В поэме «Мороз, Красный нос», Некрасов описывает крестьянскую жизнь, со всеми её тяготами и проблемами. Автор показывает, как трудно жилось крестьянским семьям, и как сильны были женщины. Для Некрасова простая женщина — крестьянка олицетворяла собой Музу, и в этой поэме, он ещё раз восхваляет стойкость женщины.
В первой части поэмы рассказывается о преждевременной смерти молодого хозяина — крестьянина. Прокл спешил исполнить свою работу в срок, торопился, а дело было зимой. Крестьянин простудился в дороге, вернулся домой, и слёг. Болезнь уже крепко вцепилась в мужика, и Прокл умер. Старики — родители подавлены морально, сын был их единственной опорой, который один волочил воз хозяйской нужды. Сиротами остались двое малолетних детей, и молодая жена стала вдовой.
Некрасов прославляет русскую женщину — мать, ей выпала тяжёлая доля, на плечи теперь легла забота и о детях, и о стариках. Дарья стойко переживает своё горе, не даёт себе расслабиться. Похоронили Прокла, вернулись домой, а дома ни полена дров, в избе холодина. Пришлось Дарье на этой же лошади отправляться в лес за дровами. И только когда молодая женщина оказалась в лесу, она дала волю своим чувствам. Дарья плакала, вспоминала своего любимого мужа, как они дружно и счастливо жили. Горевала, а сама продолжала свою работу, рубила дрова и складывала в сани.
В своей поэме Некрасов показывает гордость за простых русских женщин, которые готовы всё вытерпеть и пережить. Силу духа и красоту женской души, её стойкость и верность. Дарье ещё повезло, ей не пришлось «до смерти рабу покоряться», потому что Прокл любил и уважал свою жену. Жена для Прокла была не только матерью его детей, но и помощницей. И соратницей. Они вместе дружно трудились и жили, и вот теперь у Дарьи не стало надёжного плеча. В лесу она горько плачет, неведомо кому, жалуясь на свою нелёгкую долю, выпавшую после смерти мужа. Только в лесу, где нет никого, ни стариков, ни детей, она дала волю женской слабости, и начала рыдать. В своих слезах она обращается к умершему мужу, рассказывает, как ей будет тяжело жить, поднимать детей. Тем более, Дарья ждет третьего ребенка. Своей смертью Прокл связал ей руки, одной ей не справиться с такой семьей, и, наверное, поэтому Дарья не стала сопротивляться охватывающему ей морозу.
Некрасов не жалеет, что Дарья замерзла. Ведь она стала счастливой, разом избавившись от проблем. Она уснула с улыбкой на губах, с воспоминаниями о счастливых моментах жизни с Проколом и детьми, и не хочется думать, что будет дальше с семьей. А пока Дарья стоит замерзшая в лесу, ей хорошо, и пусть так все и останется.
Содержание
- Анализ поэмы Некрасова Мороз, Красный нос
- Мороз, Красный нос. Некрасов Н.А, (Есть женщины в русских селеньях)
- Краткая история создания
- Печальные слова сестре
- Женская доля
- Русские крестьянки
- Думы и сон Дарьи
- Некрасов, «Мороз, Красный нос»: главные герои
- Анализ поэмы Мороз, Красный нос сочинение
- Н.А. Некрасов, «Мороз, Красный нос»: анализ
- Анализ «Мороз, Красный Нос» Некрасов
Анализ поэмы Некрасова Мороз, Красный нос
Поэма Николая Александровича Некрасова «Мороз, Красный нос» описывается жизнь простого крестьянства, его трудная, многострадальная историческая судьба. Музой для поэта является женщина-крестьянка, которая сильна своим духом. Именно эти черты воспеваются автором в поэме.
Начало поэмы повествует о преждевременной смерти зимой молодого крестьянина Прокла. Заболел он в дороге, а дома предстал перед Господом. Престарелые родители морально подавлены, ведь сын был их надеждой и опорой, который содержал большое крестьянское хозяйство. Умер не только Прокл-сын, но Прокл-муж и Прокл-отец, оставив сиротами двух сыновей и оставив вдовой супругу.
Матери теперь выпала тяжелая доля в одиночку поднимать детей и помогать старикам. Схоронив мужа, она пришла в пустой дом, а там нет дров для печи, ни теплоты в комнатах. Выбора у Дарьи нет – взяла она лошадь и, плача, отправилась в лес. Там она предалась воспоминаниям о светлых днях в браке, но все равно продолжала рубить дрова.
Автор неимоверно горд русскими женщинами, которые способны выстрадать любые трудности ради воспитания детей. Они необычайно красивы душой, обладают силой духа, стойкостью и верностью. В семейной жизни Дарье повезло, что муж ее любил и она не была рабой в браке, а милой подругой и родственной душой.
