Матрена Семеновна Нечепорчукова. Санинструктор 100-го гвардейского стрелкового полка, одна из четырех женщин — полных кавалеров ордена Славы. Когда началась война, Матрене было всего 17 лет, поэтому на фронт она попала лишь в апреле 1943-го. А уже в октябре за свои подвиги на поле боя она получила медаль «За отвагу».
Продолжив службу в родном полку и совершая настоящие чудеса героизма (помимо спасенных жизней раненым Матрена лично отражала нападение гитлеровцев), она трижды награждалась орденом солдатской Славы. Всего в ее послужном списке — около двухсот вынесенных с поля боя солдат и офицеров, и порядка 80 тех, кому она оказала первую медицинскую помощь и фактически спасла от гибели. В 1945-м после окончания войны гвардии старшина медслужбы Нечепорчукова была демобилизована из армии. А в 1973-м за исключительную самоотверженность при спасении раненых ей была присуждена медаль имени Флоренс Найтингейл.
Справка
Среди 95 женщин Героев Советского Союза — 14, а среди 17 Героев Российской Федерации — две медсестры.
С окончанием войны институт медсестер и медбратьев не перестал существовать. Наоборот, ни одно медицинское учреждение ни у нас в стране, ни за рубежом теперь не может обойтись без этой категории работников. Сегодня мы поздравляем их с профессиональным праздником и всегда будем помнить, какие события послужили толчком к созданию этого незаменимого звена среднего медперсонала.
Содержание
Милосердие в литературе
Определение 1
Вечные темы (в искусстве) — неисчерпаемы, всегда актуальные проблемы, которые можно по-разному интерпретировать в разные исторические эпохи.
К ряду вечных проблем относятся, конечно, противостояние добра и зла, света и тьмы, конфликт разума и чувства (или долга и чувства), вопрос смысла жизни человека и многие-многие другие. В список неисчерпаемых тем входит в том числе и проблема милосердия.
Определение 2
Милосердие — сострадательная и деятельная любовь, готовность помочь.
Однако понятие милосердия гораздо шире понятия сострадания. Австрийский писатель Стефан Цвейг в своём романе «Нетерпение сердца» выделял два вида сострадания:
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
- Сострадание малодушное и сентиментальное, которое и дало названию романа. Испытывая такой вид сострадания, человек стремится как можно скорее выбросить из головы неприятные мысли о другом;
- Истинное сострадание, проявляющееся в желании помочь, сделать всё, что возможно, и является милосердием.
Понятием-антиподом милосердия является равнодушие. Многие авторы сопоставляли две эти парадигмы поведения в своих произведениях, предлагая своим героям сделать важный морально-нравственный выбор.
В контексте русской литературы милосердие можно рассматривать как христианское понятие (поскольку религия оказала огромное влияние на сознание русских писателей). В библейском смысле милосердие — это заботливое, доброжелательное отношение к ближнему своему, обязательное для каждого христианина.
Тема милосердия часто встречается в литературных произведениях. Поскольку одной и целей литературы является научить чему-то читателя, дать ему пищу для размышлению и сделать его духовно лучше, авторы демонстрируют на страницах своих произведений примеры как истинного, так и поверхностного (в качестве анти-примера) милосердия.
Соня Мармеладова
Одним из самых ярких примеров проявления милосердия в русской литературы мы можем встретить на страницах романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Образ Сони Мармеладовой, во многом духовно противопоставленный образу главного героя романа, Родиона Раскольникова, демонстрирует читателям истинную силу милосердия.
Соня — человек, способный на истинное, деятельное сострадание. Ради своей семьи, живущей в бедности, она пожертвовала собой, начав заниматься проституцией. Умея искренне сочувствовать, Соня помогла не только своим родным, но и Раскольникову, милосердие которого не было по-настоящему христианским. Помогая другим, он словно шёл к некой цели, которой так и не достиг, в то время как Соня была бескорыстна.