Супруги прожили короткую, но хорошую совместную жизнь. Вдова теперь плачет, жалуясь в пустоту на свое горе. Лишь в лесной глуши она может дать слабину, пустить девичьи слезы, ведь дома она должна оставаться сильной ради стариков, ради детей.
В своей кручине она жалуется мужу на свою тяжелую ношу. Ко всему прочему, она ждет третьего ребенка и она понимает, что не сможет одна выдержать все испытания, поэтому отдается в руки генералу-морозу. Автор не жалеет о смерти женщины. Дарья засыпает с улыбкой на губах, вспоминая о счастливой жизни с Проклом и детьми. Женщина через смерть обретает свободу, не чувствуя стыда за свой поступок. Она стоит в лесу, замерзшая, но свободная.
Мороз, Красный нос. Некрасов Н.А, (Есть женщины в русских селеньях)
Тема поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» достаточно определенна, для поэта она является одной из основных в его творчестве – это сфера жизни, быта и бытия простого народа, крестьян, их счастья и несчастий, тягот и радостей, тяжелой работы и редких минут отдыха. Но, пожалуй, более всего интересовал автора именно женский характер. Эта поэма целиком посвящена русской женщине – такой, какой видел ее поэт. И здесь сразу вспоминается стихотворение Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…», в котором он называет свою Музу «родной сестрой» крестьянки, тем самым навсегда определив свою приверженность этой теме. «Мороз, Красный Нос» – поэма о героизме и силе женщины, проявленных в единстве с природой и в противостоянии ей. Произведение основано на глубоком, детальном знании крестьянского быта. В центре поэмы – женщина во всех ее ипостасях: «баба», «красивая и мощная славянка», «матка» и, наконец, «женщина русской земли». Поэт рисует национальный тип, поэтому жизнь в поэме так значима, а смерть приобретает значение подлинной трагедии. Героиня – «величавая славянка», во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице:
Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц, – Их разве слепой не заметит, А зрячий о них говорит: «Пройдет – словно солнце осветит! Посмотрит – рублем одарит!»
Русская женщина у Некрасова обладает настоящим душевным богатством. В ее образе поэтом показан человек высоких нравственных качеств, не теряющий веру, не сломленный никакими горестями. Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях. Судьба Дарьи – нелегкая доля крестьянки, которая взяла на себя всю мужскую работу, и от этого погибла. Ее судьба воспринимается как типичная участь русской женщины:
Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая – быть матерью сына раба, А третья – до гроба рабу покоряться, И все эти грозные доли легли На женщину русской земли.
Забота о семье, воспитание детей, работа по дому и в поле, даже самый тяжелый труд – все это лежало на Дарье. Но она не сломилась под этой тяжестью. Именно этим и восхищается поэт. Он говорит о русских крестьянках, что «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет». Такая женщина «и голод, и холод выносит». В ее душе еще остается место и состраданию. Дарья пошла за много верст за чудотворной иконой, которая могла бы вылечить ее мужа. Правда, Дарья избежала одной из «тяжких доль»: «до гроба рабу покоряться». Ее отношения с Проклом сложились на редкость счастливо. Муж ее любил той сдержанной, несколько суровой любовью, которая характерна для крестьянских семей. В тяжком труде она всегда была ему не просто помощницей, но ровней, верным товарищем. Она была той опорой, на которой крепилась семья. Им с Проклом было даровано счастье растить здоровых детей, мечтать о свадьбе сына. Тяжесть труда искупалась искренними чувствами, взаимопониманием. Но болезнь унесла мужа. Похоронив его, Дарья не сдалась, проливая слезы, постоянно обращаясь к нему, разговаривая, будто с живым, выполняла она еще большую работу, лишь бы только сыты и здоровы были дети. Но судьба‑злодейка предопределила и детям сиротскую долю. Ни в одном жизненном бою не сдалась Дарья, не уступила она и мистической силе. Мороз‑воевода предлагает ей свое царство, «голубой дворец» и вместе с этим спокойствие, забвение от мук, небытие. Но она, замерзая, последним усилием воли воскрешает в памяти всю свою прошлую жизнь, пусть тяжелую и беспросветную, но все же дорогую ей. С той же покорностью, с которой она сносила все удары судьбы, Дарья разговаривает с Морозом. На вопрос его «Тепло ли тебе, молодица?» она трижды отвечает: «Тепло». С ее губ не сорвалось ни жалобы, ни стона. Идея поэмы в том, чтобы восславить силу русской женщины. Для поэта она идеал красоты внешней: «Красавица миру на диво, Румяна, стройна, высока», идеал поведения, ведь она работящая, строгая, смелая; идеал душевной красоты, материнства, верности, преданности мужу и непокорности тяготам судьбы.