Замечание 1
Милосердие Сони Мармеладовой — та самая сила, которая в конце романа спасла Раскольникова от полнейшей духовной гибели.
Лидия Михайловна
Известна своим милосердием и героиня рассказала Валентина Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна, преподавательница, в своём поведении основывалась на идеях понимания, любви и деятельного сострадания. Видя, что её ученик беден и не может позволить себе купить еду, но понимая, что тот не возьмёт у неё деньги, если она их ему предложит, она нарушает правила педагогической этики и начинает играть с учеником на деньги, специально поддаваясь.
Поведение Лидии Михайловны является проявлением истинного милосердия — желания что-то предпринять, чтобы помочь человеку, попавшему в беду.
«Чучело»
Проблема милосердия поднимается и в повести Владимира Железнякова «Чучело». Здесь автор демонстрирует поведение, диаметрально противоположное милосердию.
Главная героиня, Лена Бессольцева, — изгой среди своих сверстников. Она подвергается травле, оскорблениям, обзывательствам. Она живёт в обществе жестоких детей, не знающих милосердия ни друг к другу, ни к старшим, ни к животным. Единственный в классе человек, способный на добрый поступок, в конце концов поддаётся давлению, трусит и предаёт доверившуюся ему Лену.
Замечание 2
Самой яркой сценой в повести, потрясающей своей жестокостью, становится эпизод, где одноклассники гоняют Лену по городу, словно волчья стая, крича «Сжечь Чучело!»
В конце повести Лена уезжает из города, конфликт разрешается, и автор пишет: «И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода».
Несмотря на всё пережитое, Лена осталась такой же доброй, какой была в начале произведения. Она оказалась выше мести и простила одноклассников, её сердце не ожесточилось.
Маргарита
Не обошёл проблему милосердия и Михаил Афанасьевич Булгаков в своём легендарном романе «Мастер и Маргарита».
Здесь пример проявления истинного милосердия демонстрирует Маргарита. Она искренне сострадает всем обездоленным — Понтию Пилату, его собаке Банге и девушке Фриде. Став королевой бала Воланда, Маргарита получила возможность исполнить одно своё желание. Несмотря на то, что больше всего на свете она хотела вернуть своего возлюбленного Мастера, единственное желание она потратила на то, чтобы избавить от проклятья девушку Фриду. Рассказ Фриды о её судьбе так тронул Маргариту, что она, как истинно милосердная личность, не смогла не последовать зову сердца.
В конце романа Маргарита просит у Воланда за Понтия Пилата так же, как ранее просила за Фриду. Узнав, что Пилат две тысячи лун нёс своё наказание, а Банга оставалась с ним, разделяя его участь, Маргарита не смогла оставить всё так, как есть, и не попытаться изменить ситуацию.
Замечание 3
С этим эпизодом связана одна из самых глубоких и проникновенных цитат романа: «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит».
«Капитанская дочка»
В повести «Капитанская дочка» Александр Сергеевич Пушкин утверждает: милосердие лежит в основе совестливости. Он показывает читателям, что как зло порождает зло, так и милосердие порождает милосердие.
Пётр Гринёв, заблудившийся в метели и спасённый из неё неизвестным мужчиной, отдаёт проводнику тулуп. Это благодарность за помощь и вместе с тем проявление милосердия — Гринёв, видя, что на улице мороз, не мог оставить человека замерзать. Сотворённое добро сторицей вернулось к главному герою позже в романе, когда выяснилось, что встреченным в буране мужчиной был сам Пугачёв.
Пугачёв отвечает милосердием на милосердие: помиловал Гринёва, спас того от смертной казни. Пугачёв говорит: «… я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу». Жизнь в обмен на стакан вина и заячий тулуп — так Пушкин показывает нам силу милосердия.