Краткая история создания
После отмены крепостного права многие ожидали дальнейших бурных перемен в общественной жизни. Революционный подъем усилился, что вызвало репрессии правительства. Был сначала приостановлен выпуск (1862), а потом вовсе закрыт журнал Н. Некрасова «Современник» (1866 год). Полностью всю поэму поэт успел опубликовать в 1864 году. В ней он показал, что хотя крестьянский быт был мучителен и тяжел, но они сами полны духовных сил. Сейчас мы рассмотрим поэму «Мороз, Красный нос» Некрасова. Краткое содержание начинается.
Печальные слова сестре
Поэт объясняет причины, по которым он редко и неохотно пишет: «Я устал бороться с препонами жизни, которые ее отравляли. Преграды прошли мимо благодаря молитвам любимой сестры». Затем поэт вспоминает их сад, в котором отец посадил дуб, а матушка — иву, на которой начали вянуть листы, когда ночью маман умирала. Сейчас, когда он пишет поэму, за окном у него летит крупный, как слезы, град. В Петербурге не плачут только камни, подсказывает поэту сердце, изнывающее тоской. Он пишет новое произведение, в котором мы зримо представим картину крестьянской жизни, читая краткое содержание «Мороза, Красного носа» Некрасова. Произведение поэт разделил на две части.
Женская доля
В жизни русской крестьянки есть три страшные доли: быть обвенчанной с рабом, стать матерью раба и до конца жизни ничем не перечить рабу.
Но остались еще на Руси величавые славянки.
Строгие, они цветут, удивляя всех своей красотой, к которой не липнет грязь. Они ловко справляются с любой работой, никогда не сидят без дела. Они редко улыбаются, но если посмотрят — «рублем подарят». Но в праздники они отдаются радости всей душой, и слышится их сердечный смех, которого ни за какие деньги не купишь. Такая женщина, которую только незрячий не увидит, спасет в любой беде. Она не жалеет нищих, так как считает, что они сами ленятся работать. Семья у неё всегда ухожена, нужды не испытывает: на столе всегда вкусный квас, дети сыты и здоровы, на праздники всегда наготовлено больше, чем в будни. Такой была и Дарья, вдова Прокла. Так продолжается поэма Некрасова «Мороз, Красный нос», краткое содержаниекоторой мы пересказываем.
Русские крестьянки
Продолжаем описывать краткое содержание. Некрасова («Мороз, Красный нос») всегда привлекали русские крестьянки. В своих произведениях он восхищался их силой, выносливостью, смелостью. Есть три тяжкие доли: повенчаться с рабом, покоряться до гроба рабу и быть матерью раба-сына. Все это выпало на долю русской крестьянки. Однако, несмотря на страдания, в русских селениях есть женщины, к которым грязь будто не липнет. Эти красавицы цветут на диво миру, ровно и терпеливо вынося и холод, и голод, при этом оставаясь во всякой одежде красивыми, а в работе — ловкими. Они безделья не любят по будням, но в праздники их лицо озаряется веселой улыбкой и таким сердечным смехом, какого не купишь за деньги. Женщина на Руси войдет в горящую избу, остановит на скаку коня. В ней ощущается и строгая дельность, и внутренняя сила. Русская крестьянка уверена, что ее спасение заключается в труде. Поэтому она не жалеет гуляющего без дела убогого нищего. Ей сполна воздается за труд: семья крестьянки не ведает нужды, дети сыты и здоровы, хата всегда тепла, к празднику есть лишний кусок.
Думы и сон Дарьи
Начинается вторая часть поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос». В лесу Дарья нарубила столько дров, что не довезти на санях. Работая, Дарья ни на секунду не забывала о муже, разговаривала с ним, беспокоилась о будущем единственного сына Гришеньки, представляла, какой красавицей вырастет их Машенька, сколько теперь дел ляжет на плечи ей одной, и подмоги ждать теперь не от кого. От усталости и горя она прислонилась к высокой сосне. Вот тут-то ее и находит хвастливый воевода Мороз. Он зовет Дарью в свое царство. Дважды отказывает ему вдовица, но когда хитрец притворяется Проклом, Дарья застывает в заколдованном вечном сне. Только белка роняет комочек снега на несчастную женщину, которая оставила круглыми сиротами своих детей.
Некрасов, «Мороз, Красный нос»: главные герои
Дарья — та самая славянка, которой восхищается в первой части своего произведения автор. Поэма «Мороз, Красный нос» Н. Некрасова подробно описывает этот образ.
Испробовав все способы спасти от горячки умирающего мужа, она идет в дальний монастырь за чудотворной иконой. Эта дорога не проста — десять верст лесом, где есть и волки. Но даже икона, за которую она заплатила последние деньги, не вернула ей любимого друга. После его похорон, усталая, она уходит в лес за дровами, где никто не увидит ни ее горя, ни слез — она по-прежнему горда. Душа, истомленная тоской, у нее надрывается. В ней происходят перемены. Забывая о детях, она думает только о муже. Замерзая с улыбкой в счастливом сне, она видит летний солнечный день, когда они с мужем дружно работали.
Прокл, который только что ушел из жизни, был кормильцем и надеждой семьи.
Трудолюбивый и предприимчивый, он трудился весь год: весной, летом, осенью — на земле, а зимой — на извозе. Его, статного, самого сильного, приветливого и дружелюбного, внимательного к жене, детишкам и родителям, уважала вся деревня.
Анализ поэмы Мороз, Красный нос сочинение
Поэма А.Н. Некрасова «Мороз, Красный нос» о тяжелой крестьянской жизни. Автор описывает её без прикрас, освещая все проблемы крепостных. Как и во многих своих произведениях, писатель воспевает образ простой русской женщины. Красивые и сильные, у них и в работе всё ладится, и в праздники от них глаз не отвести. У таких женщин в доме всегда чисто и тепло, а дети здоровы, чисты и накормлены.
Такой и была молодая вдова Дарья. Жила она со своим мужем и двумя детками. И всё у них было ладно. Муж занимался извозом. Этим он зарабатывал на жизнь. Однажды, зимой, он сильно простудился. Как ни старались родные вылечить Прокла народными средствами, муж Дарьи не выздоровел.
Безутешное горе пришло в дом Дарьи. Мать Прокла привезла гроб. А его отец должен выкопать для него могилу. Вдова шьёт саван для покойного. Шьёт и роняет на него горькие слёзы. Родня обряжает покойного. Гроб повезёт на погост лошадка, которая при жизни своего хозяина была ему верной помощницей в работе.
Проводили в последний путь Прокла. Дарья не в себе. Придавило её горе. Теперь вся тяжесть ляжет на её плечи. Нужно будет о детках малых заботиться. И о родителях Прокла, оставшихся без сыновней поддержки.
Вернувшись домой с кладбища, Дарья обнаружила, что в доме холодно, а дров совсем нет. Недолго думая, вдова снова запрягает лошадь и отправляется в лес за дровами. И, только зайдя в лес, в этой морозной тишине она вдруг полностью осознала масштабы потери. И стала она плакать и звать на помощь своего Прокла. И вспомнился ей давешний сон. Она видела себя летом, посреди ржаного поля. Целое море спелой колосистой ржи. И нужно эту рожь жать. И зовёт Дарья на помощь своего супруга. Но он к ней не пришёл. Так и осталась Дарья одна на том поле.
Только теперь Дарья понимает, что сон был вещим. Что осталась она одна-одинёшенька и помощи ей в её непосильном труде ждать неоткуда. Как будет она управляться одна со всей свалившейся на неё работой, она не ведает. Каково ей будет одной заботиться о детях и каково ей одной будет долгими зимними вечерами, лучше и не думать.
Уснула Дарья под сосной и замёрзла. А вместе со смертью к ней пришло облегчение, освобождение от непосильной ноши.
Н.А. Некрасов, «Мороз, Красный нос»: анализ
Крестьянскую жизнь Некрасов знал прекрасно: быт, несчастья, радости, изматывающая работа, короткий отдых, редкие праздники описаны в поэме. Большую часть своего стихотворения «Мороз, Красный нос» Некрасов отдал русской женщине. Ему примерно в эти годы вторил Тютчев, описывая в коротком стихотворении, как мелькнут и исчезнут навсегда лучшие годы русской женщины под серым небом в безымянном краю.
Однако Н. Некрасов увидел в ней огромные скрытые возможности, которые с любовью описал: величавость и гордость, трудолюбие и верность, жертвенность ради счастья и здоровья близких и сопротивление всем обстоятельствам до конца сил.
Кульминация поэмы — ее часть, в которой погибает Дарья. А главная идея — внутренняя и внешняя красота героини. Возвышенная песнь простой крестьянской женщине исполнена Н.А. Некрасовым безупречно.
(Иллюстрация: Геннадий Целищев
)
Анализ стихотворения «Мороз, Красный нос». Образ «Мороза-воеводы»
Идеальный царь
Н. А. Некрасов в своем творчестве больше писал о жизни людей, их взаимоотношениях и тяготах бедняцкого существования. Обращаясь к описанию природы, автор стремился подчеркнуть ее величественную красоту, безмятежность и порядок во всем. Для наиболее яркого представления некоторых персонажей в своих произведениях, автор использовал описание пейзажей и наделял их образами. В стихотворении «Мороз-воевода», Некрасов описывает зимнюю природу и ее красоту, наделяя главного героя волшебными силами, который по мановению волшебной палочки может сделать все.