Война – дело не женское. Несмотря на это, женщины, вставшие на защиту Отечества, внесли неоценимый вклад в победу над фашизмом. В народной памяти навсегда сохранится светлый образ девушки с санитарной сумкой, шагавшей по многотрудным дорогам войны. Она была всюду – на поле боя, в партизанской землянке, в эвакогоспитале и санитарном поезде, среди дымящихся руин городов. Миллионы раненых получили первую медицинскую помощь, были выхожены и возвращены в строй её заботливыми руками.
Мария Афанасьевна Гарачук
Высшая награда
Десятки тысяч медицинских сестёр, саниструкторов и сандружинниц за мужество и отвагу, проявленные в годы Великой Отечественной войны, были награждены орденами и медалями.
За исключительную самоотверженность, высокие профессиональные качества самые лучшие медсёстры мира удостаивались медали имени Флоренс Найтингейл. Эта награда была учреждена в 1912 году Лигой Международного Красного Креста в честь отважной английской медсестры, которая наладила полевое обслуживание раненых в английской армии, что резко сократило смертность в лазаретах. Медаль является высшей наградой для медицинских сестёр, отличившихся при уходе за больными и ранеными в военное или мирное время, исключительные моральные и профессиональные качества, гуманизм и милосердие. На медали изображена женщина со светильником – как символ добра, света и надежды, и надпись на латинском языке: «За истинное милосердие и заботу о людях, вызывающее восхищение всего человечества».
За подвиги во время Великой Отечественной войны эту уникальную награду вручили шести медсёстрам из Беларуси. В списке и две гомельчанки – Софья Голухова (1921–2012) и Мария Гарачук (1921–2003). В мирное время в 2013 году медали была удостоена и мозырянка Ольга Гейцева. Все они посвятили жизнь заботе о людях.
Софья Васильевна Голухова
«Дорогая Софья Васильевна»
Софье Голуховой и Марии Гарачук не было и двадцати, когда началась Великая Отечественная. Война не пощадила их молодость. Вместо красивых платьев – шинели, гимнастёрки, сапоги. Вместо студенческой скамьи – окопы на передовой, медсанбат. Девушки находили силы, чтобы вновь и вновь перевязывать, оттаскивать в безопасное место, успокаивать раненых.
Софья Васильевна Голухова (слева), Евдокия Карповна Башлакова (в центре), Мария Афанасьевна Гарачук (справа).
Снимок сделан после вручения Софье Васильевне Голуховой медали Флоренс Найтингейл. г. Буда-Кошелёво, 10 июля 1975 г.
«Дорогая Софья Васильевна! – обращается в письме к Голуховой подполковник в отставке И. П. Иванов, которого она спасла в бою в 1942 году. – Хорошо помню тот жестокий бой. Я, как и многие другие воины, был тяжело ранен. Из-за потери крови мне было невыносимо трудно, я дрожал от холода, терял сознание. Помню, как под непрекращающимся обстрелом противника Вы подбежали ко мне и вынесли в безопасное место. Своей жизнью я обязан Вам, дорогая Софья Васильевна. Хочется ещё и ещё раз сказать Вам за это сердечное спасибо… Низко кланяюсь Вам».