Для изображения «Мороза-воеводы», поэт олицетворяет его в образе живого существа, который выполняет много действий: «пойду, построю, задумаю, упрячу, идёт, шагает, трещит”. Причем большинство его действия сильно преувеличены, это указывает на представление сказочного героя. В образе Мороза-воеводы, автор показывает сильного и властного хозяина, который шагает по своим владениям. На его появление природа реагирует с радостью и любовью, для этого используется олицетворение: «яркое солнце играет в косматой его бороде».
Эпитет «косматая борода» и «солнце играет», придают образу хозяина зимы особый колорит и нежные отцовские чувства, которые возникают между умудренными жизнью взрослыми и совсем маленькими детьми. Он рачительный хозяин, который очень тщательно следит за порядком в своих владениях, всему уделит свое внимание, ничто для него не является мелочью — все важно, все ценно. «Мороз-воевода» изображен всемогущим, сильным и суровым. Он представлен героем былины, который охраняет свою землю, борется с врагами. Владения свои он обходит с «палицей», что еще больше подчеркивает в нем былинного богатыря.
Автор для описания песни, которую поет Мороз-воевода, использует эпитет «хвастливую песню поет», этим он подчеркивает, что сила богатыря действительно сказочная, а эпитет «удалую песню» говорит о том, что это нужный герой, удалой во всем и тем самым одобряет его поступки. Мороз-воевода представлен богатым и не жадным хозяином: «богат я, казны не считаю, а всё не скудеет добро». Выражение «не скудеет добро» созвучно с народным обобщением «не скудеет рука дающего». В этом произведении, Некрасов представил образ желанного героя для своего народа.
Анализ «Мороз, Красный Нос» Некрасов
«Мороз, Красный Нос» Некрасов
«Мороз, Красный Нос» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.
Крестьянская тема красной нитью проходит через все творчество Николая Алексеевича Некрасова. Жизнь простого народа, его быт, радости и несчастья, тяжелая работа и короткие мгновения отдыха были хорошо известны русскому гуманисту. Не отошел Некрасов от своих литературных предпочтений и в поэме «Мороз, Красный Нос», которую написал в 1863 году и посвятил любимой сестре Анне.
Шестидесятые годы XIX века – сложный период в истории Российского государства. Обстановка в стране оказала свое влияние и на литературную жизнь. Революционное движение пошло на спад, в рядах демократов преобладали скепсис и уныние, вера в народные силы и крестьянский бунтарский дух серьезно пошатнулась, русская интеллигенция испытывала растерянность и мощное давление реакционных сил.
Скорее всего, эти обстоятельства и подвигли Николая Алексеевича к созданию поэмы, в которой были показаны лучшие черты людей из народа и четко обозначен огромный нравственный потенциал русской женщины.
Структура произведения «Мороз, Красный Нос» предельно проста, как и жизнь крестьянской семьи. В первой части поэмы Некрасов в деталях описывает похороны Прокла и горе его родственников в связи с потерей кормильца. Вторая часть поэмы полностью посвящена жене Прокла Дарье, которая и является главной героиней произведения.
Николай Алексеевич глубоко и детально изучил крестьянский быт, что особенно ярко продемонстрировал в первой части поэмы. Вечер накануне похорон Прокла и скорбная крестьянская процессия утром следующего дня отчетливо предстают перед глазами читателя. Становится понятно, что так приходилось хоронить многих крестьян. Особенно было тяжело проводить похороны зимой, что хорошо видно на примере отца Прокла. Убитый горем старик вынужден с огромным трудом копать в мерзлом грунте могилу для любимого сына.
Но в целом все персонажи поэмы, включая покойного Прокла, выписаны Некрасовым сдержанно, без особых эмоций. Они не должны были затмить образ главной героини произведения – «величавой славянки» Дарьи. Для этой женщины писатель не пожалел ни красок, ни сравнений, ни восторгов.
Во внешнем облике крестьянки воплотились представления народа о настоящей красавице, ее удивительно правильных чертах лица и крепком здоровом теле. Но героиня поэмы обладает также огромным душевным потенциалом. Верность, трудолюбие, стойкость, любовь к своей семье и готовность жертвовать ради здоровья и счастья родных – естественные и неотъемлемые качества Дарьи. Достаточно вспомнить, что эта женщина темной морозной ночью пошла за десять верст в монастырь, чтобы на последние средства выпросить у монашек чудотворную икону для спасения мужа.
Даже в самых сложных жизненных ситуациях Дарья не теряет надежду изменить жизнь к лучшему, сопротивляется невзгодам до последних сил. Но силы эти, к сожалению, не беспредельны. Поэтому судьба героини предопределена заранее, она очень типична для русских крестьянок девятнадцатого века: замужество, рождение и воспитание многочисленных детей, работа в поле и по дому, самый тяжелый и черный труд.
Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая – быть матерью сына раба, А третья – до гроба рабу покоряться.
Дарье повезло лишь в том, что она избежала обязанности «до гроба рабу покоряться». Отношения с мужем Проклом сложились на удивление счастливо. Супруг любил Дарью сдержанно и немного сурово, что характерно для большинства крестьянских семей того времени. В тяжелой работе Дарья всегда была не только помощницей, а и верным другом, опорой, на которой держалась вся родня. В семье росли сын и дочка, а весной Дарья должна была родить третьего ребенка. Супруги мечтали о том, как красиво будут женить старшего сына.
Тяжелый труд и многие жизненные неурядицы переносить было легче, когда в семье царили искренние чувства и взаимопонимание. Дарья свято верила, что трудолюбие – залог счастливой жизни. Но тяжелая болезнь, которая настигла Прокла, унесла его в могилу. Похоронив любимого мужа, женщина не пала духом и не сломалась. Она взвалила на себя гораздо больше тяжелой работы, чем раньше. Проводив Прокла в последний путь, Дарья хотела приголубить осиротевших детей, но нужно было ехать в лес за дровами, чтобы ребята не замерзли в холодной избе.
Кульминацией поэмы является ее вторая часть, в которой погибает сама героиня. Здесь Некрасов больше места уделяет воспоминаниям Дарьи о прошлой жизни с любимым мужем, ее душевным переживаниям. Явь, сны и видения героини переплетаются и сливаются в одно целое. Лишь заехав в лес и оставшись наедине с собой, Дарья дала волю своим чувствам. Она звала мужа, голосила, говорила с ним, словно Прокл был жив. Женщина вспомнила летний сон и поняла, что он был вещим. Во сне Дарья оказалась среди огромного поля ржи. Сколько не звала она мужа на помощь, Прокл не пришел, как и сейчас.
Но Дарья не сдавалась. Она нарубила полную повозку дров и уже собралась уходить, как столкнулась с силой мистической – Морозом-воеводой. Хозяин зимы предлагал ей невиданные дары, свое царство, дворец, а также прекращение страданий, забвение, небытие и спокойствие. Но Дарья, замерзая до потери сознания, огромным усилием воли воскрешала воспоминания о прожитой жизни. Какой бы тяжкой она не была, но все же очень дорогой для женщины. В последнем жизненном бою Дарья не утратила силы духа, она проиграла битву со стужей с достоинством русской женщины. С той же покорностью, с которой крестьянка переносила все житейские удары, она вела свой последний диалог с Морозом–воеводой.
Вспоминая прожитую жизнь, Дарья пеклась не о себе, а о любимых детях, которых оставила в доме соседки. Полная отдача и самопожертвование ради родных – еще одна важная черта русской крестьянки. В образе Дарьи автор поэмы в полной мере раскрыл потенциал славянской женщины. Эта внутренняя и внешняя красота главной героини является идеей поэмы «Мороз, Красный Нос». Торжественный гимн простой русской женщине Некрасов исполнил блестяще.
Россиянка погибла во время восхождения на вулкан Фудзи в Японии. По предварительным данным, на девушку упал камень — в результате чего она получила травмы головы и грудной клетки, от которых впоследствии скончалась. После происшествия представители местных властей временно ограничили восхождение на Фудзияму, чтобы определить причины трагедии. Отмечается, что следов обрушения горной породы выявлено не было.
Гражданка РФ погибла во время восхождения на самую популярную гору Японии — Фудзияму. По данным агентства «Киодо», 26 августа 29-летняя жительница Самарской области Анна Дубровина поднималась на знаменитый вулкан вместе со своим мужем — японцем.
Восхождение пара начала еще накануне вечером. Когда им оставалось дойти всего 200 метров до вершины, на девушку внезапно упал камень. От полученных травм головы и грудной клетки она впоследствии скончалась.
Позже информацию о гибели девушки подтвердили в посольстве Российской Федерации в Японии. «Посольство поддерживает постоянный контакт по этому вопросу с полицией и родственниками погибшей, держит ситуацию на контроле», — рассказали в диппредставительстве РИА «Новости».