Софья Голухова родилась в деревне Люшево Буда-Кошелёвского района. В 1940 году после окончания Жлобинской школы медицинских сестёр начала работать в фельдшерско-акушерском пункте в Уваровичском районе. В первые дни войны она с командой медсестёр, сформированной Уваровичским военкоматом, должна была прибыть в Берёзовский госпиталь (Брестская область). Но поезд, на котором добирались медработники, разбомбили, и им пришлось идти пешком, по пути подбирая раненых и переправляя их в тыловые лазареты. Потом был санитарный пароход «Клим Ворошилов», перевозивший раненых в приволжские военные госпитали. В декабре 1941 года Софья в составе 235-го отдельного медико-санитарного батальона 134-й стрелковой дивизии в качестве операционной хирургической медсестры была отправлена на Калининский фронт, где под градом пуль и осколков выносила раненых с поля боя, оказывала первую медицинскую помощь. Под обстрелами и бомбёжками, порой при свете керосиновой лампы ей приходилось ассистировать хирургу, сутками не покидая медсанбат. Училась премудростям профессии и на всю жизнь усвоила: чудеса творят не лекарства, а сострадание. Летом 1942 года нацисты приняли очередное контрнаступление на московском направлении. Особенно жестокие бои развернулись в районе города Белого (Тверская область). В октябре 1942 года за два дня Софья оказала помощь более чем 40 раненым, вынеся их из смертельного пекла. На третий день, 20 октября, стрелковый батальон вновь перешёл в контратаку. Бой разгорался с новой силой. Вскоре она услышала крик: «Сестрица, помоги!» Огонь врага был настолько плотным, что нельзя было поднять головы. А раненый просил помощи. Софья Васильевна не выдержала, поползла, затем поднялась и побежала. И вдруг перед глазами белый огонь. Всё покрылось туманом. Очнулась в госпитале. И чуть снова не потеряла сознание, когда почувствовала, что левой руки нет, ранены правая рука и ноги. И это в 21 год! Затем долгое лечение во фронтовом госпитале, Москва, центральный институт травматологии и ортопедии, где удалось ей сохранить правую руку, и долечивание в Ташкенте.
После освобождения Беларуси, в 1944 году приехала домой в свою родную деревню Люшево и, несмотря на то, что она в Ташкенте окончила курсы бухгалтеров и стенографистов, вернулась в любимую профессию… Сначала заведовала местным фельдшерско-акушерским пунктом, а с 1948-го по 1972-й год работала медсестрой Любовинской участковой больницы. И ровно 24 года каждый день в любую погоду ходила пешком на работу за три километра.
Софья Васильевна награждена орденами Отечественной войны I и II степени, медалями. Избиралась депутатом районного и сельского Советов, заседателем народного суда. Возглавляла первичную организацию Красного Креста.
В 1975 году за мужество и милосердие Международный комитет Красного Креста наградил Голухову золотой медалью имени Флоренс Найтингейл. В 1976 году Софья Васильевна переехала в Гомель. Советом и делом помогала людям.
Медали имени Флоренс Найтингейл Софьи Голуховой и Марии Гарачук можно увидеть в экспозиции Гомельского областного музея военной славы – единственного учреждения Беларуси, в коллекции которого находится эта уникальная награда.
Вынесла 146 раненых
Мария Гарачук родилась в городе Щорс Черниговской области. После окончания Гомельского медучилища проходила службу в качестве военфельдшера в 44-й легкотанковой бригаде, которая была передислоцирована из Гомеля в местечко Лапы, что под Белостоком. А вскоре началась война. С первых дней Великой Отечественной и до победы находилась в действующей армии на Западном и 2-м Белорусском фронтах. В составе 199-й стрелковой дивизии, в медсанбате которого девушка служила старшей операционной сестрой, принимала участие в освобождении Подмосковья, Смоленщины, Белоруссии, Польши, участвовала в Берлинской наступательной операции. Дважды была ранена. С поля боя вынесла и оказала медицинскую помощь 146 тяжелораненым, 35 раз безвозмездно отдавала кровь для спасения жизни раненых и больных бойцов.
В послевоенные годы Мария Афанасьевна работала медсестрой больницы Гомельского отделения Белоруской железной дороги, инспектором отдела кадров Гомельского дорожно-строительного техникума.
Участвовала в работе Красного Креста. Организовывала женщин и учащихся учебных заведений Гомеля для шефской помощи одиноким и престарелым людям, семьям погибших воинов.
Мария Гарачук была награждена орденами Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени, Почётным знаком Советского Красного Креста, медалями. Была Почётным донором СССР. А в 1983 году ей вручена медаль имени Флоренс Найтингейл.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Как стать экспертом?
Однако для Михаила Ивановича важно было поступить по совести, а не получить награду.
Позиция автора заключается в том, что, несмотря на войну, солдат прежде всего человек и должен сохранить в себе человечность и проявить милосердие даже к врагу.