После известия о трагической смерти туристки представители местных властей и полиции внимательно обследовали место происшествия. Тем не менее обнаружить следов обрушения горных порог им не удалось. Защитная сетка на склонах также не была повреждена.
Несмотря на это с 8.30 26 августа по местному времени самый популярный среди туристов маршрут восхождения на Фудзи был временно закрыт. Такое распоряжение выпустили власти города Яманаси, к территории которого относится эта сторона вулкана.
«Был закрыт путь восхождения от дома, где останавливаются и отдыхают альпинисты, до вершины горы. Причина этого в том, чтобы выяснить обстоятельства происшествия, которые на тот момент были неясны», — сообщил РИА «Новости» Манабу Сакурада из отдела по контролю за состоянием дорог по пути восхождения на гору.
По его словам, сотрудники отдела также тщательно проверили безопасность пути восхождения. Работы были завершены уже через несколько часов — в 18.00 по местному времени путь к вершине вновь был открыт, уточнил собеседник агентства.
Для того, чтобы туристы не выходили на склоны горы, нарушая границы уже существующего маршрута, специалисты также оградили его специальными канатами. По словам Сакурада, ранее туристы никогда не погибали на Фудзи от падения камней.
Несмотря на отсутствие трагических случаев восхождение на Фудзи считается довольно опасным развлечением среди туристов. Как рассказал порталу «ПроГородСамара» Михаил Звездин, ранее совершавший восхождение, на протяжении всего пути там установлены таблички «Опасайтесь падающих камней».
Высота Фудзи составляет 3,8 тыс. метров. Этот вулкан считается священным среди японцев. Согласно местным легендам, подняться на вершину может только «настоящий герой». Тем временем каждый год в течении двух летних месяцев, когда гора открыта для посещения, восхождение совершают десятки тысяч туристов.
В начале августа еще одна россиянка погибла во время камнепада — только в горах Усть-Коксинского района Республики Алтай. Как сообщали в региональном управлении Следственного комитета, женщина приехала совершать восхождение в составе группы туристов из восьми человек из Екатеринбурга. По данным следствия, 2 августа все альпинисты зарегистрировались в республиканском МЧС и отправились в путь. Спустя четыре дня во время спуска они решили остановиться у озера Дяраш-Кел. Там их и застиг камнепад.
В результате инцидента серьезные травмы получила только одна туристка. С места происшествия ее забрал вертолет спасателей, однако она умерла до прибытия в больницу. Следователи проводят проверку по факту смерти женщины.
В мае 2019 года стало известно о гибели семерых туристов из Новосибирска, попавших под лавину в горах Алтая. По данным республиканского ГУ МЧС, выжить смогли только две участницы группы, которые и сообщили о случившемся. Инцидент произошел еще утром 6 мая, однако известно о нем стало только спустя два дня – к этому времени выжившие смогли добраться до ближайшего населенного пункта. Девушкам пришлось пройти 36 км пешком, прежде чем они смогли увидеть людей.
Как рассказал сайту kp.ru Василий Коваль, маршрут для похода планировался четвертой категории сложности, поэтому неопытных туристов в него не брали. Сам мужчина также должен был пойти с группой, однако не смог из-за работы.
Коваль также отметил, что в этом походе туристы планировали посетить несколько вершин. При этом двигались они по графику несмотря на трудность тропы. В сети был опубликован путь альпинистов. Они продвигались по Южно-Чуйскому хребту Горного Алтая.
«Это трагедия, от которой, к сожалению, в горах не застрахованы даже опытные альпинисты», — отмечал в свою очередь врио главы республики Олег Хорохордин.
Если рассматривать земную жизнь как конец всему, то боль, печаль, неудачи и быстротечность жизни покажутся сущим бедствием. Если же мы взглянем на жизнь как на нечто вечное, протянувшееся из предземного прошлого в вечное будущее, которое наступит после нашей смерти, то все, что с нами происходит, встанет на свое место и обретет верную перспективу.
Разве нет мудрости в том, что Он дает нам испытания, чтобы мы смогли подняться над ними, обязанности, чтобы мы смогли чего-то достигнуть, работу, чтобы укрепить наши мышцы, горе, чтобы испытать наши души? Разве искушения посылаются нам не для проверки наших сил, болезни – не для того, чтобы научиться терпению, а смерть – не для того, чтобы мы могли обрести бессмертие и славу?
Если бы все больные, за которых мы молимся, были исцелены, все праведники были под надежной защитой, а все нечестивцы истреблены, тогда весь план Отца свелся бы к нулю, а главный принцип Евангелия – свобода выбора – перестал бы существовать. Ни одному человеку не пришлось бы жить верой.