Я согласна с позицией автора и убеждена в том, что милосердию есть место на войне.Ведь неважно, мёртв ли враг или безоружен, он уже не представляет никакой опасности.Я считаю, что Михаил Иванович Богданов совершил достойный поступок, предав земле тело убитого в перестрелке немецкого солдата.Очень важно в условиях жестокой войны суметь сохранить в себе человечность и не дать своему сердцу остыть.
Проблема проявления милосердия к врагу поднимается в произведении В. Л. Кондратьева «Сашка». Главный герой, Сашка, во время немецкой атаки захватил в плен немца. По началу немец казался ему врагом, но, присмотревшись, Сашка увидел в нём обычного человека, такого же, как и он сам. Он уже не видел в нём врага. Сашка пообещал немцу жизнь, он говорил, что русские не звери, не станут убивать безоружного. Он показал немцу листовку, где говорилось, что пленным гарантируется жизнь и возвращение на Родину. Однако, когда Сашка привёл немца к комбату, то немец не стал ничего рассказывать, и поэтому комбат дал Сашке приказ застрелить немца. Рука Сашки не поднималась на безоружного, так похожего на него самого солдата. Несмотря ни на что, Сашка сохранил в себе человечность. Он не ожесточился и это позволило ему остаться человеком. В итоге комбат, проанализировав слова Сашки, решил отменить свой приказ.
Проблема проявления милосердия к врагу затронута в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир». Один из героев романа, русский полководец Кутузов, проявляет милосердие к бегущим из России французам. Он жалеет их, так как понимает, что они действовали по приказу Наполеона и ни в коем случае не смели его ослушаться.Выступая перед солдатами Преображенского полка, Кутузов говорит: «Вам трудно, да всё же вы дома;а они-видите, до чего они дошли. — Хуже нищих последни». Мы видим, что всех солдат объединяет не только чувство ненависти, но и жалость к поверженному врагу.
Таким образом, можно сделать вывод, что на войне необходимо проявлять милосердие даже к врагу, неважно, повержен он или убит. Солдат прежде всего человек и должен сохранить в себе такие качества, как милосердие и человечность. Именно они позволяют ему остаться человеком.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id8326
Обновлено: 2017-02-27 Опубликовал(а): Sochinenie
Победа в Великой Отечественной войне – великое историческое событие. Благодаря мужеству и самопожертвованию каждого человека, вносившего свои усилия в дело разгрома врага, были преодолены сложные жизненные невзгоды, выпавшие на долю людей военного лихолетья.
Забота и всемерная поддержка Красной Армии тружениками тыла проявилась с первых дней войны. И стар и млад принимали активное участие в подписке на Государственный заем, средства от которого напрямую шли на нужды военного времени. Многие семьи жили впроголодь, но несмотря на свои скудные сбережения, подписывались на госзаем, так как считали, что это важно для фронта, для Победы. Даже дети не остались в стороне. Нельзя без волнения читать опубликованное в газете «Ленинский путь» коллективное письмо-призыв учеников шестого класса Ямско-Посадской школы Алатырского района: «Мы не хотим отставать от наших родителей в деле помощи фронту. Мы оформили подписку на заем на 385 рублей и вызываем на соревнование учащихся всех школ. Ребята! Поможем Красной Армии быстрее очистить нашу землю от немецких разбойников!» (Школьники тоже подписались // Ленинский путь. – 1942. – 19 апр.).