Если бы радость, мир и награда мгновенно становились уделом человека, делающего добро, тогда злу не нашлось бы места: все стали бы делать добро, но не потому, что это правильно – поступать хорошо. Не существовало бы ни испытания на прочность, ни развития характера, ни приращения сил, ни свободы выбора; был бы только сатанинский контроль над людьми.
Если бы на все молитвы немедленно приходил ответ, потакающий нашим эгоистичным желаниям и сообразующийся с нашим ограниченным пониманием, то было бы мало или вообще не было бы страданий, горя, разочарования и даже смерти, а если бы не было всего этого, то не было бы и радости, успеха, воскресения, равно как и вечной жизни и Божественности.
«Ибо необходимо, чтобы противоположность была во всем. Иначе же… не существовать ни праведности, ни нечестию, ни святости, ни печали, ни добру, ни злу” (2 Нефий 2:11).
Нам, людям, свойственно желание исключить из своей жизни физическую боль и душевные муки, обеспечить себя постоянным покоем и комфортом, но если бы нам удалось закрыть двери для горестей и бед, мы бы лишили себя самых лучших друзей и благодетелей. Именно страдание способно сделать людей Святыми. В страдании они учатся терпению, выдержке и самообладанию.
Я люблю эти строки из гимна «Крепка, о Святые, основа основ” –
Когда через воды пройти призову,
Печали поток одолеть помогу.
Я буду с тобой, чтобы благословлять,
В страданьях глубоких тебя укреплять. (Гимны, №39.)
Старейшина Джеймс Э. Талмейдж писал: «Никакая боль, перенесенная мужчиной или женщиной на Земле, не останется без награды, если переносить ее… с терпением”.
С другой стороны, эти трудности могут сокрушить нас, если мы проявим слабость и поддадимся желанию жаловаться и критиковать.
«Никакое наше страдание, никакое испытание не пропадает зря. Оно способствует получению нашего образования, развитию таких качеств, как долготерпение, вера, стойкость и смирение. Все, что мы переносим, и все, что мы выдерживаем, особенно если мы делаем это с терпением, созидает наш характер, очищает наше сердце, расширяет нашу душу и делает нас более нежными и милосердными, более достойными того, чтобы называться детьми Божьими… и как раз через скорби и страдания, тяжелый труд и горе мы получаем то образование, за которым мы пришли сюда и которое сделает всех нас более похожими на наших Небесных Отца и Мать” (Орсон Ф. Уитни).
Некоторые люди, наблюдавшие физические страдания и бесконечные неизлечимые боли своих близких, становятся ожесточенными. Есть и те, кто обвиняют Господа в жестокосердии, безразличии и несправедливости. Мы так некомпетентны, чтобы судить!…
Сила священства безгранична, но Бог мудро установил для каждого из нас определенные ограничения. Я могу развивать силу священства по мере совершенствования своей жизни, но все же я благодарен за то, что, даже используя священство, я не могу исцелить всех больных. Я мог бы исцелить и тех, кому надлежит умереть. Ведь я мог бы избавить от страданий людей, которым надлежит страдать. Но боюсь, что тогда я нарушил бы планы Бога.
Если бы я обладал безграничной силой, но мое видение и понимание были все так же ограничены, то я мог бы спасти Авинадея от пламени, когда его сжигали заживо, но при этом нанес бы ему непоправимый вред. Он умер как мученик и получил награду мучеников – возвышение.
Я, наверное, защитил бы Павла от его горестей, если бы сила моя была безгранична. Я, конечно, исцелил бы его от «жала во плоти” . Но, поступая так, я мог бы помешать программе Господа. Трижды Павел возносил молитвы, прося Господа удалить из него это «жало”, но Господь не удовлетворил его прошение . Павел мог пасть много раз, если бы был красноречив, красив собою и свободен от того, что заставило его смириться…
Боюсь, что если бы я был в тюрьме Картиджа 27 июня 1844 года, то отклонил бы пули, попавшие в Пророка и Патриарха. Я мог бы спасти их от страданий и мучений, но тогда они не претерпели бы мученическую смерть и потеряли бы свою награду. Я рад, что мне не пришлось принимать такое решение.
Имея такую безудержную силу, я, конечно, захотел бы защитить Христа от мучений в Гефсиманском саду, от оскорблений, тернового венца, издевательств на суде и от физических страданий. Я позаботился бы о Его ранах, и исцелил бы их, и дал бы Ему прохладительную воду вместо уксуса. Но если бы я спас Его от страданий и смерти, мир лишился бы Его Искупительной жертвы.
Я не посмел бы взять на себя ответственность вернуть к жизни моих близких и любимых. Сам Христос признавал различие между Своим желанием и волей Отца, когда просил, чтобы чаша страдания миновала Его. Он тогда добавил: «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет” 7.