Всеобщее чувство сострадания и сопереживания объединяло людей. Общеизвестно, что на всенародно собранные средства был построен бронепоезд «Комсомол Чувашии», на средства рабочих Канашского вагоноремонтного завода — бронепоезд «За Родину», Чебоксарского электроаппаратного завода – эскадрильи боевых самолетов «Красная Чувашия» и «Комсомолец Чувашии». Благородные чувства людей, болевших за судьбу своей Родины, выразились в ярких примерах благотворительности. В газете «Красная Чувашия» от 26 декабря 1942 года было опубликовано письмо работника колхоза «Красный луч» Алатырского района А.М. Сарскова Иосифу Сталину, в котором сообщалось о внесении им 100 000 рублей из своих личных сбережений на строительство самолета нашему земляку-летчику, Герою Советского Союза Ф.Н. Орлову. В следующем номере было напечатано ответное письмо вождя советского народа: «Примите мой привет и благодарность Красной Армии за Вашу заботу о воздушных силах Красной Армии. Ваше желание будет исполнено». И подпись: «Иосиф Сталин» (Красная Чувашия. – 1943. – 1 янв.). И подобных писем было множество ото всех уголков республики.
Большую помощь труженики тыла оказывали в сборе и посылке теплых вещей, подарков на фронт. Одна из заметок «Красной Чувашии» указывала целый ряд продуктов и вещей, приготовленных колхозом «Новая Юнга» для бойцов Действующей Красной Армии: 20 кг меда, 100 кг сухарей, 5 кг махорки, 8 полотенец, 5 пар носок, 210 кисетов, много бумаги и конвертов (Подарки бойцам Красной Армии // Красная Чувашия. – 1942. – 15 янв.). Широкий отклик среди населения республики получила статья в газете «Ленин çулĕпе», в которой был представлен опыт работы учеников Янтиковской средней школы по сбору вещей для Красной Армии. «Инициаторы этого дела ученики 6 А класса в течение двух-трех дней собрали около 10 килограммов шерсти, вышили 6 носовых платков, собрали несколько кусков туалетного мыла и сдали в районную комиссию. Всего ими сдано одна пара теплых валенок, 7,5 килограмм шерсти, 6 штук вышитых носовых платков, 5 кусков мыла и другие вещи» (Учащиеся помогают фронту и укреплению тыла // Ленин çулĕпе. – 1942. — № 7-8. – С. 21).
Одно из особых проявлений милосердия в суровые годы войны – забота и поддержка тысячи детей-сирот, у которых война отняла самое ценное – родных и близких. В воскресный день 20 февраля 1944 года по всей республике прошел день помощи детям фронтовиков. На всех предприятиях и учреждениях, в колхозах и школах были собраны деньги, приготовлены посылки с подарками и гостинцами для сирот. Этому благородному делу посвящена статья секретаря обкома ВЛКСМ по школам А. Токарева «Забота о детях – кровное дело комсомола», опубликованная в газете «Красная Чувашия». «Кому дорого счастье нашей родины, — пишет автор статьи, — тому дорога судьба каждого нашего ребенка. Мы должны сделать все для того, чтобы дети защитников родины были сыты, одеты, обуты, чтобы они правильно развивались и хорошо учились» (Красная Чувашия. – 1944. — 20 февр.).
Поистине благородный поступок совершали и те люди, которые добровольно отдавали часть своей крови раненым бойцам Красной Армии. В дни войны сотни патриотов городов и прилегающих районов республики устремились на Чебоксарскую станцию переливания крови. В газете «Красная Чувашия» были опубликованы слова одной из доноров: «Мы помогаем фронту всем, чем можем. Хочется сделать для бойцов еще больше, чтобы эта помощь была особенно заметной и чувствительной. Вот поэтому я и решила отдавать свою кровь. Этим я спасу многим дорогую жизнь» (О донорстве // Красная Чувашия. – 1942. – 25 янв.). В ответ спасенные воины присылали письма, полные горячей признательности энтузиастам-донорам, которые рисковали собственным здоровьем, приближая день Победы.
Таких самоотверженных порывов, примеров взаимопомощи людей военного времени не перечесть. Помнить о них – значит отдать дань уважения патриотическим чувствам защитников Родины, внесших неоценимый вклад в дело разгрома врага. Их подвиги еще долго будут служить неиссякаемым источником воспитания для новых поколений патриотов.